“Боюсь заглядывать в глаза кукле-шаману”, – Яна Игнатьева

Описание

Уже по самому названию становится понятным, что кукла-оберег «Берегиня» — это могущественная защитница, которая убережет от любой опасности и отгонит самую страшную беду от своего обладателя.

В древние времена в каждом доме имелась такая фигурка. Она имела двойное энергетическое значение:

  • Во-первых, березовый столбик, который использовался для основы, олицетворял мужскую энергетику. Это сила, власть, лидерство.
  • Во-вторых, вся одежда на куколке – юбка, блуза, передник – это символы женственности и хранительницы очага.

Получается, что магическая кукла сочетает в себе две противоположности, которые объединены в одно целое.

В разных частях страны «Берегиня» имела свои отличительные особенности. Вот, к примеру, сибиряки наряжали ее в юбку, а жители южных областей выбирали для этого сарафан.

Некоторые украшали фигурку лентами и бусами, другие же вышивали на одежде защитные символы. Но основное предназначение домашнего талисмана от этого не менялось.

Несмотря на некоторые различия во внешнем виде, «Берегиня» всегда остается самым сильным славянским оберегом с положительной энергетикой. Она поможет разобраться с любой ситуацией.

"боюсь заглядывать в глаза кукле-шаману", – яна игнатьева

Хобби может рассказать о человеке многое. У Яны Игнатьевой, директора арт-студии «Симэх», есть очень интересная коллекция кукол. Корреспондент Sakhaday поговорил с Яной Викторовной о ее необыкновенном увлечении.

Они приходят сами

– Яна Викторовна, чем вас так привлекли куклы?

– Когда я училась в Питере, мне захотелось собрать куклы по сословиям – императоров, дворян, исторических личностей, кукол в национальных костюмах по губерниям: Рязанской, Тульской, Владимирской и других; кукол по купеческому сословию.

В Питере я закупала в основном на фабрике «Потешный промысел». В итоге у меня собралось около трехсот кукол, среди них были и старинные, но в 2009 году они все сгорели при пожаре. Это был кошмар…

С тех пор я зареклась их коллекционировать, но куклы приходили ко мне сами – в основном дарили, хотя в последние пять лет покупала сама. Так коллекция растет, сейчас в ней около двухсот кукол. Это моя личная коллекция, но она останется здесь в арт-студии, и, поскольку она собиралась силами народа, ее можно назвать народной.

"Боюсь заглядывать в глаза кукле-шаману", - Яна Игнатьева

– А каких кукол больше?

– Русских народных, потому что среди них есть обереги. У меня есть кукла, в течение десяти лет сопровождавшая меня в дорогах. Как только ее положу в сумку, мы уже куда-то едем. Очень странно, но в этом 2020 году она где-то затерялась, и я в итоге не выездная. Спряталась, наверное, но найдется, конечно.

В основном меня привлекают русские куклы, особенно эпохи Екатерины II. У меня она была такая красивая… А каков был Петр I, а как прекрасны были статс-дамы в креолинах?! И все они сгорели… Это были дорогие куклы.

– Кстати, наверняка такое увлечение требует немалых денег?

– Конечно, для простого человека дороговато. К примеру, в те времена у «Потешного промысла» самая дорогая кукла стоила 300 рублей.

"Боюсь заглядывать в глаза кукле-шаману", - Яна Игнатьева

Куклы – это моя миссия

– Иногда увлекающихся куклами принимают за несерьезных, не вышедших из детского возраста.

– Да. Но это не детское дело. Какой ребенок будет их собирать? Наверное, это дается сверху, как миссия. Я ведь не богатство собираю, а какую-то миссию выполняю. Я же их не хватаю – они сами ко мне приходят.

Я с ними всегда здороваюсь, а когда ухожу, говорю им «до свидания» и прошу охранять дом. В Доме дружбы народов я тоже всегда просила охранять, присматривать за домом.

Многие не могут меня понять. Спрашивают: «Яна Викторовна, чем это вы занимаетесь? Кукловод, что ли?». Я им отвечаю – не кукловод, а потребность души.

– А кому, по-вашему, дано заниматься куклами?

– Тем, чья душа находится в гармонии, ведь кукольное дело очень тонкое, ювелирное и до такого состояния души нужно дойти. Еще надо иметь высокую духовность, любознательность, стремление к новым знаниям, так как коллекционирование – это новизна.

Коллекция Тыгын Дархан

"Боюсь заглядывать в глаза кукле-шаману", - Яна Игнатьева

Дар свыше

– Для вас кукла это…

– …оберег. Прихожу в студию, и они как будто меня оберегают – я ведь человек в возрасте. Такое ощущение, что это мои солдаты. Я воспринимаю свою коллекцию как сокровищницу. Еще куклы рассказывают о чудесном времени.

Я люблю каждую свою куклу, ведь у них у всех есть душа. К примеру, вот стоят шаман из Бурятии, якутский шаман Василия Урантаайы и удаганка Тыаhаана Каролины Парфеновой. Посетители сидят перед ними часами…

– Кстати, известный шаманолог, профессор Анатолий Алексеев считает, что куклу-шамана делать нельзя – туда вселяется дух шамана.

– А если шаман добрый, светлый? Наши шаманы уже много лет тут живут. Они все добрые.

– Мне Василий Урантаайы рассказывал, что куклы между собой разговаривают…

– …особенно по вечерам. Я не слышу, но вижу, как шаманы меняют выражение лица. Я боюсь заглядывать им в глаза.

Мы в будущем планируем провести «Ночь с куклами», так что приходите. Посидим, послушаем.

– Есть мнение, что те, кто увлекается куклами, имеют определенную энергетику, имеют «дар свыше».

– Да, соглашусь. Многие кукольники (Василий Урантаайы, Каролина Парфенова и другие) этим даром обладают. Это не простые люди. Например, Василий может «видеть», предсказывать, у него отличная интуиция (кстати, у меня тоже). Такие люди видят вещие сны. У них может быть развита экстрасенсорика. Считаю, одаренные люди всегда талантливы.

Девочка в желтом

– А у вас есть близкая по духу кукла?

– У меня была якуточка, но я ее подарила монгольским друзьям. Есть еще одна – «Девочка со скакалкой» в желтом платьице Надежды Руфовой. Такая воздушная и летящая вперед. Так похожа на меня: в жизни я всегда ищу позитив, новизну, мне очень нравятся положительные и креативные люди, я всегда работаю над новыми проектами. Например, фестиваль этнической моды «Солнечный олень» ездит по регионам. Поэтому, увидев Девочку со скакалкой, поняла, что эта кукла моя.

Я очень хочу приобрести куклу Гарри Поттера. Везде искала, но так и не нашла. Очень люблю Гарри Поттера! Мне в нем нравится его сила.

Девочка со скакалкой

"Боюсь заглядывать в глаза кукле-шаману", - Яна Игнатьева

– Может, вы что-нибудь еще коллекционируете?

– Я пыталась собирать – вы никогда не догадаетесь – глобусы, но я их не осилила (они очень дорогие), поэтому, оставив их в покое, взялась за маленькие сувенирные башмачки, туфельки. У меня их около 40 пар.

– Вы задумывались о персональной выставке?

– Нет, ни разу. Я всегда не о себе забочусь. Свою персону выставлять – не мое. Может, в 70 лет захочу свою выставку, но у меня муж художник – его персональные делаем.

– Как вы думаете, чем объясняется популярность кукол в наше время?

– Видимо, сейчас люди ищут духовное и через куклы стремятся проникнуться эстетикой, культурой и историей. Например, увидев шедевральную работу наших мастеров «Тыгын Дархан», посетители признаются, что про Якутию они узнали куда больше, чем побывав в других местах.

"Боюсь заглядывать в глаза кукле-шаману", - Яна Игнатьева

– И напоследок ваши пожелания.

– Всех поздравляю с наступающим новым годом!

У меня сохранилась кубинская кукла 70-80-ых годов, подаренная Ираидой Даниловой. Ее уже нет, а кукла стоит и навевает о ней теплые воспоминания. Кукла Тореадор Дмитрия Артемьева всегда будет напоминать о нем.

Наверняка в вашем доме пылятся куклы, привезенные из туристических поездок. Им интереснее бы жилось у нас, в студии «Симэх», вместе с другими куклами.

Внешний вид оберега

Фигурка одета в русский народный наряд – головной платок, рубаху, юбку, передник, что символизирует женскую энергию.

Лицо кукле не рисуют и не вышивают. По древнему поверью, душа человека, который нарисовал или вышил лицо мотанке, переселяется в оберег. Через небольшой промежуток времени после этого мастер начинает болеть. По другой версии, мотанка с лицом открывает вход в дом духам Нави.

Нужно оставить Берегиню безликой либо намотать на голове сакральный крест из ниток.

Еще про Тора:  Купить Кольцо «Грифон» уникальной работы в каталоге Ruyan Master

Подчеркивают женское начало в Берегине выступающие в верхней части туловища валики. Они символизируют грудь. Нижняя часть туловища отделяется от верхней перетяжкой. Благодаря этому у мотанки выделяются широкие бедра, ведь женщина всегда ценилась своими детородными способностями.

Пальцы на руках не выделяют, лишь нитками отматывают на концах рук кисти-батончики. Ноги у куклы тоже отсутствуют. Тело делают в форме конуса с широким основанием для устойчивости.

Оберег украшают бусами, на плечи кукле вешают яркую шаль. Мотанка должна выглядеть красивой, нарядной, тогда она принесет хозяевам больше добра.

Зарядка и активация оберега

Последний этап создания колдовской вещи – вселение сакральной силы в амулет. Для этого используют специальный ритуал. Без заговора кукла останется обычной игрушкой. Первый этап – соблюдение правил изготовления. В момент изготовления поделки остальные жильцы дома покидают комнату, где работает мастерица. В такой способ талисман наполняется энергией хозяина.

Во время мотания игрушки женщина по-доброму общается с амулетом, рассказывает об остальных членах семьи, просит помощи, удачи и благодати. Последний этап – активация. Самый простой вариант – прочесть заговор.

Можно создать стихотворение самостоятельно либо воспользоваться готовым вариантом. Пример: «Кукла Берегиня Столбушка, защити наше жилище от зла, порчи и сглаза. Принеси в дом счастье, благополучие и удачу. Да будет так!»

Желательно говорить утвердительное напутствие, без наличия запретов в предложениях. Фраза – не хочу быть слабым и бедным, это плохой вариант. После заговора игрушку устанавливают на видном месте, желательно на возвышении.

Значение куклы

В чем заключается истинное значение старинного оберега? Попробуем разобраться. Первое, за что отвечает амулет: это благополучие каждого члена семьи. Порча или сглаз могут испортить все жизненные планы, куколка же оберегает от злых чар и нейтрализует проклятия.

Статьи в тему:

  • Все виды оберегающих кукол
  • Виды оберегов и их значение

Второе – это помощь. Кукла имеет связь с миром добрых духов. И она призывает их, когда это нужно. Благодаря этому, в доме, где обитает «Берегиня», всегда теплая атмосфера.

Оберег шили девушки перед родами – ведь фигурка помогала родить здорового малыша. Также «Берегиню» часто использовали в магических ритуалах и обрядах.

Изготовление поэтапно: мастер-класс

"Боюсь заглядывать в глаза кукле-шаману", - Яна Игнатьева
Сегодня наблюдается повышенный интерес к славянскому наследию, поэтому во многих сувенирных магазинах можно приобрести обережных кукол. Но, согласно традиционным верованиям, кукла, купленная за деньги, не будет иметь никакой силы – ее можно только сделать самостоятельно или получить в подарок от дорогого человека. Чтобы узнать, как делать поэтапно своими руками, внимательно читайте мастер-класс.

История и значение обереговой куколки

Славянская кукла Берегиня: значение, изготовление и активацияОберег объединяет в себе мужское и женское начало:

  • столб в основе – это проявление силы и стойкости;
  • складки юбки или сарафана – обволакивающая забота.

Технология его изготовления передавалась от матери к дочери и служила физическим подтверждением связи поколений.

Берегиня сопровождает славян издревле, еще с языческих времен. Ее присутствие обязательно в каждом доме. Она, как и другие обереговые куклы, изначально не имела лица. Так в нее не сможет вселиться злая душа, и кукла никогда не станет работать против своего хозяина.

Для изготовления куклы традиционно использовались лоскуты ткани от изношенной, но любимой одежды. Для скрепления наряда применялись крепкие красные нити. Этот цвет считался у славян защитным и подходил для праздничного наряда. В основании чаще всего находилось полено или береста. Поэтому кукла и носит название Столбушки.

Оберег рода всегда делался большим, добротным и тяжелым, его размер – от ладони до локтя взрослого человека. Силуэт куклы напоминает крест: вертикальная ось – основание, горизонтальная – положение рук. Этот знак не имеет отношения к христианской тематике, он символизирует мировую ось или прообраз древнего мирового дерева.

По внешнему виду Берегини можно назвать регион ее изготовления. Например, жители Сибири добавляли в наряд поневу (юбку из кусков ткани с богато украшенным подолом), южные народы наряжали ее поверх рубахи в цветастый сарафан.

Оберег использовался нашими предками не только для защиты дома и семьи от внешних угроз. Он также поддерживал внутреннюю гармонию и спокойствие, как всей семьи, так и персонально хозяйки дома. Для защиты новорожденного Столбушке подвязывали тряпичного младенца и наносили специальные символы на одежду. Такой оберег лежал в колыбели и охранял ребенка от болезни, порчи и сглаза.

История и роль в жизни древних славян

Народная кукла Берегиня (второе ее название Столбушка) – это очень древний оберег. Ее история насчитывает не одну тысячу лет. Такие куклы появились в дохристианские времена, еще тогда, когда славяне жили общинами и племенами.Берегинями наши предки называли добрых духов, которые покровительствовали семьям и защищали дом от злых сил. Куколка становилась своего рода материальным воплощением такой благотворной сущности.

"Боюсь заглядывать в глаза кукле-шаману", - Яна Игнатьева
Изготовление Берегинь считалось исконно женским занятием – к нему не допускали мужчин и старались, чтобы они никак не могли видеть процесс изготовления талисмана. Умение сделать такую куклу-мотанку считалось отличительным качеством хороших невест, поэтому девочек с малых лет учили изготавливать обереги.

Семейные талисманы-Берегини зачастую передавались из поколения в поколение. Так, бережно хранили самую первую куклу, сделанную девочкой, а также куклу, подаренную ей матерью.

Как активировать силу славянской богини рода?

"Боюсь заглядывать в глаза кукле-шаману", - Яна Игнатьева

  1. Необходимо в первую очередь поговорить с Берегиней, рассказать ей о семье, в которую она пришла, описать домочадцев, поведать о проблемах и бедах, о радостях и печалях – в общем, обо всем, что происходит дома.
  2. Потом куклу нужно с уважением попросить прийти в семью и помогать с жизненными трудностями, защищать от нечистой силы и любого зла.
  3. Затем, согласно славянскому обряду, зажигалась свеча или лучина и при ней читался заговор, посвященный Макоши – покровительнице плодородия, изобилия и женского хозяйства: «Государыня, Макошь матушка, мать небесная, Богородица. Ты мать Рожаница, Сварога сестрица! Даруй нам удачу, без татей и плачу! Дай здравия чадам великим и малым. Ныне и присно и от круга до круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!»
  4. После этого Берегиню усаживали на ее почетное место в доме или уносили с собой.

Нельзя было выносить куклу за порог или передавать ее кому-то другому в руки.

Берегиня – традиционный славянский оберег. В наше время активно возрождается интерес к подобным куклам, поэтому каждый может сделать себе личную помощницу, которая защитит семью в трудную минуту.

Как выглядит берегиня

Обереги куколки мотанки внешне напоминают прямой столб, так как их создают по принципу прямоугольного наматывания ткани. Талисман делали большого размера, поэтому нужно было позаботиться о прочности конструкции, чтобы амулет не падал, был устойчивым на твердых поверхностях. Могли добавить небольшой тканевый рулон, если кукла плохо стояла.

Народная тряпичная кукла столбушка состоит из нескольких элементов, символизирующих мужское начало и женскую силу. Основа в виде столба – отсылка к мужской символике, а сарафан или юбка означает женственность. В такой способ в одной игрушке объединяли два начала, что отождествлялось с единством.

Старую ткань, из которой изготавливали оберег, выбирали яркой и разноцветной. В конце оберег украшали разноцветными лентами, бусами и нитками, чтобы игрушка привлекала взор, казалась красивой, опрятной.

Мы собрали наверное все виды славянских кукол-мотанок на все случаи жизни.

Как зарядить и активировать народный оберег?

Славянская кукла Берегиня: значение, изготовление и активация

Творить Столбушку лучше в одиночестве. Даже родные люди могут отвлекать мастерицу от формирования положительных мыслей и настроев.

После того как оберег готов, необходимо его поприветствовать: «Здравствуй, Берегиня. Рада видеть тебя в моем доме». Затем в свободной форме похвалить куклу за заботу и поблагодарить за все благие дела.

После наполнения куколки энергией необходимо ее активировать. Для этого можно воспользоваться готовым заговором или проговорить основную его мысль в свободной форме: «Куколка Бергенюшка, защити мой дом от злых помыслов, завистливых людей и разлучниц.

При формулировании заговора важно правильно оформлять свои пожелания. Чтобы в доме водились деньги, необходимо сказать о богатстве и процветании, не употребляя словосочетаний «не хочу бедности» и подобных.

Еще про Тора:  Чур — Бог хранитель славянских родов

После активации куклу Берегиню надо разместить в доме на уровне головы или чуть выше. Компанию ей составят другие обережные фигурки: Крупеничка и Очистительная.

Символика славянского народа богата на всевозможные обереги и амулеты. Один из них – кукла Берегиня, символ домашнего очага, связи поколений и семейной гармонии. Такая фигурка и в настоящем времени станет прекрасным подарком от матери к дочери.

Кукла-оберег – купить на ярмарке мастеров | ручная работа и хенд мейд

Активный отдых и развлечения

§

Активный отдых и развлечения

§

Активный отдых и развлечения

Особенности использования

Правила использования:

  • ставят на уровне головы и выше;
  • соседствующую с Травницей Берегиню ставят у дверей;
  • сочетают с другими магическими, божественными символами;
  • растрепавшуюся, испортившуюся, порвавшуюся мотанку отпускают – она поглотила направленное на хозяина зло и безнадежно пострадала;
  • прощаясь, куклу благодарят и сжигают, пепел развевают по ветру;
  • сохранившуюся в отличном состоянии куклу передают наследнику.

"Боюсь заглядывать в глаза кукле-шаману", - Яна Игнатьева
Берегиня служит всю жизнь

Подготовка материалов

Потребуются ткани и нитки различных оттенков – для изготовления тела куклы и ее одежды. В представленном примере куколка получится среднего размера, около 20 сантиметров. Можно выбрать любой другой удобный размер, по своему желанию. Список необходимых материалов:

  • прямоугольный отрез светлой ткани белого или телесного цвета 15 на 40 см для изготовления тела куклы;
  • квадратный отрез такой же светлой ткани 25 на 25 см для изготовления рук;
  • квадрат яркой (лучше всего красной) ткани 15 на 15 см для изготовления жилетки;
  • два прямоугольных отреза 15 на 10 см для придания формы телу;
  • прямоугольник размером примерно 10 на 20 см для изготовления юбки;
  • небольшой кусочек ткани для передника (можно другого цвета);
  • лента для пояса и повойника;
  • треугольник красного цвета примерно 20 см по одной стороне для изготовления платка;
  • вата или хлопок;
  • красные и белые нитки для закрепления.

Материалы лучше всего подготовить заранее, они должны быть чистыми и отглаженными. Резать ткань нельзя – если есть неровные края, лучше всего аккуратно заправить их внутрь при скручивании деталей.

Пошаговая инструкция: как поэтапно сделать куколку для дома своими руками?

Славянская кукла Берегиня: значение, изготовление и активацияДля работы потребуется:

  • березовый лубок размером 10×30 см;
  • лоскуты плотной ткани разных цветов и размеров (подобранные в тон и собранные из одежды членов семьи);
  • красные прочные нитки и ленты того же цвета;
  • натуральный наполнитель: сушеные травы, шерстяные нитки, вата.

Кукла Берегиня – это мотанка (от слова «мотать»), при ее изготовлении нельзя использовать ножницы и иголки. Острые предметы портят энергетику оберега. Если они требуются в работе, то все отверстия лучше проделать заранее, убрав затем весь колюще-режущий инструмент подальше.

Инструкция по изготовлению:

  1. Сформировать женский силуэт фигурки. Сложить небольшой лоскут ткани в несколько раз и связать по краям наподобие конфетки. Добавить еще одну плотно намотанную нитку посередине. Потребуется две таких заготовки.
  2. Закрепить на березовом лубке получившуюся «конфетку»: обернуть и плотно связать концы. Так как она изображает женскую грудь, то и разместить ее необходимо в верхней части основания.
  3. Аналогичную «конфетку» закрепить на обратной стороне лубка, чуть ниже поясницы куклы.
  4. Из ваты сформировать плотный шарик (голову) и плотно закрепить его в верхней части берестяного основания.
  5. Накрыть сформированную голову белой тканью размером 20×20 см и плотно обвязать длинной веревкой в районе шеи.
  6. Расправить ткань на теле Столбушки и сформировать из уголков руки. Концами длинной веревки от головы перевязать туловище крест-накрест и спуститься ниже, плотно закрепляя ткань на основании.
  7. Обрезками красной нити завязать руки на концах.
  8. Перейти к одежде. Ткань для нижней юбки приложить к поясу куклы и закрепить несколькими оборотами нити.
  9. На голову надеть лоскут с заранее проделанным отверстием. Приподнять его наверх и зафиксировать на шее ниткой.
  10. Углы лоскута сформировать в виде рукавов и закрепить рядом с ладонями.
  11. Прямоугольный кусок ткани приложить в виде фартука, поверх повязать красную ленту и заправить в нее торчащие кончики верхнего одеяния.
  12. Повязать очельник (налобный головной убор), сверху намотать платок и спрятать его концы. Берегиня готова.

Видео о том, как изготовить куклу Берегиню своими руками:

Правила использования куклы берегини

Ставить Берегиню принято было либо на уровне головы, либо выше. Очень часто она могла устанавливаться рядом с Травницей (Кубышкой). Но тогда это место должно быть обязательно у дверей – у входа в дом.

Предками славян было принято использовать совмещенные «красные углы» или «святые места» в доме. Это обозначает, что можно было обережных куколок выставлять рядом с кумирами богов, либо же в одном месте ставить рядом всех магических кукол, если это не противоречит особенностям их использования.

Так, именно кукла Берегиня считалась основной (она потому и делалась немаленьких размеров), вокруг которой выставлялись другие куклы. Действительно, по сведениям этнографов, во многих деревенских семьях до сих пор, если и ставили Берегиню в центр святого места, она всегда по росту была выше остальных кукол.

Берегиня может служить всю жизнь до тех пор, пока не истреплется, не размотается или не порвется ниточка на ней. Такую куклу можно передавать по наследству своим потомкам. Но если на ней порвалась хотя бы ниточка, либо размоталась, вылезла ткань, то придется её разбирать и сооружать новую.

Берегиня является основной куклой среди оберегов, она привлекает счастье и достаток в дом, а также защищает от порчи, колдовских наговоров и даже недоброго мысленного посыла.

Про якутских шаманок-удаганок.

Н. А. Оросина в статье “ОБРАЗЫ УДАГАНОК В ЯКУТСКОМ ГЕРОИЧЕСКОМ ЭПОСЕ (по материалам олонхо таттинской локальной традиции)” говорит, что в якутском героическом эпосе олонхо одно из центральных мест занимают удаган, удаганки (женщины-шаманки). И вот что интересно. Как отмечал П. А. Ойунский, в героическую эпоху (олонхо) шаманский культ  «… всецело находится в руках женщины на всех трёх мирах. В этой эпохе нет знаменитых ни одного шамана мужчины» [1]. По мнению И. В. Пухова, « в олонхо люди айыы не знают шаманов-мужчин, а только шаманок, причём почти каждая женщина является как бы потенциальной шаманкой». Он отмечал, что присутствие шаманок в олонхо — это архаическая черта жанра, восходящая к временам матриархата [2].

Также нужно отметить, что удаганки, по велению верховных божеств, спускаются в средний мир с целью стать родословницами племени «ураангхай саха».

Любопытны отношения удаганок с мужчинами-героями. “Во-первых, они выступают как помощницы и советницы богатыря айыы, оказывая ему помощь в битве с противником, благословляя героя на подвиги, давая ценные советы и предсказывая его судьбу. Во-вторых, они являются проводницами связи между героем-богатырём и верхними божествами. В-третьих, они исцеляют богатыря и осквернённых людей айыы. В-четвёртых,они предсказывают будущее и указывают героям олонхо их суженых”.

И особый интерес представляют упоминания сражений удаганок с мужчинами. “В олонхо «Богатырь Ого Нюргун» удаганка Намыын Нюргустай вступает в бой с противником вместо брата [Богатырь Ого Нюргун: Архив ЯНЦ СО РАН]”. Это свидетельствует в пользу той концепции, согласно которой поляницы, во-первых, были духовными богатырями [3], а, во-вторых, их битвы с богатырями были чисто духовного свойства.

Удаганки помогают в битве двум противникам – богатырям племён айыы и абаасы. “Здесь нужно выделить удаганок Айыы Умсуур [Нюргун Боотур Стремительный] и Атыыр Умсуур [Тойон Нюргун], выступающих в обоих олонхо старшими сёстрами героев, богатырей Нюргунов. В этих олонхо отмечается мотив состязаний сестёр-удаганок, прибывающих на помощь своим братьям. Битва с участием удаганок усиливает сюжетную кульминацию эпического сказания, делая её более напряжённой и захватывающей. Сёстры богатырей абаасы Ытык Хахайдаан [Нюргун Боотур Стремительный] и Дьэгэримэ Куо [Тойон Нюргун] по зову братьев также прибывают на место битвы соперников. Как правило, они сталкиваются там с сёстрами-удаганками богатырей айыы, но, уступая им в могуществе и волшебстве, оказываются бессильны. Когда противница повреждает бубен, брат удаганки абаасы падает в Огненное море и погибает. Оказавшись побеждёнными, удаганка абаасы и её брат обещают воскреснуть, чтобы отомстить, когда подрастут дети богатыря айыы”.

Собственно, мы видим здесь две параллельные битвы: мужчины двух племён сражаются друг с другом на физическом плане, а их сёстры-удаганки поддерживают богатырей на духовном плане, и также вступают в битву друг с другом.

Еще про Тора:  Герои: Фобос | Битва Замков (Castle Clash)

тунгусская шаманка
—————————————————————————-
[1] Ойунский П. А. Якутская сказка (олонхо): её сюжет и содержание // Ойунский П. А. Соч.: в 7 т. Т. 7 / сост. Г. Г. Окороков. Якутск: Якут. кн. изд-во, 1962. С. 136.
[2] Пухов И. В. Якутский героический эпос – олонхо. Основные образы. М.: Изд-во АН СССР, 1962. C. 133.
[3] Можно провести параллель между поляницами и каликами перехожими, которые отнюдь не отличались физической силой. Тем не менее, в русском эпосе присутствуют Калика-богатырь, побивающий «силушку», которой «сметы нет», «сильный могучий Иванища», а также «калика перехожая переброжая», с которым не решается вступить в поединок сам легендарный русский богатырь Илья Муромец. В Толковом словаре Владимира Даля “калика” определяется как “паломник, странник, богатырь во смирении, в убожестве, в богоугодных делах… Калика перехожий – странствующий, нищенствующий богатырь”.

Самая древняя удаганка якутии

Это неолитическое захоронение на притоке Колымы Пантелеихе, возраст которого составил 3600 лет, оказалось самым северным в мире. Обнаруживший его археолог Сергей Кистенев был поражен и другим обстоятельством — в древней могиле покоились останки женщины, которую журналисты поспешили окрестить “амазонкой с Пантелеихи”, поскольку рядом с ней сохранился целый арсенал всевозможного оружия: лук, каменные и костяные ножи, кинжалы, топоры, наконечники копий и стрел. Но многие предметы из раскопа говорили о том, что взору учёных предстала не просто воительница…

“Амазонка”, лежавшая в символической берестяной лодке, была буквально усыпана бусинами (их оказалось более 18 тысяч) из раковин и скорлупы яиц, вместе с которыми находились ожерелья из звериных клыков, орнаментированные амулеты, подвески, скульптурные и стилизованные изображения хищных птиц, по-видимому, являвшиеся частью обрядового костюма.

На некоторых из находок были нанесены кресты и другие загадочные символы. А на одной из овальных костяных пластинок, лежащих на груди “амазонки”, были изображены остроголовые человечки, в виде которых в старину в традиционных верованиях северян представлялись хозяева нижнего мира, или “тени мёртвых”.

Так что сомнений не оставалось: на берегу Пантелеихи покоится самая древняя шаманка Якутии.

Богатство захоронения, огромное количество в нём изделий, очень ценных для людей позднего каменного века, говорит о том, что погребённая пользовалась большим уважением среди соплеменников, хотя была относительно молода, не старше 25 лет. Интересно, что среди её “предметов личного пользования”, назначение которых учёные в той или иной степени представляют, находилась странная, вызывающая до сих пор научные споры “логарифмическая линейка” из оленьего ребра с насечками и какими-то знаками.

После окончания раскопок на Колыме все находки были сданы в хранилище института, а кости шаманки отправили в Санкт-Петербург (тогда ещё Ленинград), где часть их сожгли в специальной установке, определив по радиоуглеродному методу возраст. Остатки же костей не сочли нужным возвратить в Якутию — их просто выбросили.

Несколько самых интересных и ценных экспонатов, в том числе три вырезанные из кости птицы-талисмана, были выставлены в археологическом музее научного центра в Якутске. Но спустя 10 лет из закрытой герметичной витрины сначала исчезла одна птица, а потом и две остальные. Бесследно.

Из охраняемого помещения, куда посторонние люди могут попасть лишь в присутствии экскурсовода. Вызванные Кистенёвым милиционеры только развели руками. В отчаянии он попытался обратиться даже к экстрасенсам, которым не особенно-то верил, и один из них сказал, что “птиц забрала какая-то появившаяся в музее женщина”. Какая? (С сайта “Чудеса и приключения” автор Владимир Федоров).

Самая знаменитая удаганка

В более близкий нам период, когда уже россияне принесли в Якутию письменность, было зафиксировано имя, пожалуй, самой знаменитой удаганки Аграфены из окрестностей Жиганска.

Самая красивая удаганка

Анна Павлова родилась в середине XIX века и умерла в самом конце 20-х годов прошлого века.

Когда Анне исполнилось девять лет, она начала страдать болезнью, похожей на “шаманскую”. Как и полагалось в таких случаях, к ней пригласили ойуна. Трое суток знаменитый шаман Хаарпа камлал у постели девочки при большом стечении зрителей, а потом произнес свой вердикт:

Она была очень высокой для якуток (190 см) и при этом отличалось прекрасным сложением. У нее была светлая кожа, правильные и выразительные черты лица, большие проницательные глаза, глубокий низкий голос, “вызывающий холод по спине”, длинные пышные волосы.

В молодости удаганка слыла редкой красавицей, тем более что одевалась она всегда богато и изящно — в меха и шелк, а особенно любила носить длинное белое платье с серебряными национальными украшениями. Анна отличалась еще и достойным умом, манерами, поскольку сам губернатор, невзирая на “языческую” стезю, считал за удовольствие принимать ее в своем доме.

Причем, в присутствии высоких петербургских гостей, таких, например, как граф Игнатьев, что посетил Якутск в 1883 году. Анна Павлова сидела рядом с ним на званом обеде в числе семи первых красавиц северной столицы. (Книга “Якутия: рекорды, самое первое, самое-самое”, 2004 год).

Главной особенностью знаменитой удаганки было то, что она обладала методом исцеления, похожим на знаменитые операции филиппинских хилеров. Только удаляла инородные предметы и “корни болезней” у своих пациентов не с помощью пальцев рук, а методом высасывания их непосредственно собственным ртом или через полую кость журавля.

Часто в летнее время вместе со своей подругой, тоже шаманкой Верой Бэдэрдээх, Анна развлекалась тем, что, соревнуясь, переходила через ближнее озеро по его водной поверхности. При этом у Веры подошвы ног оказывались хотя бы чуточку, но мокрыми, в то время как у Анны они всегда были сухими.

Знаменитая удаганка могла точно указать, в каком месте лежат на дне реки или озера тела утонувших, с помощью своего сына-ворона выводила из леса заблудившихся, вызывала дожди при сильных пожарах, умела читать чужие мысли.

После ухода в мир иной одна из самых великих якутских шаманок не раз давала о себе знать, в том числе — “никому не давала себя обижать”. Так, в свое время из-за сгоревшего жилища и прочих разом обрушившихся неприятностей пришлось убраться восвояси лесорубам, начавшим рубить лес слишком близко от захоронения. И нитку газопровода в конце концов вынуждены были провести по откорректированной схеме, далеко обойдя могилу.

Удаганки доминировали над мужчиной

На якутском и тунгусском языках шаманку называют “удаган”, в русском произношении привычнее звучит “удаганка”. Близки по звучанию (утган, одегон) и аналогичного смысла слова в других сибирских и азиатских языках.

Это произошло потому, что “ут” или “от” означает “огонь”, а “ган” — суффикс женского рода.

О том, что удаганки начали осваивать небесные и подземные просторы раньше мужчин-шаманов, свидетельствуют многие сюжеты древнего якутского эпоса олонхо. В этих сюжетах в волшебные приключения, сражения и подвиги главных мифических героев-богатырей то и дело вмешиваются удаганки нижнего или верхнего миров, зачастую полностью меняя ситуацию и её конечные результаты.

Причём в количественном составе их примерно раз в десять больше, чем шаманов-мужчин, и только удаганки летают по небу, оставляя шаманам-ойунам средний и нижний миры. Всё это ещё раз говорит о том, что в далёком прошлом женщина с бубном доминировала над мужчиной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector