Ипостаси бога тора

Тор – защитник Мидгарда

Тор – бог грома и молнии в германо-скандинавской мифологии, легендарный сын Всеотца Одина, великий воин. Также Тор – бог войны и победы (наравне с самим Одином и Тюром). Но если Один считается богом королей, конунгов и ярлов, то бог Тор покровительствовал простым воинам, он воплощал в себе мужество и стойкость скандинавских народов.

Главной задачей Тора всегда была защита мира людей (Мидгарда) и мира богов (Асгарда) от великанов Ётунов, живущих на востоке, и других чудовищ, угрожавших гармонии Мирового Древа. Бог Тор – сын Одина и великанши Ёрд (воплощение земли), но хотя фактически он получается наполовину великаном, в эддических сагах его называют исключительно асом и «триждырожденным» (хотя происхождение этого эпитет неясно).

https://www.youtube.com/watch?v=channelUCGYxE1lGMCZbWu-0qFQRgnA

Что касается этимологии, то насчет происхождения имени скандинавского бога Тора среди современных лингвистов нет единого мнения. Вероятно, древнеисландское «Þorr» могло произойти от прагерманского «thunaraz», что в переводе означает «гром» или «грохот». По этой версии от «thunaraz» также происходит немецкое слово «donner», датское «donder» и древнеанглийская форма «Þunor».

В Средние Века в результате эпентезы любое из этих слов могло привести к появлению традиционного норвежского «torden» и английского «thunder». Также существует версия, согласно которой древнеисландское «Þorr» восходит к ирландскому «tarann» и кельтскому «taranis», что в переводе также означает «гром».

Важно отметить, что в античной литературе бога Тора отождествляют вовсе не с Юпитером, хотя их функции схожи, и даже не с Марсом, а с Геркулесом. В частности, об этом упоминает Тацит в своей фундаментальной работе «Германика».

Бог грома

Тор (древнескандинавский Þórr )- одна из самых выдающихся фигур скандинавской мифологии. Он был главным богом всех ветвей германских народов до их обращения в христианство, хотя ему поклонялись и в позднюю эпоху викингов.

Тор, мускулистый Бог грома, является идеалом верного и благородного воина, идеалом, к которому стремился каждый воин-викинг. Он неутомимый защитник богов и их крепости, Асгард, от посягательств гигантов, которые обычно (хотя и далеко не всегда) являются врагами богов. Никто лучше Тора не подходит для этой задачи.

Его мужество и чувство долга непоколебимы, а его физическая сила практически не имеет себе равных. У него даже есть пояс силы (древнескандинавский megingjarðar), который делает его мощь вдвойне грозной, когда он надевает его. Однако, самым известным его владением является молот Мьелльнир. Согласно мифам, молот «подчинялся» только Тору, поднять его было под силу лишь ему одному.

Когда Тор подбрасывал его, молот всегда возвращался к своему владельцу. Но раскаленным докрасна. Поэтому на скандинавских изображениях можно увидеть Тора в специально созданных для него железных перчатках, защищающих руки от молота.

Ипостаси бога тора

Для языческих скандинавов, подобно тому, как гром был воплощением Тора, молния была воплощением его молота, убивающего гигантов, когда он ехал по небу на своей колеснице. В нее были запряжены козлы — лошадь не могла поднять такого сильного и могучего бога. Козлы Тора были дикими, их глаза светились красным светом.

Одним из главных врагов Тора является Йормунганд, огромный морской змей, который окружает Мидгард, мир человеческой цивилизации. В одном мифе, он пытается вытащить Йормунанда из океана во время рыбалки, и останавливается только тогда, когда его спутник режет леску из страха.

Для викингов, которые в целом были воинственной нацией, Тор был самым главным божеством. Однако, несмотря на свою воинственную репутацию, Тор также покровительствовал униженным, угнетенным. Он был очень добрым по натуре, покровительствовал плодородию, также обладал способностью воскрешать из мертвых людей и животных.

Кроме этого, отвечал Тор и за супружеский союз — именно к нему шли пары за благословением. Особое почитание Тор вызывал у моряков (учитывая, что викинги большую часть своей жизни проводили в плавании). Ни один из скандинавов не боялся грома, поскольку считал, что это Тор охраняет их от бурь и прочих морских неприятностей.

Многие скандинавы верили, что именно Тор должен встать во главе Асгарда, а не отец его, Один. Поклонение громовержцу было настолько масштабным, что в его честь называли бухты, фьорды, даже некоторые английские земли переименовывались в названия, содержащие в себе имя грозного бога. Название дня недели четверга по-английски — Thursday, переводится дословно именно, как «день, посвященный богу Тору» (да-да, скандинавская мифология проникла и на британские острова, где прижилась).

Еще про Тора:  В скандинавской мифологии тор бог грома

Основным цветом Тора был красный (из-за того, что сам бог был горячим, даже обжигающим, из-за чего отец запретил ему приезжать в Асгард по любой дороге, кроме речной). Поэтому в Скандинавии этот цвет в почете, даже на свадьбу девушки одевали красные платья, чтобы задобрить бога. В кольца вставляли рубины, символизирующие Тора.

Казалось бы, в Северной Европе уже давно господствующей религией является христианство, но до сих пор остались некоторые обычаи, связанные с Тором. Жители носят на удачу маленькие молоточки, считая, что тогда бог всегда будет на их стороне и никогда не откажет в помощи.

Тор: характерные черты, семейное положение, наследие

Ипостаси бога тора

Скандинавский бог Тор, будучи сыном Одина, по всей вероятности, был вторым по значимости в древнескандинавском пантеоне. При этом в отдельных регионах его почитали как бога плодородия. В эддических сагах бог Тор описан как рыжебородый (либо – светловолосый) богатырь с буйным нравом и чудовищной силой. Тор вспыльчив, неуемен в еде и ратном искусстве, фактически – традиционный архетип воина викингов.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Супругой бога Тора была прекрасная Сиф, богиня плодородия и процветания, которая впоследствии получила золотые волосы взамен тех, что по наущению Фрейи ей отрезал Локи (см. соответствующий миф из «Младшей Эдды»). У Сиф и бога грома Тора было двое детей – прекрасная Труд (или Фруд, вероятно – валькирия) и Моди (покровитель битвы, после Рагнарёка окажется одним из выживших асов).

Однако согласно «Младшей Эдде» Стурлусона Моди родила вовсе не Сиф, а великанша Ярнсакса, которая также родила Тору и другого сына – Магни, могучего воина, который спас отца в битве с Хрунгниром, а после гибели Тора сумел взять в руки Мьёльнир и пережил Рагнарёк. Также в «Младшей Эдде» Снорри Стурлусон упоминает некую дочь бога викингов Тора и богини Сиф по имени Луриди, о которой ничего не известно.

Но бог грома Тор знаменит не только своими великими потомками, которые в итоге окажутся одними из немногих асов, сумевших пережить «гибель богов», чтобы строить мир заново вместе с людьми. Тор и его жена Сиф правят королевством Трудхейм («дом силы» в переводе с древнескандинавского) или Трудванг («поле силы»), хотя неясно, одно ли место подразумевают эти названия, которые встречаются в разных источниках.

Еще про Тора:  Семья бога тора

В «Речах Гримнира» (песнь «Старшей Эдды») говорится о том, что бог грома Тор жил в Билширнире (дословно «скрежет молний» с древнескандинавского), это самый красивый дом во всем Асгарде, он насчитывает 540 комнат, в каждой из которых живут боги.

Происхождение Тора

Происхождение Тора также очень интересно и заслуживает внимания. Его отец, Один, наполовину гигант верховный бог скандинавов, его мать, Фьёоргюн — богиня земли. Однако такая родословная очень распространена среди богов и показывает, как отношения между богами и гигантами, такими напряженными и полными раздоров,не могут быть сведены к просто вражде. Тор несколько раз был женат и имел сыновей и одну дочь.

Благодаря археологическим свидетельствам, почитание Тора можно проследить еще в Бронзовом веке, и его культ прошел через многочисленные изменения во времени и пространстве. Однако, одной из особенностей, которая оставалась неизменной с бронзового века до эпохи викингов, является роль Тора, как главного божества для солдат-воинов и военной силы.

Артефакты и волшебное снаряжение, которым владел Тор

Помимо легендарного Мьёльнира, неотразимого молота, выкованного темными альвами, бог викингов Тор также владел волшебными железными рукавицами, благодаря которым он мог удержать рукоять молота (в бою Мьёльнир раскалялся докрасна). Также у Тора есть необычный пояс, который называется Мегингъёрд, он удваивает силу владельца.

У скандинавского бога Тора есть бронзовая колесница, о которой в песне «Хаустлёнг» говорится следующее (примерный перевод с древнескандинавского без сохранения оригинального слога): «когда скачет Тор в колеснице своей, колются горы и пылает земля». В колесницу Тор запрягает двух козлов – Тангриснира («скрипящий зубами» в переводе с древнескандинавского) и Тангниостра («скрежещущий зубами»).

Ипостаси бога тора

Особенность этих волшебных козлов заключается в том, что по необходимости бог Тор может зажарить их и съесть. Затем он благословляет кости козлов Мьёльниром и они оживают. Единственное ограничение – есть можно только мясо, не трогая кости. В мифе о путешествии Тора в Утгард есть эпизод, в котором смертные Тьяльви и Рёсква, у которых останавливается Тор, пренебрегают этим указанием и разгрызая маленькую косточку. Так один из козлов Тора стал хромым. В качестве извинений Тьяльви и Рёсква стали служить могучему богу викингов.

Приключения Тора и его спутников

Чаще всего сын Одина, бог грома Тор, путешествовал вместе с хитроумным Локи и своими смертными оруженосцами – Тьяльви и Рёсквой. Популярен миф о том, как Тор, Локи и Тьяльви попали в сказочный Утгард к Утгарда-Локи, который испытывал их. Так Локи соперничал с огнем в скорости поедания пищи, Тьяльви соревновался с мыслью в скорости бега, а сам Тор пытался осушить Мировой Океан, поднять Ёрмунганда и уложить на лопатки старость.

Другой миф повествует о путешествии Тора и Локи в Ётунхейм к великану Триму, который сумел украсть Мьёльнир. По сюжету мифа Тор переодевается Фрейей, проникает в дом Трима, хватает молот и убивает великана. Также в «Младшей Эдде» упоминается и другой миф о путешествии Тора в Ётунхейм. Великан Гейррёд ловит Локи и под страхом смерти заставляет его привести Тора без его легендарного оружия.

Тор переплывает реку Вимур, чудом спасаясь от бурных вод (в последнее мгновение богу грома удалось ухватиться за рябиновую ветку). Затем в странном состязании Тор давит волшебной скамьей дочерей Гейррёда и убивает его раскаленным куском железа, который рассвирепевший великан метнул в аса (Тору помогают его железные рукавицы).

Другой известный миф часто называют «Рыбалка Тора». В этой саге из «Младшей Эдды» рассказывается о том, как бог Тор и ётун Гимир отправились порыбачить и Тор чуть не вытащил из Мирового Океана самого Ёрмунганда, чем изрядно напугал великана. Еще одно деяние Тора, за которое его особенно уважали в Асгарде, заключалось в том, что он сумел украсть у ётуна Хюмира огромный котел для варки. Котел был настолько огромен, что мог прокормить всех жителей Асгарда, собравшихся на большой пир.

Последний подвиг великого аса – битва с Ёрмунгандом во время Рагнарёка. Тор одолеет змея, разбив Мьёльниром голову чудовища, но сам падет замертво от его жесткого яда. Как уже упоминалось, впоследствии молот Тора возьмет его сын Магни.

Еще про Тора:  Тора и Библия: в чем разница, как иудеи называли свое священное писание, Талмуд и Тора, чем отличается 🙏 Православный клуб

Битва Тора с Хрунгниром

Особое место в мифологических сюжетах, связанных с богом войны Тором, занимает его схватка с великаном Хрунгниром, владыкой Ётунхейма, который, вероятно, был сильнейшим ётуном своего поколения. Хрунгнир славился ратным мастерством, в бою использовал огромный щит, который мог отразить любой удар (потенциально – даже удар Мьёльнира), а в качестве оружия у него выступало огромное точило (относительно этого образа скандинавоведы спорят по сей день).

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

В «Младшей Эдде» говорится о том, что Хрунгнир пришел в Асгард, преследуя Одина, который сказал, что нет коня быстрее Слейпнира. Конь Хрунгнира Гульфакси (с древнескандинавского «золотая грива») действительно не догнал Слейпнира, но ас и великан даже не заметили, как оказались в Асгарде. Там Хрунгниру предложили выпить пива, владыка ётунов откровенно налакался и стал похваляться своей силой.

Но когда Тор предложил расколоть ему череп за такие слова, Хрунгнир резонно отметил, что нет чести в победе над безоружным. Он предложил богу грома биться на границе Асгарда и Ётунхейма, у неких «Каменных Дворов». Для битвы подчиненные Хрунгнира создали глиняного голема Мёккуркальви, вложив в его грудь сердце кобылы. Но Мёккуркальви не особенно помог своему королю, он обмочился при виде Тора и даже не вступил с ним в бой.

Тьяльви, который служил Тору, бежал впереди него и когда увидел Хрунгнира, закричал ему, что Тор намерен атаковать его из под земли. Великан бросил щит на землю, встал на него и взял точило в обе руки. Внезапно появившийся бог войны Тор метнул в Хрунгнира молот, но великан тоже успел среагировать, бросив в приближающегося врага свое оружие.

Точило в полете ударилось о Мьёльнир и разлетелось надвое: одна часть рассыпалась по земле, образовав кремниевые горы, другая угодила в голову Тору, так что тот рухнул наземь. Молот расколол каменный череп великана и тот упал замертво, придавив шею Тора ногой. Одновременно с этим Тьяльви набросился на глиняного голема и разорвал его на части.

Тор попытался сбросить со своей шеи ногу Хрунгнира, но не смог. И так он лежал до тех пор, пока не подоспел его сын Магни, которому на тот момент было «три ночи от роду». Магни с легкостью сбросил ногу великана с шеи Тора, освободив отца, и сказал, что если б явился раньше, смог бы без труда одолеть Хрунгнира одним ударом.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector