Гармония

Смотреть что такое гармония в других словарях:

гармония
Созвучие, согласие, симфония, лад.
Ср. согласие.
См. согласие, соответствие…
Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999.
гармония
созвучие, согласие, симфония, лад, соответствие, строй, слаженность, гармоничность, согласованность; музыкальность, созвучность, сладкозвучность, сладкозвучие, благозвучность, мелодичность, сообразность, симметрия, единство, соразмерность, гармоника, сладкогласие, благозвучие, ладность, складность. Ant. разрозненность, противоречие, несогласие
Словарь русских синонимов.
гармония
1. см. благозвучие.
2. см. соответствие.
3. см. слаженность
Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2021.
гармония
сущ.
1.
• гармоника
• гармонь
• гармошка
музыкальный инструмент)
2.
• созвучие
• строй
• согласие
объединение соразмерных, слаженных составных частей)
Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик.2021.
гармония
сущ., кол-во синонимов: 30
• астероид (579)
• благогласие (2)
• благозвучие (12)
• благозвучность (10)
• богиня (346)
• гармоника (14)
• гармоничность (25)
• гармонь (11)
• единство (55)
• лад (28)
• ладность (13)
• мелодичность (16)
• музыкальность (13)
• сибуи (4)
• симметрия (9)
• симфония (14)
• складность (19)
• сладкогласие (10)
• сладкозвучие (10)
• сладкозвучность (10)
• слаженность (17)
• согласие (72)
• согласованность (32)
• созвучие (17)
• созвучность (11)
• сообразность (15)
• соответствие (29)
• соразмерность (17)
• строй (48)
• эко-топ (1)
Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2021.
.
Синонимы:
астероид, благогласие, благозвучие, благозвучность, богиня, гармоника, гармоничность, гармонь, единство, лад, ладность, мелодичность, музыкальность, сибуи, симметрия, симфония, складность, сладкогласие, сладкозвучие, сладкозвучность, слаженность, согласие, согласованность, созвучие, созвучность, сообразность, соответствие, соразмерность, строй, эко-топ
Антонимы:
дисгармония, непорядок, сбивчивость, сумбур, сумбурность, хаотичность, неблагозвучие, беспорядок, хаос, разлад… смотреть

от греч. ??????? – связь, стройность, соразмерность частей) – категория, отражающая закономерный характер развития действительности, внутр. и внешнюю согласованность, цельность и соразмерность содержания и формы эстетич. объекта. В истории философии категория Г. получала многообразное толкование, связываясь с проблемами этики, космологии и гносеологии. Тем не менее в основе всех этих учений о Г. лежали определ. эстетич. идеалы в представления о человеке, природе и обществе. В Древней Греции термин “Г.” непосредственно связывался с человеч. практикой. У Гомера Г. означает либо скрепы для досок вроде гвоздей или брусьев, либо “согласие”, “договор”, “мирное сожительство” людей. В др.-греч. философии Г. означала организованность Вселенной, противостоящую хаосу. Так, согласно пифагорейцу Филолаю, “все произошло по необходимости и согласно с гармонией” (“О ритмах и мерах”). Мир, по мнению пифагорейцев, представляет собой ряд концентрически расположенных вокруг Земли полых прозрачных сфер, к к-рым прикреплены небесные светила. Расстояния между сферами соответствуют числовым соотношениям муз. октавы (Г. сфер). Гераклит углубил понятие “Г.”, понимая ее как единство противоположностей: “Враждующее соединяется, из расходящихся – прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу” (Аристотель, Никомахова этика, VIII 2, 1155 в 4). У Гераклита Г. – не внешнее объединение разрозненных частей, а их внутр. единство, основанное на существенной связи: “Скрытая гармония лучше явной” (Ипполит, Ref., IX, 9). Учение пифагорейцев о Г. космоса развил Платон в диалоге “Тимей”. Кроме того, он придал понятию “Г.” социальное, нравств. значение, понимая ее как совокупность достоинств человека-гражданина, проявляющуюся в его физич. облике, поступках, речах и создаваемых им произведениях (“Государство” III 400 Е). Аристотель рассматривал Г. как единство и завершенность целого, как единство в многообразии, применяя это понятие решительно ко всем областям действительности. Он пользуется этим понятием прежде всего в музыке (Probl. XIX, 917 в17 – 923а3). Разные Г., т.е. различного рода последовательность тонов, имеют, по Аристотелю, разное этич. и обществ. значение; поэтому для воспитания тех или иных обществ. групп Аристотель рекомендует пользоваться специфич. Г. (Polit. VIII 7). Свою теорию подражания Аристотель постоянно связывал с ритмами и Г. (там же, I5, 1254 а 33), однако он не ограничивал Г. формально- математич. отношениями, выступал с опровержением пифагорейской теории души как Г. тела (De an. I4). В антич. эстетике Г. явилась отражением незрелых социальных отношений антич. полиса, в к-ром еще недостаточно развились обществ. антагонизмы. В последующие эпохи Г. греч. классич. иск-ва часто воспринималась как образец Г. вообще. Значит. место понятие “Г.” занимало в эстетике Возрождения. Поиски Г., попытки научно сформулировать ее законы характерны для Леонардо да Винчи, Дюрера и др. Эпоха Возрождения выдвинула понятие о гармонически, всесторонне развитом человеке, к-рое стало знаменем гуманизма. Основы Г. эстетика Возрождения видела в идеальной пластич. организации человеч. тела, во взаимопроникновении внешнего и внутреннего, в согласованности частей и целого, света и тени, в математич. точности законов перспективы и др. Г. считалась существенным признаком и даже источникам прекрасного. По мнению Леонардо да Винчи, “…гармония складывается не иначе, как общий контур обнимает отдельные члены, из чего порождается человеческая красота” (Избр. произв., т. 2, М.–Л., 1935, с. 76). В 18 в. понятие “Г.” усиленно разрабатывалось метафизиками-рационалистами (Лейбниц, Вольф, Баумгартен, Бияьфингер, Г. Ф. Мейер). Лейбниц учил о “предустановленной” Г., утверждая, что все монады соответствуют друг другу, и это соответствие установлено богом (“Монадология”, § 51 сл.): в частности, соответствуют друг другу душа и тело (там же, § 78). У Лейбница это учение развито в целую филос. систему, к-рая оказала влияние на материалистов 18 в., напр. на Кондильяка (см. “Трактат о системах”, М., 1938, ч. 2, § 5). Просветители-материалисты согласованность в природе и в жизни объясняли объективной необходимостью, а идею Г. приписывали субъективным измышлениям человека (Гольбах, Система природы, М., 1940, ч. 1, гл. 5; Гельвеций, Бог, природа и человек, Харьков, 1923, гл. 5; Робине, О природе, М., 1936, ч. 1, гл. 1). Эстетика Просвещения, восприняв антич. понимание Г., подчеркивала ее воспитат. значение. Англ. философ Шефтсбери считает гл. задачей воспитание в человеке гармонич. уравновешенности различных аффектов. Эта Г. достигается не хладнокровным размышлением, а полнотой человеч. чувств; что прекрасно, то гармонично и пропорционально; что гармонично и пропорционально, то истинно (А. А. С. Shaftsbury, Characteristics of men, manners, opinions, times, v. 1–3, 1711). Понятие “Г.” было широко использовано в эстетике классицизма бурж. просветителей (Винкельман, Гете, Шиллер). Кант, перенеся источник Г. в человеч. субъект, понимал Г. прежде всего как согласованность между рассудком и чувственностью (“Критика способности суждения”). В 19 в. наиболее развернутую теорию Г. создал Гегель. “Гармония есть… соотношение качественных различий и притом совокупности таких различий, как она находит свое основание в сущности самой вещи” (Соч., т. 12, М., 1938, с. 143). Г., по Гегелю, характеризует внешнюю чувств. определенность материала иск-ва. Г. внутреннего и внешнего, человека и среды, действительности и фантазия характерна для сравнительно ранних этапов истории, для “героического века” и особенно для Древней Греции. По мнению Гегеля, Г. не способна выразить богатства духовной жизни, к-рое несет в себе “романтическое искусство”, т.е. иск-во нового времени. Она уступает место коллизиям, к-рые являются выражением дисгармонии, разлада и антагонизма. Признав дисгармоничность бурж. общества, Гегель воспринял ее как неизбежный итог истории, как окончат. и безвозвратную утрату человеком и иск-вом Г. Выступая против фаталистич. концепции Гегеля об утрате иск-вом Г., марксистско-ленинская эстетика исходит из того, что антагонистич. противоречия бурж. общества могут быть преодолены путем социалистич. революции и построения коммунизма – неантагонистич. общества, к-рое обеспечивает свободное и гармонич. развитие человека. Проблема Г. как проблема эстетич. воспитания всесторонне развитой человеч. личности приобретает большое значение в период развернутого строительства коммунистич., общества, к-рое “открывает небывалый простор для наиболее полного и всестороннего раскрытия и выявления всех творческих возможностей и дарований человека” (Хрущев Н. С., О контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959–1965 годы, 1959, с. 67). Тем самым создается реальная почва и для Г. в иск-ве. Отрицая нормативистскую трактовку Г., как внешней согласованности частей, как бесконфликтность, сов. эстетика понимает Г. как отражение в иск-ве единства противоположностей и закономерности развития действительности. В произведениях социалистич. реализма Г. не противоречит драматич. конфликтам жизни, а вытекает из необходимого революц. их разрешения и борьбы сов. народа за построение коммунистич. общества. См. ст. Идеал, Мера, Симметрия. Лит.: Маркс К., [Экономические рукописи 1857–1858 гг.], в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 4, [М.], 1935, с. 97–99; Лосев А. Ф., Эстетическая терминология древнегреческой литературы (эпос и Лирика), “Уч. зап. Моск. гор. пед. ин-та”. М., 1954, т. 83, Кафедра классической филологии, вып. 4; Гика М., Эстетика пропорций в природе и искусстве, М., 1936; Вertz В., Die Weltharmonie Monistische Betrachtung, Dresden, 1908; Zederbauer E., Die Harmonie im Weltall, in der Natur und Kunst, W.–Lpz., 1917; Karl E. F., Die Welt als Harmonie und Logik, Charlottenburg, 1911; Liertz R., Harmonien und Disharmonien des menschlichen Trieb-und Geisteslebens, M?nch., 1925; Burcnartz M., Gleichnis der Harmonie, Gesetz und Gestaltung der bildenden K?nste, M?nch., 1949; Zeller E., Die Philosophie der Griechen…, Tl 1, 7 Aufl., Lpz., 1923. А. Лосев, Б. Шрагин. Москва. … смотреть

ГАРМО́НИЯ (от греч. αρμονια – связь, скрепление, соглашение, порядок, лад, соразмерность, стройность) – 1) Одна из фундамент. категорий философии и эстетики. Означает соразмерность частей и целого, согласованность в сочетании чего-либо; неконфликтное соединение различного, единство противоположностей; внешнее выявление меры бытия, внутр. порядка, установление пропорциональности, симметрии и т. п. В греч. философии термин указывал на внутр. цельность реальности, наличие нерушимых связей, объединяющих отд. части Универсума. Понятие Г. – один из важнейших критериев эстетич. оценки худ. произв. Осн. характеристики Г. разработаны уже в античной эстетике и были присущи иск-ву Др. Греции и Рима. На разных этапах развития об-ва понятие Г. получало различные, как правило, дополняющие друг друга толкования. В изобразит. иск-ве Г. обозначает сочетание форм, взаимосвязь частей изображения. В архитектуре понятие Г. определяет соразмерность отд. частей здания, ансамбля и т. п. с целым, достигаясь единством пропорцион. соотношений, масштабного соответствия объекта и окружения.<p class=”tab”>2) В музыке Г. – это закономерное сочетание тонов в их одноврем. звучании, учение о правильном построении созвучий в композиции. В более широком смысле Г. означает благозвучие, стройность и приятность звуков.</p><p class=”tab”>3) Наряду с ладом – специфич. средство муз. языка. Применяется в обл. структурирования выразит. средств, становясь одной из составляющих звуковысотного аспекта муз. системы. “Сочетания муз. звуков бывают двоякие: такие, в к-рых звуки следуют один за другим, и такие, в к-рых они слышатся одновременно. Сочетания первого рода называются мелодией, сочетания второго рода – гармонией” (П. Чайковский). В соотношении звуковысоты муз. ткань характеризуется двумя осн. координатами: вертикалью (одновр. звучанием тонов) и горизонталью (последованием тонов друг за другом). Связи тонов по горизонтали реализуют мелодич. отношения; связи тонов по вертикали – отношения гармонические. Г. – система отношений тонов в их одновременном звучании, система созвучности.</p><p class=”tab”>Осн.конструктивный элемент гармонической системы – комплекс звуков. В простейшем виде это интервал, в б. сложном – созвучие, к-рое в процессе эволюции муз. яз. предстает в самых разл. модификациях. Формы созвучий многообразны: аккорды терцового строения, аккорды нетерцового строения (напр., квартаккорды), кластеры и др. Главенствующее положение в музыке занимают аккорды терцовой структуры, ставшие символом “золотого века” Г. от барокко до позднего романтизма и не утратившие своего значения до наших дней. Это имеет акустич. Обоснование: 6 нижних тонов натурального звукоряда, образующегося звучанием обертонов одной струны, входят в состав мажорного трезвучия, а 10 нижних тонов образуют доминантовый нонаккорд. Это показывает, что терцовая закономерность сочетания звуков в Г. заложена в самой физической природе образования звука. Сопряжение и взаимодействие мелодии и Г. сообщают музыке энергетич. импульс. Ведущая роль при этом может принадлежать то мелодии, то Г., что всегда стилистически обусловлено. Связь Г. и фактуры выражается в удвоении и регистровом расположении аккордовых звуков, в гармонической (или мелодической) фигурации, а в оркестровых и камерных сочинениях – в их инструментовке. Связь Г. и ритма выражается не только в ритмич. фигурации, но и в гармонич. пульсации, ритме смен гармоний.</p><p class=”tab”>Закономерности Г., как явления, разворачивающегося во времени, в полной мере выявляют себя в муз. форме, что можно видеть на следующих структурных уровнях: аккорды, гармонич. обороты, гармонич. пульсация, тональный план, т. е. последование тональностей, определяемое модуляционным движением.</p><p class=”tab”>Первые представления о Г. возникли в недрах теории музыки во времена Др. Греции. Основания Г. как науки были заложены в учении Дж. Царлино в 16 в. Этапы развития учения о Г. связаны с трудами Рамо в 18 в., в 19 в. – Ш. С. Кателя, Ф. Ж. Фетиса, Ф. О. Геварта, Ф. Э. Рихтера, в 20 в. – Г. Римана, Э. Курта, Ш. Кеклена, Ю. Хоминьского, композиторов А. Шенберга, П. Хиндемита, О. Мессиана и др.</p><p class=”tab”>В рус. музыкознании учение о Г. развивается в тесной связи с композиторским творчеством. Первые значит. труды по Г. (учебники) были написаны Чайковским и Римским-Корсаковым. Вопросы Г. затрагивались в статьях Г. А. Лароша, А. Н. Серова, В. В. Стасова. Важный этап в изучении Г. – работы ученых и композиторов А. С. Аренского, Р. М. Глиэра, Я. Витола, Н. А. Губерта, В. А. Золотарева, М. М. Ипполитова-Иванова, А. К. Лядова, Л. М. Рудольфа, Н. А. Соколова, Н. Ф. Соловьева, М. О. Штейнбера и др. Значит вклад в теорию Г. сделан Г. Л. Катуаром, И. В. Способиным, Ю. Н. Тюлиным, А. С. Оголевцом, Б. Л. Яворским, В. В. Протопоповым, Н. А. Гарбузовым, С. С. Скребковым, В. О. Берковым, А. Ф. Мутли, Н. Г. Привано, П. Б. Рязановым и др. Современные представления о Г. как науке связаны с трудами Ю. Н. Холопова, Т. С. Бершадской, Ю. Г. Кона, В. М. Цендровского и др.</p><p class=”tab”>4) Г – то же, что гармоника, гармонь.</p><p class=”tab”>Лит.: Рихтер Э. Учебник гармонии. СПб., 1868; Чайковский П. И. Рук-во к практическому изучению гармонии. Учебник. М., 1872; Римский-Корсаков Н. А. Учебник гармонии. Ч. 1-2. СПб., 1884-85; Его же. Практич. учебник гармонии. СПб., 1886; Риман Г. Систематич. учение о модуляции, как основа учения о муз. М., Лейпциг, 1898; Кастальский А. Д. Особенности нар.-рус. муз. системы. М., Пг., 1923; Катуар Г. Теоретич. курс гармонии. Ч. 1-2. М., 1924-25; Гарбузов Н. А. Теория многоосновности ладов и созвучий. Ч. 1-2. М., 1928-32; Берков В. О. Гармония. Учебник. Ч. 1-3. М., 1962-66; Тюлин Ю. Н. Учение о гармонии. Т. 1. Основные проблемы гармонии. М., 1966; Гуляницкая Н. С. Введение в совр. гармонию. М., 1984; Бершадская Т. С. Гармония как эл-т муз. системы. СПб., 1997.</p>… смотреть

Еще про Тора:  Бог тор в скандинавской мифологии

ГАРМОНИЯв музыке – одновременное звучание нескольких тонов. Гармония имеет дело с вертикалью и совместным звучанием тонов – в отличие от контрапункта (полифонии), который имеет дело с горизонталью и в котором отдельные голоса, хотя и подчиняются законам гармонии, прежде всего являются самостоятельными мелодическими линиями. В классических произведениях органично сочетаются приемы гармонии и полифонии, но, как правило, преобладает тот или иной стиль письма. Например, в прелюдиях из Хорошо темперированного клавира И.С.Баха преобладает гармоническое письмо, а в фугах – контрапунктическое.Простейшая форма гармонического аккомпанемента – аккордовая, когда аккорды движутся в одном ритме с мелодией. Такая форма свойственна хоровым изложениям гимнов или популярных песен. При более развитой и сложной мелодии гармония движется медленнее, ибо слух не способен воспринять слишком частые смены аккордов. При сопровождении мелодий в медленном или умеренном темпе нередко применяются арпеджио, т.е. “разложенные” аккорды, где тоны аккорда берутся по очереди, а не одновременно. Иногда в подобных случаях аккорды могут повторяться в соответствии с простой ритмической фигурой (как, например, в военном марше).Предмет гармонии – прежде всего аккорды и их обращения (инверсии): трезвучия, секстаккорды, квартсекстаккорды, уменьшенные септаккорды, увеличенные секстаккорды, доминантсептаккорды, нонаккорды и т.д. Конечно, в гармонии изучаются качества отдельно взятого созвучия, но большее значение имеет изучение последовательностей аккордов и законов, управляющих сочетанием созвучий. Особое внимание уделяется кадансам, т.е. завершениям гармонических последовательностей, а также модуляциям, т.е. переходам из одной тональности в другую. Кроме того, гармония касается и области контрапункта, точнее говоря, вертикальных созвучий, которые образуются при сочетании мелодических линий (в этом случае учитываются проходящие звуки, задержания, альтерированные звуки и апподжиатуры – неприготовленные задержания).Происхождение учения о гармонии. Термин “гармония” в специфически музыкальном смысле не синонимичен понятиям “благозвучие” или “созвучие”; он охватывает также “какофонию” и “диссонанс”. Классическая гармония в том виде, в каком она представлена в музыке с конца 16 в. и описана Ж.Ф.Рамо в 18 в., отличается простотой и ясностью; в основе этой системы лежит трезвучие. Даже гармония 19 в., более сложная и насыщенная хроматизмами, остается в своих основах классической, и самые смелые аккордовые последовательности в музыке Р.Вагнера (1813-1883) могут рассматриваться как результат развития классических законов.Целотоновая аккордика К.Дебюсси (1862-1918) и других импрессионистов (т.е. аккордика, основанная на звукоряде из целых тонов: до – ре – ми – фа-диез – соль-диез – си-бемоль) вытекает из принципа доминантового нонаккорда. Смысл ее, однако, состоит прежде всего в том, что октава делится не на семь, а на шесть равных промежутков. Таким образом, аккордика импрессионистов вступает в особые отношения с общепринятой системой темперации. Увеличенное трезвучие (до – ми – соль-диез) является производным от целотонового звукоряда и так же, как он, основано на симметричном делении октавы. Еще один пример симметрии – уменьшенный септаккорд (до – ми-бемоль – фа-диез – ля). Аккорды такого типа играют важную роль при модуляциях или в случаях, когда композитору желательно создать эффект тональной неопределенности; они могут нотироваться разными способами и трактоваться как принадлежащие разным тональностям.Классическая аккордика основана на трезвучии – как геометрия Евклида покоится на определенных аксиомах. Но подобно тому, как существует неевклидова геометрия, существует и не-трезвучная аккордика. В соответствующих условиях увеличенные или уменьшенные аккорды могут звучать вполне устойчиво и не требовать разрешения в аккорды определенной тональности.Постклассическая гармония. Для современного творчества характерен все больший отход от закономерностей классической гармонии. Так, А.Шёнберг (1874-1951) постоянно употреблял гармонию, построенную по квартовому принципу, и эти созвучия (так же, как и целотоновые созвучия импрессионистов) имели свою логику организации. В результате созвучие типа соль – до – фа обретало статус тонического трезвучия в классической гармонии; от него могли строиться соответствующие многозвучные аккорды. Но даже при включении альтерированных тонов квартовая (или другая “сконструированная”) гармония не может дать того разнообразия и богатства, которое предоставляет классическая терцовая гармония.Ранние додекафонные сочинения Шёнберга не содержат оригинальной гармонической системы; в дальнейшем композитор экспериментировал с разными способами симметричного деления октавы. Другие авторы, не связанные с додекафонией, тоже проводили опыты по созданию новых типов аккордики. Если когда-нибудь будет принята иная система темперации (например, делящая октаву на 19 частей), то возникнет то же противоречие, пока не будет создана соответствующая новой темперации гармоническая система…. смотреть

(гр. harmonia — созвучие, согласие, противоположность хаосу) — философско-эстетическая категория, означающая высокий уровень упорядоченного многообразия, оптимальное взаимосоответствие различного в составе целого, отвечающее эстетическим критериям совершенства, красоты. Г.— показатель, мерило исторически достигнутого уровня практически-духовного освоения человеком окружающей действительности. Являясь «результатом движения, уничтожающего существующую дисгармонию» (Маркс К.., Энгельс Ф., т. 26, ч. II, с. 588), Г. всегда относительна, исторически конкретна. Будучи объективным проявлением совпадений внешнего мира с потребностями свободного и всестороннего саморазвития человека, она выступает неотъемлемой качественной характеристикой содержания эстетического идеала, высшей социально-эстетической цели общественного развития — формирования гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Как диалектическое единство реального и идеального, Г. предстает в качестве одного из важнейших критериев эстетической оценки (Оценка эстетическая). Понятие «Г.» присуще всем осн. эстетическим учениям как одна из гл. категорий эстетики, содержательно совпадающая с понятием о прекрасном, о красоте как единстве многообразного. «Нет красоты ни в чем без гармонии» (Платон). В зависимости от исторического уровня развития об-ва и самой эстетической теории понятие «Г.» получало различные, в чем-то дополняющие друг друга истолкования. Осн. ее характеристики разработаны уже в античной эстетической культуре, где Г. выступает как универсальный эстетико-космологический принцип мировоззрения. Она понимается здесь либо как мыслимое совершенство божественного космоса, либо как сверхприродная сущность вещей, недостижимая в реальной практической жизни, либо как мера всех вещей, идеал, к к-рому должен стремиться человек в своем творчестве (пифагорейцы, Платон, Аристотель). Античные философы отмечали диалектический характер Г. Классическое выражение эта идея античного сознания получила у Гераклита: «Расходящееся сходится, и из различного образуется прекраснейшая гармония, и все возникает через вражду…» (борьбу). В обогащенном и развернутом виде эта мысль органична для совр. научной эстетики, а также практики революционной борьбы за совершенствование, гармонизацию отношений об-ва и природы, личности и об-ва. В совр. мировой эстетике в зависимости от идейных и гносеологических установок приверженцев тех или иных направлений и эстетических концепций Г. понимается как: объективная возможность отношений человека с миром и досягаемый идеал; субъективно мыслимое и недостижимое совершенство, относящееся к сверхприродной сущности вещей; достижимый лишь в сфере иск-ва идеал красоты, призванной спасти мир; формальная характеристика композиции, структуры эстетически значимых предметов, родственная по смыслу понятиям пропорция, симметрия, мера и др. В марксистско-ленинской эстетике Г. осмыслена как объективная возможность соответствия меры предметов каждого вида и исторически меняющейся меры человека, взятого в качестве родового существа, как «творчество по законам красоты». Соответственно в искусстве Г.— это предмет отражения и одновременно худож. воплощение идеала совершенной действительности, основание эстетической критики наличного бытия. Иск-ву принадлежит заслуга открытия многообразия гармонических отношений человека с миром, прогнозирования возможностей гармонического и всестороннего развития человеческой личности. Иск-во эпохи Возрождения, напр., утвердило идеал земного человека, способного наслаждаться полнотой жизни, что отвечало потребностям восходящего капитализма (Возрождения эстетика). Позднее иск-во осуществило всестороннюю критику дисгармонической буржуазной действительности. Социалистическому иск-ву принадлежит худож. открытие человека не только как носителя и цели гармонического развития, но и как источника гармонического мироустройства; оно воплотило в своих произв. образ человека — революционера, преобразователя, творца, осуществляющего целенаправленную гармонизацию об-ва и личности…. смотреть

(греч. armonia – связанность и соразмерность частей) – установка культуры, ориентирующая на осмысления мироздания (как в целом, так и его фрагментов) и человека с позиции полагания их глубинной внутренней упорядоченности. В аксиологическом своем измерении Г. выступает одной из базовых ценностей европейской культуры, конституированной не столько в качестве скалярной (поддержание), сколько в качестве векторной (достижение) аксиологической структуры, что обусловлено доминантой будущего в европейском менталитете (см. Надежда). Важнейшим аспектом Г. является ее соотнесенность лишь с дифференцированным, негомогенным объектом, включающим в себя разнородные или даже противоположные составляющие (исходно термин “Г.” употреблялся в античной культуре для обозначения металлической скобы, соединяющей различные детали единой конструкции; наряду с этим значением, у Гомера встречается также употребление слова “Г.” в значении “согласие”, “договор”, “мирное со-бытие”). Гармоничность того или иного объекта выступает не просто как его организованность, противостоящая хаосу, но мыслится в качестве фундированной глубокой имманентной объекту закономерностью, проявлением которой и выступает феномен Г. В этой связи в античной философии Г. трактовалась как мировой космический закон: “все происходит по необходимости и согласно с Г.” (Филолай). Соотнесенность Г. мироздания с фундаментальной закономерностью задает в европейской традиции вектор ее осмысления как открытой для рациональной экспликации и исчисления: от идеи пифагореизма о возможности выразить гармонию пространственного соотношения космических сфер посредством числовых соотношений музыкальной октавы (см. Гармония сфер) – до новоевропейского искуса “проверить алгеброй гармонию” (А.С. Пушкин об А. Сальери): математическое исчисление перспективы в живописи, попытки эталонирования в скульптуре и др. В отсутствие имманентной глубинной основы Г. внешняя псевдо-гармо-ничность не воспринимается европейской культурой в качестве ценности: “скрытая гармония лучше явной” (Гераклит), “заштопанные чулки лучше разорванных, – не так с сознанием” (Гегель) и т.п. Осмысление Г. как феноменального проявления исходной ноументальной закономерности бытия – при трактовке последней в качестве сакральной и соотнесенной с Абсолютом – приводит к формированию в европейской традиции идеи предустановленной Г.: Лейбниц, Вольф, Кондильяк и др. (см. Телеология), генетически восходящей к окказионализму (см. Окказионализм) с его трактовкой духа и тела как не взаимодействующих, но изначально – при заводе – синхронизированных Богом часов (А. Гейлинкс). В этой связи в европейской философии понятие Г. выступает в качестве категориального выражения сущностной внутренней связи внешне альтернативных начал: “враждующее соединяется, из расходящегося – прекраснейшая Г.” (Гераклит), а в европейской эстетике презумпция Г. выступает как холистский идеал прекрасного, все элементы, аспекты и проявления которого внутренне сбалансированы между собой, создавая совершенство целостности: “Г. складывается не иначе, как общий контур обнимает отдельные члены” (Леонардо да Винчи). Отсюда античный идеал кало-кагатии, ренессансный идеал единства телесного и духовного, идеал пропорциональности духа (Г. разума и аффектов) в традиции Просвещения и др. Если для классической европейской культуры Г. мироздания в широком смысле этого слова и Г. отношений человека с мирозданием выступала как норма, и центральный конфликт культуры (как в сфере философии, так и сфере искусства) конституируется как нарушение этой Г. и поиск путей ее обретения вновь, то для неклассической культуры (см. Модернизм) в качестве нормы мыслится дисгармоничность, и центральной коллизией является поиск форм бытия в условиях онтологической (социальный и социоприродный хаос) и экзистенциональной (разорванное сознание) дисгармонии. (См. также Дуализм) М.А. Можейко… смотреть

ГАРМОНИЯ (греч. harmonia – связанность и соразмерность частей) – установка культуры, ориентирующая на осмысления мироздания (как в целом, так и его фрагментов) и человека с позиции полагания их глубинной внутренней упорядоченности. В аксиологическом своем измерении Г. выступает одной из базовых ценностей европейской культуры, конституированной не столько в качестве скалярной (поддержание), сколько в качестве векторной (достижение) аксиологической структуры, что обусловлено доминантой будущего в европейском менталитете. Важнейшим аспектом Г. является ее соотнесенность лишь с дифференцированным, негомогенным объектом, включающим в себя разнородные или даже противоположные составляющие (исходно термин Г. употреблялся в античной культуре для обозначения металлической скобы, соединяющей различные детали единой конструкции; наряду с этим значением у Гомера встречается также употребление слова Г. в значении согласие, договор, мирное со-бытие). Гармоничность того или иного объекта выступает не просто как его организованность, противостоящая хаосу, но мыслится в качестве фундированной глубокой имманентной объекту закономерностью, проявлением которой и выступает феномен Г. В этой связи в античной философии Г. трактовалась как мировой космический закон: все происходит по необходимости и согласно с Г. (Филолай). Соотнесенность Г. мироздания с фундаментальной закономерностью задает в европейской традиции вектор ее осмысления как открытой для рациональной экспликации и исчисления: от идеи пифагореизма о возможности выразить Г. пространственного соотношения космических сфер посредством числовых соотношений музыкальной октавы до новоевропейского искуса проверить алгеброй Г. (A.C. Пушкин об А. Сальери): математическое исчисление перспективы в живописи, попытки эталонирования в скульптуре и др. В отсутствие имманентной глубинной основы Г. внешняя псевдо-гармоничность не воспринимается европейской культурой в качестве ценно- сти: скрытая Г. лучше явной (Гераклит), заштопанные чулки лучше разорванных, – не так с сознанием (Гегель) и т.п. Осмысление Г. как феноменального проявления исходной ноументальной закономерности бытия – при трактовке последней в качестве сакральной и соотнесенной с Абсолютом – приводит к формированию в европейской традиции идеи предустановленной Г.: Лейбниц, Вольф, Кондильяк и др. (см. Телеология), генетически восходящей к окказионализму с его трактовкой духа и тела как не взаимодействующих, но изначально – при заводе – синхронизированных Богом часов (А. Гейлинкс). В этой связи в европейской философии понятие Г. выступает в качестве категориального выражения сущностной внутренней связи внешне альтернативных начал: враждующее соединяется, из расходящегося – прекраснейшая Г. (Гераклит), а в европейской эстетике презумпция Г. выступает как холистский идеал прекрасного, все элементы, аспекты и проявления которого внутренне сбалансированы между собой, создавая совершенство целостности: Г. складывается не иначе, как общий контур обнимает отдельные члены (Леонардо да Винчи). Отсюда античный идеал калокагатии, ренессансный идеал единства телесного и духовного, идеал пропорциональности духа (Г. разума и аффектов) в традиции Просвещения и др. Если для классической европейской культуры Г. мироздания в широком смысле этого слова и Г. отношений человека с мирозданием выступала как норма, и центральный конфликт культуры (как в сфере философии, так и сфере искусства) конституируется как нарушение этой Г. и поиск путей ее обретения вновь, то для неклассической культуры (см. Модернизм) в качестве нормы мыслится дисгармоничность, и центральной коллизией является поиск форм бытия в условиях онтологической (социальный и социоприродный хаос) и экзистенциональной (разорванное сознание) дисгармонии. (См. также Дуализм.) М.А. Можейко<br><br><br>… смотреть

Еще про Тора:  Тора бог только для евреев

(греч. harmonia связанность и соразмерность частей) установка культуры, ориентирующая на осмысления мироздания (как в целом, так и его фрагментов) и человека с позиции полагания их глубинной внутренней упорядоченности. В аксиологическом своем измерении Г. выступает одной из базовых ценностей европейской культуры, конституированной не столько в качестве скалярной (поддержание), сколько в качестве векторной (достижение) аксиологической структуры, что обусловлено доминантой будущего в европейском менталитете. Важнейшим аспектом Г. является ее соотнесенность лишь с дифференцированным, негомогенным объектом, включающим в себя разнородные или даже противоположные составляющие (исходно термин *Г.* употреблялся в античной культуре для обозначения металлической скобы, соединяющей различные детали единой конструкции; наряду с этим значением у Гомера встречается также употребление слова *Г.* в значении *согласие*, *договор*, *мирное со-бытие*). Гармоничность того или иного объекта выступает не просто как его организованность, противостоящая хаосу, но мыслится в качестве фундированной глубокой имманентной объекту закономерностью, проявлением которой и выступает феномен Г. В этой связи в античной философии Г. трактовалась как мировой космический закон: *все происходит по необходимости и согласно с Г.* (Филолай). Соотнесенность Г. мироздания с фундаментальной закономерностью задает в европейской традиции вектор ее осмысления как открытой для рациональной экспликации и исчисления: от идеи пифагореизма о возможности выразить Г. пространственного соотношения космических сфер посредством числовых соотношений музыкальной октавы до новоевропейского искуса *проверить алгеброй Г.* (A.C. Пушкин об А. Сальери): математическое исчисление перспективы в живописи, попытки эталонирования в скульптуре и др. В отсутствие имманентной глубинной основы Г. внешняя псевдо-гармоничность не воспринимается европейской культурой в качестве ценности: *скрытая Г. лучше явной* (Гераклит), *заштопанные чулки лучше разорванных, не так с сознанием* (Гегель) и т.п. Осмысление Г. как феноменального проявления исходной ноументальной закономерности бытия при трактовке последней в качестве сакральной и соотнесенной с Абсолютом приводит к формированию в европейской традиции идеи предустановленной Г.: Лейбниц, Вольф, Кондильяк и др. (см. Телеология), генетически восходящей к окказионализму с его трактовкой духа и тела как не взаимодействующих, но изначально при заводе синхронизированных Богом часов (А. Гейлинкс). В этой связи в европейской философии понятие Г. выступает в качестве категориального выражения сущностной внутренней связи внешне альтернативных начал: *враждующее соединяется, из расходящегося прекраснейшая Г.* (Гераклит), а в европейской эстетике презумпция Г. выступает как холистский идеал прекрасного, все элементы, аспекты и проявления которого внутренне сбалансированы между собой, создавая совершенство целостности: *Г. складывается не иначе, как общий контур обнимает отдельные члены* (Леонардо да Винчи). Отсюда античный идеал калокагатии, ренессансный идеал единства телесного и духовного, идеал пропорциональности духа (Г. разума и аффектов) в традиции Просвещения и др. Если для классической европейской культуры Г. мироздания в широком смысле этого слова и Г. отношений человека с мирозданием выступала как норма, и центральный конфликт культуры (как в сфере философии, так и сфере искусства) конституируется как нарушение этой Г. и поиск путей ее обретения вновь, то для неклассической культуры (см. Модернизм) в качестве нормы мыслится дисгармоничность, и центральной коллизией является поиск форм бытия в условиях онтологической (социальный и социоприродный хаос) и экзистенциональной (разорванное сознание) дисгармонии. (См. также Дуализм.)… смотреть

от греч. harmonia – связь, стройность, соразмерность) – пытаясь дать общее определение этого понятия, не сводя сферу его действия только к эстетике, тем более к музыке, обычно говорят о согласии, согласованности, соответствии. Но эти понятия сами нуждаются в определениях. Следуя самой этимологии слова, Г. можно охарактеризовать как соразмерность, взаимодополнительность элементов по отношению друг к другу и объединяющей их целокупности. Однако взаимодополнительность необходима, но еще недостаточна, чтобы имела место гармония. Когда поэты видят гармонию в природе (Ф.Тютчев: «Невозмутимый строй во всем, / Созвучье полное в природе), они, наверное, не имеют в виду просто хорошо организованный геобиоценоз. Не отдавая порой себе отчета, они говорят о взаимодополнительности, основанной на любви поэта к природе (Ф.Тютчев: «Нет, моего к тебе пристрастья я скрыть не в силах, мать-земля») и предположении, что и одухотворенная природа тоже отвечает им любовью, принимает их в себя. Гармония это и есть соразмерность, взаимодополнительность, основанная на взаимной любви, т.е признании самоценности друг друга. И совсем не обязательно эта взаимная любовь является осознанной (даже и на человечеком уровне). Если есть «сокровенное внутреннее вещей» (Т. де Шарден), субъективность на любом уровне бытия, то возможна и синтонность между разными носителями субъективности. Г., как и любые другие атрибуты, не следут абсолютизировать Во-первых, не всякая гармония однозначно есть добро. Гармонические отношения внутри замкнутой системы могут наделять ее особой разрушительной силой для других систем. Во вторых, Г. неизбежно нарушается изменениями, идущими из бесконечного мира, и если она не реагирует адекватно на процессы развития, то может превратится в застой. – Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.1: Философия и жизнь. СПб. 1997. С. 97; его же. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 4-6. … смотреть

СФЕР (музыка сфер) – представления древнегреческих мыслителей о музыкальном звучании планет, солнца, луны и их сфер, о музыкально-математической архитектонике космоса. (Поскольку гипотеза о космических “сферах” была разработана позднее, Платон рассуждал о со-ответсвующих “кругах”, Аристотель – о звучании самих светил). В античной традиции первыми начали уподоблять Вселенную “Гармонии и Числу” представители пифагореизма. Сам Пифагор (по более поздним реконструкциям) предполагал наличие лишь трех уровней: звезд с планетами, луны, солнца – сопряженных, соответствено, с интервалами “целого”, “кварты” и “октавы”. Считалось, что Г.С. – музыку врачующую душу и порождающую состояние катарсиса, – был в состоянии различать лишь сам Пифагор, однако отрешение от суеты и вслушивание в Г.С. выступало главной целью пифагорейского искуса молчанием, пятилетний срок которого входил в качестве необходимого элемента в первый этап пифагорейского ученичества (акусмата). Идея Г.С. у пифагорейцев обладала предельно высокой эсхатологической, этической и эстетической нагруженностью, ибо игра на земной лире, являющей собой аналог небесной, выступала у них как предварительная процедура возврата на “астральную первоотчизну”, как постижение созвучия и соразмерности гармоний души и космоса. Аристотель, в изложении которого известны соответствующие мыслители пифагорейцев, полагал, что звучание, издаваемое светилами при круговом движении, образует гармонию потому, что их скорости, измеренные по расстояниям, соотносимы аналогично тонам кон-сонирующих интервалов. Образ “Г.С”, перспективно про-транслированный в будущее творчеством неопифагорейцев и неоплатоников, доминировал в течение длительного времени не только в астрономии (Кеплер), но и в эстетике и искусстве Европы средневековья и Нового времени (Гете, немецкие романтики, Шекспир и др.). А.А. Грицанов… смотреть

– прекраснейшая дочь Ареса и Афродиты, супруга Кадма, мать Ино, Агавы, Семелы, Автонои и Полидора, будущего фиванского царя. В своих странствиях Кадм однажды убил змея и вошел в пещеру, где раньше жил змей, и увидел там девушку неописуемой красоты, узницу змея. Когда Кадм и Гармония выходили из пещеры, Кадм увидел у пасти убитого змея что-то золотое, ярко сверкающее, но не стал подходить ближе. Вскоре они увидели спускающуюся с неба лестницу, по которой шли Зевс с Герой, Посейдон с Амфитритой и Арес с Афродитой. Вмиг появились столы с явствами, и Зевс объявил, что в награду за подвиг он дает Кадму в жены Гармонию. Они зажили счастливо, но однажды Кадм вспомнил про золото змея. Гармония тотчас пожелала иметь его и послала мужа за ним. У пещеры сидела Афина под видом нимфы и предупредила, чтобы Кадм не брал золото, но тот испугался гнева жены и нашел под костями змея золотое ожерелье невиданной красоты. (Вариант: ожерелье работы Гефеста было подарено Гармонии в день свадьбы). Когда Кадм принес ожерелье Гармонии, та решила подарить его Семеле. Вскоре Семела погибла, сгорев в пламени своего возлюбленного Зевса. Потом ожерельем владели по очереди Агава и Автоноя, но и те скоро погибли. На старости лет Кадм и Гармония, потерявшие дочерей, покинули Фивы. -Боги карают меня за убийство змея, лучше б и мне стать змеей- – сказал однажды Кадм и превратился в змею. Гармония бросилась к нему, обвила его тело руками и тоже стала змеей. Впоследствии боги перенесли их на острова блаженных…. смотреть

(от греч. harmonia – связь, стройность, соразмерность) – соразмерность частей, слияние различных компонентов системы в единое органичное целое. Г. является динамическим сбалансированным результатом качественного различия и противоположности элементов, составляющих устойчивую целостность. Противоположность Г. – хаос, дисгармония, в которых эта целостность отсутствует, где отдельные части не согласуются друг с другом и не составляют сбалансированного целого. Г. является важной характеристикой социального взаимодействия и взаимодействия подструктур психики человека. Нарушение этой Г. создает условия для возникновения социальных и внутриличностных конфликтов. Люди уже на протяжении тысяч лет понимают важность проблемы Г. социальных отношений и пытаются как-то ее решить. Однако абсолютное число людей, погибших и искалеченных в результате социальных конфликтов и самоубийств, из века в век быстро возрастает. По данным ООН, в 1994 г. жили впроголодь 400 млн. чел. В 2004 г. таких людей насчитывалось уже 800 млн. При этом человечество производит достаточно продовольствия для нормального питания всего населения Земли. Г. и конфликт являются крайними типами социального взаимодействия, ограничивающими весь его спектр с т. зр. совершенства. Трудно понять суть и причины конфликтов, не поняв суть и условия достижения Г. в социальных отношениях. Поэтому исследование критериев Г., ее эволюции, условий и способов достижения является важным направлением в деятельности конфликтологов…. смотреть

En.: Matching
Таким образом мы обозначаем понятие, приблизительно соответствующее matching Эриксона, pacing Бэндлера и Гривдера и Iappariement Вайтценхоффера.
В хорошем гипнотическом трансе важно находиться в гармонии с пациентом, поскольку пациент, не имея возможности анализировать происходящее, будет чувствительным к качеству взаимодействия. Такая установка будет способствовать развитию отстраненности, от которой зависит гипноз.
Поэтому в наших гипнотических упражнениях мы требуем от обучающихся:
– максимально использовать слова, выражения и образы, которые пациент употреблял, сообщая свой анамнез, и которые определенным образом отражают его мир. Взаимодействие облегчает также выбор каналов коммуникации, предпочитаемых пациентом;
– самому принимать положение, сходное с положением пациента, поскольку поза всегда связана с переживанием и эмоциями;
– дышать синхронно с пациентом, так как это способ существовать в одном ритме с ним. Для этого достаточно говорить в тот момент, когда пациент делает выдох … смотреть

(гр. – созвучие, согласие) – философско-эстетическая категория, обозначающая высокую степень упорядоченности составных частей в чем-то целом, едином, и соответствия этого целого эстетическим критериям совершенства и красоты. Гармония – это согласованность, слаженность, взаимная обусловленность частей в целом, их непротиворечивое сочетание. В этом смысле говорят о гармонично развитом человеке, как о человеке, у которого хорошо развиты душа и тело, ум и чувства, у которого внутренний мир согласуется с внешней средой, с культурой, в которой он вырос и которую поддерживает и обогащает. Гармонично развитый человек – это человек, живущий в согласии с окружением, внутренне уравновешенный, способный к саморазвитию, к самообновлению души, к согласию веры и разума. В музыке гармония обозначает сочетание звуков и тонов по определенным законам, приобретающее соразмерность, соответствие, согласованность. Слово «гармония» родилось в греческой мифологии, где было именем дочери Афродиты, необыкновенно красивой девушки…. смотреть

Еще про Тора:  Славянский амулет Коловрат: значение в славянской традиции

(греч.-связь, стройность, соразмерность): философская и эстетическая категории, обозначающие органическую слаженность, соразмерность, *созвучие* частей в системе целого на основе определенных закономерностей, органическое единство многообразия. В античности гармония мыслилась как основная черта бытия вообще, как упорядоченность Космоса, противостоящая хаосу. Согласно греческому миросозерцанию, вместе с симметрией, порядком и мерой гармония составляет основу прекрасного. В эстетике Возрождения гармония считалась не только существенным признаком, но даже источником прекрасного. Каждая эпоха вносила свои коррективы в понимание гармонии, по-новому трактовала ее связь с прекрасным. В искусстве многообразие гармонических отношений зримо раскрывается через звуковую гармонию (аккорд, лад, стихотворный размер); через пропорции в архитектуре, выражающие соотношение частей и целого; через цветовую гармонию, построенную на закономерностях цветового круга; через композиционные закономерности и т. д…. смотреть

ГАРМОНИЯ гармонии, ж. (греч. harmonia). 1. Часть теории музыки, учение о правильном построении созвучий в композиции (муз.). Музыку я разъял, как труп, поверил я алгеброй гармонию. Пушкин. 2. Благозвучие, Стройность и приятность звуков (книжн.). Мелодия, исполненная гармонии. Гармония поэтического ритма. 3. Согласованность, взаимное соответствие (книжн.). Гармония интересов. Между нами установилась полная гармония. Гармония красок. || Согласованное сочетание, соответствие элементов внутри чего-н. целого, внутренняя цельность, полнота, согласие (книжн.). Мировая гармония. Душевная гармония. Лицо его выражало запас силы, воли, внутренней гармонии и самообладания. Гончаров. || Стройность, пластичность, мерность, полнота и законченность внешнего выражения (книжн.). Каждый жест актрисы исполнен гармонии. всё в ней гармония, всё диво, всё выше мира и страстей. Пушкин. 4. То же, что гармоника в 1 знач. (обл., простореч.).<br><br><br>… смотреть

ГАРМОНИЯ: в европ. астрологии – деление зодиакального круга на некоторое количество частей, позволяющее как бы “развернуть” каждый дом гороскопа в отдельный гороскоп. Для этого каждый знак Зодиака делится на количество частей, соотв. номеру дома (напр., для VII дома это будет семь частей), после чего части поделенного таким образом небесного круга (7 х 12) нумеруются по порядку от 0 00‘ Овна. После этого планета, попавшая в отдельную часть знака, переносится в знак соответствующего номера, считая от ее собственного: так, Солнце в 10 градусе Тельца попадает в третью седьмую часть знака Тельца, что при отсчете от точки весеннего равноденствия (0 00‘ Овна) дает 10 знак или, считая от Тельца, знак Водолея. Так заново расставляются все планеты, после чего полученная космограмма интерпретируется как полная расшифровка соответствующего дома (в нашем случае – VII). Ср. тж. варга.<br><br><br>… смотреть

ГАРМОНИЯ ж. соответствие, созвучие, соразмерность, равновесие, равномерность, равнозвучие, взаимность соотношение, согласие, согласность, соглас, стройность, благостройность; соразмерное отношение частей целого; правильное отношение одновременных или современных звуков, аккорд; самая наука с созвучиях. Гармонический, стройный, созвучный соразмерный, добростройный, согласный. Гармонировать, отвечать, соответствовать, согласоваться созвучить; быть под одно, подстать, подмасть, под лад. Гармонист м. о сочинителе музыки: искусный в составлении и расположении созвучий. Мелодист, изобретатель голосов, напевов; гармонист, согласователь многозвучий. Гармоника ж. музыкальное орудие различного устройства, со стеклянными или деревянными клавишами, по которым бьют палочками; со стеклянными кругами, чашками, по которым водят пальцами; также мех, со вставлеными пищиками и затворками. <br><br><br>… смотреть

(от греч. harmonia — связь, стройность, соразмерность) — соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое, а также созвучие, согласие, в эстетике как существенная характеристика прекрасного. В философии Пифагора — организованность космоса, в противоположность хаосу.
Начала современного естествознания. Тезаурус. — Ростов-на-Дону.В.Н. Савченко, В.П. Смагин.2006.
Синонимы:
астероид, благогласие, благозвучие, благозвучность, богиня, гармоника, гармоничность, гармонь, единство, лад, ладность, мелодичность, музыкальность, сибуи, симметрия, симфония, складность, сладкогласие, сладкозвучие, сладкозвучность, слаженность, согласие, согласованность, созвучие, созвучность, сообразность, соответствие, соразмерность, строй, эко-топ
Антонимы:
дисгармония, непорядок, сбивчивость, сумбур, сумбурность, хаотичность, неблагозвучие, беспорядок, хаос, разлад… смотреть

гармония ж 1. Harmonie f, pl -ni|en; Wohlklang m (благозвучие) 2. перен. (согласие) Einklang m, Eintracht f 3. (муз. теория) Harmonielehre f 4. (инструмент) см. гармоника<br><b>Синонимы</b>: <div class=”tags_list”>
астероид, благогласие, благозвучие, благозвучность, богиня, гармоника, гармоничность, гармонь, единство, лад, ладность, мелодичность, музыкальность, сибуи, симметрия, симфония, складность, сладкогласие, сладкозвучие, сладкозвучность, слаженность, согласие, согласованность, созвучие, созвучность, сообразность, соответствие, соразмерность, строй, эко-топ
</div><br><br><b>Антонимы</b>: <div class=”tags_list”>
дисгармония, непорядок, сбивчивость, сумбур, сумбурность, хаотичность, неблагозвучие, беспорядок, хаос, разлад
</div><br><br>… смотреть

(греч. harmonia связь, соразмерность) созвучие, согласие, соответствующая эстетическим законам согласованность частей в расчлененном целом. Идея гармонии лежала еще в основе пифагорейской идеи гармонии сфер, она продолжает существовать в преобразованной форме в новой философии у Шефтсбери, Кеплера, Джордано Бруно, Лейбница и в нем. идеализме. Педагогическим идеалом Гёте, как он выражает его в *Вильгельме Мейстере*, было *воспитание гармонически свободного человечества*, развитие всех ценных человеческих способностей в прекрасное равновесие. Природа была для Гёте большим организмом, в котором господствует гармония силы и границ, произвола и закона, свободы и меры, подвижного порядка, достоинств и недостатков (*Метаморфоза животных*, 1819)…. смотреть

(1 ж), Р., Д., Пр. гармо/нииСинонимы:
астероид, благогласие, благозвучие, благозвучность, богиня, гармоника, гармоничность, гармонь, единство, лад, ла… смотреть

(от греч. harmonia – согласие) – англ. harmony; нем. Harmonie. Единство, согласованность, стройное сочетание элементов, свойств, явлений.
Antinazi.Энциклопедия социологии,2009
Синонимы:
астероид, благогласие, благозвучие, благозвучность, богиня, гармоника, гармоничность, гармонь, единство, лад, ладность, мелодичность, музыкальность, сибуи, симметрия, симфония, складность, сладкогласие, сладкозвучие, сладкозвучность, слаженность, согласие, согласованность, созвучие, созвучность, сообразность, соответствие, соразмерность, строй, эко-топ
Антонимы:
дисгармония, непорядок, сбивчивость, сумбур, сумбурность, хаотичность, неблагозвучие, беспорядок, хаос, разлад… смотреть

гарм’ония, -и (благозвучие; согласие)
Синонимы:
астероид, благогласие, благозвучие, благозвучность, богиня, гармоника, гармоничность, гармонь, единств… смотреть

harmoni, overensstemmelse, pakt, proporsjon, velklangСинонимы:
астероид, благогласие, благозвучие, благозвучность, богиня, гармоника, гармоничность, г… смотреть

   • Harmonĭa,         см. Cadmus, Кадм, 2.Синонимы:
астероид, благогласие, благозвучие, благозвучность, богиня, гармоника, гармоничность, гармонь, ед… смотреть

Гарм’ония, -и (мифол.)Синонимы: астероид, благогласие, благозвучие, благозвучность, богиня, гармоника, гармоничность, гармонь, единство, лад, ладность,… смотреть

(греч. Harmonia — согласие, строй-ность, соразмерность) — философско-эстетическая кате-гория, означающая оптимальное взаимодействие частей внутри целого и соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов объекта в художественном единстве. Внешне она проявляется в симметрии, ритме, пропорциональности, в согласованности и единстве цветовых соотношений, стройности композиции и других качествах художественной формы. Гармония является конечным результатом как творческого процесса, так и процесса восприятия художественного произведения, она также выступает наиболее существенной характеристикой и основным критерием совершенства…. смотреть

гармо́ния, -иСинонимы:
астероид, благогласие, благозвучие, благозвучность, богиня, гармоника, гармоничность, гармонь, единство, лад, ладность, мелодич… смотреть

(мифол.)Синонимы: астероид, благогласие, благозвучие, благозвучность, богиня, гармоника, гармоничность, гармонь, единство, лад, ладность, мелодичность,… смотреть

ж. муз.
armonia
гармония звуков — armonia di suoni
гармония красок — accordo di colori
Итальяно-русский словарь.2003.
Синонимы:
астероид, благогласие, благозвучие, благозвучность, богиня, гармоника, гармоничность, гармонь, единство, лад, ладность, мелодичность, музыкальность, сибуи, симметрия, симфония, складность, сладкогласие, сладкозвучие, сладкозвучность, слаженность, согласие, согласованность, созвучие, созвучность, сообразность, соответствие, соразмерность, строй, эко-топ
Антонимы:
дисгармония, непорядок, сбивчивость, сумбур, сумбурность, хаотичность, неблагозвучие, беспорядок, хаос, разлад… смотреть

гармо́ния ж.harmonyСинонимы:
астероид, благогласие, благозвучие, благозвучность, богиня, гармоника, гармоничность, гармонь, единство, лад, ладность, м… смотреть

harmonyСинонимы: астероид, благогласие, благозвучие, благозвучность, богиня, гармоника, гармоничность, гармонь, единство, лад, ладность, мелодичность, … смотреть

См. armonìa.Синонимы:
астероид, благогласие, благозвучие, благозвучность, богиня, гармоника, гармоничность, гармонь, единство, лад, ладность, мелодичн… смотреть

см. удовлетворениеСинонимы:
астероид, благогласие, благозвучие, благозвучность, богиня, гармоника, гармоничность, гармонь, единство, лад, ладность, ме… смотреть

астр.
гармо́нія
– сферическая гармония

Синонимы:
астероид, благогласие, благозвучие, благозвучность, богиня, гармоника, гармоничность, гармонь, единство, лад, ладность, мелодичность, музыкальность, сибуи, симметрия, симфония, складность, сладкогласие, сладкозвучие, сладкозвучность, слаженность, согласие, согласованность, созвучие, созвучность, сообразность, соответствие, соразмерность, строй, эко-топ
Антонимы:
дисгармония, непорядок, сбивчивость, сумбур, сумбурность, хаотичность, неблагозвучие, беспорядок, хаос, разлад… смотреть

ГАРМОНИЯ1, -и, ж. 1. Выразительные средства музыки, связанные с объединением тонов в созвучия и с композицией созвучий, а также соответствующий раздел в теории музыки. 2. Согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь Гармония звуков. Гармония красок. Душевная гармония Гармония интересов. Поверить алгеброй гармонию (книжное) — попытаться переложить на язык разума, логики то высокое, духовное, что доступно только чувствам. |Г прилагательное гармонический, -ая, -ое…. смотреть

от греч. harmonia – связь, стройность, соразмерность) – соразмерность частей, противоположная хаосу, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое; соответствие, логичность, созвучие, равновесие, равномерность, равнозвучие, взаимность, соотношение, согласие, согласность, благостройность; правильное отношение одновременных или современных звуков, аккорд; стройность идей; самая наука о созвучиях, о логической соразмерности. … смотреть

гармония созвучие, согласие, симфония, лад, соответствие, строй, слаженность, гармоничность, согласованность, музыкальность, созвучность, сладкозвучность, сладкозвучие, благозвучность, мелодичность, сообразность, симметрия, единство, соразмерность, гармоника, сладкогласие, благозвучие, ладность, складность. Ant. разрозненность, противоречие, несогласие<br><br><br>… смотреть

Гармония

Смородина Интересные факты

Кадм и Гармония

Гармония — в мифах Древней Греции богиня согласия, олицетворение счастливого брака. Дочь бога войны Ареса и богини любви и красоты Афродиты. Зевс выдает Гармонию замуж за Кадма, легендарного основателя Фив. На свадьбе Гармонии и Кадма присутствуют все греческие боги-олимпийцы. Они подарили Гармонии покрывало и ожерелье, изготовленное Гефестом. Это ожерелье (позже известное как Ожерелье Гармонии), принесло ей (и всем позднейшим обладателям этого украшения) несчастье.

Позднее, когда Кадм (по его собственной просьбе) был обращён в змея богами, Гармония в отчаянии сорвала с себя одежды и призвала супруга к себе. Обвив её нагое тело, Кадм, лизал ей уста и ласкал грудь. Тогда безутешная Гармония обратилась к греческим богам, чтобы они и её превратили в змею, что и было исполнено.

Очевидно, не является, случайностью то, что Гармония является дочерью богини красоты и бога войны. В мифологическом сознании древних греков отразились коллективные представления о гармонии как порождении двух начал: любви и войны, красоты и борьбы.

В честь Гармонии назван открытый в 1856 году астероид (40) Гармония. Название было выбрано в ознаменование окончания Крымской войны 1853—1856 гг.

В древнеримской мифологии Гармонии соответствует Конкордия.

Гармония греческая мифология

Гармония, в греческой мифологии,
дочь Ареса и Афродиты, супруга Кадма, мать Ино, Агавы, Семелы, Автонои, Полидора
и Иллирия. Свадьбу Кадма и Гармонии почтили своим присутствием олимпийские боги.
Афина подарила ей золоченый пеплос, придающее хозяйке божественное достоинство,
а Афродита дала Гармонии золотое ожерелье работы Гефеста, которое делало
владелицу украшения неотразимой.

Изготовленное Гефестом ожерелье, однако, имело
свойство приносить его обладателю несчастье. О бедствиях, причиненных Гармонии,
существует целый ряд рассказов древних авторов. По Аполлодору в старости
Гармония и Кадм превратились в драконов и были отправлены Зевсом на Острова
Блаженных. По другой версии Арес превратил их во львов.

Большинство мифологов и историков (Мёверс, Брандис, Ленорман, Дункер и др.) считает Кадма
антропоморфизированным восточным божеством; самое имя его производили от семитского
Qadem – Восток, а имя Европы от семитского Ereb – Запад. В нем видят Мелькарта,
странствующего в поисках за Астартой и наконец соединяющегося с ней священным
браком (причем Гармония тождественна с Европой и обе – с Астартой). Некоторые новейшие
исследователи (Е. Мейер, Г. Д. Миллер, О. Крузиус) доказывают, что все
подробности, выставляющие Кадма финикиянином, должны быть отнесены на счет позднейшей литературной обработки.

Древнейший беотийский источник – гесиодовская “Феогония” – знает Кадма царем “Кадмейской
земли”, то есть Фив, и ничего не говорит о его прошлом. Кадм, следовательно,
туземное божество, эпоним замка Кадмеи и народа кадмеев. Рассказ о прибытии Кадма в
Дельфы и о всем последующем возник под влиянием Дельфского оракула; многие его детали встречаются и
в других сказаниях (о Язоне, о Пелее и Фетиде и так далее).

Еще позже появился миф о поисках Кадмом Европы – первоначально самостоятельный миф,
подобный сказанию о похищении и искании Персефоны.
Страны, из которых будто бы прибыл Кадм, – просто баснословные земли
дальнего Востока и Юга, подобный земле Гипербореев. Представления о них возникли в
аполлоновской религии, как о странах ночного и зимнего пребывания солнца. Лишь
впоследствии названия их перешли на исторические земли Востока. В миф о Кадме они попали,
благодаря его дельфийской редакции. Из других видных современных мифологов
Группе также отвергает восточное происхождение Кадма, но видит в нем не местное божество, а одно
из воплощений верховного светлого божества, ведущего борьбу с демоном мрака
(драконом) и сочетающегося браком с царицей неба. Превращение в дракона знаменует победу
мрака, “ежедневную судьбу солнечного бога”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector