Кем были волхвы на Руси и почему их боялись и уважали? » – Источник Хорошего Настроения

Волхвы

***

Волхвы́ — общее назва­ние, при­ме­няв­ше­еся ранее к магам, чаро­деям, кол­ду­нам, аст­ро­ло­гам (аст­ро­но­мия и аст­ро­ло­гия были в древ­но­сти прак­ти­че­ски нераз­де­лимы). 

Одними из первых пришли покло­ниться рож­ден­ному Христу волхвы с Востока (Мф.2:1-12). Волхвы́ (зоро­астрий­ские или вави­лон­ские жрецы), полу­чив­шие откро­ве­ние о при­ше­ствии в мир Христа, являют пример того, как чело­век отзы­ва­ется на дей­ствие при­зы­ва­ю­щей бла­го­дати. Полу­чив откро­ве­ние в виде особой звезды, явив­шейся в знак Рож­де­ства Хри­стова, еван­гель­ские волхвы уви­дели в этом знак рож­де­ния вели­кой Лич­но­сти. Прибыв в Иеру­са­лим они узнали от царя Ирода, что Мессии должно родиться в Виф­ле­еме.  Явив­шись Иисусу Христу, пре­под­несли ему дары: золото (как царю), ладан (как Богу) и смирну (как чело­веку) (ныне хра­нятся на Афоне в мона­стыре св. Павла).

Пре­да­ние гово­рит, что волх­вов было трое. Их имена – Каспар, Мель­хиор и Вал­та­сар – впер­вые встре­ча­ются у прп. Беды Досто­по­чтен­ного († 735). В неко­то­рых повест­во­ва­ниях они опи­сы­ва­ются как пред­ста­ви­тели 3‑х воз­раст­ных групп и ветвей чело­ве­че­ства: Каспар ока­зы­ва­ется «без­бо­ро­дым юношей», Вал­та­сар – «боро­да­тым стар­цем», а Мель­хиор – «тем­но­ко­жим», про­ис­хо­дя­щем из Эфи­о­пии. Мощи волх­вов в насто­я­щее время нахо­дятся в кафед­раль­ном соборе г. Кёльн.

В Библии есть упо­ми­на­ния и о других волх­вах. Наи­бо­лее известны Валаам, кото­рый вместо про­кля­тия Изра­илю испол­нился Духом Божиим и бла­го­сло­вил его (Чис.24) и Симон Волхв, обра­тив­шийся ко Христу и про­сив­ший у апо­сто­лов бла­го­дать исце­ле­ний, пред­ла­гая за это деньги (Деян.8:9-24).

***

Покло­не­нии волх­вов пока­зало готов­ность не только иудеев, но и языч­ни­ков при­нять Иисуса Христа как Царя царей. Более того, при­ня­тие их даров, имев­ших, согласно Пре­да­нию, сим­во­ли­че­ское зна­че­ние, пока­зало жела­ние и готов­ность Самого Бога при­нять в число участ­ни­ков Нового Завета языч­ни­ков, всех людей вообще (заме­тим, что согласно пре­да­нию Рим­ской церкви, сооб­ща­ю­щему о волх­вах как о царях, и назы­ва­ю­щему их имена — Мель­хиор, Каспар, Вал­та­сар — эти трое явля­лись пред­ста­ви­те­лями трех воз­рас­тов и трех родо­но­чаль­ни­ков после­по­топ­ного чело­ве­че­ства (первый — старец, пото­мок Сима, второй — юноша, пото­мок Хама, третий — воз­му­жа­лый, пото­мок Иафета) (доба­вим, что точное коли­че­ство волх­вов нам с досто­вер­но­стью неиз­вестно: в ран­не­хри­сти­ан­ском искус­стве изоб­ра­же­ния этого сюжета могли вклю­чать двух, трех, четы­рех покло­ня­ю­щихся; неко­то­рые отцы Церкви допус­кали, что волх­вов могло быть 12; см. по этому поводу: Иванов А. И. Руко­вод­ство к изу­че­нию книг Свя­щен­ного Писа­ния Нового Завета)).

Вместе с тем покло­не­ние волх­вов обли­чило тех иудеев, кото­рые хотя и должны были бы при­знать Спа­си­теля в числе первых, но не сде­лали этого по ряду причин. Во вре­мена Вет­хого Завета на еврей­ский народ была воз­ло­жена особая миссия быть хра­ни­тем веры в Еди­ного Бога: им было «вве­рено слово Божие» (Рим.3:2). Про­по­ведь вет­хо­за­вет­ных про­ро­ков содер­жала ука­за­ния на время (Дан.9:24-27) и место (Мф.5:2) рож­де­ния Христа, на неко­то­рые обсто­я­тель­ства Его слу­же­ния, на Его смерть и Вос­кре­се­ние (Ос.6:1-2). Именно поэтому иудеям, а осо­бенно книж­ни­кам и свя­щен­ни­кам над­ле­жало при­знать Мессию в первую оче­редь. Но они, будучи хра­ни­те­лями Писа­ния, наде­лили его пре­врат­ным смыс­лом. Книж­ники, под­ска­зав Ироду, где должно родиться Христу, не пошли и не покло­ни­лись Ему, как, впро­чем, и сам Ирод, напра­вив­ший, затем, в Виф­леем пала­чей для убий­ства мест­ных мла­ден­цев (Мф.2:16).

Коварные…

Так могли называть эту касту мастеров-волхвов. Если высшие или старшие их коллеги гоняли облака и гадали о будущем, то кузнецы имели узкую специализацию, закрытый для непосвященных цех. От глагола «ковать» (работать с металлами) получилось слово «коварство».

Еще про Тора:  Как сделать ташуур оберегом? - Новости Монголии, Бурятии, Калмыкии, Тывы

«Корень премудрости, кому открылся, и коварство (премудрости), кто уразуме».

Именно эти «коварные кузнецы» столь долго изготавливали (даже во времена христианства) искусные языческие и полуязыческие «змеевики», о самом знаменитом из них, Владимира Мономаха — можно почитать здесь. Вряд ли обычный золотых дел мастер XI-XIII веков мог знать в совершенстве древнюю символику.

Кстати, о женщинах. Колдовством и они заведовали. Были ведуньи-ведьмы (от слова «ведать»), «чаровницы», «обавницы», «потворницы», «наузницы». Это низшая ступень иерархии. Были загадочные тетки под прозванием «вълхва» (волхва). Каков был статус в касте — неизвестно.

Большинство исследователей выделяют им семейный, домашний религиозный обиход волхования. Гадания, знахарство, лекарское искусство. Церковники их лютой ненавистью… Еще в XVII веке считали «бабами богомерзкими». В летописи под 1071 годом сказано:

«Паче же женами, бесовьская вълшвения бывають; искони бо бес жену прельсти, си же — мужа. Тако и в си роды (в нашем поколении) мъного вълхвують жены чародействъмь и отравою и инеми бесовьскыми къзньми».(Иллюстрация из открытых источников)

Выводы

пора промежуточные делать, другими статьями еще догонимся… Ничего почти науке неизвестно о «жреческом сословии» волхвов, к сожалению. Понятно, что в XI-XIV веках было много людей, причастных к языческим культам славян и их соседей: волхвы, хранильники, волшебники, потворники, гонители облаков, кощунники, чародейки, баяны, ведуны, кудесники, обавницы… и многая-многая еще. Узкая специализация или «на все руки мастера» они были — никто не скажет.

Но волхвы сначала органично вплелись в мир насаждаемого христианства Руси. Археологи раскопали один домик интересный в Новгороде. Там жил волхв, причем довольно уважаемый. Имел среди прочего набора языческих амулетов — восьмиконечный крест на серебряной оправе.

Это потом они такими стали, полностью выродившись к XVI-XVII векам. Хотя древнее имя сохранили — «волхвы». Но отрывочные сведения XI века говорят: изначально это была могучая сила, отступившая на окраины славянских земель, способная поднять руку на местную знать («старую чадь»). Или на знатного воеводу Рюриковичей с его железной дружиной.

(Иллюстрация из открытых источников)

Почему проиграли? Дело не в грубой воинской силе, думаю. И не любви народа к купаниям с принятием новой веры. Волхвы восточных славян (подобно рюгенским коллегам) не сумели создать организованный культ. Подкрепить его храмовым строительством. Религиозные представления племен были расплывчаты, временами противоречивы, обряды — невыразительны (судя по археологии).

Этого было нельзя сделать в принципе. Волхв — не жрец. Он всего лишь гадатель, хранитель многих знаний и умений, живет порой трудом. Жрецы позиционируют себя избранниками богов, действуют по их наущению и воле. Огромная разница. Если статус волхва постоянно нуждался в материальном и метафизическом подтверждении его способностей, остро необходимых обществу… то жрецу это не нужно.

(Иллюстрация из открытых источников)

Поэтому волхвы на Руси проиграли. Оказались неспособны поддерживать многочисленные культы, противоречивые, сложные… и очень туманные. Мало разъяснять идеи, помнить старину и следить за птицами и звездами. Чтобы стать несгибаемой теократией, действительно защитить народ — другие премудрости изучать надобно.

Утверждать догматы, унифицировать ритуалы, давать простые и отчетливые образы потустороннего, создавать новую или упрощать старую мифологию. Это называется… культивировать религиозные верования, применимые к текущему политическому моменту. Иначе всё на зыбучих песках будет построено.

Продолжение, само собой, напрашивается…

У славян

было полным полно сельских знахарей и знахарок, колдунов и ворожей. Они существовали веками, лечили людей и скотину, заговаривали от болезней, насылали порчу или благословение в делах, возились с травами и зверушками, предсказывали будущее. Еще в XVII веке их гуртом называли волхвами. Но это, скорее всего, ошибка.

Еще про Тора:  Купить статуэтки скандинавских богов ручной работы || Боги тор велес сварог

Есть любопытная близость двух слов у западных славян: «knez» — волхв, жрец и «knize» — князь. От корня «кънъ» (основа) выводится. Думается, сначала оба слова говорили об одном человеке — главе рода. Который у первых славян должен был исполнять двойную функцию: быть главой семьи и главным исполнителем обрядов.

Позже понятие разъехалось по двум социальным группам. Князь отвечает за мирское, волхв бдит за потусторонним. Кстати, до самого XIX века жениха и невесту во время сельских свадеб называли «князем со княгинюшкой». Это такой реликт прошлого, еще языческого. Обозначение главы житейских дел в семье, в роду.

(Иллюстрация из открытых источников)

Доподлинной и подробной литературы в вопросе до-христианских верований и ритуалов славян у нас нет, остается только реконструкциями пользоваться, фольклор лопатить и понимать по скупым летописным известиям: волхвы обладали очень большим влиянием.

Вряд ли на такое способны были деревенские колдуны и знахари. Волхвы еще в I тысячелетии до нашей эры были главными действующими лицами на общеплеменных «соборах и толпах». Важные события отмечали сложными по сценарию языческими ритуалами. Наизусть знали комплексы обрядов, имели очень дорогой реквизит.

Если помните, католики-миссионеры XI-XII века оставили подробное описание общеславянского святилища верховного бога тех земель Свентовита. Каменный четырехликий идол стоял в деревянном храме города Аркон. Должно быть, выглядело это впечатляюще.

Выше человеческого роста, со священным рогом в правой руке, в окружении неугасимого пламени алтарей. Рядом находилась божественная амуниция: седло и узда, огромный меч и щит, знамя-станица. В отдельном помещении был белоснежный конь Свентовита, предназначенный для гаданий.

(Иллюстрация из открытых источников)

По словам хрониста Гельмольда, арконские волхвы (гадатели и предсказатели) были главными среди своих коллег, другие святилища в округе ставились «полубогам». В знак особого почета славяне всех племен Поморья присылали в Аркону богатые подношения.

Не по доброй воле, это было обязательством. Саксон Грамматик говорит об иерархии: был на острове главный Волхв. Ему одному дозволялось носить длинные волосы. Он владел обширными поместьями и дружиной из трех сотен всадников. Верховному Волхву принадлежали все награбленные в набегах и войнах драгоценности.

Остров Рюген был каким-то исключением? Да, так оно и было. Понятно, что в славянском родоплеменном обществе волхвы обязательно принадлежали к знати. Это люди, принимающие решения. Разработка и совершенствование системы обрядов, тексты ритуалов и песен, формулы обращения к богам.

Судя по разнобою у племен славян их верований, процесс был творческим. Вековая традиция поклонения божествам постоянно развивалась, проводились даже смелые эксперименты. Но только святилище в Асконе смогло выстроить жесткую иерархию подчинения. Другим славянским и финно-угорским волхвам этого не удалось.

Функции волхвов.

Тут немного поможет археология, хотя толкование ее крайне путаное. В первую очередь, волхвы следили за славянскими календарями. Судя по их сложности и высокой астрономической точности — процесс наблюдения велся сотнями лет, постоянно и внимательно. Пахарь и воин на такой системный труд не способен, как и знахарь деревенский.

Уже в IV веке до нашей эры на священных календарных кувшинах отмечались даты «священной воды», четыре периода дождей. Были точные сроки появления первых ростков (1-2 мая), начала и окончания жатвы, важные праздники. Ярилин день (4 нюня), день летнего солнцестояния (24 июня — Иван Купала). Был в календарях День Перуна (20 июля), какие-то предшествующие ему особые приготовления.

Еще про Тора:  Тор один локи боги

Кувшинный солярный календарь славян (Иллюстрация из открытых источников)

Для фиксации наблюденного использовалась особая знаковая система «черт и резов». О ней говорил черноризец Храбр, писавший в X веке:

«Прежде убо словене не имеxу къниг, но чрьтами и резами чьтяху и гадааху погани сущее».

Волхвы, знающие «волшебные» заклятия от засухи, производящие точные расчеты сезонов дождей, были для темного народа особой кастой. С кучей дополнительных магических опций: умели превращаться в животных, повелевать облаками, устраивать затмение луны или солнца.

Немалую роль в авторитете волхвов играло «чародейство», способность проводить магические действия с водой, отварами из трав в специальных емкостях — «чарах». Известны «заздравные круговые чары», рассчитанные на сотню пирующих, наподобие «кубка-чары» черниговского князя Владимира Давыдовича (с пожеланиями добра и здоровья). Иногда пользы эти посудины не приносили, «чародейство» было понятием отравлений.

«… исходят … чаровници по лугам и болотам … ищуще смертные травы».

Немаловажный функционал волхвов касался «коби» — гаданиях о судьбе по полету птиц или внутренностям животных. Фольклористы бьются о немалый пласт «гадательных обрядов». Но продвинулись мало. Скорее всего, это были сложные, необычные ритуальные танцы или затейливые узоры хождений по рисованным на земле магическим символам. Совершенно точно именно оттуда вышло слово «кобениться» — совершать необычные телодвижения.

(Иллюстрация из открытых источников)

Вотчиной волхвов тысячелетиями было понятие «хранилышкы». Это археология подробно изучила. Изготовление магических предметов, талисманов и оберегов. В глазах церковников сие ремесло стояло рядом с чаровничеством и волшебством. Не буду подробно останавливаться на полу-разгаданных сложных космологических композициях, хорошо известных науке по зооморфным и антропоморфным фибулам V-VII веков и амулетам.

Знаки Земли и Солнца, птицы и змеи (с неизменным Ящером) — это не фантазии искусных мастеров. А точное воспроизведение картины Мира. Именно она толковалась, обобщалась, воплощалась в конкретные образы многими поколениями волхвов-мастеров. Фибулы (филактерии) были предназначены не для эстетики. Это были охранительные предметы, защищавшие владельца от невидимых вредоносных навий, прочей нечисти.

Вот почему вплоть до XIX века кузнецы считались «пособниками нечисти», якшающимися с этой силой. Все виды работ с металлом (в языческие времена) были связаны с множеством обрядов, поверий и мифов. Это еще от скифов могло (через ряд промежуточных этапов) к славянам попасть. Поскольку получилась интересная калька: образ волка, обращающегося в человека-кузнеца («волкодлака»).

Из исконно-славянского можно вспомнить мастера Кузмодемьяна. Как его звали в языческие времена, не ведаю. Но позже, составив из двух христианских имен (Кузьмы и Демьяна) словесный конструкт, народ назначил этого кузнеца волшебником. То плуг в 40 пудов изготовит, то людей земледелию научит.

Мифический кузнец восточных славян всегда побеждает страшного Змея, пропахивает на нем гигантские борозды («Змиевы валы»). Из умений волхвов выросли поверья про «свадебного кузнеца», изготовителя колец для молодоженов, гаранта и покровителя крепкого брака.

(Иллюстрация из открытых источников)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector