10 способов помочь ребёнку справиться с тревожностью

Старайтесь сделать так, чтобы период стрессового ожидания был коротким

Когда мы чего-то боимся, труднее всего ощущается именно тот период ожидания, который предшествует самому делу. Родителям важно проследить, чтобы такие периоды были как можно более короткими — например, если ребёнок нервничает по поводу похода к врачу, не стоит обсуждать его задолго до посещения.

Подростку нужно понять и принять, что он не всегда сможет держать свои мысли под контролем

Подростку в обязательном порядке нужно принять тот факт, что его мысли далеко не всегда можно будет контролировать. Он должен понимать, что навязчивые идеи иногда появляются сами по себе. Из-за различных реакций, а также переживаний. И различных видов ассоциаций. 

Соответственно, попытки не допустить появления навязчивых мыслей насильно могут спровоцировать серьезные проблемы. Иногда тинейджеру необходимо просто принять ту или иную мысль. Дать возможность соответствующим идеям присутствовать в жизни. При этом, не пытаться держать их под тотальным контролем.

Цель не в том, чтобы избавиться от беспокойства, а в том, чтобы помочь ребенку справиться с ним

Конечно, никто не хочет, чтобы ребёнок был несчастным, но лучший способ помочь детям преодолеть тревогу — не пытаться удалить стрессоры, которые её вызывают, а освоить, как справляться с ними. Это поможет детям научиться терпеть чувство беспокойства и действовать вне зависимости от него — так, тревога со временем уменьшится или вовсе исчезнет.

Почему возникают неприятные навязчивые мысли?

Психологам на 100% неизвестно, как именно возникают те или иные навязчивые мысли. Согласно одной из теорий, подобное явление говорит о том, что у человека имеется проблема в определённом аспекте собственной жизни. Например, наличие стресса из-за работы.

Вспомните, сколько раз вы лично сомневались в том, что выключили плиту или утюг, когда покидали дом. При этом, подобные размышления по мнению психологов – бесполезны и даже тлетворны. Потому, что они не дают возможности решить, как действовать в реальных ситуациях, с которыми вы сталкиваетесь в течение дня.

Объясните тинейджеру, что действительно перестать думать о плохих мыслях – довольно сложно

Многим кажется, что избавиться от подобной проблемы навязчивых мыслей – очень просто. Мол, здесь всего-то нужно переключиться на что-нибудь другое. И мысль пройдет. Однако, если бы все было так просто, психологи были бы не нужны.

К сожалению, наш мозг работает с точностью наоборот. Чем больше мы пытаемся забыть навязчивую мысль, тем больше наше сознание думает о ней. И тем крепче оно впивается в нее. 

Например, если вам сказать “Не представляй слона розового цвета”, то вы его сразу же нарисуете в голове. Самое главное – дать понять тинейджеру, что подобные мысли бесполезны. Они не приносят пользы. И не приводят к поиску решения. Как следствие, подобные мысли могут негативно сказаться на качестве работы тинейджера. 

Чтобы избавиться от определенной навязчивой мысли, подростку необходимо воспользоваться несколькими шагами:

  1. Распознать шаблон того или иного мышления.
  2. Записать определенную мысль на бумаге.
  3. Продумать, как он будет решать ту или иную проблему. 
  4. Принять, что мысли могут быть обособленными.
  5. Использовать медитацию, а также осознанное мышление.
  6. Если ничего из вышеперечисленного не помогает, то пойти к доктору.

Теперь рассмотрим каждый из шагов отдельно. И остановимся на них подробно.

Почему дети испытывают тревогу?

Дети постоянно сталкиваются с чем-то новым, и это может внушать им беспокойство. Данный процесс совершенно нормален до тех пор, пока эта тревога не становится постоянной. Если дети со страхом реагируют на всё новое и склонны к всевозможным переживаниям, это может говорить о хронической тревожности.

Часто у тревожных детей возникают проблемы с тем, чтобы замечать мысли, которые их беспокоят. Для этого им нужна помощь и поддержка родителей — дети учатся преодолевать тревожные моменты благодаря тому, как вы их тренируете. И в будущем, сталкиваясь с непростыми ситуациями, они будут чувствовать себя более уверенными.

Бывает, что родители, предвосхищая страхи ребёнка, пытаются оградить его от них. Когда дети страдают хронической тревожностью, родители могут попасть в отрицательный цикл и только усугубить проблему. Поэтому вести себя в таком случае стоит очень осторожно и внимательно.

Подростка преследуют навязчивые мысли и страхи. что делать? вы спрашиваете — «мел» отвечает

Каждый из нас порой испытывает чувство тревоги. Это естественная эмоция, которая сигнализирует о приближении возможной опасности. Но иногда тревога становится преувеличенной, нездоровой, может сопровождаться негативными мыслями. С чем это связано и как бороться? Разбираемся вместе с подростковым психологом Оксаной Миропольской и детским психиатром Натальей Трофимовой.

Вопрос. Мне 17, уже около года меня преследуют навязчивые страхи. Например, когда я говорю с человеком, в голове на ровном месте может появиться мысль: «Если ты сейчас скажешь так, а не по-другому, то произойдет что-то плохое». Появляется тревога. Чтобы убрать предчувствие надвигающейся беды, я говорю так, как диктует мне мой мозг. Но последние две недели возникают мысли, которые не имеют логических обоснований и предпосылок. Например, навязчивая мысль сказать гадость близкому человеку, написать ему, что мы расстаемся, заявить, что я его не люблю. Хотя это совсем не так, я этого не хочу. Мысли возникают внезапно и на пустом месте, а вместе с ними — сильная тревога, которая держит меня долго. Что делать?

Оксана Миропольская, психолог:

То, что вы описываете, действительно похоже на навязчивые мысли, которые, в свою очередь, порождают много тревог и страхов.

Очевидно, что у вас много неосознанных сильных чувств и эмоций, в том числе и негативных: агрессия, страх, стыд, вина. Они возникают как реакция на жизненные ситуации и проблемы, которые вы не в состоянии вынести, проработать на психоэмоциональном уровне. Например, вас обидел молодой человек, но вы не хотите выяснять отношения и ссориться. И в результате не проясняете неприятную ситуацию, а заталкиваете свои переживания поглубже. Или, например, вас отругали родители за плохие оценки, но вы не стали с ними ничего прояснять, и в результате этих событий у вас возникает много чувств: обида, злость и переживания, которые вы прячете поглубже и не даёте им выхода. В результате чувств накапливается столько, что они сами находят выход в виде навязчивых мыслей, панических атак или психосоматики.

Также навязчивые мысли могут появиться в результате страха смерти, то есть страха за свою жизнь и жизнь близких.

Возможно, произошло событие, которое могло запустить или усилить этот страх

Очень часто подобные страхи и тревоги не имеют под собой реальной основы, поэтому с ними можно и нужно бороться, а не убегать. Как это сделать?

  • Разбираться со своими чувствами, признавать негативные эмоции, учиться их выражать конструктивно, то есть фактически развивать свой эмоциональный интеллект;
  • Минимизировать нагрузки и стресс, которые однозначно ведут к ухудшению состояния;
  • Убедиться, что с вашим гормональным фоном все в порядке: для этого нужно описать свое состояние педиатру или терапевту, а он, в свою очередь, направит вас к профильным специалистам и назначит анализы;
  • Не пугаться своих мыслей: чем больше вы пугаетесь и пытаетесь их игнорировать, тем больше они будут давать о себе знать;
  • «Разматывайте» страхи: «А чего я боюсь?», «Что самое страшное?», «Почему я боюсь?», «Что я могу сделать, чтобы мне не было так страшно и тревожно?»;
  • Проконсультироваться у психиатра или психотерапевта: возможно, вам необходима медикаментозная поддержка.

Наталья Трофимова, психиатр:

В зависимости от длительности состояния можно говорить о разных видах помощи. Для начала можно попробовать игнорировать мысли, затем воспринимать их спокойно. Это один из способов самопомощи. Но если ваше состояние ухудшается и нарушается качество жизни, то я рекомендую обратиться к специалисту, не обязательно платному –уверена, что у вас есть участковый психиатр. Это важно для того, чтобы не запустить состояние.

В таких случаях мы назначаем медикаменты, а потом отправляем к психологу. Обычно речь идет о препаратах группы антидепрессантов с противотревожным действием. Если говорить кратко, они нормализуют баланс нейромедиаторов в мозге. Именно нейромедиаторы в нашем организме помогают передаче информации от одного нейрона к другому. Их нехватка может вызвать депрессию или иные расстройства.

Вы понимаете всю абсурдность этих мыслей, но ничего не можете с ними сделать, так давайте попробуем пойти им наперекор. Сначала это вызовет ещё большую тревогу, но когда вы увидите, что ничего плохого не происходит, то убедитесь в их иррациональности. Поверьте мне: если вы не сделаете то, что диктует ваш мозг, ничего страшного не произойдёт.

Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Ответы будут опубликованы в порядке очереди в рубрике «Вопрос — ответ». Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).

За помощь в подготовке материала благодарим нашего стажера Лейлу Алиеву.

Изображение на обложке: Mary Long / shutterstock

Не избегайте вещей только потому, что они вызывают у ребёнка беспокойство

Если вы помогаете детям избегать того, что их тревожит, это поможет им почувствовать себя лучше, но только в краткосрочной перспективе. В долгосрочной тревога только усилится. Если ребёнок в неудобной ситуации расстраивается, начинает плакать — не для того, чтобы манипулировать, а просто потому, что он так себя чувствует — нужно не избавлять его от стрессовых ситуаций, а помочь справиться с ними, чтобы избежать повторения.

Еще про Тора:  Как сделать молот тора из дерева чертежи - Мой Тор

«страх хорошо продается»

Мама ищет. И часто – находит нечто пугающее.  Ее дополнительно невротизируют врачи, готовые выписывать анализы, лекарства, процедуры. Потому что, раз уж пациент пришел, его надо лечить.

Масла в огонь добавляют психологи. Сколько уже вышло статей с заголовками: «5 фраз, которые нельзя говорить детям», «10 поступков, которые нанесут ребенку травму» и так далее.

Это звучит отовсюду: будь осторожен, родитель! Шаг вправо, шаг влево, и ты все испортишь! В формировании нашей тревожности большую роль играет информация. Не зря ведь говорят: «меньше знаешь, крепче спишь».

Любопытный факт: когда я опрашивала мам после родов о том, есть ли у детей какие-то проблемы со здоровьем, подавляющее большинство, несколько сотен человек, отвечали «да» и называли, в общем-то, типичные для младенцев вещи – колики, срыгивания и так далее. Это просто этапы развития, но они воспринимаются тяжело, вызывают тревогу. Почва для страхов готова.

Сегодня информации слишком много. И с одной стороны это хорошо – мы предупреждены и вооружены. Например, недавно поисковый отряд «Лиза Алерт» стал активно информировать о том, что дети могут погибнуть в выгребных ямах. Мы можем учесть этот момент, избегать таких ям, закрыть их, следить за своими детьми.

Но иногда новостной фильтр настроен на такой тревожащий контент, что создается ощущение: везде ужас. Помните историю про няню, которая отрезала ребенку голову?

Если вдуматься, статистически это один случай на миллионы, но он прозвучал так ярко, и само по себе это так страшно, что мне до сих пор мамы говорят: боимся нанимать няню, а вдруг что-то случится? Понятно, что риск попасть, например, под машину, гораздо  выше, чем то, что няня отрежет голову, но люди боятся.

Страх хорошо продается. Журналисты это понимают, «происшествие с детьми» – это кликабельно. При этом, конечно, звучат слова о том, что необходимо распространять важную информацию.

Вот только люди по-разному с ней обходятся. Кому-то хоть и страшно, но это длится недолго – вот я проверил все, что могу сделать по этому поводу, исправил и успокоился. А тревожный человек просто не может отвязаться от этих мыслей, вплоть до проблем со здоровьем.

«Тревожность росла с количеством детей»
Светлана Соколова, трое детей, 3,7 и 11 лет:
«С третьим сыном я стала гипертревожной, потому что опыта банально больше. Хотя мне кажется, что я очень рациональная. Люблю инструкции и правила, мы в семье стараемся им следовать.
Когда дома появилась двухэтажная кровать, мы сразу договорились, что младший на «второй этаж» не лазает. В итоге средний сын однажды, зацепившись за опору, сорвался с высоты и сломал себе руку.
А младший падал с самоката и тоже ломал руку. После этого я изучила все окрестные дороги, и если знаю, что там выбоины, мы на самокатах не поедем.
Когда дети заболевают, я стараюсь читать о болезни в подробностях. Однажды это помогло спасти жизнь моему младшему сыну: после ветрянки у него начался менингит, и к счастью, я знала, что такие осложнения бывают, мы успели быстро вызвать «скорую».
Чтобы иметь возможность помочь своим детям, я прошла курсы по оказанию первой помощи. И даже в какой-то момент мечтала научиться самостоятельно интубировать – на случай, если будут трудности с дыханием. Муж смеется: ты бы могла!
Тревожусь ли я? Постоянно! Но говорю себе: делай что должно, и будь что будет. Считаю, что бездействовать все равно нельзя».

«я так и знала»

Случается, мама попадает в замкнутый круг тревог: она словно ждет очередного происшествия, и, когда это происходит, победно говорит: «Я так и знала».

Кажется, и ребенок готов откликаться на ее ожидания – словно бы намерено подкидывает самые разные поводы для беспокойства. Что тут можно сделать?

Если тревожность ситуативная – в ответ на какое-то происшествие, которое было у мамы или в ее ближайшем окружении, ребенок тут не при чем, это маме нужно поработать с психологом.

Например, мама ребенка-аллергика видела однажды у него сильный приступ, и теперь пытается обезопасить ребенка всеми возможными способами. Психолог поможет понять, что стоит за этими страхами.

Если тревожность – черта характера, все сложнее. Да, рано или поздно что-то обязательно случится, но относиться к этому можно по-разному. Кто-то скажет: бывает, а кто-то воспримет происшедшее как доказательство своей правоты: «я же говорила, я знала!

О чем стоит помнить? Наша тревога может останавливать инициативу ребенка. Если везде опасность, он это подхватывает и сам начинает бояться, не проявляет инициативу.

Поэтому, если даже маленькое происшествие с малышом усиливает у мамы чувство вины, беспокойство, это повод для работы с психологом.

Для тех, кто пока не может этого сделать, есть sos-методика, которую придумал венский психолог Виктор Франкл, работавший с навязчивыми состояниями.

Франкл предлагал доводить свои страхи и тревоги до абсурда, не избегать, а, напротив, максимально погружаться в них. В какой-то момент случится перелом, и напряжение снизится.

«Здесь и сейчас»


10 способов помочь ребёнку справиться с тревожностью
Быть собой

Цель этого упражнения — показать подростку, что значит присутствовать в настоящем моменте, и обучить его навыку возвращаться в это состояние по своему желанию.

Попросите ребенка обратить внимание, когда он действует на автопилоте. Замечает ли он свои действия, когда чистит зубы, умывается или играет во что-то? Поясните, что в некоторых ситуациях нам всем бывает полезно включить автопилот, но не стоит проводить в этом режиме всю жизнь.

10 способов помочь ребёнку справиться с тревожностью
Потренируйтесь ощущать вкус, запах, прикосновение. — Источник

. Постарайтесь продемонстрировать детям здоровые способы справиться с тревогой

Существует способ помочь детям справиться с тревогой, позволив им увидеть, как это делаете вы. Это будет полезно как ребёнку, так и родителям, ведь с постоянным чувством тревоги жить совсем не просто. Позвольте детям услышать или увидеть, как вы справляетесь с трудностями.

Бонус: один из рабочих лайфхаков по борьбе с тревогами.

Важно осознать, что тревожность — это своеобразный «голос в голове», и отделить его от своих собственных мыслей. Можно представить, что в голове играет расстроенный телевизор, который включает тревожные и неприятные программы. Если регулярно отлавливать его и говорить себе, что это просто фон, и к реальности и вашим собственным мыслям он отношения не имеет, со временем его станет всё проще и проще «заглушать», а то и «выключать». Будьте ментально здоровы!

Медитация перед сном

Это упражнение может быть полезным вечером, если ребенку сложно уснуть. Предложите ему вместо того, чтобы пытаться понять, почему он такой отстойный и почему его никто не любит, выполнить мысленное сканирование своего тела. Можете выполнять все действия вместе с ним.

Лежа на спине, вытяните руки вдоль тела. Сфокусируйте внимание на дыхании и на том, в какой именно области тела вы его чувствуете. Делайте медленные, глубокие вдохи и выдохи и на выдохе постарайтесь почувствовать, как ваше тело лежит на кровати. Расслабьтесь и отпустите все напряжение. Почувствуйте все свое тело целиком, затем сфокусируйте внимание на руках, ногах, корпусе, плечах, шее, голове.

Если замечаете напряжение в каких-то областях, начните представлять, что вдыхаете в ту область воздух и выдыхаете. На вдохе вы фокусируетесь на области напряжения, а на выдохе представляете, как напряжение покидает эту область. Помимо этого, если вы ощущаете напряжение в теле, постарайтесь сместить фокус как можно дальше с головы на ноги и ощутить их словно изнутри.

Выражайте позитивные, но реалистичные ожидания

Важно объяснять ребёнку, что его ожидания вполне реалистичные — например, провалить контрольную, оказаться объектом насмешек или не полюбить учёбу в школе. При этом стоит выразить уверенность, что с ним всё будет в порядке, он сможет справиться с этим.

Осознанный прием пищи

Предложите ребенку небольшой кусочек шоколада или любого другого лакомства и попросите изучить его, словно он видит в первый раз: цвет, форму, размер. Попросите поднести лакомство к носу и почувствовать его аромат. Затем попросите очень медленно положить кусочек на язык и начать так же медленно жевать, стараясь уловить малейший оттенок вкуса.

10 способов помочь ребёнку справиться с тревожностью
Добро пожаловать в настоящий момент! — Источник

Но жизнь — не коробка шоколадных конфет. Всегда будет возникать что-то, что ребенку не нравится, но он должен научиться осознавать и такие моменты тоже.

Еще про Тора:  Славянский бог Коляда. Славянский пантеон языческих богов. Казачий народ особо почитал Коляду | Журнал Ярмарки Мастеров

Попросите ребенка взять кусочек продукта, который ему не нравится. Например, оливку — многие в детстве их ненавидят. Попросите ребенка сделать все то же самое, что он делал с кусочком шоколада. Ребенку может не нравиться вкус, но он должен пройти через все этапы, отмечая, что он чувствует, когда ему что-то не нравится, а также как усердно мозг заставляет его остановиться и выплюнуть эту гадость. Это учит ребенка оставаться открытым разным ощущениям, даже не самым приятным.

Как справляться с неприятностями

Чувства, как и мысли, приходят и уходят. Не в наших силах сделать так, чтобы неприятности не случались, а реакция нашего мозга может еще больше усугубить ситуацию.

Схематически изобразите контур человеческого тела и попросите ребенка отметить, в каких областях он чувствует напряжение. Предложите ребенку составить список того, что вызывает у него стресс, например: экзамены, чувство, что его игнорируют, чувство, что он никому не нравится.

Если ребенок научится фокусироваться на физических ощущениях, а не на мыслях, он заметит, что чувства приходят и уходят: это не факты, это просто чувства. Что бы ни случилось, он не должен игнорировать или стараться подавить свои чувства — они никуда не денутся.

Уважайте его чувства, но не наделяйте их решающей силой

Если ребёнок боится идти к врачу и делать укол, очень важно не преуменьшать его страхи, но и не усиливать их ещё больше. Если вы хотите поучаствовать, помогите ему понять, о чём именно он беспокоится, и побудите противостоять своим страхам. Для многих детей очень важно знать, что родитель рядом и поможет им пройти через страшные моменты в их жизни.

Мысли — это не факты

Это упражнение можно было бы назвать «Наблюдение за облаками». Его суть в том, что ребенок должен наблюдать за своими мыслями как за скользящими над его головой облаками.

10 способов помочь ребёнку справиться с тревожностью
Мысли похожи на облака: они приходят, меняются и исчезают — Источник

Попросите его посмотреть, как движутся облака. Не важно, грозовые они или белые и пушистые, все они приходят и уходят. Предложите ребенку отнестись к мыслям в его голове как к облакам. Или как к радио: оно может быть на заднем плане, в фоновом режиме, но ему не стоит уделять внимание.

Это упражнение особенно полезно, когда в голову лезут мысли типа: «Я идиот. Я недостаточно хорош. Я никому не нравлюсь. (И — наша любимая!) Я отстойный». Пусть они звучат, но не нужно воспринимать их всерьез — это не более чем звуки. Не более чем пролетающие в небе облака. Они не могут навредить, если не дать им власть над собой.

Эти упражнения развивают осознанность — умение обращать внимание на свои ощущения. Они помогут сделать неприятные навязчивые мысли тише, снизить воздействие стресса, избавиться от тревожности. Расскажите о них подросткам.

По материалам книги «Быть собой»

Не задавайте наводящих вопросов

Поощряйте ребёнка рассказывать о своих чувствах, но старайтесь не задавать наводящие вопросы. Чтобы не подпитывать цикл беспокойства, просто задавайте открытые вопросы, иначе в голове будет бурлить ещё больше мыслей и тревог.

Не подкрепляйте страхи ребёнка

Если у ребёнка был негативный опыт общения с собакой или неудачный поход на каток, очень важно, чтобы родители не вмешивались и не вынуждали детей снова взаимодействовать с чем-то пугающим и не подталкивали их к определённому решению.

Призывайте ребёнка привыкать к своей тревоге

Дайте ребёнку понять, что вы цените труд, который требуется, чтобы справиться с тревогой. Со временем это чувство будет снижаться, если дети продолжат контактировать с источником стресса. Возможно, тревожность так и не исчезнет насовсем, но именно так преодолеваются страхи.

Обдумайте всё вместе с ребёнком

Иногда полезно поговорить о том, что произошло бы, если бы страх ребёнка сбылся — как бы он с этим справился? Так ребёнок сможет проговорить беспокоящие его вещи и объяснить, чего он действительно боится. А родитель, в свою очередь, может предложить пути решения проблемы. Для некоторых детей наличие плана может снизить неуверенность самым эффективным способом.

Детская патопсихология – “дурные” мысли и контрастные желания.

<<< Детская патопсихология   <<<
Неврозы у детей


“Дурные” мысли и контрастные желания

неврозы у детейЭто
весьма интересное психическое явление особенно смущало в свое время
священников. На исповеди глубоко верующий человек говорил сокрушенно,
что вопреки его воле, вопреки его убеждениям ему часто приходят
в голову кощунственные мысли относительно Бога! Исповедующийся жаловался,
что, отчаянно отгоняя такие мысли, он все же думает, что Бог “плохой”
и представляет себе Бога в непотребном виде. Лет двадцать тому назад
один десятилетний ребенок со слезами на глазах признался матери,
что у него “очень плохие” мысли о Ленине, хотя он любит
“дедушку Ленина” и учительница много раз рассказывала
в классе каким умным и добрым был Ленин. Нередко встречаются и дети
с жалобами на то, что, любя своих мать, отца, бабушку, брата или
сестру, они в то же время часто испытывают сильное, пугающее их
стремление сказать о них что-то чудовищное, грубое, оскорбительное,
“грязное” или даже ткнуть вилкой, ножом им в глаз. Однажды
мать грудного ребенка испуганно сообщила, что у нее неизвестно как,
неизвестно откуда и почему возникает желание бросить свое дитя с
балкона или под колеса трамвая.

А вот другой случай: девочка восьми лет испугана тем, что, сидя
на первой парте перед учительницей, которую уважает, в то же время
борется с острым желанием ткнуть ей в лицо шариковой ручкой или
произнести ругательство.

Мать девятилетнего мальчика испуганно и возмущенно жалуется: “Послушайте
его, доктор! Он вам расскажет что-то очень интересное, и я не понимаю,
что творится в его голове …”. А мальчик тихо и смущенно говорит:
“Да не хочу я этого, да не думаю я так, да я люблю маму, но
почему-то выколол ей на ее фотографии глаза, а сидя перед ней, хочу,
например, плеснуть ей в лицо горячий чай…”. И этот ребенок
сам, рассказав матери о своих странных мыслях и желаниях, попросил
ее срочно отвести его к врачу.

А все дело в том, что глубоко в подсознании того, кто склонен к
хульным мыслям и представлениям о Боге, угнездился подавленный,
погребенный в подсознании протест против Бога как против несправедливости
вокруг, когда возникает вопрос: “А где же Бог? И эпизодически
этот неосознаваемый протест проникает в сознание. А женщина, испуганная
странным, “непонятным” ей желанием бросить своё дитя с
балкона или под колеса трамвая, неосознаваемо желает от него избавиться!
Она неосознаваемо не приняла, не полюбила своего ребенка, он мешает
ей быть свободной, он повязал ее по рукам и ногам, он вызывает у
нее неосознаваемую досаду, так как мешает ей уйти от мужа к любимому
человеку… Вот и все тут. В хульных мыслях, в желании совершить
недопустимое выплеснулось неосознаваемое отношение к Богу, к ребенку,
а у девочки – к учительнице, а у мальчиков – к Ленину, к матери,
а еще у одного ребенка – к “дорогому братику”, которому
родители уделяют так много времени, обделяя вниманием старшего.

Ребенку говорят, что учительница учит его, что ее надо уважать,
любить, слушать. Он принимает это умом как истину, без сомнений,
сам думает так, сознательно относится к учительнице так, как ему
говорят. Но если учительница его обидела, испугала, была несправедлива
к нему, он воспринял и это. Воспринял как противоречащее внушаемому
ему, принятому сознанием, вытеснив все отрицательное в подсознание.
Там это отрицательное накапливалось, подпитывалось новыми отрицательными
впечатлениями, и вот иногда оно вдруг причудливо выплескивалось
желанием ткнуть в глаз учительницы ручкой.

В менее ярких случаях все это – контрастное отношение к кому-то
или к чему-то – проявляется в том, что вроде бы случайно толкнул
кого-то, толкнул “непонятно” почему так сильно или так
“неудачно” (а неосознаваемо – как раз очень удачно!),
что у человека травма. И так всегда случается при встречах именно
с этим “кем-то”. “Почему-то” игрушки брата,
взятые чтобы только поиграть с ними, оказываются сломанными. Мама
попросила помочь бабушке… Помог, но, как всегда, когда дело касается
бабушки неудачно, причинив ей ущерб. За всем этим – неосознаваемое
отношение к объекту агрессии, а контрастность таких действий, как
и мыслей, в том, что они противоречат позициям сознания. И неосознаваемо
ребенок кого-то не любит, а в сознании – положительное отношение
к этому лицу.

Причины же подобной раздвоенности нередко прозрачны, ясны, если
подобное уметь анализировать. Так, оказывается, что у мальчика,
испуганного возникновением у него злых мыслей о Ленине, с глубокой
неприязнью относился к Ленину дедушка, и время от времени эта неприязнь
прорывалась у него при внуке в резких замечаниях и оценках. Дед
думал о Ленине именно так, он осознанно не принимал Ленина. Внук
же думал о Ленине по-другому, но на неосознаваемом уровне принял
к нему отношение своего любимого дедушки. Ну а мама – это мама,
мальчик любит ее. Но мама изгнала из семьи его отца и привела “дядю
Колю”, она ласкова и весела с “дядей Колей”, часто
уходит с “дядей Колей” куда-то, а с ним, сыном, сурова,
требовательна, раздражается, когда он требует ее внимания, кричит
на него. И он любит маму, но время от времени ему хочется плеснуть
ей в лицо горячим чаем “непонятно почему”. А такое желание
возникает у него потому, что в его подсознании накопился протест.

Еще про Тора:  Ухом тату считается не только женским. Значение, кто наносит и ...

И все это – “высшая математика” психологии, но она доступна
для понимания каждому, она бесконечно поучительна, она – предостережение
многим, не думающим о своеобразных последствиях своих поступков
и отношений. Добавим, что сегодня, в детстве, эта “непонятные”
мысли и желания, завтра же, когда ребенок вырастет, это будет то
“непонятное” отношение к матери, когда звучит: “Не
знаю, доктор, что со мной происходит… Ведь я люблю свою мать,
понимаю, как много она для меня сделала, но как только я прихожу
к ней, у меня портится настроение, все у нее, в ней, в ее словах,
в словах хороших, нормальных, нестерпимо раздражает меня. И я ищу
малейший повод, чтобы побыстрее уйти от нее, а она обижается, переживает,
плачет…” Все это “непонятное” становится понятным,
как только вспомнишь, что есть подсознание и бесконечно важно, чем
и как оно было наполнено в детстве. И надо так говорить с ребенком,
так говорить при ребенке, надо так относиться к ребенку, чтобы в
его психике не было таких контрастных отношений.

Автор: В.И. Гарбузов

Интересное по теме:

Определите шаблон мышления

Перед тем, как начать избавляться от навязчивых мыслей, подростку необходимо определить, о чем именно он думает. Провести полную идентификацию мыслей. Для того, чтобы понимать, как с ними бороться.

Шаблоны мышления могут отличаться в каждом индивидуальном случае. Однако, некоторые мысли повторяются регулярно. Если определенная идея зацикливается в голове слишком часто, то это постепенно входит в привычку. Как следствие, тинейджер получает возможность регулярно заниматься накручиванием себя. И негативно влиять на собственное состояние.

Если тинейджер в ходе подобного самокопания начинает думать о чем-то слишком часто, то пусть не оставляет это дело без контроля. Его задача – обратить внимание на то, что он думает. И начать изучать ту или иную навязчивую мысль.

Для того, чтобы ему было проще справиться с проблемами, которые может спровоцировать регулярное ее прокручивание в голове. Исследовать навязчивые мысли очень важно. Поскольку с помощью этого действия тинейджер сможет осознать, как именно они возникают. Что их спровоцировало. И какую реакцию негативные мысли вызвали у тинейджера.

Отправьте подростка к психологу

К сожалению, справиться с навязчивыми мыслями самостоятельно можно далеко не всегда. Если в голове тинейджера регулярно крутятся определенные идеи, и он не может от них избавиться, то медлить не стоит. Лучше сразу отправиться к специалисту. 

Также, к психологу нужно идти, когда навязчивые мысли мешают спокойно жить. Когда ребенок из-за них не может полноценно выспаться. Когда у него постоянно плохое настроение. И когда он плохо себя чувствует. 

Иметь навязчивые мысли иногда – вполне нормально. Однако, если они проявляются на постоянной основе, то это плохой знак. Он может указывать на различные проблемы с психикой. Поэтому нужно действовать аккуратно. И не медлить с походом к врачу.

Подростку необходимо поразмыслить над решением проблемы

В отдельных случаях навязчивые мысли могут быть вполне обоснованы. И, чтобы избавиться от них, необходимо будет совершить конкретные действия. К примеру, если ребенок переживает о том, что забыл выключить утюг, то пусть позвонит вам. И, если вы дома, то пусть попросит проверить прибор. 

Если подростка гложет то, что определенный одноклассник грубо ему ответил, то он может снова завести с ним разговор. Начать конфликт. И добиться того, чтобы последнее слово было за ним. 

Самый простой способ побороть навязчивую мысль – справиться с тем, чего боишься, в реальной жизни. Поскольку это покажет, что проблема не такая серьёзная, как кажется на первый взгляд. А еще, она позволит с легкостью справиться с ситуацией.

Подростку нужно записать собственную навязчивую мысль на бумаге

Если подросток зафиксирует определенную навязчивую мысль в тетради или хотя бы в заметках смартфона, то она перестанет быть настолько цикличной. Она будет сформулирована в четкую фразу. Как следствие, станет крутиться реже.

Но на этом работа не останавливается. Подростку необходимо проанализировать себя. И попытаться понять, по какой причине появилась та или иная негативная мысль. Желательно расписать свою мотивацию к моральным страданиям максимально подробно.

Например, если подростка расстроил разговор со своим неприятелем в школе, то он может записать все так, как чувствует. То есть, “Я расстроился потому, что понимаю: мог ответить лучше”. Или “Я расстроен, потому что меня унизили перед всем классом”. И так далее.

Порекомендуйте тинейджеру медитировать и мыслить осознанно

Навязчивые идеи и мысли провоцируют у тинейджера стресс из-за того, что эмоции являются негативными. Соответственно, тинейджеру нужно медитировать. А также делать различные упражнения, в ходе которых он будет развивать осознанность.

В частности, медитация позволит подростку понять, в чем конкретно заключается проблема. И глубже определить природу своих переживаний, поняв, что является их первопричиной. Тинейджеру необходимо постараться понять, что ощущает его тело. А также разум. И все это за короткий период медитации.

Иногда, чтобы успокоиться, подростку необходимо всего лишь несколько минут подышать. В рамках них он должен делать глубокие вдохи и выдохи. Медленно. Считать до пяти, пока вдыхает воздух. И считать до пяти, когда выдыхает. Подобная медитация позволит слегка успокоиться. И избавиться от различных навязчивых мыслей.

Тревожные мысли подростка — 12 ответов психолога на вопрос №211792 | спросиврача

Здравствуйте! Объясните дочке, что мозг крутит то, что отзывается в ней сильными или устойчивыми эмоциями (плохими или хорошими), сейчас это страхи. Десять мыслей думать в один момент мозг не может, он фокусируется на одном, соответственно нужно осознанно выбирать на что направить мозг (вам же когда говорят вспомните как выглядит ваш первый учитель, мозг послушно выдает картинку), вот также осознанно дочка должна выбирать то, что приносит ей приятные мысли. Сфокусироваться легче, когда записываешь мысль, то есть в моменты когда прям накатывает негативное, садиться и писать на бумаге/в телефоне ответы на вопросы: когда мне хорошо с родителями, как бы я хотела с ними проводить время, как бы я хотела чтобы обо мне думали окружающие, что мне приносит удовольствие в жизни и другие подобные , чтобы заглушить перекрыть страхи тем, что приносит ощущения довольства собой, радости, так она быстро пройдет период когда нужно учиться контролировать себя, свои мысли и пройдет его с ощущением осознания что к чему, как хочу и будет счастлива в жизни.

Я боюсь убить своего ребёнка | центр когнитивной терапии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector