Истинность Торы | Энциклопедия иудаизма онлайн на Толдот.ру

10 безумных версий тора в комиксах marvel | канобу

Вселенная: Земля-311.

Это вселенная комикса «1602», в котором люди с суперспособностями стали появляться не в 20 веке (как в основной вселенной), а в 17-м — во времена покорения Нового света, Инквизиции и придворных интриг. Многие супергерои здесь подаются в интерпретации того времени. В том числе и Тор.

В этом мире у Тора есть земной аватар — старик по имени Донал. Палка, которую он носит с собой — древний артефакт Тамплиеров, которую восемьсот лет назад принесли в Иерусалим, где он ее и взял, чтобы принести Доктору Стрэнджу. Стукнув палкой о землю, Донал обращается в бога грома, а его артефакт – в могучий молот Мьельнир.

Что почитать: 1602 #1-8.

1 ТОЧНОСТЬ ТЕКСТА В ЕВРЕЙСКОЙ ТРАДИЦИИ [↑]

Точная передача текста Торы из поколения в поколение — одно из главнейших достижений еврейской Традиции. Однако так ли точно передается текст Торы, как мы привыкли считать?

Известно, что Всевышний по буквам продиктовал Тору Моше. Вот что говорит нам Мидраш (Дварим Рабба, 9:4):

2 НАПИСАНИЕ СВИТКА ТОРЫ [↑]

К свитку Торы, по подсчетам Талмуда, предъявляется более двадцати требований, и только тот свиток, который удовлетворяет всем этим требованиям, считается «кошерным». Это — встроенная в Тору своеобразная система безопасности. Если хоть одно из двадцати условий нарушено, свиток не может считаться священным и читать по нему публично нельзя.

Тщательное переписывание свитка вручную занимает около 2000 часов (целый год работы в обычном режиме). За века еврейские переписчики выработали следующие принципы:

— Свиток Торы считается непригодным для чтения, если в текст добавлена хоть одна лишняя буква.

— Свиток Торы считается непригодным для использования, если в тексте не хватает хоть одной буквы.

— Переписчиком может быть лишь образованный религиозный еврей, который прошел специальную подготовку и получил соответствующий документ. Все используемые переписчиком материалы (пергамент, перья, чернила) должны соответствовать строгим требованиям и изготовляться специально — только для переписывания Свитка Торы.

— Переписчик не имеет права записывать Тору по памяти. Перед ним всегда должен находиться другой, кошерный свиток, с которым необходимо постоянно сверяться.

— Переписчик обязан произносить вслух каждое слово, прежде чем написать его. Между буквами и строками должен быть выдержан определенный интервал. Если две буквы соприкасаются, свиток считается испорченным.

— Если хоть одна буква повреждена настолько, что ее невозможно прочесть, весь свиток недействителен. При этом неважно, что именно испортило «рисунок» буквы — «дрогнувшая рука» переписчика или же механическое повреждение пергамента, на котором пишется свиток (клаф).

— Переписчик должен выдерживать определенное расстояние между словами так, чтобы одно слово не выглядело как два отдельных, и наоборот.

— Переписчик не должен изменять вид разделов и обязан придерживаться определенной длины строк и структуры параграфов Торы.

— Если в каком-нибудь свитке Торы обнаружена ошибка, то в течение 30 дней она должна быть исправлена (все это время использование свитка для публичных чтений запрещено), в противном случае этот свиток следует поместить в специальный архив или захоронить в земле.

3 УСПЕШНОСТЬ СИСТЕМЫ [↑]

Обеспечение неизменности текста при передаче такого древнего и объемного документа, как Тора, — задача чрезвычайно сложная даже при самых благоприятных обстоятельствах.

Однако на протяжении всей истории еврейские общины множество раз подвергались погромам и гонениям. Только в течение последних 2000 лет евреи живут в рассеянии по всему свету, от Йемена до Польши, от Австралии до Аляски.

Сложность точной передачи текста Торы усугублялась многими факторами. К примеру, разрушение Храма 1900 лет назад привело к роспуску Сангедрина — высшей судебной инстанции у евреев, способной решить любые разногласия и объединить нацию.

Давайте рассмотрим современное положение дел. Если мы соберем самые старые свитки Торы и сравним их между собой, то сможем узнать, существуют ли какие-либо искажения текста, и если — да, то каково их количество.

В Торе 304805 букв (или приблизительно 79000 слов).

Как вы считаете, сколько букв из этих 304805 могло быть искажено? (Большинство называют цифру от 25 до 1000).

На самом же деле, несмотря на всевозможные бедствия, переселения и гонения, лишь йеменские свитки Торы отличаются от остальных свитков. В течение веков йеменская община не была охвачена всемирной системой проверок, и их свитки насчитывают девять неправильно переписанных букв.

Еще про Тора:  Герои: Огнекрыл | Битва Замков (Castle Clash)

Эти ошибки носят исключительно орфографический характер. Они никоим образом не влияют на значение слов. Это можно сравнить с написанием слова colour («цвет»). Как вы напишете его? В США оно пишется как C-O-L-O-R, а в Великобритании — C-O-L-O-U-R.

Такова и природа орфографических несоответствий между йеменскими свитками Торы и свитками других общин. Принимая во внимание тысячелетия существования Торы, подобный результат можно назвать впечатляющим.

4 ПЕРЕДАЧА ТОРЫ И ПЕРЕДАЧА ДРУГИХ ТЕКСТОВ [↑]

Однако если сравнить Тору с другими «похожими» документами, например, с Христианской Библией (обе книги содержат примерно одинаковое количество слов), окажется ли результат столь впечатляющим?

Во-первых, давайте выясним, какой из этих двух документов должен был лучше сохраниться.

Разумеется, Христианская Библия. На это есть несколько причин.

Во-первых, она примерно на 1700 лет моложе Торы. Во-вторых, христиане не пережили и половины тех гонений и переселений, которые выпали на долю еврейского народа. В-третьих, у христианства всегда была центральная власть (Ватикан), обеспечивавшая неизменность текста Библии.

Каковы же результаты? Переводческий Словарь Христианской Библии, созданный специально для того, чтобы подтвердить «надежность» этой книги, свидетельствует: «Изучение 150 греческих [манускриптов] Евангелия от Луки обнаружило более 30000 разночтений… Мы можем с уверенностью сказать, что в Новом Завете не существует ни одного предложения, которое не имело бы нескольких вариантов прочтения в различных манускриптах».

Другие ученые сообщают, что в сохранившихся манускриптах «Нового Завета» существует около 200000 вариантов, представляющих собой 400 разночтений, которые меняют смысл того или иного отрывка. 50 из них имеют принципиальное значение.

Итак, при сравнении свитков Торы разных общин было найдено всего девять орфографических несоответствий, которые ни в коей мере не меняют смысл написанного. В Христианской Библии — более 200000 несоответствий, 400 из которых ведут к различному пониманию текста.

Подчеркнем, что мы приводим это сравнение отнюдь не для того, чтобы высказать какое-либо мнение о христианстве. Наша цель — продемонстрировать поразительную «аккуратность» при передаче евреями текста Торы.

5 ЧТЕНИЕ ТОРЫ [↑]

Тору читают в синагогах и других местах в присутствии не менее десяти взрослых евреев (миньян), по субботам, новомесячьям, праздникам, а также каждый понедельник и четверг. Читают ее по главам, на которые разбит весь текст Хумаша; их пятьдесят четыре. В праздники читают специальные отрывки.

Читаемый текст разбит на маленькие отрывки, к чтению каждого из которых приглашается один взрослый еврей. В будни читают три отрывка, в начале месяца — четыре, в праздник — пять, в Йом Кипур — шесть, в субботу (даже если она совпадает с любым из перечисленных дней) — семь.

Чтение Торы также «охраняет» ее текст. Кто когда-либо присутствовал при чтении Торы в синагоге, понимает, насколько мала вероятность «разночтений». Представьте себе: бааль криа (специальный чтец) громко и четко произносит текст недельной главы по кошерному свитку, а окружающие внимательно слушают его и следят по напечатанным книгам.

6 ТОРА И ВСЕЛЕННАЯ [↑]

В Талмуде (трактат Эрувин 13а) приводится замечательная беседа:

Когда раби Меир пришел к раби Ишмаэлю для того, чтобы изучать Тору, раби Ишмаэль задал ему вопрос:

— Чем ты занимаешься, сын мой?

— Я переписчик, — ответил раби Меир.

Тогда раби Ишмаэль сказал:

— Будь осторожен со своей работой, сын мой, ибо это — священный труд. Пропустив или добавив одну букву, ты можешь разрушить весь мир.

Раби Меир ответил:

— Я не совершаю ошибок с буквами, будьте в этом уверены. Однако я беспокоюсь из-за того, что муха может сесть на страницу и, когда чернила еще не высохли, повредить одну из линий букв, и тогда вся моя работа пропадет…

Знаменитый комментатор Раши приводит примеры того, как добавление или пропуск одной-единственной буквы может привести к еретическому прочтению Торы. Это, в сущности, и есть та самая ошибка, которая способна разрушить целый мир.

Комментатор Талмуда Маарша поясняет, что опасность существует даже в том случае, когда ошибка не влияет на значение слова. Ведь согласно каббалистической традиции буквы Торы составляют священные Имена Всевышнего, написанные «черным огнем по белому огню».

Еще про Тора:  Эволюция Торы как процесс плагиата - К чему стадам дары свободы... — ЖЖ

О неизменности содержания Торы евреи заботятся на протяжении всей своей истории!

Читайте:

Текст Письменной Торы с параллельным ивритским и русским перевод и комментарием РАШИ

В торе сказано, зачем нужен космос?

Здравствуйте, Натаниэль!

Спасибо за интересный вопрос.

Сначала определимся с понятиями. Когда мы говорим о Торе, то различаем Письменную Тору — Пятикнижие, Пророки и Писания (всё вместе — Танах), и Устную Традицию — Талмуд, Мидраш, Каббала.

А когда мы говорим о космосе, то, насколько понимаю, имеем в виду звезды, кометы, планеты, галактики, созвездия и т. п. и закономерности их движения. И, соответственно, в ответе речь пойдет об упоминании космических объектов в обеих частях Торы.

В самом начале Пятикнижия, где описывается сотворение мира, упоминается и сотворение небесных тел, и их назначение (Берешит 1:14-18): «И сказал Б-г: Да будут светила на своде небесном, чтобы отделять день от ночи; и будут они для знамений, и для времен (назначенных), и для дней и лет. И будут они светилами на своде небесном, чтобы светить на землю. И было так. И создал Б-г два великих светила: светило великое для правления днем и светило малое для правления ночью, и звезды. И поместил их Б-г на своде небесном, чтобы светить на землю. И править днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И видел Б-г, что хорошо».

Рассмотрим эти стихи Торы. В святом языке слово «звезда» (кохав) означает и планеты, и кометы. Значит, когда Тора говорит: «светило великое для правления днем и светило малое для правления ночью, и звезды», она подразумевает Солнце, Луну и все остальные небесные тела.

Теперь о цели их творения. В этих стихах названо несколько функций небесных тел:

1) Отделять день от ночи. Есть заповеди, которые выполняют только днём, а есть такие, которые выполняют только ночью. По Солнцу определяют начало дня, по звездам — начало ночи.

2) Для знамений. Некоторые комментаторы говорят, что тут идёт речь о таких знамениях, как затмение Солнца или Луны, которые являются плохим знаком для мира. А один из комментаторов полагает, что тут имеется в виду астрология.

3) Для времён назначенных. По новолунию мы определяем начало месяца и в соответствии с этим узнаем время наступления всех праздников и других важных событий (бар- и бат-мицва и т. п.).

4) Для дней и лет.

5) Чтобы светить на землю. Свет означает и тепло.

6) Для правления. Есть мнение, что здесь упоминается основа астрологии, то есть то, что Творец дал небесным телам силу влиять на всё происходящее на земле.

Кроме того, в книге Эйова (38:31-33) мы находим упоминание названий созвездий: «Можешь ли ты связать узлы (созвездия) Кимы и вязать узлы (созвездия) Кесила? Выведешь ли ты в (установленный) срок (созвездия) Мазорот и проводишь ли (созвездие) Айиш с детьми? Знаешь ли ты уставы неба? Можешь ли ты установить их господство на земле?»

Теперь поговорим об источниках Устной Традиции. В Мишне и Гмаре есть множество свидетельств о том, что еврейские мудрецы занимались астрономией и имели в этой области обширные познания.

Приведу один удивительный пример. В Талмуде (Орайот 10а) есть такая история. Тана (мудрец Мишны) раби Йеошуа Бен-Ханания плыл на корабле вместе с Рабаном Гамлиэлем. Через несколько недель путешествия у Рабана Гамлиэля закончилась провизия и он спросил раби Йеошуа, не может ли тот поделиться с ним. Раби Йеошуа ответил утвердительно и пояснил, что взял с собой двойной запас пищи.

Рабан Гамлиэль поинтересовался, откуда раби Йеошуа знал, что путешествие так затянется, ведь если бы всё шло, как обычно, они давно уже должны были бы прибыть к месту назначения. Раби Йеошуа объяснил: он знал, что моряки ошибутся в пути, так как есть одна звезда, которая появляется на небе раз в семьдесят лет и вводит мореплавателей в заблуждение. И из-за этого путешествие затягивается.

Судя по всему, речь идёт о комете Галлея, которую описал английский учёный Джон Галлей около трёхсот лет назад. Он писал, что эта комета появляется каждые семьдесят лет, и позже это было подтверждено. Если это действительно так, то раби Йеошуа знал об этой комете уже около двух тысяч лет назад!

Еще про Тора:  Какие языческие боги "трансформировались" в православных святых | Сухарева башня

Как он мог прийти к этому открытию сам? Ведь оно требует десятков или даже сотен лет астрономических наблюдений? Ответ: скорее всего, он получил это по Традиции, передающейся из поколения в поколение со времён дарования Торы. И таких примеров множество. Так, мудрецы знали средний цикл новолуния, который не так давно опубликовал глава американского Космического центра. Знали о планетах солнечной системы, о 12 созвездиях Зодиака, о вращении Земли и ее шарообразной форме и т. п.

В заключение приведу стих из книги пророка Йешаяу (40:26): «Поднимите глаза ваши в высоту (небес) и посмотрите — кто сотворил их? Тот, Кто выводит воинство их счётом, всех их по имени называет Он; от Великого могуществом и от Мощного силой никто не скроется».

Отсюда ещё одна очень важная «функция» космоса и астрономических объектов, которая не была упомянута выше. Получив некоторое представление о грандиозности космического пространства, можно прийти к ощущению непостижимого могущества Творца. А это, в свою очередь, должно помочь человеку ощутить трепет перед Его величием. Это основная задача в жизни человека, как сказано (Дварим 10:12): «А теперь, Исраэль, чего Господь, Б-г твой, требует от тебя? Того только, чтобы бояться Господа, Б-га твоего…»

С уважением, Менахем Эпель

Какие книги включает в себя письменная тора [↑]

Письменная Тора в обычном значении — это так называемое Пятикнижие Моисея, на иврите — Хумаш или просто Тора.

Письменная Тора — Пятикнижие Моше, книги Пророков (Невиим) и Писания (Ктувим)
куда также входят Пророки и Писания

А ТАНАХ — это сокращение: Тора (Пятикнижие, Хумаш), Нэвиим (Пророки), Ктувим (Писания).

В Пятикнижии — 5 книг: Бэрейшит (Бытие), Шмот (Исход), Ваикра (Левит), Бэмидбар (Числа), Дварим (Второзаконие).

В Нэвиим (Пророках) — 8 книг: Йеошуа (Иисус Навин), Шофтим (Книга Судей), Шмуэль I и II (Первая и вторая книга Царств), Млахим I и II (Третья и четвёртая книга Царств), Йешаягу (Исайя), Ирмеягу (Иеремия), Йехезкель (Иезекииль)

В Ктувим (Писаниях) — 12 книг: Тэилим (Псалтирь), Мишлей (Притчи), Ийов (Иов), Мэгилот: Шир а-Ширим (Песнь Песней), Рут (Руфь), Эйха (Плач Иеремии), Коэлет (Екклесиаст), Эстер (Есфирь); затем: Даниэль (Даниил), Эзра (Ездра), Нехемья (Неемия), Диврэй а-Йамим I и II (Первая и втора книга Паралипоменон).

Понятие времени в свете толкования традиционных текстов

Рав Мордехай Кульвянский

Впервые слово «время» (зман) появляется в Танахе в книге «Коэлет»: «Для всего есть время, для каждой вещи — срок под Небесами». Достойно удивления, что все пять книг Торы, книги пророков, псалмы, Ийов, Хроники (!) обходились без слова «время». Конечно, есть годы, месяцы, дни и ночи и даже часы, связанные с движением светил, а понятие времени — только в «Коэлет».

Резюме пункта 1 [↑]

В этой части мы обсудили становление евреев как уникальной нации, избранной Б-гом для соблюдения законов Торы. Вместе с избранностью приходит и повышенная ответственность: евреи должны быть представителями Б-га на земле и вести себя так, чтобы служить примером другим народам.

Тора, состоящая из двух частей: Письменной и Устной, управляет жизнью евреев. Соблюдая Тору, евреи достигали духовных вершин и большого личного удовлетворения. На протяжении всей человеческой истории наш народ сохранился как единое целое и внес большой вклад в развитие цивилизации. Однако когда евреи нарушали заветы Б-га и не оправдывали Его ожиданий, Он сурово их наказывал.

Мы видим, что Тора — не книга примитивных небылиц, но Б-жественная сокровищница мудрости, закона и исторических сведений. Исторические события, описанные в Торе, во все возрастающем объеме подтверждаются археологами, и мы показали, сколь нелепо утверждать, что Тора была написана человеком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector