Даждьбог – бог солнечного света, тепла, дарующий благодать

Почему славян называют внуками даждьбожьими?

В «Слове о полку Игоревом» автором все славяне называются «внуками Дажбожьими». А согласно Ипатьевской летописи, именно он – прародитель всех славянских народностей.

Сохранившиеся до наших дней письменные источники говорят о почтении божества как солярного, подающего блага и своего пращура. Почему же тогда славяне приходятся ему внуками, а не детьми, что было бы более логичным? Считается, что от брака Дажбога и богини Живы родился Арий, а его в язычестве считали отцом русского народа.

Древние тексты утверждают, что бог встречает своих внуков утром, когда рассветает в день их свадьбы. Обладая званием старшего предка, прародителя рода, он сам благословляет молодых перед вступлением в супружескую жизнь.

Известна даже особая молитва жениха к Дажбогу, обещающая счастье в брачном союзе. Бог выступал покровителем бракосочетания, но больше ассоциировался не с бытом, а с самой свадебной церемонией.

Самая же короткая и простая молитва богу звучит так:

«Дай, Боже!»

Благодаря нынешнему возрождению интереса к славянской культуре сегодня можно повстречать почитателей Дажбога. Многие общины даже устанавливают памятники, кумиры, создают капища в честь славянских божеств и повелителя солнечного света в особенности.

Например, в 2021 году в Астрахани местная община родноверов установила статую солярного бога. Правда, увы, простоять долго ему не удалось – православные активисты быстро осквернили его и снесли.

Атрибутика

  • Сакральное животное – львы и белые лошади. Считается, что Дажбог ездит по небу в колеснице, запряжённой этими животными. Что касается лошадей, то здесь всё ясно, зато вот со львом ситуация немного непонятна. В местах обитания славян львы не проживали. Поэтому вполне вероятно, что символ льва был придуман, так как не имеет под собой чётких оснований.
  • Магический знак – руна Дажбога. Она изображается в виде перевёрнутой буквы Д. Обеспечивает благополучие, помогает успешно завершить любое начатое занятие.
  • Символический знак – круг, образуемый от четырёх до двенадцати спицами. Круг ассоциируется с дневным светилом и его лучами, распространяющими тепло.
  • Стихия – огненная.
  • Цвет – золотистый.
  • Сакральный камень – рубин (яхонт красного цвета).
  • День недели – воскресенье.
  • Пора года – летний сезон.
  • Предназначение – оберегать божеств и человека от всякого зла.

Даждьбог сочетает в себе две ипостаси: природную (выступая источником света, обеспечивающим плодородие) и социальную (олицетворяет власть).

Атрибуты бога даждьбога

Стихия – огонь

Животное – белый волк, собаки и кони, коровы.

Птица – гусь, сокол, лебеди.

Геральдика, предметы – посох, щит, копьё, палица, иногда использует меч обоюдоострый.

Треба (подношение) – птичьи перья, яблоки, мёд, орехи, напиток на меду (Сурица или Сурья, например).

Приносились в дар Богу и в благодарение перья таких птиц, как: лебеди, утки, гуси.

Место возведения капищ – открытые солнцу холмы.

Материал изготовления чуров, кумиров – в основном, дерево.

Особенности установки идола – лицом на восток.

Бог даждьбог в пантеоне славянских богов

Народ ведал о том, что в имени Даждьбога слышится древнейшее «гаст» или «Гош», что значит сейчас – «гость». А самого Бога в стародавнюю пору понимали как: «Гость, дарящий Свет Солнца» или «Посланник богов, что принёс людям в дар силу Солнца, его свет и тепло». Кроме этого, в имени Даждьбога слышится «дающий Бог». Поэтому славяне и поныне к нему обращаются как к Щедрому Богу.

Является славянам Бог Даждьбог в белом сиянии с золотой короной-Солнцем на голове.

Он даровал Миру и славянам Коны Мироздания, что действуют и поныне в независимости от того, верит кто-то в них, или нет. Вот, самый основной Кон Любви, например – коли не будет любви, то все дела развалятся, ничего не заладится, не построится, все разрушится.

Или Кон Крайностей: «Крайности всегда смыкаются». Это означает, что коли ты впадаешь в крайности, будь готов превратиться в нечто противоположное тому, чем ты являешься. В жизни это обычно выглядит так – самый праведный человек, непременно оступится, как бы печально это ни звучало.

Силы Даждьбога помогают славянам жить по Кону, направлять свои стези к Правде, равновесию, смене одного периода жизни другим. Потому и все летние праздники у славян начинаются именно днем, посвященным Даждьбогу.

Бог даждьбог в северной традиции гадания

Реза Бога Даждьбога – включена в северный оракул «Славянские Резы Рода». Реза имеет такое же изображение и начертание, что и символ (оберег) – «Прямой крест».

Номер резы – 26.

Гадание. Вопрошание Бога. Появление в раскладе Резы Дажьбога напоминает Спрашивающему о том, что за тучами всегда скрывается Солнце и скоро настанет ясный погожий День. Также это знак того, что худая ситуация скоро поменяется на лучшую.

Сейчас важнее всего исполнять просто свой долг, без резких движений и поворотов. Браться пока за воплощение новых идей не стоит, лучше отложить их до новых времен. Трудиться, и поступать по совести.

В разделе «Славянские Резы Рода»: знания про то, как, где и зачем Бог Даждьбог встречается в северной магической традиции, волошбе да гадании.

В завершение

Подведём итоги темы:

  • Дажьбог – бог солнечного света, летнего солнца, плодородия, податель всяких благ.
  • Один из важнейших богов в язычестве.
  • Считается прародителем славян.
  • Его праздник отмечается 6 мая.
  • Третья, последняя супруга Дажбога – богиня Жива.

Даждьбог – бог чего?

Имя божества обозначает в переводе «подающий блага» либо «владелец благ». Пращуры чтили Дажьбога как бога, отвечающего за солнечный свет, обеспечивающего хороший урожай, защищающего от различных невзгод.

Украинские народные песни приписывают ему роль открывателя лета: Дажбог несёт на землю солнечный свет, согревая её после длинных зимних холодов. В язычестве Даждьбог – это не единственное солярное (то есть солнечное) божество. Так, бог Хорс ассоциировался с зимним солнцем, а бог Ярило – с весенним.

Солнечное божество фигурирует в знаменитой «Повести временных лет». Во времена правления князя Владимира кумир Дажбога располагался в центре Киева, где находились также идолы прочих славянских божеств. Причём по степени важности Даждьбогу отводили третье место, перед ним следовали Перун и Хорс.

Также про него упоминает и Ипатьевская летопись. В ней у Иоанна Малала спрашивают, за что отвечает Дажбог? Тот же говорит о нём как о подателе света, дарующем тепло и плодородие, что прекрасно демонстрирует имя небесного жителя. А урожайность для древних славян находилась на первом месте, ведь именно от неё зависела сама жизнь и благополучие. Кроме того, Малала называл Даждьбога подателем и покровителем власти князя и царя.

А учёный Б.А. Рыбаков высказывает мнение, что солнечного бога изобразили вверху Збручского идола. Последний был обнаружен рядом с посёлком Сатанов, где проходит граница между Тернополем и Хмельницким. Тот же кумир демонстрирует нам сакральный знак бога – солярную свастику. Её раньше наносили на все божественные изображения, предметы одежды и амулеты.

Хотя Дажьбог отличается миролюбивостью, он заслужил звание искусного воина Ирия. Принимал участие во всех битвах. Даже изображается божество у древних славян всегда в воинском обмундировании, имеющем багряно-золотые доспехи, а также с копьём и щитом.

Девана

Доля и недоля

Доля — добрая богиня, помощница Макоши, ткет счастливую судьбу. Представляется в облике милого юноши или красной девицы с кудрями золотыми и улыбкой веселой. На месте устоять не может, ходит по свету — преград нет: болото, река, лес, горы — Доля вмиг одолеет.

Не любит ленивых да нерадивых, выпивох и всяких плохих людей. Хотя поначалу дружбу заводит с каждым — потом разберется и от плохого, злого человека уйдет.НЕДОЛЯ (Нужа, Нужда)— богиня, помощница Макоши, ткет несчастливую судьбу. Доля и Недоля — не просто олицетворения отвлеченных понятий, не имеющие объективного бытия, а напротив — живые лица, тождественные девам судьбы.

Они действуют по собственным расчетам, независимо от воли и намерений человека: счастливый вовсе не работает и живет в довольстве, потому что за него трудится Доля. Наоборот, деятельность Недоли постоянно направлена во вред человеку. Пока она бодрствует — беда следует за бедою, и только тогда становится легче несчастному, когда засыпает его Недоля: «Коли спит Лихо, не буди ж его».

Коляда

Коляда — солнце-младенец, в славянской мифологии — воплощение новогоднего цикла, а также персонаж праздников, сходный с Авсенем. Коляда праздновался в зимние святки с 25 декабря (поворот солнца на весну) по 6 января. «Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого.

Коляда была божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в ее честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года.

Кому покровительствует божество?

Так как выступает подающим божеством, в область его покровительства входят: сироты, путники, обездоленные, страдающие и прочие категории населения, которым необходима помощь и поддержка. Если хорошо попросить, Бог подарит дождь или засуху, пошлёт материальные блага или поможет в сложных жизненных ситуациях.

Как к солярному божеству, к нему обращаются земледельцы, землепашцы, работа которых прямым образом зависит от дневного светила. Дажьбога всегда делают антиподом тьмы, холода – то есть богини Марены и прочих тёмных божеств. Правда, это лишь условно.

Согласно языческим постулатам, боги не могут быть плохими или хорошими. Они просто проявляют разные качества и необходимы для поддержания гармонии во Вселенной. Поэтому противопоставление их никогда не должно представлять собой непримиримую вражду, битву или ненависть. Божества, ассоциирующиеся со светом и тьмой, просто стоят по разным сторонам мироздания.

Обращаться за помощью к божеству лучше всего с утра – как только солнышко начинает показываться на небосводе. Верят, что Дажбог скачет по небесам, восседая в повозке, а Солнце является отблеском его щита.

Когда же наступает ночь, божество движется по небу, сидя в лодке, управляемой утками, гусями и лебедями. Ночью отблеск его щита перенимается Луной. Данный миф в древние времена повлиял на появление мужских оберегов (с головами коней) и женских (с утиными лапками). Порой символика комбинировалась, и получалась утка с лошадиной головой.

А знаменитый оберег удачи – подкова также относится к данному божеству. Считается, что это подкова одной из лошадей Дажбога, поэтому её старались всегда иметь в жилище на счастье. В сельской местности крыши домов часто делались со специальными коньками, которые также напрямую касаются мифологии Солнца и солнечного божества.

Когда же произошла христианизация Руси, по предположениям, Даждьбога начали олицетворять с Николаем Чудотворцем (Николаем Угодником). Последнему приписали многие схожие с солнечным богом черты характера. И Чудотворец, и Дажбог — оба приносят дары, покровительствуют и защищают нуждающихся, которым нужна помощь.

Дальше больше – образ бога частично переносится на самого Иисуса Христа. Как и Даждьбог, Иисус приходится сыном главному небесному божеству – Сварогу, также помогает обездоленным, имеет прочие аналогичные характеристики.

Купало

Купало (Купайла) — плодотворящее божество лета, летняя ипостась бога Солнца. «Купало, яко же мню, бяше бог обилия, яко же у еллинь Цересъ, ему же безумный за обилие благодарение приношаху въ то время, егда имяше настати жатва». Его праздник посвящен дню летнего солнцестояния, самому долгому дню в году.

Еще про Тора:  Славянская мифология: существа и боги, Светлые и Тёмные Божества

Священной была и ночь, накануне этого дня – Ночь накануне Купало. Всю эту ночь продолжались пирования, игрища и массовые купания в водоемах. Ему жертвовали перед сбором хлеба, 23 июня, в день св. Агриппины, которая и была прозвана в народе Купальницей.

Молодые люди украшались венками, раскладывали огонь, плясали вокруг него и воспевали Купалу. Игрища продолжались всю ночь. Кое-где 23 июня топили бани, настилали в них траву купальницу (лютик) и после купались в реке. В самое Рождество Иоанна Предтечи, сплетая венки, вешали их на кровли домов и на хлевах, чтобы удалить злых духов от жилища.

Легенды и мифы о славянском боге даждьбоге

Предания нам говорят о том, что первой супругой Тарха Перуновича стала Майя-Златогорка.Лики славянских богов. Дажьбог (Даждьбог).Майя-Златогорка. Художник Василина.

Однажды Даждьбог – Бог славян увидел Майю-Златогорку – великаншу, сестру Могучего Святогора, спящей. Полюбилась она ему сразу своей невинной красою, решил жениться он на этой девице. Ясный лик и красота молодого Бога тоже пленили сердце Майи.

Макошь

Одна из главных богинь восточных славян, жена громовержца Перуна. Имя ее составлено из двух частей: «ма» — мать и «кошь» — кошелка, корзина, кошара. Макошь — мать наполненных кошей, мать хорошего урожая. Это не богиня плодородия, а богиня итогов хозяйственного года, богиня урожая, подательница благ.

Урожай каждый год определяет жребий, судьба, поэтому ее еще почитали как богиню судьбы. Обязательный атрибут при ее изображении — рог изобилия. Эта богиня связывала отвлеченное понятие судьбы с конкретным понятием изобилия, покровительствовала домашнему хозяйству, стригла овец, пряла, наказывала нерадивых.

Конкретное понятие «пряха» связывалось с метафорическим: «прядение судьбы». Макошь покровительствовала браку и семейному счастью. Представлялась как женщина с большой головой и длинными руками, прядущая по ночам в избе: поверья запрещают оставлять кудель, «а то Макоша опрядет».

Морена

Немного о мироустройстве славян

Оберег

Есть у славянского бога и свой определённый символ, известный под названием «Прямого креста». Крест обладает мощной энергетикой, несущей в мире гармонию и баланс между Тьмой и Светом.

Применение старинного символа является большой честью для последователей славянской веры. А ещё обеспечивает сильную защиту. Для молодых людей он будет полезным, так как разовьёт житейскую мудрость, поможет просветиться. Старшее поколение с помощью Прямого креста обретёт равновесие, которое жизненно важно, ведь без него страдает жизнь.

Символ привлечёт мудрость, поможет избавиться от плохих мыслей. Также убережёт от плохих намерений, направленных на владельца, устранит неуверенность, мешающую жить полноценной жизнью.

Оберег – символ бога даждьбога

Любят славяне символ Тарха Перуновича, Бога Даждьбога! Имя свастичному знаку дали – «Прямой крест». Потому и повышенная сила исходит от него, несет в мир равновесие Тьмы и Света.

Перун

Бог-громовержец, божество победоносное, карающее, явление которого возбуждает страх и трепет. Перун, в славянской мифологии самый знаменитый из братьев Сварожичей. Он бог грозовых туч, грома и молнии.Его представляют статным, высокого роста, с черными волосами и длинной золотой бородою.

Восседая на пламенной колеснице, он разъезжает по небу, вооруженный луком и стрелами, и разит нечестивых. По свидетельству же Нестора, деревянный идол Перуна, поставленный в Киеве, имел на серебряной голове золотые усы.Со временем Перун стал покровителем князя и его дружины.

Капища в честь Перуна всегда устраивались на возвышенностях, причем выбиралось самое высокое место в округе. Идолы изготавливались преимущественно из дуба — это могучее дерево было символом Перуна. Иногда встречались места поклонения Перуну, устроенные вокруг растущего на холме дуба, считалось, что так Перун сам обозначает наилучшее место. В подобных местах не ставилось дополнительных идолов, а дуб, расположенный на возвышенности, почитался как идол.

Праздники, где чествуют даждьбога

Наступление лета, 5-11 мая – это время для чествования Бога Даждьбога. В эти дни вспоминают славяне расставание Дажьбога и Морены. А в явном Мире это означает, что окончательно пришло время Живы, Богини раннего лета.

Бога Даждьбога просили о сохранности посевов и скотины — чтобы после пастбищ возвращалась домой целой и невредимой.

Временами случалось, Дажбога величали Спасом, который слывет до сих пор Защитником, Спасителем земель славянских! Вот почему часто в Яблочный Спас, 14 и 19 августа, чествуют Даждьбога по-особенному! В эту пору приносились Ему в благодарность свежий мёд и яблоки из сада.

Подробнее:

Статья «Народный календарь»,

Раздел «Славянские праздники и обряды».

Статья: «День Даждьбога».

Праздничные дни

Торжественная дата почтения божества приходится на 6 мая. В указанный праздник наши предки выражали свою радость тому, что Дажбог женился на Живе, отказавшись от союза с Мореной. В этот день празднуется завершение зимнего сезона, приход лета. На капищах было положено оставлять подношения, представленные пищей и напитками, а также читать славления божества.

В торжество Дажьбога впервые в году скотину выпускали пастись. Поджигались особые сакральные огнища, обращались с просьбой уберечь животных от воровства и нападения диких зверей такими словами:

«Ты, Дажьбоже храбрый! Спаси скотину, охрани ее от похитчиков! Охрани от медведя лютого, сбереги и от волка хищного!»

Причём старались скотину выпустить в утренние часы, когда она сможет пройтись по росе, имеющей в эту дату целебные свойства. Роса с Дажбожиного дня собиралась и впоследствии применялась в лечении скота. У солнечного бога просили защитить людей, их дома от всякого зла, обеспечить благоприятный урожай.

Славянское поверье гласит, что 6 мая Велес своровал у Перуна стадо туч-коров. А к Дажбогу обращаются, чтобы он возвратил их людям, ведь без дождя не вырастет хороший урожай, а вся жизнь на планете прекратится. На торжестве отдельно упоминалась его победа над Велесом и возврат облаков.

Сам праздник обычно проходил на капищах божества. Если же такое отсутствовало, шли на поле, подготовленное к сезонным работам. Не забывали и про Живу – супругу бога солнца. По аналогии с основными славянскими праздниками водили хороводы возле костров. На празднике собирались все люди, но хороводы были занятием молодёжи.

Проявление бога даждьбога для славян

Древние славяне считали, что Боги проявляются в Мире Яви как природные события. Поэтому яркий дневной свет объясняли отблеском доспехов Бога Даждьбога, что сделаны из чистейшего злата. Бога Отраженного Света всегда почитали как Того, кто ничего не требует, но всегда дает. Бог Даждьбог – дающий, а не требующий!

Радегаст

Радегаст (Редигость, Радигаст) — молниеносный бог, убийца и пожиратель туч, и вместе с тем светозарный гость, являющийся с возвратом весны. Земной огонь, признавался сыном Неба, низведенным долу, в дар смертным, быстролетною молниею, и потому с ним также соединялась идея почетного божественного гостя, пришельца с небес на землю.

Русские поселяне чествовали его именем гостя. Вместе с этим он получил характер бога-сберегателя всякого иноплеменника (гостя), явившегося в чужой дом и отдавшегося под защиту местных пенатов (т.е. очага), бога-покровителя приехавших из дальних стран купцов и вообще торговли. Славянский Радигость изображался с головою буйвола на груди.

Сварог

Семаргл

Одним из Сварожичей был бог огня — Семаргл, которого иногда по ошибке считают только небесным псом, охранителем семян для посева. Этим (хранением семян) постоянно занималось гораздо мелкое божество — Переплут.В древних книгах славян повествуется о том, как Семаргл появился на свет.

Еще про Тора:  Славянские Боги, языческий пантеон славян

Сварог ударил магическим молотом о камень Алатырь, высек из него божественные искры, которые разгорелись, и в их пламени стал виден огненный бог Семаргл. Он восседал на златогривом коне серебряной масти. Густой дым стал его знаменем. Где проезжал Семаргл, оставался выжженный след.

Таков он был в силе, но чаще выглядел тихим и мирным.Семаргл, Бог огня и Луны, огненных жертвоприношений, дома и очага, хранит семена и посевы. Может оборачиваться священным крылатым псом.Доподлинно неизвестно имя бога Огня, скорее всего, его имя настолько свято.

Еще бы, ведь этот Бог обитает не где-нибудь на седьмом небе, а непосредственно среди людей! Имя его стараются реже произносить вслух, заменяя иносказаниями. С Огнем славяне связывают возникновение людей. По некоторым сказаниям, Боги сотворили Мужчину и Женщину из двух палочек, между которыми разгорелся Огонь — самое первое пламя любви.

Семаргл не пускает в мир зло. Ночью он стоит на страже с огненным мечом и лишь один день в году Семаргл сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы, которая зовет его на любовные игры в день Осеннего равноденствия. А в день Летнего Солнцестояния, через 9 месяцев, у Семаргла и Купальницы рождаются дети — Кострома и Купало.

Семья

Здесь начинается самое интересное, ведь Дажьбог был женат поочерёдно сразу на трёх богинях! Первая его жена – это Майя-Златогорка. Как-то раз бог увидал её, приходящуюся сестрой Могучему Святогору, когда она спала. Он сразу же влюбился в неё и сделал ей предложение. Майя согласилась.

Поженившись, молодые собрались к горе Латырь, известной своей большой славой. По дороге Майя увидала гроб, который стоял в поле. Она не знала, что он заколдованный, легла в него, но уже не смогла встать. Бог пытался помочь своей молодой жене, но у него ничего не вышло.

Сыновья и внуки даждьбога

Только благодаря Богине Живе, что напоила его живою водой, возродился вновь к жизни Бог Дажбог, да стал сильнее пуще прежнего. От Богини Живы в Мир пришли – Кисек и Арий.

От первого сына родословную ведут такие народности – западные немцы и гессенцы. У Ария появились три сына: Кий, Хорив, Щек. Именно от них троих, по поверьям славян, происходят такие народности: чехи, сербы, киевские поляне. Еще Арий имел потомков – Леха и Крака, от которых произошли затем некоторые польские и мазовецкие племена.

У старшего сына Коляды в Мир пришел Радогост – внук Даждьбога. Это многим известный отец таких народов Родимичей, как вятичи, ободриты, руяне, ратари.

https://www.youtube.com/watch?v=XF6cgGiLI6U

У Богумира – сына Морены, родились дочери – Полева, Древа и Скрева. Это внучки Даждьбога, которые положили начало народностям: кривичи, древляне. А также народились правнуки – Рус, Скиф, Кимра, Хазар, Словен, Сева. Именно от этих последних уже пошли народности русов, словенов, хазаров, скифов, северян, а также киммерийцев.

Вот посему и поныне всех славян кличут потомками Бога Дажьбога, Тарха Перуновича! Считаем мы Бога Дажьбога одним из главных Богов славян.Лики славянских богов. Дажьбог (Даждьбог).
Лики славянских богов. Дажьбог (Даждьбог).

Хроники языческого капища или 20 лет царицынским славянским богам. часть 1.

Велес
Всего 47 фото

В апреле 2021 года я выложил в ЖЖ

серию из трех постов о курганах вятичей в Царицыно

, и, исследуя эти курганы, чудесным образом познакомился с главным волхвом Велимиром на языческом капище. Велимир поведал мне тогда много интереснейшей информации об этом славянском капище и, о родноверах, в частности. Мы обменялись тогда контактами и вот, в начале июня, мне от него на электронную почту пришло приглашение побывать на праздновании 20-тилетия этого самого капища. Получив разрешение снимать на этом любопытном мероприятии, я был воодушевлен, поскольку не имел четкого представления о современном язычестве, как и многие, и мне было крайне любопытно оказаться причастным к Действу и снять об этом репортаж.

Погода 14 июня 2021 года стояла изумительная. Яркое солнце, голубое небо,  летние кучевые облака, прохладный и комфортный ветерок настраивали на это необычное Событие. Главное – это понять, почувствовать, что Это!? Как Это!? Насколько меня как диссоциированного его участника увлечет это мероприятие и насколько все это окажется глубоким и впечатляющим для читателя моего журнала! Со всеми этими смутными вопросами я и отправился в воскресенье в Царицынский парк к языческому капищу, расположенному сейчас в пределах одной из курганных групп вятичей, живших в этих местах в XI-XIII веках.

Я разделил репортаж на две логичные части. В первой – общая обзорная информация, знакомство с историей юбиляра и его хрониками, а вторая – собственно – ритуалы и воззвания к богам. Да и информация, как я ни старался

уменьшить

ее текстовый объем выходила за рамки требований ЖЖ. Фотоматериала будет много, возможно кое-что можно было и не выкладывать, но главное для меня было другое – передать в фографиях моё личное ощущение мероприятия, поэтому для одних одно фото не будет иметь значение, для других – явится жемчужиной, так, что – как есть так есть)

Многие, наверное, не совсем представляют, как добраться до этого интересного места. А надо дойти до истоков Верхнего Царицынского пруда, перейти через симпатичный каменный мостик и углубиться по тропинке в лес, взяв немного левее от мостика и основных дорожек парка.
02.
Верхний Царицынский пруд
03.
Зов Леса

Идти вверх по склону не обременительно и совсем не долго – пара минут и тропинка сама вас выведет к языческому капищу, ставшему уже одной из достопримечательностей парка Царицыно, и также – к заросшим летними лесными травами курганам вятичей.
04.
Тропа
05.
Тропа к Предкам
06.
Курган. Царицыно.

И пока участники еще только собираются, мы с вами осмотримся на этом славянском капище, и прямо сейчас совсем немного коснемся истоков современного язычества, и я слегка порассуждаю по теме…)
07.
Царицынское языческое капище

Современное славянское язычество для обывателя априори выглядит таинственно, необычно и вызывает множество каких-то смутных неосознанных беспокойств. Оно и понятно, – традиционно церковь считает, что если ты молишься не в церкви и не православным святым – ты по определению обращаешься к бесам) Однако, не будем следовать штампам – все таки, всю свою историю человечество говорило с богами, обращалось к ним, верило в них, приносило им жертвы и получало в ответ то, что хотело, иначе этот процесс «заглох» бы в самом начале своего истока )

Человек интуитивно чувствовал, что кроме его человеческого сознания, существует в нем или вне него, нечто, что имеет непосредственную связь с его личным проявлением в этом мире, влияет на него, на все то, к чему живущий человек имеет отношение в своей манифестации в его теле. И человек хотел не многого – счастливой жизни, крепкого здоровья, большой  и здоровой семьи, обильного урожая, безопасности для всех своих близких и везения во всем.
08.
Языческое капище в Царицыно. Даждьбог.

Структура сознания человека устроена так, что вера определяет и творит реальность, что его окружает. И формирование в коллективном бессознательном человечества им самим неких божественных сущностей, что имеют определенные функции для воздействия на эту самую реальность является определяющим и привычным для человека. Если такая сущность-божество начинает получать подпитку от общности людей объединенных общей идеей и верой – происходит Чудо – человек получает ответы на заданные вопросы, получает помощь – идет взаимообмен энергиями – архетип божества растет, становится сильным и заинтересованным во внимании к нему этого человека или человечеобщности, а в конечном счете – в его энергии. Через бессознательные ресурсы человеку постепенно открываются и его способности взаимодействовать с миром на чувственном уровне, его интуиция обостряется и бессознательное человека получает возможность дать ему нужную информацию и осуществить его просьбы на уровне молитвы – процесса разговора с богом или со своей внутренней мудростью, как угодно. Так, в процессе тысячелетий формировалось представление человека о мире, мире в котором он существовал параллельно с другим миром – миром богов, миром сказаний и мифов.
09.
Языческие боги Лада и Велес. Царицынское языческое капище.

У всех народов существовали боги, которым приносились жертвы, существовали духи лесов, полей, рек, лугов и нахождение со всеми этими существами в гармонии и определяло все необходимые запросы человека. Также как существовали в греческом пантеоне боги, полу-боги, сатиры, нимфы, наяды и музы, так и в славянском было множество богов и духов ведущих свое происхождение от сил Природы. Каждый луг, роща, речка и симпатичная полянка имели свое божество и находиться в гармонии с этим невидимым миром и являлось для древних славян определяющим для гарантии продолжения их Рода, своей личной успешной и безопасной жизни, в частности.
10.
Подношение Велесу. Царицынское языческое капище.

Поэтому нахождение в современном московском городском парке языческого капища вовсе не удивительно, а естественно, поскольку человек по сути своей бессознательно стремиться наладить контакт со своим покровителем, духом Рода, ангелом-хранителем, покровителем, как хотите!) Он интуитивно стремится обратиться к Богу напрямую, минуя посредников, а значит к себе самому, к своей Внутренней Мудрости и Внутренней Силе, коих скрывает от нас эгоистичное и самовлюбленное Сознание.

На капище было удивительно тихо, спокойно, легко и комфортно. Большая поляна полностью вытоптана и, такое ощущение, что тщательно убрана и подметена… Попросив у духов и хранителей этого места разрешения на вход, я вступил в границы этого новейшего славянского капища. На капище много птиц, – они естественно привлечены принесенными дарами богам – зерну, хлебу, фруктам и орехам. Причем роль птиц еще будет мной упомянута во втором посте, поскольку, как впоследствии оказалось, они будут удивительным образом участвовать в грядущем Событии, являя собой знаки-ответы языческих божеств на взывание к ним.
11.

Души вятичей. Царицынское языческое капище.

Здесь находится три деревянных изваяния богов – идолы, как говорят сами язычники, с тремя соответствующими жертвенниками в виде вкопанных колод перед каждым божеством.

Давайте с почтением познакомимся со славянскими богами. Сразу скажу, что языческие боги именно этого капища претерпели множество страданий и изуверств от воинствующих безбожников и, возможно, и традиционных верующих, поэтому их лики сейчас смутны́ и обезображены. Ну, к волнующим хроникам этого капища мы еще вернемся попозже. Славянских богов великое множество и обзор в их полном количестве и их общая космогония не входит в тему нашего рассказа. Кто заинтересуется – к его услугам безбрежные просторы Интернета. Нас же интересует само капище, его изваяния, предстоящее Событие и собственные ощущения от пребывания здесь и самого действия язычников.

Это языческая богиня

Лада

. Она всегда понималась славянами богиней чувств, семьи и брака, богиней высокой человеческой духовности. Лада – это владение и обладание. Эта богиня дает человеку возможность обладать другим человеком (к примеру, женщине – найти свою вторую половинку). Лада, способна удовлетворить и иные вожделения людей, не обязательно эротического или семейного характера. Лада удовлетворяет страсти, удовлетворяет длительно мучившие желания, особенно когда они праведны и соответствуют жизни человека на земле. Главное пространство деяний Лады, это земная любовь. Как и все женские божества, Лада знаток магии. Известно множество, очевидно данных ею, любовных заклинаний. К Ладе обращались и при возвышенной любви, и в похоти. Лада – это любовь, лад, гармония жизни, а значит и ее красота.

12.

Славянская богиня Лада. Царицынское языческое капище.

Как мы видим, Лада щедро украшена подношениями, и как мы понимаем, в основном, от женщин. Ведь женщина как продолжательница рода, всегда интуитивно стремилась к магии, как к верному средству для успешных ро́дов, для мира и изобилия в семье, к любви и обладанию конкретным мужчиной. Именно поэтому в женщине пробуждается языческая славянская потребность мистически получить то, что она не может получить всуе.
13.

Лада. Царицынское языческое капище.
14.
Лада. Сокровенный разговор.

Как говорят сами родноверы – эти видимые нам приношения богине отнюдь не только от язычников, а в значительной степени – от обычных москвичей (читай москвичек). Богиня живет здесь уже своей полной жизнью, одаривая своим вниманием и милостью приносящих сюда свои просьбы и дары. Прямо перед нами уже формируется новый городской миф, что обретает свою глубокую силу на будущее…
Мне повезло – на голову изваяния неожиданно сел дятел и немного иронично и вызывающе по-позировал)
15.
Славянская богиня Лада. Царицынское языческое капище.

Все же – немного космогонии. Условно можно сказать, что белые славянские боги – созидатели принадлежат миру Прави, миру будущего, запредельного. Черные боги – разрушители принадлежат миру Нави. Мир Нави двойственен. В одной своей части он содержит гибельное зло. Но в другой, содержит все то, чье время на земле кончилось, или еще не началось. Навь обладает своей красотой и прелестью. Всякий раз, ностальгируя по ушедшему времени, мы общаемся с ней. Наконец, есть Явь. То, что соответствует текущему времени. Конечно, в нем действуют черные и белые боги. И явь оказывается гранью по которой проходят их конфликтные отношения. Граница благодатной Нави и Яви принадлежит богу Велесу, и он действует в двух этих планах.

Еще про Тора:  Славянские художники. Андрей Шишкин | Крамола

Велес – небесный пастух, тот, что пасет облака и ттворит облака по собственному желанию. Так же творится им скот и лесной зверь. Здоровье и судьба земного скота в его внимательных руках. Велес обитает не только на Небе. С легкостью он сходит в Землю и пребывает в ее теле. Велес как покровитель стад небесных и земных является и богом богатства, помогает продающим и покупающим. Он – главный хозяин Леса.
17.

Жертва Велесу

Велес – хозяин благого царства Нави. Наши предки, духи родов, оказываются во власти Велеса. На облаках – небесных ладьях – уносит он умерших в небесное царство, где достойные пашут небесный свод, и охотятся в небесных лесах. Во власти Велеса наши Деды, а значит, их мудрость и память. Об этой памяти поют, ее танцуют. Отсюда связь боянов и танцовщиц с Велесом. Велесу жертвуют, дабы он хранил души предков и питал добрую жизнь на земле.

Симаргл. Информация о нем – перед фото №32.
18.
Велес - Хозяин Леса
19.
Велес
20.
Жертва Велесу. Царицынское языческое капище.

Это Даждьбог – Солнце-Царь. Даждьбог – покровитель всех сирот, пастухов и странников, всех нуждающихся, страждущих и калек, он покровитель землепашцев, им дается, пища его – хлеб и соль. Даждьбог – каратель зла, холода, мрака, неправды и нечисти. Даждьбог – дед и первоцарь русского народа.
21.
Даждьбог. Царицынское языческое капище.

Русские – даждьбожие внуки. Дед (Даждьбог) научил славян пониманию красоты, возделыванию земли и установил брачные отношения. Более двух с половиной тысяч лет назад, князь предков славян носил титул Солнце-царя. Даждьбог – учитель. В затруднительных случаях, когда человеческих возможностей оказывается явно недостаточно, можно поймать взглядом солнечный луч и обратиться к Даждьбогу с просьбой о помощи. В руках у Даждьбога солярный символ солнечной стихии, Солнца, солнечных светлых (белых) богов.
22.
Даждьбог. Царицынское языческое капище.

Вот так, осматривая капище в Царицыно, мы и узнали о тех славянских богах, что стоят здесь и кто есть кто.
23.
Даждьбог. Царицынское языческое капище.

Постепенно собирались участники События. Их оказалось немного, но каждый представлял из себя интересную, любопытную и загадочную личность.
24.
Родноверы. Царицынское языческое капище.

Это Дионисий…
25.
Родноверы

…с сыном.
26.
Языческое капище в Царицыно.
27.
Родноверы. Царицынское языческое капище.
28.
Родноверы
29.
Родноверы. Царицынское языческое капище.

Наконец, появился волхв Велимир – лидер общины «Коляда вятичей» – харизматичный человек, с твердым пронизывающим взглядом, но, одновременно, мягким и добрым. С его появлением все изменилось и стало каким-то цельным. Велимир, облачившись в белые славянское одежды и встав в круг единомышленников, приступил к рассказу об истории Царицынского капища, коему исполнилось сегодня, как вы уже знаете, двадцать лет.
30.
Родноверы. Царицынское языческое капище.

История капища непроста и полна трагических и необычных событий. Первыми 14 июня 1995 года на горе за ручьем у курганной группы вятичей были установлены идолы богу Велесу и богине Ладе. У Велеса были большие бычьи рога, у ног же Лады изображен ребенок. Тогда же, славянские язычники, установившие Велеса и Ладу, назвались вятичами и образовали культурный центр «Вятичи». Его программа была тогда отражена тогда в «Русском языческом манифесте».
31.
Волхв Велимир. Двадцатилетие языческого капища в Царицыно.

Это эскизы идолов волхва Велимира, кто и вырезал их впоследствии лично. У Велеса рог, сума и Симаргл (Семаргл) – древнерусское языческое божество, на подоле. Велес – всех царей царь. Плетенка в которой запутался Симаргл отражает магию Велеса. Симаргл – таинственный славянский персонаж – это полу-гриф, полу-собака, полу-птица – вестник между земными и небесными мирами. У Лады кольцо в руке, поднятой к груди. Опущенная вниз рука лежит на животе. Орнамент подола платья Лады – символика влажного засеянного поля.
32.

Идолы Велеса и лады.jpg

Идолы были установлены на не используемым сейчас под капище месте, – немного ниже по склону – в 50-100 метрах от существующего в настоящее время.

Уже 5 ноября 1995 года произошло первое трагическое событие – вятичи обнаружили идолов поверженными – вывернутыми из земли с отпиленными головами, которые исчезли. Только через три года один рог Велеса был случайно обнаружен в дупле одного из деревьев Царицынского парка.

Летом 1996 года новые вятичи во дворе избы, по уже несуществующему адресу Воздушная, 15, которую занимал эколого-культурный центр «Царицыно», установили изваяние Даждьбога.
33.

Волхв Велимир. Двадцатилетие языческого капища в Царицыно.

28 сентября 1997 года, руководитель центра «Царицыно», давший некогда разрешение вятичам на установку идола неожиданно сподобился лично его спилить ручной пилой – он делал эти попытки неоднократно, но пила неизменно уходила в землю) Пытаясь вытащить, опять же лично, идола из земли этот человек практически надорвался и прекратил свои действия, однако позже в ультимативной форме приказал вятичам убрать Даждьбога с подотчетной ему территории. Зимой, в начале 1998 года Дадждьбог был перенесен на тоже место у курганов вятичей, где были установлены некогда поверженные Велес и Лада. Справа на фото – Велимир.
34.
Даждьбог - 1987 год

В марте 1999 года рядом с Даждьбогом были поставлены новые идолы Лады и Велеса изготовленные Велимиром.
35.
Лада - 1998 год

В ноябре 2002 года изображение Лады было вновь обезображено фанатиками и хулиганами – была порублена грудь и топором стесано лицо богини. Изваяние Даждьбога было повержено, истерзано, идола попытались сжечь, однако его лик не сгорел и уцелел. Велес оказался настолько тяжел для вандалов, что они у него смогли лишь стесать нос и уничтожить изображение Симаргла на подоле.
36.
Волхв Велимир. Двадцатилетие языческого капища в Царицыно.

С этим отпиленным ликом Велимир со своими последователями отправился к местному священнику Алексию Церкви Живоносный источник в Царицыно с насущным для вятичей вопросом, – почему это происходит со славянскими богами. Шума было много, прибыла милиция, сюжет даже снимало тогда RenTV) Священник был обескуражен ситуацией и сообщил, что в своих проповедях церковь никак не призывает рушить славянских богов… Но, что удивительно – акты массового вандализма на капище именно с этого момента стали более редкими и чисто эпизодически-хулиганскими)
37.
Волхв Велимир. Хроники языческого капища в Царицыно.

В марте 2003 года уже на новом выбранном месте – втором капище, в границах курганов вятичей, были установлены свежевырезанные изваяния Лады и Велеса, туда же вятичи перенесли и Даждьбога. В 2004 году случился очередной рецидив – Ладе стесали лицо, но оно было все же восстановлено Велимиром. С тех пор идолы Велеса, Даждьбога и Лады продолжали подвергаться  глумлению, но таких случаев, надо сказать, становились все реже и реже.
38.
Волхв Велимир. Хроники языческого капища в Царицыно.

Изваяние Лады стало подгнивать и некогда высокое изображение богини стало ниже на полтора метра – сгнившую подземную деревянную часть идола пришлось отпилить и врыть идола заново. Основание изваяния Даждьбога сейчас также подгнивает, несмотря на тщательную когда-то пропитку специальными материалами, также скоро придется и его подрезать… Велимир отметил, что идолы, однако, стоят на удивление долго и разрушение древесины не такое скорое каким могло бы быть.

Хроники Царицынского капища захватили всех присутствующих своим сюжетом, динамикой и трагичностью событий. Велимир вдохновенно и в деталях рассказывал об этой удивительной истории Царицынского капища, ее терниях и проявлениях, что я даже пожалел, что не взял с собой диктофон, – запомнить всю излагаемую им масштабную информациюв деталях было просто невозможно.
39.
Волхв Велимир. Хроники языческого капища в Царицыно.

Параллельно стоить отметить, что повествование волхва Велимира было не просто сюжетно-детективным – он рассказывал и об идеологии нового славянского язычества, взаимоотношении с многими современными славянскими сообществами, мероприятиях сообщества, о проводимых ритуалах и многому, многому другому. «Вятичи» сейчас официально называются языческой общиной “Коляды Вятичей”, объединившей с течением времени сообщества родноверов единых общей идеей и интересами.

Труды Волхва Велимира

Прошла и небольшая автограф-сессия)
42.
Волхв Велимир. Автограф-сессия.
43.
Волхв Велимир. Хроники языческого капища в Царицыно.
44.
Славянский бог Велес. Царицынское языческое капище.
45.
Лада
46.
Даждьбог. Царицынское языческое капище.
47.
Жертва Даждьбогу

Здесь мы на мгновение остановимся и во второй части моего рассказа продолжим и перейдем к ритуалам и общению с богами…

Источники:

Велимир (Николай Сперанский). Слово об идолах и святых местах языческой веры. “Коляда вятичей”. Троицк. 2021.
Велимир (Николай Сперанский). Книга природной веры. Книга 1, 2. “Самотёка”. Москва. МИД “Осознание”, 2021.

© Vladimir d’Ar

Вторая часть

Чернобог

Ярило

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector