Коми кукла-скрутка: локальные особенности – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

"народная кукла коми" | проект (старшая группа): | образовательная социальная сеть

Вид проекта игровой, познавательный, творческий.  

Название проекта: «Народная кукла»

Подготовили: Козлова Любовь Владимировна, Торлопова Инна Алексеевна.

МАДОУ “Детский сад № 51 общеразвивающего вида” г. Сыктывкар.

Введение

1. Актуальность

«Из всех существующих в мире загадок

тайна куклы – самая загадочная;

без понимания сущности куклы

невозможно понять и человека».

М. Е. Салтыков-Щедрин

Приобщение детей к коми народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы почувствовать себя частью своего народа, ощутить гордость за свою страну. Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой состоит в том, что в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память

        Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла – первая среди игрушек, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная народная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые вдохновленные творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

        Занятия с детьми народной куклой помогут просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, о его истории, научат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе этих занятий сформируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, разовьется мелкая моторика – все эти качества и навыки окажут неоценимую помощь ребенку для успешной учебы в школе.

Традиции использования народных игрушек, кукол помогут сохранить ценности человеческих отношений и этнокультуры в семье, обществе и передавать молодому поколению социальный опыт народа. Особое значение эта работа приобретает в современном дошкольном образование. Процесс модернизации дошкольного образования, введение ФГТ к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования предполагает развитие ребенка, приобщение его к народным истокам через игровую деятельность.

        Но в современном мире игрушки наших детей стилизованы под героев американских мультфильмов и ребенок не владеет информацией о традиционной коми народной кукле. Да и многие родители не знают, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. Порой поток информации поступает большой и очень сложный. Дети, окунувшись в него, плывут, как взрослые, по течению. Теряется интерес к нашим народным сказкам, традиционным играм, национальным игрушкам. Им на смену приходят иностранные мультфильмы и компьютерные игры. В семье, да и в детском саду – изобилие игрушек, которые покупают постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребёнка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче выбросить, чем отремонтировать вместе с ребёнком, привить любовь и доброе отношение к труду человека. Взрослые и сегодня не интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения. Перед нами, педагогами стоит задача – помочь дошколятам найти пути возвращения традиций и обычаев этнокультурного коми народа.

Однако здесь мы сталкиваемся с рядом.
проблем:

 нет достаточного методического и игрового материала по коми народной кукле;

 низкий уровень заинтересованности родителей в работе с детьми и педагогами по данной теме;

 недостаточно сформировано творческое взаимодействие между родителями воспитанников и детским садом.

 в дошкольной педагогике нет разработанной современной модели работы с народными куклами.

2. Цель проекта: Разработка эффективной системы работы по развитию интереса детей коми  народной культуре и народной кукле.

3. Задачи

Для детей:

– Расширять знания детей о культуре народа (традиции, праздники, приметы, загадки, поговорки, потешки)

 познакомить детей с историей возникновения народной куклы (виды кукол, технология изготовления)

 учить изготовлять народных кукол.

– Развивать навыки игрового взаимодействия, творческое воображение.

 развивать речь детей, расширять словарный запас

 воспитывать бережное отношение к своему и чужому труду.

 учить игре с куклой, выполнению игровых действий;

– учить простейшим формам речевого этикета;

– обогащать представления детей о своем прошлом и настоящем.

Для родителей:

– способствовать осознанию родителями роли игры с куклой в нравственном становлении личности детей;

 создавать условия для участия родителей в жизни группы, используя их творческий потенциал;

– способствовать развитию родительско-детских отношений.

4. Методы и формы работы

 – беседы;

– рассматривание современных и народных кукол;

– игровые занятия;

– сюжетно-ролевые, настольно-печатные игры;

– продуктивная деятельность (конструирование, лепка, рисование, ручной труд);

– презентации о народной кукле;

– лепбук;

– знакомство с выставкой коми народной куклой национальной культуры.

5. Ожидаемые результаты

Для детей:

– обогащение впечатлений, создание положительного эмоционального настроения в процессе игры с куклами;

– сформированность (адекватная возрасту детей) представлений о многообразии кукол;

– приобретенные начальные умения игры с куклой, навыки работы с пластическими материалами, развитие воображения;

– приобретенные начальные навыки социального (нравственного) поведения во взаимоотношении детей со сверстниками и взрослыми, коммуникативные умения.

 Для родителей:

– сближение родителей и детей в процессе игры с куклами или создания кукол;

– приобретение знаний об игрушках, способствующих развитию детей-дошкольников;

 осознание родителями важности данного периода дошкольного детства для развития отношений ребенка со сверстниками и взрослыми.

Информационная характеристика проекта:

6.Участники проекта: для детей средней группы, педагогов, родителей, в целях приобщения детей коми народным традициям.

7. Продолжительность проекта: 1.10.2021 – 30.12.2021г. (краткосрочный).

8. Новизна проекта и практическое значение:

 Реализация этого проекта будет способствовать формированию социальных отношений у детей, формированию нравственных начал личности ребенка, а также приобщать дошкольников к народной культуре. Проект может быть полезен педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

9.Обеспечение проекта(необходимые условия):

– наличие предметно-развивающей среды.

– создание уголка ряженья, уголка «Сказочная мастерская»

-создание мини-музея « Куклы наших бабушек»

I. План-график мероприятий

Срок (дата)

Действия детей

Действия педагогов

(в том числе по совершенствованию

РППС)

Действие родителей

(в том числе по совершенствованию

РППС)

1 этап – Организационный (Предварительный) этап.

Октябрь

1.Выявление проблемы на основе наблюдения за игрой детей с (коми и современными) куклами.

2. Изучение теоретической и методической литературы по данной проблеме.

3. Поиск материала по созданию народной куклы.

1. Изучение уровня компетентности родителей (анкетирование       «С какими куклами играют наши дети?»).

2. Проведение родительского собрания «Народная кукла в играх современных детей»

3. Работа с родителями с целью вовлечения родителей в изготовление альбомов, схем, чертежей по изготовлению народной куклы.

2 этап – Основной этап

Октябрь

Беседа

Чтение худ. литературы

Кукла младенец-полено

Д/и «Кто ты куколка моя?» Закрепить знание детей о кукле Младенец – полено.

Разработка проекта

Вовлечение родителей к изготовлению народных кукол (Кувадка, , Коми кукла акань, Младенец – полено, Столбушка).

Ноябрь

Знакомство с Коми куклой акань.

Беседа. Рассматривание куклы Коми акань.

Рисование « Кукла в национальном костюме»

Дидактические игры «Наши куклы». Настольно-печатная игра «Подбери одежду для кукол: мальчика и девочки».

Знакомство с куклами: девочка и мальчик, выявление  сходства и различий в женской и мужской  одежды,

Рассматривание альбома «Коми куклы».

Рассказ воспитателя «Моя народная кукла».

Сюжетно-ролевая игра «Мама и дочка (сыночек)».

Консультация «Роль игры с народной куклой в воспитании дошкольников»

Информационный стенд «Как играть с куклой»

 Шитье коми народной одежды для куклы Настук.

Декабрь

 Экскурсия в музей (презентация)

 «Коми керка» Познакомить детей со старинными предметами утвари, развивать у детей интерес к родному краю.

Занятие. Конструирование из строительных деталей «Домик для куклы». «Мебель для кукол».

Рисование « Моя любимая куколка»- выставка работ.

Познакомить детей с народной куклой, технологией изготовления.

Совместная творческая деятельность педагога и детей по изготовлению куклы. Образцы куклы, подбор кусочков ткани для изготовления кукол вата, квадратный лоскуток, красные нитки.

Папка-раскладушка «Веселые потешки для игры с куклой»

Выставка “Коми народных кукол” «Народные коми куклы» (попросить помочь организовать выставку, принести кукол).

Знакомство с народной куклой Кувадка..

Беседа, рассматривание куклы Кукла Кувадка

Обучение игровым действиям с куклами, народными играми Хороводная игра

 «У бабушки Маланьи»

Соотносить слово и выразительное движение рук, пальцев, мимики. Запомнить слова для игры

Изготовление народной куклы Кувадка.

Занятие. Лепка «Кукла-кувадка».

Совместная деятельность взрослых и детей.

Познакомить детей с историей создания куклы и ее предназначением Презентация «Народные куклы».

Сюжетно-ролевая игра «День рождения куклы».

Совместная творческая деятельность педагога и детей в процессе изготовления куклы Кукла Кувадка, схемы изготовления куклы, прямоугольная и квадратная ткань, нитки.

Родительское собрание «Учите детей говорить правильно» (в том числе и через игру с куклами)

Мастер-класс «Технология изготовления кукол»

Приглашение родителей к участию в конкурсе «Куклы, которые мы придумали» (тряпичные, вязанные, бумажные, деревянные, глиняные).

Знакомство с народной куклой Столбушка

Беседа

Рассматривание куклы, игры с куклой Кукла Столбушка

Разучивание колыбельной песенки, слушание музыки Свиридов «Колыбельная» Игрушечная кроватка, куклы

Русская народная подвижная игра « Платок»

Изготовление народной куклы «Столбушка».

Организация мини-музея кукол, сделанных родителями и детьми.

Научить детей изготовлять куколку, развивать творчество.

Совместная творческая деятельность родителей и детей.

Опрос «Чем полезен для вас данный проект?».

Отзывы родителей о проекте в «Книге отзывов»

Декабрь

Д/и «Узнай по описанию» Закрепить знания детей о изученных куклах. Игровая деятельность Народные куклы: Младенец-полено, Кувадка. Веснянка, Столбушка.

Мероприятия.

Материал

д/и «Узнай по описанию» Закрепить названия изученных кукол, воспитывать внимание, наблюдательность

Игровая деятельность Народные куклы: Кувадка, Веснянка, Младенец – полено,народная кукла, кукла Ангел.

Рассказ воспитателя на тему: Ушинского «Как рубашка в поле выросла» Знакомство детей с рассказом, слушать внимательно и отвечать на вопросы по содержанию.

Иллюстрации к рассказу.

Опрос «Чем полезен для вас данный проект?».

Отзывы родителей о проекте в «Книге отзывов»

3 этап – Заключительный подведение итогов работы по проекту.

(на этом этапе планируются итоговые мероприятия: НОД, развлечения, викторины, конкурсы и т.д.)

1. Анализ проведенной работы.

2. Обобщение результатов работы (отчет, презентация).

Творческий отчет о проделанной работе

– Показ сказки « Бабушкины куклы»

-Участие детей в исследовательской конференции «Я – исследователь»

-Создание мини – музея « Куклы наших бабушек»

Результаты работы над проектом: «Народная кукла в играх современных детей»

Анализ выполнения задач проекта на каждом этапе.

Средняя группа (октябрь) проведение диагностики в начале учебного года с целью определения достижений поставленных целей и задач проекта.

Апрель – май (средняя группа) – итоговая диагностика уровня сформированности интереса детей к народной кукле; анализ эффективности работы по данному проекту на заключительном этапе.(Приложение №1)

В процессе работы над проектом сформировались дружеское творческое взаимодействие с семьями воспитанников, в работе над проектом были задействованы 70% родителей и детей группы, значительно повысился уровень знаний родителей и педагогов по проблеме, пополнилась и обновилась предметно развивающей среда группы.

Дальнейшее развитие проекта:

-использование рукотворной куклы в игровой деятельности детей:

-участие в конкурсах, выставках, акциях;

-публикации.

Этапы проекта

1 этап подготовительный

        На первом этапе изучена и проанализирована литература по теме, определены объемы материала, сроки, направление по проекту. Совершенствование необходимой материально – технической базы и развивающей предметной среды (альбомы, материалы, дидактические игры, подборка художественной литературы, конспекты занятий), с целью накопления представлений о народной культуре, быте, народных традициях.

Проведение родительского собрания «Народная кукла в играх современных детей»

Цель: Наладить взаимодействие с родителями в организации исследовательской деятельности по теме «Создание народной коми куклы».

Цель: поиск материала по созданию народной куклы.

Экскурсия в музей. Дома детского творчества.

Цель: поиск материала по созданию народной куклы, познакомить со старинными предметами быта нашей местности.

-Работа с родителями с целью вовлечения родителей в изготовление альбомов, схем, чертежей по изготовлению народной куклы.

Октябрь –  работа с родителями.

Вовлечение родителей к изготовлению народных кукол (Кувадка, Берегиня дома, Коми кукла акань, Младенец – полено, Столбушка)

        Таким образом, на первом этапе мы стараемся сформировать у детей устойчивый интерес к ознакомлению с историей своего народа, развивать эмоциональную отзывчивость, желание знакомиться с народными куклами и их изготовлением.

2 этап основной

Длительный (октябрь – декабрь) – средняя группа.

Цель: изучение педагогической литературы; разработка, проверка действенности и эффективности мероприятий, направленных на развитие интереса детей к народной кукле.

Мероприятия направленные на развитие интереса детей к народной кукле реализуются в соответствии с тематикой и сроками разработанными в перспективно – тематическом планировании.

Октябрь

Знакомство с куклой Младенец – полено.

Цель: Познакомить детей с образом народной куклы, историей создания куклы и ее предназначением.

Беседа

Чтение художественной лтературы: «Терешечка» Кукла младенец-полено

Д/и «Кто ты куколка моя?»

Цель: Закрепить знание детей о кукле Младенец – полено.

Изготовление народной куклы Младенец – полено.

Цель:  Научить детей изготавливать куклу, развивать интерес к народной кукле.

Способствовать развитию творческой деятельности в процессе создания куклы. Совместная творческая деятельность педагога и детей в процессе изготовления куклы. Поленце (30 см), ткань, узкая лента, образцы изготовления куклы.

Ноябрь

Знакомство с Коми куклой акань.

Цель:  Познакомить детей с куклой, ее назначением, технологией изготовления. Беседа. Рассматривание куклы. Кукла Коми акань.

Рисование « Кукла в национальном костюме» Познакомить детей с народным костюмом и орнаментом коми, развивать творчество. Рассматривание куклы в коми национальном костюме, рассматривание коми орнаментов. Альбом, гуашь, кисти, баночки с водой, образец для рисования.

Декабрь

        Экскурсия в музей «Коми керка» Познакомить детей со старинными предметами утвари, развивать у детей интерес к родному краю.

Рассматривание предметов обихода коми избы, объяснить детям как их использовали. Старинные предметы утвари, мебели

        Беседа с детьми о празднике Рождество. Познакомить детей с праздником, его значением и обычаями.

Беседа.

Рисование « Моя любимая куколка»- выставка работ.

Цель: Учить детей рисовать понравившуюся куклу, развивать творчество Рассматривание кукол, художественное творчество. Народные куклы, краски. Кисти, альбомные листы.

Февраль

        Знакомство с народной куклой Кувадка.

Познакомить детей с историей создания куклы и ее предназначением.

Беседа, рассматривание куклы Кукла Кувадка

Обучение игровым действиям с куклами, народными играми.

 Хороводная игра «У бабушки Маланьи».

Соотносить слово и выразительное движение рук, пальцев, мимики.

Запомнить слова для игры.

Изготовление народной куклы Кувадка.

Цель: Научить детей изготавливать куклу Кувадка способом скрутки, развивать интерес к народной кукле, способствовать развитию творческой деятельности в процессе создания куклы. Совместная творческая деятельность педагога и детей в процессе изготовления куклы Кукла Кувадка, схемы изготовления куклы, прямоугольная и квадратная ткань, нитки.

        Знакомство с народной куклой Столбушка. 

Цель: Познакомить детей с народной игровой куклой с Столбушка, развивать у детей интерес к кукле.

Беседа

Рассматривание куклы, игры с куклой Кукла Столбушка.

Знакомство детей с народными традициями, народным фольклором, посредством колыбельных песен.

Познакомить детей с колыбельными песенками, их предназначением, обучение игровым действиям с куклами.

Разучивание колыбельной песенки, слушание музыки Свиридов «Колыбельная» Игрушечная кроватка, куклы

Русская народная подвижная игра « Платок» Знакомить детей с народными играми. Подвижная игра с бегом Платок.

Изготовление народной куклы «Столбушка». Научить детей изготовлять куколку, развивать творчество.

Совместная творческая деятельность родителей и детей

Плотная ткань (20х20),светлая ткань( 20х20),комочек ваты, нитка.

Декабрь

 Д/и «Узнай по описанию» Закрепить знания детей о изученных куклах. Воспитывать наблюдательность, внимание, умение различать кукол по признакам.

Игровая деятельность Народные куклы: “Младенец-полено”, “Народная кукла” “Кувадка”, ” Столбушка”.

Материал: д/и «Узнай по описанию»

Цель Закрепить названия изученных кукол, воспитывать внимание, наблюдательность.

Игровая деятельность Народные куклы: Кувадка, Веснянка, Младенец – полено.

Рассказ Ушинского «Как рубашка в поле выросла».

 Знакомство детей с рассказом, слушать внимательно и отвечать на вопросы по содержанию. Чтение художественной литературы. Иллюстрации к рассказу.

3 этап аналитический

Анализ выполнения задач проекта на каждом этапе.

Средняя группа (октябрь) проведение диагностики в начале учебного года с целью определения достижений поставленных целей и задач проекта.

интереса детей к народной кукле; анализ эффективности работы по данному Декабрь (средняя группа) – итоговая диагностика уровня сформированности проекту на заключительном этапе.

Творческий отчет о проделанной работе

– Показ сказки « Бабушкины куклы»

-Участие детей в исследовательской конференции «Я – исследователь»

-Создание мини – музея « Куклы наших бабушек»

Результаты работы над проектом:

        По результатам работы проекта «Народная кукла в играх современных детей»стало понятно, что знакомство с историей народной куклы и технологией её изготовления, возможно, начинать с детского сада. Эта работа предоставляет возможности для творческого самовыражения детей, формирования навыков работы с различными материалами – природными и бытовыми. Народная кукла наиболее близка детям и в тоже время связана со многими аспектами национальной культуры. Изготовление с детьми народной игрушки имеет большие воспитательные возможности. У детей развивается чувство цвета, ритма и пропорций, глазомер, эстетический вкус. Одним из важных моментов в изготовлении игрушки является то, что её можно изготовить без иглы и ножниц. Дети мастерили кукол из различных материалов. Тем самым они приобрели необходимые трудовые навыки, у них начал формироваться хороший вкус.

Занятия, которые мы проводили, позволили познакомить детей с миром народной куклы, с русскими народными песнями, обрядами и тем самым приобщить детей к народной традиционной культуре России и Коми.

        В процессе работы над проектом сформировались дружеское творческое взаимодействие с семьями воспитанников, в работе над проектом были задействованы 70% родителей и детей группы, значительно повысился уровень знаний родителей и педагогов по проблеме, пополнилась и обновилась предметно развивающей среда группы. Завершающим этапом проекта стало создание мини-музея, посвященного народной кукле, изготовленным не только из ткани, а так же из других материалов«Куклы наших бабушек»

Дальнейшее развитие проекта:

-использование рукотворной куклы в игровой деятельности детей:

-участие в конкурсах, выставках, акциях;

-публикации

II. Оценка результатов и отчетность

– Повысится интерес детей к народной кукле и народным традициям;

 Расширятся знания детей о народной кукле;

-Сформируется интерес к изготовлению простых кукол;

-Создастся апробированная система мероприятий по формированию интереса у детей к народной кукле;

-Улучшится творческое взаимодействие с семьями воспитанников в ходе реализации проекта.

– Сформируются у детей навыки бережного отношения к результатам своего и чужого труда.

   Важнейшие показатели, позволяющие оценить ход реализации проекта.

– Высокий уровень развития у детей интереса к народной кукле и народным традициям;

– Возрастет доля участия детей в экспериментально исследовательской деятельности;

– Возрастет качество образовательного процесса;

– Возрастет процесс социализации детей в новой среде.

Условия реализации проекта.

Нормативно-правовое обеспечение

– наличие локальных актов (утверждение ООП и плана-графика ФГТ), регламентирующих деятельность и образовательный процесс в рамках ФГТ

– наличие банка данных нормативно-правовых документов разного уровня

Кадровое обеспечение

– педагоги заинтересованы во внедрении инновационных технологий

– владение педагога современными образовательными технологиями

Научно-методическое обеспечение

– определена модель учебного процесса в соответствии с ФГТ

– разработаны комплексно-тематическое планирование и система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения детьми ООП.

Информационное обеспечение

– организовано взаимодействие сотрудников ДОУ с родителями воспитанников, с социумом.

III. Список используемой литературы.

1. Алешина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа / Н. В. Алешина. – М. : ЦГЛ, 2004. – 112 с.

2. Аскарова, А. Народная кукла как средство приобщения к родной культуре / А. Аскарова // Дошкольное воспитание. – 2021. – № 7. – С. 117-125.

3. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду : кн. для воспит. дет. сада / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1990. – 160 с.

        4. Гришина, А. Традиции народного искусства в дошкольном воспитании / А. Гришина // Дошкольное воспитание. – 2021. – № 4. – С. 59-62.

Дайн Г. Д. « Русская народная игрушка»-М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.-192с.,ил.

5. Елена Берстнева, Наталья Догаева « Кукольный сундучок»,издательство         «ООО Белый город», Москва.

6. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа: пособие / И. А. Лыкова. – М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. – 144 с.

7. Миназова, Г. В умелых руках «ожившая» кукла – это маленькое чудо / Г. Миназова // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 12. – С. 120-121.

8. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / Т. И, Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьева. – 2-е изд. – М. : просвещение, 2021. – 111 с.

9. Цыгвинцева, О. А. Мастерская народных кукол. Теоретические и практические основы изготовления / О. А. Цыгвинцева. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. – 80 с., цв. ил.

Чем играли крестьянские дети на руси – бэйбики

Добрый день, друзья!

Еще про Тора:  Буклет Кукла "Кубышка-травница" - Для родителей: дошкольные, начальные, старшие классы

Я уже рассказывала ранее о том, какими игрушками играли царские дети.

О том, как с раннего детства воспитывали в будущих правителях ответственность, отвагу, умение управлять подчиненными, как прививали необходимые навыки.

babiki.ru/blog/interesnoe-antikvarki/122880.html
babiki.ru/blog/interesnoe-antikvarki/122885.html

А что же в крестьянских семьях, какими игрушками играли их дети?

Значение игрушек в народном воспитании трудно переоценить.

С одной стороны, незатейливые самодельные игрушки с самого раннего возраста приучали к труду, а с другой стороны они служили оберегами и передавали из поколения в поколение зашифрованные знания наших предков.

Самым ранним игрушкам, обнаруженным на территории нашей страны 45000 (!) лет. Их нашли в с. Костенки, Воронежской области. Это глиняные и костяные погремушки, посуда, топорики, фигурки людей.

Коми кукла-скрутка: локальные особенности – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Игрушки вообще изготавливали из того материала, что в изобилии был в данной местности.

Так известны каменные, деревянные, костяные, кожаные, глиняные, растительные и даже сырные игрушки.

Коми кукла-скрутка: локальные особенности – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
Коми кукла-скрутка: локальные особенности – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
Гуцульские сырные игрушки

Алгоритм их появлений был очень прост – сделал древний человек себе лук или нож и такой же, только поменьше изготовил и для маленького сына. Вылепил из глины горшок, а из остатков сделал дочке куклу.

Интересно, что, хотя на протяжении многих веков жизнь человека менялась, форма игрушек и их оформление оставались прежними. Складывается впечатление, что игрушка имела не только утилитарное, но еще и сакральное значение.

Испокон века наши предки жили на земле, обрабатывали ее, растили скот, охотились и собирали дары приРоды.

ПриРода вообще всегда была рядом с человеком. Она кормила и защищала, а потому малыши с самых ранних лет учились тому как устроен мир.

Всевозможные предметы круглой формы рассказывали о происхождении мира из космического яйца, а куклы-мотанки повторяли образы древних Берегинь.

Еще про Тора:  Познавательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Люби и знай – родимый край!» Номинация – «Ремесла и традиции» | Проект (старшая группа) на тему: | Образовательная социальная сеть

С рождением ребёнка игрушка становилась непременным спутником детской жизни. Самым маленьким предназначались всевозможные погремушки, трещотки, хлопушки, шумные подвески с яркой окраской, ими обычно обвешивали детскую колыбель. Их назначение было двояким, с одной стороны своим шумом они отгоняли злых духов, а с другой развивали у малыша слух и внимание.

Коми кукла-скрутка: локальные особенности – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Коми кукла-скрутка: локальные особенности – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

По мере того как подрастал ребёнок, изменялись и усложнялись игрушки. Теперь они помогали ему ходить, осваивать пространство. Для этой цели служили разные напольные каталки и каталки на палочке.

Коми кукла-скрутка: локальные особенности – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Когда же ребёнок начинал ходить, то у него была другая каталка- на верёвочке. Чаще всего это был конь на колёсах. Он следовал по пятам за хозяином, а ребёнок переживал первые ощущения своей силы и превосходства, приучался не бояться животных. Так игрушка развивала ребёнка физически и воспитывала духовно.

Коми кукла-скрутка: локальные особенности – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
Коми кукла-скрутка: локальные особенности – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Примерно с двух лет крестьянский ребёнок играл вполне самостоятельно. Мячи, луки тренировали в нём меткость и ловкость, волчки, жужжалки прививали технические навыки, дудки, рожки, свистульки развлекали и знакомили с народной музыкой, игрушечные топоры, тележки приобщали ребёнка к повседневному деревенскому труду.

Коми кукла-скрутка: локальные особенности – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
Коми кукла-скрутка: локальные особенности – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
Коми кукла-скрутка: локальные особенности – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

А к труду крестьянские дети приучались рано. Поэтому и все крестьянские игрушки делались таким образом, чтобы ребёнку было необходимо вложить в неё частичку труда: погремушку необходимо потрясти, тогда она зазвучит; каталку возить, тогда она оживёт; куклу одевать, и тогда она будет похожа на человека.

Коми кукла-скрутка: локальные особенности – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
Коми кукла-скрутка: локальные особенности – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
Коми кукла-скрутка: локальные особенности – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
Коми кукла-скрутка: локальные особенности – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
Новгородские игрушки 8-12 веков

С 5-6 лет дети уже делали игрушки сами. Материал для игрушек находили рядом с домом, во дворе, на улице, в поле, в лесу. Из прутьев делали шалаши, луки, из древесной коры – кораблики и лодочки.

Коми кукла-скрутка: локальные особенности – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
Коми кукла-скрутка: локальные особенности – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
Коми кукла-скрутка: локальные особенности – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Обязательно в игрушках присутствовали образы оленей, коней, как символа неба, медведей, хозяев леса и птиц, проводников души и посланников неба.

Еще про Тора:  Тату молот для мужчин: значение, фото и эскизы

Коми кукла-скрутка: локальные особенности – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
Коми кукла-скрутка: локальные особенности – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Для мальчиков отцы либо деды обязательно делали „кареты“ — настоящие тележки на четырех колесах. Колеса даже смазывали дегтем, чтобы не скрипели. В „каретах“ дети возили „сено“, „дрова“, „ездили на свадьбу“, просто катали друг друга, по очереди превращаясь в лошадок».

Коми кукла-скрутка: локальные особенности – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
Коми кукла-скрутка: локальные особенности – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
Коми кукла-скрутка: локальные особенности – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Кроме того, любимейшей и старейшей игрой россиян были бабки. Бабка — это кости нижней части передних конечностей домашних животных. Часто на них наносились рунические символы. Игра эта довольно проста и напоминает современные городки. Игра эта была распространена повсеместно по с Севера до Юга. .

Коми кукла-скрутка: локальные особенности – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
Коми кукла-скрутка: локальные особенности – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
Коми кукла-скрутка: локальные особенности – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
Коми кукла-скрутка: локальные особенности – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Ну и, конечно же, самой распространённой среди игрушек на Руси была и остаётся кукла. Глиняные, деревянные, тряпичные куклы бытовали в крестьянской среде несколько веков и имели различные значения. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами во время проведения праздников.

Коми кукла-скрутка: локальные особенности – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Куклы эти до самого позднего времени были безлики, правда в южных районах у многих мотанок, закруток, столбушек вместо лица делался крест из цветных ниток. Считалось, что кукла с лицом может принести вред ребенку.

Коми кукла-скрутка: локальные особенности – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
Коми кукла-скрутка: локальные особенности – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
Коми кукла-скрутка: локальные особенности – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
Коми кукла-скрутка: локальные особенности – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Даже в самых бедных крестьянских семьях куклы имелись обязательно. Вот как описывает процесс игры крестьянских детей в своей книге «Куклы» Марина Юрина:

«В свободное от домашних дел время собирались соседские ребята, искали сначала укромное место для игры и строили там шалаши из прутьев. Покрывали их соломой или травой и устраивали в них всё, как в настоящем жилище: горницу, сени, сарай. Потом начиналась игра: «парни» уходили на работы, за дровами, пахать, косить, а «девки» оставались дома стряпать, прясть пряжу, нянчить детей. Все эти знакомые роли часто исполнялись с куклами. В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды».

Коми кукла-скрутка: локальные особенности – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Вертеть кукол начинали лет с 4 -5. Я не буду описывать этот нехитрый процесс, он и так всем известен.

Когда девочка подрастала и становилась девушкой, кукла была для неё визитной карточкой. Как правило, на посиделки, куда заглядывали будущие женихи, девушки приходили с куклами, по наряду которых судили о способности к рукоделию будущих жён.

Коми кукла-скрутка: локальные особенности – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
Коми кукла-скрутка: локальные особенности – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

В народной среде поощрялось изготовление кукол и игры с ними. Прежде всего это было связано с подготовкой девочек к роли матери и к ручному женскому труду – учили шить, вышивать, прясть. Считалось, что девочка, которая долго и охотно играет в куклы, будет хорошей матерью и хозяйкой.

Коми кукла-скрутка: локальные особенности – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
Коми кукла-скрутка: локальные особенности – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
типы тряпичных кукол

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзине, чтобы они не валялись, где попало.

Тряпичные куклы даже на жатву с собой брали, и по посиделкам с ними ходили, и в гости, а потом и в приданое клали. Удивительно: в куклы дозволялось играть даже невесте, пришедшей после свадьбы в дом жениха! Старые люди вспоминают: «Прасковья пошла замуж в 14 лет и кукол всех с собой забрала. Целую корзину этого добра привезла в дом жениха. И рассказывала потом, что свёкор строго всем домашним наказал: не доглядывать и не смеяться над молодой, когда она тихонько пряталась на чердак, чтобы поиграть в куклы. Потом их снова оттуда достали, уже для её детей».

Коми кукла-скрутка: локальные особенности – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.

Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору: «Белолица, грудаста и коса непременно, и уряжена хоть куда».

Коми кукла-скрутка: локальные особенности – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Используя те же приемы, изготавливали из тряпья и куклы-обереги. Это двенадцать «кукол-лиходеек»: «Огнея», «Ледея», «Трясея» и др., олицетворяющие, по народному поверью, иродовых дочерей. Обычно такие куклы висели в избе возле печки, оберегая хозяев от болезней.

Коми кукла-скрутка: локальные особенности – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
Коми кукла-скрутка: локальные особенности – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
Коми кукла-скрутка: локальные особенности – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Надо сказать, что все детские игры были привязаны к календарю. Зимой это были подвижные игры, участие в колядках, по весне изготавливали птиц из теста, тряпок и глины и с обрядами «закличками» призывали весну. На Пасху катали яйца, познавая в такой нехитрой игре картину мироустройства.
Коми кукла-скрутка: локальные особенности – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
Коми кукла-скрутка: локальные особенности – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
Во всех детских играх «проигрывались» все важные обряды взрослых: рождение, похороны, Масленница и Пасха. Особое внимание уделялось свадьбам. Для этого со всего села собирались группы детей обоего пола. Каждая девочка приносила свой короб с куклами. Таким образом в игре их было по нескольку десятков штук. Разыгрывались с песнями и обрядами все этапы этого торжества: сватовство, посиделки, баня, расплетание косы и т.д.
Взрослые к детским играм были внимательны, всегда оставляли лоскутки на шитье, никогда игрушек не выбрасывали и потешных построек не разрушали. Напротив, к каждому празднику непременно старались радовать чадо новой потехой.
Археологические находки свидетельствуют о том, что уже с X в. ремесленники Киева, а затем Новгорода вместе с прочими изделиями делали игрушки. В Киеве были найдены глиняные свистульки, бараны, коньки, птички (X в.). К более позднему времени относятся находки в Новгороде (XII—XIII вв.). Это лодочки, скакалки, детское оружие, игрушечные инструменты, волчки, кони, куклы. Игрушки XII—XIII вв. сохранились на территории Рязани и Твери. Это игрушечная посуда, глиняные свистульки.
Коми кукла-скрутка: локальные особенности – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
Коми кукла-скрутка: локальные особенности – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
Коми кукла-скрутка: локальные особенности – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
Коми кукла-скрутка: локальные особенности – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
Народная крестьянская игрушка была многофункциональной, выполняла разные роли. Это была и детская забава, и средство воспитания, и предмет магии, и праздничный подарок, и свадебный атрибут, и украшение, и все это выполняло одну главную функцию — функцию духовного общения. Игрушка была одним из тех средств, с помощью которых старшее поколение передавало, а младшее принимало, сохраняло накопленный жизненный опыт. Она тянула живую ниточку связи с народным культурным наследием, с Родом, являлась копилкой народной памяти.
Коми кукла-скрутка: локальные особенности – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
Коми кукла-скрутка: локальные особенности – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Коми кукла-скрутка: локальные особенности – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
Антикварную куклу купить можно в нашем Шопике

More from my site

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector