Былины на картинах Андрея Шишкина – Белкины рассказы — LiveJournal

Былины на картинах андрея шишкина

    Сказочный-субботний пост вам, чтоб за суровой реальностью про чудеса не забывали. Да и не всё здесь – сказка…

    Андрей Алексеевич Шишкин, 1960 г.р. – родился и вырос в г. Москве. С пятнадцати лет занимается живописью, работает художником в частной студии. Основное направление в творчестве – портрет, историческая, жанровая живопись. Особое место в работах художника занимает тема русской истории, языческого многобожия, былин и сказок.

Берегиня
Былины на картинах Андрея Шишкина - Белкины рассказы — LiveJournal

Домовой
Былины на картинах Андрея Шишкина - Белкины рассказы — LiveJournal

Сад Ирий
Былины на картинах Андрея Шишкина - Белкины рассказы — LiveJournal

Оруженосец
Былины на картинах Андрея Шишкина - Белкины рассказы — LiveJournal

Жива (Жива – в славянской мифологии – богиня жизни, весны, плодородия, рождения, жита-зерна. Дочь Лады, супруга Дажьбога.)
Былины на картинах Андрея Шишкина - Белкины рассказы — LiveJournal

Хозяюшка
Былины на картинах Андрея Шишкина - Белкины рассказы — LiveJournal

Легенды Тауэра (Эдуард V и его брат Ричард Йоркский, сыновья английского короля Эдуарда IV и Елизаветы Вудвилл, погибли в Тауэре).
Былины на картинах Андрея Шишкина - Белкины рассказы — LiveJournal

На маскараде
Былины на картинах Андрея Шишкина - Белкины рассказы — LiveJournal

На Купалу
Былины на картинах Андрея Шишкина - Белкины рассказы — LiveJournal

Заря-заряница (Богиня утра)
Былины на картинах Андрея Шишкина - Белкины рассказы — LiveJournal

Чуть не заблудилась…
Былины на картинах Андрея Шишкина - Белкины рассказы — LiveJournal

Купало и Кострома (Купало – в славянской мифологии брат близнец Костромы. Оба они дети богини Ночи Купальницы и Семаргла. В славянских мифах рассказывается, что однажды, когда Купала со своей сестрой были еще маленькими то побежали они в чисто полюшко слушать птицу смерти Сирина и там случилось несчастье. Птица Сирин унесла Купалу в Темное царство. Прошло много лет, и вот Кострома (сестра) гуляла по берегу реки и сплела венок. Ветром венок сорвало с головы и унесло в воду, там его подобрал Купала, проплывая мимо в лодке. Дальше совсем грустно…)
Былины на картинах Андрея Шишкина - Белкины рассказы — LiveJournal

Сурица (Сурица – в славянской мифологии – солнечная богиня радости, веселья и света (напиток сурья (мед питный)). Супруга Хмеля. Дочь Дажьбога.)
Былины на картинах Андрея Шишкина - Белкины рассказы — LiveJournal

Коляда (Коляда – в славянской мифологии противоположен Купале. Знаменует сезонный поворот, прибытие света, умирание старого, приход сильного-молодого.)
Былины на картинах Андрея Шишкина - Белкины рассказы — LiveJournal

Русское поле
Былины на картинах Андрея Шишкина - Белкины рассказы — LiveJournal

Русалки
Былины на картинах Андрея Шишкина - Белкины рассказы — LiveJournal

Вольга (Волх Всеславьевич, Вольга, Вольха – славянская мифология. Князь , понимающий язык природы, зверей, птиц)
Былины на картинах Андрея Шишкина - Белкины рассказы — LiveJournal

Велес (Велес, Волос, Власий – в славянской мифологии – Покровитель домашнего скота и богатства, воплощением золота, попечитель торговцев, скотоводов, охотников и землепашцев – сын Рода, брат Хорса)
Былины на картинах Андрея Шишкина - Белкины рассказы — LiveJournal

Уральский ларец
Былины на картинах Андрея Шишкина - Белкины рассказы — LiveJournal

Ёжики
Былины на картинах Андрея Шишкина - Белкины рассказы — LiveJournal

Последний защитник
Былины на картинах Андрея Шишкина - Белкины рассказы — LiveJournal

Викинг
Былины на картинах Андрея Шишкина - Белкины рассказы — LiveJournal

Иван Грозный у окна
Былины на картинах Андрея Шишкина - Белкины рассказы — LiveJournal

Царь Иван
Былины на картинах Андрея Шишкина - Белкины рассказы — LiveJournal

Владимир Храбрый
Былины на картинах Андрея Шишкина - Белкины рассказы — LiveJournal

Сокольничий
Былины на картинах Андрея Шишкина - Белкины рассказы — LiveJournal

Девана (Девана, Дива (Дева, Дивия, Дина (валах.), Devana (чеш.) в славянской мифологии – Дочь Перуна и Летницы, богиня лесов и охоты, заповедных лесов, зверей, девиц (женские тайные охотничьи общин))
Былины на картинах Андрея Шишкина - Белкины рассказы — LiveJournal

Репродукции картин взяты с официального сайта художника – http://a-shishkin.ru/galery.html

Былины на картинах Андрея Шишкина - Белкины рассказы — LiveJournal
Уральский сказ (“Худому с ней встретиться – горе, и доброму – радости мало…”)

Кто такая сирин?

Прекрасная дева-птица Сирин является частым персонажем славянских преданий и легенд. Её образ всегда связан с тайнами и печалью, а сама Сирин словно бы находится между мирами – она ведает о будущем, грустит о настоящем, смотрит в прошлое. Тем, кто знаком с мифологией Древней Греции, сразу заметна схожесть звучания имени чудо-птицы и сирен, что завлекали путников своим прекрасным пением.

Описания внешних особенностей также сходны – и Сирин, и сирены представляли собой полудев-полуптиц. Но, пожалуй, на этом общие черты и заканчивались. Сирин исполняла совсем иные функции. Можно ли считать, что её образ был заимствован из греческой культуры? Ответить на этот вопрос однозначно нельзя, поскольку среди исследователей мнения существенно расходятся.

Мифологические образы в русском декоративно-прикладном искусстве. часть третья — птица сирин | журнал ярмарки мастеров

Образ птицы без сомнений один из любимых и широко используемых в декоративно-прикладном искусстве на Руси. Причем это касается не только мифических, а их у нас множество, помимо Сирин это и Алконост, и Гамаюн, и Стратим, и сказочная Жар-птица, и Финист – ясный сокол, но и обычных птичек. Хотя обычные птички тоже изображались далеко не совсем обычно, а вычурно, сказочно, одним словом – декоративно. К примеру вот такие расписные туесочки:

Мифологические образы в русском декоративно-прикладном искусстве. Часть третья — птица Сирин, фото № 1

Птички-кутеньки (уфтюжская роспись)

И не случайно наш народ так любил изображать птиц, ведь с прилетом и пением птиц наступала долгожданная весна, просыпалась природа и одаривала всех теплом и новым урожаем. Птица олицетворяет собой красоту, изящество. Сидящая на цветущей весенней веточке или клюющая подернутые морозцем яркие ягоды рябины она всегда радует глаз. Птица это еще и свободолюбие, стремление ввысь, постоянное движение, и здесь угадывается загадочная русская душа, вечно ищущая, стремящаяся в заморские теплые страны, но неизменно возвращающаяся к родным северным берегам. Это подчеркивается и в предисловии к книге С.К. Жегаловой «Русская народная живопись»: «Обитатели голубых высей вносили в роспись свои смыслы. С ними всегда связывалось представление об особой одухотворенности, способности преодолеть тяжесть земного бытия, перелететь в иной, умный и счастливый мир».

Еще про Тора:  Рекомендованное и похожее на Фильм Боги Египта

Разные птички водились в русских деревнях, с разным оперением, с разным характером, но среди мифологических почему-то птица Сирин прочнее других осела в народной памяти, возможно из-за своего имени, созвучного с именем коварной Сирены. Искусствовед М.В. Василенко отмечает следующее: «Известны сказки о пылающей жар-птице с золотыми и серебряными перьями, о петушке-золотом гребешке, о златокрылой птице или о курочке, каждый день приносящих по золотому яйцу. Поэтому на крестьянских прялках так многочисленны петушки, райские птицы-сирины. Образ птицы света, радости был близок и понятен образному народному мышлению». («Русская народная резьба и роспись по дереву»).

Мифологические образы в русском декоративно-прикладном искусстве. Часть третья — птица Сирин, фото № 2

Образец старинной резьбы по дереву с птицей Сирин. (Историко-художественный музей, г. Семенов)

Характер птицы Сирин неоднозначен, впрочем, трудно найти среди мифологических существ, украшавших быт русского народа совершенно положительных или отрицательных персонажей. Кого ни возьми хоть льва, хоть грифона или русалку-берегиню во всех при желании можно было обнаружить и опасные черты. Тогда возникает логичный вопрос: зачем же нашему народу было связываться с такими противоречивыми существами? Ответ, скорее всего в том, что практически все эти существа пришли к нам из дальних стран. Красоту их наш народ не мог не оценить, вот только характер их у нас на Руси слегка подправили, переиначили, и некогда грозная птица Сирин превратилась в заботливую хранительницу домашнего благополучия.

Мифологические образы в русском декоративно-прикладном искусстве. Часть третья — птица Сирин, фото № 3

Работы современного городецкого мастера. (Музейно-туристический комплекс, г. Городец)

«У крестьянских художников, как и у небогатого городского люда, образ Сирина ассоциировался с представлением о благополучии и счастье. Поэтому в народном искусстве птица Сирин изображалась очень часто и жила дольше других легендарных персонажей». (С.К. Жегалова «Русская народная живопись»).

Особенно почитали птицу Сирин на русском Севере, без нее, например, невозможно себе представить пермогорскую роспись. Почти на каждой пермогорской прялке можно увидеть эту красочную птицу, заключенная в круг она также являлась солярным знаком и считалась женским оберегом.

Мифологические образы в русском декоративно-прикладном искусстве. Часть третья — птица Сирин, фото № 4

Фрагмент пермогорской прялки, фото из книги О.В. Кругловой “Народная роспись Северной Двины”

Мифологические образы в русском декоративно-прикладном искусстве. Часть третья — птица Сирин, фото № 5

Фрагмент пермогорской росписи. (Фото с выставки “Русский Север” Московский исторический музей)

Мифологические образы в русском декоративно-прикладном искусстве. Часть третья — птица Сирин, фото № 6

Фрагмент пермогорской прялки, фото из книги О.В. Кругловой «Народная роспись Северной Двины»

В.М Василенко, как раз приводит описание расписной прялки: «Возникает впечатление, что крестьянского художника действительность интересовала как-то очень необычно. Он не постеснялся поместить мотив зимней «поездки» между роскошными листьями и цветами, а самый бытовой мотив сочетать с фантастическим сирином, которому отвел большую часть всей композиции. Да, несомненно, крестьянский художник воспроизвел из жизни очень немногое, а то, что воспроизвел, наполнил особенным смыслом. Этот смысл – в преображении действительности, в создании приподнятого, радостного образа, в чем проявился огромный народный оптимизм и творческая смелость».

Изначально придя к нам из восточных легенд, Сирин в древности считалась обитательницей дальних стран, жила за морем, а с принятием христианства превратилась в райскую птицу и заманивала своим сладким пением уже не в пучину морскую, а в рай, отсюда и библейские черты, которые просматриваются в старинных образах птицы Сирин. Здесь мы видим ангельские крылья, зачастую нимб, корона и словно иконописный лик.

Мифологические образы в русском декоративно-прикладном искусстве. Часть третья — птица Сирин, фото № 7

Подвесной шкафчик (фото из книги И.Я. Богуславской «Русское народное искусство»)

Мифологические образы в русском декоративно-прикладном искусстве. Часть третья — птица Сирин, фото № 8

Сирин. (Фото с выставки «Русский Север». Московский исторический музей)

Мифологические образы в русском декоративно-прикладном искусстве. Часть третья — птица Сирин, фото № 9

Сирин. (Фото из книги С.К. Жегаловой «Русская народная живопись» )

Постепенно такие изображения вытесняются более близкими народу образами, преобретают декоративные черты. Кто бы мог подумать, что обычный русский крестьянин единственный смог приручить своенравную Сирин и поселить ее у себя в избе, а Сирину в избе так понравилось, что решила она превратиться в птицу-счастье и радовать своей красотой деревенских жителей. На это действительно способен только по-настоящему творчески одаренный человек. Никогда не перестанет удивлять тот факт, что таким человеком был обычный крестьянский мужичок и таковой был далеко не один.

Еще про Тора:  Время богов тор локи

«Позднее, в 18 веке, в народной росписи птица Сирин постепенно теряет свои сказочные черты и приобретает почти крестьянский облик. Так, в росписи простого деревенского сундучка Сирин, сохраняя характерные признаки, становится как бы ближе и понятнее. Об этом говорят и расчесанные на прямой пробор волосы, и доброе русское лицо, и спокойная величавость осанки». («Расписные сундуки 17-18 вв.» С.К. Просвиркина, С.К. Жегалова). Таким образом, народные художники не просто делали доступным загадочный образ, они его преображали, гармонизировали и дополняли яркими красками. Раз уж Сирин это прекрасная птица с женской головой, то быть ей доброй с чертами крестьянской красной девицы.

Мифологические образы в русском декоративно-прикладном искусстве. Часть третья — птица Сирин, фото № 10

Рисунок птицы Сирин (музей народного быта «Дом Семена ложкаря», г. Семенов)

Мифологические образы в русском декоративно-прикладном искусстве. Часть третья — птица Сирин, фото № 11

Сирин сундучная роспись

Мифологические образы в русском декоративно-прикладном искусстве. Часть третья — птица Сирин, фото № 12

Редкое для уфтюжской росписи изображение птицы Сирин

«Фантастические образы, как мы уже отмечали, — дань чудесному, творимой художником сказке. Птица-сирин олицетворяет радость, поэтому так часто она встречается в росписях и в резьбе». (В.М. Василенко «Русская народная резьба и роспись по дереву»).

Что ж, прославленная народными художниками птица Сирин продолжила вдохновлять своей красотой уже художников профессионально обучавшихся живописи. Как не вспомнить картины М.В. Васнецова, который изобразил всех 3-х вещих птиц или сиринов И.Я. Билибина, ставших классикой стиля модерн.

Мифологические образы в русском декоративно-прикладном искусстве. Часть третья — птица Сирин, фото № 13

М.В. Васнецов «Сирин и Алконост»

Мифологические образы в русском декоративно-прикладном искусстве. Часть третья — птица Сирин, фото № 14

И.Я. Билибин Иллюстрации к сказке «Василиса Прекрасная»

И по сей день птица Сирин вдохновляет своей красотой, а зная народные традиции, мы также можем поселить у себя дома птицу счастья и привнести немножко света в серые будни. Современные художники сейчас снова обращаются к истокам, каких только птичек Сирин не встретишь. В любой технике, на любой вкус. Я в этом не исключение, ведь загадочная сказочная птица не может не вдохновлять. Вот такие работы получились у меня:

Мифологические образы в русском декоративно-прикладном искусстве. Часть третья — птица Сирин, фото № 15

«Мороз и солнце», холст/масло

Мифологические образы в русском декоративно-прикладном искусстве. Часть третья — птица Сирин, фото № 16

Тарелка декоративная «Сирин», дерево/темпера

Если вы мастер, возможно и в вашей коллекции работ есть эти прекрасные птички. А всех интересующихся искусством и любителей прекрасного я приглашаю обратить внимание на наши традиционные образы, несущие доброту и положительный настрой, созданные на счастье людям. Они близки нам по духу и несомненно принесут пользу, одарят своим радостным светом!

С уважением и наилучшими пожеланиями, Галина Граева.

Облик сирин

Как же выглядела легендарная Сирин? На большинстве картин она изображается большой птицей с женской головой и грустным лицом. Черты лица её поистине красивы, но в глазах – застывшая печаль.

Вероятно, Сирин знает о тяготах и горестях, что придётся вынести людям, а потому тоскует о них. На изображениях Сирин нередко окружена цветущими ветвями деревьев или кустарников. Это – символ райского сада, который наши предки называли Ирием. Именно там обитала Сирин и две другие девы-птицы.

Виктор Михайлович Васнецов «Сирин и Алконост», 1896 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Виктор Михайлович Васнецов «Сирин и Алконост», 1896 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

До наших дней сохранились надписи, отмеченные на картинах неизвестных художников. Именно там и приводятся интересные данные о райской птице. Исследователь Е.И.Иткина цитирует их в своей научной работе:

“В странах индийских (яже прилежат ближайши блаженному месту райскому) обычай имеет являтися птица сия и глашати песни таковы, яковы же слух… возлетати жилищам, и скорейши нежели орел скоропарною быстростию от вреды шумов вземшеся, к тому не являема бывает”.

В древнерусском Азбуковнике также приводятся сведения о Сирин:

“Сиринъ есть птица отъ главы до пояса составъ и образъ человечь, отъ пояса же птица; нъцыи жь джут о сей, глаголюще зело ела копъниве быти еи, яко бъ кому послушающу глас ея, забывати все житие ея и отходити в пустыня по ней въ горах заблуждышу умирати”.

Появление образа девы-птицы

Исследователи склоняются к тому, что образ Сирин появляется в ранней средневековой традиции – об этом свидетельствуют её изображения на посуде и украшениях. Самые древние среди находок с “портретом” Сирин можно отнести к X веку. Однако нельзя исключать, что о чудо-птице стали слагать предания гораздо раньше.

Еще про Тора:  Бог тор в скандинавской мифологии

В период Средневековья на Руси уже были широко распространены легенды о вещей птице, что иногда прилетает на землю из райских садов и рассказывает людям о грядущем блаженстве. Впрочем, слышать Сирин не всегда было хорошо. Порой, как рассказывают поверья, человек мог потерять рассудок – настолько прекрасными и очаровывающими были песни девы-птицы.

«Райская птица Сирин», русский лубок, начало XIX века МЕстонахождение: Государственный Исторический музей, Москва, Россия
«Райская птица Сирин», русский лубок, начало XIX века
Местонахождение: Государственный Исторический музей, Москва, Россия

Сирин – между тьмой и светом

У птицы Сирин словно бы существовало две стороны – светлая и тёмная. К первой стоит отнести волшебный голос, что наполнял красотой и гармонией весь мир, невероятные способности и мудрость. Сирин могла повелевать стихиями, имела власть над грозами и бурями. Кроме того, она владела тайными знаниями, которыми могла поделиться с человеком.

Но здесь раскрывается тёмная суть Сирин. Далеко не всегда она была готова одарить людей премудростями мира. Порой за обладание этими знаниями человеку приходилось дорого заплатить. Также в народе поговаривали, что Сирин способна одурманить человека своим чудесным голосом.

Сирин и алконост. русский рисованный лубок

«Птицы Сирины». Приобретено «на торгу» в 1903 г. Художник объединил двух одинаковых птице дев, поместив их над большим деревом. Парные изображения райских птиц известны в печатном лубке.

Трудный и долгий путь совершили эти сказочные образы, прежде чем они попали на Русь! По Черному и Каспийскому морю, по Днепру и Славянской реке (Волге) плыли купеческие корабли из Индии и Персии с товарами. Где по воде, а где и волоком, отправлялись корабли дальше во все стороны Руси. Купцы тогда были не просто коммерсантами, державшими в своих руках всю торговлю с Востоком, но и рассказчиками, которые делились с русскими людьми о далеких странах, об услышанных в чужих краях мифах и легендах.

СИРИН И АЛКОНОСТ. РУССКИЙ РИСОВАННЫЙ ЛУБОК

«Птица Сирин святаго и блаженнаго рая». Далее текст в 4 строки: «Аще человек глас ея услышит, пленится мысльми и… дондеже пад умирает, гласа ея слышати не престает». Над головой птицы надпись: «Видом и гласом».

Самое раннее изображение Алконоста найдено среди миниатюр и заставок в одном из древнейших памятников русской письменности, Юрьевском евангелии 1120-1128 годов. Оно было написано по заказу Юрьевского монастыря древнего Новгорода.

Райская птица Алконост. Конец 18 – начало 19 века. Название: «Птица райская Алконос». На свитке в руке: «Праведницы во веки живут и от Господа мзда им и попечение их пред Вышним сего ради приимут».

Древнейшими изображениями Сирина считаются изображения на ювелирных изделиях Киевской Руси, главным образом на золотых колтах и серебряных браслетах-запястьях.

Райская птица Сирин. Начало 19 века. Поступило из коллекции И. Щукина

Две райские птицы: Сирин, тоскующая о рае, и Алконост, возвещающая радость от грядущей жизни в раю, вдохновили художника В. М. Васнецова на создание картины “Песня радости и печали”. Но вопреки традиционной трактовке, певец русской сказки изобразил Сирин как птицу радости, а Алконост как птицу печали. Позже Блок, вдохновившись картиной Васнецова, написал стихотворение “Сирин и Алконост” с похожей трактовкой их образов.

Райская птица Сирин. Первая половина 19 века. Поступило из коллекции И. Щукина

Если вам когда-нибудь доведется побывать в Нижегородской, Владимирской, Ивановской и Костромской областях, в деревнях Поволжья, обратите внимание на дома, нарядно украшенные резными досками. Среди флористических узоров, завивающихся побегов и листьев, вы встретите изображения птиц-дев.

Былины на картинах Андрея Шишкина - Белкины рассказы — LiveJournal

Райская птица Сирин. Середина XIX в. Поступило из коллекции А. П. Бахрушина в 1905 г.

отсюда

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector