Грузинская мифология

Грузинская мифология.

Грузия известна как одна из древнейших стран с многовековой христианской культурой. На фотографиях из Грузии пестрят древние храмы и монастыри, построенные еще в те далекие времена, когда большинства из современных стран не было еще и в зачатке.
Однако мало кто знает о дохристианской Грузии, ее языческих богах и ритуалах.
К сожалению, огромная часть дохристианской культуры была уничтожена еще на заре христианства, во время борьбы с языческим наследием, и сегодня явственно ощущается бедность этого пласта нашей культуры.
Однако, язычество в том или ином виде все же сохранилось, во многом приняв христианские черты. И по сей день во многих регионах страны можно наблюдать множество языческих ритуалов.

Image Hosted by ImageShack.us

Гмерти (ღმერთი) – бог неба, отец богов, владыка мира, создавший мировой порядок, распоряжающийся жизнью и судьбой всех людей. Гмерти создал небо, землю и море, и осветила их его дочь –Мзекали (მზექალი), и создал остальных божеств, Хвтисшвилеби -(ხვთისშვილები), Копала, Иахсари и других.
Гмерти живет на девятом небе и сидит на золотом троне, распоряжаясь миром через Хвтисшвилеби. Он владыка неба, грома, и правосудия. Он везде и во всем, един, но может предстать в разных проявлениях. Однако основным проявлением все же был огромный бык.
Его везде сопровождают его слуги, волки, которых посылает к людям для помощи, или же для кары. Гмерти представлялся существом с золотым ртом, и горящими, страшными глазами. С распространением христианства, культ Гмерти слился с библейским Господом, и сегодня Гмерти означает Господь.

Квириа – предводитель Хвтисшвили, сынов Гмерти. По представлениям восточных горцев, бог справедливости и посредник между Гмерти и людьми. В его честь устраивались праздники Квирицховлоба и Халарджоба, с играми и жертвоприношениями. В Западной Грузии Квириа ярко выраженное фаллическое мужское божество, в чью честь устраивали весенние праздники, во время которых проводили различные ритуалы, состязания, пели гимны и устраивали сцены.

Иахсари – воинственное божество, сын Гмерти, который боролся со злыми силами – дэвами, каджи, эшмаки. Покровительствовал нуждающимся в помощи. Первоначально Иахсари поклонялись в Пшави-Хевсурети, но позднее его культ распространился на другие горные регионы. По легенде, притесненные злыми чудовищами, дэвами, пшав-хевсуры обратились к Гмерти за помощью. Чтобы выявить предводителя в войне с дэвами, провели состязания, на которых победили Иахсари и другой Хвтисшвили – Копала, которые и возглавили поход. Разгромив дэвов, братья убили их голиатов(великанов), Муза и Бегела. После чего дэвы навсегда убрались с гор.

Копала – один из Хвтисшвили, другой сын Гмерти. Первоначально его культ был в Пшави и Хевсурети, где и сейчас на горе Карати стоит его святилище, однако со временем распространился и в другие регионы. Покровительствовал людям, попавшим в лавину, утопающим и нуждающимся. Вместе со своим братом Иахсари победил и изгнал дэвов.

Верховным богом Картли с IV века до н.э. считался Армази, который был еще и богом войны.
Его идол стоял на одноименной горе Армази – грозный воин в оловянных доспехах, блестящем золотом шлеме, с огромным копьем в руке, Армази, владыка неба, грома и рода людского отождествлял силу и мощь.
Появление культа Армази связано с именем первого грузинского монарха, Фарнаваза I, который рядом со столичным городом Мцхета воздвиг его идол, и велел ему поклоняться.
В период становления централизованного государства культ единого и сильного бога поспособствовал укреплению государственной власти и ослаблению родовых и региональных божеств.
Летом, в дни празднований в честь Армази проводились многочисленные шествия, в которых участвовали члены монаршей семьи. Культ Армази был очень популярен, и в той или иной степени был распространен во всех частях Грузии, однако после объявления христианства государственной религией в IV веке нашей эры поклонение воинственному Армази прекратилось.

Одни из древнейших из известных грузинских языческих богов – это Гаци и Га, корни которых, по легенде, в историческом Квемо, или же Ариан Картли. Культ поклонения этим богам ввел Азон, предшественник Фарнаваза, установивший в 4 веке до нашей эры тираническую власть в Картли.
Идолы Гаци и Га находились на горе Армази рядом со Мцхета. Позднее между ними воздвигли и идол верховного бога Армази, справа от которого стоял золотой идол Гаци, а слева серебряный идол Га.
Предположительно, Гаци был мужским божеством, тогда как Га, или же Гаиси женским.
Согласно «Обращению Картли» идолам жертвовали младенцев монаршей крови, сжигая тело и обсыпая их пеплом – „შეიწირვოდა მათა ერთი სეფეწული ცეცხლითა დაწუვად და მტუერი გარდაბნევად თავსა კერპისასა“.
После принятия христианства идолы были разрушены, и поклонение Гаци и Га, так же, как и культ Армази, прекратилось.

Image Hosted by ImageShack.us
Барбале – олицетворение солнца и богиня женского плодородия. По народным представлениям, Барбале покровительствовала роженицам, земледельцам и скотоводам. Ей были посвящены несколько праздников, один из которых совпадал с днем зимнего солнцестояния. В празднованиях и ритуалах использовались разные предметы, представляющие собой символы солнца.
Кроме того, Барбале поклонялись как божеству, которое может исцелить от множества болезней, уберечь от зла и бед.

Image Hosted by ImageShack.us

Бочи – древнее грузинское языческое божество, покровительствующее скотоводству, зверям и птицам. Предположительно, это тотемное божество и его имя связано с козлом – ваци-вочи.

Очопинтре – покровитель диких зверей, владеющий душой каждого животного. Перед охотой охотники просили Очопинтре разрешения на охоту.
Культ Очопинтре пересекается с культом Бочи, и частично с греческим Паном.

Image Hosted by ImageShack.us
Очокочи – божество леса, покровитель зверей и враг охотников. По преданию, Очокочи полукозел, получеловек, и не может говорить, но его голос пугает людей. Его тело покрыто густыми волосами, на руках длинные и острые когти, а на груди большой нарост, похожий на топор, которым встречного может разрубить на части.

Еще про Тора:  Славяно-арийские свастические символы

Харале – божество урожая и плодородия.

Image Hosted by ImageShack.us
Дали – богиня охоты, покровительница зверей и птиц. Ее культ пересекается с другим женским божеством, Мзетунахави. Дали обитает в недоступных скалах, откуда опускаются вниз ее золотые кудри. Она оборотень, способна предстать как животное, птица или человек. Страстная, может влюбляться, и, соблазнив охотника, помогает ему в охоте и покровительствует ему, но до тех пор, пока он скрывает это. Тот же, кто раскроет эту тайну, обязательно погибнет, как погиб охотник, отец известного мифического персонажа, героя Амирани.
Дали одна из древнейших божеств, и ее культ наибольшее распространение получил в Сванети, где и по сей день ее почитают.

Image Hosted by ImageShack.us
Адгилис деда(ადგილის დედა) – одна из древнейших божеств, в далеком прошлом богиня плодородия, чей культ был распространен по всей Грузии. Позднее у каждого селения была своя Адгилис деда, которая заботилась о людях, и покровительствовала им. По представлениям хевсуров выглядела как прекрасная дева с серебряными украшениями. Горцы Восточной Грузии поклонялись ей, как покровительнице женщин, детей, охотников и скота. После распространения христианства ее культ смешался с культом Девы Марии.

Бери-Бера – божество плодородия и покровитель урожая в Восточной Грузии.

Image Hosted by ImageShack.us
Берика – божество плодородия и весеннего пробуждения, представляющийся в виде козла. С культом Берика связаны дошедшие до наших дней ритуальные праздники – берикаоба, во время которых участники одевают на себя шкуры животных.

Image Hosted by ImageShack.us
Босели – одно из древнейших божеств, покровительствовал животноводству. Представлялся в виде огромного быка, и со временем стал так же и покровителем земледелия, приняв человеческие черты, и превратился в бога, чей культ сложился как культ быка и культ солнца.
С развитием христианства культ Босели изменился, превратившись в полу языческий – полу христианский культ Басили, христианская часть которого связана с именем христианского деятеля Басили (Василий) Кесарийского.
Image Hosted by ImageShack.us
С Босели связаны языческие празднования Бослоба, которые проводились в январе-феврале. Впрочем, и по сей день в Западной Грузии проводят ритуалы, связанные с древним божеством – глава семьи подносит зажженную свечу ко лбу быка, обмазывает его яйцом, и благословляет его вином, дабы живность плодилась и не переводилась.

Задени – языческий бог, культ которого появился во времена мепе Фарнаджома, в первой половине II века до н.э. Задени входил в пантеон т.н. фарнавазианских богов, и ему поклонялись вместе с Армази. Предположительно, имеет иранские корни.
В окрестностях Мцхеты находилась крепость Задени, по видимому, место его поклонения.

Тевдоре – аграрное божество, чей культ со временем слился с культом христианского святого Тевдоре. Считался покровителем земледельцев и коневодов. Празднования в его честь проводились весной – пекли ритуальный хлеб с изображением различных сельскохозяйственных инструментов и коней, а так же устраивали ритуальный сев.

Мамбери – божество, повелитель волков, которому поклонялись в Западной Грузии.

Мзетунахави – златокудрая прекрасная женщина-богиня, которая чудесным образом рождается из растений. Она спрятана в неприступной крепости за девятью горами; герой должен найти ее и исполнить сложнейшие задания, дабы получить ее. Околдована злыми силами, и бывает в облике зверей или змеи. После спасения от злых чар возвращает себе красоту и выходит замуж за героя. Культ Мзетунахави иногда соприкасается с культом Дали, покровительницей зверей.

Пиркуши – божественный кузнец, которого пленили дэвы, для которых он ковал тяжелое оружие и прекрасные сосуды из золота и серебра. Из плена Пиркуши спасает Иахсари, которому кузнец кует огромный колокол. Святилища Пиркуши и сегодня есть в Пшав-Хевсурети.

Рокапи – злое божество, предводитель Кудианеби, злых колдуний, которому они приностя человеческие сердца, и которого Гмерти приковал к глубоко посаженному в землю столбу. Каждый год Рокапи старается вырвать столб из земли, и когда ему вот-вот это удается, на столб садится птичка, которую он ударяет палкой – птичка улетает, а столб еще глубже садится в землю.

Image Hosted by ImageShack.us
Амирани – мифологический герой, сведения о котором есть во всех уголках Грузии, во всех диалектах, что свидетельствует о формировании этого мифа на ранних стадиях этногенеза грузинского народа. Различные вариации мифа об Амирани имеются у некоторых родственных грузинам кавказских народов. Амирани изображен на многих археологических находках в Мцхета, Казбеги, Триалети, датируемых не позже 3 тыс. до н.э.
Амирани сын богини Дали и охотника Дарджелани.
По преданию, охотник по имени Сулкалмахи охотился в непроходимых лесах, где услышал женский крик. На вершине скалы, в огромной пещере лежала прекрасная златокудрая Дали, мучаясь от невыносимых болей. Рассказала она Сулкалмахи, что влюбилась в охотника Дарджелани, и зачала от него, но хромая жена Дарджелани нашла их, и у спящей Дали отрезала ее прекрасные локоны, отобрав божественную силу.
Дали была беременна, но не могла родить, и тогда велела она Сулкалмахи алмазным ножом вспороть ей живот и извлечь ребенка. Так появился на свет Амирани.
Позднее его усыновил некий Иамани, и рос он вместе с его сыновьями Усупи и Бадри. Сильны были сыновья Иамани, но сильнее всех был Амирани, неустанный, быстрее лавины и в руках имел силу двенадцати пар быков.
На его плечах были изображены солнце и луна, а некоторые части его тела были из чистого золота, что говорило о его божественном происхождении. Был он так велик, что Земля с трудом его выдерживала. Амирани, вместе со своими братьями Бадри и Усупи защищал людей, бился со злыми духами, дэвами и чудовищем Гвелешапи, который проглотил героя, но все равно был убит им изнутри.
Амирани, вооруженный огромным мечом, который сам же и выковал, похищает небесную деву Камару, олицетворяющую огонь, которая жила в высокой башне, нависающей над морем, и побеждает ее отца, повелителя погоды и облаков. Дает людям огонь, учит кузнечному делу и спасает их от чудовищ.
Отдав людям огонь, Амирани восстал против власти Гмерти, но был побежден, и прикован к Кавказским горам огромной цепью. Его печень ежедневно грызет орел, а верная собака лижет цепь, дабы его порвать, но ежегодно кузнецы, посылаемые Гмерти, вновь возобновляют цепь. По древнему преданию, раз в семь лет пещера, в которой скрыт герой, открывается, и тогда можно узреть храброго и благородного Амирани. Легенда об Амирани тесно переплетена с мифом о Прометее.

Еще про Тора:  Удмуртская мифология — Википедия Переиздание // WIKI 2

Амбри – мифологический герой с исполинской силой, ростом и массой. Он упомянут в легенде об Амирани, как сильнейший исполин. Легенда о нем неразрывно связана с земледелием.

Бакбак-Дэви – лесное злое чудовище, со многими головами, которое пожирает людей. Сильнейший из всех прочих дэви.

Дэвы – огромные злые зооморфные многоголовые существа с рогами, сплошь покрытые шерстью. Обитают под землей, но часто выходят на поверхность и враждуют с людьми, людоеды, похищают женщин и скот.
Девы физически очень сильные, но глупые существа, олицетворяющие тупую физическую силу. Мифы о дэвах родом из Индии, где они предстают в виде божеств, однако под влиянием иранской традиции в Грузии трансформировались в злых и жестоких существ.

Вешапи, Гвелешапи – чудовища, зооморфные существа в виде огромных рыб. Часто предстают в виде многоголовых страшных существ. Различали белых, красных и самых опасных черных.

Фаскунджи – огромная летающая птица, неизменный былинный персонаж, обитает высоко в горах, или под землей, может говорить как человек, и покровительствует героям.

Каджи – страшные антропоморфные существа, живущие в Каджети. Могут обратить день в ночь и наоборот, вызывать бури, топить корабли, враждуют с людьми. Женщины – каджи наоборот, очень красивы, обитают в ручьях, реках и озерах, спасают рыбаков, и часто становятся их женами.

Ввиду древности грузинской мифологии, и обилия персонажей, отобразить их всех в одном посте не представляется возможным, и удалось коснуться лишь наиболее известных и распространенных. Грузинская мифология неразрывная часть грузинской культуры. Она не умерла, а по сей день присутствует в нашей жизни, в многочисленных ритуальных празднествах и сказках.

На составление этого поста, поиск и чтение литературы было потрачено в общей сложности около 5 часов моей жизни. будьте любезны, при копировании указывайте источник. спасибо.

Космология

В дохристианской грузинской мифологии Вселенная воспринимается как сфера. Он состоит из трех миров или уровней, известных как скнели (სკნელი):

Миф о сотворении мира хевсур / пшав (северная грузия)

Вначале существовали только Мориге Гмерти и его сестра. Она сделала его несчастным, поэтому он проклял ее. Сестра превратилась в демона. Для каждого хорошего, что создал Мориге Гхмерти, Демон создал зло, чтобы испортить / противодействовать ему. Женщина тоже была порождением Демона, как и меньшие демоны (Грузинский: დევი, романизированный:деви – см. Ниже), а человек и меньшие боги были творениями Мориге Гхмерти.

Меньшие боги устали в своей непрерывной борьбе с демонами и бежали в верхний мир Зескнели, оставив после себя людей. Однако мужчинам не хватало силы противостоять демонам, поэтому меньшие боги (Грузинский: ღვთის შვილნი, романизированный:Ghvtis Shvilni – см. Ниже) выследили демонов и загнали их под землю в преисподнюю Квескнели.

Таким образом, мужчины и женщины являются лишь эманациями или заменами богов вверху и демонов внизу соответственно. Тот же принцип верен для всех сотворенных вещей: сущности и субстанции вселенной разделены на две антагонистические серии, одну дикую и демоническую, другую социальную и божественную.

Единственные сущности или субстанции, которые действительно реальны, – это сущности верхнего мира Зескнели и нижнего мира Квескнели. Таким образом, средний мир, населенный людьми, является лишь местом прохождения, посредничества и встречи, а существа, населяющие его, не имеют в себе сущности, являясь лишь эманациями божественных или подземных миров или же их союзов.[5]

Этот миф о сотворении горных грузин до некоторой степени напоминает зороастрийский миф, поскольку он включает в себя порчу доброго творения доброго творца злым духом (ср. Ангра-Майньюпопытки помешать созданию Ахура Мазда – видеть Бундахишн).

Однако он радикально отличается в атрибуции Пол принципам добра и зла и еще более отчетливо в своем видении изначальной небесной гармонии двойных творческих принципов как брат и сестра пара с нарушением этого кровосмесительный создание союза творчество, со всеми сопутствующими бедами.

Полубоги, герои и известные люди

  • Амиран (ამირანი) – Мифический герой и титан, сын Дали. Эквивалент греческого Прометей.[9]
  • Иахсар (იახსარი) – мифический герой, который помог Копале в его приключениях по уничтожению демонов и монстров, был обожествлен и почитаем как популярное божество.[13]
  • Гвтис Швельни (ღვთის შვილნი, Дети Бога или Дети Гмерти) – Группа полубогов, которые защищали людей, обеспечивали хороший урожай и надои молока, боролись с ведьмами дэви и кудиани. Среди них были Амиран, Георгий, Иахсар и Копала, и они сражались вместе с Иахсаром и Копалой, чтобы изгнать дэвов с земли и помочь Георгию совершить набег на неприступную крепость каджи, чтобы разграбить их сокровища, скот и женщин.[9]
  • Копала (კოპალა) – мифический герой, могучий воин и убийца демонов – также бог молний.[14] Он и Иахсар возглавляют кампанию по изгнанию в подполье дэвов, преследующих людей в среднем царстве. Его оружие включает булава и утюг поклон сделано для него кузнец бог Пиркуша (პირქუშა) (с которым сравнивают Осетинского божественного кузнеца Курдалэгон и черкесский Тлепш).[15] Только он обладает силой победить самых упорных демонов, которые, как считается, захватывают душу человека и вызывают безумие, и, таким образом, он лечит тех, кто страдает безумием.[9] Почитается жителями горных районов Хевсурети и Пшави. (Сравнивать Индра, Ферейдун, Дагда и Тор).
  • Квирия (კვირია) – герой и сын богов, который служил посредником между Гмерти и человечеством. Его называют защитником человеческого общества и орудием божественной справедливости. В некоторых регионах Грузии его также считали божеством плодородия и урожая, а в горах Западной Грузии ему поклонялись как верховному божеству. В его честь отмечали праздник Квирацхоловба (კვირაცხოვლობა),[9] а также (Маршалл Лэнг предположений) были эротическими и оргиастическими культами и фестивалями, такими как Берикоба и Мурквамоба, регулярно отмечаемый до недавнего времени среди Пшавы, Хевсуры, Сваны и другие горские грузинские племена. Любопытный итифалловый статуэтки, обнаруженные Г.Д. Филимоновым на поселении Казбек на Военно-грузинская дорога может также (далее предполагает Маршалл Лэнг) иметь отношение к эротическим аспектам культа Квирии. Такие фигурки были предметом многочисленных споров среди археологов и антропологов, и примеры продолжают обнаруживаться в различных частях Грузии, вплоть до центральной Кахетии, в связи с находками бронзовых кинжалов особого «кахетинского типа», датируемых между тринадцатый и восьмой века до нашей эры Некоторые из этих итифаллических фигурок были предназначены для подвешивания на рога для питья.[3]
  • Нацилиани (ნაწილიანი) – Люди, получившие магические дары или божественные знаки (Грузинский: ნაწილი, романизированный:нацили) от богов. Их знаки обычно расположены на лопатках и светятся волшебным светом, наделяя своих носителей силой. Эти знаки должны быть скрыты, так как их носители потеряют свои силы, если они их раскроют.[9] Определенные знаки могут давать только соответствующие боги.
Еще про Тора:  Руны для защиты от негатива, защитные рунические формулы для всех сфер жизни

Рекомендации

  1. ^ абcTuite, Кевин, Значение Dæl, символических и пространственных ассоциаций южнокавказской богини диких животных, Université de Montréal
  2. ^Мидяне и персы в Закавказье: археологические горизонты Северо-Западного Ирана и Закавказья Стефан Кролл в Преемственность Империи. Ассирия, СМИ, Персия изд. Дж. Б. Ланфранки, М. Роаф, Р. Роллингер (Падуя, 2003).
  3. ^ абcМаршалл Лэнг, Дэвид, Грузины, паб. Thames and Hudson 1966 как т. 51 в сериале Ancient Peoples and Places
  4. ^Харашидзе, Жорж, Le système Religieux de la Géorgie païenne: анализ структуры цивилизации, паб. Париж: Масперо 1968.
  5. ^ абcdеХарахидзе, Жорж: эссе: Религия и мифы горных грузин в Боннефой, Ив Мифологии, переведенная с оригинального французского издания 1981 г. (и преобразованная в более энциклопедическую форму) различными переводчиками под руководством проф.Венди Донигер, паб. В Чикагский университет Пресс 1991, т. 1 пп. 308–316 (в части 3 Кельты, норвежцы, славяне, кавказцы и их соседи ).
  6. ^Гинзбург, доктор КарлоЭкстаз: расшифровка шабаша ведьм, впервые опубликовано на английском языке Hutchinson Radius в 1990 г. ISBN 0 09 174024 Х, стр. 194.
  7. ^Вирсаладзе Елена Багратовна, 1976 г. Грузинский охотничий Миф и Поездка (перевод: «Грузинский миф и поэзия охоты») паб. Наука, Москва.
  8. ^Гвелесиани, Мариам. К взаимоотношениям грузинского Армази, армянского Арамазда и иранской Ахурамазды. Фонд New Alliance.
  9. ^ абcdежгчасяjkлмпопqрsттыvшИксyzааab«Грузия: прошлое, настоящее, будущее …»rustaveli.tripod.com. Получено 2022-11-06.
  10. ^Чаудри, Анна, Кавказское божество охоты, мужское и женское: следы богини охоты в осетинском фольклоре, эссе, составляющее главу 13 Представление о богине, ред. Сандра Биллингтон и Миранда Грин, паб. Рутледж 1996 ISBN 0-415-14421-3, ппс. 166–177.
  11. ^Туите, Кевин (20 февраля 2006 г.). «Значение Dl. Символические и пространственные ассоциации южнокавказской богини диких животных».(PDF). В О’Нил, Кэтрин; Скоггин, Мэри; Tuite, Кевин (ред.). Язык, культура и личность. Дань Павлу Фридриху. Монреальский университет. стр. 165–188. Получено 2020-05-31.
  12. ^Туите (2004)
  13. ^«Пиво и кровавые жертвы: познакомьтесь с кавказскими язычниками, поклоняющимися древним божествам». Независимый. 2022-08-15. Получено 2022-11-06.
  14. ^Tuite, Кевин (2000). «Молнии, жертвоприношения и одержимость в традиционных религиях Кавказа».
  15. ^Коларуссо, Джон, Нартские саги с Кавказа, паб. Издательство Принстонского университета 2002 ISBN 0-691-02647-5. Сказания 16, 17, 20 и 21.
  16. ^Тестен, Дэвид. 1989 г. Королевство каджес в Неславянские языки СССР: лингвистические исследования изд. Х. Аронсон, стр. 158–175. Чикаго: Чикагское лингвистическое общество.
  17. ^Рыцарь в шкуре пантеры, вольный перевод на прозу грузинского стихотворения Шота Руставели Кэтрин Вивиан, паб. Лондонское общество фолио, 1977 г., стр. 166.
  18. ^Важа Пшавела: 3 стихотворения, перевод на английский Дэвид Рэйфилд, паб. Borbalo Group, Грузия 2002.
  19. ^Боннефой, Ив (1993-05-15). Американская, африканская и древнеевропейская мифологии. Издательство Чикагского университета. стр.260. ISBN 9780226064574.
  20. ^Сага о Сасуне пересказ на английском из оригинального армянского текста епископа Гарегин Срвандзянц (и более поздние версии) Миша Кудян, паб. Kaye & Ward Ltd., Лондон, 1970.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector