Алтайские талисманы
Горно-алтайские мастера создают талисманы из самых разных материалов, но, пожалуй, чаще всего исследователям встречаются костяные и кедровые изделия.
Дярык на привлечение богатства
Если человек стремится обеспечить себе стабильный достаток, шаман изготавливает специальный талисман — дярык. Мастер вырезает из дерева антропоморфную фигуру. Для этого не нужно обладать искусством скульптора по дереву: вполне достаточно, что куколка обладает основными человеческими чертами.
Мужской дярык изготавливают в виде девушки в длинном платье, мешочек подвешивают с левой стороны. Амулет для женщин выглядит как улыбчивый старичок, его кошелёк находится справа.
Примечательно, что горно-алтайские мастера предпочитают использовать редкие царские или советские деньги. На самом деле, если вы хотите самостоятельно сделать подобный амулет, вам нет необходимости бегать по нумизматам. Для изготовления талисманов на привлечение денег действительно лучше применять необычные денежные единицы, но она не обязательно должна быть старинной: вполне подойдёт юбилейная или экзотическая монетка.
Как пользоваться шаманским талисманом
Выбирать амулет лучше с помощью мастера, поскольку несведущей человек не всегда может понять, для каких целей предназначен тот или иной магический предмет.
Важно понимать, что даже самая могущественная реликвия — это не волшебная палочка и не золотая рыбка: она не сможет помочь человеку, который сам не предпринимает никаких усилий для достижения цели. Шаманский талисман — это почти живое существо, которое требует соответствующего обращения.
Мастера советуют разговаривать со своим помощником: рассказывать о трудностях, просить поддержки. Дух обязательно ответит вам через какие-либо знаки внешнего мира или вашу собственную интуицию. Поэтому старайтесь быть внимательным к тому, что происходит вокруг, а также прислушивайтесь к внутреннему голосу. Не следует забывать о благодарности: признательность за помощь можно выражать через искренние слова или угощение.
Некоторые люди, получив традиционный шаманский амулет, не видят никаких изменений в своей жизни, а другие, напротив, говорят, что с ними стали происходить настоящие чудеса. Если прислушиваться к советам духа-помощника и следовать его подсказкам, тогда оберег защитит вас от непредвиденных неприятностей и поможет в осуществлении самых смелых планов.
Любовный амулет наадай
Шаманские амулеты Алтая на любовь и семейное счастье изготавливаются из кедра или кости. Мастер вырезает мужскую и женскую фигурки, а затем стягивает их вместе узлом с бусиной. Такой амулет называется «Узы Наадай».
Одинокому человеку амулет помогает обрести свою любовь, а семейные пары применяют его в качестве оберега. Если супругу предстоит длительная поездка, он берёт в дорогу женскую фигурку. Считается, что половинки оберега тянутся друг к другу, поэтому кукла будет охранять путешественника, пока он не вернётся домой.
Ненецкие обережные куклы
Струганый олень — один из древнейших амулетов Крайнего Севера. Согласно преданиям, первый олень охранял землю от злых духов, именно поэтому высшие сущности наделили его ветвистыми рогами.
Земля же появилась благодаря Утке, которая вытащила её со дна мирового океана. Поэтому ненцы, ханты и некоторые другие северные народы до сих пор мастерят куклы-талисманы из костей и/или перьев водоплавающих птиц:
- для женских оберегов выбирают утиный клюв светлых тонов
- мужские куклы изготавливают из гусиных костей
- шаманские обереги делают из клюва лебедя
Кукол одевают в яркие костюмы и головные уборы, заботятся о них, веря, что в ответ талисман будет верно служить хозяину. Куклы, изготовленные для обычных людей, особенно детские обереги, не имеют лица: считается, что в обезличенную фигурку не сможет пробраться злой дух. В этом отношении северные куклы удивительно похожи на славянские мотанки.
Шаманская ритуальная кукла при необходимости дополняется специальными элементами. Набор дополнительных деталей зависит от ритуала, который собирается проводить шаман. Например, если мастер намерен использовать фигурку как вольт, он рисует кукле лицо, стараясь придать ей сходство с тем человеком, на которого будет производиться воздействие. Любопытно, что современные шаманы нередко предпочитают наклеивать на лицевую часть головы фигурки обычную фотографию.
О шаманских бубнах — секреты мастера
До выхода на пенсию бывший школьный учитель, уроженец Агинского бурятского округа Дамба-Нима Цырендаши и не помышлял, что на старости лет станет непревзойденным мастером по изготовлению шаманских бубен.
И уж тем более не знал, что предки его, представители древнего рода, еще со времен Чингисхана были посвященными мастерами, создававшими тонкие обрядовые вещи. Оборвавшуюся много лет назад связь поколений восстановил известный в Бурятии шаман.
– Однажды ко мне пришел незнакомый мужчина, представился шаманом и сказал, что я должен делать бубны, потому что мои предки были большими мастерами. Я удивился, сказав, что сроду не делал бубны. Шаман ответил: “Научу!”.
С тех пор минуло более десяти лет, а инструментами, изготовленными Дамба-Нимой Цырендаши, пользуются наиболее именитые шаманы. 85-летний мастер, давно сделавший свой последний, 48-й, бубен, стал учителем – обучает искусству своего сына и внука.
— Изготовление бубен – это целый ритуал, отступать от которого нельзя, – рассказывает Дамба-Нима Цырендаши. – И делаются они исключительно по заказу шамана, а не просто так – на запас. Не просят – не делает. А потребуется кому, идут в березняк вместе – шаман, возжелавший бубен, мастер и человек, который будет рубить дерево.
Я ищу нужную мне березу недалеко от Иволгинского дацана, где течет речка. По обоим ее берегам – березняки.
У каждой местности есть свой хозяин, у которого шаман просит разрешение на рубку дерева. Выбирает же нужную березку мастер. Он идет по лесу, ищет такую, у которой с одного корня растет по два-три ствола. Поскольку таких не много, бродить приходится долго.
— На березу я не могу указывать пальцем. Заранее договариваюсь с рубщиком, что нужное мне дерево я обойду вокруг трижды, а рубить нужно тот ствол, напротив которого остановлюсь. С него берется примерно два метра, а также сучья с кроны, необходимые для изготовления колотуши и прочих, нужных шаману приспособлений.
Когда дровосек сделает свое дело, наступает черед шамана. Он готовит подношение своему онгону, хозяину, укладывая пищу в первый ряд, затем – духу местности. На земле появляется второй ряд из молока, водки, зеленого чая… И, наконец, третий ряд с подношением самому мастеру. Затем шаман начинает петь молитву, непременно богатым языком, преподнося угощения онгону и владыке леса.
— Творю молитву и я, – продолжает Дамба-Нима Цырендаши. – Брызгаю, раскидываю крошки и говорю спасибо за березку, которую взял во благо людей, произнося различные пожелания владыке местности. Пусть ваш лес умножится, как хлеб на пашне, пусть растут цветы, а на деревьях поют птицы…
Срубленный ствол буднично грузится на машину и увозится в мастерскую.
В мастерской, куда почти каждому закрыт доступ (особенно – женщинам), – свой ритуал, внешне, впрочем, кажущийся обычными столярными работами.
— На циркулярке разрезаю ствол на несколько продольных пластин, из которых хороших, годных для овода, бывает, как правило, две-три. Самая лучшая идет на изготовление бубна заказчику. Остальные выпрашиваю у шамана в обмен на какую-нибудь ценность. Вдруг придет бедный шаман, у которого нет возможности самому сходить в лес, наняв машину и рубщика.
Пластинку следует обстругать, добившись нужной толщины и веса, а потом варить для придания гибкости.
— В старые времена мастерам приходилось сложнее. Грели пластину над огнем, чтобы согнуть в обруч. Это долго. Встречаются такие бубны, которые хранят многочисленные рубцы. Значит, слой дерева надрезали, гася сопротивление, постепенно добиваясь нужного изгиба. Нам много проще.
В мастерской у Дамба-Нимы Цырендаши двухметровая стальная труба, запаянная с одного конца. Туда-то и помещается пластина для варки, но опять же не на бытовой плите, а в самой что ни на есть настоящей кузнице.
— Температура высокая, вода бурлит и важно уловить момент, когда пластина относительно легко согнется в овод на специальном приспособлении – огибало.
Иногда ломается. Но старый мастер говорит, что лопнувшая пластина означает, что с шаманом что-то не так: “Может вредный, может еще что…”.
Кожа для бубна тоже нужна не какая попало, а исключительно та, на какую укажет онгон шамана.
— Либо черной козы, либо белой, либо коровы. Одному моему заказчику его владыка повелел использовать шкуру быка-производителя. Кое-как нашли такую!..
Кожа быка-производителя оказалась очень толстой, как подошва зимнего сапога, смеется мастер Дамба-Нима Цырендаши. Такая, высохнув, наверняка вывернет или даже сломает овод. Вырезав круг, долго думал, как сделать ее тонкой, пока не додумался. А на дворе – крещенские морозы. Мастер натянул круг на ровную поверхность и вынес на улицу – стынуть. И там же на улице твердую как сталь кожу принялся тесать рубанком, лезвия которого загодя наточил до остроты бритвы. Несколько взмахов и кожа в результате трения начинает греться, таять, а лезвия – вязнуть.
— Иду чай пить, снова выхожу. И так – целую неделю, пока кожа после такой обработки не стала тонкой, гладкой и прозрачной на просвет.
Бубен тот получился хорошим, с исключительным звуком. Но история его на этом не закончилась.
— Шаман сказал мне: нарисуйте гору, на которой я совершаю камлание. Он мой земляк и бывший ученик, знает меня, я знаю его. И, конечно же, понял, какую именно гору он имеет в виду. Что ж, говорю, нарисую на вашей бычьей шкуре…
Но проходит время, мастер к бубну не возвращается. То одно, то другое мешает – некогда! Шаман пришел раз, пришел два. Снова ушел. Однажды заглянул прямо в мастерскую, куда ему путь не заказан – посмотреть, достаточно ли хорошо высох бубен.
— Он выходит из мастерской радостный, довольный. Говорит странные слова, что, дескать, я его разыгрываю, а рисунок получился очень хорошим.
Мастер присмотрелся. На коже и в самом деле было отчетливо видно детально “прописанное” неизвестной рукой изображение той самой горы с тянущимися к краям бубна отрогами. Над горой сгустились тучи, рядом, на горе, виднелось словно тонированное масляной краской пятнышко, озаренное будто бы светом сумеречного костра – место для камлания!
Гора действительно была как нарисованная гениальным художником.
— Я не рисовал, говорю шаману. Он не верит мне и тычет пальцем в место для камлания, мол, вот же отчетливо видна масляная краска! Потри и убедись, что никакой краски нет, отвечаю ему…
Случилось чудо, которое не смогли объяснить даже старый мастер и шаман. Естественное проявление тонов высохшей кожи сложилось в рисунок реально существующей горы, изображение которой шаман-заказчик так хотел видеть на своем бубне.
— Не иначе онгон помог, – заключает мастер и добавляет: – Когда мне необходимы услуги шаманов, хожу к тем, у которых на бубнах проявляются рисунки. Они – настоящие шаманы.
А Дамба-Нима Цырендаши – настоящий мастер. Рисунки проявлялись еще несколько раз – то в виде простенькой фигуры человека, то – парящего в облаках шамана, облаченного в национальный длиннополый халат. В его руках бубен и калатуш.
Однажды в дом мастера постучалась женщина. В старой поношенной одежде, стоптанных башмаках, как будто шла пешком из далекого далека. Уставшая, в глазах – отблески долгих страданий.
— Мне ее сразу жалко стало. Спрашиваю, кто такая? Откуда? Ответила, что шаманка с острова Ольхон, пришла заказать бубен, который ей нужен, чтобы излечить себя от странной и выматывающей болезни.
Но ни денег, ни родственников в Улан-Удэ у женщины не было. Вот когда пригодилась выпрошенная у предыдущего шамана березовая пластина.
— Я согласился сделать ей бубен. Она спросила, когда можно будет за ним приехать, сказал, что ответить на этот вопрос не могу. Может через полмесяца, а может и через 20 дней. Какие шаманы – такие и сроки.
И вдруг в Дамбу-Ниму Цырендаши будто кто-то вложил готовый ответ. Рот, открывшись сам собой, произнес: “Когда твой бубен будет готов, я выйду после заката солнца на крыльцо и ударю в него. Если ты шаманка, то услышишь…”.
Бубен получился хорошим, женским, легким и всего за десять дней, значит, женщина оказалась хорошим человеком, вспоминает мастер. Как и было уговорено, в сумрак, лишь только солнце окончательно утонуло за горизонтом, он вышел на крыльцо и несколько раз ударил в бубен.
Женщина с Ольхона появилась на пороге дома мастера Дамбы-Нимы Цырендаши через два дня…
Молодой шаман спросил у мастера: сколько стоит его бубен. Мастер ответил: один баран или в денежном эквиваленте. Исстари так повелось – один баран за один бубен, ни больше, ни меньше. Гость прикинул, сколько это будет в рублях, и сказал, что для него это неподъемная ноша.
— История эта похожа на притчу, — рассказывает мастер Дамба-Нима Цырендаши. – Но она реальна.
Человек ушел, чтобы появиться вновь через два года – с повинной. Поиски легкой дороги привели его в один из улан-удэнских театров, где работал его хороший приятель: “Нужен бубен? Да без проблем!”. И подарил молодому шаману бутафорский инструмент.
Прежде чем шаман сможет использовать бубен по его прямому назначению, тот должен пройти специальный обряд. Иначе нельзя. Обряд этот особый, с обязательным наличием богатого угощения (разделанного и приготовленного барана), приглашением родственников и учителя-шамана, который и должен “посвящать” бубен на благие дела.
Как только старый шаман взял в руки бутафорский бубен, для него и правда открылась. Шаман изменился в лице, разгневался и с силой швырнул театральный инструмент далеко в сгущающиеся сумерки: “Ты кого хотел обмануть? – кричал шаман. – Меня?.. Своего онгона?”.
— Скупой платит дважды, а легкие дороги приводят в никуда, – завершил свой рассказ мастер Дамба-Нима Цырендаши. – Бубен-то бубен, но сделанный не так он может принести неприятности, если не сказать больше. Настоящие бубны могут делать только посвященные мастера, коих никогда не может быть много.
Шаманские бубны александра дунгур
Александр создает бубны и барабаны как для простых музыкантов, так и для шаманов. Эти инструменты являются ТАЛИСМАНАМИ для раскрытия своего истинного потенциала и внутреннего знания, и создают глубокий насыщенный звук.
Александр постоянно улучшает свои инструменты: экспериментирует над материалами, формой и цветом.
Сегодня его инструменты находятся в разных странах мира (США, Австралия, Германия, Франция, Израиль, Индонезия и др.). Их берут шаманы, музыканты и мастера различных практик.
Это его путь развития Духа и познания Силы.
Ээрен — тувинский амулет
Тувинские шаманы не беспокоятся о точной классификации магических предметов. Амулеты, талисманы, обереги называются в тувинской традиции словом «ээрен», то есть, вместилище для духа. Шаман «подселяет» в талисман определённого духа и тот выполняет возложенную на него задачу: лечит от болезней, оберегает от физической или духовной опасности, приносит удачу и т. д.
Значение тувинских талисманов:
- радуга — очищение от негатива, исполнение желаний
- зеркало — духовная связь с высшими силами
- ворон — связь Неба и Земли, духа и души (иногда — в прямом смысле: считается, что амулет Ворон может служить почтальоном между сферами неба и земли)
- мотылёк — незаметное воздействие (используется при шаманском пении)
- медведь — избавление от болезней и козней злых духов
- бык — заслон от чужеродного воздействия
Примечательно, что никакого стандартизированного свода правил для изготовления оберегов не существует: создавая амулет, каждый мастер руководствуется своим внутренним чувством. Поэтому тувинцы говорят, что по виду ээрена всегда можно понять, к кому из местных шаманов обращался владелец магического предмета.