Богиня Сив в скандинавской мифологии

Кто такая фрейя?

Фрейя, богиня любви и плодородия, самая прекрасная и милостивая из богинь.
Фрейя, богиня любви и плодородия, самая прекрасная и милостивая из богинь.

Богиня Фрейя — прекраснейшая и красивейшая богиня скандинавского пантеона, сестра-близнец Фрейра. Она ванесса, рождённая в следствие ритуального брака матери-земли Нертус и Ньерда — владыки морей и ресурсов. Жилище Фрейи — мир Ванахейм.

Фрейя, скандинавская богиня чувственной любви, дарующая любовь и физическое благополучие, выделяется среди других божеств Асгарда своей особенной красотой и таинственностью. Но одним только этим ее функции не ограничиваются. Она непосредственно связана с миром Одина (отсюда появился стереотип, что фрейя жена Одина, хотя это не так) и присутствует в Вальгалле в том числе в качестве валькирии.

Косвенно об этой функции божества говорится в книге “Сага об Эгиле”:

“Торгерд громко ответила: Я не ужинала и не буду ужинать, пока не попаду к Фрейе. Я намерена последовать примеру моего отца, я не хочу пережить его и брата.”

Муж Фрейи в мифологии — бог-ас Од, который постоянно странствует по миру. В мифологии существует такое понятие, как слезы Фрейи. Они не простые, а золотые. Она так оплакивает свое одиночество. Но не стоит торопиться жалеть божество: Фрейя печалится недолго. Погрустив по своему ветреному супругу, она отправляется искать его, и сталкивается с необычайными приключениями.

Фрейя знает истинное значение таких понятий как «свобода» и «любовь». Богиня любви и свободы несет в себе функцию любви, но не священной блудницы, а любви как истинной силы, которая способна объединить все со всем. Всему найти место, ничего не отрицая, принять абсолютно все, найти универсальное место. Эта функция матери-земли, которая умеет всему найти место — всему живому, рожденному найти свой ареал обитания.

Благородный Хеймдалль возвращает Фрейе ее ожерелье. Картина Нильса Бломмера, 1846 год.
Благородный Хеймдалль возвращает Фрейе ее ожерелье. Картина Нильса Бломмера, 1846 год.

Богиня Фрейя в скандинавской мифологии олицетворяла красоту. Она владеет величайшим сокровищем. Ожерелье богини Фрейи называется Брисингамен — его изготовили карлы (цверги) — самые искусные мастера во всех мирах. Как и его хозяйка, это ожерелье было постоянным объектом вожделения как асов, так и великанов.

Фрейя изначально обладала знанием колдовства, умела применять природную силу к реализации задач, совершать шаманские практики и путешествовать по мирам через шаманское преображение.

Сам бог Один учился у неё этому. А богиня свободы взамен взяла другие знания — знания трота, то есть установление информационного канала и удержание его в этом мире. В результате такого обучения и испытаний, которые пришлось пройти Фрейе, она стала ярой защитницей людей.

Фрейя — богиня любви. Это вечно юное и прекрасное божество, которое в древнегерманских легендах иногда ошибочно олицетворялось с Идунн — хранительницей молодильных яблок.

Фрейя, пролетая над землей, разбрызгивала росу и летний солнечный свет. Из ее золотых кудрей сыпались весенние цветы, а слезы, падая на землю или в море, превращались в золото или янтарь. Она была столь прекрасна, что по ней вздыхали все живые существа. (Иллюстрация Ф. фон Штассена, 1914 г.)
Фрейя, пролетая над землей, разбрызгивала росу и летний солнечный свет. Из ее золотых кудрей сыпались весенние цветы, а слезы, падая на землю или в море, превращались в золото или янтарь. Она была столь прекрасна, что по ней вздыхали все живые существа. (Иллюстрация Ф. фон Штассена, 1914 г.)

Жениться на Фрейе истово мечтал грозный великан-ётун Трюм. С этой целью он даже похитил у Тора его знаменитый молот, Мьёлльнир. Великан Хрунгир, один из строителей Асгарда, также мечтал получить ее в жены — а вместе с ней в качестве платы он потребовал солнце и луну в придачу. Однако, боги оберегали красавицу Фрейю и не торопились выполнять такие требования.

В древности в скандинавских землях побывали римляне, которые славились тем, что легко перенимали чужие культы, но часто происходило и наоборот.

Какой день у богини Фрейи? У древних римлян пятница была посвящена Венере. Эту римскую традицию легко восприняли древние германцы: античную Венеру они ассоциировали со своей Фрейей. Английское название пятницы (Friday) происходит от древнеанглийского и означает «день Фригг» — местного варианта имени богини Фрейи. То есть, день Фрейи — пятница.

Фрейя — богиня красоты. Ее имя в переводе означает “фрау”, или “женщина”. То есть, можно сказать, что значение богини Фрейи заключается не только в даровании влечения (принято считать, что Фрейя — богиня похоти), но и в защите дома.

Одним из символов богини Фрейи является соколиное оперение, которое она надевает, когда отправляется странствовать по мирам. Юное, прекрасное божество, она очень любит весну, музыку и цветы. В частности, это роднит Бальдра и Фрейю. Основные дары Фрейи: вино, шоколад, фрукты, сладости, ожерелья, меха.

Фрейя также является богиней плодородия и несет ответственность за урожай и за жатву. Жатвы никогда не бывают одинаковыми…

Иногда божество впадает в ярость, и ей дозволяется собрать кровавую жатву. Из-за этого в частности возникло определение, что скандинавский бог (богиня) Фрейя является божеством войны. Это отчасти так. Если воин нравится Фрейе, она может принести ему победу в битве. Также она забирает себе половину павших воинов (а вторую половину забирает себе Один, и они становятся его эйнхериями).

Как выглядит Фрейя? Сила Фрейи заключается в ее дивной красоте, которая пленяет как богов, так и существ из других миров. К этой красоте не остался равнодушен сам Один, который, впрочем, не отличался верностью (хотя по сравнению с греческим Зевсом суровый скандинавский бог-мудрец выглядел настоящим аскетом).

Известна картина Фрейи, на которой божество напоминает греческую Афродиту.

Фрейя. Картина Джона Бауэра (1905 год).
Фрейя. Картина Джона Бауэра (1905 год).

На картине изображена молодая золотоволосая женщина, стройная, прекрасно сложенная, сидящая в чувственной позе. Поворот головы, мимика и жесты говорят о том, что Фрейя прекрасно осведомлена о собственной привлекательности и знает себе цену.

Есть и другие картинки Фрейи, на которых она также изображается как юная девушка, стройная и прекрасная. Вероятно, на этих рисунках изображается некий “общий” эталон женской красоты.

Священными животными божества являются свинья и кошка. Например, кошки богини Фрейи привезли ее на колеснице на похороны Бальдра. Кошки в скандинавской мифологии вообще считались мистическими животными. А коты Фрейи были тесно связаны с одной ее важной особенностью — с ее магией.

В Германии и Скандинавии был широко распространен культ Фрейи. Ее почитали и незамужние девы, и почтенные дамы. До сих пор там в ходу выражение “Следовать путем Фрейи”, что означает “познать тайны ее волшебства”, проникнуть в тайны природы.

Ожерелье богини фрейи

Одно из древнейших изображений Фрейи, богини плодородия.
Одно из древнейших изображений Фрейи, богини плодородия.

Богиня Фрейя слыла очень любвеобильной, что в принципе не было чем-то странным в мире древних божеств. Известна легенда, которая называется “Богиня Фрейя и гномы”. В ней рассказывается о замечательном сокровище — об ожерелье Фрейи, которое досталось ей очень непростой ценой.

Легенда фрейи и гномов начинается с того, что однажды божество отправилось на прогулку. День был чудесный: светило нежное солнце, было не жарко и не холодно — типичный весенний денек, которые так любила Фрейя.

В лесу было очень хорошо, и богиня не спешила возвращаться домой. Внезапно она увидела четырех цвергов. Узнать их было просто — они были маленького роста, коренастые, смуглые. Сильные руки этих великих мастеров были чуть длиннее, чем руки обычного человека, или бога.

Их лица были смуглыми, брови — сросшимися на переносице, а бороды спускались на грудь. Цверги или карлы были жителями нижнего мира, или, как говорили, преисподней. По древности происхождения они могли легко поспорить не то, что с асами — а с великанами, а в мудрости они не знали себе равных. Но все равно связываться с ними было опасно: ходили слухи, что из Свартальвхейма еще никто никогда не возвращался.

Фрейя и карлы. Рисунок Луи Юарда (1891 год).
Фрейя и карлы. Рисунок Луи Юарда (1891 год).

Карлы любовались чудесным ожерельем, которое они выковали в своих пещерах, и о чем-то говорили на своем языке. Подошедшую к ним Фрейю, которую привлек чудный блеск драгоценных камней, они заметили далеко не сразу.

  • Для кого, о мастера, вы выковали это чудесное ожерелье? — Спросила богиня.

Карлы переглянулись, а потом один из них с тонкой усмешкой произнес:

У Фрейи еще не было такого богатого жизненного опыта, как у той же Фригг, и она не увидела в этой фразе никакой двусмысленности. Искренне поблагодарив мастеров, она протянула к подарку руку, но не тут-то было. Карлик прикрыл его рукой, и его улыбка стала шире:

  • Мы, конечно, отдадим его тебе, о прекраснейшая, но не бесплатно.
  • Что ты хочешь за него? — Надула губки Фрейя.

Цверг смерил ее взглядом, и снова улыбнулся. Улыбка получилась нехорошей — немного похотливой, немного глумливой.

  • Тебя, о славнейшая. — Подмигнул он ей.

Фрейя вспыхнула. О, если бы только здесь был ее брат, Фрейр — карлы не остались бы ненаказанными. Но Фрейра рядом не было. Было только чудесное ожерелье, которое так и приковывало к себе взгляд богини. Фрейя подумала об Оде, о своей любви к нему, но от того уже несколько месяцев не было вестей, и в ее сердце вспыхнул гнев.

Такое ожерелье должно принадлежать только ей. И она решилась… Четыре ночи Фрейя провела в пещере, разделив ложе со всеми четырьмя карлами сразу. Карлы отдали ей ожерелье, и богиня вернулась в свой замок в Асгарде.

Со вздохом она надела на себя ожерелье, и принялась прихорашиваться. И вдруг она услышала тихий вкрадчивый голос:

  • Ты так прекрасна, о Фрейя…

Локи. Он стоял в дверях — этот маленький, субтильный, немного лысоватый и лупоглазый человечек. Локи и Фрейя пересекались нечасто, и она, к своему удивлению, никогда не видела ни намека на вожделение в этих холодных, умных глазах. Его появление не сулило ей ничего хорошего.

  • Красивое ожерелье, — произнес он, — будь уверена: Од обрадуется. — Он повернулся, чтобы уйти, и мимоходом бросил через плечо. — А может быть, и нет…

Локи рассказал о поступке Фрейи Одину, с которым когда-то богиню связывали очень даже нежные чувства. Разъярившись, что бывало с ним крайне редко, Один велел своему побратиму украсть преступное ожерелье, то тот и сделал.

Фрейя вскоре обнаружила пропажу, и наступил ее черед злиться: она сразу поняла,чьих это рук дело.

  • Я не на Локи зла, — сказала она Одину, трясясь от негодования, — он — орудие в твоих руках. Но ты… Такой поступок недостоин верховного бога. Верни мне ожерелье!

Один спокойно выдержал гневную тираду, и пообещал, что вернет ей украшение, если только она начнет войну между Хогни, королём Норвегии, и Хедином Хьяррандасоном, из-за дочери Хогни по имени Хильд. Фрейя почувствовала легкую досаду: она была уверена, что Один все еще к ней неравнодушен… Но его условие она выполнила, и верховный ас вернул колье Фрейе.

А Локи, оскорбившись на то, что его назвали “орудием”, еще припомнит ей этот ее проступок…

Песнь о хюндле

Верхом на вепре Фрейя посещает Хюндлю. Иллюстрация Лоренца Фрёлиха, 1895 год.
Верхом на вепре Фрейя посещает Хюндлю. Иллюстрация Лоренца Фрёлиха, 1895 год.

Для своей езды Фрейя использовала и другого вепря, который был оборотнем. Им оказался ее возлюбленный — прекрасный юноша по имени Оттар.

Как и все ваны, Фрейя была прекрасно сведуща в магии, но превращение юноши в ездового вепря вовсе не было ведьмовским злодеянием. Фрейя была покровительницей юного героя, и скрыла его под кабаньей шкурой для того, чтобы выведать в Утгарде у великанши Хюндли подробности его происхождения.

Богине удалось выяснить, что у Оттара был соперник по имени Ангантюр, который вступил в спор из-за наследия. Ценный металл — франкское золото — должно было достаться тому, чей род был более древним, и тому, кто мог это доказать.

Хитрая Фрейя назвала живущую в пещере великаншу своей лучшей подругой, и даже сестрой. Более того, она пригласила ее съездить в Вальхаллу, но великанша тоже не так проста. Хюндля подозревает Фрейю в хитрости — по ее словам, с ней “на пороге мертвых” находился милый ее сердцу Оттар (не следует забывать о том, что для каждого человека путь в Утгард был дорогой мертвых, которая, и это естественно, вела на тот свет).

Вот, как написано об этом эпизоде в книге “Песнь о Хюндле”:

“Алтарь для меня

из камня сложил он,

и камень в стекло

переплавлен теперь;

обагрял он алтарь

жертвенной кровью:

в асиний верил

Оттар всегда.”

Фрейя поспешила заверить “подругу” в том, что с ней рядом находится только вепрь, на котором она приехала верхом. Оттар же является ее поклонником, который воздвиг в ее честь алтарь. Взамен на это он попросил ее рассказать о его родственниках: кто все-таки является лучшим в Мидгарде?

И Хюндля начала свой рассказ. Из ее слов, родственниками Оттара были едва ли не все знатные роды — герои и боги, включая самих Вёльсунгов.

В скандинавской мифологии генеалогия — важнейшее знание, которым должен был обладать человек в родоплеменном обществе. Поэтому в сагах об исландцах непременно перечислялись все предки персонажей. Но и это важнейшее знание было лишено смысла, если человек на представлял отношения своего рода с другими родами — в том числе и со сверхъестественными, не знал их начала и конца.

Еще про Тора:  браслеты дружбы — значение цветов на фенечке
Фрейя и Хюндля. Иллюстрация Лоренца Фрёлиха, 1895 год.
Фрейя и Хюндля. Иллюстрация Лоренца Фрёлиха, 1895 год.

И Хюндля, все больше и больше увлекаясь, как и практически каждый персонаж, который был вызван с того света (за исключением, пожалуй, вёльвы, которая каждую свою “песнь” завершала рефреном “Довольно ли вам этого?”), постепенно рассказала богине о начале времен, и о том, откуда ведут свой род вёльвы, чародеи, провидицы и великаны-ётуны.

Однако, эти космологические мотивы нужны только для определения места Оттара и его рода в мире. Только зная свое правильное место в мифологической системе, можно претендовать на право наследства.

Фрейя в этом мифе выступает не только как богиня любви, но и как норна, или даже как диса — покровительница родовых традиций. Она в итог смогла добиться своего, и перестала скрывать, кто именно скрывается у нее под седлом. В итоге она попросила Хюндлю дать ему выпить пива памяти, чтобы он смог запомнить свою родословную.

И тут великанша разразилась проклятиями — это вообще было свойственно великаньему роду. Чародейка Фрейя пригрозила, что возведет стену из огня вокруг Хюндли, и та действительно видит, как вокруг нее начинает гореть земля. Хюндля сдается, но тут же с усмешкой говорит, что в питье будет подмешан яд.

Фрейю этим не напугать: она легко могла испросить у богов помощи для Оттара — произнести целительный заговор.

Фрейя, как и остальные богини скандинавского пантеона, покровительствовали не только своим избранникам, но и человеческому роду в целом. В этом отношении они напоминали низших духов, являвшихся воплощениями судьбы — валькирий, норн и дисов.

Сватовство трюма

Фрейя и ее служанки собирают Тора в Ётунхейм. Иллюстрация Элмера Бойда Смита, 1902 г.
Фрейя и ее служанки собирают Тора в Ётунхейм. Иллюстрация Элмера Бойда Смита, 1902 г.

В скандинавской мифологии богиня Фрейя часто становилась объектом желания как людей, так и хтонических существ. Также в мифах рассказывается, что на красавице богине мечтали жениться заклятые враги асов — великаны. Таковым, например, был владыка Ётунхейма, Трюм.

Великан помнил, что давным-давно богиня провожала в дальнее странствие своего мужа, красавца Ода. Но где он, тот Од? Вот уже столько времени о нем ни слуху, ни духу. Может быть, его уже нет в живых?..

И Трюм решился на неслыханное — на сватовство к асинье. Он понимал, что если он постватается к ней так, как это было принято, согласно древнему обычаю, асы ему ее, разумеется, не отдадут. И он пошел на хитрость — украл у Тора Мьельнир.

Коварный великан прекрасно знал, что он делает: без молота Тор был как без рук, и можно сказать, что Асгард оставался незащищенным. Практически у всех обитателей соседних миров были свои счеты с богами, и те должны были это понимать. Так неужели же они не отдадут ему вожделенную Фрейю в обмен на могучее оружие?..

Фрейя. Картина Андерса Цорна, 1901 год.
Фрейя. Картина Андерса Цорна, 1901 год.

Тор очень быстро хватился своего молота, и пришел в ярость. Перепуганный Локи, которого громовник тут же поспешил обвинить во всех бедах, отправился на поиски Мьельнира. Для этого он воспользовался чудесным оперением богини Фрейи. Вот, как написано об этом в книге “Песнь о Трюме”:

“Отдала бы его,

будь золотым он;

ссудила б его,

будь он серебряным”.

Все шло по плану Трюма.

Локи вскоре появился в Ётунхейме, и Трюм милостиво позволил ему получить нужные сведения. Когда тот убрался восвояси, Трюм потер руки от удовольствия: он был уверен, что красавица Фрейя уже его…

Тем временем Локи вернулся домой и обо всем рассказал Тору. Громовник крепко задумался. Тор и Фрейя никогда не были особенно близки, но он, как и многие жители Асгарда, относился к ней с большим почтением. Асгард без нее было сложно представить. К тому же, с немыслимым требованием выступал не кто-нибудь, а великан — представитель ненавистного племени, с которым Тор неустанно сражался.

Получив неутешительные вести, Тор вопросительно посмотрел на Локи: может, он посоветует что-нибудь? Но Локи только плечами пожал. И Тор, тяжело вздохнув, направился к Фрейе.

Она встретила его дружелюбно: рослый голубоглазый красавец, Тор был прямодушным и честным, и эти качества в нем Фрейя любила особенно. Но когда смущенный громовник сказал, зачем пришел, богиня любви всерьез рассердилась. Вот, что сказано об этом в книге “Песнь о Трюме”:

“Меня бы распутной

назвать пристало,

коль в Ётунхейм я

поеду с тобою!”

Локи на это только фыркнул насмешливо, но Тор испепелил его взглядом, и тот замолчал. Громовник беспомощно смотрел на Фрейю, и она не знала, как ему помочь: становиться разменной монетой она не собиралась. Она и злилась на него, и жалела. К тому же, она тоже прекрасно понимала, что Тор — их защитник — без своего Мьельнира едва ли не бессилен… И вот, они с Локи придумали план: вместо нее в Ётунхейм должен был отправиться сам Тор.

Настал черед громовника возмущаться: чтобы он, воин, надевал на себя женское платье? Да никогда! Но выхода не было, и Фрейя, едва сдерживая улыбку, выбрала свой лучший наряд и надела его на могучего Тора. И тот в сопровождении Локи отправился в страну великанов — выручать свой Мьелльнир…

Скандинавская мифология. справочник, часть 1.

С детства люблю и изучаю мифологию. Особенно нравится искать там архетипы для своих рассказов.
Тем не менее, как-то всё это время избегал скандинавской мифологии, информацию о которой черпал разве что из комиксов Marvel и разных других игр. Решил, что хватит это терпеть и попытался прочитать её основные тексты. Как оказалось, в ней всё очень грустно, по сравнению с другими мифологиями. Никакого чёткого связного канона нет, тексты противоречат друг-другу самым кардинальным образом.
В итоге решил запилить для себя небольшой справочник, в который смогу заглядывать когда мне понадобится информация, а то лезть в сеть за каждой мелочью крайне муторно. Получилось довольно обширно, так что решил поделится им здесь.
Немного информации:
1. В интернет-ресурсах в плане этой мифологии полный бардак, особенно в Википедии. Там статьи очень страдают от непонятно откуда взявшейся инфы без указания источника. Различные сайты пестрят пересказанными мифами, в которых действует принцип глухого телефона.
Указанная здесь информация собрана в большинстве своём из основных текстов по мифологии, то есть Поэтической и Прозаической Эдд, некоторые отдельных произведений научного характера, а также совсем немного из исландских саг, которые упоминают скандинавский пантеон. Плюсом к этому было куплено несколько других справочников, которые указывают в своих источниках авторитетные работы.
2. В мифологии, как и в любой другой, есть ну совсем малозначительные персонажи, кроме имени которых особо и сказать то нечего. Они в список не были включены.
3. Я допускаю, что определённые моменты были упущены. Это пока что самая разрозненная из крупных мифологий, которые я изучал, и собрать всё воедино очень тяжело. Тем не менее я перекопал всё, что мог.
4. Это чисто справочник с краткой информацией о мире и действующих лицах, созданная со вполне определённой целью. В эту цель не идёт подробный пересказ самих мифов.

5. Всего будет 2 части, из-за того, что полностью не влезает. Если это хоть кому-то здесь будет интересно в таком виде, то позже я выложу такой же справочник, рассматривающий крупнейшие героические саги, когда сделаю.

Но хватит прелюдий.

—————————-Мифологический справочник. Скандинавская мифология.—————————-

———————————————————–Построение мира. География———————————————————-

Есть 2 вида – горизонтальное и вертикальное. Горизонтальное предполагает расположение всего мира на древе Иггдрасиль, вертикальное – что Иггдрасиль является центром земли.
Скорее всего мировоззрений было больше. Предоставлю объединённую версию этих двух.

Состоит из 9 миров.

На вершине – Асгард – место, где живут боги рода асов.

Чуть ниже расположен небесный город Альвхейм или Льюсальвхейм.

На земле, в центре, расположен Мидгард.

На северо-западе – Нифльхейм.

На юго-западе – Ванхейм (Ванахейм).

На северо-востоке – Йотунхейм.

На северо-западе – Муспельхейм.

В земле – Свартальвхейм.

Под землёй – Хельхейм (Нифльхель).

————————————————————————-Космология————————————————————————–

Есть Живая Бездна, называется Гинунгагап. В ней с начала времён существовали Муспельхейм, мир вечного огня, и Нифльхейм, мир вечного холода.

В Нифльхейме расположен источник Кипящий Котёл (Хвергельмир), из которого потекло 12 рек Эливагара (Свёль, Гуннтра, Фьёрм, Фимбультуль, Слид, Хрид, Сюлг, Ульг, Вид, Лейфт, Гёлль, Вимур). Ядовитые (буквально) воды столкнулись с огнём Муспельхейма, и из получившегося инея родился инеистый великан Имир (Бримир, Ауртельмир).

Он является первым живым существом. Из разных частей его тела во сне вышли инеистые великаны.

С ним появилась корова, кормившая великана молоком – Аудумла. Она лизала камни и слизывала с них соль. Через три дня из камня сформировался Бури – первое человеческое существо (но не человек нашего рода).

У него был сын Бор (Бёр).

Его жена – Бестла, дочь Бельтара (великана).

У Бора родились первые асы – Один, Вили и Ве.

Они убили Имира и создали из него Землю.

Плоть стала землёй, кровь – мировым океаном, кости – горами, зубы – валунами и камнями, череп – небесами, мозг – облаками, волосы – растениями, а брови его стали огромной стеною, защищающей Мидгард от чудовищ.

Солнцем и звёздами стали искры Муспельхейма.

Вероятно, они были помещены в Альвхейм. Солнце – Альврёдуль (Светило Альвов).

Радуга – мост между Асгардом и Мидгардом. Называется Биврёст, охвачен огнём, что пожирает всех, кроме асов.

——————————————–Устройство мира, расы и география.——————————————–

1. Асгард. Мир богов рода асы, эйнхериев, валькирий, норн.

Правитель – Один.

Предоставлено 12 богов-асов, тем не менее, их на деле больше, включая жён каждого из них. Делится на множество владений и чертогов, каждое из которых принадлежит определённому асу.

Расы:

Асы – боги основного рода. Произошли от Бора. Выделяют 12 из них – членов Совета Асов. По некоторым данным, все асы могут менять облик по своему желанию, в некоторых же источниках указывается, что конкретный ас обладает способностью превращаться только в определённых существ. Не стареют из-за молодильных яблок, но вполне смертны от физического урона. Если погибнут в бою, тут же воскресятся в Асгарде (вероятно, в Вальхалле), если же их убьют скрытно или противник не оказывает сопротивления, бог-ас отправится в мир мёртвых Хельхейм. В некоторых источниках указывается их количество – 27 известных асов и 22 известных асиньи, но это очень неточная информация.

Дисы или Идизы – божественные девы, духи-хранители, духи судьбы, предсказательницы. К Дисам причисляют Норн, Валькирий, прочих мифических дев. Если завладеть одеждой предсказательниц, то ты берёшь над ними власть.

Норны – богини судьбы. Предсказывают судьбу и определяют её. Аналог мойр из греческо-римской. Чаще всего выделяют 3 основных, но есть и меньшие норны, для каждого человека своя. Вероятно, меньшие норны появились из-за христианизации мифологии и стали аналогами ангелов-хранителей.
Старшие норны – Урд, Верданди и Скульд. Прошлое, настоящее и будущее соответственно. Их обязанности – сохранение Иггдрасиля, которое они поливают водой священного источника.

Валькирии – весьма неоднозначная раса (раса ли?). Девы-воительницы, летают на крылатых конях (или с помощью особых одеяний из перьев птиц) над полем боя и выбирают лучших из павших, чтобы они стали эйнхериями. Крайне сильны, владеют рунами мудрости. Возможно, их сила заключается в их девственности, во всяком случае так было у Брунгильды. Прислуживают Одину на пирах.

Эйнхерии – сильнейшие из павших воинов, избранные валькириями или самим Одином для сражения в будущем Рагнароке. Обитают в Асгарде после смерти, развлекаются пирами и битвами.

География:

Дом богов – Гладсхейм, Чертог радости.

Дом богинь – Вингольв. Чертог блаженства.

Полностью состоят из золота и серебра.

1. Валаскьялв – чертог Одина, огромная башня. Хлидскьялв – его престол.

2. Трудвангар (Трудхейм) – владения Тора. Бильскирнир – его чертог, вмещает 540 лиц.

3. Глитнир – владения Форсети. Судилище богов.

4. Химинбьёрг – владения Хеймдалля, на краю Асгарда. Туда примыкает Биврёст.

5. Брейдаблик – владения Бальдра. Место, где нет порока. Украшен бело-золотыми колоннами.

6. Идаллир – владения Улля. Долина тисов.

7. Ландвиди – владения Видара. Представляет собою тихий лес-сад со множеством цветов.

8. Ноатун – вдадения Ньёрда.

Еще про Тора:  Правила и способы монтажа уличных светильников

9. Фенсалир – владения Фригг, жены Одина.

10. Сёкквабекк – владения Фригг и Одина. Они там бухают. Возможно, часть Фенсалира.

11. Трюмхейм – владения Скади. Расположена высоко в горах. Самое холодное место в Асгарде.

12. Фолькванг – владения Фрейи, палаты – Сессрумнир. Туда попадает половина эйнхериев по решению Фрейи.

13. Вальгалла (Вальхалла) – обитель эйнхериев, войнов Одина, и валькирий. Закрыт воротами Вальгринд.

14. Гимле – обитель самых достойных умерших людей. Возможно, является аналогом «рая» после христианизации язычества.

15. Радсейярсунд – владения Хильдольва, человека, получившего своё место в Асгарде за свои заслуги.

16. Чертог Судьбы Урд – воды у корня Иггдрасиля, обитель трёх Норн.

2. Альвхейм, Льюсальвхейм. Мир светлых альвов.

Правитель – Вёлунд, альв-кузнец.

Единственный известный представитель.

Сама раса точно не определена. Альв является аналогом слова эльф.

Сама раса представляет собою скорее неких духовных сущностей, нежели типичных фэнтези-эльфов, хотя Вёлунд описывается как типичный ас.

Есть определённые источники, частично раскрывающих светлых альвов, но все они имеют меньший вес и созданы уже после появление Старшей (Поэтической) и Младшей (Прозаической) Эдд, которые сами по себе уже довольно поздние источники, так как эта мифология передавалась в основном устно.

3. Мидгард.

Мир людей, наш мир.

Правитель –тысячи их. В основном действо происходит на территориях Швеции, Дании, Норвегии, Зеландии, Исландии и т. д. В целом, подразумевается наш человеческий земной мир. Родина множества героев, как правило, полубогов (demi-god).

4. Нифльхейм.

Мир Ледяных Великанов, потомков инеистых великанов.

Один из двух миров, существовавших в бездне до начала сотворения мира. Мир льдов, тумана, инея и мрака.

Расы:

Инеистые великаны (хримтурсены) – первые живые существа. Крайне опасные твари, обладают очень высоким уровнем манипуляции льдом и холодом, могут вызывать зимы и т. д. Сама раса вымерла, однако остались отдельные представители.

Ледяные великаны – потомки инеистых великанов.
Несмотря на наличие упоминаний ледяных великанов, практически все великаны, связанные со льдом,  упоминаются только как инеистые, что даёт право предполагать о тождественности этих рас.

География:

Хвергельмир, Кипящий Котёл. Место вечного огня, в котором обитает чёрный дракон Нидхёгг и тысячи змей. Из него текут множество рек и одна из них, Гьёлль, соединяет Нифльхейм с Хельхейм.

5. Ванхейм.

Мир богов рода ваны. Правитель – Ньёрд или Фрейр.

Ваны – боги плодородия и всего, что связано с природой. Принципиально от асов не отличаются, хотя и являются отдельной расой. Могут иметь с ними потомство. Какое-то время воевали с ними, но затем заключили мир.

6. Йотунхейм.

Мир йотунов.

Правитель – вероятно, Утгард-Локи.

Имеет много зон. Есть леса, степи, равнины. Есть и города, среди которых известен только Утгард

Раса:

Йотуны – великаны, потомки инеистых великанов, первопредок – Бергельмир (в некоторых источниках между Имиром и Бергельмиром имелся ещё один – Трудгельмир). Большей частью существа злые, аспектом льда не обладают. В целом, раса йотунов различна. В большинстве своём представляется чудовищной расой великанов, однако часто встречаются мудрые представители (Мимир), искусные маги (Утгард-Локи) и прекрасные видом йотуны (Мани и Соль). Могут вступать в брак с с асам и рожать с ними потомство, более того, иногда йотуны сами являются богами и воплощением какого-либо аспекта мира.

География:

Частично отделен от Мидгарда Железным Лесом. Соединён с Нифльхеймом рекой Вимур.

Железный Лес – тёмный лес, в котором отсутствует свет. Населён оборотнями-волками и вёльвами. В нём обитают злые колдуньи и множество тёмных сил. Родина рода Фенрира.

Утгард – место демонических обитателей с огромной магической силой. Правит этим местом Утгард-Локи, мастер иллюзий и скрытности.

Родник Мимира – место, где обитает мудрейший йотун Мимир, у которого Один выменял мудрость на глаз.

Гора Люфьяберг – обитель йотуна-врачевательницы Менглёд. Любая девушка, добравшаяся до вершины, исцеляется от любой болезни. Сам чертог покрыт золотом и имеет золотые колонны. Её чертог защищают врата Трюмгьёлль и ограда Гастропнир, которые непосильны даже богам, а защищает его Фьёльсвинн, слуга Менглёд, и два волка – Гэри и Гифр.

Каменные горы – место, где обитают горные великаны. Предположительно расположено очень близко к Асгарду.

Вопреки большинству фикшн-произведений, Йотунхейм не является ледяными землями, а сами йотуны не имеют аспект льда. Эти существа гораздо ближе к аспекту земли, в то время как сами земли имеют самые разные зоны. 

7. Муспельхейм. Мир огненных великанов (великанов Муспеля).

Правитель – Сурт (Суртур).

Мир, где не затухает огонь. Соединён с Нифльхеймом мировой осью, которая позже станет Иггдрасилем.

Раса:

Огненные великаны – великаны, владеющие огненной природой. Способны манипулировать огнём. Крайне сильные создания, особенно Суртур.

География:

Мюрквид – тёмный лес, отделяющий Муспельхейм от Мидагарда. Ничего примечательного не имеет.

8. Свартальвхейм – мир тёмных альвов, они же цверги, карлики, нибелунги, дверги. Позже дварфы и гномы. Правитель – Модсогнир, возможно, Хейдмар.

Раса и география:

Раса тёмных альвов имеет много путаниц. Тем не менее, вероятнее всего, фэнтезийные тёмные эльфы не имеют с тёмными альвами мифологии никакой связи.

Цверги были червями в плоти Имира, ставшими карликами по воле асов.

Все являются первоклассными кузнецами, создали множество сокровищ из мифологии.

Фактически, не только «подземное царство», но и «внутриземное», т. е. цверги живут в земле, а не только под ней, как, собственно, черви. Под влиянием солнца превращаются в камень, поэтому могут выходить наружу только ночью.

Их особенности меняются от источника к источнику, например Нибелунги исландских саг не обращались в камень, не были кузнецами, но были очень сильными воинами, хранившими клад

Нидавеллир – место, внутри Свартальвхейма. Им правил Хейдмар, великий маг и воин.

Окольнир – также место внутри Свартальвхейма. Подробности об обеих локациях неизвестна.

9. Хельхейм (Нифльхель) – обитель мёртвых.

Правитель – богиня-великанша Хель.

Туда попадают все, кто умер от болезни или от старости, не попавшие в более высокие планы.

География:

Окружён рекой Гьёлль, идущей от Нифльхельма. Попасть в Хель можно только если пересечь мост Гьялларбу, охраняемый великаншей Модгуд.

Гнипахеллир – пещера, в которой обитает чудовищный пёс Гарм, верный слуга Хель.

Мокрая Морось (Элвиднер) – палаты Хель.

————————————————————————–Персонажи————————————————————————–

—————————————————————————-Боги-Асы—————————————————————————

Несмотря на то, что многих ванов и йотунов приняли в асы, здесь указываются именно боги рода асов, то есть мать или отец указанного аса были связаны с родом Одина.

1. Один – правитель богов. Бог Богов, Бог Поэзии, Бог Мудрости, Бог Повешенных, Бог Воронов, список не полон.

Старик с длинной бородой и одним глазом.

Очень мудр и умён, внешне высок.

В бою надевает доспехи и шлем с орлиными крыльями, на людях скрывается в синем плаще, хлопчатых штанах, босым и в шляпе, надвинутой на лоб.

Может превращаться в зверей. Владеет магией рун, ради чего повесил себя на суку и пронзил сердце копьём.

Владеет восьминогим конём Слейпниром и копьём Гунгниром.

Сидя на троне Хлидскьялв может видеть всё, происходящее в мире.

Женат на Фригг.

Сопровождают два ворона, Хугин (мысль) и Мунин (память). Они летают по миру и рассказывают Одину всё, что видят.

Также держит двух волков, Гери и Фреки, которые пожирают всё, что на его тарелке с едой.

Не подвержен голоду, пьёт только вино.

Владеет 18-ю заклятиями:

1. Истребляет печаль и тревоги.

2. Залечивает любые раны.

3. Тупит клинки врагов, делает оружие бесполезным.

4. Освобождает от любых оков.

5. Отражает стрелы взглядом.

6. Отрицает эффект вражеских рун.

7. Погашает пламя любой силы.

8. Усмиряет любые раздоры.

9. Смиряет ветра и волны.

10. Закрепляет изменение облика навсегда, так проклинает ведьм-оборотней.

11. Защищает соратников пением в свой щит.

12. Воскрешает повешенных.

13. Окропив водой человека, может сделать его неуязвимым.

14. Даёт знание о численности населения альвов и асов.

15. Усиляет свою армию.

16. Покоряет любую деву.

17. Соблазняет любую деву.

18. Заклятие неизвестно.

Имена: Хрофт, Игг,Гагнрад, Сафнир – самые известные.

Будет бороться с Фенриром и умрёт во время Рагнарока.

2. Тор.

Бог Грома, Бури и Молний. Рыжебородый. Сын Одина.

Владеет Мьёлльниром, поясом, удваивающим силу, и железными рукавицами для использования молота.

Самый сильный ас. Постоянно воюет с йотунами, обычно убивает с одного удара.

Имеет бронзовую колесницу, запряжёнными двумя козлами – Тангниостром и Тангрисниром. Они бегают быстрее любых коней (вероятно, кроме особенных). Тор может их зажарить и съесть, после чего воскресить, если бросать кости на их шкуры.

Может тремя глотками уменьшить уровень моря. Способен сопротивляться абстракционным сущностям (буквально выдерживал натиск олицетворения старости). Достаточно силён физически, чтобы поднять Ёрмунгарда.

Вспыльчив, не очень умён, но и не глуп. Может быть призван любым асом, если тот назовёт его имя.

3. Бальдр.

Бог Весны, Невинности и Света. Один из покровителей плодородия. Юноша невероятной красоты, его присутствие делает окружение более «светлым».

Его мать, Фригг, взяла клятву со всего материального на свете, что оно не причинит вред Бальдру, кроме ростка Омелы, в результате чего тот стал практически неуязвим.

Убит Хёдом под влиянием Локи, обитает в Хель. Будет возрождён после Рагнарока.

4. МодииМагни.

Сыновья Тора, которые унаследуют Мьёлльнир после Рагнарока.

Первый – Бог Ярости по некоторым источникам. Покровительствует берсеркерам.

Второй обладает огромной физической силой с рождения и «превзойдёт Тора в каждом аспекте». Будущий носитель молота.

5. Форсети.

Сын Бальдра и Нанны, Бог Правосудия, Закона и Справедливости. Разрешает споры богов в своём судилище.

6. Хёд.

Слепой бог, убивший Бальдра. Обладает огромной физической силой. Обитает в Хель, вернётся вместе с Бальдром после Рагнарока.

7. Тюр.

Сын Одина, Бог Войны и Права. Называется Одноруким Богом, так как одну руку ему откусил Фенрир в процессе заковывания оного в цепи.

Самый храбрый из асов, при этом очень умён. Искусен в тактике и стратегии.

8. Видар.

Сын Одина, Бог Молчания и нерукотворной Природы, по некоторым источникам – ещё и Бог Мести.

Безмолвен и красив. Обладает огромным башмаком, который собирается из всех обрезков кожи, которые оставляют после себя кожевники (материалы для башмака несколько варьируются). Этим башмаком он наступит на пасть Фенрира и разорвёт его пополам.

9 Хермод.

Сын Одина. Фигурировал только как посланник Одина в Хельхейм.

10. Вали.

Сын Одина, бог растений. Убил Хёда в гневе, не слушая его оправдания. После рождения вырос за один день.

11. Вили и Ве.

Братья Одина, помогающие ему создавать мир. По Младшей Эдде – творцы первых людей, но это не точно.

12. Хеймдалль.

Страж Богов, охраняет Биврёст. Видит всё происходящее в мире. Имеет золотые зубы. Рождён от 9 матерей, вероятно, воплощений морских волн.

Имеет рог Гьяллахорн, звук которого слышат все асы, а также сверкающий безымянный меч. Трубит в рог во время Рагнарока (и при прибытии важных гостей, по некоторым источникам (забавно, как каждый раз боги, наверное, накладывают в штаны, когда к ним гости заявляются)). Также имеет коня, по имени Гультоп, на котором он разъезжает по Биврёсту каждый день.

Также называется Ригом.

13. Улль.

Пасынок Тора, Бог Стрельбы из Лука, всегда попадает в цель. По некоторым источникам, Бог Охоты и Бог Зимы. Прекрасен лицом.

14. Браги.

Бог-скальд (поэзии), Бог Поэзии, Бог Таланта. Один из мудрейших и красноречивых асов. Его жена – хранительница молодильных яблок. Его символ – золотая арфа.

15. Андхримнир.

Бог-повар. Постоянно готовит для асов и эйнхериев из вепря Сехримнира.

16. Деллинг.

Сияющий бог, отец дня Дага.

17. Даг, Дагр.

Персонофикация дня, облетает мир на своей колеснице каждые 24 часа.

18. Хёнир.

Бог, живущий у Ванов, как добровольный заложник. Переживёт Рагнарок. По одной из версий, один из создателей человеческого рода.

——————————————————-Богини-асы (асиньи):——————————————————-

1. Фригг, она же Хлин.

Жена Одина, верховная богиня, Богиня Богинь, Богиня Семьи, Брака и Деторождения. Провидица, ей известно будущее, но она никогда его не раскрывает. Вероятно, одно из её имён – Сага.

Бухает с Одином.

Большая часть остальных богинь-асов являются её служанками, по некоторой версии – все они её аспекты, что имеет смысл, если ознакомиться с тем, что они олицетворяют:

Еще про Тора:  В Швеции археологи нашли древний артефакт : настоящий "молот Тора". | Краткие новости

Фулла – златовласая сестра Фригг, хранит её драгоценности и даёт советы. Она знает всё, что знает Фригг, но также как и она, ничего не говорит.

Хлин, Глин – Богиня Утешения, именно она слушает мольбы людей и докладывает о них Фригг. Защищает тех, кого Фригг хочет спасти от опасностей.

Гна, Хна – вестница Фригг. Владеет конём Ховварпниром, который может проводить её сквозь огонь, воду, и облака со скоростью ветра.

Лофн, Ловн – Богиня Похвалы, освящает браки и устраняет препятствия между влюблёнными.

Сьёвн, Сьёфн – Богиня Любви, вселяет любовь в сердца людей и разрешает конфликты.

• Сюн, Син – Богиня Охраны. Защищает дома людей от воров и является стражницей палат Фригг, имея право закрыть доступ к ним по своей воле.

• Гевьон – Богиня Девственности. Принимает к себе в служанки девушек, умерших в безбрачии. Когда один конунг пообещал её столько земли, сколько может вспахать 4 быка, она вспахала Зеландию.

Эйр – Богиня Медицины, самая великая врачевательница. Она способна исцелять любые болезни.

• Вар – Богиня Истины и Клятв. Её именем закрепляются клятвы и она наказывает тех, кто их нарушает.

• Вер – Богиня Всезнания. Знает обо всём, что происходит в мире и имеет невероятную интуицию.

• Снотра – Богиня Добродетели и Мудрости. Овладела всеми знаниями в мире

2. Идун.

Богиня Вечной Юности, жена Браги, хранительница молодильных яблок, раздаёт их всем богам, что и даёт им бессмертие. По некоторым данным, дочь цверга Ивальди.

3. Нанна.

Богиня плодородия и цветения, мать Форсети. Жена Бальдра, погибшая от горя из-за его убийства. Обитает в Хельхейме.

4. Сиф, Сив.

Жена Тора, также богиня плодородия. Имеет волшебные волосы из чистого золота, тонкие, как паутина, скованные цвергами.

5. Труд.

Дочь Тора и Сиф. Возможно, стала валькирией.

——————————————————————-Боги и богини – ваны—————————————————————-

1. Фрейя, Ванадис, Гефна, Хёрн, Мардёлл, Сюр, Вальфрейя.

Богиня Плодородия, урожай и жатва – её аспект. Первая богиня в Асгарде после Фригг и самая красивая. Как королева валькирий, имеет право забрать половину эйнхериев в свой чертог. Когда плачет, проливает золотые (по некоторым источникам, янтарные) слёзы.

Владеет прекраснейшим ожерельем Брисингамен, выкованным 4-мя цвергами. Ездит в колеснице, запряжённой двумя котами. Может оборачиваться в сокола благодаря своему одеянию (по некоторым источникам, и без него).

Имеет ездового вепря Хильдисвнини, по некоторым источникам, это её замаскированный любовник Оттар.

Искусный маг.

2. Ньёрд.

Отец Ванов, как и все из его рода, бог плодородия. Также Бог Ветров, Бог Мореплавания и Рыболовства. Муж Скади.

3. Фрейр.

Бог Плодородия, воплощает аспект лета. Добр и прекрасен. Обладает волшебными кораблём Скидбладниром и крайне быстрым ездовым вепрем Гуллинбурсти, созданным цвергами. Женат на собственной сестре, Фрейе, и прародитель многих людей.

Считается, что ему подвластен солнечный свет, которым он управляет своим сияющим мечом, который обещает ему вечную победу и способен иссушать тела врагов, однако он отдал его цвергу Скирниру, чтобы тот завоевал ему деву-йотуншу Герд.

Также имеет летающего коня Блодугхофи, который может проходить сквозь огонь. Умеет говорить на волчьем языке.

——————————————————————Йотуны и йотунши——————————————————————–

1. Локи, Лодур, Лофт.

Сын йотунов, ставший асом. Бог Хитрости и Обмана, а также Огня (можно найти свидетельства, что его аспект огня это ошибочное мнение, но некоторые рассказы, по моему скромному мнению, свидетельствуют об этом крайне открыто).

Трикстер, существо Хаоса. Может помочь, может навредить, мотивы никогда не определены точно, тем не менее, он осознаёт концепции праведности и неправедности.

Двуполый, может обращаться в животных. Породил множество чудовищ и мифических существ:

Слейпнира – от невероятно сильного коня Свадильфари.

Хель, Йормунганда и Фенрира – от великанши Ангрбоды.

• Всех вёльв, съев полусгоревшее сердце злой женщины, которое нашёл на костре.

Огонь не причиняет ему вреда, по очевидной причине.

Привязан к скале кишками собственного сына за убийство Бальдра, сверху змея капает на него ядом, которую собирает в чашу его жена Сигюн. Когда яд попадает на него, он содрогается об землю и вызывает землетрясения.

Связан с Одином, так как они обменялись кровью и стали побратимами.

Выйдет против асов во время Рагнарока, либо с огненными великанами, либо на корабле Нагльфар.

Сразится с Хеймдаллем и убьёт его, но умрёт сам.

2. Мимир.

Мудрейший йотун, охраняющий источник мудрости. Один обменял свой правый глаз, чтобы испить из него и получить всю мудрость мира. По одной из версий, Мимир был обезглавлен и его голова, оставшись живой, подсказывает Одину, когда тот нуждается в совете.

3. Менглёд.

Йотун-врачевательница. Обитает на горе Люфьяберг вместе с 9-ю девами (Хливтраса, Хлива, Тьодварта, Бьёрта, Блид, Блидра, Фрида, Эйр, Аурбода). Её лечение шаманского толка, но его сила равна силе боги-врачеватильнице Эйр, которая приходила к ней для обмена опытом. Судьбой ей предназначено быть супругой Свипдагу.

4. Мани и Соль.

Дети-йотуны, столько прекрасны, что были названы Солнцем и Месяцем их отцом Мундильфари. За гордость их посадили на колесницы и они обязаны каждый день и каждую ночь летать по небу, управляя светом Солнца, Луны и Звёзд.

Будут съедены волками во время Рагнарока.

5. Ангрбода.

Жена бога-йотуна Локи. Породила от него Йормунганда, Хель и Фернира.

6. Утгард-Локи

Правитель столицы Йотунхейма, Утгарда. Крайне могущественный йотун, владеет невероятно сильной магией иллюзий. Способен воплощать абстракции в материальный мир, такие как мысль или старость. Чтобы его не узнали, называется Скримиром.

По некоторым источникам, является воплощением Локи.

7. Мундильфари

Отец Магни и Соль, чья гордость обрекла их на вечное управление светилами.

8. Трюм.

Йотун, стащивший у Тора молот и потребовавший, чтобы ему выдали в жёны Фрейю, из-за чего асам пришлось надевать на Тора женское платье и попытаться выдать его за неё. Был убит очень злым Тором.

9. Гуттунг.

Йотун, владевший «мёдом поэзии», который получил от цвергов в откуп за убийство его отца. Может превращаться в орла благодаря одеянию с орлиным оперением.

10. Бауги.

Брат Гуттунга. Один проработал у него на поле несколько месяцев, за что тот пробурил своим буром дыру в пещере, где Гуттунг прятал «мёд поэзии».

11. Гуннлед.

Дочь Гуттунга, охранявшая «мёд поэзии». По некоторым источникам, была для этого превращена в монстра и расколдована Одином.

12. Бюлейст и Хелблинди.

Братья Локи, в мифах не участвуют.

13. Биллинг и Ринд.

Вероятно, йотуны, проживающие в Ванахейме. Один склонил дочь Биллинга, Ринд, к любовным утехам с помощью магии и крепкой верёвки, когда Биллинг и его дружина были против такой затеи.

14. Вафтруднир.

Мудрый йотун, вызвавший Одина на поединок в уме и мудрости. Проиграл ему, когда тот задал вопрос, на который только сам Один мог дать ответ. По разным источникам был либо убит в конце, либо спасся бегством, дав Одину нужную ему информацию.

15. Гиллинг.

Отец Гуттунга и Бауги. Был утоплен обманувшими его цвергами, чтобы тот не проболтался о наличии у них «мёда поэзии».

16. Грид.

Йотунша, доброжелательна к асам. Родила Видара от Одина. Сильная волшебница, смогла дать силу трухлявому посоху, тёртой верёвке и драным рукавицам силу Мьёлльнира, пояса силы и стальных рукавиц Тора соответственно. Возможно, относится к Горным Великанам.

17. Фенья и Менья.

Две сестры йотунши, бывшие служанки шведского короля Фьёльнира и датского короля Фроде. Мололи волшебные жернова Гротте, которые могли вымолоть всё, что пожелает работник. Утонули, оставив жернова вечно молоть соль, из-за чего море и стало солёным.

18. Модгуд.

Йотун – страж моста на Гьёлле в Хельхейме, служанка Хель. Охраняет вход в царство, каждый живой, который желает туда войти, должен встретиться с ней.

19. Нарфи.

Йотун, отец Нотты, олицетворения ночи.

20. Нотт.

Йотунша, богиня, олицетворение ночи, мать Дагра и Ёрд. Скачет на инеистом коне Хримфакси по небу вместе со своим сыном. Причисляется к асам, но её род известен лишь тем, что она дочь Нарфи, йотуна.

21. Мёккуркальви.

Йотун – соратник Хрунгнира, слепленный из глины ему на помощь. Очень труслив, погиб от руки Тьялви.

22. Фарбаути и Лаувейя.

Йотуны – родители Локи. После смерти Фарбаути его жена отнесла своего сына к асам, а сама погибла от горя.

23. Хель.

Дочь Локи, правительница Хельхейма. К ней попадают все, кто умер не в бою и не был принят отдельными богами. Она огромного роста, одна её половина синяя, другая мертвенно-бледная и разлагающаяся. Тем не менее, внешность разниться от источника к источнику. Может вернуть мёртвого к жизни по своему желанию. Хозяйка Модгуд и Гарма.

Отправиться с Гармом и армией мёртвых атаковать асов во время Рагнарока.

Олицетворение напастей.

«Голод её блюдо, Истощение её нож, Лежебока слуга, Соня служанка, Напасть падающая на порог решетка, Одр Болезни постель, Злая Кручина полог»

24. Ярнсакса.

Супруга Тора, родила ему Магни.

25. Гейррёд.

Йотун, поймавший Локи, когда тот был в обличие ястреба (или сокола). Потребовал от него привести Тора в его дом безоружным в обмен на свободу. Убит Тором, который швырнул в него раскалённый железный прут.

26. Грейп и Гьялп.

Дочери Гейррёда. Пытались заманить Тора в ловушку, но погибли от неё сами.

Чёртовы полоски здесь, потому что на Пикабу, неожиданно, нет центрирования. Или я его не нашёл. Если кому нужен чистый текст без картинок в .doc файле, выложу в комментариях.

Ну и немного МегаТена вам в ленту:

P. S. Рагнарок меня устраивает больше, чем Рагнарёк. Такой вариант тоже верный.

Чудесные волосы сив

Локи отрезает волосы Сив. Иллюстрация Вилли Погани (1920 г).
Локи отрезает волосы Сив. Иллюстрация Вилли Погани (1920 г).

У Сив были чудесные длинные золотые локоны — ни у кого из богов больше не было таких. Они были ее гордостью — и грозный Тор очень любил гладить их, и зарываться в них лицом.

Однажды Локи стало скучно. Он тихонько подкрался к спящей Сив и отрезал ее прекрасные волосы под корень. Зачем он это сделал — загадка, но предполагается, что он когда-то и сам был неравнодушен к красавице, и не мог простить ей того, что она предпочла ему Тора.

Перебранка Локи. Иллюстрация Лоренца Фрелиха, 1895 год.
Перебранка Локи. Иллюстрация Лоренца Фрелиха, 1895 год.

В частности об этом косвенно говорится в книге “Перебранка Локи”:

“Тогда вышла вперед Сив, налила Локи в хрустальный кубок меду и сказала:

“Привет тебе, Локи!

Кубок хрустальный

с медом прими

и меня на пиру

могучих богов

в речах не порочь!»

Он взял рог и выпил.

«Порочить не стал бы,

когда б ты и впрямь

была неприступной;

но знаю, с одним —

и мне ли не знать! —

изменила ты мужу, —

то был злобный Локи”…

Проснувшись, Сив чуть не лишилась рассудка. Она, конечно, поняла, кто это сделал, и расплакалась. А Тор, когда увидел ее почти лысой, страшно разгневался на Локи. Он, наверное, убил бы его, если бы тот, знатно перетрусив, не пообещал достать Сив други волосы — еще лучше.

“Третий подарок”. Рисунок Элмера Бойда Смита, 1902 год. Волосы Сив изображены на переднем плане.
“Третий подарок”. Рисунок Элмера Бойда Смита, 1902 год. Волосы Сив изображены на переднем плане.

Тор нехотя отпустил его, и коварный ас отправился в Свартальвхейм. Там жили чудесные мастера-цверги — братья Ивальди. Путем хитрых манипуляций Локи заставил их выковать для Сив новые волосы.Длинные и густые, они были тоньше паутины, и, что самое удивительное, стоило их приложить к голове, как они сейчас же к ней прирастали и начинали расти, как настоящие, хотя и были сделаны из чистого золота.

Сив была довольна: кажется, ее новые волосы, действительно, ничем не уступали предыдущим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector