Блог Yoair – публикация в мировом блоге по антропологии.

Mjolnir

Объект, наиболее связанный с Тором в его молоте: Мьёльнир. Действительно, немногие божественные виды оружия из мифологии сегодня так известны, как молот Тора. В скандинавской мифологии говорят, что звук грома — это Тор, поражающий Ётунна Мьёльниром в какой-то далекой стране, гарантируя, что они никогда не достигнут человеческой цивилизации.

Это оружие, выкованное братьями-гномами Эйтри и Броккером, способно самостоятельно возвращаться в руку Тора, вызывать разряды молнии и наносить такие разрушительные удары, что они могут уничтожить гору одним ударом. Мьёльнир был так тяжел, что только обладатели огромной силы, такие как Тор,, несколько других богов, и Йотунн мог поднять его.

Даже для Тора вес Мьёльнира настолько велик, что ему нужны его железные перчатки и пояс, чтобы увеличить свою и без того огромную силу, чтобы эффективно владеть ею в бою. Одной из примечательных характеристик Мьёльнира является его короткая ручка. История длины ручки состоит в том, что Эйтри и Броккер были отвлечены, когда они изготавливали молот, на Локи, бога озорства, который превратился в насекомое и кружил вокруг голов братьев.

Хотя многие рассматривали Мьёльнир как инструмент разрушения, он также рассматривался как символ плодородия. Молот Тора часто представлялся в рассказах как священный предмет, которым Тор благословлял браки, урожай и другие праздничные события в скандинавской культуре.

Ювелирное изделие X века с изображением молота Тора мьёльнир с множеством замысловатых завитушек
Источник изображения: Курт Ноер

Викинги. графический роман (2022)

Приняв Рагнара и Лагерту, король Эгберт, намекая на недовольство англосаксонской знати его дружбой с язычниками, просит их оказать ему еще одну услугу. По просьбе монарха Этельстан посвящает присутствующих в суть дела, рассказав о Фелмане Лоснедале – вожде викингов и работорговце, уже три месяца терроризирующем южный Уэссекс. За избавление от этой проблемы Эгберт обещает свое полное доверие и солидное денежное вознаграждение. Едва Рагнар успевает что-то сказать, как Лагерта, желая скорее приступить к основанию обещанного Эгбертом скандинавского поселения, дает согласие от их имени.

Конунг не оспаривает ее слова, и они начинают приготовления к отплытию на юг, в поселение Бридиан, где в последний раз видели Фелмана. Флоки пытается спорить, не желая ради христиан лить кровь соплеменников, но к нему не прислушиваются. Прибыв к скандинавам, король Эгберт предлагает предоставить им лошадей, но норманны решают выдвинуться на кораблях.

Пережив по пути шторм, Рагнар, Лагерта и их люди высаживаются на берегу, где их практически сразу атакуют англосаксонские солдаты. После победы над ними Флоки подозревает в нападении Эгберта, но Лагерта с этим не согласна. Викинги допрашивают единственного выжившего, пытаясь узнать, кто организовал эту явно спланированную заранее засаду. Вскоре выясняется, что пленник – сын местного элдормена Паттона, который сам является в норманнский лагерь, прося за его жизнь. Угрозами Рагнар добивается правды, и аристократ рассказывает о заговоре лорда Этельвальда, недовольного скандинавским присутствием в Уэссексе. Конунг обещает не докладывать Эгберту о причастности Паттона к интригам, если тот окажет посильную помощь в их миссии, на что получает согласие.

Вельможа приводит норманнов в свое поместье и показывает им измученного брата Бернара, пережившего нападение Фелмана. Монах рассказывает о нападениях и о родном монастыре, который викинг в следующий раз обещал сжечь дотла.

Рагнар, Ролло, Лагерта, Флоки и Этельстан организуют в монастыре засаду, переодевшись монахами. Когда Фелман во главе небольшого отряда врывается в обитель, они дают отпор разбойникам и принуждают их к отступлению. Викинги бегут к своим кораблям, но люди Паттона поджигают их, преградив путь к морю. Норманны и англосаксы добивают воинов Фелмана Лоснедаля и берут его в плен.

Прибыв к Эгберту, Рагнар бросает Фелмана к его ногам и демонстрирует письмо к Паттону, изобличающее Этельвальда. Впав в ярость, король собирается казнить предателя, но Рагнар, не обращая внимания на смущение Лагерты, уговаривает пощадить его.

Блог Yoair - публикация в мировом блоге по антропологии.

Король Эгберт поддерживает Лагерту при основании скандинавского поселения.

Пока ее бывший муж сражается в Мерсии, Лагерта отбирает мужчин и женщин с целью создать в Англии мирное скандинавское поселение. И хотя не все согласны с этим планом, ярл Ингстад подает личный пример, участвуя в строительном и земледельческом труде.

Общаясь с воительницей, король Эгберт демонстрирует к ней свой интерес и всячески пытается заслужить ее расположение. Она отмечает его внимание, но оставляет без ответа. Тогда король берет горсть земли и предлагает ее Лагерте. Они соглашаются с тем, что плодородная земля – подарок лучший, чем золото и драгоценности.

Эгберт приглашает Лагерту и Этельстана в свое поместье, где дарит женщине еще один подарок – драгоценное ожерелье. Лагерта польщена, и позволяет ухажеру сомкнуть украшение вокруг своей шеи. Она остается вместе с королем еще несколько дней, прежде чем вернуться в поселок.

Через некоторое время король Эгберт, который всячески желает продемонстрировать свое участие, навещает Лагерту снова и та приветствует его на древнеанглийском языке. Король впечатлен, и снова имеет при себе подарок: совершенный плуг, способный лучше обрабатывать землю. Он говорит, что всегда рад принять Лагерту и Этельстана в своей вилле.

Лагерта принимает гостеприимное предложение, и вместе с ним и Этельстаном вновь навещает королевское поместье. Монарх показывает воительнице римские бани и приглашает ее вместе с Этельстаном и Юдифью погрузиться. Когда Лагерта и король переплетаются в ласках, Юдифь немедленно их покидает, за ней следует Этельстан. Любовники не обращают на это особенного внимания.

Совершив очередной визит в скандинавское поселение, Эгберт приносит Лагерте и Этельстану весть о решающей победе Рагнара и принца Этельвульфа в Мерсии. Во время сева женщина устраивает языческие жертвоприношения богу плодородия Фрейру, которые сильно смущают подданных Эгберта. Они начинают роптать, но король пресекает недовольство.

Незадолго до прибытия Рагнара Эгберт и Лагерта обсуждают планы на будущее. Лагерта говорит о своем долге ярла и необходимости вернуться родину, а в ответ на предложение короля остаться и продолжить их отношения проницательно заявляет, что Эгберту не нужен никто, кроме него самого.

Несмотря на то, что Эгберт называет себя гарантом защиты поселенцев, он вовсе не собирается держать свои обещания Лагерте. После торжественного приема в честь завоевания Мерсии и отплытия викингов король тайно отправляет своих людей, чтобы уничтожить скандинавское поселение и всех его жителей.

По возвращении в Хедебю Лагерта обнаруживает, что Калф при поддержке Эйнара захватил ее трон. Женщина просит Рагнара помочь ей вернуть власть, и, хотя он приходит с ней к Калфу, его основной целью является поддержка ярла Хедебю в грядущем вторжении во Франкию.

Когда в покои, где они беседуют наедине, врывается возмущенная Лагерта, Рагнар оставляет их с Калфом, чтобы они сами решали свои проблемы. Калф признает свое предательство, но оправдывается тем, что стал ярлом только ради блага людей Хедебю. Он также заявляет, что всегда желал Лагерту.

Доплыв до столицы Франкии, норманны встают лагерем у ее стен и начинают готовиться к приступу.

Во время первого штурма столицы Лагерта вместе с Калфом, Эрлендуром и ярлом Зигфридом атакуют город с суши, в то время как войска Рагнара нападают со стороны реки Сены. С помощью осадных приспособлений викингам удается преодолеть барбакан и устремиться по мосту к основным воротам, но франки неожиданно применяют спаренную баллисту, прошивающую копьями по несколько воинов за выстрел.

Незадолго до этого Калф чувствует неладное и решает остановить Лагерту, чтобы спасти ее. Неспособный убедить упрямую воительницу словами, ярл вынужден ударить ее, чтобы оттащить как можно дальше от разыгравшейся вслед за этим бойни. Атака на ворота захлебывается, и скандинавы отступают с большими потерями, как и те, что бросились на стены вместе с Рагнаром.

В лагере Лагерта приходит в себя и бросается к раненому в битве Бьёрну. Она обвиняет Рагнара в невнимании к сыну, но тот не соглашается, возразив, что Бьёрн уже давно не мальчик.

Пока Лагерта восстанавливается после неудачной попытки взять город, Калф ясно дает понять, что желает ее всем сердцем. Лагерта говорит о своем недоверии, но он парирует тем, что иначе дал бы ей погибнуть на мосту. Тогда Лагерта делает ему необычное предложение: она будет ему женой и любовницей, но при этом никогда не простит Калфу своего свержения и однажды убьет его. Мужчина отвечает ей страстным поцелуем.

Ночью Париж вновь содрогается от нападения скандинавов: Лагерта в сопровождении дев щита переплывает Сену, взбирается на ведущий к городу мост и вступает в бой с франкскими дозорными. Перебив часть стражников, им удается поджечь ворота барбакана, затем Лагерта и единственная выжившая дева щита открывают их для основного отряда во главе с Ролло, Калфом, Зигфридом и Флоки.

Викинги врываются на мост и отчаянно продвигаются вперед, невзирая на примененный врагами устрашающий каток, усеянный шипами. Но атака северян не получает поддержки и приходится лишь на область ворот, поэтому франкам вскоре удается оттеснить их числом, взяв в плен ярла Зигфрида и проводника Синрика.

Блог Yoair - публикация в мировом блоге по антропологии.

Флоки, Лагерта и Ролло наблюдают за крещением Рагнара.

Викинги: восстание (2022-2022)

Израненные, уставшие и разочарованные, скандинавы возвращаются в Каттегат. Аслауг встречает Рагнара на пристани, но тот игнорирует ее, что вызывает у женщины гнев и обиду. Лагерта просит оставить в покое измученного конунга, но дроттнинг язвительно рекомендует ей не открывать старые душевные раны, а подумать лучше о тех, что она получила в минувшем бою.

Не задерживаясь в Каттегате, Лагерта отправляется в Хедебю. Жители и заместитель правительницы, престарелый Кадри, радушно встречают ее. Лагерта сообщает о поражении во Франкии, затем объявляет о паломничестве в Старую Уппсалу, чтобы возблагодарить богов за благополучное возвращение войск на родину и помолиться об их расположении в будущем. Собравшись, члены наиболее влиятельных семейств Хедебю отправляются с ярлом в Свеаланд.

Когда паломники достигают места назначения, им предстает ужасное зрелище: от легендарного храма богов остался лишь обгорелый остов. Лагерта заходит в руины здания и находит большинство жрецов убитыми. Лишь один из них, распластавшись на полу, еще дышит, будучи смертельно раненым. Едва Лагерта успевает спросить, что случилось, как в святилище врывается охваченный гневом вооруженный Флоки, который удивляется, увидев воительницу на месте предполагаемых виновников погрома. Вместе они слушают рассказ умирающего о неизвестных людях, пришедших из лесов и устроивших в храме погром и резню. Закончив, жрец испускает дух. Обратив внимание на то, что большие идолы богов уцелели в пожаре, Лагерта и Флоки решают отомстить святотатцам, но мастер критически относится к желанию ярла Ингстад обратиться за поддержкой к Рагнару, который едва ли пришел в себя.

Прибыв в Каттегат с Флоки и отрядом воинов, Лагерта становится свидетельницей возмутительной сцены: на виду у всех Рагнар с остервенением бьет Бьёрна, а неподалеку откашливается избитый им же Хальвдан. Воительница останавливает Рагнара гневным окриком, и тот неохотно возвращается в медовый зал, где, он, как оказалось, только что вел тинг.

Лагерта и Флоки рассказывают конунгу о случившемся в Уппсале. Не видя каких-либо эмоций на лице Рагнара, воительница обращает внимание на подозрительный надрез на его руке (словно вождь зачем-то пускал себе кровь), но Аслауг уверяет, что всему виной лихорадка. Возмущенная Лагерта едва не ссорится с супругами, вспомнив о нападении на Бьёрна, но тут в зал врывается измученный человек – воин по имени Ингольф. Он чудом пережил нападение на свою родную деревню Каруп, которую разорили, вырезав все население. На расспросы Лагерты он пересказывает слухи о банде христианских рабов, некогда захваченных викингами. Они разоряют скандинавские поселения, убивая свободных людей и освобождая себе подобных. Становится ясно, что они могли быть ответственны и за бойню в Уппсале. Лагерта говорит, что это восстание и призывает Рагнара к действиям. Однако он, все еще находясь под действием наркотика своей покойной любовницы Иду, реагирует совершенно не так, как ожидают собравшиеся. Вместо того, чтобы справедливо возмутиться и принять меры по защите своего народа, вождь обвиняет Ингольфа и погибших в слабости и трусости, а затем уходит, отказавшись как-либо участвовать в подавлении мятежа. К счастью, дроттнинг Аслауг и ярл Ингстад придерживаются противоположной точки зрения и объявляют о сборе войск.

Еще про Тора:  Древняя молитва Викингов богу Одину

Следующим утром Лагерта, Флоки и пожелавшие присоединиться к ним Харальд и Хальвдан возглавляют воинство, которое выступает из Каттегата на поиски мятежников. В пути Флоки обращает внимание на то, что Лагерта тревожится за Рагнара. Женщина дает понять, что он в последнее время изменился в худшую сторону и ему грозит опасность потерять все.

Одна из дев щита замечает дым, и Лагерта, оторвавшись от остальных, во весь опор скачет вперед, но ее конь проваливается в замаскированную яму-ловушку (сама воительница чудом избегает падения вниз). Спешившись, Флоки бросается к ней, но получает стрелу в плечо. Становится ясно, что норманны попали в засаду тех самых восставших трэллов. В ходе разыгравшейся битвы скандинавам удается разгромить атакующий их отряд и взять в плен одного из лидеров повстанцев – англосакса Мориса. Допросив его, Лагерта выясняет, что вождя восстания зовут Колум и его основные силы сейчас направляются в Хедебю.

В спешке Лагерта мчится в подвластный ей город и обнаруживает его разоренным. Едва уцелевший Кадри рассказывает о вторжении и о том, как местные рабы поддержали атакующих, подняв оружие против хозяев. Случившееся еще больше ожесточает ярла Ингстад против мятежников.

Ведя пленного Мориса за собой, скандинавы подходят к занятой повстанцами деревне Ресбю в окрестностях Хедебю. За время нахождения в поселении неприятель успел хорошо укрепить его, осложнив возможный штурм. Зная о близости своих соратников, Морис вдруг начинает громко кричать, пытаясь предупредить их о присутствии норманнов; Лагерте приходится убить его. Харальд считает это ошибкой, ведь англосакс мог помочь в ведении переговоров, но ярл Ингстад предлагает совершенно иной план. Изловив окрестных птиц, они привязывают к их лапкам горящие лучины, затем отпускают на волю. Животные возвращаются к своим гнездам в Ресбю и поджигают поселение. Чтобы потушить огонь, осажденные открывают ворота, и скандинавские войска обрушиваются на них. В разыгравшейся битве Лагерта вступает в поединок с Колумом и побеждает его. Когда она собирается добить противника, за него вступается его возлюбленная Ита, моля о пощаде. Лагерта винит трэллов в убийстве своих хозяев, на что Колум оправдывает восстание, гневно заявив, что причина ему – неоправданная жестокость скандинавов к своим рабам. Лагерта признает храбрость этих слов, но затем молниеносным выпадом меча пронзает влюбленных, прижавшихся друг к другу. Войска восставших погибают вместе со своим лидером. Уходя, ярл Ингстад и ее соратники оставляют деревню во власти пожара.

Тем временем в Каттегате Аслауг устраивает пиршество в честь Рагнара, победившего проклявшего его род Ингольфа на хольмганге. Прибыв в город в разгар празднества, Лагерта, Флоки, Харальд и Хальвдан присоединяются к нему. В какой-то момент воительница спрашивает Бьёрна, где Рагнар, но его никто не может найти – конунг исчез.

Лагерта возвращается в свои владения, в то время как Рагнар надолго исчезает, оставив Каттегат Аслауг и Бьёрну.

Проходит девять лет. Лагерта продолжает управлять Хедебю. За это время она так и не выходит замуж, но вступает в любовную связь с одной из своих дев щита, Астрид.

Тем временем Рагнар возвращается в Каттегат. Он все еще конунг, но лишь тень своей былой славы. Не найдя поддержки в родном городе, он едет в Хедебю, чтобы навестить Лагерту. Изумленная встречей, она спрашивает, почему Рагнар бросил Каттегат, на что тот отвечает, что потерял интерес к правлению.

Рагнар заявляет о намерении вернуться в Уэссекс и спрашивает, поплывет ли она с ним, но Лагерта корит конунга за молчание о погибшем поселении и другие старые ошибки. Несмотря на неприятие Астрид, между бывшими супругами пробегает искра и Лагерта понимает, что в ней вспыхнули прежние чувства к Рагнару.

Попросив у нее прощения за все, он собирается оставить зал, но Лагерта задерживает его и целует. Проведя ночь в гостях у своей первой жены, Рагнар уезжает следующим утром, и женщина провожает его взглядом, полным слез и сомнений. На вопрос Астрид Лагерта говорит, что никогда не была уверена в чувствах к Рагнару: она хочет и не хочет его одновременно. Его визит производит на воительницу сильнейшее впечатление и погружает ее в гнетущие раздумья.

Тем временем в Каттегате идут приготовления к крупному походу Бьёрна и Харальда Прекрасноволосого, нацеленному на великий город Рим. Лагерта приезжает, чтобы повидаться с сыном перед отплытием.

Блог Yoair - публикация в мировом блоге по антропологии.

Лагерта разговаривает с Аслауг, пребывающей в ритуальном трансе.

Когда конунг Харальд и его брат Хальвдан добираются до Каттегата и в городе устраиваются торжества, связанных с предстоящим плаванием, Аслауг отказывает Лагерте в совместном проведении традиционных жертвоприношений. Руководя церемонией единолично, она погружается в ритуальный транс и отрешается от происходящего.

Увидев это, Лагерта приближается к вёльве и шепчет ей, что никогда не простит Аслауг за то, что та когда-то отняла у нее мужа, вотчину и счастье. Она также считает «ведьму» повинной в том, что Рагнар дошел до нынешнего плачевного состояния. Выразив свое презрение к владычице Каттегата, ярл Ингстад уходит.

Вскоре войска викингов во главе с Бьёрном Железнобоким и Харальдом Прекрасноволосым отплывают на поиски Рима, а маленькая экспедиция Рагнара Лодброка и Ивара Бескостного направляется в Англию. Лагерта пользуется моментом, решив наконец отомстить Аслауг за пережитую боль и Рагнара.

Используя запутанные взаимоотношения сыновей Аслауг – Уббе и Сигурда – с рабыней Маргрет, правительница приглашает молодых людей в Хедебю, где захватывает в плен.

Изображение в комиксах marvel

Божество Тор наиболее известно сегодня в популярной культуре из-за его изображения супергероем в Комиксы Marvel. Эта версия Тора впервые появилась 1 августа 1962 года в Путешествие в тайну # 83, написано Стэном Ли и проиллюстрировано Джеком Кирби, и стал одним из самых известных персонажей в истории комиксов.

Помимо борьбы с Ётуном и другими скандинавскими мифологическими существами, в версии Marvel Тор также сражается с инопланетянами, суперзлодеями и другими асгардцами. Силы Тора примерно такие же, как они описаны в скандинавских сказках, включая огромную силу, контроль над погодой и почти несокрушимость.

Личность Тора в этом современном изображении также во многом такая же, как и в скандинавской мифологии. Его до сих пор описывают как доброго, сильного и благородного воина и, в соответствии с древними преданиями, упрямого и дерзкого человека. Его цель остается прежней: защитник Асгарда и Мидгарда.

Marvel, однако, внесла некоторые серьезные изменения во внешность, семью и молот Тора. В отличие от его древних изображений и описаний, Тор Марвел не имеет бороды и имеет длинные светлые волосы вместо рыжих. Ему не хватает железных перчаток Járngreipr.

Семья Тора также значительно изменилась в комиксе. В частности, Локи теперь приемный брат Тора. вместо кровного брата Одина. В скандинавской мифологии у Локи было меньше глубоких личных отношений с другими богами., вместо этого разыгрывает их без разбора без особого умысла.

Как и приемный брат Тора Локи, у них с Тором гораздо более близкие отношения, сложная история,  и обострение соперничества, ведущее к более сложной вражде. Кроме того, Тор Марвел не женат на богине Сиф, и у него нет детей. Еще одна большая разница в том, что у него нет беспорядочных романов, но он влюблен в человека по имени Джейн Фостер.

Молот Мьёльнир сильно изменился в комиксах. В скандинавской мифологии молот могли поднять только очень немногие могущественные боги и Ётунны, потому что он был очень тяжелым. В современной версии Marvel молот остается очень тяжелым, но способность владеть молотом определяется не силой, а «достоинством».

Более того, те, кто был «достоин» молота и владели им, получили все силы Тора, чего никогда не было в скандинавской мифологии. Добавление морального элемента «достоинства» к способности поднять молот, скорее всего, было сделано для того, чтобы придать персонажу Тора больше глубины и конфликтности.

В комиксах о Торе Тор теряет способность владеть молотом, когда становится слишком высокомерным и эгоцентричным. Чтобы вернуть себе способность владеть молотом, он должен превратиться из высокомерного животного в скромного защитника. Этот новый элемент достоинства, связанный с Мьёльниром, также сделал его испытанием характера для других, дав «достойным» людям возможность доказать свой характер и, таким образом, иметь возможность владеть Мьёльниром и получить силы Тора.

Путешествие в загадочный комикс с Тором, размахивающим молотом по группе каменных монстров из лучевых пушек.
Источник изображения: Marvel Comics

Культурное происхождение тора

Среди всех мифологий в истории есть несколько божеств, которые были бы столь же популярны и хорошо известны, как Тор, норвежский бог грома, молнии и плодородия. Тор возник примерно в 13th века нашей эры как часть древней религии скандинавских племен.

Норвежцы, также известные как викинги, были военным морским сообществом. Они вторгались и грабили деревни на европейском побережье и на островах. На протяжении нескольких столетий норвежские королевства возникли из завоеванных земель и народов, включая те, что сейчас известны как Дания, Норвегия и Швеция.

Скандинавы гордились своей силой. Они даже считали, что единственный способ попасть в загробную жизнь, в рай, известный как Валгалла, – это умереть на поле битвы. Кроме того, норманны были мастерами торговли. Они торговали различными металлами, продуктами питания и драгоценностями по всей Европе и за ее пределами, включая Россию, Константинополь и другие исламские территории на своих установленных торговых маршрутах.

Кроме того, они были опытными исследователями. Они изобрели новые формы судоходства и открыли новые земли. Например, они были первыми европейцами, достигшими Америки. Открытия норвежских ювелирных изделий, доспехов, оружия и скульптур были обнаружены в Европе и Скандинавии.

Группа викингов в броне встречает большую группу людей без брони и разделяется линией из меха животных.
Источник изображения: Виктор Васнецов

Личность и способности

Женщина твердых принципов, Лагерта умна, честна, прямолинейна и очень отважна, она всегда может постоять за себя и вступиться за других. С самого начала она разделяет жажду своего первого мужа, Рагнара Лодброка, к приключениям и открытиям. Хотя воительница порой довольно импульсивна, с годами она все чаще понимает, когда нужно отступить, а убивать готова лишь тогда, когда этого требует долг.

Побеждая или проигрывая, Лагерта держится с большим достоинством, что вызывает к ней невольное уважение соперников. Обретя власть, Ингстад управляет людьми с сочувствием и состраданием, что делает ее популярной среди подданных, и всегда поддерживает порядок в своих землях.

Несмотря на болезненный разрыв с Рагнаром, Лагерта остается его преданной соратницей и все еще лелеет к нему чувства. Как мать она с одной стороны строга и сурова, с другой – нежна, ласкова и готова отдать за детей свою жизнь. Интересно, что любовь и уважение Лагерты к Рагнару проявляются в особом отношении к его сыновьям, рожденным в браке с Аслауг.

С присущей ей простотой и честностью Лагерта свято чтит богов и традиции своей родины. Воительница прекрасно разбирается в скандинавских верованиях и лично справляет многие обряды, включая те, что сопровождаются человеческими жертвоприношениями. Ее вера в связь людей и богов велика, но временами принимает форму наивных суеверий.

На поле боя Лагерта – опытная и умелая воительница, знаменитая дева щита, сражающаяся наравне с мужчинами. Из оружия она предпочитает меч и щит, которые в ее руках кажутся непомерно большими. Лагерта часто стоит во главе стены щитов, храбро командуя боевыми построениями. Ей служит множество женщин-воительниц, среди которых она пользуется большой популярностью и образцом для подражания.

Еще про Тора:  Боги Египта их обязанности, внешний вид, значение в религии - ТАЙНЫ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ - 6 июня - 43491590580 - Медиаплатформа МирТесен

Потеря многих близких людей и утрата власти после поражения в войне Вестфольда и Каттегата сказываются на Лагерте, разрушив многие ее прежние принципы и идеалы. В характере женщины все увереннее проявляется мрачный фатализм, а жизнь временами поддерживает лишь материнская любовь к Бьёрну.

В конце своего жизненного пути Лагерта все чаще вспоминает о своей любви к Рагнару. Она решает вернуться к простой жизни, которую они вели в лучшие годы, благодаря чему воспревает духом. Позднее, уже в преддверии гибели, Лагерта отправляется повидать Бьёрна, а умирая, надеется воссоединиться с Рагнаром, что лишний раз подчеркивает силу ее чувств к этим людям.

Место тора в религии норвежцев

Не сохранились письменные документы норвежцев, описывающие их систему убеждений или религиозные обычаи. Ближайшие доступные источники получены от христиан несколько сотен лет спустя. Два текста, которые считаются лучшими источниками по норвежской религии:

Поэтическая Эдда и Проза Эддаоба из них были написаны через двести лет после того, как христианство стало преобладающей скандинавской религией, а скандинавская религия больше не практиковалась. Тем не менее, эти книги дают самое лучшее представление о религиозных верованиях и обычаях норвежцев.

Норвежская религия была политеистической, что означало, что поклонялись нескольким богам. Самые важные боги, или, как их называли, озиры, жили в мистическом мире под названием Асгард и часто посещали Мидгард, или землю. Помимо озиров, норманны верили во многих мифологических существ.

Одним из самых известных из этих существ были Ётунны, или, как их сегодня больше называют, гиганты. Йотунны были символами хаоса. В то время как некоторые Ётунны были дружелюбны, многие Ётунны стремились поглотить как богов, так и людей. Тор был абсолютным защитником от Ётунов, и это сделало его одним из самых важных озиров в скандинавской религии.

Преобладание иконографии Тора на скандинавском оружии и доспехах указывает на его значимость для воинов и на то, что они, возможно, молились о силе Тора перед вступлением в битву. Кроме того, скандинавские фермеры, скорее всего, молились Тору, чтобы он принес им обильный урожай, чтобы прокормить свои семьи в суровые скандинавские зимы.

Маленькая бронзовая скульптура Тора в цилиндрической шляпе, сидящего на стуле и держащего свой молот обеими руками.
Источник изображения: Вольфганг Заубер

Ожерелье брисингамен

А легенда начинается так. Сама прекрасная, Фрейа очень ценила прекрасные вещи. И вот однажды она набрела на пещеру, в которой крылась мастерская гномов-мастеров. Их было 4 – Двалин, Берлинг, Грер и Альфригг. Сама судьба была против Фрейи, ибо как только она зашла – то увидела, как гномы закончили ковать Брисингамен.

Фрейа не устояла перед невиданной красотой изделия и начала выпрашивать его у гномов, обещая тем любые дары и сокровища, которые те попросят. На тот момент, она уже была замужем за Одом.

Но хитрые гномы не пожелали другой награды, кроме как обладание прекрасной богиней. Они сказали, что Фрейа сможет забрать ожерелье, если с каждым из них проведет 1 ночь. Искушение было велико, и Фрейа не устояла. Легенда гласит, что именно после этого предательства Од покинул Фрейю (по другой легенде – он просто исчез, а Фрейа воспользовалась случаем и объявила себя вдовой).

Как бы там не было, а о выходке богини стало всем известно благодаря Локи, который проследил за ней. На знаменательном пиру Эгира он еще «натыкает носом» богиню за неверность, чем сильно ее заденет, но это уже другая история. А пока он просто рассказывает о неверности Фрейи Одину, который посылает все того же Локи отобрать ожерелье.

Легенда гласит, что Локи подошел к делу более, чем ответственно. Он превратился в муху, стал летать вокруг богини и больно ее кусать. Это вынудило ее лечь на спину, после чего Локи сумел отобрать ожерелье и передать его Одину. Поняв, что на самом деле произошло, Фрейя отправилась к Одину она(как и никто другой в 9 мирах) не знала, что Од – это мидгардское воплощение Одина.

К чести Одина, он жестоко отругал богиню за ее неподобающее поведение. Но перед мольбами красавицы не устоял и одноглазый владыка Асгарда. Тем не менее, он пообещал отдать Фрейе ожерелье с тем только условием, что она сумеет развязать войну между народами, которые он ей укажет. Фрейя выполнила требования Одина и вернула себе ожерелье.

Что касается Ода, то его исчезновение действительно потрясло богиню, ибо несмотря ни на что, она его действительно любила. Легенда гласит, что еще долгие годы Фрейя была безутешна, ходила по миру и плакала золотыми слезами и янтарем. Это уже более древняя и реалистичная легенда, которая гласит, что Од попросту исчез в один прекрасный день.

Сезон 1

Лагерта живет вместе с Рагнаром, детьми и трэллами в доме на их собственном земельном наделе недалеко от скандинавского города Каттегат. Глава семьи регулярно отправляется в походы викингов, обеспечивая родных пропитанием.

Когда Бьёрну исполняется двенадцать лет, Рагнар решает отправиться с ним в Каттегат, чтобы мальчик дал традиционную клятву верности их вождю, ярлу Харальдсону. Лагерта не уверена в готовности Бьёрна и просит супруга подождать с этим, но он не соглашается и оставляет ее с Гидой.

В отсутствие мужчин двое бродяг вторгаются в дом Рагнара и намереваются изнасиловать Лагерту и Гиду. Однако женщина неожиданно для негодяев дает им серьезный отпор и прогоняет вон.

Вернувшись из Каттегата, Рагнар говорит жене, что он с отрядом надежных воинов хочет впервые отправиться в набег не на восточные, а на западные земли. Позднее в гости заходит Ролло, старший брат Рагнара, чтобы обсудить грядущие планы. Изрядно выпив, он остается наедине с Лагертой и намекает ей на свои давние чувства, но женщина отталкивает его.

Узнав, что не будет сопровождать его в плавании, Лагерта чувствует себя оскорбленной и выступает против, но Рагнар настаивает, чтобы она осталась, поскольку ему больше некому доверить заботу о детях и хозяйстве. Раздосадованная воительница не внемлет и даже вступает в драку с мужем, но маленький Бьёрн останавливает и пристыжает родителей.

Вскоре Рагнар отплывает на запад. Пока он находится в пути, Свейн, помощник ярла, навещает владения викинга. Он беседует с Бьёрном, и когда на улицу выходит обеспокоенная Лагерта, спрашивает, где сейчас находится Рагнар. Женщина лжет, что ее муж рыбачит.

Не доверяя ей, посланник ярла намеревается забрать с собой Бьёрна в залог честности ее слов. Но видя, что сжимающая в руке колун Лагерта не собирается отдавать сына и зная о ее воинственном нраве, Свейн устрашается сделать это. Тогда он уводит с собой сынаИнгигерд – их соседки, заверив взволнованную мать, что все будет в порядке. На лице Лагерты читается смесь тревоги и чувства вины, и небезосновательно – сыну Ингигерд более не суждено вернуться.

Совершив с верными соратниками успешный набег, Рагнар возвращается с Запада на корабле, полном сокровищ и захваченных в рабство христианских монахов, включая молодого человека по имени Этельстан, который умеет говорить на их языке. Недовольный ослушанием, Харальдсон конфискует награбленное, разрешив Рагнару и его воинам оставить себе лишь по одной вещи.

Возмущенный отношением ярла, Рагнар выбирает Этельстана и приводит его к себе домой, чтобы тот больше рассказал о христианских странах и помогал по хозяйству. Позднее, проникнувшись симпатией к кроткому Этельстану, Рагнар и Лагерта даже приглашают его разделить с ними ложе, но монах отказывается, поскольку дал обет безбрачия. Благодаря скромности и честности Этельстан быстро становится доверенным лицом своих хозяев.

Лагерта отправляется в следующий набег на английские земли, запланированный Рагнаром и одобренный ярлом. Они оставляют Этельстану детей и хозяйство, несмотря на протесты Бьёрна. Вместе с викингами Лагерта достигает берегов англосаксонского королевства Нортумбрия, в котором уже побывал ее супруг.

В этот раз северян сразу после высадки встречает группа солдат во главе с местным ривом, который приглашает их на встречу с Эллой, королем Нортумбрии. Но недоверие с обеих сторон в конечном счете вызывает прямое столкновение, и в живых остается лишь один вражеский солдат, который верхом на коне устремляется к своему господину.

Блог Yoair - публикация в мировом блоге по антропологии.

Лагерта, Рагнар и Ролло перед налетом на Наксем.

Викинги продвигаются дальше и в воскресенье совершают грабительский налет на городок Хексем. День недели выбран не случайно: Рагнар знал от Этельстана, что в воскресенье благочестивые горожане обычно собираются в церкви, оставляя оружие у входа. Северяне пользуются этим, войдя в храм и принудив жителей не сопротивляться.

Во время разграбления города Лагерта замечает Кнута Тьёдольфа, единокровного брата ярла Харальдсона, посланного в поход тайно шпионить за Рагнаром. Тот собирается изнасиловать англосаксонскую женщину, но Лагерта ему этого не позволяет. Разъяренный злодей бросается на Лагерту, собираясь изнасиловать ее вместо первой жертвы, но воительнице удается убить Кнута его же ножом.

Блог Yoair - публикация в мировом блоге по антропологии.

Лагерта рассказывает о том, что случилось с Кнутом.

Она покидает место убийства как раз в тот момент, когда Рагнар и другие мужчины заканчивают с горожанами в церкви. Муж спрашивает Лагерту о Кнуте и та честно рассказывает о том, что произошло. Рагнар раздосадован, поскольку свидетелей словам жены нет и на родине придется отвечать перед Харальдсоном.

Сезон 2

Блог Yoair - публикация в мировом блоге по антропологии.

Лагерта и Бьёрн встречают Рагнара после его столкновения с силами ярла Борга.

Рагнар оставляет семью и вместе с Хориком выступает против ярла Борга и переметнувшегося к нему из честолюбия Ролло. Сражение заканчивается ничьей, но в нем погибает Арн и тяжело ранен Флоки. Связанного Ролло привозят в Каттегат.

Во время обеда Рагнара с семьей в длинном доме Бьёрн выдает матери, что отец изменял ей с Аслауг. Лагерта прощает мужа при условии, что эта связь будет забыта. Однако вскоре беременная Аслауг сама прибывает в Каттегат и поднимает вопрос о браке.

Ярл устраивает в ее честь праздник, и, выпив, предлагает Лагерте принять Аслауг в семью второй женой. Хотя Аслауг особенно не возражает против такой перспективы, Лагерта чувствует отвращение и оставляет пир. Решив разорвать брак с мужем, она собирается покинуть Каттегат и просит Бьёрна уйти с ней, но тот остается с отцом.

Когда Рагнар узнает об отъезде жены, то в порыве чувств мчится за ней и пытается остановить. Лагерта сокрушенно говорит, что должна уйти, ибо он унизил ее. Тем временем прибегает Бьёрн и заявляет, что он передумал и хочет уехать с матерью. Со слезами на глазах Рагнар прощается с ними и смотрит вслед повозке, которая увозит любимую семью прочь.

В последующие четыре года Аслауг, согласно пророчеству, рожает Рагнару нескольких сыновей. Лагерта, поселившись в Хедебю, выходит замуж за местного ярла Сигварда. К сожалению, их отношения не складываются: хотя мужчина всячески демонстрирует свою доброжелательность, он нередко груб и обращается с женой и пасынком как со своей собственностью.

Однажды Лагерта, рассерженная отношением Сигварда к Бьёрну, демонстративно покидает длинный дом во время приема гостей. Найдя ее в поле, ярл проводит с ней «воспитательную» беседу, сказав, что Лагерта, будучи его женой, должна находиться рядом с ним, когда он принимает важных гостей.

Женщина требует большего уважения к сыну, но Сигвард прямо намекает на то, что Бьёрн должен знать свое место. Она обвиняет его в неспособности любить кого-либо, кроме себя, за что получает от мужа пощечину. Впрочем, Сигвард тут же извиняется и сулит пасынку хорошее будущее.

Еще про Тора:  Тор – Бог грома: Путеводитель по комиксам

В разговоре с матерью Бьёрн, выросший статным юношей, возмущается грубостью Сигварда, и та обещает ему, что это больше не повторится.

Тем временем, пока Рагнар и Хорик сражаются в Англии, ярл Борг из личной мести захватывает Каттегат. Несмотря на равнодушие Сигварда, Бьёрн настаивает на том, чтобы мать повлияла на мужа и он отправил воинов освободить их бывший дом.

Когда выпивший Сигвард заходит в спальню, Лагерта поднимает вопрос о помощи Рагнару. Она пытается убедить безучастного ярла, что он и его земли могут стать следующими на пути безжалостного и честолюбивого Борга. Сигвард не слушает Лагерту и пытается насильно овладеть ею, но она усмиряет его ударом ниже пояса и требует уважительного отношения.

Блог Yoair - публикация в мировом блоге по антропологии.

Встреча Рагнара с возмужавшим сыном.

Через некоторое время Лагерта, Бьёрн и сотня собранных ею воинов, не спросив разрешения Сигварда, покидают Хедебю. Они обнаруживают срочно приплывшего из Англии Рагнара возле затерянного в горах дома, где нашла убежище его семья. Встретившись с ярлом впервые за четыре года, Лагерта заявляет, что намерена помочь ему отвоевать Каттегат.

С воинами Лагерты Рагнару есть что противопоставить занявшему его земли врагу. Уничтожив зимние запасы зерна, им удается выманить ярла Борга из Каттегата, разгромить его войско и изгнать захватчиков обратно в Гёталанд. Лагерта храбро сражается и вносит свой вклад в эту победу.

После триумфа над Боргом Рагнар вспыхивает прежними чувствами к своей бывшей жене, и признается Провидцу, что хочет ее и Аслауг одновременно. Он просит Лагерту остаться с ним в Каттегате, но та говорит, что должна хранить верность новому мужу и вернуться к нему.

Когда Лагерта возвращается в Хедебю, Сигвард оказывает ей холодный прием. Ярла приводит в ярость поступок жены и самовольное пребывание его пасынка в Каттегате. Когда в качестве причины мать уважительно называет имя Рагнара Лодброка, Сигвард прилюдно винит ее в еще не угасшей любви к бывшему мужу. Лагерта молчит. Сигвард уходит, и в ту же ночь женщину жестоко избивают его люди.

На пиршестве следующим вечером Сигвард унижает избитую жену, сначала насмехаясь над ней, а затем решив показать собравшимся ее грудь. Это ему не удается: терпение Лагерты наконец иссякает и она внезапно вонзает нож ему в глаз. Ярл истошно вопит, и его племянник, Эйнар, бросается с мечом к Лагерте, но атакует не ее, а обезглавливает Сигварда. Воительница становится ярлом Хедебю.

Прослышав о том, что Рагнар ищет нового союзника взамен плененного им за предательство ярла Борга, Лагерта предлагает ему свою помощь. При этом женщина, общаясь через посланника, представляется ярлом Ингстад, что интригует Рагнара, который никогда раньше не слышал этого имени.

Встреча бывших супругов происходит в лесу. Лагерта рассказывает Рагнару о произошедшем в Хедебю и о числе ее воинов, готовых отправиться с Рагнаром и Хориком в Англию. Довольный такой поддержкой, Рагнар вскоре казнит Борга, который перестает быть политическим препятствием в его отношениях с Хориком.

Зайдя в покои Лагерты, Эйнар требует благодарности за поддержку против Сигварда и пытается навязать ей сначала брак, а затем – интимную близость, грозя в противном случае нанести ей увечья. Лагерта парирует шантаж тем, что испытывай родственники Эйнара и люди Хедебю к нему уважение, они бы выбрали ярлом его, а не ее. Поняв, что не имеет власти над женщиной, Эйнар теряется и оставляет ее, затаив злобу.

Лагерта присоединяется к следующему походу Рагнара и Хорика в королевство Уэссекс. После сорвавшихся переговоров с англосаксами воительница участвует в неудачном для скандинавов сражении с союзной армией королей Эгберта и Эллы.

Северяне не сворачивают лагерь после поражения, и дело вновь сводится к дипломатии. Лидерам сторон удается заключить следующее соглашение: викинги получают золото и земли в Уэссексе в обмен на прекращение разорительных набегов; желающие получить большее вознаграждение могут оказать военную помощь ставленнице короля, принцессе Квентрит, в ее борьбе за престол Мерсии.

Взяв с собой Этельстана, вожди викингов и их воины (кроме людей, нанятых Квентрит) возвращаются в Каттегат, где Хорик Гудфредсон и его семья намерены отпраздновать успехи в Англии. Конунг пребывает в прекрасном настроении и красочно обрисовывает славное будущее своего союза с Рагнаром. На пиру его жена, воительница Гуннхильда, знакомится с Лагертой и они обмениваются любезностями.

Однако вскоре становится ясно, что Хорик на самом деле решил устранить Рагнара и весь его род. Следующим вечером конунг, Гуннхильда и их сын Эрлендур возглавляют большой отряд и атакуют Каттегат. Лагерта принимает участие в обороне города и в личном поединке убивает Гуннхильду.

После этого она обнаруживает многочисленных детей Хорика в соседней комнате. Один из воинов, руководствуясь приказом Рагнара, отсылает ее прочь и расправляется с ними. Силы агрессоров терпят поражение, и Лагерта присутствует при гибели Хорика от рук Рагнара. Победив врага, ярл занимает его место и становится конунгом данов.

Сезон 5

По прибытии в Каттегат Харальд предстает перед Лагертой, сообщает об успехах Великой армии в Англии и передает ей и Торви привет от Бьёрна. Дроттнинг не доверяет ему и спрашивает, почему Железнобокий сам не вернулся, чтобы рассказать об этом. Затем Лагерта, обвиняя Хорфагера в нападении на город посредством Эгиля Бастарда, подозревает, что он заехал в Каттегат, чтобы лично проверить результаты действий своего слуги. Самоуверенный конунг неожиданно не отрицает этого и его безотлагательно запирают в темнице.

Но, даже плененный, Харальд не теряет храбрости, гордости и честолюбия. Когда Лагерта без сопровождения заходит навестить его, он говорит, что пытался узурпировать власть в Каттегате из желания стать могущественным и показать себя перед любимой женщиной (Эллисиф).

Он искренне признается, что убил ее и теперь у него нет причин нападать на Каттегат. На вопрос Лагерты о его намерениях он предлагает союз и дружбу, оправдывая это уязвимостью государства Лагерты и взаимным недоверием между дроттнинг и претендующими на трон сыновьями свергнутой Аслауг.

Блог Yoair - публикация в мировом блоге по антропологии.

Лагерта узнает о побеге конунга Харальда.

Затем правительница беседует со своими доверенными лицами – Астрид, Торви, ее подросшим сыном Гутрумом и бывшей рабыней Маргрет, ставшей женой Уббе. Астрид резко возмущена предложением Харальда, в то время как Торви считает такой союз обоснованным, и Лагерта отчасти согласна с последней.

Рассерженная Астрид покидает собрание и выходит на улицу. Там ее неожиданно похищают. Одна из дев щита сообщает Лагерте, что Харальд только что сбежал из темницы и отплыл на одном из своих кораблей. Становится ясно, что он и его люди ответственны за исчезновение Астрид.

Лагерта понимает, что он сделал это не просто так, и на вопросы окружения не выражает большой уверенности в преданности своей телохранительницы в изменившихся условиях. Уединившись с Торви, Маргрет сомневается во власти и лидерской прозорливости Лагерты.

Сезон 6

Лагерта присутствует на публичном судилище над сподвижниками Ивара Бескостного и морально поддерживает сына. Но позднее, на семейном собрании, она заявляет о твердом намерении отстраниться от войн и политики. Женщина хочет содержать небольшой земельный надел в глуши и вести жизнь простого бонда, как в прежние времена с Рагнаром. Несмотря на некоторое изумление остальных, конунг Бьёрн отпускает мать.

Блог Yoair - публикация в мировом блоге по антропологии.

Клятва Лагерты.

Лагерта в компании Уббе, Торви, Хали и Асы покидает столицу на ладье и присматривает себе тихое место на берегу каттегатского фьорда. После того, как они разбивают лагерь, женщина в воинском облачении отправляется в близлежащий лес, где закапывает свой меч в землю, поклявшись никогда более не поднимать его.

Следующая сцена демонстрирует Лагерту прекрасно чувствующей себя вдали от городского шума. Вместе со несколькими помощниками она успешно обустраивает хозяйство и дом, в котором надеется встретить старость. Оставив семью с Лагертой, Уббе время от времени плавает в Каттегат и обратно, не забывает о матери и Бьёрн; они приносят с собой новости из большого мира.

Например, Уббе упоминает о возвращении Кетиля Плосконосого из Исландии и таинственном исчезновении Флоки. Лагерта не верит, что с мастером могло что-то случиться. Также Уббе передает рассказ Кетиля о мореплавателе Оттаре.

Когда свой визит матери наносит Бьёрн, он обсуждает с ней тревожное послание из Вестфольда: Олаф Толстый сверг Харальда Прекрасноволосого, и последний просит Каттегат о помощи. Лагерта напоминает о своем недоверии Харальду и вновь подчеркивает важность обороны Каттегата.

Бьёрн убежден, что нельзя бросать союзника, который столько раз поддерживал его, а защиту Каттегата предлагает поручить Хвитсерку. Уббе возражает, ибо после гибели Торы Хвитсерк превратился в пьяницу, одержимого местью Ивару. Тогда Бьёрн просит Уббе и Торви отложить отплытие в Исландию и присмотреть за Каттегатом в его отсутствие. Те соглашаются. В итоге Бьёрн решает снарядить войска и выступить на помощь Харальду.

Следующая сцена демонстрирует Беловолосого и его людей верхом на конях. Они обнаруживают убежище Лагерты и тайно следят за ней.

Блог Yoair - публикация в мировом блоге по антропологии.

Потеряв мужей, вдовы надеются на защиту Лагерты.

Тем временем земельный надел воительницы посещает большая группа женщин с детьми. Они рассказывают, что их мужья погибли в походах и теперь они вынуждены растить детей в одиночку. Узнав о Лагерте, они пришли из ближних и дальних мест в надежде на ее покровительство. Воительница радушно принимает вдов и разрешает им поселиться возле нее.

Беседуя с Уббе и Торви, Лагерта предлагает не брать Хали и Асу в предстоящее плавание на запад, а оставить их под ее присмотром. Родители соглашаются и после священных обрядов направляются в Каттегат, где намерены пребывать до возвращения Бьёрна.

Вскоре после основания деревня вдов подвергается налету разбойников Беловолосого. Они лишают женщин припасов и скота, насилуют их и убивают их детей. Негодяи явно намерены вернуться, и потерпевшие обращаются за заступничеством к Лагерте.

Под руководством Лагерты в деревне начинаются приготовления к грядущему набегу разбойников. Немногочисленным мужчинам Лагерта поручает строительство укреплений и изготовление оружия, женщинам выпадает роль воительниц, а наиболее храбрым детям долг велит отправиться в лес, чтобы вовремя предупредить о появлении врага.

Блог Yoair - публикация в мировом блоге по антропологии.

Лагерта возглавляет оборону поселения, в котором нет ни одного полноценного воина.

Люди Беловолосого не заставляют себя долго ждать. Они двигаются к деревне пешим и конным строем, расправляясь со всеми, кто попадается им в руки. Ценой своих жизней детям удается донести весть о приближении бандитов, и поселенцы начинают осыпать их стрелами с позиций на скалах.

Это не останавливает Беловолосого, и разбойники прорываются сквозь деревянные ворота деревни. Начинается сражение. С большими потерями Лагерте и поселенцам удается отбить нападение и изгнать врагов. К сожалению, маленький Хали, видя отступающих разбойников, угрожает им мечом, пытаясь впечатлить Лагерту.

Та велит мальчику спрятаться, но он ее не слышит. Беловолосый, заметив волнение воительницы, на полном скаку устремляется к ребенку. У Лагерты не получается остановить злодея и он убивает Хали; бабушке остается лишь склониться над умирающим внуком и дать ему последнее напутствие.

После ухода разбойников поселенцы собираются у братской могилы, в которую поместили тела павших. Отметив, что враг не остановится и атакует вновь, Лагерта заявляет, что у поселенцев есть два выбора: либо покинуть деревню, либо остаться, попросить помощи у других селений и держать оборону. Гундмунд и остальные высказываются за второй вариант.

Во владения Лагерты прибывает дроттнинг Гуннхильда, приведя с собой отряд воительниц. Хозяйка радушно встречает друзей и рассказывает о набегах разбойников. Гуннхильда решает остаться и защитить поселенцев. Вместе они загораживают единственный проход к деревне лабиринтом из плетня, в который рассчитывают заманить врагов.

Блог Yoair - публикация в мировом блоге по антропологии.

В решающем бою с разбойниками Лагерта схлестывается в поединке с Беловолосым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector