Асгард – мир скандинавских богов
Главное семейство богов скандинавской мифологии – асы. Они живут в особом мире – Асгарде – и воздвигли там для себя много прекрасных чертогов. Дворец главного скандинавского бога Одина, Валаскъяльв, украшен серебром и стоит в нем престол Хлидскъяльв, с которого видны все миры. Когда на Хлидскъяльве сидит сам владыка Асгарда, бог Один, на плечах его дремлют два ворона, Хугин и Мунин, а у ног лежат два волка, Гери и Фреки. Каждое утро вороны облетают весь мир и рассказывают своему хозяину обо всем, что творится на свете.
Девять миров
Согласно скандинавской мифологии, существует девять миров, которые связаны мировым древом Иггдрасиль. При определенной последовательности событий наступит конец всем этим мирам и древу тоже: сначала трехсотлетняя зима, потом финальная битва богов друг с другом и с великанами, которая закончится Рагнарёком — гибелью всех.
Начать стоит с миров и дерева, чтобы в целом понимать, где что находится в скандинавском мире. В записях легенд по-разному описывается расположение миров относительно самого дерева и друг друга: в одних — миры находятся прямо на дереве, в других — дерево лишь их связывает, а в третьих вообще один мир расположен внутри другого.
Не принципиально придерживаться какой-то одной теории, поскольку даже сами германо-скандинавские народы не всегда чётко могли сформулировать факты и сами же в них путались, так что все варианты считались рабочими. Я попробую объяснить то устройство вселенной, которое мне кажется наиболее понятным. Для удобства давайте разделим миры на три части: ветви дерева уходят в небо, ствол — это земля, а корни уходят в подземные миры.
Корней у дерева три. Под одним находится источник Урд, у которого живут три норны — девы, олицетворяющие прошлое, настоящее и будущее, определяющие судьбу всего на свете и поддерживающие вечную молодость древа. Под вторым корнем — источник мудрости. Под третьим корнем находится еще один источник — Хвергельмир, из него вытекают все подземные реки.
На земле существует пять миров. В центре находится Мидгард, мир людей, в котором и живет Кратос со своим сыном, отсюда начинается их путешествие. По сторонам света есть ещё четыре мира, которые связаны Мидгардом: на севере —Нифльхейм, мир льда, на юге — Муспельхейм, мир огня, на востоке — Йотунхейм, мир великанов, а на западе — Ванахейм, мир богов-ванов.
По другой версии, Ванахейм расположен где-то на небе, но и одновременно у моря. Вокруг земли расположен океан, а опоясывает всё это мировой змей Ёрмунганд, такой большой, что кусает собственный хвост. Расположение миров и океан в игре проиллюстрированы очень наглядно, Озером Девяти. В нём покоится тот самый змей, и он действительно огромный!
Под землей расположен Хельхейм, мир мертвых, и Свартальвхейм, мир темных альвов. Хельхейм интересен тем, что в нем игрок видит гигантскую птицу по другую сторону моста — это один из трех петухов Рагнарёка, что закричат в Хельхейме, Вальгалле и Йотунхейме, извещая всех о начале конца. Во второй раз по сюжету игры Кратос выбирается из мира мёртвых на большом потрепанном корабле.
Я думаю, это отсылка к Нагльфару — мифическому кораблю, который с армией йотунов (великанов) выплывет из царства мертвых, чтобы тоже поучаствовать в великом сражении в конце света. В игре корабль не плывет, а фактически летит, но и Нагльфар не может плыть по воде: он настолько тяжёлый, что отправиться «в плавание» сможет только зимой перед Рагнарёком по замёрзшей воде, как на санях.
Вальгалла
Рядом с Валаскъяльвом расположена и Вальгалла – чертог, в котором, согласно скандинавской мифологии, обитают воины, павшие в бою. Все они – приемные дети бога Одина, поэтому его называют и Отцом Павших.
Эти воины, эйнхерии, весь день проводят в военных играх. Они сражаются, калеча и убивая друг друга, но вечером их оживляют, залечивают их раны валькирии.
Валькирии – это прекрасные девы, которых бог Один посылает на землю, когда там идут битвы. По скандинавским мифам, воинственные девы, родственные норнам, на боевых конях незримо слетаются на поле боя и приносят победу тем, на кого укажет Один. Если же ему безразличен исход сражения, валькирии сами решают, кто должен победить. Они же выбирают, кому пасть в битве, и возносят убитых на небо.
Вальгалла
На пирах в Вальгалле валькирии подносят угощение героям-эйнхериям. Пиры эти длятся до утра, и каждый день повар эйнхериев Андхримнир готовит мясо гигантского вепря Сэхримнира, который затем вновь появляется в своем прежнем виде. Этого угощения хватает на всех, собравшихся в Вальгалле, хоть и обитают там все воины, павшие в битвах от начала мира. Когда же придет ему конец, этих воинов поведет в бой сам Один, и тогда покажется, что их мало.
Свартальвы и гномы
По легендам, свартальвы (они же дверги) — низкорослые и смуглые братья светлых эльфов (альвов), живут под землей в Свартальвхейме. Не смотря на то, что они созданы богами из могильных червей, дверги — первоклассные кузнецы. В игре образ свартальвов разделили на два: темные эльфы (собственно, свартальвы) и гномы.
Я думаю, такое разделение просто привычнее современным любителям фентези. Дверги стали прототипами гномов в западноевропейских сказках, превратившись в «дворфов» и «цвергов». Во вселенной God of War тёмные эльфы воюют со светлыми в Альвхейме, пытаясь остановить поток света. В самом конце эпизода про светлых эльфов Кратос попадает в битву с королем тёмных по имени Свартальофурр. Его имя — прямая отсылка к свартальвам.
Со второй половиной свартальвов, гномами, дела обстоят не менее интересно. Братья-кузнецы Брок и Синдри, постоянные спутники главного героя в игре, являются персонажам реальных германо-скандинавских мифов — сыновьями Ивальди. Именно они, согласно сагам, создавали для богов волшебное оружие и предметы — копье Одина, молот Тора Мьёльнир, кольцо Драупнир и корабль Скидбладнир.
Это не просто торговцы-NPC, относитесь с уважением к легендарным гномам! В игре Брок и Синдри выковали топор Левиафан и потеряли кое-где на карте секретное улучшение для него, из-за чего поссорились. В диалогах основных сюжетных квестов братья рассказывают, что Один приходил к каждому из них с просьбой создать статую Тора с тайником, в котором спрятан второй глаз Мимира.
Оба отказались: Синдри побрезговал, а Брок отказался потому, что это не оружие. В мифах про их отца, Ивальди, почти ничего нет, он упоминается лишь мельком. В игре же его имя носят три крутых сета брони и линейка из трех квестов в Нифльхейме. По сюжету сайд-квестов, в проклятом ядовитом тумане находится мастерская Ивальди, куча сундуков и нужные материалы для крафта брони.
В одном из сайд-квестов нас знакомят с Андвари — гномом-кузнецом и мастером зачарований. Он задолжал Броку и пропал, игроку предстоит выяснить, что с ним случилось. Оказывается, что спасаясь от пожирателя душ, Андвари умер, но успел заключить свою душу в кольцо, и кольцо тут не просто так. В эпической поэме «Песнь о Нибелунгах», где в основном рассказывается про родственные связи и кто кому должен, повествуется, в том числе и о карлике Андвари.
Он умел превращаться в рыбу и охранял золото Нибелунгов, мифических карликов. Всё было хорошо до тех пор, пока Локи не напортачил в очередной раз: чтобы исправить ситуацию, он поймал Андвари и начал вымогать у карлика золото и волшебное кольцо в придачу, а тот так разозлился, что проклял кольцо и всех, кто когда-либо будет этим кольцом владеть, пока золото Нибелунгов не вернут на место. Золото в итоге нашлось, а кольцо пропало навеки.
Если вы делали задания на освобождение драконов и помогали братьям-гномам, то наверняка побывали в Конунгсгарде. На некогда богатой земле жили люди и их королем был Мотсогнир, отец гномов. Королю начали сниться сны о смерти подданных, и он от паранойи поехал умом и начал заковывать драконов в цепи в надежде создать особую броню для защиты.
К сожалению, он так и не смог найти третий ингредиент и был убит. В заброшенном замке можно найти его скелет в секретном проходе за троном. Мотсогнир упоминался в Эдде как король гномов, но больше информации о нем толком нет. Здорово, что в GOW решили пофантазировать и проработали свой вариант судьбы Мотсогнира.
Вечная юность богов Скандинавии
Сам Один, единственный из всех скандинавских богов, не нуждается в еде, поэтому на пирах в Вальгалле он бросает мясо своим волкам, а сам пьет вино или мед. Мед – это опьяняющий напиток, который течет из вымени козы Хейдрун, обычно гуляющей по крыше Вальгаллы и объедающей листья с тех веток Иггдрасиля, до которых может дотянуться. Рядом с Хейдрун пасется и олень Эйктюрнир, а ещё четыре оленя объедают листву ясеня, гуляя вокруг его ствола внизу, перед Вальгаллой.
Один (у древних германцев – Водан) и его братья, Вили и Ве, были рождены во время сотворения мира Бором, сыном прародителя богов Бури, и великаншей Бестлой. По сказаниям скандинавской мифологии, Один и его братья убили прародителя великанов, жестокого Имира, и создали из его тела земную твердь, из крови – океан, а из черепа – небосвод.
https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru
Затем Один с братьями соотворили Девять миров, где должны были жить отдельно друг от друга боги-асы, боги-ваны, люди, великаны, альвы (эльфы), цверги (гномы), тролли и мёртвецы (девятым был возникший раньше мир пламени). От связи бога Одина с различными женщинами родилось большинство богов-асов. Согласно скандинавской мифологии, большинство из девяти миров поначалу не имело населения. В первые дни творения существовали лишь великаны-ётуны, возникшие раньше самих богов. Но вскоре Один и асы создали альвов, цвергов и людей.
В Скандинавии было сложено много мифов о боге Одине. Известнейшие из них – мифы о том, как Один установил смену дня и ночи, как он искал мудрость и научил людей писать рунами.
Только опыт и мудрость накладывают свой отпечаток на некоторых старших асов. Так, бог Один обычно выглядит красивым и величественным мужчиной средних лет, а странствовать среди людей любит в образе седобородого старца в синем плаще и низко надвинутой шляпе.
Вид Одина во время его путешествий
Являясь же к девушкам или женщинам, чью любовь он хочет завоевать, бог Один часто принимает образ двадцатилетнего юноши, и в таком виде он неотразим.
А вот бог Нъёрд всегда выглядит прекрасным юношей, не старше своего сына Фрейра.
Мифы о скандинавских богах читайте в специально посвящённых им статьях нашего сайта (см. ниже, в блоке «Ещё по теме…»).
По пересказу скандинавских мифов, сделанному Е. Л. Кувановой
Атрей и все-все-все
Хоть Кратос и является главным героем, основная линия больше связана с его сыном. Атрей сын бога и великанши Фэй (в мифах её зовут Лаувей — Laufey, от др.-сканд.lauf — «лист», «листва» и др.-сканд.ey — «остров»). По ходу сюжета мы узнаем, что парнишка не простой, а его мать уважали среди богов и великанов.
Фэй предрекла путешествие Кратоса с сыном, описала каждый их шаг на стенах пещеры в Йотунхейме, финальной локации игры. Она хотела, чтобы они прошли весь путь и узнали правду о том, кем является Атрей и какова его судьба. Именно поэтому перед смертью она попросила развеять прах с самой высокой во всех мирах горы.
При первой встрече с Ёрмунгандом, змей узнает мальчишку, потому что Локи — его отец. Да, вы правильно прочли и я ничего не путаю. В мифах у Локи несколько детей: мировой змей, чудовищный волк Фенрир, восьминогий конь Слейпнир, владычица мира мёртвых Хель и еще двое — Нарфи и Вали. Как же получилось так, что Локи ещё совсем ребёнок, а его дитя Ёрмунганд уже здесь, в настоящем?
Всё связано с Рагнарёком. Во время финальной битвы богов, змей сразится с Тором. Есть теория, что Тор так сильно ударит могучим молотом змею по голове, что тот улетит в прошлое. Ещё это объяснит, почему в игре змей с большой радостью съел статую Тора: Мимир пояснил это давней неприязнью змея и Тора. Достоверного подтверждения этой теории я найти пока не смогла — Тор действительно сильно ударит змея, но в битве погибнут оба, согласно мифу.
Локи — плут, он активно всех подставляет, врет и обманывает, такова его изворотливая натура. Он пользуется любым удобным случаем навредить, сорвать переговоры, устроить войну или поссорить кого-нибудь. Либо просто потому, что он может, либо потому, что он только полубог и в Асгарде ему полноценного места нет как полукровке.
Когда Бальдру начинают сниться сны о смерти, а колдунья-провидица из Хельхейма предсказывает его смерть от руки брата, его родители, Один и Фригг, начинают сильно переживать. Отец печалится, а мать решает обойти весь мир и взять со всего живого и неживого клятву никогда не причинять вред сыну. Всё с ней соглашается, кроме омелы.
Вероятно, Фригг не обратила внимания на маленький невзрачный росток безобидного растения и клятву с него не взяла. И тут боги решают поиграть в игру «Кинь в Бальдра любое дерьмо, потому что ему не больно и это весело». В бедного неуязвимого бога летят камни, копья и все, что попадается под руку, а он стоит и хохочет.
В игровом миреБальдр и его мать, Фрейя, очень хорошо проработаны как персонажи и основной сюжет с ними тесно связан. Они появляются в квестах с самого начала и вплоть до конца игры. В игре, правда, от светлого и прекрасного бога весны почти ничего не осталось. Бальдр несчастен, измучен и зол на мать за то, что она лишила его всех чувств заклятьем неуязвимости.
Он не чувствует не только боли, но и холода, тепла и радости, поэтому не может полноценно наслаждаться своей жизнью. А какой ещё был выбор у матери, когда сыну грозит смерть? Даже когда Бальдр в ярости хочет задушить мать, Фрейя полностью ему поддается. Она сделает всё, лишь бы её сын был счастлив.
Увы, Бальдр и в игре умирает, такова его судьба. Локи-Атрей снимает заклятие неуязвимости стрелой из омелы, после чего Кратос сворачивает Бальдру шею. Жуткий конец для матери, но счастливое избавление от страданий для сына. Смерть Бальдра — очень важное в скандинавской мифологии, а в сюжете God of War это то событие, с которого начинается конец света, Рагнарёк.
Фрейя – скандинавская богиня любви
Жена Одина в скандинавских мифах – богиня Фригг. В стране богов, Асгарде, Фригг обитает в чертоге Фенсалир. Там живут и ее служанки. Самую главную из них зовут Фулла. Повелительница асов считает Фуллу своей названой сестрой и доверяет ей самые тайные мысли. Фулла выглядит совсем юной и носит длинные распущенные волосы, повязанные золотой лентой.
Другую свою служанку, Хлин, Фригг обычно посылает охранять людей, которых хочет уберечь от какой-либо опасности. А еще одна служанка, Гна, переносит вести от богини Фригг к Одину, когда тот уходит странствовать. В этих случаях Гна берет коня своей хозяйки, Ховварпнира, скачущего по воздуху, воде и земле с необыкновенной быстротой.
Богиня Фригг, прядущая облака
Прекрасная богиня Фрейя, которую скандинавская мифология почитает наравне с Фригг, охотнее всего помогает людям в делах любви. И сама Фрейя часто влюбляется, откликаясь на ту страсть, которую пробуждает во всех богах и альвах мужского пола. Только великанов богиня не любит. Но самую сильную страсть испытывает она к одному из асов по имени Од.
https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru
Богиня Фрейя
Говорят, что Од разлюбил свою жену из-за ее многочисленных измен, а она после этого полюбила его еще сильнее.
Од любит странствовать по свету, а в Асгард возвращается редко и ненадолго. Фрейя плачет, когда муж уходит, плачет, когда он долго не возвращается, а слезы ее превращаются в золото. Иногда богиня сама уходит, чтобы искать мужа в дальних странах, но чаще – утешается любовью с другими.
Фрейя живет во владениях, которые зовутся Фолькванг, а ездит в колеснице, в которую впряжены две огромные кошки, ее любимицы.
Рагнарёк
Все стремится к концу, в этом суть жизненного цикла: ночь сменяет день, осень приходит на смену лету, каждая жизнь рано или поздно заканчивается смертью. Идея цикличности у многих считается одной из основных, у германо-скандинавских народов в том числе. Все, что есть в легендах и песнях о богах и героях, ведет к Рагнарёку, концу света и гибели.
Согласно пророчеству в мифах, дети Локи примут непосредственное участие в Рагнарёке и будут сражаться против богов. Змей Ёрмунганд, волк Фенрир, владычица мира мёртвых Хель, пёс Гарм, охраняющий вход в Хельхейм — все они порождения хитреца Локи. Согласно прорицанию провидицы Вёльвы, смерть Бальдра от руки Локи станет началом.
Затем последуют распри внутри семей, брат пойдет против брата, начнется вселенский хаос, да такой, что никому не ждать пощады и спасения. После этого придёт трёхсотлетняя зима Фимбулвинтер, волки в небе проглотят луну и солнце, погаснут звёзды. Три петуха прокричат о начале Рагнарёка: один в Йотунхейме, второй в Вальхалле и третий — в Хельхейме.
Самым последним и финальным сигналом конца станет момент, когда Хеймдалль протрубит в рог Гьяллархорн. Армия йотунов и великанов выступит против богов, волк Фенрир освободится от своих оков и убьет Одина, Хеймдаль сразится с Локи, Тор убьет змея Ёрмунганда и погибнет сам от его яда. Погибнут все, кроме Мади, Могни, двух сыновей Одина и двух людей.
Когда по сюжету игры мы попадаем в мир эльфов, там идет война темных эльфов против светлых из-за Света Альвхейма. После победы светлых над тёмными, король последних, Свартальофурр, перед смертью предупреждает: “Мы совершили роковую ошибку”. Что это может быть за ошибка? Почему Фрейя перед входом в Альвхейм кричала, чтобы Кратос не заходил в Свет?
Связана ли эта «роковая ошибка» с наступлением Рагнарёка? На Reddit есть теория, что свет подразумевался разработчиками игры, как своего рода трамплин для душ, который возвращает их в цикл жизни. Темные эльфы же пытаются перекрыть источник Света, нарушая этот цикл. Не могли ли мы, вмешавшись в процесс, ускорить наступление апокалипсиса?
https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com
Еще один знак конца света связан с Хельхеймом: души умерших перестали попадать в мир мёртвых, где им самое место. Из-за этого Хельхейм становится переполнен, и земли Мидгарда заполонили драурги и ходячие из Хеля. Атрей это заметил еще в самом начале игры и удивился, почему драурги стали появляться так близко от их дома.
Кратос своими глазами увидел закрытые врата перед мостом во владения Хель и души, которые не могут попасть внутрь. Мост сторожит Хранитель, которого Кратос чуть позже убьет и вырвет его сердце, чтобы спасти сына. Убийство хранителя вполне могло повлиять на ход событий. За мостом видна гигантская птица — судя по всему, это один из петухов Рагнарёка.
Мы уже знаем, что Атрей — это Локи, в будущем он должен стать отцом чудовищам, которые в финальной битве сразятся с богами. Казалось бы, судьба пацана определена, но он — сын Кратоса. Нельзя недооценивать бога, который один раз уже смог отказаться от своей судьбы и изменить её. Кратос находится вне пророчеств, поэтому смог нарушить нормальный ход событий.
Пацан ещё мал, а предвестье Рагнарёка уже случилось — Бальдр умирает, начинается долгая зима; процесс запущен раньше положенного времени на сто лет, если верить Мимиру. Бальдра фактически убивает Кратос, Магни и Моди тоже уже мертвы к этому моменту, хотя должны были выжить после Рагнарёка. Все йотуны в Йотунхейме тоже вымерли, хотя должны воевать на финальной битве, но здесь уже постарался Один.
Боги в God of War всеми силами пытаются не дать пророчеству Рагнарёка сбыться, но менять ход истории получается пока только у Кратоса, да и то не до конца. Óдин знал, что великаны пойдут против богов войной, поэтому сильно пригорал от сотрудничества Тюра с ними, всячески этому мешал, и в итоге великаны все умерли.
Боги все это время искали не Кратоса, они искали Фэй и Атрея, но не знали, что великанша уже превратилась в прах — игра начинается с того, что Кратос её хоронит. Он срубает последнее волшебное дерево и делает это с тяжестью на душе, потому что знает, что будет дальше. Особенные деревья были отмечены его покойной женой и защищали дом от взгляда богов.
Срубив последнее, Кратос и Атрей становятся уязвимы. Но такова воля Фэй: дерево должно послужить топливом для погребального костра. Теперь, когда Кратос убил трёх богов, раскрыл неудобные секреты и срубил все охранные деревья, всевидящий Один нашел его и очень зол. Настолько зол, что в конце игры отправляет самого громовержца с молотом. А кто его не увидел, после окончания игры загляните домой поспать.
На этом наше путешествие заканчивается, но не заканчивается путешествие в мир скандинавских мифов, в игре осталось множество мелких намеков и загадок — тело великана Тамура, валькирии, Фафнир и другие. Обязательно посмотрите серию видеороликов с комментариями разработчиков, в которых очень подробно рассказывается про смысл и значение символов в начале игры, про бой с незнакомцем и болезнь Атрея.
Бог Бальдр
Сын Одина от Фригг, Бальдр, живет в чертоге Брейдаблик, в котором нет места никакому злу. Как ни почитают асы Одина и Тора, но даже о них отзываются порой не очень лестно, вспоминая их слабости и недобрые дела. Лишь о Бальдре в Асгарде говорят только хорошее. В скандинавских мифах бог Бальдр прекрасен лицом и телом и так светел, что его словно окружает сияние.
Бальдр – самый добрый, самый мягкий, самый честный и справедливый среди асов. Но ему на роду написано, что все его справедливые и мудрые решения не исполнятся. Бальдра любят не только асы, но и ваны, альвы, люди. И даже великаны не желают ему зла. А люди назвали «Ресницами Бальдра» нежный цветок с белоснежными лепестками, растущий в Мидгарде.
Бог Бальдр почитался не только в Скандинавии, но у всех древнегерманских племён.
Хеймдалль – страж богов
Бог Хеймдалль, сын Одина от девяти матерей, живет недалеко от моста Биврёст, на краю неба. Жилище его называется Химинбьёрг. Хеймдалль охраняет радужный мост. Он избран стражем богов потому, что почти не нуждается в сне, зорко видит и днем и ночью, слышит все, что только можно услышать, даже как растет трава.
Нъёрд и Фрейр
В Асгарде живут и другие сыновья Одина от разных матерей. Среди них наиболее знамениты Видар, Хермод и Хёд, который слеп от рождения. Но и все другие боги-асы почитают Одина как своего отца. Локи, Нъёрд, Фрейр и Фрейя зовут его своим приёмным отцом.
Нъёрд и его дети принадлежат не к асам, а к другому роду скандинавских богов – ванам. В Асгард они попали после прославленной скандинавских мифах войны асов и ванов. Нъёрд и его дети охотнее всех других богов откликаются на мольбы людей. Нъёрд управляет огнем, водой и движением ветров. Поэтому его считали своим покровителем мореходы и рыбаки Скандинавии.
Живет Нъёрд на берегу моря во владениях, именуемых Ноатун. Его сын Фрейр умеет вызывать дождь, поэтому люди молятся ему об урожае. Бог Фрейр (у древних германцев – Фро) – отважный воин, но он не любит, когда в Мидгарде начинаются войны. Фрейр помогает людям сохранять мир, хоть это ему не часто удается – ведь сам Один, повелитель асов, любит сражения и недаром зовется Сеятелем Раздоров.
Скандинавская мифология как фундамент мировой культуры
Среди других славных богов скандинавской мифологии следует назвать богиню Вар, которая следит за соблюдением всех клятв, данных влюбленными друг другу; Тюра (в древнегерманской мифологии Цио), известного своей отвагой в боях; богиню Гевьон, юную деву, в чертог которой попадают после смерти все девушки.
Другие асы менее знамениты, но все они собираются на совет, когда нужно решить какой-нибудь важный вопрос.
В скандинавских мифах асы вечно молоды: среди богов родители выглядят не старше своих детей, когда те уже выросли.
Пожалуй, кому-то такое утверждение может показаться излишне пафосным, но на самом деле скандинавские мифы стали источником вдохновения для многих поэтов, мыслителей, военных и политических лидеров древнего мира. А сегодня скандинавские боги едва ли не популярнее рок-звезд! Хотя, скажем честно, мифы народов севера вошли в современную культуру отнюдь не благодаря Эддам и богатому нордическому эпосу.
Скандинавская мифология стала символической основой для формирования многих религиозно-этических учений, появившихся на земле в последние две тысячи лет, включая христианскую традицию. Разумеется, с этим утверждением можно спорить, можно приводить десятки, сотни доводов в пользу той или иной теории.
Но нельзя отрицать, к примеру, того факта, что легенда о Бальдре Прекрасном, появившаяся задолго до рождения Иоанна Крестителя и первых христианских миссионеров, явилась прообразом библейского мифа об убийстве и воскресении Христа. Аналогичные сюжеты встречаются повсеместно (например, античные мистерии древней Греции).
https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru
Скандинавские боги смотрят на нас десятками взоров, скрываясь под разными именами, образами. К примеру, очевидна аналогия между Ёрд с Тором на руках и Исидой с Гором на руках. Риторическим выглядит вопрос о том, где христиане черпали вдохновение, создавая лик Мадонны с маленьким Христом, появившийся лишь в раннем средневековье, за тысячи лет после «рождения» Тора и Гора.