Бог Тор: мифология, бог грома, образ, мифы, описание, культура

Использованная литература

  • Арнольд, Мартин (2021). Тор: Миф к Marvel . Континуум. ISBN 978-1-4411-3715-9.
  • Астос, Рейдар (1993). “Óláfr, St.”. В Pulsiano, Филипп (ред.). Средневековая Скандинавия, энциклопедия . Нью-Йорк и Лондон: Гарленд. ISBN 0-8240-4787-7.
  • Сильфоны, Генри Адамс (1923). Поэтическая Эдда . Американский скандинавский фонд.
  • Бирли, Энтони Р. (Пер.) (1999). Агрикола и Германия . Оксфордская мировая классика. ISBN 978-0-19-283300-6.
  • Chrisholm, Хью (редактор) (1910) Encyclopdia Britannica , vol. 9 . Британская энциклопедия Co.
  • Эллис Дэвидсон, HR (1965). «Молот Тора». Фольклор . Тейлор и Фрэнсис. 76 (1): 1–15. DOI : 10.1080 / 0015587X.1965.9716982 . JSTOR  1258087 .
  • Эллис Дэвидсон, HR (1975). Скандинавская мифология . Пол Хэмлин . ISBN 0-600-03637-5.
  • де Фрис, Ян (1962). Altnordisches Etymologisches Worterbuch (изд. 1977 г.). Брилл. ISBN 978-90-04-05436-3.
  • Деламар, Ксавье (2003). Словник голуазского языка: Une Approche linguistique du vieux-celtique continental . Заблуждение. ISBN 9782877723695.
  • Дюмезиль, Жорж (1973). Боги древних северян . Калифорнийский университет Press . ISBN 0-520-02044-8.
  • Грег, Роберт Филипс (1884). О значении и происхождении филфот и свастики . Вестминстер: Николс и сыновья.
  • Холландер, Ли Милтон (2007). Heimskringla: История королей Норвегии . Техасский университет Press . ISBN 978-0-292-73061-8.
  • Гримм, Джейкоб (1882). Тевтонская Мифология: В переводе с четвертым издания с примечаниями и добавления Джеймса Stallybrass тома I . Перевод Джеймса Стивена Сталлибрасса. Лондон: Джордж Белл и сыновья.
  • Джонстон, Ричард (24 июля 2021 г.). «У Землеройки есть хребет благочестивой силы». Природа . DOI : 10.1038 / nature.2021.13440 . S2CID  87150582 .
  • Ларрингтон, Кэролайн (1999). Поэтическая Эдда: новый перевод . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-283946-2.
  • Линдаль, Карл; Макнамара, Джон; Линдоу, Джон, ред. (2002). «Олаф, святой». Средневековый фольклор: Путеводитель по мифам, легендам, сказкам, верованиям и обычаям . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195147711.
  • Линдоу, Джон (1978). Шведские сказки и легенды . Калифорнийский университет Press . ISBN 0-520-03520-8.
  • Линдквист, Суне (1933). «Готландс билдстенар» . Риг (на шведском языке). 16 (3). ISSN  0035-5267 .
  • Маклауд, Минди; Мис, Бернард (2006). Рунические амулеты и магические предметы . Бойделл Пресс . ISBN 1-84383-205-4.
  • Матасович, Ранко (2009). Этимологический словарь протокельтского языка . Брилл. ISBN 9789004173361.
  • Маккиннелл, Джон; Симек, Рудольф; Дювель, Клаус (2004). Руны, магия и религия: Справочник (PDF) . Studia Medievalia Septentrionalia. 10 . Вена: Фассбендер. ISBN 978-3-900538-81-1.
  • Меуленграхт Соренсен, Пребен (1986). «Рыболовная экспедиция Тора». В Steinsland, Gro (ред.). Слова и предметы: к диалогу между археологией и историей религии . Осло: издательство Норвежского университета. ISBN 82-00-07751-9.
  • Моррис, Кристофер Г. (1992). Академический словарь науки и техники . Издательство Gulf Professional Publishing . ISBN 978-0-12-200400-1.
  • Орчард, Энди (1997). Словарь норвежских мифов и легенд . Кассел . ISBN 0-304-34520-2.
  • Орел, Владимир (2003). Справочник по германской этимологии . Брилл . ISBN 9004128751.
  • Рейнольдс, Ричард (1994). Супергерои: современная мифология . Университетское издательство Миссисипи . ISBN 0-87805-694-7.
  • Робинсон, Джордж У. (Пер.) (1916). Житие святого Бонифация Виллибальда . Издательство Гарвардского университета . жизнь Бонифация.
  • Сойер, Биргит (2003). Рунические камни эпохи викингов: обычай и память в раннесредневековой Скандинавии . Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-820643-7.
  • Симек, Рудольф (2007). Словарь северной мифологии . Перевод Анжелы Холл. Д. С. Брюэр . ISBN 978-0-85991-513-7.
  • Торп, Бенджамин (1851). Северная мифология, компромисс с основными традициями и суевериями Скандинавии, Северной Германии и Нидерландов: составлено из оригинальных и других источников: Том II: скандинавские народные традиции и суеверия . Ламли.
  • Торп, Бенджамин (1907). Старшая Эдда Сэмунда Сигфуссона . Общество Норрин . Бенджамин Торп Старшая Эдда Сэмунда Сигфуссона.
  • Турвиль-Петре, EOG (1964). Миф и религия Севера: религия Древней Скандинавии . Лондон: Вайденфельд и Николсон. OCLC  460550410 .
  • Де Фриз, Ян (1957). Altgermanische Religionsgeschichte Том 2. 2-е изд. (копия 1970). Grundriß der germanischen Philologie, Том 12 / II. Де Грюйтер. (на немецком)
  • Worsaae, JJA (1882). Промышленное искусство Дании . Чепмен и Холл. свастика тор.

Кулоны с молотками, монеты с молотками и статуя эйрарланда

Около 1000 подвесок отличительной формы, представляющих молот Тора, были обнаружены в странах Северной Европы, Англии, Северной Германии, странах Балтии и России. У большинства из них очень простой дизайн из железа или серебра. Около 100 имеют более продвинутый дизайн с орнаментом.

Eyrarland Статуя , фигура медного сплава находится рядом Акюрейри , Исландия , датируемой около 11 – го века, может изображать Тор сидит и сжимая свой молот.

Постримская эпоха

Бог Тор: мифология, бог грома, образ, мифы, описание, культура

Бонифаций

несет свое распятие после рубки дуба Тора в

Бонифациусе

(1905)

Эмиля Доплера.

Первый зарегистрированный случай имени бога появляется на фибулах Нордендорфа , ювелирном изделии, созданном в период миграции и найденном в Баварии . На изделии изображен Старший Футарк с надписью onar (то есть Донар ), южно-германской формой имени Тора.

Примерно во второй половине VIII века в древнеанглийских текстах упоминается Тунор ( unor ), что, вероятно, относится к саксонской версии бога. В связи с этим, Thunor иногда используется в древнеанглийских текстах, чтобы дать толкование Юпитеру , бог может быть упомянут в стихотворении « Соломон и Сатурн» , где гром поражает дьявола «огненным топором», а также в древнеанглийском выражении unnorad («громовая езда»). “) может относиться к грозной колеснице бога, ведомой козлом.

В кодексе 9-го века нашей эры из Майнца , Германия, известном как Старосаксонский обет крещения , записаны имена трех старосаксонских богов, Уодена (древнесаксонский « Водан »), Сакснота и Тунаэра , в результате их отречения от демонов в формула, которую должны повторить германские язычники, формально принявшие христианство .

Согласно почти современному описанию, христианский миссионер Святой Бонифаций срубил дуб, посвященный «Юпитеру», в 8 веке на Донарском дубе в районе Гессена , Германия .

Kentish королевской легенда , вероятно , 11-го века, содержит рассказ о злодейском Риве из Ecgberht Кента под названием Thunor, который поглощен землей в месте с тех пор известен как þunores hlæwe (Старого Английского «Thunor кургана»).

Бог Тор: мифология, бог грома, образ, мифы, описание, культура

Изображение норвежских богов XVI века из «

Описания северных народов» Олауса Магнуса

; слева направо,

Фригг , Тор и Один

Скандинавская мифология. справочник, часть 1.

С детства люблю и изучаю мифологию. Особенно нравится искать там архетипы для своих рассказов.
Тем не менее, как-то всё это время избегал скандинавской мифологии, информацию о которой черпал разве что из комиксов Marvel и разных других игр. Решил, что хватит это терпеть и попытался прочитать её основные тексты. Как оказалось, в ней всё очень грустно, по сравнению с другими мифологиями. Никакого чёткого связного канона нет, тексты противоречат друг-другу самым кардинальным образом.
В итоге решил запилить для себя небольшой справочник, в который смогу заглядывать когда мне понадобится информация, а то лезть в сеть за каждой мелочью крайне муторно. Получилось довольно обширно, так что решил поделится им здесь.
Немного информации:
1. В интернет-ресурсах в плане этой мифологии полный бардак, особенно в Википедии. Там статьи очень страдают от непонятно откуда взявшейся инфы без указания источника. Различные сайты пестрят пересказанными мифами, в которых действует принцип глухого телефона.
Указанная здесь информация собрана в большинстве своём из основных текстов по мифологии, то есть Поэтической и Прозаической Эдд, некоторые отдельных произведений научного характера, а также совсем немного из исландских саг, которые упоминают скандинавский пантеон. Плюсом к этому было куплено несколько других справочников, которые указывают в своих источниках авторитетные работы.
2. В мифологии, как и в любой другой, есть ну совсем малозначительные персонажи, кроме имени которых особо и сказать то нечего. Они в список не были включены.
3. Я допускаю, что определённые моменты были упущены. Это пока что самая разрозненная из крупных мифологий, которые я изучал, и собрать всё воедино очень тяжело. Тем не менее я перекопал всё, что мог.
4. Это чисто справочник с краткой информацией о мире и действующих лицах, созданная со вполне определённой целью. В эту цель не идёт подробный пересказ самих мифов.

5. Всего будет 2 части, из-за того, что полностью не влезает. Если это хоть кому-то здесь будет интересно в таком виде, то позже я выложу такой же справочник, рассматривающий крупнейшие героические саги, когда сделаю.

Но хватит прелюдий.

—————————-Мифологический справочник. Скандинавская мифология.—————————-

———————————————————–Построение мира. География———————————————————-

Есть 2 вида – горизонтальное и вертикальное. Горизонтальное предполагает расположение всего мира на древе Иггдрасиль, вертикальное – что Иггдрасиль является центром земли.
Скорее всего мировоззрений было больше. Предоставлю объединённую версию этих двух.

Состоит из 9 миров.

На вершине – Асгард – место, где живут боги рода асов.

Чуть ниже расположен небесный город Альвхейм или Льюсальвхейм.

На земле, в центре, расположен Мидгард.

На северо-западе – Нифльхейм.

На юго-западе – Ванхейм (Ванахейм).

На северо-востоке – Йотунхейм.

На северо-западе – Муспельхейм.

В земле – Свартальвхейм.

Под землёй – Хельхейм (Нифльхель).

————————————————————————-Космология————————————————————————–

Есть Живая Бездна, называется Гинунгагап. В ней с начала времён существовали Муспельхейм, мир вечного огня, и Нифльхейм, мир вечного холода.

В Нифльхейме расположен источник Кипящий Котёл (Хвергельмир), из которого потекло 12 рек Эливагара (Свёль, Гуннтра, Фьёрм, Фимбультуль, Слид, Хрид, Сюлг, Ульг, Вид, Лейфт, Гёлль, Вимур). Ядовитые (буквально) воды столкнулись с огнём Муспельхейма, и из получившегося инея родился инеистый великан Имир (Бримир, Ауртельмир).

Он является первым живым существом. Из разных частей его тела во сне вышли инеистые великаны.

С ним появилась корова, кормившая великана молоком – Аудумла. Она лизала камни и слизывала с них соль. Через три дня из камня сформировался Бури – первое человеческое существо (но не человек нашего рода).

У него был сын Бор (Бёр).

Его жена – Бестла, дочь Бельтара (великана).

У Бора родились первые асы – Один, Вили и Ве.

Они убили Имира и создали из него Землю.

Плоть стала землёй, кровь – мировым океаном, кости – горами, зубы – валунами и камнями, череп – небесами, мозг – облаками, волосы – растениями, а брови его стали огромной стеною, защищающей Мидгард от чудовищ.

Солнцем и звёздами стали искры Муспельхейма.

Вероятно, они были помещены в Альвхейм. Солнце – Альврёдуль (Светило Альвов).

Радуга – мост между Асгардом и Мидгардом. Называется Биврёст, охвачен огнём, что пожирает всех, кроме асов.

——————————————–Устройство мира, расы и география.——————————————–

1. Асгард. Мир богов рода асы, эйнхериев, валькирий, норн.

Правитель – Один.

Предоставлено 12 богов-асов, тем не менее, их на деле больше, включая жён каждого из них. Делится на множество владений и чертогов, каждое из которых принадлежит определённому асу.

Расы:

Асы – боги основного рода. Произошли от Бора. Выделяют 12 из них – членов Совета Асов. По некоторым данным, все асы могут менять облик по своему желанию, в некоторых же источниках указывается, что конкретный ас обладает способностью превращаться только в определённых существ. Не стареют из-за молодильных яблок, но вполне смертны от физического урона. Если погибнут в бою, тут же воскресятся в Асгарде (вероятно, в Вальхалле), если же их убьют скрытно или противник не оказывает сопротивления, бог-ас отправится в мир мёртвых Хельхейм. В некоторых источниках указывается их количество – 27 известных асов и 22 известных асиньи, но это очень неточная информация.

Еще про Тора:  Кирин-Тор — История World of Warcraft, Hearthstone и Heroes of the Storm

Дисы или Идизы – божественные девы, духи-хранители, духи судьбы, предсказательницы. К Дисам причисляют Норн, Валькирий, прочих мифических дев. Если завладеть одеждой предсказательниц, то ты берёшь над ними власть.

Норны – богини судьбы. Предсказывают судьбу и определяют её. Аналог мойр из греческо-римской. Чаще всего выделяют 3 основных, но есть и меньшие норны, для каждого человека своя. Вероятно, меньшие норны появились из-за христианизации мифологии и стали аналогами ангелов-хранителей.
Старшие норны – Урд, Верданди и Скульд. Прошлое, настоящее и будущее соответственно. Их обязанности – сохранение Иггдрасиля, которое они поливают водой священного источника.

Валькирии – весьма неоднозначная раса (раса ли?). Девы-воительницы, летают на крылатых конях (или с помощью особых одеяний из перьев птиц) над полем боя и выбирают лучших из павших, чтобы они стали эйнхериями. Крайне сильны, владеют рунами мудрости. Возможно, их сила заключается в их девственности, во всяком случае так было у Брунгильды. Прислуживают Одину на пирах.

Эйнхерии – сильнейшие из павших воинов, избранные валькириями или самим Одином для сражения в будущем Рагнароке. Обитают в Асгарде после смерти, развлекаются пирами и битвами.

География:

Дом богов – Гладсхейм, Чертог радости.

Дом богинь – Вингольв. Чертог блаженства.

Полностью состоят из золота и серебра.

1. Валаскьялв – чертог Одина, огромная башня. Хлидскьялв – его престол.

2. Трудвангар (Трудхейм) – владения Тора. Бильскирнир – его чертог, вмещает 540 лиц.

3. Глитнир – владения Форсети. Судилище богов.

4. Химинбьёрг – владения Хеймдалля, на краю Асгарда. Туда примыкает Биврёст.

5. Брейдаблик – владения Бальдра. Место, где нет порока. Украшен бело-золотыми колоннами.

6. Идаллир – владения Улля. Долина тисов.

7. Ландвиди – владения Видара. Представляет собою тихий лес-сад со множеством цветов.

8. Ноатун – вдадения Ньёрда.

9. Фенсалир – владения Фригг, жены Одина.

10. Сёкквабекк – владения Фригг и Одина. Они там бухают. Возможно, часть Фенсалира.

11. Трюмхейм – владения Скади. Расположена высоко в горах. Самое холодное место в Асгарде.

12. Фолькванг – владения Фрейи, палаты – Сессрумнир. Туда попадает половина эйнхериев по решению Фрейи.

13. Вальгалла (Вальхалла) – обитель эйнхериев, войнов Одина, и валькирий. Закрыт воротами Вальгринд.

14. Гимле – обитель самых достойных умерших людей. Возможно, является аналогом «рая» после христианизации язычества.

15. Радсейярсунд – владения Хильдольва, человека, получившего своё место в Асгарде за свои заслуги.

16. Чертог Судьбы Урд – воды у корня Иггдрасиля, обитель трёх Норн.

2. Альвхейм, Льюсальвхейм. Мир светлых альвов.

Правитель – Вёлунд, альв-кузнец.

Единственный известный представитель.

Сама раса точно не определена. Альв является аналогом слова эльф.

Сама раса представляет собою скорее неких духовных сущностей, нежели типичных фэнтези-эльфов, хотя Вёлунд описывается как типичный ас.

Есть определённые источники, частично раскрывающих светлых альвов, но все они имеют меньший вес и созданы уже после появление Старшей (Поэтической) и Младшей (Прозаической) Эдд, которые сами по себе уже довольно поздние источники, так как эта мифология передавалась в основном устно.

3. Мидгард.

Мир людей, наш мир.

Правитель –тысячи их. В основном действо происходит на территориях Швеции, Дании, Норвегии, Зеландии, Исландии и т. д. В целом, подразумевается наш человеческий земной мир. Родина множества героев, как правило, полубогов (demi-god).

4. Нифльхейм.

Мир Ледяных Великанов, потомков инеистых великанов.

Один из двух миров, существовавших в бездне до начала сотворения мира. Мир льдов, тумана, инея и мрака.

Расы:

Инеистые великаны (хримтурсены) – первые живые существа. Крайне опасные твари, обладают очень высоким уровнем манипуляции льдом и холодом, могут вызывать зимы и т. д. Сама раса вымерла, однако остались отдельные представители.

Ледяные великаны – потомки инеистых великанов.
Несмотря на наличие упоминаний ледяных великанов, практически все великаны, связанные со льдом,  упоминаются только как инеистые, что даёт право предполагать о тождественности этих рас.

География:

Хвергельмир, Кипящий Котёл. Место вечного огня, в котором обитает чёрный дракон Нидхёгг и тысячи змей. Из него текут множество рек и одна из них, Гьёлль, соединяет Нифльхейм с Хельхейм.

5. Ванхейм.

Мир богов рода ваны. Правитель – Ньёрд или Фрейр.

Ваны – боги плодородия и всего, что связано с природой. Принципиально от асов не отличаются, хотя и являются отдельной расой. Могут иметь с ними потомство. Какое-то время воевали с ними, но затем заключили мир.

6. Йотунхейм.

Мир йотунов.

Правитель – вероятно, Утгард-Локи.

Имеет много зон. Есть леса, степи, равнины. Есть и города, среди которых известен только Утгард

Раса:

Йотуны – великаны, потомки инеистых великанов, первопредок – Бергельмир (в некоторых источниках между Имиром и Бергельмиром имелся ещё один – Трудгельмир). Большей частью существа злые, аспектом льда не обладают. В целом, раса йотунов различна. В большинстве своём представляется чудовищной расой великанов, однако часто встречаются мудрые представители (Мимир), искусные маги (Утгард-Локи) и прекрасные видом йотуны (Мани и Соль). Могут вступать в брак с с асам и рожать с ними потомство, более того, иногда йотуны сами являются богами и воплощением какого-либо аспекта мира.

География:

Частично отделен от Мидгарда Железным Лесом. Соединён с Нифльхеймом рекой Вимур.

Железный Лес – тёмный лес, в котором отсутствует свет. Населён оборотнями-волками и вёльвами. В нём обитают злые колдуньи и множество тёмных сил. Родина рода Фенрира.

Утгард – место демонических обитателей с огромной магической силой. Правит этим местом Утгард-Локи, мастер иллюзий и скрытности.

Родник Мимира – место, где обитает мудрейший йотун Мимир, у которого Один выменял мудрость на глаз.

Гора Люфьяберг – обитель йотуна-врачевательницы Менглёд. Любая девушка, добравшаяся до вершины, исцеляется от любой болезни. Сам чертог покрыт золотом и имеет золотые колонны. Её чертог защищают врата Трюмгьёлль и ограда Гастропнир, которые непосильны даже богам, а защищает его Фьёльсвинн, слуга Менглёд, и два волка – Гэри и Гифр.

Каменные горы – место, где обитают горные великаны. Предположительно расположено очень близко к Асгарду.

Вопреки большинству фикшн-произведений, Йотунхейм не является ледяными землями, а сами йотуны не имеют аспект льда. Эти существа гораздо ближе к аспекту земли, в то время как сами земли имеют самые разные зоны. 

7. Муспельхейм. Мир огненных великанов (великанов Муспеля).

Правитель – Сурт (Суртур).

Мир, где не затухает огонь. Соединён с Нифльхеймом мировой осью, которая позже станет Иггдрасилем.

Раса:

Огненные великаны – великаны, владеющие огненной природой. Способны манипулировать огнём. Крайне сильные создания, особенно Суртур.

География:

Мюрквид – тёмный лес, отделяющий Муспельхейм от Мидагарда. Ничего примечательного не имеет.

8. Свартальвхейм – мир тёмных альвов, они же цверги, карлики, нибелунги, дверги. Позже дварфы и гномы. Правитель – Модсогнир, возможно, Хейдмар.

Раса и география:

Раса тёмных альвов имеет много путаниц. Тем не менее, вероятнее всего, фэнтезийные тёмные эльфы не имеют с тёмными альвами мифологии никакой связи.

Цверги были червями в плоти Имира, ставшими карликами по воле асов.

Все являются первоклассными кузнецами, создали множество сокровищ из мифологии.

Фактически, не только «подземное царство», но и «внутриземное», т. е. цверги живут в земле, а не только под ней, как, собственно, черви. Под влиянием солнца превращаются в камень, поэтому могут выходить наружу только ночью.

Их особенности меняются от источника к источнику, например Нибелунги исландских саг не обращались в камень, не были кузнецами, но были очень сильными воинами, хранившими клад

Нидавеллир – место, внутри Свартальвхейма. Им правил Хейдмар, великий маг и воин.

Окольнир – также место внутри Свартальвхейма. Подробности об обеих локациях неизвестна.

9. Хельхейм (Нифльхель) – обитель мёртвых.

Правитель – богиня-великанша Хель.

Туда попадают все, кто умер от болезни или от старости, не попавшие в более высокие планы.

География:

Окружён рекой Гьёлль, идущей от Нифльхельма. Попасть в Хель можно только если пересечь мост Гьялларбу, охраняемый великаншей Модгуд.

Гнипахеллир – пещера, в которой обитает чудовищный пёс Гарм, верный слуга Хель.

Мокрая Морось (Элвиднер) – палаты Хель.

————————————————————————–Персонажи————————————————————————–

—————————————————————————-Боги-Асы—————————————————————————

Несмотря на то, что многих ванов и йотунов приняли в асы, здесь указываются именно боги рода асов, то есть мать или отец указанного аса были связаны с родом Одина.

1. Один – правитель богов. Бог Богов, Бог Поэзии, Бог Мудрости, Бог Повешенных, Бог Воронов, список не полон.

Старик с длинной бородой и одним глазом.

Очень мудр и умён, внешне высок.

В бою надевает доспехи и шлем с орлиными крыльями, на людях скрывается в синем плаще, хлопчатых штанах, босым и в шляпе, надвинутой на лоб.

Может превращаться в зверей. Владеет магией рун, ради чего повесил себя на суку и пронзил сердце копьём.

Владеет восьминогим конём Слейпниром и копьём Гунгниром.

Сидя на троне Хлидскьялв может видеть всё, происходящее в мире.

Женат на Фригг.

Сопровождают два ворона, Хугин (мысль) и Мунин (память). Они летают по миру и рассказывают Одину всё, что видят.

Также держит двух волков, Гери и Фреки, которые пожирают всё, что на его тарелке с едой.

Не подвержен голоду, пьёт только вино.

Владеет 18-ю заклятиями:

1. Истребляет печаль и тревоги.

2. Залечивает любые раны.

3. Тупит клинки врагов, делает оружие бесполезным.

4. Освобождает от любых оков.

5. Отражает стрелы взглядом.

6. Отрицает эффект вражеских рун.

7. Погашает пламя любой силы.

8. Усмиряет любые раздоры.

9. Смиряет ветра и волны.

10. Закрепляет изменение облика навсегда, так проклинает ведьм-оборотней.

11. Защищает соратников пением в свой щит.

12. Воскрешает повешенных.

13. Окропив водой человека, может сделать его неуязвимым.

14. Даёт знание о численности населения альвов и асов.

15. Усиляет свою армию.

16. Покоряет любую деву.

17. Соблазняет любую деву.

18. Заклятие неизвестно.

Имена: Хрофт, Игг,Гагнрад, Сафнир – самые известные.

Будет бороться с Фенриром и умрёт во время Рагнарока.

2. Тор.

Бог Грома, Бури и Молний. Рыжебородый. Сын Одина.

Владеет Мьёлльниром, поясом, удваивающим силу, и железными рукавицами для использования молота.

Самый сильный ас. Постоянно воюет с йотунами, обычно убивает с одного удара.

Имеет бронзовую колесницу, запряжёнными двумя козлами – Тангниостром и Тангрисниром. Они бегают быстрее любых коней (вероятно, кроме особенных). Тор может их зажарить и съесть, после чего воскресить, если бросать кости на их шкуры.

Может тремя глотками уменьшить уровень моря. Способен сопротивляться абстракционным сущностям (буквально выдерживал натиск олицетворения старости). Достаточно силён физически, чтобы поднять Ёрмунгарда.

Вспыльчив, не очень умён, но и не глуп. Может быть призван любым асом, если тот назовёт его имя.

3. Бальдр.

Бог Весны, Невинности и Света. Один из покровителей плодородия. Юноша невероятной красоты, его присутствие делает окружение более «светлым».

Его мать, Фригг, взяла клятву со всего материального на свете, что оно не причинит вред Бальдру, кроме ростка Омелы, в результате чего тот стал практически неуязвим.

Убит Хёдом под влиянием Локи, обитает в Хель. Будет возрождён после Рагнарока.

4. МодииМагни.

Сыновья Тора, которые унаследуют Мьёлльнир после Рагнарока.

Первый – Бог Ярости по некоторым источникам. Покровительствует берсеркерам.

Второй обладает огромной физической силой с рождения и «превзойдёт Тора в каждом аспекте». Будущий носитель молота.

5. Форсети.

Сын Бальдра и Нанны, Бог Правосудия, Закона и Справедливости. Разрешает споры богов в своём судилище.

Еще про Тора:  Молитва талисман на деньги

6. Хёд.

Слепой бог, убивший Бальдра. Обладает огромной физической силой. Обитает в Хель, вернётся вместе с Бальдром после Рагнарока.

7. Тюр.

Сын Одина, Бог Войны и Права. Называется Одноруким Богом, так как одну руку ему откусил Фенрир в процессе заковывания оного в цепи.

Самый храбрый из асов, при этом очень умён. Искусен в тактике и стратегии.

8. Видар.

Сын Одина, Бог Молчания и нерукотворной Природы, по некоторым источникам – ещё и Бог Мести.

Безмолвен и красив. Обладает огромным башмаком, который собирается из всех обрезков кожи, которые оставляют после себя кожевники (материалы для башмака несколько варьируются). Этим башмаком он наступит на пасть Фенрира и разорвёт его пополам.

9 Хермод.

Сын Одина. Фигурировал только как посланник Одина в Хельхейм.

10. Вали.

Сын Одина, бог растений. Убил Хёда в гневе, не слушая его оправдания. После рождения вырос за один день.

11. Вили и Ве.

Братья Одина, помогающие ему создавать мир. По Младшей Эдде – творцы первых людей, но это не точно.

12. Хеймдалль.

Страж Богов, охраняет Биврёст. Видит всё происходящее в мире. Имеет золотые зубы. Рождён от 9 матерей, вероятно, воплощений морских волн.

Имеет рог Гьяллахорн, звук которого слышат все асы, а также сверкающий безымянный меч. Трубит в рог во время Рагнарока (и при прибытии важных гостей, по некоторым источникам (забавно, как каждый раз боги, наверное, накладывают в штаны, когда к ним гости заявляются)). Также имеет коня, по имени Гультоп, на котором он разъезжает по Биврёсту каждый день.

Также называется Ригом.

13. Улль.

Пасынок Тора, Бог Стрельбы из Лука, всегда попадает в цель. По некоторым источникам, Бог Охоты и Бог Зимы. Прекрасен лицом.

14. Браги.

Бог-скальд (поэзии), Бог Поэзии, Бог Таланта. Один из мудрейших и красноречивых асов. Его жена – хранительница молодильных яблок. Его символ – золотая арфа.

15. Андхримнир.

Бог-повар. Постоянно готовит для асов и эйнхериев из вепря Сехримнира.

16. Деллинг.

Сияющий бог, отец дня Дага.

17. Даг, Дагр.

Персонофикация дня, облетает мир на своей колеснице каждые 24 часа.

18. Хёнир.

Бог, живущий у Ванов, как добровольный заложник. Переживёт Рагнарок. По одной из версий, один из создателей человеческого рода.

——————————————————-Богини-асы (асиньи):——————————————————-

1. Фригг, она же Хлин.

Жена Одина, верховная богиня, Богиня Богинь, Богиня Семьи, Брака и Деторождения. Провидица, ей известно будущее, но она никогда его не раскрывает. Вероятно, одно из её имён – Сага.

Бухает с Одином.

Большая часть остальных богинь-асов являются её служанками, по некоторой версии – все они её аспекты, что имеет смысл, если ознакомиться с тем, что они олицетворяют:

Фулла – златовласая сестра Фригг, хранит её драгоценности и даёт советы. Она знает всё, что знает Фригг, но также как и она, ничего не говорит.

Хлин, Глин – Богиня Утешения, именно она слушает мольбы людей и докладывает о них Фригг. Защищает тех, кого Фригг хочет спасти от опасностей.

Гна, Хна – вестница Фригг. Владеет конём Ховварпниром, который может проводить её сквозь огонь, воду, и облака со скоростью ветра.

Лофн, Ловн – Богиня Похвалы, освящает браки и устраняет препятствия между влюблёнными.

Сьёвн, Сьёфн – Богиня Любви, вселяет любовь в сердца людей и разрешает конфликты.

• Сюн, Син – Богиня Охраны. Защищает дома людей от воров и является стражницей палат Фригг, имея право закрыть доступ к ним по своей воле.

• Гевьон – Богиня Девственности. Принимает к себе в служанки девушек, умерших в безбрачии. Когда один конунг пообещал её столько земли, сколько может вспахать 4 быка, она вспахала Зеландию.

Эйр – Богиня Медицины, самая великая врачевательница. Она способна исцелять любые болезни.

• Вар – Богиня Истины и Клятв. Её именем закрепляются клятвы и она наказывает тех, кто их нарушает.

• Вер – Богиня Всезнания. Знает обо всём, что происходит в мире и имеет невероятную интуицию.

• Снотра – Богиня Добродетели и Мудрости. Овладела всеми знаниями в мире

2. Идун.

Богиня Вечной Юности, жена Браги, хранительница молодильных яблок, раздаёт их всем богам, что и даёт им бессмертие. По некоторым данным, дочь цверга Ивальди.

3. Нанна.

Богиня плодородия и цветения, мать Форсети. Жена Бальдра, погибшая от горя из-за его убийства. Обитает в Хельхейме.

4. Сиф, Сив.

Жена Тора, также богиня плодородия. Имеет волшебные волосы из чистого золота, тонкие, как паутина, скованные цвергами.

5. Труд.

Дочь Тора и Сиф. Возможно, стала валькирией.

——————————————————————-Боги и богини – ваны—————————————————————-

1. Фрейя, Ванадис, Гефна, Хёрн, Мардёлл, Сюр, Вальфрейя.

Богиня Плодородия, урожай и жатва – её аспект. Первая богиня в Асгарде после Фригг и самая красивая. Как королева валькирий, имеет право забрать половину эйнхериев в свой чертог. Когда плачет, проливает золотые (по некоторым источникам, янтарные) слёзы.

Владеет прекраснейшим ожерельем Брисингамен, выкованным 4-мя цвергами. Ездит в колеснице, запряжённой двумя котами. Может оборачиваться в сокола благодаря своему одеянию (по некоторым источникам, и без него).

Имеет ездового вепря Хильдисвнини, по некоторым источникам, это её замаскированный любовник Оттар.

Искусный маг.

2. Ньёрд.

Отец Ванов, как и все из его рода, бог плодородия. Также Бог Ветров, Бог Мореплавания и Рыболовства. Муж Скади.

3. Фрейр.

Бог Плодородия, воплощает аспект лета. Добр и прекрасен. Обладает волшебными кораблём Скидбладниром и крайне быстрым ездовым вепрем Гуллинбурсти, созданным цвергами. Женат на собственной сестре, Фрейе, и прародитель многих людей.

Считается, что ему подвластен солнечный свет, которым он управляет своим сияющим мечом, который обещает ему вечную победу и способен иссушать тела врагов, однако он отдал его цвергу Скирниру, чтобы тот завоевал ему деву-йотуншу Герд.

Также имеет летающего коня Блодугхофи, который может проходить сквозь огонь. Умеет говорить на волчьем языке.

——————————————————————Йотуны и йотунши——————————————————————–

1. Локи, Лодур, Лофт.

Сын йотунов, ставший асом. Бог Хитрости и Обмана, а также Огня (можно найти свидетельства, что его аспект огня это ошибочное мнение, но некоторые рассказы, по моему скромному мнению, свидетельствуют об этом крайне открыто).

Трикстер, существо Хаоса. Может помочь, может навредить, мотивы никогда не определены точно, тем не менее, он осознаёт концепции праведности и неправедности.

Двуполый, может обращаться в животных. Породил множество чудовищ и мифических существ:

Слейпнира – от невероятно сильного коня Свадильфари.

Хель, Йормунганда и Фенрира – от великанши Ангрбоды.

• Всех вёльв, съев полусгоревшее сердце злой женщины, которое нашёл на костре.

Огонь не причиняет ему вреда, по очевидной причине.

Привязан к скале кишками собственного сына за убийство Бальдра, сверху змея капает на него ядом, которую собирает в чашу его жена Сигюн. Когда яд попадает на него, он содрогается об землю и вызывает землетрясения.

Связан с Одином, так как они обменялись кровью и стали побратимами.

Выйдет против асов во время Рагнарока, либо с огненными великанами, либо на корабле Нагльфар.

Сразится с Хеймдаллем и убьёт его, но умрёт сам.

2. Мимир.

Мудрейший йотун, охраняющий источник мудрости. Один обменял свой правый глаз, чтобы испить из него и получить всю мудрость мира. По одной из версий, Мимир был обезглавлен и его голова, оставшись живой, подсказывает Одину, когда тот нуждается в совете.

3. Менглёд.

Йотун-врачевательница. Обитает на горе Люфьяберг вместе с 9-ю девами (Хливтраса, Хлива, Тьодварта, Бьёрта, Блид, Блидра, Фрида, Эйр, Аурбода). Её лечение шаманского толка, но его сила равна силе боги-врачеватильнице Эйр, которая приходила к ней для обмена опытом. Судьбой ей предназначено быть супругой Свипдагу.

4. Мани и Соль.

Дети-йотуны, столько прекрасны, что были названы Солнцем и Месяцем их отцом Мундильфари. За гордость их посадили на колесницы и они обязаны каждый день и каждую ночь летать по небу, управляя светом Солнца, Луны и Звёзд.

Будут съедены волками во время Рагнарока.

5. Ангрбода.

Жена бога-йотуна Локи. Породила от него Йормунганда, Хель и Фернира.

6. Утгард-Локи

Правитель столицы Йотунхейма, Утгарда. Крайне могущественный йотун, владеет невероятно сильной магией иллюзий. Способен воплощать абстракции в материальный мир, такие как мысль или старость. Чтобы его не узнали, называется Скримиром.

По некоторым источникам, является воплощением Локи.

7. Мундильфари

Отец Магни и Соль, чья гордость обрекла их на вечное управление светилами.

8. Трюм.

Йотун, стащивший у Тора молот и потребовавший, чтобы ему выдали в жёны Фрейю, из-за чего асам пришлось надевать на Тора женское платье и попытаться выдать его за неё. Был убит очень злым Тором.

9. Гуттунг.

Йотун, владевший «мёдом поэзии», который получил от цвергов в откуп за убийство его отца. Может превращаться в орла благодаря одеянию с орлиным оперением.

10. Бауги.

Брат Гуттунга. Один проработал у него на поле несколько месяцев, за что тот пробурил своим буром дыру в пещере, где Гуттунг прятал «мёд поэзии».

11. Гуннлед.

Дочь Гуттунга, охранявшая «мёд поэзии». По некоторым источникам, была для этого превращена в монстра и расколдована Одином.

12. Бюлейст и Хелблинди.

Братья Локи, в мифах не участвуют.

13. Биллинг и Ринд.

Вероятно, йотуны, проживающие в Ванахейме. Один склонил дочь Биллинга, Ринд, к любовным утехам с помощью магии и крепкой верёвки, когда Биллинг и его дружина были против такой затеи.

14. Вафтруднир.

Мудрый йотун, вызвавший Одина на поединок в уме и мудрости. Проиграл ему, когда тот задал вопрос, на который только сам Один мог дать ответ. По разным источникам был либо убит в конце, либо спасся бегством, дав Одину нужную ему информацию.

15. Гиллинг.

Отец Гуттунга и Бауги. Был утоплен обманувшими его цвергами, чтобы тот не проболтался о наличии у них «мёда поэзии».

16. Грид.

Йотунша, доброжелательна к асам. Родила Видара от Одина. Сильная волшебница, смогла дать силу трухлявому посоху, тёртой верёвке и драным рукавицам силу Мьёлльнира, пояса силы и стальных рукавиц Тора соответственно. Возможно, относится к Горным Великанам.

17. Фенья и Менья.

Две сестры йотунши, бывшие служанки шведского короля Фьёльнира и датского короля Фроде. Мололи волшебные жернова Гротте, которые могли вымолоть всё, что пожелает работник. Утонули, оставив жернова вечно молоть соль, из-за чего море и стало солёным.

18. Модгуд.

Йотун – страж моста на Гьёлле в Хельхейме, служанка Хель. Охраняет вход в царство, каждый живой, который желает туда войти, должен встретиться с ней.

19. Нарфи.

Йотун, отец Нотты, олицетворения ночи.

20. Нотт.

Йотунша, богиня, олицетворение ночи, мать Дагра и Ёрд. Скачет на инеистом коне Хримфакси по небу вместе со своим сыном. Причисляется к асам, но её род известен лишь тем, что она дочь Нарфи, йотуна.

21. Мёккуркальви.

Йотун – соратник Хрунгнира, слепленный из глины ему на помощь. Очень труслив, погиб от руки Тьялви.

22. Фарбаути и Лаувейя.

Йотуны – родители Локи. После смерти Фарбаути его жена отнесла своего сына к асам, а сама погибла от горя.

23. Хель.

Дочь Локи, правительница Хельхейма. К ней попадают все, кто умер не в бою и не был принят отдельными богами. Она огромного роста, одна её половина синяя, другая мертвенно-бледная и разлагающаяся. Тем не менее, внешность разниться от источника к источнику. Может вернуть мёртвого к жизни по своему желанию. Хозяйка Модгуд и Гарма.

Отправиться с Гармом и армией мёртвых атаковать асов во время Рагнарока.

Еще про Тора:  Удаление металлоконструкций

Олицетворение напастей.

«Голод её блюдо, Истощение её нож, Лежебока слуга, Соня служанка, Напасть падающая на порог решетка, Одр Болезни постель, Злая Кручина полог»

24. Ярнсакса.

Супруга Тора, родила ему Магни.

25. Гейррёд.

Йотун, поймавший Локи, когда тот был в обличие ястреба (или сокола). Потребовал от него привести Тора в его дом безоружным в обмен на свободу. Убит Тором, который швырнул в него раскалённый железный прут.

26. Грейп и Гьялп.

Дочери Гейррёда. Пытались заманить Тора в ловушку, но погибли от неё сами.

Чёртовы полоски здесь, потому что на Пикабу, неожиданно, нет центрирования. Или я его не нашёл. Если кому нужен чистый текст без картинок в .doc файле, выложу в комментариях.

Ну и немного МегаТена вам в ленту:

P. S. Рагнарок меня устраивает больше, чем Рагнарёк. Такой вариант тоже верный.

Современное влияние

Бог Тор: мифология, бог грома, образ, мифы, описание, культура

Тор бьет змея Мидгарда

(1790)

Генри Фузели

Бог Тор: мифология, бог грома, образ, мифы, описание, культура

Датский

значок на голову

велосипедиста начала ХХ века с изображением Тора.

В наше время Тор по-прежнему упоминается в художественной и художественной литературе. Начиная с оды Ф. Дж. Клопштока 1776 году Тору, Виру и Си , Тор был предметом стихов на нескольких языках, в том числе эпической поэмы Адама Готтлоба Оленшлегера 1807 года « Торс въезжает в Йотунхейм» и еще трех стихотворений того же автора ( Hammeren hentes , Thors fiskeri и Thor besøger Hymir ), собранные в его Nordens Guder 1819 года ;

«Багажник Торса» (1859 г.) Вильгельма Герца ; сатирическая поэма 1820 г. « Mythologierne eller Gudatvisten » Дж. М.

Штиернстолпа ; Nordens Mythologie eller Sinnbilled-Sprog (1832) Н. Ф. С. Грундтвига ; стихотворение « Хармен » Тора Торильда ;

“Der Mythus von Thor” (1836) Людвига Уланда ; Der Hammer Thors (1915 г.) В. Шульте против Брюля ; « Herr Dunnar und die Bauern» Ганса Фридриха Бланка (опубликовано в Märchen und Sagen , 1937); и Die Heimholung des Hammers (1977) Х.С.

Артманна . На английском языке он фигурирует, например, в «Вызове Тора» Генри Уодсворта Лонгфелло (1863) и в двух работах Редьярда Киплинга : Путевые письма:

1892–1913 и «Холодное железо» в « Наградах и фее» . Де Камп «s Дипломированный чародей встретился с Тором, как и с другими норвежскими богами, в первую из многих сказочных приключений Шей.

Художники также изображали Тора в живописи и скульптуре, в том числе в картине Генри Фузели 1780 года « Тор бьет змея Мидгарда» ; Статуя Его Превосходительства Фрейнда 1821–1822 гг.

Тор ; Мраморная статуя Тор 1844 г. Б.Е. Фогельберга ; Картина Мартена Эскила Винге «Битва Тора с гигантами » 1872 года ; Рисунок К. Эренберга 1883 г. Одина, Тора и Магни ; несколько иллюстраций Е.

Doepler , опубликованных в Вильгельме Ranisch «с 1901 годом Walhall ( Тор ; Thor унда умереть Midgardschlange ; Тор дена Хрунгнира bekämpfend ;

Тор Bei дем Riesen Трит ALS Braut verkleidet ; Тор Bei гимир ; Тор Bei Skrymir ; Тор ден FLUSS Wimur durchwatend ) ; Рисунки Дж. К. Доллмана 1909 года « Тор и гора» и « Сиф и Тор» ; Картина Г.

Поппе « Тор» ; Е. Pottner «ы 1914 рисунок THORS Schatten ; Мраморная статуя Х. Наттера Тор ; и иллюстрации У. Бремера 1977 г. к « Die Heimholung des Hammers » Х. К. Артмана .

В области науки и техники шведский химик Йенс Якоб Берцелиус (1779–1848) открыл химический элемент , названный им в честь Тора – торий . Thor также является тезкой ракеты PGM-17 Thor .

В 1962 году американский художник комиксов Джек Кирби , редактор Marvel Comics Стэн Ли и его брат Ларри Либер создали особенность в серии комиксов « Путешествие в тайну», в которой Тор был супергероем .

Эта версия Тора изображается как длинноволосая блондинка, а не рыжеволосая. Вскоре в журнал был добавлен дополнительный материал «Сказки Асгарда», в котором Кирби иллюстрировал истории из скандинавской мифологии; в конце концов журнал был переименован в Тор .

Ли и Кирби включили Тора в число основателей своей супергеройской команды Мстителей . Тор был изображен в кинематографической вселенной Marvel австралийским актером Крисом Хемсвортом , появляющимся в фильмах Тор , Мстители , Тор:

Темный мир , Мстители: Эра Альтрона , Доктор Стрэндж , Команда Тор , Тор: Рагнарок , Мстители: Война бесконечности и Мстители:

Финал . Тор также фигурировал в комиксах других издателей. В комиксах « Дикий дракон» Тор изображается как злодей. В комиксе Нила Геймана « Песочный человек» Тор изображен как шут, который владеет крохотным молоточком из ириски.

Впервые описанная в 2021 году землеройка Тора ( Scutisorex thori ) – это вид землероек, произрастающий в Демократической Республике Конго . Он и его родственные виды , землеройка-герой ( Scutisorex somereni ), являются единственными известными видами млекопитающих, у которых есть взаимосвязанные позвонки . Команда назвала землеройку в честь Тора из-за связи бога с силой.

С 2021 по 2021 год, беллетризованной версия Тор был характером поддержки в Magnus Чейза и Боги Асгарда , трилогия из фантастических романов , написанных американским автором Рик Риордан и опубликованных Диснея – Гиперион , набор в той же вымышленной вселенной , как лагерь Серия Half-Blood Chronicles и The Kane Chronicles того же автора.

В январе 2020 года стриминговый сервис Netflix произвел Ragnarok . В сериале старшеклассница Магне Зайер получает силы и способности Тора сражаться с гигантами, которые загрязняют Норвегию и убивают людей. Netflix выпустил второй сезон 27 мая 2021 года. Тор / Магне изображает Дэвид Стэкстон .

Тор также фигурирует в ряде видеоигр. В игре Age of Mythology от Ensemble Studios 2002 года Тор – один из трех основных богов, которым могут поклоняться скандинавские игроки. В видеоигре God of War от студии Santa Monica Studio 2021 года Тор упоминается повсюду, а его сыновья Магни и Моди – второстепенные антагонисты.

Тор появляется в конце основной сюжетной линии, если игрок соблюдает определенные условия сложности. Он снова появится в сиквеле игры 2022 года God of War Рагнарок как антагонист, озвученный Райаном Херстом .

Тор также упоминается в игре Ubisoft Assassin’s Creed Valhalla 2021 года , где его предметы, такие как Мьёльнир, могут быть найдены и использованы игроком в бою. Тор также является одним из играбельных богов в многопользовательской онлайн- игре Smite на боевой арене от третьего лица .

Эпонимия и топонимия

Бог Тор: мифология, бог грома, образ, мифы, описание, культура
Бог Тор: мифология, бог грома, образ, мифы, описание, культура

Многочисленные топонимы в Скандинавии содержат древнескандинавское название órr . Идентификация этих топонимов как указывающих на религиозное значение осложняется вышеупомянутым обычным использованием órr в качестве элемента личного имени.

Культовое значение может быть обеспечено только в географических названиях, содержащих элементы -vé (обозначающие местонахождение vé , разновидность языческого германского святилища), -hóf (сооружение, используемое для религиозных целей, см.

Языческие hofs ) и -lundr (a святая роща ). Название места órslundr записывается с особой частотой в Дании (и имеет прямые родственники в норвежских поселениях в Ирландии , таких как Coill Tomair ), тогда как órshof особенно часто встречается в южной Норвегии . Торсё ( Остров Тора ) появляется на западном побережье Швеции. Тор также появляется во многих топонимах Уппланда .

В английских топонимах древнеанглийский Thunor (в отличие от древнескандинавской формы имени, позже введенной в Danelaw ) оставил сравнительно мало следов. Примеры включают Thundersley , от * Thunores hlæw и Thurstable (древнеанглийский « Столп Тунора »). Ф. М.

На территории современной Германии места, названные в честь Тора, редко упоминаются, но ряд мест, называемых Доннерсберг (нем. «Гора Доннера»), возможно, получил свое название от божества Доннера , южногерманской формы имени бога.

Еще в 19 ​​веке в Исландии особая порода лисиц была известна как holtaþórr («Тор Холт »), вероятно, из-за красной шерсти породы. В Швеции в 19 веке гладкие клиновидные камни, найденные в земле, назывались Торвиггар («клинья Тора»), согласно народному поверью, что когда-то их швырял в тролля бог Тор.

(Сравните громовые камни .) Точно так же метеориты могут считаться памятниками Тору в народных традициях из-за их огромного веса. На шведском острове Готланд в честь бога был назван вид жука ( Scarabæus stercorarius );

Thorbagge . Когда жука находят перевернутым и перевернутым, можно добиться благосклонности Тора. В других регионах Швеции имя жука, по-видимому, было демонизировано с христианизацией, когда насекомое стало известно как Тордедьефвул или Тордифвел (оба означают «Тор-дьявол»).

На северо-западе Испании в муниципалитете Карменес ( Леон ) протекает река Торио, названная в честь бога Тора.

Эпоха викингов

В 11 – м веке, летописец Адам из Бремена записей в его Деяния архиепископов гамбургской церкви , что статуя Thor, который Адам описывает как «могущественная», сидит в храме в Уппсале в центре тройного трона ( по бокам Одина и «Fricco “), расположенный в Гамла Уппсала , Швеция .

Адам подробно описывает, что «Тор, как они считают, правит небом; он управляет громом и молниями, ветрами и штормами, хорошей погодой и плодородием» и что «Тор со своей булавой похож на Юпитера». Адам подробно описывает, что жители Упсалы назначили священников каждому из богов и что священники должны были приносить жертвы .

В случае с Тором, продолжает он, эти жертвы приносились, когда угрожала чума или голод. Ранее в том же произведении Адам сообщает, что в 1030 году собравшиеся германские язычники линчевали английского проповедника Вульфреда за «осквернение» изображения Тора.

Два объекта с руническими надписями Тора датируются XI веком, один из Англии, а другой из Швеции. Первое, Кентерберийское заклинание из Кентербери , Англия , призывает Тора залечить рану, изгнав турса . Второй, амулет Квиннеби , вызывает защиту Тора и его молота.

На четырех (или, возможно, пяти) рунических камнях появляется обращение к Тору с надписью «Да здравствует Тор (эти руны / этот памятник)!» Призыв появляется трижды в Дании ( DR 110 , DR 209 и DR 220 ) и один раз в Вестергётланде ( VG 150 ), Швеция.

Иллюстрированные изображения молота Тора встречаются в общей сложности на пяти рунических камнях, найденных в Дании ( DR 26 и DR 48 ) и в шведских графствах Вестергётланд ( VG 113 ) и Сёдерманланд ( Sö 86 и Sö 111 ).

Считается, что этот рисунок является языческим ответом на христианские рунические камни, у которых часто есть крест в центре. Один из камней, Sö 86 , показывает лицо или маску над молотком. Андерс Хултгард утверждал, что это лицо Тора.

По крайней мере три камня изображает Thor промысла змеи ёрмунганд : в Hørdum камень в Твоем , Дании, Altuna Runestone в Altuna , Швеции и Госфорт Кресте в Госфорте , Англия.

Суне Линдквист утверждала в 1930-х годах, что на камне с изображением Ардре VIII на Готланде изображены две сцены из истории: Тор, раздирающий голову быку Хаймира, и Тор и Хаймир в лодке, но это оспаривается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector