Бог тор в скандинавской мифологии

Общая история

На самом деле Тор в кинематографе не так далеко ушел от своего мифического образа. Это веселый ас, который живет в особом городе другого мира – Асгарде. Был сыном Одина, главного во всех мирах. Мать его земля – Ерд. Сильный и непоседливый, он с малых лет попадал в разные неприятности.

Однако допускаются еще версии о материнстве двух великанш. За это в скандинавской мифологии его прозвали «триждырожденным». Его отличительные черты характера:

  • вспыльчивость;
  • драчливость;
  • воинственность;
  • фантастическая сила.

Тор словно воплощение молнии, грозы, которая в минуты собирается темными тучами и карает землю. Яростно, сильно и уничтожительно. Ерд не могла с ним справиться и поэтому передела малыша на воспитание Фригг. Ей пришлось положить множество усилий для усмирения.

Во взрослом возрасте Тору поручили быть стражем города, что он с честью выполнял. Позже стали охранять и мир людей. Бесчисленное количество раз сражался с огненными существами и ледяными великанами.

Вместе со своим неродным братом Локи они не раз становились участниками разных происшествии. Некоторые из них были смешными, другими очень опасными и чреватыми последствиями.

Тор был огромным, сильным с копной рыжих волос. Ни один конь, даже тот что носил Одина, не мог его перевозить. Поэтому бог передвигался пешком. Иногда считается что бог Грома обделен интеллектом, но это не так. Локи пусть и искусен в науках, но за речами его таится ложь.

Тор – защитник Мидгарда

Тор – бог грома и молнии в германо-скандинавской мифологии, легендарный сын Всеотца Одина, великий воин. Также Тор – бог войны и победы (наравне с самим Одином и Тюром). Но если Один считается богом королей, конунгов и ярлов, то бог Тор покровительствовал простым воинам, он воплощал в себе мужество и стойкость скандинавских народов.

Божество грома и урожая

Главной задачей Тора всегда была защита мира людей (Мидгарда) и мира богов (Асгарда) от великанов Ётунов, живущих на востоке, и других чудовищ, угрожавших гармонии Мирового Древа. Бог Тор – сын Одина и великанши Ёрд (воплощение земли), но хотя фактически он получается наполовину великаном, в эддических сагах его называют исключительно асом и «триждырожденным» (хотя происхождение этого эпитет неясно).

Что касается этимологии, то насчет происхождения имени скандинавского бога Тора среди современных лингвистов нет единого мнения. Вероятно, древнеисландское «Þorr» могло произойти от прагерманского «thunaraz», что в переводе означает «гром» или «грохот». По этой версии от «thunaraz» также происходит немецкое слово «donner», датское «donder» и древнеанглийская форма «Þunor».

В Средние Века в результате эпентезы любое из этих слов могло привести к появлению традиционного норвежского «torden» и английского «thunder». Также существует версия, согласно которой древнеисландское «Þorr» восходит к ирландскому «tarann» и кельтскому «taranis», что в переводе также означает «гром».

Важно отметить, что в античной литературе бога Тора отождествляют вовсе не с Юпитером, хотя их функции схожи, и даже не с Марсом, а с Геркулесом. В частности, об этом упоминает Тацит в своей фундаментальной работе «Германика».

Черты личности

Мифология хранит в себе множество подвигов богов. Тор сражался с великанами, выходил замуж и участвовал в других передрягах. Судьба предсказала ему ключевую роль в конце света.

Ему предстояло сразиться со змеем. Убьет его и погибнет сам, спасая все миры от гибели.

Основные черты личности Тора:

  • не терпит обман и ложь;
  • простодушен;
  • прямолинеен;
  • вспыльчив;
  • честный.

Все эти качества сделали его особо популярным как в Асгарде, так и в мире людей. В своей жизни он стремился защищать слабых и вершить справедливый суд. Месть, коварство и интриги были не для него.

Скандинавский бог Тор, будучи сыном Одина, по всей вероятности, был вторым по значимости в древнескандинавском пантеоне. При этом в отдельных регионах его почитали как бога плодородия. В эддических сагах бог Тор описан как рыжебородый (либо – светловолосый) богатырь с буйным нравом и чудовищной силой. Тор вспыльчив, неуемен в еде и ратном искусстве, фактически – традиционный архетип воина викингов.

Бог Тор

Супругой бога Тора была прекрасная Сиф, богиня плодородия и процветания, которая впоследствии получила золотые волосы взамен тех, что по наущению Фрейи ей отрезал Локи (см. соответствующий миф из «Младшей Эдды»). У Сиф и бога грома Тора было двое детей – прекрасная Труд (или Фруд, вероятно – валькирия) и Моди (покровитель битвы, после Рагнарёка окажется одним из выживших асов).

Однако согласно «Младшей Эдде» Стурлусона Моди родила вовсе не Сиф, а великанша Ярнсакса, которая также родила Тору и другого сына – Магни, могучего воина, который спас отца в битве с Хрунгниром, а после гибели Тора сумел взять в руки Мьёльнир и пережил Рагнарёк. Также в «Младшей Эдде» Снорри Стурлусон упоминает некую дочь бога викингов Тора и богини Сиф по имени Луриди, о которой ничего не известно.

Но бог грома Тор знаменит не только своими великими потомками, которые в итоге окажутся одними из немногих асов, сумевших пережить «гибель богов», чтобы строить мир заново вместе с людьми. Тор и его жена Сиф правят королевством Трудхейм («дом силы» в переводе с древнескандинавского) или Трудванг («поле силы»), хотя неясно, одно ли место подразумевают эти названия, которые встречаются в разных источниках.

Еще про Тора:  Тор в поисках богов читать

В «Речах Гримнира» (песнь «Старшей Эдды») говорится о том, что бог грома Тор жил в Билширнире (дословно «скрежет молний» с древнескандинавского), это самый красивый дом во всем Асгарде, он насчитывает 540 комнат, в каждой из которых живут боги.

Основные символы

Как и всякого бога, у Тора есть свои особые черты. Из-за того, что ни одна лошадь не выносит его, дана была ему колесница, запряженная козла. Эти чудесные парнокопытные прекрасно возили своего хозяина. Звали их Тангниостром и Тангрисниром. Их уникальность была в том, что владелец мог убить их и поесть мясо, насытившись. Молотом Тор воскрешал их, и они как ни в чем не бывало продолжали везти колесницу.

Изображения Тора

Главное оружие – молот. В нем заключена сила Первородной бури, той что шла с сотворения миров, что сохранила в себе силу и неистовость вселенной. Его выковали карлики на спор.

Магические свойства оружия неисчерпаемы. Призывает молнии, гром и бури. Возвращается к хозяину и переносит его на любые расстояния. Однако молот нельзя держать в руках, так как он быстро раскаливается. Тор использует железные рукавички.

В руках Тора молот грозное оружие. Даже если он его потеряет, то завладеть им способен лишь чистый помыслами человек или другое существо. Иной его не поднимет.

С помощью молота благословляли брак, увеличивали урожай и воскрешали животных.

На своем теле бог носит особый пояс, способный увеличивать силу в несколько раз. Его даровала ему великанша Грид, которая перед боем вручила Тору пояс. Бог должен был сражаться с вождем великаном и без помощи волшебства вряд ли выдержал испытание.

Бог Грома владеет и мечом, хоть и мало кто об этом знает. Он учился фехтовать в детстве и достиг определённого успеха. Со временем увлёкся метанием ножей и преуспел в этом.

Артефакты и волшебное снаряжение, которым владел Тор

Помимо легендарного Мьёльнира, неотразимого молота, выкованного темными альвами, бог викингов Тор также владел волшебными железными рукавицами, благодаря которым он мог удержать рукоять молота (в бою Мьёльнир раскалялся докрасна). Также у Тора есть необычный пояс, который называется Мегингъёрд, он удваивает силу владельца.

У скандинавского бога Тора есть бронзовая колесница, о которой в песне «Хаустлёнг» говорится следующее (примерный перевод с древнескандинавского без сохранения оригинального слога): «когда скачет Тор в колеснице своей, колются горы и пылает земля». В колесницу Тор запрягает двух козлов – Тангриснира («скрипящий зубами» в переводе с древнескандинавского) и Тангниостра («скрежещущий зубами»).

Особенность этих волшебных козлов заключается в том, что по необходимости бог Тор может зажарить их и съесть. Затем он благословляет кости козлов Мьёльниром и они оживают. Единственное ограничение – есть можно только мясо, не трогая кости. В мифе о путешествии Тора в Утгард есть эпизод, в котором смертные Тьяльви и Рёсква, у которых останавливается Тор, пренебрегают этим указанием и разгрызая маленькую косточку. Так один из козлов Тора стал хромым. В качестве извинений Тьяльви и Рёсква стали служить могучему богу викингов.

Главный амулет

Культ Тора приобретает все большую популярность. Основной оберег – молот. Некоторые считает его прообразом креста, который применяли для очищения дома от негативной энергии и изгнания демонов.

В древние времена молот не носили как отдельный элемент, а наносили на разные поверхности.

Считается что ношение оберега приносит:

  • силу;
  • защищает от смерти;
  • увеличивает урожай и оберегает от голода;
  • предупреждает безденежье;
  • огораживает от тяжелых болезней.

Особенно популярен амулет у людей, занятых спортом или физическим трудом. Считается что он охраняет от травм и ран.

Существуют готовые варианты оберегов, но лучше выбирать изготовленный под индивидуальные потребности. Используются разные сочетания узоров, линий, рун. Самое простое воплощение – буква «Т» вверх ногами.

Еще про Тора:  Животное бога тора

Приключения Тора и его спутников

Чаще всего сын Одина, бог грома Тор, путешествовал вместе с хитроумным Локи и своими смертными оруженосцами – Тьяльви и Рёсквой. Популярен миф о том, как Тор, Локи и Тьяльви попали в сказочный Утгард к Утгарда-Локи, который испытывал их. Так Локи соперничал с огнем в скорости поедания пищи, Тьяльви соревновался с мыслью в скорости бега, а сам Тор пытался осушить Мировой Океан, поднять Ёрмунганда и уложить на лопатки старость.

Другой миф повествует о путешествии Тора и Локи в Ётунхейм к великану Триму, который сумел украсть Мьёльнир. По сюжету мифа Тор переодевается Фрейей, проникает в дом Трима, хватает молот и убивает великана. Также в «Младшей Эдде» упоминается и другой миф о путешествии Тора в Ётунхейм. Великан Гейррёд ловит Локи и под страхом смерти заставляет его привести Тора без его легендарного оружия.

Тор переплывает реку Вимур, чудом спасаясь от бурных вод (в последнее мгновение богу грома удалось ухватиться за рябиновую ветку). Затем в странном состязании Тор давит волшебной скамьей дочерей Гейррёда и убивает его раскаленным куском железа, который рассвирепевший великан метнул в аса (Тору помогают его железные рукавицы).

Другой известный миф часто называют «Рыбалка Тора». В этой саге из «Младшей Эдды» рассказывается о том, как бог Тор и ётун Гимир отправились порыбачить и Тор чуть не вытащил из Мирового Океана самого Ёрмунганда, чем изрядно напугал великана. Еще одно деяние Тора, за которое его особенно уважали в Асгарде, заключалось в том, что он сумел украсть у ётуна Хюмира огромный котел для варки. Котел был настолько огромен, что мог прокормить всех жителей Асгарда, собравшихся на большой пир.

Последний подвиг великого аса – битва с Ёрмунгандом во время Рагнарёка. Тор одолеет змея, разбив Мьёльниром голову чудовища, но сам падет замертво от его жесткого яда. Как уже упоминалось, впоследствии молот Тора возьмет его сын Магни.

Правила использования

Молот никогда нельзя носить как безделушку и украшение, Тор не простит такого оскорбления. Поэтому необходимо воспринимать его как оберег. Иначе он начнет действовать на владельца с точностью до наоборот, т.е. будет вредить.

Любой оберег должен наполняться энергетикой владельца. Поэтому его лучше всего носить на шее. Для цепочки предпочтительно серебро, так как защищает от плохой энергетики.

Главный критерий правильного подбора амулета – испытание положительных эмоции от взгляда на него. Здесь нет правильных или неправильных вариантов, важно чтобы он притягивал взгляд.

Для эффективной работы молот желательно никогда не снимать и его не касаются чужие руки, так как другая энергетика нарушит связь с владельцем. Для хранения делаются особо священное место. Подойдет шкатулка или коробочка. В них не должно быть других украшений.

С помощью знака молота можно наделить силой любой предмет и защитить дом. Для этого его зажимают левой рукой, другой чертя в воздухе знак. Мысленно просят смилостивиться Тора и послать его божественную защиту на землю.

Магия не всесильна и в случае молота – она никогда не поможет причинять зло. Негатив, зависть, месть и прочее вернуться к владельцу в двойном объеме. Поэтому не стоит играть с высшими силами в двойные игры.

Битва Тора с Хрунгниром

Особое место в мифологических сюжетах, связанных с богом войны Тором, занимает его схватка с великаном Хрунгниром, владыкой Ётунхейма, который, вероятно, был сильнейшим ётуном своего поколения. Хрунгнир славился ратным мастерством, в бою использовал огромный щит, который мог отразить любой удар (потенциально – даже удар Мьёльнира), а в качестве оружия у него выступало огромное точило (относительно этого образа скандинавоведы спорят по сей день).

В «Младшей Эдде» говорится о том, что Хрунгнир пришел в Асгард, преследуя Одина, который сказал, что нет коня быстрее Слейпнира. Конь Хрунгнира Гульфакси (с древнескандинавского «золотая грива») действительно не догнал Слейпнира, но ас и великан даже не заметили, как оказались в Асгарде. Там Хрунгниру предложили выпить пива, владыка ётунов откровенно налакался и стал похваляться своей силой.

Но когда Тор предложил расколоть ему череп за такие слова, Хрунгнир резонно отметил, что нет чести в победе над безоружным. Он предложил богу грома биться на границе Асгарда и Ётунхейма, у неких «Каменных Дворов». Для битвы подчиненные Хрунгнира создали глиняного голема Мёккуркальви, вложив в его грудь сердце кобылы. Но Мёккуркальви не особенно помог своему королю, он обмочился при виде Тора и даже не вступил с ним в бой.

Еще про Тора:  Внешность бога тора

Тьяльви, который служил Тору, бежал впереди него и когда увидел Хрунгнира, закричал ему, что Тор намерен атаковать его из под земли. Великан бросил щит на землю, встал на него и взял точило в обе руки. Внезапно появившийся бог войны Тор метнул в Хрунгнира молот, но великан тоже успел среагировать, бросив в приближающегося врага свое оружие.

Точило в полете ударилось о Мьёльнир и разлетелось надвое: одна часть рассыпалась по земле, образовав кремниевые горы, другая угодила в голову Тору, так что тот рухнул наземь. Молот расколол каменный череп великана и тот упал замертво, придавив шею Тора ногой. Одновременно с этим Тьяльви набросился на глиняного голема и разорвал его на части.

Тор попытался сбросить со своей шеи ногу Хрунгнира, но не смог. И так он лежал до тех пор, пока не подоспел его сын Магни, которому на тот момент было «три ночи от роду». Магни с легкостью сбросил ногу великана с шеи Тора, освободив отца, и сказал, что если б явился раньше, смог бы без труда одолеть Хрунгнира одним ударом.

Подношения

В язычестве большую роль играют подношения богам. С их помощью люди просят защиты и исполнениях нужд, стараясь поразить богов и получить их снисхождение. Тор любит алкогольные напитки:

  • пиво;
  • медовуху;
  • сидр и другие.

Все это ставится на алтарь. Не откажется и от иных даров. В первую очередь это обильные и красивые яства. Мед, сладости, пироги, мясо и другая еда будут им положительно воспринято.

На алтарь кладут и металлические предметы, особенно уважается богом оружие. Желательно чтобы это были мечи. Тору возносят молитвы и просят его помощи и защиты.

Жилище обычно очищают с помощью огня. Зажигают свечу и проносят вдоль стен каждой комнаты.

Особенности обращения

Взаимодействие с богами неотъемлемая часть повседневной жизни язычника. Не стоит просить помочь такие силы по пустякам. Для них нужны веские основания для призыва.

Ритуал проводится в тишине и уединение. К таинству готовятся: принимают душу, надевают праздничные наряды. На алтаре зажигают свечи и ставят дары.

Обязательно указывается кому идет обращение. Иначе есть риск получить не только бога, но и нечистую силу. Тора называют по имени и указывают его титулы «Громовержец», «Сын Одина» и другие.

Ритуал никогда не проводят в алкогольном или наркотическом опьянении! Высшие силы не прощают такого и считают это непочтительным, наказание может быть суровым.

Прежде чем переходить к просьбе, асу воздают славу. Его прославляют известными подвигами и поступками, превознося его силу и мощь. Далее уже озвучивается причина вызова.

Никогда нельзя требовать или использовать высших существ как машинку по исполнению желаний. Наказание не заставит себя ждать. У Тора просят удачи в делах, покровительство, защиту и преумножение сил. Бог Грома не помогает в делах брака или любви.

Просить стоит, опускаясь на колено, склонив голову, но держа спину прямой. Ладони открыты и лежат на коленках. Такая поза показывает уважение и почтительность.

В конце обязательно воздается благодарность за схождение Тора. Левую руку сжимают в кулак и касаются груди. Таким способом человек показывает свое уважение. Чем чаще будет производится контакт, тем сильнее  развивается.

Руна Тора

У бога Грома есть своя руна – Турисаз. Ее активно используют в магии. Выглядит как вертикальная палочка с треугольником посередине, который одной стороной касается черты. Со стороны выглядит как «острая» форма буквы «Р».

Символ привлекает плодородие (в том числе и количество детей), повышает сексуальность и способствуют развитию рода. Владельцу приносит удачу и дарует защиту. В древние времена его наносили на доспехи.

В современном мире руну используют в качестве оберега от темной магии. Некоторые люди делают с ней татуировку. Черные маги используют извращенный вариант Турисаз для своих дел. Для этого руну рисуют вверх ногами.

Для защиты дома символ наносят на стены или прячут под плиткой декоративной. Для усиления эффекта его сочетают с другими рунами. Формулы должен разрабатывать знающий маг, так как одна ошибка приведет к катастрофическим последствиям. Сочетания позволяет получить разные эффекты и от целей составляются пары знаков.

Рекомендую:
Гадания, магия и эзотерика на дзен канале «Мудрый Эзотерик»
Присоединяйтесь!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector