Древо Рода: СВАСТИКА: солнечный символ

«коловрат»

В настоящее время некоторые русские неонацисты[121], националисты и неоязыческие[122][123] приверженцы фолк-хистори используют для свастики, включая её восьмилучевую прямоугольную вариацию, название «коловрат».

Ему приписывается «древнеславянское языческое» происхождение. Утверждается, что корень слова «коло» по др.-рус. означает «солнце». Однако не существует ни одного этнографического источника, подтверждающего это[8][15]. «Коло» в славянских языках имеет иные значения[21][22]. Слово «коловрат» — неполногласное, что означает его происхождение из церковнославянского языка, а не из древнерусского[124].

Рисунок восьмилучевой прямоугольной вариации свастики впервые зафиксирован в 1923 году у польского художника Станислава Якубовского[pl] на одной из его гравюр по языческим мотивам.

Сам он называл символ «солнышко» (польск.słoneczko)[125][126]. Характер его рисунков имел псевдонаучные признаки и являлся художественным вымыслом[127].

Первым славянским неоязычником-националистом, назвавшим в начале 1990-х годов четырёхлучевую свастику «коловратом», а позже перенёсшим название на введённую им восьмилучевую прямоугольную свастику, был бывший диссидент и один из основателей русского неоязычества А. А.

Добровольский («волхв» Доброслав)[128]. По мнению религиоведа Р. В. Шиженского, Доброслав воспринял идею свастики из работы[129] этнолога и нацистского идеолога Г. Ф.

Вирта, первого руководителя Аненербе[130]. Восьмилучевой «коловрат», якобы языческий знак Солнца, Добровольский (1996) объявил символом бескомпромиссной «национально-освободительной борьбы» против «жидовского ига»[131].

По мнению Добровольского, смысл «коловрата» полностью совпадает со смыслом нацистской свастики[132]. Этот символ стал наиболее распространённым у русских неоязычников.

В этой среде популярна идея, что германские нацисты якобы украли свою символику, включая «коловрат», а также саму «ведическую религию», у славян[133][132].

Америка

В Северной Америке свастика встречается в археологических материалах миссисипской культуры[59] и датируется 1000[60]-1550 годами н. э.[61][62] Доказательством древности символа там служат находки в горах Хоупвел (округ Росс, Огайо)

В колониальный и современный период символ свастики известен у большинства индейских народов Северной Америки. Исключением являются регионы побережья Тихого океана, Аляски и севера Канады.

В Южной Америке встречается свастический орнамент в декоративном искусстве предположительно VII—IX века периода культуры Наска в Перу[63].

Свастику считали древним символом центрально-американские индейцы гуна и использовали его на флаге при создании республики Туле[64].

В доколумбовой Америке свастика считалась эмблемой бога Солнца[31], поэтому изображение птицы со свастикой на груди, как и птицы с крестом, трактовалось в эпоху бронзы как символ солнечного божества или как «громовая птица»[32]. По мнению А.

Ближний восток

Первые изображения отдельного символа найдены в Анатолии и Месопотамии и датируются VII—V тысячелетиями до н. э.[49][32]

Одна из древнейших форм свастики — малоазийская, в виде фигуры с четырьмя крестообразными завитками. Ещё в VII веке до н. э. в Малой Азии были известны изображения, подобные свастике, состоявшие из четырёх крестообразно расположенных завитков — закруглённые концы являются знаками циклического движения.

Интересны совпадения в изображении индейских и малоазиатских свастик (точки между ветвями свастики, зубчатые утолщения на концах)[32]. Другие ранние формы свастики — квадрат с четырьмя растениевидными закруглениями по краям — являются знаком земли, также малоазийского происхождения[32].

Древнейшее известное изображение свастики (с прямыми углами) найдено в Арпачии (на севере Ирака) халафской эпохи и датируются V тысячелетием до н. э.[5] Также свастика обнаружена на глиняных сосудах из Самарры (центральный Ирак), также V тысячелетия до н. э.

Много образцов свастики было обнаружено при раскопках ТроиГенрихом Шлиманом. Он обратился к профессору Мюллеру М., опубликовав его разъяснения про свастику в своём «Илиосе»[41][50].

Европа

На мезинской стоянке (Черниговщина) найден браслет из мамонтовой кости с первым зафиксированным протосвастическим орнаментом[10]. Позже свастические мотивы встречаются в тшинецкой, срубной, абашевской и андроновской культурах[69].

Многочисленны находки с изображениями свастики на предметах трипольской культуры[70].

Начиная с эпохи неолита свастические мотивы встречаются южных и частично восточных районах Европы, получают широкое распространение в период позднемикенского бронзового века[45].

Известна древнекритская закруглённая свастика из растительных элементов.

Свастика изображалась в дохристианских римских мозаиках и на монетах Кипра и Крита.

Встречается на могильных урнах этрусков и фракийцев[71].

Свастика украшает греческие сосуды геометрического стиля, целый ряд греко-римских архитектурных сооружений, в том числе Алтарь Мира[72] императора Августа. У греков свастика ассоциировалась с буквой Γ (Гамма) и именовалась чаще всего «Гаммадион», также «тетрагаммадион» («четырехгаммник»).

В средневековой Европе применялась в геральдике[73]. Весьма схож по форме со свастикой баскский крест (лаубуру).

В латышской культуре являлась одним из символов бога-громовержца Перконса[45].

В 1926 году вышла первая часть фундаментального этнографического исследования по народному костюму Русской Мещёры Б. А. Куфтина (1892—1953)[74]. Издание содержало богатый иллюстративный материал, в том числе и со свастическими орнаментами.

Здания и сооружения в форме свастики

Комплекс 320—325 (англ. Complex 320-325) — одно из зданий военно-морской базы десанта в Коронадо (англ. Naval Amphibious Base Coronado), в заливе Сан-Диего, Калифорния.

База находится под управлением военно-морских сил США и является центральной тренировочной и операционной базой специальных и экспедиционных сил (32°40′34″ с. ш. 117°09′28″ з. д.HGDenver International Airport) выполнены в виде свастики при наблюдении сверху (39°51′42″ с. ш. 104°40′23″ з. д.HGЯOL).

Иудаизм и христианство

На территории современного Израиля изображения свастики обнаружены при раскопках в мозаиках древних синагог. Так, синагога на месте древнего поселения Эйн Геди в районе Мёртвого моря, где мозаичными изображениями свастики украшены полы[75], датируется V—VI веками н. э., а синагога на месте современного кибуца Маоз Хаим на Голанских высотах действовала в период между IV и XI веками.

Свастика известна из развалин синагог Эдд-Дикке у озера Киннерет[54]. В синагоге Хартфорда в США свастичная мозаика присутствовала на полу до Второй мировой войны[76].

Свастика использовалась в еврейском каббалистическом учении[5].

В раннем христианстве свастика была известна как гаммированный крест (гамма́дион), но затем была вытеснена крестом[48][77].

Свастика присутствует на мозаике, устилающей пол Базилики Рождества Христова в Вифлееме. Она изображена среди фрагментов древнейшего мозаичного пола, сохранившиеся от первоначальной базилики времён императора Константина Великого и его матери Елены (храм заложен в 320-х годах по указанию императора Константина).

Внутри свастики находится квадрат, посередине которого видна надпись: греч.ΪΧΘΥΣ — «рыба», это слово использовалось в раннехристианской символике как аббревиатура: «Иисус Христос Божий Сын Спаситель»[78].

Сведения о свастике как о христианском символе и варианте креста рассматривалась учёными XIX века[79][80][81][12].

На куполах некоторых русских церквей XV—XVI веков (церковь Иоанна Предтечи в Дьяково, Василия Блаженного, церковь Рождества Богородицы в Путинках) присутствует схожий со свастикой орнамент[8], спирально овивающий купол с осью на его вершине — кресте.

Свастика присутствовала на иконах[83]. Вышитая на одежде, могла иметь определённое обережное значение.

В 1940-е годы из-за аналогии с символом нацизма изображения со свастикой убирались, на одежде зашивались[8].

Лесная свастика

Лесная свастика — лесопосадка в форме свастики. Встречаются как на открытой местности в виде соответствующей схематичной высадки деревьев, так и на территории лесного массива. В последнем случае, как правило, используется сочетание хвойных (вечнозелёных) и лиственных (листопадных) деревьев.

До 2000 года лесная свастика существовала к северо-западу от поселения Церников, в районе Уккермарк, в земле Бранденбург на северо-западе Германии.

На склоне холма недалеко от деревни Таш-Башат в Киргизии, на границе с Гималаями, находится лесная свастика «Эки Нарин» (41°26′50″ с. ш. 76°23′30″ в. д.HGНа русском языкеБагдасаров Р. В. Мистика огненного креста. Изд. 3-е, доп. и исправл. — М.: Вече, 2005. — 400 с. — ISBN 5-9533-0825-6.Багдасаров Р. В.Свастика: священный символ. Этнорелигиоведческие очерки. — Изд. 2-е, исправл. — М.: Белые Альвы, 2002. — 432 с. — 3000 экз. — ISBN 5-7619-0164-1.Большой оксфордский толковый словарь английского языка = Oxford School Dictionary: 45000 слов и выражений / Под ред. А. Делаханти и Ф. Макдональда. — М.: Астрель, АСТ, 2005. — 808 с. — 3000 экз. — ISBN 5-17-031069-2, ISBN 5-271-11703-0.Генон Р. Символы священной науки / Пер. с франц. Ника Тирос. — М.: Беловодье, 2002. — 496 с. — 3000 экз. — ISBN 5-88901-008-5.Генон Р. Символика креста / Пер. с франц. Т. М. Фадеевой и Ю. Н. Стефанова. — 2-е. — Прогресс-Традиция, 2008. — 704 с. — 1500 экз. — ISBN 5-89826-196-6.Генон Р. Символизм креста. — М.: Беловодье, 2008. — 224 с. — ISBN 5-93454-095-2.Голан А. Свастика // Миф и символ = Myth and Symbol. Symbolism in Prehistoric Religions : Иерусалим 1991. — М. : Русслит, 1993. — С. 119—122. — фрагмент текста (отличается от печатного)Городцов В. А. Археология. — М.; Пг.: Госиздат, 1923. — Т. 1. Каменный период.Гудрик-Кларк Н. Оккультные корни нацизма. Тайные арийские культы и их влияние на нацистскую идеологию. — СПб.: Евразия, 1995.Драчук В. С. Системы знаков Северного Причерноморья. Тамгообразные знаки северопонтийской периферии античного мира первых веков нашей эры. — К.: Наукова думка, 1975. — 176 с. — 10 000 экз.Елинек Ян. Большой иллюстрированный атлас первобытного человека. — Прага, 1985.Ивановская В. И. Орнаменты Древней Америки. — 2006.Керн Г.Лабиринты мира / Пер. с англ. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 432 с. — (Энциклопедии). — 5000 экз. — ISBN 978-5-352-02036-4.  (недоступная ссылка)Куфтин Б. А. Материальная культура Русской Мещёры. Часть 1. Женская одежда: рубаха, понёва, сарафан. — М., 1926.Рыжакова С. И.Свастика // Язык орнамента в латышской культуре. — М.: Индрик, 2002. — С. 106—113. — 16 илл., 408 с. — ISBN 5-85759-190-2.Свастика // Сафлор — Соан. — М. : Советская энциклопедия, 1976. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 23).Свастика // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.Трифонова Л. В. Декоративно-прикладное искусство Пудожья и Заонежья в собрании музея «Кижи». — Петрозаводск: ФГУП Истор.-архит. и этнограф. музей-запов. «Кижи», 2004. — 96 с. — 2000 экз. — ISBN 5-9900343-1-8.Уилсон Т.История свастики с древнейших времён до наших дней = The Swastika: The Earliest Known symbol and Its Migrations / пер. с англ.: А. Ю. Москвин. — Н. Новгород: Книги, 2008. — 528 с. — ISBN 978-5-94706-053-9.  (недоступная ссылка)Шнирельман В. А.Арийский миф в современном мире. — М.: Новое литературное обозрение, 2021. — (Библиотека журнала «Неприкосновенный запас»).На других языкахd’Alviella E. G.[en], comte.The Migration of Symbols. — Westminster: Archibald Constable and Co, 1894. — 331 p.Enthoven R. E. The Folklore of Bombay (англ.). — London: Oxford University Press, 1924. — P. 40–45.Jaeger K. Zur Geschichte und Symbolic des Hakenkreuzes. — Leipzig, 1921.Mackenzie D. A.[en].The Migration of Symbols. — Routledge, 2021. — 244 p.Wilson T.The swastika, the earliest known symbol, and its migrations : with observations on the migration of certain industries in prehistoric times = United States. National Museum. Annual Report. — Washington, D.C: Smithsonian Institution, 1894. — 761 p.
Поволжье, Кавказ и Закавказье
В Закавказье встречается с XVI века до н. э., на Северном Кавказе с I тысячелетия до н. э., наиболее древние находки расположены в районе между Дагестаном, Чечено-Ингушетией и Грузией[48].Свастику можно увидеть[источник не указан 2376 дней] на камнях Ингушских башен, культовых строений и могильников (некрополей), располагающихся в периметре башенных комплексов, построенных в период между X и XVII веками нашей эры.Такие комплексы расположены преимущественно в Джейрахском районеИнгушетии, в небольшом количестве имеются также в Сунженском районе Ингушетии. Круговая свастика в виде трехлучевого солярного знака является одним из национальных символов ингушей и помещена на флаге и гербе Ингушетии.Изображение свастики можно видеть на некоторых исторических памятниках в Чечне, в частности, на древних склепах в Итум-калинском районе Чечни (так называемый «Город мёртвых»). В доисламский период свастика являлась символом бога Солнца у чеченцев-язычников (Дэла-Малх).Такие петроглифы представлены в форме креста отображение свастики, с загнутыми концами на ней показано движение солнца по небосводу. Вероятно, культ Солнца был развит среди нахов с III—II тысячелетия до н. э. до конца I тысячелетия н. э.Древняя прямоугольная свастика выполнена в гравировальной форме на входном проёме жилой башни в поселении Химой. Криволинейная свастика выбита на одном из камней жилой башни в селении Итум-Кали, на жилой башне в поселении Зенгали (западная Чечня).Ранние изображения свастики на территории нынешнего Азербайджана встречаются в образцах наскальной живописи Гобустана, относящихся к VI—V тысячелетиям до н. э. На азербайджанских коврах изображение свастики используется в качестве заполняющего элемента композиции срединного поля.Солярный знак является одним из элементов башкирского орнамента. Им украшаются еляны, разновидность верхней одежды, служит в качестве тамги некоторых родов, например, кубулякского. У башкир свастика является символом солнца и плодородия[68].
Правосторонняя и левосторонняя («свастика» и «саувастика»)
Имеются существенные разногласия среди исследователей, относительно утверждения, что правосторонняя и левосторонняя свастики различаются смыслом.
Свастика на знамёнах может быть видна с разных сторон по-разному. Кроме того, если мы по концам свастики определяем направление, то это будет одно, если по углам — это будет другое. Есть древние изображения с концами, повёрнутыми в одну и затем в другую сторону (в трипольской культуре, в индуизме).При таком различии направления свастику делят на дуальности: «левый — правый», «женский — мужской», «добрый — недобрый». Знак свастики с загибом концов креста влево («женский») символизировал полёт солнечной птицы осенью и зимой на север, а с загибом вправо («мужской») — весной и летом на юг, возможно, символизируя два полугодовых состояния солнца[40]. Свастика предполагает и идею движения в двух направлениях: по часовой и против часовой стрелки.В древнеиндийских писаниях различают мужскую и женскую свастики, изображавшие двух женских, а также двух мужских божеств[34]. По мнению А. Голана, эти данные согласуются с дихотомиями (оппозициями) «левый — правый» и «женский — мужской»[34], подобно «Инь» и «Ян».В энциклопедии «Британника» говорится о чётком различии направления в индуизме, где изображение с «вращением» против часовой стрелки называют саувастикой (реже — совастикой, англ. sauvastika)[2].Генрих Шлиман, обнаруживший много образцов свастик при раскопках найденной им Трои, и профессор-индолог М. Мюллер, в опубликованных Шлиманом разъяснениях, в 1880 году также ограничивали термины «свастика» и «саувастика» индуизмом, возражая против применения их к похожим западным символам, которые называли просто «знаками»[41].Они также связывали направления свастики с дихотомиями, согласно индийской традиции. Р. Багдасаров отмечает, что подобной трактовки придерживались и другие авторы, в частности индолог Чарльз Бирдвуд[42][43].Также Багдасаров отмечает, что большинство учёных давно сомневаются, что право- и левосторонние виды свастики следует именовать по-разному[43], и что чётких значений у «левой» и «правой» свастик нет даже на территории Индии, не говоря о других культурах[9].[⇨]По данным А. Голана, в русской традиции правая и левая свастика трактуются несколько иначе: одна обозначает движение по солнцу и символизирует добро, другая — движение против солнца и считается недобрым знаком (в данном случае оппозиция «добрый — недобрый» соотносится с «мужской — женский»).[34]
Примечания
↑ 12Делаханти, Макдональд, 2005, с. 691.↑ 123Swastika (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online. Дата обращения: 28 января 2021.↑ 12Уилсон, 2008, глава «Имена и определения свастики», с. 13-14, со ссылкой на:Dumoutier G., Le Swastika et la rou? solaire dans les semboles et dans lts caractereres chinois // Revue d’Ethnographie. — v. IV, 1885. – P. 239 ;Проф. Уитни, статья в «Словарь столетия» ;Шлиман Г. Илиос = Ilios. — 1880. — с. 347 — цитировавший в книге Мюллера М..↑ 123456БСЭ, 1976.↑ 12345678910111213141516Шнирельман, 2021.↑Борисов И. В.Свастика как эмблема: современный взгляд // Геральдика в прошлом, настоящем и будущем. 2000. — С. 6—9.↑Так, свастика изображена на мозаике в Базилики Рождества Христова в Вифлееме (Rollin, Henri. L’Apocalypse de notre temps. Paris: Gallimard, 1939. P. 69).↑ 12345678910111213141516Багдасаров, Роман; Дымарский Виталий, Захаров Дмитрий.Свастика: благословение или проклятие (неопр.). “Цена Победы”. Эхо Москвы. Дата обращения: 7 апреля 2021.Архивировано 23 августа 2021 года.↑ 123Багдасаров, 2005.↑ 123Багдасаров, 2005, с. 52.↑Burnouf E. Le Lotus de la Bonne Loi. — P., 1852.↑ 1234Багдасаров, 2005, с. 38.↑d’Alviella, 1894.↑ 123Уилсон, 2008, глава «Имена и определения свастики», с. 15.↑ 12Багдасаров, 2002, раздел «Русские имена свастики».↑Waring, J. B. Ceramic art in remote ages. — London, 1874.↑Greg R.P., The Fylfot and Swastika // Archaeologia, vol. 48.2, — 1885, — c. 298↑d’Alviella, 1894, p. 50.↑РНЕ. Символика организации (неопр.). Русское национальное единство (2000). Дата обращения: 7 мая 2021.Архивировано 15 марта 2021 года.↑Несколько слов о значении отдельных символов герба ССО СРВ (неопр.). Союз славянских общин славянской родной веры. Дата обращения: 7 мая 2021.Архивировано 1 апреля 2021 года.↑ 12Kolo; kolovortъ; кolovьrtъ // Этимологический словарь славянских языков. Праславянский лексический фонд / под ред. О. Н. Трубачёва. — М.: Наука, 1983. — Вып. 10 (*klepačь — *konь). — С. 141—144, 149, 150.↑ 12Коло // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.↑d’Alviella, 1894, p. 45.↑Stephens, «Old Northern Runic Monuments», II, p. 509; Haddon, «Evolution in Art», p. 288; Мюллер Л. Det saakaldte Hageker’s Anvendelse og Betydning i Oldtiden. Kopenhagen, 1877.; Мюллер Л. Кольцеобразные, крестообразные и крылатые символы в религиях народов мира = Religiese symboler at stieme-, korsog circel-form hos oldtiens kulturfolk. Kebenhavn, 1864. (Danske vidensk. selskabs skrifter. R. 5. Bd.3. S. 60-149).↑Городцов, 1923.↑Елинек Ян. Большой иллюстрированный атлас первобытного человека. Прага, 1985.↑Багдасаров, 2005, с. 36.↑Dechelette J. Manuel d’archeologie prehistorique. P. 1908/10: a — t. 1; b — t. 2. — P. 454.↑Голан, 1993, со ссылкой на: Bauerreiss R. Arbor Vitae, der Lebensbaum. – Munchen, 1938. — P. 454, с. 122.↑Голан, 1993, со ссылкой на: Hodge A. T. Why was the double axe double? — AJA, 1985, v. 89, N 2. — P. 120, с. 122.↑ 12Danzel T.-W. Handbuch der prakolumbischen Kulturen in Latinamerika. — Hamburg, 1937. — P. 57↑ 12345678910Голан, 1993, с. 121.↑ 12Багдасаров, 2005, часть 10 000 последовательностей (Китай).↑ 12345Голан, 1993, с. 122.↑Mackenzie D. A.[en] The Migration of Symbols and their Relations to Beliefs and Customs. — NY: Alfred A. Knopf, 1926. — P. 13, 40↑Багдасаров, 2002, части «Рождение свастики (полярная гипотеза)», “Вокруг свастики” и др..↑Плахотнюк В.Земные и небесные тайны солнечной свастики // Техника-молодежи. — 1998. — Вып. 11/12.↑Иллюстрация свастики с алхимическими элементами, зодиаком, стихиями, и элементалями стихий:Бургон Т. Г.Свет Египта = The Light of Egypt : изд. 1889, пер. на рус. 1908-1914 / отв. ред. С. М. Стерденко. — М. : REFL-book, 1994. — Т. 1. — С. 208. — 624 с. — ISBN 5-87983-001-2. ;Поль Седир. Магические зеркала = Les Miroirs magiques : 1894, 3-е изд. 1907 / пер. А. В. Трояновского, 1907. — Оккультизм и магия. — М. : ТОО «Клышников, Комаров и К°», 1993. — С. 182. — ISBN 5-8517-022-9(ошибоч.).↑Stewart, Ian.Life’s Other Secret: The new mathematics of the living world (англ.). — Penguin, 1999.↑Голан, 1993, со ссылкой на: Hewitt J. F. Primitive traditional history. — L., 1907. — P. 119, 329, с. 122.↑ 12Шлиман Г.Глава VII Третий, сожженный город // Илион. Город и страна троянцев / пер. Чехонадская Н. Ю.. — 2009. — Т. 1. — ISBN 978-5-9524-4574-1.↑Birdwood Ch. Old Records of the India Office. L., 1891. — p. XI—XI↑ 12Багдасаров, 2002, «Вокруг свастики».↑Голан, 1993, «Первые свастические рисунки появились на раннем этапе сложения символики переднеазиатских неолитических культур. Свастикоподобная фигура 7 тыс. до н. э. из Малой Азии…», с. 121.↑ 123456Рыжакова, 2002, с. 106—113.↑Багдасаров, 2002, гл. «Вынашивание свастики (мезинская культура)».↑Рыжакова, 2002, со ссылкой на Кулакова В. И., с. 106—113.↑ 12345Голан, 1993, с. 120.↑Багдасаров, 2005, с. 66.↑Уилсон, 2008, глава «Имена и определения свастики», с. 18.↑Лордкипанидзе, Отар, Наследие Древней Грузии, Тбилиси, «Мецниереба», 1989, С. 133↑Kalpana Sunder. The ancient symbol that was hijacked by evil. BBC. 17.08.2021.↑ 123Godwin, Joscelyn. Arktos. The Polar myth in scientific symbolism, and Nazi survival. London: Thames and Hudson, 1993. P. 51—52, 147—149.↑ 12345Solomos, J. and Back L. Racism and society. London: MacMillan Press, 1996. P. 147—150.↑Freed, Stanley A. and Ruth S. Freed. Origin of the swastika // Natural History. Vol. 89. no. 1. 1980. P. 68—75.↑Багдасаров, 2005, с. 43.↑Багдасаров, 2005, с. 47.↑Багдасаров, 2005, часть Свастика в боне.↑Amelia M. Trevelyan. Miskwabik, Metal of Ritual: Metallurgy in Precontact Eastern North America. The University Press of Kentucky. 2004. p. 256↑ 12Багдасаров, 2005, с. 130.↑Средняя миссисипская культура, датировка: 1250—1350 н. э.↑Поздняя миссисипская культура, датировка: 1400—1550 н. э.↑British Museum — bag↑ 12Багдасаров, 2005, с. 11.↑Исалабдуллаев М. А. Мифология народов Кавказа. — Махачкала: КСИ, 2006↑Ильясов Л. М.Петроглифы Чечни / Чеченский государственный университет. 2021.↑[http://irs-az.com/new/pdf/202108/1440593278034155093.pdf Азербайджанский ковер:
происхождение и символика] (неопр.).↑Хисамитдинова Ф. Г. История и культура Башкортостана. С. 220.↑Багдасаров, 2005, с. 57.↑Багдасаров, 2005, с. 70—71.↑Багдасаров, 2005, с. 40.↑Свастика (неопр.). www.symbolist.ru. Дата обращения: 20 мая 2021.↑Багдасаров, 2005, с. 9.↑Куфтин Б. А. Материальная культура Русской Мещеры. Часть 1. Женская одежда : рубаха, понёва, сарафан. — М. : 1926.↑Национальный парк Древняя синагога в Эйн Геди.↑Багдасаров, 2005, с. 8.↑Ramsay A. M. The early christian art of Iasura Nova. JHS, 1904, v. 24. — P. 271—284↑Лисовой Н. Н.Откровение Святой Земли. — 2-е изд., испр. и доп.. — Москва: ДАРЪ, 2021. — 476 с. — ISBN 978-5-485-00372-2.↑Мортилье Г.. Знак креста до Христианства = Le signe de la croix avant la Christianisme. — P., 1866.↑Бурнуф Э.. La science des religions. — P., 1872.↑М. Мартиньи[en]. Словарь христианских древностей = Dictionnaire des antiquites chretiennes. — P., 1865. — р. 214. — Обобщивший труды Д. Б. де Росси и других специалистов в области христианских древностей и катакомб Рима и Неаполя.↑Augustini Anionii Ceorgii, fr. Alphabetum Tibetarium. — R., 1762. — р. 211, 460, 725; 548, р. 10↑Багдасаров, 2002.↑ 12Weissmann, Karlheinz. Schwarze Fahnen, Runenzeichen. Die Entwicklung der politischen Symbolik der deutschen Rechten zwischen 1890 und 1945. Dusseldorf: Droste, 1991. S. 135—137, Taf. XI.↑Furness R.Zarathustra’s Children: A Study of a Lost Generation of German Writers. — Camden House, 2000, 2000. — P. 92. — 220 p. — (Studies in German literature, linguistics, and culture). — ISBN 1571130578, ISBN 9781571130570.↑ 12Marquardt M., Störmer-Caysa U., Heimann-Seelbach S., Träger C. Kritische Fragen an die Tradition : Festschrift für Claus Träger zum 70 Geburtstag. — Heinz: Akademischer Verlag, 1997. — P. 203. — 618 p. — О Ричарде Моррисоне и Блаватской и о других последователях.↑Decker R, Dummett M.A History of the Occult Tarot, 1870-1970. — Duckworth, 2002. — P. 45.↑Блаватская Е. П.Svastika // Theosophical Glossary.↑Rollin, Henri. L’Apocalypse de notre temps. Paris: Gallimard, 1939. P. 61—62.↑Замойский Л. П. За фасадом масонского храма. М. : Политиздат, 1990. С. 182.↑Был помечен 17/30 апреля — датой заключения Николая II, Александры Фёдоровны и их дочери Марии.↑Пьер Жильяр. Тринадцать лет при русском дворе. — М.: «Захаров», 2006. — 272 с. — ISBN 5-8159-0566-6.↑Багдасаров, 2005, с. 13.↑«Сейчас это кажется дикостью» Как немецкий барон боролся с советской властью и мечтал стать новым Чингисханом (неопр.). Лента.ру (5 февраля 2020).↑Эмблема Кока-колы.↑Sweden: ASEA logo.↑Весь Петроград на 1917 год, адресная и справочная книга г. Петрограда. — Петроград: Товарищество А. С. Суворина – «Новое время», 1917. — С. 26 рекламного блока. — ISBN 5-94030-052-9.↑Der beobachter : Beilage zur Armeezeitung [= Приложение Армейской газеты]. — Вильнюс, 1917. — № 89, от 2 декабря. — (Zeitung der 10. Armee = Газета 10-й армии (Германская империя)[en] ; № 430).↑История свастики на финской государственной символике = Kunniakas hakaristimme (неопр.) (16 мая 2006). Дата обращения: 7 июня 2021.Архивировано 4 марта 2021 года.↑Николаев Р.Советские «кредитки» со свастикой? (неопр.). Сайт «Бонистика». — статья также публиковалась в газете «Миниатюра» 1992 №7, с.11.. Дата обращения: 24 июня 2009.↑Евгений Жирнов.Право ношения свастики присвоить всем красноармейцам // Журнал «Коммерсантъ-Власть». 01.08.2000. — № 30 (381).↑ЛЮНГТН↑Ионина Н. 100 великих наград. М. : «Вече», 2003. ISBN 5-9533-0557-5↑Васильченко А. В. Ярославский мятеж. — М.: «Пятый Рим», 2021. — 336 с. — ISBN 978-5-9500936-6-1.↑”The Great Aryan Myth,” Knight Dunlap, The Scientific Monthly. Vol. 59, No. 4 (Oct., 1944), pp. 296—300.↑Devdutt Pattanaik: Leveraging the Aryans (неопр.).↑Mish, Frederic C., Editor in Chief Webster’s Tenth New Collegiate Dictionary Springfield, Massachusetts, U.S.A.: 1994. — Merriam-Webster See original definition (definition #1) of “Aryan” in English. P. 66.↑Шнирельман В. А.Арийский миф в современном мире. — М.: Новое литературное обозрение, 2021. — (Библиотека журнала «Неприкосновенный запас»).↑Goodrick-Clark, Nicholas. Hitler’s priestess. Savitri Devi, the Hindu-Aryan myth, and Neo-Nazism. New York: New York University Press, 1998. P. 23—24, 34.↑ 123Quinn, Malcolm. The swastika. Constructing the symbol. London and New York: Routledge, 1994. P. 4, 22—25.↑Васильченко А. Оккультный миф III Рейха. М. : Яуза-Пресс, 2008. С. 350—384.↑Гудрик-Кларк Н. Оккультные корни нацизма. Тайные арийские культы и их влияние на нацистскую идеологию. СПб. : Евразия, 1995 С. 123.↑Phelps, Reginald H. 1963. „Before Hitler came“: Thule society and Germanen Orden // Journal of Modern History. Vol. 35, no. 3. P. 250.↑Shirer, William. The Rise and Fall of the Third Reich. London, 1960 = Ширер У. Взлёт и падение Третьего рейха / Пер. с англ. коллектив переводчиков / С предисловием и под ред. О. А. Ржешевского. М. : Воениздат, 1991. 653 с.↑Гудрик-Кларк, 1995, с. 169—170.↑History of the Swastika (неопр.). United States Holocaust Memorial Museum. Дата обращения: 9 мая 2021.↑A., AleksandraPlanted in 1933 this mysterious forest swastika remained unnoticed until 1992 – it was then quickly cut down (неопр.). The Vintage News (18 March 2021). Дата обращения: 10 сентября 2021.↑Багдасаров, 2005, с. 7.↑Демонстрация нацистской символики без целей пропаганды не должна трактоваться как нарушение закона о противодействии экстремизму — на сайте Роскомнадзора.↑Swastika. ADL.↑McKay, George.Subcultures and New Religious Movements in Russia and East-Central Europe. — London, 2009.↑Pilkington H.; Popov A.Understanding Neo-paganism in Russia: Religion? Ideology? Philosophy? Fantasy? // In George McKay (ed.). Subcultures and New Religious Movements in Russia and East-Central Europe (англ.). — Peter Lang, 2009. — 282 p. — ISBN 9783039119219.↑Laruelle, Marlène.The Rodnoverie Movement: The Seach For Pre-Christian Ancestry And The Occult // The New Age of Russia. Occult and Esoteric Dimensions (англ.) / Brigit Menzel; Michael Hagemeister; Bernice Glatzer Rosenthal (eds.). — Munich: Kubon & Sagner, 2021. — P. 293—310. — ISBN 9783866881976.↑Иванов В. В.Полногласие // Лингвистический энциклопедический словарь / Главный редактор В. Н. Ярцева. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с. — ISBN 5-85270-031-2.↑Prasłowiańskie motywy architektoniczne (польск.) (1923). Дата обращения: 8 мая 2021.↑Сергей Калмыков.Шестая колонна: язычники-родноверы, Майдан и русские национал-радикалы (неопр.) (30 апреля 2021). Архивировано 2 июня 2021 года.↑иерей Александр Брижан.Коловрат и слонечко (неопр.). Сайт храма во имя великомученика и целителя Пантелеимона в ст. Каневской. Дата обращения: 8 мая 2021.Архивировано 14 ноября 2021 года.↑Добровольский А. А. (Доброслав) Русский ответ на «еврейский вопрос» (1990), Волхвы — вещуны — оборотни (1992), Слава Яриле! (1995), Радость солнцепоклонника (1999)↑Вирт Г. Ф.Хроника Ура-Линда. Древнейшая история Европы / Пер. с нем., вступ. статья и прим. А. В. Кондратьева. — М.: Вече, 2007. — С. 454. — Примечание № 201 к стр. 224 и др.↑Шиженский Р. В.Опыт сравнительного анализа текстов А. А. Добровольского и Г. Ф. Вирта (к вопросу об источниковой базе российских неоязычников). — 2021. — 13 апреля. Архивировано 8 мая 2021 года.↑Доброслав. Природные корни русского национального социализма // Русская Правда. 1996. Спецвыпуск № 1 (3). С. 3.↑ 12Шнирельман В. А.Арийский миф в современном мире. М. : Новое литературное обозрение, 2021. Библиотека журнала «Неприкосновенный запас».↑Курбатов В. А. Тайные маршруты славян. М. : Алгоритм, 2006. С. 362.↑The Unicode® Standard Version 13.0 – Core Specification. Chapter 13. South and Central Asia-II. 13.4 Tibetan (англ.) (PDF) p. 18.Дата обращения: 28 июля 2020.↑Керн Германн. Лабиринты мира / Пер. с англ. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 432 с.
Ранняя «арийская» идея
С «арийцами» (псевдонаучный термин, раса, якобы включающая в себя индоевропейские народы и их предков и физически и интеллектуально превосходящая другие расы[105][106][107][108]) свастика начала связываться после раскопок в Трое, которые были проведены Генрихом Шлиманом, отождествившим троянцев с «фракийцами-тевтонцами» и позиционировавшим свастику в качестве «арийского символа»[109].В 1889 году в Парижепольским библиотекарем М. Змигродским была организована выставка, демонстрировавшая неразрывную связь между свастикой и «древним арийским наследием»[110].Позже свастика была описана в популярной книге немецкого писателя Эрнста Краузе, откуда была заимствована сторонниками немецкого «народнического национализма». В связи с этим она стала любимым символом австрийского оккультиста и создателя ариософииГвидо фон Листа[5].Его последователь, поэт Альфред Шулер принёс ариософскую идею свастики в Германию. В своих мюнхенских лекциях Шулер распространял своё учение, основанное на ариософии и включающее идеи национального пробуждения, конспирологии и антисемитизма[111].В его антисемитской поэме «Эпилог Яхве-Молоха» утверждалось, что свастика является тевтонским символом солнца, выражавшим сущность немецкого народа. В 1907 году бывший монах, публицист антисемитской и националистической направленности Ланц фон Либенфельс поднял флаг со свастикой над своим замком в Австрии[112][113][54].Свастика была принята в качестве эмблемы рядом немецких ультранационалистических организаций, например, созданного в 1912 году Ордена тевтонцев и вёльсунгов. Под эгидой Германского ордена выпускался журнал «Руны», на обложке которого была изображена свастика.После окончания Первой мировой войны свастика стала чрезвычайно популярна в среде немецкой антисемитски настроенной молодежи, в связи с чем в 1919 году прусское министерство образования официально её запретило[5].
Распространение
Свастика как отдельный одноосевой символ встречается со времён неолита и энеолита 8-м тысячелетия до н. э.[44][8][45] Предположительно свастика произошла из протосвастического ромбо-меандрового орнамента эпохи позднего палеолита в находках мезинской культуры[48]В эпоху бронзы свастика изредка встречается в Центральной и Западной Европе, на Кавказе, в Западной Сибири и Средней Азии[45]. Свастика представлена в восточных орнаментах, на монументальных строениях и на домашней утвари, на различных оберегах и православных иконах.Занимает значимое место в орнаменте предметов, найденных при раскопках Трои и сравнительно часто встречается в памятниках античности. Была известна доколумбовой Америке, в частности в государстве Майя в Центральной Америке[48][45].Крайне редко свастика встречается в искусстве Древнего Египта, не обнаружена в памятниках Финикии, Аравии, Сирии, Ассирии, Вавилона, Шумера, а также на территории Австралии и Океании[48][45].Символ характерен практически для всех культур народов севера Евразии, как индоевропейских, так и финно-угорских, тюркских, кавказских[8].

Еще про Тора:  Скандинавские Боги, мифология, список

Свастичные символы
Свастичные
символы несут в себе огромный тайный смысл. В них заложена огромная Мудрость.
Каждый свастичный символ открывает пред нами Великую картину мироздания.
Древняя Славяно-Арийская Мудрость гласит о том, что наша галактика имеет форму
Свастики и называется СВАТИ, а система Ярилы-Солнца, в которой совершает
свой путь наша Мидгардъ-Земля, находится в одном из рукавов этой небесной
Свастики.На Руси насчитывалось
144 вида свастичных символов:
Свастика, Коловрат, Посолонь, Свята Дар, Свасти, Сваор, Солнцеврат, Агни, Фаш,
Мара; Инглия, Солнечный Крест, Солард, Ведара, Светолет, Цветок Папоротника,
Перунов Цвет, Свати, Раса, Боговник, Сварожич, Святоч, Яроврат, Одолень-Трава,
Родимич, Чароврат и т.д.КОЛОВPAT – Символ восходящего Ярилы-Солнца; символ вечной
победы Света над тьмой и Вечной Жизни над смертью. Цвет Коловрата также
играет важное значение: Огненный, символизирует Возрождение; Небесный – Обновление;
черный – изменение.ИНГЛИЯ – Символизирует Первичный Жизньродящий Божественный
Огонь Творения, из которого появились все Вселенные и наша система
Ярилы-Солнца. В обереговом обиходе, Инглия – символ Изначальной Божественной
Чистоты, защищающей Мир от сил Мрака.СВЯТА ДАР – Символизирует Древнюю Священную северную
прародину белых народов – Даарию, называемую ныне: Гиперборея, Арктида,
Северия, Райская земля, которая находилась в Северном океане и погибла в
результате Первого Потопа.СВAOP – Символизирует нескончаемое, постоянное Небесное
Движение, именуемое – Свага и Вечный Круговорот Жизненных Сил Вселенной.
Считается, что если Сваор изображен на предметах домашней утвари, то в доме
всегда будет достаток и Счастье.СВАОР-СОЛНЦЕВРАТ – Символизирует постоянное Движение Ярилы-Солнца по
Небосводу. Для человека использование данного символа означало: Чистоту
Помыслов и Деяний, Благость и Свет Духовного Озарения.АГНИ (ОГЪНЬ) – Символ Священного Огня Жертвенника и Домашнего
Очага. Обереговый Символ Вышних Светлых Богов, Охраняющий жилища и храмы, а
также Древнюю Мудрость Богов, т.е. Древние Славяно-Арийские Веды.
Славяне использовали этот Солярный знак на протяжении всего своего существования
Потоки лжи и вымыслов относительно Свастики переполнил чашу абсурда. «Российские учителя» в современных школах, лицеях и гимназиях России преподают детям, что Свастика это немецко-фашистский крест, составленный из четырех букв «Г», обозначающих первые буквы руководителей нацистской Германии: Гитлера, Гиммлера, Геринга и Геббельса (иногда его заменяют Гессом).Слушая учителей, можно подумать, что Германия во времена Адольфа Гитлера использовала исключительно Русский алфавит, а вовсе не латинский шрифт и немецкую Рунику. Разве в немецких фамилиях: HITLER, HIMMLER, GERING, GEBELS (HESS), есть хоть одно Русская буква «Г» — нет! Но поток лжи не прекращается. Свастичные узоры и элементы используются народами Земли на протяжении последних 10-15 тысяч лет, что подтверждается даже учёными-археологам. Древние мыслители не единожды говорили: «Развитию человека мешают две беды: незнание и невежество». Наши Предки были знающими и ведающими, и поэтому использовали в обиходе различные Свастичные элементы и орнаменты, считая их символами Ярилы-Солнца, Жизни, Счастья и благоденствия. Вообще Свастикой назывался только один символ. Это равностороний крест с загнутыми короткими лучами. Каждый луч имеет соотношение 2:1 (см. слева).Лишь недалёкие и невежественные люди могут очернять всё чистое, светлое и дорогое, что осталось у Славянских и Арийских народов. Не будем же им уподобляться! Не закрашивать же Свастичные символы в древних Славянских Капищах и Христианских храмах, на Кумирах Светлых Богов и Образах Многомудрых Предков. Не разрушать же, по прихоти невежд и славяноненавистников, так называемую, «советскую лестницу», мозаичный пол и потолки Эрмитажа или купола московского храма Василия Блаженного только потому, что на них уже не одну сотню лет нарисованы различные варианты Свастики.Все знают, что Славянский князь Вещий Олег прибил свой щит на врата Царьграда (Константинополя), но мало кому сейчас известно, что на щите было изображено. Тем не менее, описание символики его щита и доспехов можно найти в исторических хрониках (Рисунок щита Вещего Олега ниже).Вещие люди, т.е., обладающие даром Духовного Предвидения и ведающие Древнюю Мудрость, которою оставили людям Боги и Предки, наделялись Жрецами многообразными символами. Одним из таких наиболее заметных людей был Славянский князь — Вещий Олег.Кроме того, что он был князем и великолепным военным стратегом, он был ещё и жрецом высокого уровня. Символика, которая изображалась на его одеждах, оружии, доспехах и княжеском стяге, рассказывает об этом во всех подробных образах.Огненную Свастику (символизирующую землю Предков) в центре девятиконечной Звезды Инглии (символ Веры Первопредков) окружал Великий Коло (Круг Богов-покровителей), который излучал восемь лучей Духовного Света (восьмая степень Жреческого посвящения) к Сварожьему Кругу.В Свастику верили, как в талисман, «притягивающий» удачу и счастье. На Древней Руси считалось, что если нарисовать Коловрат на ладошке, то обязательно повезёт. Даже современные студенты чертят Свастику на ладони перед экзаменами. Свастику рисовали и на стенах дома, чтобы там царило счастье, это существует и в России, и в Сибири, и в Индии.Для тех читателей, кто желает получить больше информации о Свастике, мы рекомендуем Этнорелигиоведческие очерки Романа Владимировича Багдасарова «СВАСТИКА: Священный символ». Одно поколение сменяет другое, рушатся государственные системы и режимы, но до той поры, пока Народ помнит о своих Древних Корнях, чтит традиции своих Великих Предков, сохраняет свою Древнюю культуру и символы, до того времени Народ ЖИВ и будет ЖИТЬ! Просмотры:42 989 Рекомендуемые записи
Трактовки
Одно из самых ранних употреблений ромбо-меандрового свастического орнамента отмечено в эпоху палеолита в Костёнковской и Мезинской культурах (25—20 тыс. лет до н. э.)[25][26].Спектр гипотез, объясняющих значение символа, широк и в настоящее время. Разные авторы связывают свастику с текущей водой, воздухом, пламенем, огнём, женским полом, соединением двух полов, луной, сторонами света, различными богами и т. д. Наиболее распространённая версия — солнце в круговом движении[27].В памятниках Индии свастика символизирует солнце[28][29], а солнце (по данным, относящимся ко времени не ранее 2 тыс. до н. э.) представлялось птицей[30].Аналогично и в доколумбовой Америке свастика считалась эмблемой бога Солнца[31], поэтому изображение птицы со свастикой на груди, как и птицы с крестом, трактовалось в эпоху бронзы как символ солнечного божества[32].По мнению А. Голана, в сфере тех культовых воззрений, в которых отмечается почитание солнца, свастика имела то же значение, что и крест, а именно, она являлась символом солнечной птицы. Вероятно, свастика обозначала годовое движение солнца, а крест — суточное.О солярном значении свастики свидетельствуют некоторые графические композиции. Свастика, как и крест, нередко изображалась в круге, который в эпоху бронзы считался изображением солнечного диска, она бывает окружена точками, с зубцами, лучами, которые в эпоху бронзы имели солярное значение.Однако все эти графемы, состоящие из окружности и свастики, имеют неолитическое происхождение: по мнению А. Голана, с точки зрения раннеземледельческой религии они символизируют связь богини неба и бога земли.[34]Тем не менее, свастика рассматривается не только как солярный символ, но и как символ плодородия земли[32]. Свастика понималась как символ четырёх основных сил, стихий[32], четырёх сторон света, центрированных вокруг оси (это зафиксировано и в средневековых мусульманских рукописях, а также сохранилось до нашего времени у американских индейцев[35])[32], смены времён года, вращения небосвода вокруг небесной оси[36][37].Британский математик Иэн Стюарт высказал предположение о том, что повсеместное распространённость узора подобного свастике объясняется работой мозга человека. А именно тем, что в состоянии возбуждения квадранты поля зрения отображаются в различных областях мозга, образуя вращающиеся образы, подобные свастике[39].
Центральная, Южная и Восточная Азия
Лево- и правосторонняя свастики встречаются в доарийской индской культуреМохенджо-Даро (бассейн реки Инд), древнем Китае и Триалетской культуре[51] Закавказья II тыс. лет до нашей эры.Различные виды свастики (3-лучевая, 4-лучевая, 8-лучевая) присутствуют на керамическом орнаменте андроновской археологической культуры (Южный Уралэпохи бронзы, XVII—IX века до н. э.), принадлежащей индо-иранским племенам.Разнообразные формы свастики являются священными символами в буддизме, индуизме и джайнизме[5][52].Индуистская традиция связывает правостороннюю свастику с солнцем. Является знаком Вишну и символизирует космическое колесо, которое выражает идею развития вокруг неподвижного центра. Также правосторонняя свастика связана с мужчинами. Левосторонняя свастика является женским символом и асоциируется с осенним и зимним солнцем, знаком, неблагоприятным для мужчин[5].В народной традиции правосторонняя свастика считается оберегом, и размещается на входах в храмы, дверях домов и при входе в стойла[53][54].В настоящее время в традиционных сельских ритуалах свастика связывается с астрологическими представлениями и защищает от несчастий[55]. На севере Индии в настоящее время свастика используется в ритуалах, маркирующих начало (рождение, свадьба)[56][32].В буддизме почитается левосторонняя свастика. В культуре японского буддизма встречаются как левосторонние, так и, реже, правосторонние свастики, как четырех-, так и трехпалые[5] (известны также под названием мандзи, «вихрь» (яп.まんじ, «орнамент, крест, свастика»).В джайнизме символ может соответствовать четырём уровням сансары, от которых нужно освободиться или четырём качествам души[57].
Широко используется в Непале, а также Южной Корее. Храмы, божества, а также жилища и транспорт украшается свастикой, присутствует при большинстве свадеб, праздников и гуляний.
Свастика широко используется в тибетской религии бон с VII века[58].
Используется в Китае как часть буддийской традиции со времён династии Тан. Тогда императрица Ву (684—704) повелела обозначать свастическим иероглифом Солнце, поэтому свастический мотив чрезвычайно распространился в орнаментации[33].
Этимология и синонимы
Слово «свастика» индийского происхождения, однако сам символ древний и впервые встречается не в Индии. Слово состоит из двух санскритских корней: सु, су — «добро, благо» и अस्ति, асти — «есть, быть»[3], то есть «благосостояние» или «благополучие».Название «свастика» ввёл не позже 1852 года Эжен Бурнуф[11][12]. Греческое название свастики — «гамма́дион» (греч.γαμμάδιον, тетрагамма), так как греки видели в свастике комбинацию четырёх букв «гамма» (Γ).В Европе свастику называли tetraskelion («четвероногий»), triskelion («трёхногий»), гамматический крест (в дореволюционном руководстве для духовных семинарий[8])[12].По-французски свастика порою звалась, особенно в старой литературе, croix gammée либо gammadion[13], croix cramponnée, croix pattée, croix à crochet, но позднее установился термин свастика[14].В традиционном просторечии свастика называлась по-разному. Например, «ветерок» — поскольку в христианстве свастика обозначает некое духовное движение, схождение Святого Духа, и поэтому «ветер» и «дух» — слова с одним смыслом[8]. Или: «гуськами», «огневцами», «зайцами» (полотенце со свастикой называлось полотенце с «зайцами»), «конями», «коняшками», потому что такой вот загнутый крест[8][15]Сомнительно происхождение такого устаревшего названия свастики как «филфот» — многоножка (англ. fylfot: от др.-сканд.fjôl, соответствующего др.-англ. fêla и нем. viel — много др.-сканд.fotr — нога[16]; или от др.-англ. fêowerfôt «четыре лапы»[17][18])[12].Некоторые неонацисты[19] и неоязыческие[20] приверженцы фолк-хистори утверждают, что русское название свастики — «коловрат»[⇨], однако нет ни одного этнографического источника, подтверждающего это [8][21][22]В нацистской Германии Гитлер называл символ «хакенкройц» (нем. Hakenkreuz, буквально — «крюковый крест», иногда «мотыгообразный крест», и тому подобное)[8].Название некоторыми[4][2] исследователями свастики «молотом Тора» было признано ошибочным[14][23][24][9]

Еще про Тора:  ▶15 самых сильных молитв для рождения здорового ребенка для женщины и мужчины

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector