Хорс — бог зимнего светила, праздник его рождения и символика

Идолы и храмы

Идол Хорса, установленный Владимиром Святославичем в Киеве, был деревянный. Как полагает Б. А. Рыбаков, идол находился в нише по правую руку от идола Перуна, рядом с Даждьбогом.

Немец Вундерер, путешествовавший по Руси в 1589—1590 годах, описал идола «Корса» близ Пскова:

Перед городом (Псковом) мы видели двух идолов, которые были издревле поставлены жрецами и которым они поклоняются. Именно, Услада, каменное изображение, которое держит в руке крест, и Корса, который стоит на змее, имея в одной руке меч, а в другой — огненный луч[15].

https://www.youtube.com/watch?v=jcckhN27jw4

Считается, что в этом описании имена идолов вымышлены. Идентификация Хорса со вторым идолом-змееборцем весьма затруднительна, так как обычно в образе громовика-змееборца выступает Перун. Вместе с тем, возможно идентифицировать Хорса с другим идолом, имеющим в качестве атрибута крест.

Историкам удалось обнаружить фрагмент идола с крестом. Он, действительно, каменный, а в правой руке божества, прижатой к груди, изображен крест, похожий на христианский. При возможном влиянии христианства, исследователи допускают, что символ креста имеет языческое объяснение — символ света. Такой псковский пантеон X века вполне согласуется с пантеоном Владимира, где первые места занимали Перун и Хорс.

Летнее солнцестояние – день бога хорса

Хорс — бог зимнего светила, праздник его рождения и символика
В Лето 7524 от С.М.З.Х., Месяца Ветров – Вэйлетъ, Тридцать третьего дня, Славяно-арии празднуют День солнечного Бога Хорса (по современному календарю это 23 /вечер/ – 24 июня 2021)

Хорс — бог зимнего светила, праздник его рождения и символика

Богъ Хорс – Бог-Покровитель хорошей погоды и дарующий хлеборобам богатый Урожай. Покровительствовал также торговле и обмену. Бог-Охранитель Земли Хорса (планеты Меркурий).

Праздник начинается с правьславления Бога Хорса и принесения жертв безкровных (круглые кулички) на жертвенник. После чего устраиваются хороводы, хороводные пляски – медленные движения с подражаньем словам хороводной, протяжной песни. В летний праздник Бога Хорса с горы к реке обязательно скатывают большое горящее колесо, символизирующее солярный знак Солнца.

24 июня 2021 – День Бога Хорса. Хорс (Харс, Хур (осет.), Kirt (нем.), Horse (италийск.), Херс (серб.), Хорус (чеш.), Х(Г)ор (егип.)) – Солнечный Бог. Считается, что Он повелевает круговым движением светила (отсюда: хоровод). Также, Он – покровитель скота (особенно коней). Соколоподобный Хорс является так же и хозяином волков. Хорс – божество света, брат Коляде, Овсеню и Яру.
В «Слове о полку Игореве» есть упоминание о князе Всеславе, который ночью рыскал волком, пробегая из Киева до Тмутаракани, прежде Хорса.
Хорс – это небесное око: всезнающее, всеведающее, всеблагое. Считается, что имя Хорс – арийского происхождения и восходит к слову «хоро», «коро» – круг. Хорс – круглый источник белого света. От корня «хоро» произошли слова: хоровод, хоромы (храм) – первоначально это была круговая постройка для исполнения религиозных обрядов, а также: коловорот, коловращение, около, колобок и др. Хорса изображали сверкающим белым конём, бегущим по небу, либо солнечным псом. Однако, часто Хорс представал и в образе мудрого старца, окружённого белыми псами или волками.

Некоторые учёные полагают, что название древнего города Корсуня, или Херсонеса Таврического (нынешний Севастополь), восходит к культу Хорса. Это же касается названия Хорезма («солнечного города» по-персидски) на берегах Амударьи в Средней Азии, солнечного острова Хортицы на Днепре и т.д.
Богу Хорсу посвящён очень большой праздник – это день летнего солнцестояния в июне месяце. В этот день с горы к реке обязательно скатывали зажжённое колесо – символ Солнца.

Легенды посвящённые Хорсу

Однажды отец свет-небо Сварог собрал всех Богов и провозгласил: – Приносят мне жалобы Святобор, Бог лесов, и его жена Зевана, Богиня охоты. Оказывается, с недавних лет, когда вольным вожаком стал рыжий волчище Чубарс, его подчинённые вышли из повиновения Богам. Волки губят зверей безмерно и понапрасну, режут скот безоглядно, всем скопом стали кидаться на людей. Тем самым, нарушается извечный закон равновесия диких сил. Не сумев справиться со смутьянами, Святобор и Зевана взывают ко мне, Сварогу. О, Боги и Богини, напомните, кто из вас может преображаться в волка?
Тут вперёд выступил Бог Хорс – О, отец наш Сварог, – молвил Хорс, – я могу обращаться в Белого Волка. – Раз так, предуказую тебе ещё до наступления полуночи навести божественный порядок среди волков. Прощай же! …Рыжего волчищу Чубарса в окружении множества свирепых собратьев Хорс застал во время пиршества на поляне, залитой лунным светом. Волки пожирали убиенных животных.
Представ перед Чубарсом, Белый Волк сказал: – От имени Бога Богов Сварога спрашиваю тебя, вожак: зачем губишь зверьё понапрасну и безмерно? На какую потребу режешь скот безоглядно? Для каких надобностей нападаешь даже на людей? – А затем, что мы, волки и волчицы, должны стать царями Природы и установить повсеместно свои нравы, – прорычал Чубарс, разъедая жирный кусище оленины. – А всех, кто посмеет встать на нашем пути, мы будем грызть. Вечно грызть, грызть, грызть! И тогда Белый Волк вновь преобразился в Бога лунного света. Он сказал: – Да будет так. Желание твоё исполнится. Отныне ты будешь вечно грызть – но не живую плоть, а безжизненную Луну.
По мановению руки Хорса от Луны протянулась к Земле узкая белая дорожка. Хорс легонечко ударил своим волшебным жезлом с восемью звёздами рыжего волчищу Чубарса. Тот съёжился, будто шелудивый пёс, заскулил жалобно и ступил на лунную дорожку. Она стала укорачиваться, унося смутьяна в небесные выси. Хорс тут же назначил волкам нового вожака – серого Путяту, и вскоре извечный порядок в лесах восторжествовал. Но с той поры светлыми ночами волки иногда воют на Луну. Они видят на ней изгнанного с Земли рыжего волчищу Чубарса, вечно грызущего лунные камни и вечно воющего от тоски. И сами отвечают ему унылым воем, тоскуя по тем временам, когда держали в страхе весь мир.

Хорс считается одним из родовых Богов казаков. В честь него назван их базовый остров Хортица, а сопровождающих его псов казаки называют «хортами». Ему молился основатель казачества Мамай (см. «Задонщину»), а самые умелые казаки-характерники могли обращаться в хортов.

Об этом говорится в сказе, опубликованном Ю.Миролюбовым (списанным, как и «Велесова Книга», с буковых дощечек). Там прямо указывается на божественную родословную казаков: «Когда-то, в седую старину, породил небесный батька Коляда (сын Тарха-Даждьбога и Златогорки, внук Бога Перуна) с матерью Даж-Землёю в час ночной грозы люд казачий, да и дал им землю от севера до юга, от моря до моря, от восхода до захода, от Дуная до Дона. Да и заповедал не ходить с той земли никуда и ни кому её не отдавать. И дал брата своего Хорса на сторожу казачеству тому характерному, чтоб берегли землю ту денно и нощно. А, чтобы справны были, да сгуртованы, то докинул всем умений и мастерства своих казацких с неба, чтоб через казачий круг благословение его получали и знали бы, в чём сила их казацкая. И были бы от Батьки своего сторожами света, а увидев чёрную ненависть безграничную и неправду, то не допускали бы её разумом меж товарищей своих, да до ворога лютые были бы. А от Матери-Земли грозовой любовь безудержную к людям земли своей имели бы – такую червонную, аж багряную, як сполох небесный».

Хорс считался заботливым помощником и земледельцев. На Руси о нём пели песню:

Идёт полем мужик-пахарь,
Над ним идёт Добрый Знахарь,
А что мужик в поле робит,
То и Знахарь в Небе дробит!

Это означало, что всё происходящее на нашей Земле – в мире Яви, повторяется и в небесном мире – Прави. Пашет мужик поле, а над ним следом идёт Хорс, пашет Синюю Сваргу. Так что Хорс был небесным тружеником и за то получил признание людей. «Хороший Бог, труженик», – с уважением говорили о нём.

Еще про Тора:  Амулет молот Тора: значение символа, магические свойства

Главная часть празднеств, посвящённых Хорсу – народные пляски, после которых ему приносят жертву – специально приготовленные кушанья. Кстати, отсюда и появилось слово «хоровод», а так же «хорошуль» – круглый обрядовый пирог. Поэтому, непременный атрибут почитания Хорса – хороводы.

21 июня мы переживаем самый длинный (16 часов!) день, и самую короткую и светлую ночь в году. А за Полярным кругом солнце и вовсе не заходит. Летнее солнцестояние! Естественно, такой удивительный день не мог остаться незамеченным нашими предками. Наибольшее значение летнему и зимнему солнцестоянию, весеннему и летнему равноденствию придавали друиды.

По мнению специалистов, летнее солнцестояние очень сильно сказывается на всём живом. Как иллюстрацию, они приводят мир флоры, где до этого дня большинство растений пытаются достичь своего максимального роста, а только после пользуются накопленными силами. Если вы посеете семена после 21 июня – растения не взойдут, или всходы получатся слабыми, хилыми, растения не зацветут и не принесут плодов, даже если их перенести в тёплое закрытое помещение и искусственно удлинять световой день. Зелёных друзей не обмануть – они знают, что приближается время зимнего сна, и уже после 23 сентября, дня осеннего равноденствия, тёмное время суток возьмёт верх над светлым…

Оберегись

На том факте, что уже 22 июня день будет на несколько секунд короче, а ночь длиннее («тьма побеждает!»), выстроено немало теорий о том, что в ночь летнего солнцестояния нечистая сила обретает особенное могущество, и надо быть крайне бдительным, чтобы не угодить к ней в лапы. Поэтому, к 22 июня ещё в древнейшие времена относились настороженно. Считалось, что в этот день начинает проявляться и сила Скипера-Змея, которая борется со светом Хорса и в эпоху Ночи Сварога она иногда одерживает победы (и, действительно, 22 июня 1812 года Наполеон направил в войска воззвание, в котором обвинил Россию в нарушении Тильзитского соглашения и объявил ей войну. 22 июня 1941 года – день начала Великой Отечественной войны).

Но всё же летнее солнцестояние насыщает пространство могучей, солнечной энергией, и в этот день вполне можно почувствовать себя магом. 21 и 22 июня подходит для программирования будущего – на позитив, на реализацию своих самых смелых мечтаний. Особенно сильными будут люди, рождённые в «огненные» периоды зодиака – Львы, Овны и Стрельцы. Люди знаков Земли и Воздуха менее могущественны, а вот людям водяных знаков от интрижек с Солнцем стоит воздержаться и провести солнцеворот спокойнее. Мечтайте, но не диктуйте космосу свои условия.

«Водяные» больше подвержены смятению разума и недобрым воздействиям, поэтому им надо оберечься с помощью мешочка соли. Весь день носите его с собой, а ночью высыпьте соль и выбросите сам мешочек.

Источник

Хорс — бог зимнего светила, праздник его рождения и символика

Наши Предки праздновали в летнее Солнцестояние – День Бога Хорса.
Хорс (Хорос в восточнославянской мифологии) – Бог Солнца, Бог солнечного диска.

 Получалось, что на Руси одновременно существовало, по крайней мере, четыре Бога Солнца: Ярило, Даждьбог, Световит и Хорс. В чём состояло их различие? Первое Солнце – Ярило, утренняя заря. Оно связано с началом творения, началом нового дня. Его Сварог создал первым. С него же начинается весной год, когда тает снег и расцветает зелень. С него начинается наша жизнь, юность.

Хорс считался заботливым помощником земледельцев. На Руси о нём пели песню:

Идёт полем мужик-пахарь,
Над ним идёт Добрый Знахарь,
А что мужик в поле робит,
То и Знахарь в Небе дробит!

 Это означало, что всё происходящее на нашей земле – в мире Яви, повторяется и в небесном мире – Прави. Пашет мужик поле, а над ним следом идёт Хорс, пашет Синюю Сваргу. Так что Хорс был небесным тружеником и за то получил признание людей. «Хороший Бог, труженик», – с уважением говорили о нём.

 При этом Хорс никогда не появлялся один, а всегда в компании с другими Богами. Не может, например, Солнце быть без дневного света, поэтому Даждьбог и Хорс всегда рядом. Но одних только света и солнечного тепла для хорошего урожая недостаточно, нужен ещё и дождь, а уж это прямое дело других Богов. Подует Стрибог, нагонит Перуновы тучи, тот громыхнёт, вспыхнут молнии и прольётся небесная влага на поле. И тогда будет хороший урожай.

 С именем Хорса, вероятно, связаны в русском языке такие слова: хорошо, хоругвь, хор, связанные с истинным порядком вещей (Правью) и совместным делом. Хорс – Бог миропорядка, связанного с ходом Солнца. Хорс и Даждьбог соотносятся как греческие Гелиос и Аполлон. Бог Нави мог именоваться в противоположность ему Чёрным Хоросом, т.е. тем же солнечным диском, но находящимся на ночной стороне мира. Образ восходит ко временам глубокой древности и змееборческому мифу. Возможно, у сколотов это Колоксай (Солнце-царь) – сын Таргитая (кузнеца Сварога), и тогда Бог Хорс – Сварожич. Корни “хоро” и “коло” семантически связываются с понятием круглого.

Хоровод – круг из взявшихся за руки людей, идущих по кругу, хоромы – круговая застройка, хоругвь – нечто объединяющее воинский круг. С корнем “коло” связаны такие круглые предметы, как колокол, колобок (круглый бок), кол, коловорот. Последнее понятие напрямую связано с изменением солнечных циклов. Главная часть празднеств, посвящённых Хорсу – народные пляски, после которых ему приносят жертву – специально приготовленные кушанья. Непременный атрибут почитания Хорса – хороводы.

Хорс — бог зимнего светила, праздник его рождения и символика

В славянской Традиции 21 июня Бог Сварог и Матерь Сва-Лада рождают Бога Перуна – самого грозного Бога, громовержца славянского пантеона. Перуну подвластны стихии Природы, он, прежде всего, Бог грозы, грома. Перун считается родоначальником небесного огня, который нисходя на Землю, даёт жизнь. С наступлением весеннего тепла он оплодотворяет Землю дождями и выводит из-за туч ясное Солнце. Женат Перун был на Богине Мокоши (не путайте день рождения Перуна и Перунов день). Перунов день пышно праздновали и посвящали военным утехам и баталиям. А вот день рождения Перуна никак особенно не отмечался.

День Лита (Лить Свет)
21 июня известно, как день Лита, который с незапамятных времён празднуют на Британских островах и в Прибалтике. В день летнего солнцестояния люди собирали целебные травы и корни, так как считалось, что в этот период лечебная сила растений возрастает в несколько раз. А в ночь с 21 на 22 июня разводили костры, танцевали вокруг них, прыгали через огонь. Через огонь пропускали и домашний скот, это, по мнению древних, придавало животным плодовитость и защищало от порчи.

Связь с культом Солнца имели распространённый среди шотландцев обычай катать с гор или крутых обрывов рек колёса, обвитые соломой и зажжённые. Иногда при этом гадали: если колесо горело всё время, пока катилось, то урожай будет хорошим.

Хорс — бог зимнего светила, праздник его рождения и символика

От нечистой силы помогали собранные в эту ночь ягоды бузины и прибитые над дверьми и над воротами веточки берёзы. Берёза играла существенную роль в обрядах дня летнего солнцестояния у всех кельтских народов.
В ночь на 21 июня много гадали. В Шотландии в эту ночь возлюбленные давали друг другу клятву верности возле отдельно стоящего огромного камня, или около священного источника. И в наши дни во многих местах Британских островов июнь считается наиболее подходящим месяцем для заключения браков.

Хорс — бог зимнего светила, праздник его рождения и символика

Согласно “Книге Коляды”, Хорс был сыном Бога Солнца-Ра и братом Велеса Суревича. Ра родился из лица РОДа, он много тысяч лет правил солнечной колесницей и вывозил Солнце на небесный свод. Но потом он устал и обратился в Сурью, солнечный медовый напиток и реку Ра. После того, как Ра обратился в реку, колесницей Солнца стал править его сын – Хорс. Перед самым утром Хорс отдыхает на солнечных островах Радости (на острове Родос и других).

Еще про Тора:  Сильные молитвы от зла и злых людей, врагов

Согласно “Книге Велеса” (Род III, 1:3), когда к этим островам прискакивает на белом коне Утренник, он говорит: – Иди, Солнце, в свои синие луга. Ты должно подняться в колесницу свою и смотреть с востока! А вечером, когда Солнце склоняется к горизонту, прискакивает на чёрном коне Вечерник. Он говорит: – Солнце зашло за горы свои и покинуло золотую колесницу! И тогда ворожеи разнуздывают коней Солнца, а Солнце ложится спать, и воз его волами влечётся по синей степи, по Млечному Пути к рассвету, к островам Радости. А отсюда вновь утром Солнце поднимается на золотой колеснице.

Как-то Хорс, проезжая по небесному своду, посмотрел вниз на землю. И увидел он, что у острова Буяна купаются Заря-Зареница с сёстрами – Полуденницей, Вечёркою и Ночью-Купальницей. Хорс влюбился в звезду Зарю-Зареницу и решил жениться на ней.На свадьбу Хорса и Зари-Зареницы собрались все ясуни-небожители.
На летучем корабле прилетели дочери Лады – богини жизни, смерти и любви: зеленоглазая, златовласая Жива, чернявая Марена и белокурая, голубоглазая Леля.
Они подарили Заре – золотой платок: “развернёшь его ранним утром, озаришь им всё поднебесье”. А Хорсу подарили чашу с живой водой: “кто пьёт воду из этой чаши – тот вовеки не умирает”. Отсюда следует, что Хорс – ипостась Солнца (Ра). Бог Солнца пошедшего от зимы к весне. Молодое Солнце, возрождающееся.

Имя Хорса, как полагают, восходит к скифо-сарматскому языку (в современном осетинском, “хорз” – хорошо, “хор” – Солнце) и, вероятно, является однокоренным и связано в русском языке с таким словами: “хорошо”, “хорувь”, “хор”, “хорват”, связанными с истинным порядком вещей (Правью) и совместным делом.
Хорс – Бог миропорядка, связанного с ходом Солнца. Приветствуя Хорса, славяне водили хороводы и строили ему Святилища – хоромины, хоромы.

Отметим, что корни “хоро” и “коло” семантически связываются с понятием круглого, круга. Хоровод (в древности название солнечного танца – коло) – круг из взявшихся за руки людей, идущих по кругу; хоромы – круговая  застройка, хоругвь – нечто объединяющее воинский круг. С корнем “коло” связаны такие круглые предметы, как колокол, колобок (круглый бок), кол, коловорот. Последнее понятие напрямую связано с изменением солнечных циклов. Название острова “Хортица” также связывают с Хорсом. Согласно древнему преданию, на острове находился священный дуб Перуна.

Хорс — бог зимнего светила, праздник его рождения и символика

Хорс — бог зимнего светила, праздник его рождения и символика

ХОРС – славянский  символ Бога Хорса.

ХоРС означает: «Х» – «Ход», «Р» – «Ра (Солнце)», «С» – «Сына, Силы».

Хорс (Коло)

Хорс – Бог Солнца. Хорс, хорост, хворост, хрест, крест, кресало, искра, хоровод, хоро, коло, колесо, коловорот, кол, колядки, круг, кровь, красный – все эти слова родственны между собой и обозначают понятия, связанные с огнём, кругом, красным цветом. Если слить их в одно, перед нами появится образ Солнца, описанный иносказательно.

Хорс — бог зимнего светила, праздник его рождения и символика

Хорс — бог зимнего светила, праздник его рождения и символика

СЛАВЛЕНИЕ

Мой Род – я часть тебя
Мой Род – я твой потомок
Я Кровь твоя и плоть
Я Разум и душа твоя
Я помню и чту Тебя – Мой Род
ТЫ помнишь и бережешь меня – потомка своего
Слава тебе РОД – отец богов и творец Сущего.

Слава Вам – Рожаницы Светлые, помощницы верные отца Богов.

Слава тебе СТРИБОГ – дед ветров, жизнь вдыхающий.

Слава тебе БЕЛОБОГ, законотворец.

Слава тебе Велес рассудитель истины, хранитель Удачи.

Слава тебе Макошь, судьбы хозяйка.

Слава ТРИГЛАВУ!

Слава тебе ЛАДА – уклада брачного отрада

Слава ЯРИЛЕ – богу силы пробудившему

Слава ДАЖДЬБОГУ – богу живительной силы

Слава ПЕРУНУ – Богу небесного огня, защитнику Яви.

Слава ХОРСУ – Богу солнечному

Слава ЖИВЕ – богине жизни плодородной

Слава ЩУРУ – Богу кромки межевой

Слава КУПАЛЕ – Богу плодов земных.

Слава КОЛЯДЕ – Богу праздничному.

Светлые! Слава Вам Родные!

Мы Помним Вас!

Мы Знаем Вас!

Мы Чтим Вас и Заветы Ваши!

Мы идем дорогами Вашими!

СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА!

Источник – http://rodobozhie.ru/publ/vera/nashi_bogi/den_boga_khorsa/3-1-0-13545

По данным источников

По сообщению Повести временных лет, год 980, князь Владимир I Святославич «постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна… и Хърса, Дажьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь», однако уже Синопсис Хорса в числе богов, чтимых Владимиром, не упоминает.

Хорс упоминается и в других памятниках, например, в «Хождении Богородицы по мукам» говорится, что люди «богы прозваша солнце и месяц, землю и воду… Трояна, Хърса, Велеса, Перуна на богы обратиша»[4].

В «Слове об идолах» русский книжник XII века писал, что язычество отступило на «окраины», где продолжали молиться старым богам, но делали это тайно: «…и ныня по украинам их молятся проклятому богу их Перуну, Хорсу и Мокоши и вилам, но творят акы оттай»[5].

Хорс упоминается в одной из редакций «Беседы трёх святителей»[6]. В одном из фрагментов этой беседы Василий Великий отвечает:

Есть два громовых ангела: эллинский старец Перун и Хорс-жидовин — вот два ангела молнии.

Упоминание здесь «Хорса-жидовина» (то есть еврея, иудея) дало повод для спекуляций на тему заимствования этого божества у хазарского гарнизона в Киеве, предположительно состоявшего из ираноязычной хорезмийской гвардии, поскольку правящая верхушка Хазарского каганата исповедовала иудаизм[8], эллинами же на Древней Руси называли язычников.

По мнению Б. А. Успенского, поддержанному М. А. Васильевым[9], языческие религии разных народов не различались в глазах русских книжников, они полагали наличие единой языческой, неправославной культуры[10].

Свою версию о «национальной принадлежности» божеств в этом отрывке выдвинул В. Й. Мансикка: «Быть может, в сознании автора этого вопросо-ответа Перун отождествлялся с Аполлоном, а Хорс — с ветхозаветным Нахором, который, действительно, в других списках заменяет Хорса»[11].

Неясно то, является ли связь в данном отрывке Перуна и Хорса с функциями грома и молнии чисто случайной, или осмысленной переводчиком. М. А. Васильев полагает, что связь не случайна — связь Перуна с громом и молниями всем известна, а добавление Хорса, которого он считает богом солнца, может объясняться тем, что солнце в Древней Руси по некоторым данным считалось источником молний[12].

В «Слове о полку Игореве» говорится, что Всеслав Брячиславич «въ ночь влъкомъ рыскаше: изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя, великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше». Первые издатели не поняли этого места, оставив «Хръсови» без перевода («по ночам как волк рыскал из Киева и до Тмуторокани»), затем В. А.

Жуковский перевел его как Херсон, а Д. Н. Дубенский — как Хазария или Корсунь. П. Г. Бутков предположил, что «Хръсови» поставлено по ошибке переписчиков вместо «Днѣпрови», не допуская ещё, что речь идет о Хорсе, бывшем, по его мнению, «славянским Фебом».

Наконец, в 1840 году анализ фонетических, этимологических характеристик слова «Хърсъ» в сочетании с сопоставлением аналогичных мотивов в фольклоре других народов привели П. И. Прейса к выводу о том, что во фразе «великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше» слово «Хорс» может «значить только: солнце.

Прежде нежели оно успело подняться, прежде нежели петухи начали петь, Всеслав уже был в Тмутаракани». При этом, по мнению Прейса, в Слове «Хорс есть не просто солнце, но лицо мифологическое», и подобная идея «очень обыкновенна в понятиях народов арийских»[13].

По мнению российского религиоведа А. А. Бескова, версия о солнечной природе Хорса держится, фактически, лишь на его иранской этимологии. Исследователь реконструирует обширный пласт древней восточнославянской мифологии, в котором сопряжены солярный, лунарный, близнечный культы, а также культы коня, волка, свадебная обрядность.

С его точки зрения, Хорс и Дажьбог могли быть божественными близнецами, подобно древнеиндийским Ашвинам или древнегреческим Диоскурам, из которых один мог соотноситься с солнцем, а второй с луной[14].

Праздничные дни

Существует несколько версий насчёт точной даты праздника. По первой, торжество солярного бога выпадало на день зимнего равноденствия – то есть 21-22 декабря. А по некоторым письменным источникам праздник Хорса приходился на первое зимнее полнолуние.

Следует отметить, что обе версии имеют право на жизнь. Во-первых, день равноденствия самым прямым образом связан с солнечным культом. Но, во-вторых, Хорс чтился и как бог ночного светила. Язычники верили, что праздник Хорса происходит рождение молодого зимнего солнышка, знаменующее собой начало нового года.

Еще про Тора:  Камень Овна (для женщины, мужчины): по гороскопу, знаку зодиака, дате рождения

Было положено приносить подношения и молиться богу, который не давал Матушке-Земле погрузиться в кромешную тьму зимой. Обязательно выполнялись славления и подношения кумиру божества – напитки, пища. Из традиционного обрядового блюда можно назвать курник, то есть пирог круглой формы с начинкой из курицы. Также выпекались караваи в форме солнечного диска.

В торжественный день наши пращуры стремились покупаться в проруби. Считалось, что тогда здоровье станет крепким, повысится иммунитет, энергетика человека очистится от всякого негатива. Даже такое страшное воздействие, как порча, устранится благодаря зимнему купанию в холодной воде.

Хоровод – представлял собой обязательное действие каждого славянского праздника. Поэтому с самого утра разводили большой костёр, создавали площадку с сугробами и начинали водить хороводы.

Исследователь Б.А. Рыбаков высказывает мнение, что именно от имени «Хорс» происходит слово «хоровод».

И, конечно, нельзя не упомянуть о ещё одном обычае – спускании горящего колеса с самой высокой горы. Когда колесо скатывалось, начинались традиционные зимние развлечения – празднующие играли в снежки, катались на санях. Массовые гуляния длились до самого утра.

Примечания

  1. Иванов В. В., Топоров В. Н.Хорс // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 579. — ISBN 5-85270-032-0.
  2. Фасмер М.Этимологический словарь русского языка
  3. Borissoff C. L. Non-Iranian origin of the Eastern-Slavonic god Xŭrsŭ/Xors // Studia Mythologica Slavica. — 2021. — Vol. 17. — P. 11—12.
  4. Виноградова. Словарь. Л., 1984. Вып. 6. С. 129.
  5. Рыбаков Б. А. Трактат, написанный на корабле // История и культура античного мира,- М.: «Наука», 1977 — c. 185—188
  6. О данном источнике см. Беседа трёх святителейАрхивировано 10 ноября 2021 года. // Интернет-портал Пушкинского дома
  7. Цит. по: Мансикка В. Й. Религия восточных славян. М.: ИМЛИ им. А.М. Горького РАН, 2005. С. 164.
  8. Топоров В. Н. Еврейский элемент в Киевской Руси // Славяне и их соседи. Еврейское население Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы: Средние века — начало Нового времени. М., 1993.
  9. Васильев М. А. «Хорс жидовин»: древнерусское языческое божество в контексте проблем Khazaro-Slavica // Славяноведение. 1995. № 2. С. 12-21.
  10. Успенский Б. А. Избранные труды. Т. 1. М., 1994. С. 227.
  11. Мансикка В. Й. Религия восточных славян. — Москва: Институт мировой литературы, 2005. — С. 164.
  12. Васильев М. А. Указ. соч.
  13. Донесение П. Прейса г. министру народного просвещения, из Праги, от 26 декабря 1840 года // ЖМНП. 1841. Февр. Отд. 4. С 32—37; см. Энциклопедия «Слова о полку Игореве»
  14. Бесков А. Восточнославянское язычество: Религиоведческий анализ. — Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2021. — С. 77—161.
  15. Вундерер И. Д.Путешествие по Дании, России и Швеции с 1589 по 1590 // Щит и зодчий (Путеводитель по древнему Пскову). Псков. Отчина. 1994
  16. Васильев М. А. Язычество восточных славян накануне крещения Руси: Религиозно-мифологическое взаимодействие с иранским миром. Языческая реформа князя Владимира.. — Москва: Индрик, 1999.
  17. Бесков А. Восточнославянское язычество: Религиоведческий анализ. — Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2021. — С. 82—83.

Символ хорса в оберегах и талисманах

символ хорсачетырехлучевая свастика, направленная по ходу солнца, посолонь, а попросту говоря — по часовой стрелке.

Славяне верили, что такой оберег защитит от непогоды и нападения дикого зверя в зимнюю пору. Его носили преимущественно зимой, в то время, которое было посвящено богу Хорсу. С носящим его символ всегда пребудет солнечный свет, дарящий надежду и хорошее настроение.

Кроме этого, оберег с символом Хорса был популярен среди купцов. Зима была сложным временем для торговли, и наши предки верили, что солнечный зимний оберег поможет им пережить все тяготы холодного времени года. К тому же, ему приписывали еще одно свойство — оберег вызывал симпатию и уважение окружающих, помогал обрести положительную репутацию, что немаловажно для хорошей торговли.

Лучший материал для такого оберега — золото или серебро. Однако в старину позволить себе украшения из драгоценных металлов могли не все, и зачастую славянские обереги изготавливались из более доступных материалов, например, дерева. Символ Хорса можно наносить на одежду или посуду, стены дома, а также носить в виде украшения.

Славянский бог хорс — покровитель зимнего солнца

Хорс был одним из самых почитаемых богов в славянском пантеоне. Это солярное божество, то есть, в сферу его «деятельности» входит управление дневным светилом. В славян имелся далеко не один солярный покровитель. Таковыми называли и бога Даждьбога, и Ярило. В чем же разница между ними?

хорс бог славянДаждьбог в понимании наших предков олицетворял собой летнее солнце, а бог Ярило — весеннее, только набирающее силу. Хорс же представлялся им как олицетворение холодного зимнего солнца. По славянским легендам, это божество дарило людям солнечный свет тогда, когда он был необходим больше всего — в самое холодное и темное время года. Он вселял в наших предков надежду на скорое наступление весны, потепление и высокую урожайность грядущего года.

Бог солнца Хорс защищает мир людей во время зимы, когда мировое коло находится в руках Чернобога. Вознося ему хвалы, наши предки верили, что дают силы божеству бороться с порождениями Нави, которые особенно сильны зимой.

В некоторой степени Хорса можно назвать богом животных. Так, если человек встречался в зимнем лесу с диким зверем, о спасении он молил не только Велеса, но и Хорса. Однако если Велес покровительствует животным вне зависимости от времени года, то бог зимнего солнца имеет отношение только к тому зверю, который встречен зимой.

Хорса почитали земледельцы, поскольку в его ведении находились озимые культуры.

В легендах и сказания Хорса иногда называют владыкой «ночного солнца». Сложно сказать, имеется здесь ввиду солнце зимы как самого темного в году времени или владычество над луной, которую можно назвать ночным солнцем.Первые славяне называли богом луны и лунного света Месяц, иногда Морену и Триглу.

Покровителя зимнего солнца изображали как мужчину средних лет с усами и бородой. Он одет в яркий голубой плащ, рубаху и штаны светлых оттенков. Хорс всегда румян от мороза и улыбчив. Добрый нрав этого божества отражался в его внешнем виде.

Хорс в древнеславянском пантеоне

Идол покровителя солнечного диска был в пантеоне Владимира наряду с идолами Перуну, Макоши, Даждьбогу, Стрибогу. Существуют упоминания наличия кумира и в других менее известных пантеонах. Хорс славянский Бог солнечного света и покровитель земледелия – 5

Существует насколько вариаций теорий о происхождении Хорса. Начнем с общих данных: Хорс был женат на Заре-Зарнице (богиней утренней зорьки) и было у него 2 детей: Радуница (дочь) и Денница (сын). Позднее Радуница стала спутницей Коляды и родился у них сын Радегаст — внук Хорса.

Сестрой бога названа Дивия — богиня луны.

Бог Хорс совместно с Зарей-Зарницей вырастили Коляду — повелителя зимнего солнца и Авсеня считающегося покровителем осени и переходных путей после ухода Май- Златогорки в мир Нави.

О рождении самого бога рассмотрим 2 версии.

  1. Хорс создан Родом и братом его является Велес.

  2. Рожден богиней Волыней (повелительницы океана) от супруга ее, бога Ра.

Этимология имени

Согласно наиболее распространённой версии, имя Хорса происходит из иранских языков — ср. авест. hvarə xšaētəm, пехл.xvaršêt, перс.xuršēt‎ «сияющее солнце», осет.хур «солнце».

По мнению Макса Фасмера, данная этимология «не лишена фонетических трудностей»[2]. Некоторые современные исследователи предлагают исконно-славянскую этимологию[3].

Б. А. Рыбаков связывает происхождение Хорса с древнескифским (сколотским) периодом, тогда как В. В. Седов ограничивает иранское (скифо-сарматское) влияние на антов периодом черняховской культуры (II—IV века).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector