Боги Древнего Египта — урок. История, 5 класс.

§26. главнейшие боги египтян

Дать вполне определенную характеристику даже самых главнейших египетских богов очень нелегко, так как в памятниках письменности они выступают пред нами чрезвычайно слабо очерченными в своих свойствах. Те эпитеты и качества, которыми они наделяются в гимнах и молитвах, одинаково приложимы ко всем богам, так что на основании их нельзя составить ясного представления об индивидуальных свойствах того или другого божества. Небольшую услугу может оказать и мифология, так как она у египтян сравнительно с арийскими народами была развита чрезвычайно слабо. Вместо мифа здесь выступает большею частью символ, но и он для нас часто, пожалуй, более загадочен, чем само выражаемое им божество. Не даром Гегель назвал религию Египта религией загадки.

Религия египтян, как мы сказали, была совокупностью местных культов. Поэтому при обзоре главнейших богов Египта речь может идти не об обще-египетских богах, а о богах отдельных номов или провинций. Значение того или другого бога для всего Египта зависело, главным образом, от значения самой провинции, в которой оно почиталось как главное божество. Но были и другие чисто религиозные причины, влиявшие на возвышение и широкую популярность некоторых богов во всех областях Египта. Весьма возможно, что культ Озириса, существовавший первоначально только в Абидосе, распространился затем по всему Египту благодаря тому, что в нем нашли удовлетворение жизненные интересы всех египтян, тем более, что этот культ должен был привлекать общее народное внимание своей торжественной обрядностью и драматическими церемониями.

К числу наиболее чтимых в Египте богов нужно прежде всего отнести Ра, бога солнца, который с самых древнейших времен пользовался особенным почитанием во всех областях Египта, хотя местом преимущественного его культа был Гелиополис (библейский Он). По мнению прежних ученых, «божество Ра было первоначальным и древнейшим богом Египта. Все первичные божества Египта суть различные олицетворения этого же понятия о солнце и свете, или имеют к нему близкое, непосредственное отношение. Все главные или более общие и распространенные боги Египта называются именем того же Ра; они становятся главными, получают это высшее значение чрез прибавление к ним общего для всех их имени Ра: Амон-Ра, Пта-Ра, Озирис-Ра, Менту-Ра. Словом, все приводит к заключению, чтопервоначальный культ Египта был культ солнца, а древнейший бог, известный всему Египту, – бог солнца Ра, первотип всех других главных божеств. Все местные божества возвышались и делались верховными чрез отождествление с этим общим и первичным богом Ра» (Хрисанф). Что бог Ра действительно сделался в некотором отношении прототипом всех других главных богов Египта, с этим согласиться возможно; но едва ли справедливо утверждать, что бог Ра был с самого начала египетской истории не только главным, но и общим для всего Египта божеством. Подобно другим богам, он был сначала местным богом Гелиополиса; на степень обще-египетского бога он возвысился благодаря только тому значению, какое получила теология Гелиопольских жрецов. Путешествие солнца-Ра – вот что составляет содержание целого цикла сказаний, связанных с именем этого бога: утром он в своей лодке начинает свое движение по небесному своду, рассеевая всюду лучи света и тепла и тем оживотворяя всю природу, а ночью он плавает по подземному миру Аменти или Дуат, направляя свой путь к востоку. Он ведет постоянную борьбу с демоном тьмы – змием Апепи (это имя последнего царя гиксов); в этой борьбе ему помогают богиня Гатор и вечно юное, победоносное, крылатое солнце Горус. Ра есть источник жизни, главный покровитель Египта и первый его царь; но место его жилища не на земле, в среде его почитателей, а на небе, где он совершает свое вечное движение. Особенно великим почитанием бог Ра пользовался в период древнего египетского царства при пятой династии, когда, по-видимому, возникала даже мысль об установлении одной государственной религии с культом Ра во главе. В последующее время он получал все более и более отвлеченный характер, и в эпоху нового царства культ его был перенесен на фивского бога Амона-Ра.

В близком соотношении с богом Ра всегда стоял другой солнечный бог Горус (Гор-ур, старший Горус), который в памятниках называется душой Ра или его сыном. Имя Горуса носило несколько различных божеств, разграничить которые чрезвычайно трудно; поэтому нельзя указать и определенной местности, где бы культ Горуса был господствующим. По-видимому, его почитали во всей Нильской долине. Горус – это Ра в дневном его движении по небесному своду. Символом его служил крылатый солнечный диск, а священной его птицей был парящий над землею сокол или ястреб; и сам Горус часто изображался с головою ястреба.

В эпоху древнего царства одно из самых выдающихся положений в египетском пантеоне занимал мемфисский бог Пта (Фта). Его возвышению способствовало, главным образом, значение в период древнего египетского царства города Мемфиса, как столицы государства и культурного центра. Основываясь на свидетельстве историка Мането, который называет Пта царем богов и отцом даже самого Ра, прежние ученые ставили его иногда во главу всех египетских богов; но теперь не может подлежать сомнению, что он возвысился на степень обще-египетского бога из местных богов. Впрочем, нужно сказать, что значение этого божества в период мемфисских царей укрепилось настолько прочно, что и после перенесения царской резиденции в другие города почитание бога Пта было общераспространенным во всем Египте. И Пта был также богом солнца или скорее живительной солнечной теплоты, хотя первоначально, по словам Масперо, он почитался как бог земли. Вместе с Пта в Мемфисе почитался погребальный бог Сокар, но этот бог вскоре слился с Пта в одно божество – Пта-Сокар, вследствие чего Пта стал считаться и погребальным богом. Впоследствии египтяне стали почитать погребальным богом преимущественно Озириса, но Пта и при этом сохранил значение могильного бога: он только ассимилировался с Озирисом, отчего образовалось новое сложное божество – Пта-Сокар-Озирис. Для древних греков имя Пта могло быть особенно известным потому, что с этим богом связано было почитание знаменитого Аписа (быка), который считался сыном и земным воплощением бога Пта. Какое значение имело в Египте почитание Аписа, об этом едва ли нужно говорить: нигде в Египте культ животных не обнаруживал такой полноты и такого общенародного характера, как в Мемфисе и именно – в почитании быка Аписа, в честь которого существовал особый сложный ритуал. Смерть Аписа была горем для всего Египта; успокоение наступало только тогда, когда на место умершего отыскивался новый Апис с теми особенностями и признаками, которые строго были определены ритуалом.

После образования нового египетского царства во главу всех египетских богов был поставлен Амон-Ра, солнечный бог. Сначала Амон был местным богом города Фив и почитался как бог земли, плодородия или, как думают некоторые, смерти; так как в древнейшую пору этот город занимал очень не видное положение в ряду других египетских городов, то и покровитель его бог Амон не выделялся из ряда других главных областных богов. В эпоху среднего египетского царства Амон сближается с солнечным богом Ра и ассимилируется с ним, отчего образуется как бы сложное божество Амон-Ра. Но после перенесения царской резиденции в Фивы значение Амона-Ра настолько возвышается, что, по-видимому, возникала попытка возвести его на степень верховного божеского начала или же сообщить ему характер единой пантеистической сущности всей мировой жизни. Те выражения в египетской письменности, в которых, по мнению ученых, выражаются монотеистические идеи, преимущественно обращаются к Амону-Ра, как единому безграничному существу, владеющему небесным и земным миром. Культ Амона-Ра распространялся и за пределы Египта. “Не только в Египте, но п в других странах, – в Сирии, Нубии, словом, куда только ни проникали могучие фивские властелины, везде умножались святилища Амона-Ра; один только Рамзес III велел соорудить 65 храмов в честь Амона-Ра, из которых 56 были заложены исключительно в Египте, а остальные 9 вне его пределов“ (Ланге). Священным животным Амона-Ра или его земным воплощением считался баран.

Но ни один из египетских богов не пользовался таким общенародным почитанием, как Озирис; около него создалась группа мифологических сказаний, получивших в отдельных местностях своеобразную обработку. О почитании Озириса имеются подробные сведения и у греческих писателей, и в подлинных египетских памятниках; однако, несмотря на это, его культ и до сих пор представляет очень много невыясненного. Не решен даже окончательно вопрос, в какой местности первоначально возникло почитание Озириса; наиболее, впрочем, вероятным считается то мнение, что сначала он был местным богом, главным образом, в Абидосе; почитавшийся также здесь могильный бог Хентаментет («тот, что на западе»), очень рано слился с Озирисом, почему последний часто называется двойным именем – Озирис-Хентаментет. Точно также нельзя с полною определенностью сказать, какой натуралистический смысл соединялся с именем Озириса: его считают то богом Нила, то солнечным богом, то богом смерти, то, наконец, и тем, и другим, и третьим вместе. А между тем этот вопрос имеет особенно важное значение в виду того, что знаменитый миф об Озирисе и Изиде, положивший начало многим празднествам и процессиям в Египте, получает тот или иной смысл смотря потому, представителем какого физического или нравственного начала будет призван Озирис.

В наиболее подробном виде миф об Озирисе и Изиде передается Плутархом, и памятники египетской письменности в значительной мере подтверждают правильность его передачи. Сын Кеба (или Себа) и жены его Нут (Нутпе), Озирис был мудрейшим царем страны: он ввел в Египте гражданское благоустройство, дал законы, научил жителей искусствам и т. д., чем и приобрел великую славу. Завидуя Озирису, брат его Сет решился его убить. По возвращении Озириса из одного путешествия, Сет пригласил его на пир; здесь присутствующим был показан ящик-гроб художественной отделки, сделанный нарочито соответственно росту Озириса. Когда гости стали выражать свое восхищение изящным видом ящика, Сет пообещал отдать его тому, чей рост будет соответствовать его мерке. Не предполагая злого умысла, Озирис лег в ящик, но Сет быстро закрыл крышку, заколотил гроб и бросил его в Нил, откуда гроб уплыл в море. Изида, сестра и жена Озириса, когда услыхала об этом, отправилась на поиски и после долгих распросов и блужданий узнала, что гроб с трупом Озириса прибило к городу Библосу; горе и труды Изиды разделяла Нефтис, жена и сестра Сета. С большими трудностями Изиде в конце концов удалось добыть гроб Озириса и переправить его на родину к своему сыну Горусу. Однако Сет, проведав об этом, опять успел овладеть трупом Озириса; рассекши его на 14 частей, он разбросал их по Нилу. Опять Изида принимается за поиски; с большим трудом ей удается собрать разбросанные члены, составить из них при содействии своего сына Горуса, а также Анубиса, сына Сета, полное тело и затем оживить его; после этого Озирис становится царем в царстве мертвых. Между Горусом и Сетом происходит страшная борьба, которая заканчивается победой Горуса, захватившого Сета в плен; но Изида, вопреки желанию сына, выпускает Сета на свободу. Конец борьбе положил Кеб, разделивший власть над Египтом между Горусом и Сетом.

Как создался этот миф и какой его смысл, – эти вопросы и до сих пор не получили должного разрешения. Некоторые из ученых думают, что он вырос не на туземной почве, а составляет только некоторую переделку «сказания или финикийского об Адоне и Астарте или ассиро-вавилонского о Таммузе и Истар. Собственно, против такого предположения трудно что-нибудь сказать, но и обосновать его твердыми данными также не легко; да и кроме того, это предположение не объясняет нам, почему миф об Изирисе привился так прочно к египетской почве и получил здесь такое широкое распространение. В виду этого многие ученые видят в мифе отражение самобытного взгляда египтян на природу и поэтому приписывают ему туземное происхождение. Туманным является и идейный смысл приведенного сказания. Если смотреть на Озириса, как на бога Нила, то изображаемая в мифе вражда между ним и Сетом должна служить олицетворением «вечной борьбы Нила и плодородной почвы нильской долины с бесплодной пустыней» (Ланге). Напротив, Масперо видит в мифологическом сказании выражение взгляда египтян на смерть и ее происхождение: «Озирис – это первый человек и в то же время первый умерший, а Сет есть источник и виновник смерти; он представитель не нравственного зла, а зла физического, именно – смерти». Но, может быть, ближе к истине те, которые видят в мифе об Озирисе и Изиде олицетворение солнечного года и периодических изменений в природе, т. е. олицетворение солнечного зноя и удушливых ветров пустыни и затем ее расцвета под действием живительного солнца и разлития Нила. Изида – это сама страна египетская, жаждущая плодотворного тепла и оживляющей влаги для почвы. Самый широкий и обобщающей смысл придает мифу проф. Тиле; по его мнению, «он представляет борьбу между двумя могущественными братьями, – между светом и мраком, между временами года, между плодородием и бесплодием почвы, между культурными и грубыми силами общества».

В изложенному мифе поставляются в связь с Озирисом и Изидой несколько других богов, которые и сами по себе имели значение в Египетском пантеоне. Родители Озириса Кеб (или Себ, бог земли) и Нут (или Нутпе, богиня неба) были, очевидно, космогоническими божествами, почему Плутарх приравнивает их к греческим богам Кроносу и Рее; в тоже время имена их были связаны у египтян с погребальным культом. Брат Озириса Сет, отождествляемый греками с Тифоном, был богом разрушения, солнечного жара, а также бесплодной песчаной пустыни. В древнейшее время он, как местный бог (в восточной части нильской дельты), почитался наравне с другими богами; но впоследствии он был отожествлен со злым духом – змием-Апепи и стал считаться виновником всего, что египтянин признавал злом в физическом мире, – тьмы, бесплодной пустыни, жгучего южного ветра, болезни, смерти, даже рыжих волос и т. д. Причину такой перемены видят в том, что этого бога, под именем Сутеха, почитали поработившие египтян гиксы; ненависть к поработителям естественно должна была изменить и отношение египтян к божеству Сет; имя его стало вычеркиваться на памятниках; точно также и посвященные ему животные (крокодил, осел и бегемот) сделались во многих местах предметом отвращения. Замечательно, что в триаду Сета входили добрые божества, и именно – жена его Нефтис, разделявшая с Изидой скорбь о погибшем Озирисе и помогавшая ей в поисках, и сын Анубис, также идущий против отца и участвующий в оживлении Озириса. Анубис почитался как могильный бог; местом его культа был, главным образом, Сиут. Что касается сына Изиды – Горуса, играющего такую видную роль в мифологическом сказании, то ученые затрудняются сказать, тот ли это Горус «старший», культ которого был распространен по всему Египту, или же это совсем иное божество, только одноименное с ним.

Еще про Тора:  Читать книгу Языческие боги славян

Из других египетских богов наиболее выделяется бог Тот, культ которого особенно распространен был в Великом Гермополисе (Хемну) Верхнего Египта и в Малом Гермополисе Нижнего Египта. В натуралистическом смысле это был бог луны и «распределитель времени»; но, главным образом, с ним соединялось представление, как об изобретателе письменности и покровителе наук; поэтому греки отожествляли его с Гермесом. И в подземном мире Тот является в роли великого писца при совершении суда над умершими. Его священной птицей был ибис или павиан.

К числу наиболее почитаемых в Египте богов должны быть отнесены также следующие божества: 1) Тум (или Атум), божество Гелиоролиса или Она; это тоже солнце, тот же бог Ра, но не в его дневном проявлении, а в ночном движении в царстве Дуат. Сам по себе Тум не занимал в народном веровании видного места, но, ему придано было значение в силу установившейся тесной связи его с Ра. 2) Упуат, покровитель города Сиута; ему покланялись в образе шакала; первоначально это был, по-видимому, солнечный бог, но впоследствии он отождествился с могильным богом Анубисом. 3) Анхер, местный бог Абидоса и тинитского округа в Верхнем Египте; это также бог солнца, но почему-то он изображался в виде воина; впоследствии Анхер слился с богом Шу в одно общее божество Анхер Шу, почитавшееся, главным образом, в Себеннитосе в Нижнем Египте. 4) Шу был первоначально богом земли, но затем он превратился в солнечного бога; местом его культа был главным образом Гелиополис. 5) Хентаментет («тот, что на западе») почитался в Абидосе, как бог-покровитель умерших, доставляющей им пищу; впрочем, этот бог, как мы уже говорили, в довольно раннее время слился с Озирисом в одно божество – Озирис Хентаментет. 6) Мин (иначе Амси или Хем), местный бог Коптоса и Панополиса в Верхнем Египте, хотя культ его был принят и в других местностях; это бог земли и плодородия, а также покровитель каменоломен; уже в древнее время Мин и Горус были объединены в одном культе. 7) Хонсу почитался в некоторых частях фивского округа; это бог луны, почему он часто отождествлялся с Тотом; но нередко он выступает в качестве могильного бога и изображается в виде приготовленной к погребению мумии. 8) Менту (или Монт) почитался в Гермонтисе вблизи Фив; он известен не только как бог солнца, но и как бог войны; культ его получил значение только после возвышения Гермонтиса на степень главного города округа. 9) Себек (у греков Сухос) местный бог Омбоса в Верхнем Египте; как солнечный бог, он ставился в связь с Ра и часто именовался Себек-Ра; его священным животным был крокодил, почему и сам Себек изображался часто с головою крокодила. 10) Хнум, культ которого был распространен в Нижнем Египте и в Нубии, был бог Нила; значение его усилилось только в позднейшую эпоху и именно со времени Птоломеев; при римских императорах ему был выстроен великолепный храм в Эзнехе. В триаду Хнума входили еще две богини Сатет и Анукет, не имевшие особенного значения в египетской теологии.

На ряду с богами у египтян существовал также многочисленный сонм богинь. В египетской теологии они не получили вполне определенной обрисовки; только некоторые из них играют более или менее самостоятельную роль, а большинство составляют только как бы дополнение к мужской половине. Богиня – это производящая и рождающая сила, которая только и имеет смысл при оплодотворяющей силе, какою является мужское божество. Кроме выше упомянутых богинь Изиды, Нут и Нефтис наибольшим почитанием у египтян пользовались: 1) богиня Нейт, почитавшаяся, главным образом, в Саисе; с одной стороны, она считалась богиней войны, а с другой – богиней смерти; в период нового египетского царства ее значение возвысилось настолько, что она стала отожествляться с Изидой и заступать ее место в мифе об Озирисе. 2) Не меньшим почитанием пользовалась и Гатор; местом преимущественного ее культа был Дендерах в Верхнем Египте, где еще в эпоху древнего египетского царства был устроен в ее честь храм. Это была богиня неба, оплодотворяющая землю; символом ее была корова. Но имя Гатор часто связывалось также с погребальным культом: по верованию египтян, она снабжает умерших в подземном царстве хлебом и водою. 3) Богиня Мут выделилась из ряда других второстепенных богинь только потому, что считалась женою Амона-Ра и входила в его триаду; в честь ее существовал храм в Корнаке около Фив, устроенный уже в эпоху нового египетского царства.

Перечень египетских божеств далеко не исчерпывается, конечно, указанными именами. Помимо многочисленных местных богов в Египте иногда почитались и чужеземные божества, – ливийские (Нейт), нубийские (Дедун), ассиро-вавилонские и хананейские (Ваал, Астарта, Решеп) и т. д. Кроме того, в различных местностях Египта почитались свои собственные боги и богини, духи и демоны, которые в повседневной жизни имели гораздо большее значение, чем официально признанные боги; таковы божества жатвы, покровительницы грудных детей, феи рождения и т. д.

§27. Египетская космогония и антропология; взгляд на загробную жизнь

То, что говорят нам египетские памятники о космогонических представлениях древних египтян, обличает крайнюю скудость творческой мысли: как будто египтяне менее всего задумывались над вопросом о происхождении мира. Впрочем, может быть, бедность космогонических мифов в египетских памятниках объясняется отчасти крайнею односторонностью содержания этих памятников, сосредоточенного главным образом на погребальных обрядах и загробном состоянии умершего.

Египетская космогония носит точно также местный характер, вследствие чего творцом или устроителем мира и каждой отдельной области признается местное божество. Самый процесс образования мира представлялся в разных округах чрезвычайно разнообразно. Так «в области водопадов бог Хнум представлялся в виде гончара, выделывающего на своем станке мировое яйцо, из которого возникло все. Мемфисский Пта создал мир, как настоящий художник или ремесленник. Саисская Нейт была великой ткачихой и в этом качестве являлась космогоническим божеством» (Ланге). Мысль египтян в космогонических вопросах удовлетворялась иногда самыми наивными народными представлениями; в магических текстах встречаются такого рода мысли, что нагретый лучами солнца нильский ил произвел людей, животных и растения, что каждое действие божества, каждое его движение является как бы творческим актом; в этом случае весь мир рассматривается как обнаружение самого божества. «Явления природы, по такому представлению, и ныне, как в начальном акте происхождения вселенной, бывают продуктом божественных свойств, божественных действий, их, так сказать, воплощением. Боги движут рукою, кладут ее на голову, – и земля приходит в движение, боги плачут, – и на земле являются продукты их плача. Когда плачет Горус, вода из его глаз падает в растения и производит приятное благоухание. Слезы Шу и Тефну, падая на землю, производят ладан; слезы Ра, падая в цветы, производят мед. Плач Нефтис дает из себя мяту; кровь из носу Сета, падающая на землю, порождает теревинф там, где была вода» (Хрисанф).

Но все это только намеки на решение вопроса о происхождении мира и его явлений. Наиболее развитое космогоническое учение можно встретить только в гелиопольской теологии; здесь участие в образовании мира принимает вся эннеада (девятка) богов Гелиополиса. По учению гелиопольских жрецов «вначале существовал один бог Тум и находился в хаосе или первобытной воде; затем он, посредством самооплодотворения, произвел на свет Шу и Тефнет. Кеб (земля) и Нут (небо) лежали в первобытной воде, крепко обнявшись друг с другом. Шу проник между них, поднял богиню Нут кверху и дал возможность солнцу начать свой ежедневный путь по небу. Первоначальное значение и характер Шу определить трудно; что касается Тефнет, то она является просто лишь как женское дополнение к Шу, искусственно созданное теологией. На основании этимологического объяснения она впоследствии признавалась олицетворением росы, а Шу – слоем воздуха, отделяющим небо от земли. Кеб и Нут в свою очередь произвели Озириса, плодородную землю с Нилом, и Сета – пустыню, вместе с двумя сестрами Изидой и Нефтис. Этим закончилось устроение мира, после чего могла начаться его история» (Ланге). Этот космогонический миф иллюстрируется в памятниках египетской письменности чрезвычайно любопытным рисунком: богиня Нут с рассеянными по ее телу звездами стоит на вытянутых руках и ногах в форме дуги, образуя как бы небесный свод; под нею лежит в позе распростертого человека Кеб (земля); а в середине между ними стоит Шу с поднятыми руками, как бы устанавливающими грань разделения между небом и землею.

Трудно с уверенностью утверждать, что в космогоническом учении египтян выражаются пантеистические взгляды. Здесь все так смутно, так неопределенно, что едва ли кто может уверенно сказать, как смотрел египтянин на жизнь мира и ее происхождение, т. е. видел ли в ней продукт божественного творчества или же смотрел на нее, как на саморазвитие и самооткровение божества в пантеистическом смысле.

Большого внимания заслуживает антропологическое учение египтян, тем более, что на этом учении была основана изумительная забота о сохранении тела умершего. По учению египтян, в человеке кроме тела и души нужно различать еще особенную сущность, которой они усвояли название Ка. Это – невидимая сущность телесной природы человека, ее двойник. Существование Ка всецело зависит от существования тела, хотя смерть последнего не ведет за собою уничтожения Ка, если только тело сохраняет свои формы и не подвергается полному тлению. После смерти тела Ка продолжает свое существование в гробнице («Дом Ка»), но только до тех пор, пока здесь существует набальзамированное тело в виде мумии. Впрочем, для существования Ка достаточно, если в гробнице есть статуя умершего, более или менее близко передающая его действительные черты; этим объясняется тот факт, что в египетских гробницах кроме мумии постоянно встречаются статуи погребенного здесь умершего. Ка составляет хотя и невидимую, но все же материальную часть человека и поэтому нуждается в пище, питье и других условиях телесного существования. Отсюда понятно, почему в гробницу умершего клались не только пищевые продукты, но и те вещи, который необходимы для человека в земном его существовании; умерший снабжался даже рабами, которые клались в гробницу в виде статуэток. Погребальные службы в честь умершего с разными приношениями были для Ка как бы праздничною трапезою. Чувство голода и жажды, по верованию египтян, может вынуждать Ка оставлять гробницу, блуждать в поисках за пищей и причинять беспокойство и даже болезнь своим живым родственникам. Впрочем, мысль египтянина в представлении о Ка как бы двоилась: то они приписывали этому невидимому двойнику человека действительную телесность, то видели в нем что-то духовное и отвлеченное. Египтяне, например, думали, что Ка может удовлетворяться вместо действительных пищевых продуктов только изображениями их и даже молитвою о даровании их: «простая молитва магического характера о хлебе, пиве, жареных гусях, одежде и «о всех хороших вещах, чем живут боги, для Ка такого-то умершего», как нельзя лучше могла заменить самую жертву in natura, ибо магическое слово творит то, что само обозначает; нарисованное на стенах имущество могло также хорошо удовлетворить Ка, как и настоящее, помещенное в могиле. Картинно изображенный на жертвеннике стол, переполненный великолепными дарами, не был простой иллюстрацией жертвенной молитвы, а заменял собою самую жертву» (Ланге).

Душа человека – Ба, по представлению египтян, не так тесно связана с телом, как Ка; после смерти тела она может сама по себе существовать на земле и наслаждаться всеми ее благами; мумию умершего она может навещать, как временная гостья. На памятниках душа человеческая обыкновенно изображается в виде птицы с человеческим лицом или в виде кузнечика, которого египтяне считали также птицей; этот символ души стоит в связи с верованием египтян,что душа, подобно птице, устремляется по смерти тела в небесное жилище и находит там место среди других небожителей. Но чаще всего в памятниках говорится о трудном путешествии души в царство Озириса; на своем пути она встречает разнообразные препятствия, преодолеть которые можно только при помощи магических изречений, полагавшихся обыкновенно с этою целью в гробницу умершего. Подобно Озирису каждый умерший должен начать свое загробное путешествие от Абидоса; поэтому египтяне, прежде чем предать мумию умершего погребению, часто носили ее сначала в Абидос; а более состоятельные люди всячески старались о том, чтобы быть погребенными в этом городе; иногда путешествие мумии в Абидос заменялось посылкой туда могильного памятника с надписью имени умершего. Путь в царство мертвых лежит через реку, которую душа и должна прежде всего переплыть на таинственном пароме; попасть на этот паром и переплыть благополучно реку можно только опять-таки при помощи магических изречений.

Представление египтян о загробном состоянии умерших отличается крайней неопределенностью и туманностью; в различных местностях эти представления носили своеобразный характер. По воззрению, господствовавшему в Гелиополисе, конечная цель умершего состоит в том, чтобы попасть в лодку Ра и вместе с этим светоносным богом совершать движение, – днем по небесному своду, а ночью – по той темной таинственной области, которая лежит за пределами горизонта. В лодке Ра душа умершего чувствует себя достигшей полного блаженства. Иногда же в египетских памятниках местом последнего и вечного успокоения умершего считаются блаженные поля Озириса, где он (умерший) находит полное довольство и приятный труд. Но в общем, кажется, загробная жизнь представлялась египтянам повторением земной жизни со всеми ее занятиями и удовольствиями. По-видимому, иногда в памятниках выражается такого рода мысль, что умерший, благополучно совершивший свои загробные странствования, в конце концов становится Озарисом. Но едва ли это нужно понимать в смысле обожествления умерших; скорее здесь выражается только та мысль, что и умерший, подобно Озирису, достигает восстановления жизни, если он погребен с соблюдением всех положенных обрядностей, и если благополучно преодолел все препятствия в своем загробном странствовании.

Еще про Тора:  Древние славянские языческие боги: список с описанием

Как и когда происходит, по верованию египтян, соединение души с телом, на этот вопрос египетские памятники не дают определенного ответа. Некоторые, впрочем, думают, что решение данного вопроса нужно искать в египетском учении о так называемом апокатастасисе, т. е. о возобновлении мира и всех его тварей в первоначальном виде по истечении известного периода времени. О существовании такого учения можно будто бы догадываться на основании того, что у египтян признавались особые циклы времен, которым придавалось таинственное значение в истории мировой жизни. Таковы, например, циклы Аписа в 25лет, Сета в 30, звезды Сириуса или по-египетски Сотиса в 1460 лет. Но особенно важным является цикл Феникса; продолжительность его точно не определена, но, по мнению некоторых, он содержит двойное число лет цикла звезды Сириуса, т. е. около трех тысяч лет, что согласно с указанием Геродота, по словам которого египтяне назначали для странствования души срок в 3000 лет. По прошествии этого цикла Феникса и должно совершиться восстановление жизни на земле в новых формах, а также соединение душ умерших людей с их телами или сохранившимися в гробах мумиями. «Очевидно, говорит Лепсиус, великие небесные циклы или сидерические периоды, очень рано в Египте, где человек был отобразом неба и его движений, начали сопоставляться с представлениями о странствовании души и о времени, назначенном для осуществления стремлений души к соединению с божественным светом солнца, которое составлялоосновной предмет или начало египетской религии». Но нам кажется, что все эти догадки о значении египетских циклов мировой истории не имеют твердых фактических оснований.

Идея возмездия в загробной жизни выступает в древнейших египетских памятниках очень слабо; по-видимому, здесь считаются достаточными для достижения блаженства души те погребальные обряды и магические средства, которые обеспечивают ей беспрепятственное путешествие в царство мертвых. Но в позднейшую эпоху в памятниках часто идет речь о суде Озириса над умершим; суд совершается в присутствии Горуса, Анубиса и Тота, причем последний исполняет роль писца. Самый суд заключается в взвешивании души умершего и в оправдательной речи последнего, в которой он указывает судьям, что он в течение земной жизни не делал таких-то и таких-то грехов. Впрочем, и в позднейших памятниках этому суду придается меньшее значение, чем магическим изречениям, путем которых человек очищается от всяких грехов. Почти совсем отсутствует в египетских памятниках и мысль о наказании грешников. «Только в текстах, содержащих изложение фивского солнечного учения о ночном путешествии солнца в Дукат (страну тьмы), мы находим описание ада согласно египетскому представлению в словесных образах и в картинах, где осужденные мучаются самым жестоким образом. Но и здесь не отмечается связи между земной жизнью и наказанием за гробом, и здесь магический элемент имеет преобладающее значение, и мысль о возмездии за грехи, не смотря на несомненное ее существование, никогда, по-видимому, не имела особого влияния на умы» (Ланге).

В связи с изложенным учением египтян о загробной жизни стоят все их своеобразные погребальные обряды. Забота об умершем должна быть направлена, по их мнению, к тому, чтобы предохранить труп от полного разрушения, так как и Озирис только этим путем, благодаря стараниям Изиды, Нефтис, Горуса и Анубаса, был восстановлен к жизни. Средством для этого служить бальзамирование и произнесение положенных молитв и магических изречений, без чего бальзамирование не достигает цели.

Бальзамирование, как чрезвычайно сложная процедура, требующая большой опытности, совершалась особыми служителями некрополиса (кладбища). Прежде всего, вынимались внутренности умершего и клались в особый сосуд, отдававшийся под охрану богов. На место вынутого сердца вкладывалось каменное изображение жука-скарабея, игравшего очень видную роль в египетской символике и связанного с именем бога Ра; кроме того, во внутренность умершего полагались различные амулеты. Затем труп натирался особыми дезинфицирующими веществами и обертывался полотном, после чего он полагался в гроб, сделанный из камня, дерева пли картона; иногда первый гроб вкладывался в другой. На наружной стороне гроба делались изображения и священные надписи, состоящие или из отрывков из книги мертвых или из заклинательных молитв и изречений. В позднейшее время вошло в обыкновение класть в руки умершего или прямо в гроб папирусные свитки с более или менее длинными выдержками из книги мертвых. После всех эти подготовлений мумия умершего переносилась в место погребения, в некрополис; в похоронной процессии, кроме родственников и знакомых, участвовали жрецы и плакальщицы. Самый обряд погребения состоял в драматическом повторении тех действий, которыми сопровождалось погребение Озириса, причем роли Изиды, Нефтис, Горуса и Анубиса исполнялись присутствующими. При погребении богатых приносились в жертву два быка, сердце и бедра которых предназначались для умершего. Обряд заканчивался открытием рта и глаз мумии, что давало возможность умершему, по верованию египтян, принимать пищу и питье; после этого мумия полагалась в наиболее сокровенную часть гробницы.

Некрополис, город мертвых, занимал обширное пространство и обыкновенно располагался на запад от «города живых»; если последний находился на берегу Нила, то некрополис всегда устраивался на противоположном (западном) берегу реки. Для царей гробницами служили главным образом пирамиды, на постройку которых затрачивались громадные средства; «часто вся деятельность царя за все время его царствования сосредоточивалась на приготовлении только места для своего погребения. Эти грандиозные сооружения тем более должны казаться нам странными, что в них только самое ничтожное отделение предназначалось для погребения царской мумии, а остальная часть представляла как бы крепость, ограждающую неприкосновенность мумии. Гробницы частных богатых лиц состояли из трех отделений: переднее, самое просторное, предназначалось для совершения погребальных и номинальных обрядов; здесь стоял стол для жертвенных даров умершему; во втором меньшем отделении ставились статуи покойного; наконец в последнем помещении, ход в которое почти совсем заделывался, полагалась уже мумия умершего; здесь делалось большое углубление в земле, куда и опускался гроб. В последнем отделении обыкновенно помещались предметы, потребные для умершего в его загробном существовании: пищевые продукты, кружка для питья, даже стулья, постель, рабы в виде статуэток, оружие, маленький кораблик с матросами из деревянных кукол для путешествия в царство мертвых и т. д. Вообще гробницы устраивались таким образом, чтобы с одной стороны охранить мумию от порчи и обеспечить умершего всем необходимым, а с другой – сделать гроб более или менее недоступным; последняя цель, по мнению профессора Тиле, была внушена, главным образом, боязнью нападения со стороны демонов. Для бедняков такое роскошное и дорогостоящее погребение было не по средствам; поэтому они полагали труп умершего для предохранения от быстрого гниения в дезинфицирующий раствор, обертывали затем его полотном и зарывали в землю. Только на долю некоторых выпадало счастье воспользоваться чужой старой гробницей, если она оказывалась забытой и заброшенной.

Но загробное спокойствие умершего достигалось не одним только соблюдением всех похоронных предписаний; и после погребения двойник умершего – Ка нуждался в молитвенном поминовении и жертвенных дарах. Выполнение всего этого лежало, прежде всего, на обязанности родственников умершего. Но многие, чтобы обеспечить себя по смерти жертвенными дарами, еще при жизни договаривались с жрецами, которые должны были после их смерти за завещанную плату в определенное время приносить им дары и совершать за них положенные обряды и молитвы; иногда на подобную цель жертвовались целые состояния.

Спокойно и без трепета смотрел древний египтянин на смерть, видя в ней только переход к другой лучшей жизни. Но в позднейший период египетской истории этот светлый взгляд на смерть, может быть под влиянием греческого скептицизма, уступает место горькому разочарованию. Бругш приводит одну чрезвычайно любопытную надпись на саркофаге из эпохи Птоломеев: «брат, супруг, друг! – взывает погребенная женщина, – не переставай пить и есть; спеши пользоваться всеми радостями жизни, потому что запад (Аменти) есть страна глубокого сна и мрака. Умершие не пробуждаются, чтобы видеть своих живых братьев, они не призывают ни отца, ни матери, их сердце не знает ни жены, ни детей. Всякий из вас может утолить жажду водою, только я жажду вечно; там, где я, вода никого не утоляет; я даже не знаю, где я, с тех пор, как пришла сюда. Здесь царствует один бог, имя которому – «всеуничтожение». Пред ним все равны – и боги, и люди. Он никого не слышит и никому не дает пощады».

Египетский пантеон

В список включены боги, богини, обожествлённые понятия, части человеческой (и божественной) сущности, чудовища, основные символы и фетиши древнеегипетской религии.

Имя, воплощения и
отождествления
Время почитания
и значимость
Центры культаКатегорияФункцииОписание, священное
животное, атрибут
Акер(множ. ч. — Акеру)

был воплощением:
1) ба бога геба
2) во множ. числе: духов земли — змей

известен со Старого царства: второстепенное общеегипетское божествоне было1) хтоническое божество
2) погребальный культ
1) бог земли
2) покровитель мёртвых, страж ворот в дуат, страж восхода и заката солнца
3) помощник Ра в борьбе с Апопом
4) бог-защитник людей
1) два льва (иногда сфинкса), сидящие спинами друг к другу и смотрящие на восток и запад, между ними — знаки горизонта и солнца (т. н. образ «Рути»)
2) узкая полоса земли с головами людей (или львов) на конце
Амат

отождествление:
Сехмет, Таурт

не считалась божеством и её культ отсутствовалне былочудовищеобитало в Дуате, в огненном озере, и пожирало грешников, не прошедших испытание суда Осирисачудовище с туловищем и передними ногами львицы, задними ногами бегемота (иногда львицы) и головой крокодила (иногда собаки)
Амаунет

отождествление:
Мут

известная со Старого царства:
местная богиня, постепенно ставшая общеегипетской, замещена Мут
Гермополь Великийкосмогоническое божество1) абстрактная богиня-демиург, её мужская ипостась — Амон, вместе с ним отождествляла стихийное первоначало — «сокрытое», «невидимое» («Великая Восьмёрка»)
2) позже как супруга Амона
женщина с головой змеи (иногда в человеческом обличии)
Аментет

отождествление:
Исида, Мут, Нейт, Нут, Хатхор

известная со Старого царства:
местная богиня, постепенно ставшая общеегипетской
Новое царство:
слияние с культом Хатхор
Абидос
Мемфис
Фивы
погребальный культ1) богиня западной пустыни
2) богиня запада (царства мёртвых), покровительствовала умершим, встречая их в Дуате и провожая на поля Иалу
женщина с иероглифом «аментет» («запад») на голове (изображалась с протянутыми к умершим в приветственном жесте руками, встречая их в стране мёртвых)
Амон (Аммон)

отождествления:
Бухис, Мин, Монту, Нун, Птах, Ра, Себек, Хапи, Хепри, Хнум, Хор, греч. Зевс, Серапис, рим. Юпитер

ипостаси:
Амон Ливийский
Амон Напатский
Амон Фиванский

боги слияния культов:
Амон-Ра
Амон-Ра-Монту
Амон-Ра-Харахути
Амон-Хапи
Мин-Амон

Старое царство:
зарождение культа (3-и гипотезы)
Гермополь Великийкосмогоническое божествоабстрактный бог-демиург, его женская ипостась — Амаунет, вместе с ней отождествлял стихийное первоначало — «сокрытое», «невидимое» («Великая Восьмёрка»)мужчина с головой лягушки
Коптос
Фивы
1) бог природы
2) солярное божество
первоначально, возможно, бог воздуха (ветра), позднее бог солнца, покровитель города Фивы («Фиванская Триада»)человек, увенчанный короной с двумя высокими перьями (иногда и солнечным диском), также мог изображаться в облике барана или человека с головой барана
свящ. животное: баран, гусь
Среднее царство:
местный бог, происходило постепенное распространение и возвышение его культа
Фивы
Новое царство (с XVIII династии):
общеегипетский бог, культ постепенно вытеснен Исидой и Осирисом к началу н. э.
Фивы1) космогоническое божество
2) бог государства
глава пантеона, демиург, считалось, что в нём существуют все боги, люди, предметы («Девятка Ипет-Исут», «Великая Девятка Иуну»)
Амсет
древнейшее второстепенное общеегипетское божество 1) астральное божество
2) погребальный культ (свита Осириса)
1) первоначально один из богов-звёзд созвездия «Бедро коровы»
2) охранял и сопровождал умершего, участвовал в бальзамировании
3) выражал одну из сущностей человека — ка («Дети Хора»)
соответствовал канопу с головой человека, в который помещалась печень умершего
Анеджти     
Анти — см. Немти     
Анубис — см. Инпу     
Анукет       
Анхур (Онурис)

отождествления:
Хор, Шу, греч. Аполлон, Арес, рим. Марс

известный со Старого царства:
местный бог, постепенно ставший общеегипетским
Тинис1) этиологическое божество
2) космогоническое божество
1) бог охоты
2) бог войны
3) бог-демиург (только в Тинисе)
4) помогает Ра в борьбе с Апопом и Хору Бехдетскому в борьбе с Сетом
 
Апис — см. Хеп     
Апоп (Апофис)     
Атон

отождествления:
все солнечные боги

являлся ипостасью:
Атума, Ра

известная со Среднего царства:
ипостась солнечных богов
период Нового царства:
во время правления Эхнатона общеегипетский бог
Ахетатон1) солярное божество
2) государственный монотеистический бог
1) первоначально был олицетворением солнечного диска, позже — бог солнца
2) на короткий период был объявлен единым богом, присутствовавшим во всей природе, в каждом предмете и живом существе
солнечный диск с лучами (иногда увечаный уреем), на концах которых находились руки и знак анх
Атум

отождествления:
Апис, Птах, Ра, Хепри

боги слияния культов:
Апис-Атум
Атум-Хепри
Ра-Атум

местный бог, постепенно ставший общеегипетским, вытеснен РаГелиополькосмогоническое солярное божествобог вечернего солнца, демиург («Великая Девятка Иуну»)человек (часто старик), в одеждах фараона, увенчанный двойной короной Верхнего и Нижнего Египта
свящ. животное-воплощение: бык, змей, ихневмон, лев, обезьяна, ящер
Аш     
Ах(множ. ч. — Аху)известен со Старого царства:
общеегипетский термин
 1) элемент сущности человека
2) во множ. числе: низшие божества, у  коптов — демоны.
1) загробное воплощение богов и фараонов, с периода Среднего царства — каждого человека
2) посредники между богами и людьми
ибис
Ба 
    птица с головой, иногда и руками, человека
Банебджедет (Мендес)

отождествления:
Осирис, Птах, греч. Пан, рим. Фавн

был воплощением:
1) ба четырёх солнечных богов
2) ба Осириса (эксклюзивное упоминание)

местное божествоМендес 1) ба и владыка города Мендес (или ба владыки города Мендеса)
2) часто выступал ипостасью других богов
четырёхголовый баран (иногда мужчина с четырьмя бараньими головами или в виде человека)
Бастет

отождествления:
греч. Артемида, Афродита, рим. Диана, Венера

     
Бата     
Бенну

отождествления:
греч. Феникс

     
Бес     
Бех (Бухис)

отождествления:
Амон-Ра-Монту, Мневис, Монту

был воплощением:
Монту

местный бог-бык, культ которого постепенно стал общеегипетским
в греко-рим. период:
наибольший расцвет почитания
Гермонтис  бык чёрно-белой масти (иногда красновато-коричневый) увенчанный короной с двумя высокими перьями и солнечным диском
животное-воплощение: белый бык с особыми чёрными отметинами
Геб

отождествление:
греч. Кронос, рим. Сатурн

его воплощение:
ба Хнум

 Гелиопольхтоническое космогоническое божество погребальный культ1) бог земли («Великая Девятка Иуну»)
2) божественный правитель Египта
3) принимал участие в суде Осириса
человек, увенчанный короной Нижнего или Верхнего Египта (иногда на голове помещали утку, так как иероглиф означающий Геба — утка)
Гор — см. Хор     
Дуамутеф
древнейшее второстепенное общеегипетское божество 1) астральное божество
2) погребальный культ (свита Осириса)
1) первоначально один из богов-звёзд созвездия «Бедро коровы»
2) охранял и сопровождал умершего, участвовал в бальзамировании
3) выражал одну из сущностей человека — ба («Дети Хора»)
соответствовал канопу с головой шакала, в который помещался желудок умершего
Имхотеп

отождествление:
греч. Асклепий, рим. Эскулап

     
Инмутеф     
Инпу

отождествление:
греч. Гермес, Кронос, рим. Меркурий, Сатурн

     
Инпут     
Исдес     
Исида

отождествление:
греч. Гера, Деметра, Ио, Персефона, Фетида, рим. Юнона, Церера, Прозерпина

 Гелиополь («Великая Девятка Иуну») 
Иунит     
Ихи     
Ка-Кау (Каихос)местное божество-бык    
Каукетс периода Старого царства:
местная богиня, постепенно ставшая общеегипетской
Гермополь Великийкосмогоническое божествоабстрактная богиня-демиург, её мужская ипостась — Кук, вместе с ним отождествляла первоначало — «мрак» («Великая Восьмёрка»)женщина с головой змеи
Кебексенуф древнейшее второстепенное общеегипетское божество 1) астральное божество
2) погребальный культ (свита Осириса)
1) первоначально один из богов-звёзд созвездия «Бедро коровы»
2) охранял и сопровождал умершего, участвовал в бальзамировании
3) выражал одну из сущностей человека — сах («Дети Хора»)
соответствовал канопу с головой сокола, в который помещались кишки умершего
Куксо Старого царства:
местный бог, постепенно ставший общеегипетским
Гермополь Великийкосмогоническое божествоабстрактный бог-демиург, его женская ипостась — Каукет, вместе с ней отождествляла первоначало — «мрак» («Великая Восьмёрка»)мужчина с головой лягушки
Маат  с нач. периода Старого царства:
местная богиня, постепенно ставшая общеегипетской
некрополь Фив (Западные Фивы)космогоническое божество персонификация абстракции погребальный культ1) богиня мирового порядка и истины
2) играла большую роль в суде Осириса
изображалась женщиной, обычно сидящей с прижатыми к туловищу коленями, и со страусиным пером на голове атрибут: страусиное перо свящ. животное: пчела, посвящённый материал: воск
Мафдет     
Меримутеф     
Месхенет     
Меритсегер     
Мер-Ур (Мневис)

отождествления:
Бухис, Ра

являлся ипостасью:
Ра

упоминается с Нового царства (с XVIII династии):
местное божество-бык, культ возможно существовал и ранее
Гелиополь
Иераконполь
 1) ба бога Ра и его оракул
2) ба города Иераконполя
чёрный бык с солнечным диском между рогов (иногда человек с бычьей головой)
животное-воплощение: чёрный бык с особыми белыми отметинами
Мин

отождествления:
Амон, Себек, Хор, Ях, греч. Пан, рим. Фавн

боги слияния культов:
Мин-Амон
Мин-Ра
Мин-Ях

с Доисторического Египта:
почитание во многих областях Египта (также в Нубии)
Ахмим
Омбос
Коптос
итифаллическое божество1) бог плодородия (рождения урожая, размножения людей и скота)
2) бог торговли, караванов и восточной пустыни (позднее в Коптосе)
человек с фаллосом в состоянии эрекции, и одной рукой поднятой вверх, а другой держащей плеть, увенчан короной с двумя высокими перьями
фетиш: латук и особый столб
Монту

отождествления:
Амон, Ра, Хор

ипостаси:
Монту Джерти
Монту Иуни
Монту Маду
Монту Уасет

боги слияния культов:
Амон-Ра-Монту
Монту-Ра-Харахути

со Старого царства:
4-е местных ипостаси одного бо

Джерти
Гермонтис
Маду
Фивы

 бог войнычеловек с головой сокола, увенчанный короной с двумя голубыми перьями и солнечным диском
атрибут: копьё
свящ. животное-воплощение: сокол
при XI династии (Среднее царство):
верховный бог правящей династии
второй переходный период:
вытеснен Амоном (культ сохранился в Маду)
Фивыгосударственный богбог войны, короткий период глава пантеона
Мут       
Наунет

отождествления:
Мут

со Старого царства:
местная богиня, постепенно ставшая общеегипетской
Гермополь Великийкосмогоническое божествоабстрактная богиня-демиург, её мужская ипостась — Нун, вместе с ним отождествляла первоначало — «водную стихию» (богиня неба, по которому солнце плавает ночью, «Великая Восьмёрка»)женщина с головой змеи
Небедж     
Небетхет (Нефтида)

отождествления:
греч. Афродита, Ника, рим. Венера, Виктория

 Гелиополь («Великая Девятка Иуну») 
Небтуи     
Нейт

отождествления:
греч. Афина, рим. Минерва

     
Немти

отождествления:
греч. Антей

     
Непери     
Нефертум     
Неферхотеп     
Нехбет     
Нехебкау     
Ниауизвестный со Старого царства:
местный бог
Гермополь Великийкосмогоническое божествоабстрактный бог-демиург, его женская ипостась — Ниаут, вместе с ней отождествлял стихийное первоначало — «отрицание», «ничто» («Великая Восьмёрка»)мужчина с головой лягушки
Ниаутизвестная со Старого царства:
местная богиня
Гермополь Великийкосмогоническое божествоабстрактная богиня-демиург, её мужская ипостась — Ниау, вместе с ним отождествляла стихийное первоначало — «отрицание», «ничто» («Великая Восьмёрка»)женщина с головой змеи
Нун

отождествления:
Амон, Птах

со Старого царства:
местный бог, постепенно ставший общеегипетским
Гермополь Великийкосмогоническое божествоабстрактный бог-демиург, его женская ипостась — Наунет, вместе с ней отождествлял первоначало — «водную стихию» (бог первозданного океана, «Великая Восьмёрка»)мужчина с головой лягушки (иногда в человеческом обличии)
Нут

отождествления:
Ихет, Мут, Таурт, Хатхор, греч. Рея

со Старого царства:
местная богиня, постепенно ставшая общеегипетской
Гелиополькосмогоническое божество погребальный культ1) богиня неба (родившая солнце, звёзды и большинство богов) («Великая Девятка Иуну»)
2) защитница и покровительница умерших (поднимает их на небо и охраняет в гробнице)
женщина-небо, раскинувшаяся над землёй (иногда в виде коровы)
свящ. животное-воплощение: корова
Онурис — см. Анхур     
Осирис

отождествления:
Апис, Сокар, Ях, греч. Аид, Гелиос, Дионис, Посейдон, Серапис, Эрот, рим. Плутон, Соль, Бахус, Нептун, Амур

боги слияния культов:
Апис-Осирис
Осирис-Ях
Сокар-Осирис

 Гелиополь («Великая Девятка Иуну») 
Птах

отождествления:
Амон, Атум, Нун, Осирис, Сокар, Татенен, греч. Гефест, рим. Вулкан

боги слияния культов:
Птах-Нун
Птах-Сокар
Птах-Сокар-Осирис
Птах-Татенен

 Гелиополь («Великая Девятка Иуну») 
Ра

отождествления:
Атум, Осирис, Тот, Хор, греч. Гелиос, рим. Соль

боги слияния культов:
Ра-Атум
Ра-Осирис
Ра-Тот
Ра-Харахути

 Гелиополь («Великая Девятка Иуну») 
Раттауи     
Рененутет     
Рути — см. Акер     
Себек     
Серкет     
Сетжет (Сатис)     
Сетх

отождествления:
греч. Тифон

 Гелиополь («Великая Девятка Иуну») 
Сехмет

отождествления:
Шесемтет, западносемит. Астарта

     
Сешат     
Сиа  персонификация абстракциибогиня олицетворение разума, познания и мудрости 
Сокар

отождествления:
Осирис
боги слияния культов:
Сокар-Осирис

     
Сопду     
Татенен     
Таурт     
Тефнут

отождествления:
Баст, Мент, Менхит, Мут, Сехмет, Уто, Хатхор, греч. Диоскуры

ипостаси:
Сешат
Упес

 Гелиополькосмогоническое божествобогиня влаги («Великая Девятка Иуну»)женщина с головой львицы (иногда в виде львицы)
животное-воплощение: львица
Тот

отождествления:
Ях, греч. Гермес, рим. Меркурий

боги слияния культов:
Тот-Ях

     
Уаджет     
Уаджит

отождествления:
греч. Афродита, рим. Венера

     
Унут     
Упес     
Упуаут (Офоис)     
Хапи

отождествления:
Амон, греч. Нил

боги слияния культов:
Амон-Хапи

 Гебель эс-Сильсила
Элефантина
космогоническое божествобог реки Нил, податель влаги и урожаяжирный человек с большим животом и женской грудью, на голове тиара из папируса, в руках сосуды с водой (иногда встречается двойное изображение)
атрибуты: лотос и папирус
Хапи (сын Хора)  древнейшее второстепенное общеегипетское божествоБуто1) астральное божество
2)погребальный культ (свита Осириса)
1) первоначально один из богов-звёзд созвездия «Бедро коровы»
2) охранял и сопровождал умершего, участвовал в бальзамировании
3) выражал одну из сущностей человека — сердце («Дети Хора»)
соответствовал канопу с головой павиана, в который помещались лёгкие умершего
Хатор (Хатхор)

отождествления:
греч.Афродита, рим. Венера

     
Хаухет  со Старого царства —
местная богиня, постепенно ставшая общеегипетской
Гермополь Великийкосмогоническое божествоабстрактная богиня-демиург, её мужская ипостась — Хех, вместе с ним отождествляла стихийное первоначало — «бесконечность в пространстве» («Великая Восьмёрка»)женщина с головой змеи (иногда в человеческом обличии)
Хека     
Хекет     
Хентиаментиу     
Хеп (Апис)

отождествления:
Атум, Осирис, Птах, Ра, греч. Серапис, Эпаф

боги слияния культов:
Апис-Атум
Апис-Осирис
Серапис

Старое царство (II династия):
местное божество-бык, постепенно его культ стал общеегипетским
в эллинистический период:
замещён Сераписом
Мемфис 1) первоначально ба Птаха и его оракул
2) ба Ра
3) бог плодородия и ка Осириса
бык с солнечным диском между рогов (в поздний период иногда изображался бегущий с мумией на спине)
животное-воплощение: чёрный бык с особыми белыми отметинами
Херишеф (Харсафес)

отождествления:
греч. Геракл, рим.Геркулес

     
Хесат     
Хехсо Старого царства:
местный бог, постепенно ставший общеегипетским
Гермополь Великийкосмогоническое божествоабстрактный бог-демиург, его женская ипостась — Хаухет, вместе с ней отождествляла стихийное первоначало — «бесконечность в пространстве» («Великая Восьмёрка»)мужчина с головой лягушки (иногда в человеческом обличии)
Хнум

боги слияния культов:
Хнум-Ра

     
Хонсу

отождествления:
Ях, греч. Геракл, рим.Геркулес

боги слияния культов:
Хонсу-Ях

     
Хор

отождествления:
греч. Аполлон, Геракл, Орион, рим.Геркулес

боги слияния культов:
Хонсу-Ях

     
Ху

отождествления:
«слово» Птаха

со Старого царства:
начало распространения культа
 персонификация абстракцииолицетворение божественного и творческого слова 
Шаи (Псаис)  этиологическое божество1) бог виноградной лозы, связан с представлениями о богатстве и изобилии
2) позже божество судьбы, определяющее срок человеческой жизни
 
Шесемтет

отождествления:
Сехмет

Старое царство:
местная богиня (также почиталась в стране Пунт), замещена Сехмет
Элефантина  в виде львицы
атрибут: минерал «шесемт»
животное-воплощение: львица
Шесему  этиологическое божество,
погребальный культ
1) бог виноделия и приготовления масел для притираний, бальзамирования
2) охранял мумию от повреждений и наказывал грешников
атрибут: пресс для виноделия
Шу

отождествления:
Анхур, греч. Диоскуры

местный бог, постепенно ставший общеегипетскимГелиополь
Эш-Шатб
космогоническое божествобог воздуха, разделяющий небо и землю («Великая Девятка Иуну»)человек, обычно стоящий на одном колене, с поднятыми руками, которыми он поддерживает небо
Ях

отождествления:
Мин, Осирис, Тот, Хонсу

боги слияния культов:
Мин-Ях
Осирис-Ях
Тот-Ях
Хонсу-Ях

 Фивылунарное божествобог Лунычеловек, увенчанный лунным символом — диском и серпом Луны

More from my site

Еще про Тора:  Тор один локи боги

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector