Культ Ящера (Волха) / Проза.ру

Коркодел в новгородских летописях

     Реконструируя древнейший культ подводно-подземного ящера, академик Б.А. Рыбаков (1987) уделяет особое внимание Северу Европы: именно на озерном Севере образ ящера част и весьма устойчив. Следы этого культа обнаруживаются и в Новгороде.

Это обстоятельство примечательно тем, что именно здесь, у истоков Волхова, некогда соприкасались коренные чудские племена и недавние колонисты-славяне.С этими местами связано следующее предание, записанное в “Мазуринском летописце” (“Книга, глаголемая летописец великия земли Росиския, великого языка словенского, от коле и в кои лета начаша княжити”, 31 том Полного собрания русских летописей):

     “Великий князь Словен поставил град Словенск, ныне называемый Великий Новгород. С того времени новопришельцы скифы начали называться словенами и реку, в озеро Ильмень впадающую, назвали по имени жены Словена Шелони. Именем же его младшего сына Волховца назвали Оборотную протоку, которая истекает из Волхова и ниже впадает в него вновь.

Больший же сын Словена был бесоугодник и чародей и своими бесовскими ухищрениями превращался в лютого зверя крокодила, залегал в реке Волхов путь водный и не покоряющихся ему которых пожирал, которых опрокидывал и топил”.Легенда, занесенная в “Цветник” 1665 года повествует о дальнейшей судьбе “князя Волхова”:

“Сего же ради люди, тогда невегласи, сущим богом окаянного того нарицаху… И баснословят о сем Волхве невегласи, глаголюще: “В боги сел”… Наше же христианское истинное слово… О сем окаянном чародеи и волхве – яко зло разбиен бысть и удавлен от бесов в реце Волхове и мечтании бесовскими окаянное тело несено бысть вверх по оной реце Волхову и извержено на брег против волховного оного городка, иже ныне зовется Перыня.

И со многим плачем от невеглас ту погребен бысть окаянный с великою тризною поганскою. И могилу ссыпаша над ним вельми высоку, яко есть поганым. И по трех убо днех окаянного того тризнища просядеся земля и пожре мерзкое тело коркоделово. И могила его просыпася над ним купно во дно адово, иже и доныне, якоже поведают, знак ямы тоя стоит не наполняйся”.

*Согласно Б.А. Рыбакову, главным религиозным центром Новгорода являлось святилище на Перыни (на рубеже оз. Ильмень и р. Волхов), возникшее еще в IX веке. Здесь во время языческой реформы 980 года Добрыня утвердил культ нового общерусского государственного божества – Перуна, сменившего на старом священном месте некого Jassa, Jesse, в латинской транскрипции которого явно ощущается связь со славянским обозначением змея (jaze) или ящера.

Ящер – хозяин вод, рыбы и водных путей был, очевидно, важен для новгородцев, которые свои земледельческие моления адресовали преимущественно рожаницам, а моления о рыбных богатствах и водных путях, игравших важную роль в их жизни, обращали к богу Jassa, царю вод, выступавшему, в двух ипостасях: как бог Ильменя и Волхова (“чародей Волхов” – коркодел) и бог “синего моря соленого” – морской царь.

Коркодел в новгородском цикле былин о садко

     С последним тесно связан новгородский цикл былин о Садко. Б.А. Рыбаков приводит нас к мысли, что наиболее архаический слой преданий, повествующий об игре мудрого гусляра (“Он из хитрых же Садко да был хитер-мудер, Ен ходил-то все играл да все ко озеру…”) ради хорошего улова рыбы – это часть древнего обряда, производившегося у священного места, названного после 980 года Перынью, а в более раннее время посвященного богу реки, “бесоугодному чародею” Волхову, “залегающему водный путь” и “преобразующемуся во образ лютого зверя коркодела”.

Это вполне подкрепляется тем, что в орнаментации подлинных гуслей первой половины XII в. из раскопок в Новгороде мы обнаруживаем композиционное господство все того же Ящера, объединяющего, благодаря своей трехмерной скульптурности, обе плоскости инструмента. Т. е. орнаментика новгородских гусель XI-XIV вв. прямо указывает на связь этого, несомненно, культового инструмента, со стихией воды и с её повелителем, царем подводного царства – ящером.

Ящер на новгородских гуслях позволяет связать воедино и ритуальную игру на гуслях на берегу Ильмень-озера и задержку корабля Садко морским царем (чья антропоморфность (аналогия с человеком) как бы предполагается, но внимание, – никак не зафиксирована!) за многолетнюю неуплату дани ему: “не пошлины Поддонный царь требует, А требует он голову человеческу”.

     Здесь, очевидно, мы встречаем отголосок древнейших обрядов, предполагавших человеческую жертву водному божеству, впоследствии замененную жертвой коня. Это подтверждается многочисленными фольклорными сведениями, весьма определенно свидетельствующими о том, что “водяным” приносят в жертву живую лошадь или конский череп.А.Н.

Афанасьев подробно описывает жертвоприношение коня водному хозяину: “Крестьяне покупают миром лошадь, три дня откармливают её хлебом, потом надевают два жернова, голову обмазывают медом, в гриву вплетают красные ленты и в полночь опускают в прорубь или топят среди реки”.

     В былине о Садко присутствует еще одна устойчивая деталь, которая в сопоставлении с фольклорными данными, возможно, объясняет нам постоянное упоминание святого Николая, которому Садко строит церковь-однодневку за свое избавление со дна морского.

В связи с ней особый интерес представляет запись об обряде, имитирующем принесение жертвы не Водянику, а христианскому Николе. Это обряд “умилостивления Онежского озера”, проводившийся 6 декабря: “Каждый год накануне зимнего Николы пред всенощной из каждой рыбацкой семьи к известному месту собираются старики.

На берегу ими делается человеческое чучело и в дырявой лодке отправляется в озеро, где, конечно, и тонет. Два-три старика поют песню, где просят Онего (озеро) взять чучело соломенное … И для большей вразумительности призывают имя Николы Морского”.

Эта малоизвестная этнографическая запись, извлеченная Б.А. Успенским (1982), является ключом ко всему комплексу былинных упоминаний и археологических фактов, о которых шла речь выше. Она явно указывает на то, что “Никола зимний”, он же “Никола Мокрый”, “Никола Морской”, требующий человеческих жертв для озера, – прямой наследник архаичного Водяника, Поддонного князя, или, если угодно, Ящера, который “требует живой головы во сине-море”.

Еще про Тора:  Гроза и боги громовики | Русский след

Культ ящера (волха) / проза.ру

Другие имена Ящера : Юша,Яша.Киевский пантеон Сварога;в пантеоне Рода нет.

  ЯЩЕР – “Я”(дух) “ЩЕ”(диалект.искажение от ЭТО) “Р”(рождение,знак Ра,знак Рода).
ЯЩЕР – “Это дух Ра”(в мире Ра) или “Это дух Рода”(в мире Рода).
ЮША – “Ю”(искаж.от У) “ША”(творящая сила).ЮША – “У ША”(У Творца).-информвброс РПЦ.ЯША – “Дух ша”(творящий дух).-информвброс РПЦ.

  В Мире Древних в Атлантиде(Мир Ра) Ящер – Рептилия с начатками разума.
В Мире Гипербореи(Мир Рода) Ящер – Рептилия с начатками разума.

  Никакого БОГА и тем более ДУХА БОГА в данной рептилии нет.Просто фэнтези – ПАМЯТЬ о ДРЕВНЕЙШЕМ Мире Рептилий на Земле(эра динозавров),но не рептилоидов.
Об рептоидах,что все мы думаем,что люди – самая первая разумная цивилизация в мире,существующая на Земле,…на самом деле все обстоит не так и как говорили древние,что первая разумная цивилизация были драконы.Они отличаются тем,что у них чешуйчатая кожа как у крокодилов,змей,-как у всех рептилий.Торс складчатый,когти у них находятся на ногах и руках.Светятся у них глаза зеленым и желтым светом. Рептоиды схожи генетически с рептилиями и относятся к продвинутой расе.Планету Земля они считают своим древним домом.И все это стало известно при раскопках, палеонтологи нашли части скелета стенонихозавра,его рост был где-то 1,5 метра. Ящер передвигался на задних конечностях(ногах);его передние конечности (руки)были очень ловкими,особенно хорошо был развит большой хватательный палец.У него была большая черепная коробка,в него мог бы поместится легко мозг шимпанзе. У ящера был хорошо развит продолговатый мозг и мозжечок,как у человека.Они вырабатывали уникальную стратегию для охоты и значит могли размышлять,оценивать, понимать.Жили такие ящеры примерно сто миллионов лет назад.Есть док-ва,что человек возник,как потомок из…живородящих динозавров:есть в теле на то ПАМЯТЬ. Плод человека имеет хвостатую стадию(хвост как у ящера);есть генетическая болезнь ИХТИОЗ(крокодилья кожа)…Человек буквально НАСЛЕДИЛ ещё в Юрский период(следы человечьих ног идут рядом со следом динозавра в горной породе),есть КАМЕННАЯ РОСПИСЬ в Лат.Америке, где изображены бытовые сценки человека с динозавром(на “плато Динозавров”). Понимаешь,что человек явно сосуществовал с ящерами!Есть гипотеза,что динозавры-ящеры не вымерли 65 млн.лет назад,а ПЕРЕРОДИЛИСЬ в человека-ДИЗАВРОИДА(рептоида-рептилоида).НЕ БЫЛО падения астероида,- вблизи Солнечной системы была тогда вспышка сверхновой звезды.Мощные от ней радиоактивные потоки привели к мутациям ДНК ящеров.За 10 млн.лет ящеры превратились…в людей(есть доп.текст к Библии “Хагада”,где рассказано об этом).Ящеры были однополые,живородящие самооплодотво-рением:у соврем.человека пол отличает 1 хромосома(Х или У)Есть ящерицы и змеи с буквально ГОЛУБОЙ кровью,-ЛЮДИ есть с синей кровью(ДНК прапредков-рептоидов).Так что не спешите…записывать возможных наших прапрапредков ЯЩЕРОВ в боги,но…
Из ЛИТЕРАТУРЫ об Ящере:  1.”Сын Матери Сырой Земли,брат(сын)Кощея.Многие исследователи связывают его образ с Миром Мертвых,с Чернобогом,а так же с Морским царем.” (слав.сайты)

  ВОЛХА : Чор Рода(Чернобог Киева)- бог Мира Мёртвых(Нави);имеет ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ облик и потому НЕ МОЖЕТ иметь в “родственниках” рептилий: прапредок ЧЕЛОВЕКА.
Морской Царь(Поддонный Царь)-бог Мар – то же самое. Кому охота вводить в древнеросский пантеон Рода РЕПТИЛИЮ?!-Кто хочет такой чудовищной Кривды?! Кому “наскучил”человеческий облик НАШИХ богов?

  “Бог Ящер – один из богов древних славян-язычников,который заведует подземным и подводным миром.Сам вид бога Ящера представлялся славянам по-разному:огромный змей,дракон,ящер о двух головах,крокодил.Именно он в виде драконов и змей изображен на многих предметах быта,архитектурных элементах,элементах одежды, амулетах.”
ВОЛХАи : Подземный мир – это Ад РПЦ;такового аналога в Мирах Рода нет вообще.В логике вещей “подземный мир”-это мир Прошлого,который впору просто находить остатки в археологических раскопах,не более.Это ПАМЯТЬ человечества об эре ЯЩЕРОВ (динозавров,например,на планете).Не только современные учёные находят останки вымерших древнейших животных.И наши предки их находили…Подводным миром заведует Поддонный “царь”(бог Океана) – Мар. “Ящер о двух головах” – эхо от “многоголовой Гидры” из мифов Древней Греции,основан на способности реальных небольших ящериц отращивать оторванный хвост.Вот народная неуёмная фантазия и дала миф о такой же “способности”ящеров отращивать себе оторванную(срубленную) голову.Так,в перекоче-вавшем мифе(трудами РПЦ)из Византии появилась легенда о трёхголовом,девятиголовом и т.д. Змее – Горыноче(огромный размер скелета ископаемого животного),-Ящере. Крокодил – животное Др.Египта и опять – таки Византия с РПЦ внесли эту информацию в легенды якобы хоть один артефакт древнее Христианства! – Тогда начну ВЕРИТЬ.Многое чего принесло РПЦ на Русь,приписав “язычеству”:и человеческие и животные жертвоприношения,и ненависть к Тьме,войну её со Светом…Так что меня подобное не удивляет;удивляют неоязычники,потерявшие здравомыслие.

  “Существует несколько мифов,описывающих образ Бога Ящера.Миф о сражении Ящера с Сварогом является несомненно космогоническим.Согласно мифу рожденный Матерью Сырой Землей,бог был наделен огромной силой полученной от матери.Ящер,ощутив в себе могучую силу,решил стать Верховным Богом и бросил вызов самому Сварогу. Закипел между ними бой.Горела земля,вздымались горы.Сварог при помощи Семаргла запряг его в плуг,и начали пахать землю.Где были борозды стали реки,земляные отвалы стали горами(Горы не редко называли змеиными валами).В греческой мифологии подобное сражение происходит между Апполоном и сыном Геи Пифоном.” (слав.сайты)

  ВОЛХА :  Миф исходит от мифа же Др.Греции о засевании поля “зубами дракона “Ясоном.И…ничего более.-Информвброс РПЦ при христианизации Киевской Руси.

  “Образ Ящера является воплощением земн.коры в целом,причиной горообразования в частности.Сила воплощенная в образе этого божества по сути сила самой земли. Великаны,дети Ящера – воплощение силы стихий,связанных непосредственно с земной корой(огня,воды,земли),назывались Горынями.Позже их образ был воплощен в образе сказочного трехголового Змея Горыныча.”   (слав.сайты)

  ВОЛХА : Приветствую здравомыслие;вполне соглашусь со сказанным.

  “Во многих русских нар.сказаниях упоминаются змеи – хранители “силы земной”.В сб.Бажова “Малахитовая шкатулка” собраны нар.сказы о “золоте”,”Дорогое имячко”, “Про Великого Полоза”,”Змеиный след”,”Золотой волос”,сказы о Хозяйке Медной горы и о собственно каменных богатствах Урала.Объединяющей нитью этих сказов является попытка разгадать ключ к “каменной силе земли”. (слав.сайты)

Еще про Тора:  Славянские Боги, языческий пантеон славян

  ВОЛХА :  П.П.Бажов был ХРИСТИАНИНОМ и записывал ХРИСТИАНСКИЕ нар.сказки;не след принимать всякое народное творчество за “древне-языческое”.

  “В представлениях жителей киевского Поднепровья культ ящера как хозяина “нижнего мира” в основном господствовал в VI-VII вв.” (энцикл.)

  ВОЛХА :  Вполне в эпоху торговых сношений с Византией…

  “Изображения ящера на конструкциях домов и ручках ковшей,представляют собой образ существа с крупной,вытянутой мордой и огромной пастью с четко выделенными большими зубами.С именем Ящера связаны топонимы многих озер и рек Сев.-Запада: р.Ящера,оз.Ящино,нас.пункты Ящера,Малая Ящера и др.В окрестн.Москвы можно указать на Спас-Крокодильный монастырь близ Клина(село Спас-Крокодилино).На новгородчине существовало капище в районе развалин Рдейского монастыря.Там Ящера рассматривали как отца или самого Волхова.” (слав.сайты)

  ВОЛХА :Ну и что?Обратите внимание :речь идёт то об самой РПЦ,то местах, связанных с РПЦ.Говорила уже:не одни соврем.учёные-археологи”натыкались”на скелеты вымерших древних животных…

  “В некоторых сказках описывается некоторое сказочное тридевятое царство:за горами,за лесами,населенное невиданными животными;в котором правит Змиево племя. Они хранят невиданные сокровища,древние артефакты и сохраняют мудрость столетий. Так один из мифов рассказывет о путешествии Велеса после неудачной женитьбы на Додоле: “Опечалился,и с печали той оседлал коня и поехал прочь от Рипейских гор ко чужой земле,царству змееву”.В странствиях он победил в бою трех Великанов. Описание поединков с Горыней,Дубыней,Усыней.Трое из противников Велеса были сынами Ящера,который считался воплощением самой Земли.” (слав.сайты)

  ВОЛХА :  Змиево царство – эхо знаний о Древнем Египте.Остальное :фэнтази Киевской Руси “трудами РПЦ”,не более.

  “Сказки славян,где есть образ дракона о нескольких головах,что охраняет Калинов мост через реку Смородину,является ни кем иным,а богом Ящером.Несмотря на распространенность Ящера в прикладном искусстве,вышивке,резьбе по дереву, украшениях,амулетах и так далее,сведений о боге Ящере сохранилось крайне мало,и поэтому его роль в верованиях приходиться читать по тем древнейшим артефактам, что достались нам от предков,и по скудным записям,которые всё же зафиксировали существование божества,заведующего нижним миром.”  (слав.сайты)

  ВОЛХА :  Калинов мост через реку Смородину – есть Путь в Мир Мёртвых(Навь) и недаром его охраняет Ящер…Путь в далёкое Прошлое…в эпоху ящеров-динозавров.
Вещдоки прикладного искусства и скудность знаний о Ящере – сам по себе вещдок о привнесении образа Ящера – бога из Византии “трудами РПЦ” – очередная СТРАШИЛКА про “язычников”.

  “Древние водяные божестваимели культы,насчитывающие,по некоторым источникам, миллион лет.Ящер – славянский бог воды.Капища,посвященные ему,чаще всего были в сев.областях,на берегах водоемов.Один из обнаруженных алтарей находится на гранитном островке реки Рось.Основное же место поклонения Морскому Дракону, как считается, было расположено на берегу озера Ильмень.Ящеру приносили жертвы, потому что бог воды у славян требовал их.Долгие времена жертвою была девушка, которую,бросая в воду,отдавали Ящеру в жены.Археология:подводно-подземный мир. имел хозяина,отвечающего за водные пути и богатства,-Ящур,а основн.его функцией было ежевечернее поглощение светила и выпуск его в небеса каждым утром.Потом в воду стали бросать кукол,изображающих молодую девушку,где-то жертвой служили орехи,высыпаемые в пасть идолу(ореховый Спас посвящен этому божеству),где-то жертвовали лошадью,украшенной,умащенной и смазанной медом.Ее под песнопения вывозили в центр озера,и бог воды Ящер принимал этот благовонный дар.О популярности этого божества говорят многочисленные находки в виде различных металлич.плащевых застежек,пришедших из тех времен,различных сосудов для питья и хранения воды с символикой Морского дракона,-оберег.Знаменитые гусли Садко были изготовлены в форме ящера.Ящер относился к пекельным божествам,к темным силам, считался морским гадом.”  (слав.сайты)

  ВОЛХА : Славянские жертвоприношения ПОЯВИЛИСЬ при Владимире-Кровавнике в Киеве в 9 веке…Каган самолично их приносил человеками.До него никаких жертв(ни человечьих,ни животными)НЕ БЫЛО и БЫТЬ НЕ МОГЛО.-Менталитет не тот.
Пекельное”царство” – Пекло,-одно из названий Ада в РПЦ,-для неославян сказано.

  ОБОБЩЕНИЕ по СТАТЬЕ :  ЯЩЕР – бог пантеона Сварога в Мире Сварога Киевщины.
Мир Рода НЕ ВЕДАЕТ ни о таких прапредках,ни о богах. 

Юша-змей — он же яша-ящер » боги славян

Статья из ПАНТЕОНА СЛАВЯНСКИХ БОГОВ, духов и героев  и   «БЕСТИАРИЯ» ,   раздел ДРАКОНЫ и ЗМЕИ,

ЮША-ЗМЕЙ (ЯЩЕР,  ЯшаЯсса Йеша) — «понтон» для Земли,  пекельный бог.

Ящеру соответствовал Чертог змея

РОДОСЛОВНАЯ:  Сотворен Юша Змей в начале времен  Сварогом и Мировой Уточкой.

МЕСТО В МИРЕ. Версия о том, что Юша огибает весь мир и кусает собственный хвост (отсюда образ Уроборосса, характерный для европейской мистической теологии Средневековья) является общепринятым.  Однако некоторые исследователи полагают, что змей огибал не землю, а Мировой Океан, окружающий землю, не давая ему пролиться в небытие.

СФЕРА ВЛИЯНИЯ: Вероятно, владелец глубин и царства минералов, Вполне-возможно — Всеобщий Морской царь.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Этот огромный змей фактически является гарантом стабильности нашего мироздания,  это он не позволяет смешаться миру и его изнанке, материи и антиматерии. Причем в данном контексте под миром  не только Явь  подразумевается, но и все остальные реалии  -и  Навь,  и Правь, и Славь.

ХАРАКТЕР.  Изначально Юша не позиционировался, как существо агрессивное. Но попозже, когда к обязанностям «понтона» добавилась необходимость души людские очищать, и Ящер увидел, сколько в некоторых душах грязи имеется, характер его конечно, подпортился.

БОЛОТО. У Ящера — водного Змея и Морены — погибельной богини было в мире общее место царствования — болото.

  • Придется идти к болоту. Э-эх… Гридя еще немного порыскал вокруг, уж очень не хотелось отправляться во владения Морены и Ящера, вздохнул и зашагал по тропе. А.Калганов, Шаман всея Руси

ГОРОД КНЯЗЯ ЯЩЕРА. На картине Всеволода Иванова интересная версия бытия Ящера. Говорят, что на вершине кумира Рода находился в золотом обрамлении необыкновенный кристалл — трехлепестковая друза горного хрусталя. Цвет камня мог меняться под суммарным воздействием многих факторов (мысли людей, настроение, погода и т.д.). Думаю, что в городе был волхв, могущий по изменению цвета предсказывать будущее.

Еще про Тора:  Список славянских богов да духов и их значение в культуре язычников.

В СЛАВЯНСКОМ  ФОЛЬКЛОРЕ.   Со временем основная роль Ящера забылась, а вот то, что он — большой и страшный в памяти людей навечно осталось. Так вот  тот дракон о нескольких головах, что обычно  охраняет Калинов-то мост через речку Смородину, он и является  Ящером — или Юшей-змеем, на котором мир весь держится.

Сохранилась до наших дней белорусская песня:

Сяде Ящер под пирялущем

На ореховом кусте,

Где ореховая лусна…

(Жанитися хочу)

Возьми себе девку,

Котораю хочешь…

В ЛИТЕРАТУРЕ.  Впереди, возвышаясь на добрый десяток метров над окружающими людьми, кружил на месте самый натуральный трехголовый дракон. По его спине вдоль хребта шли костяные пластины, хвост заканчивался здоровенной шипастой палицей. Лапы были толстые и короткие, смахивающие на крокодильи, и большая часть высоты чудовища приходилась на толщину туши. Шеи начинались между передними лапами. Слегка приплюснутые, они защищались от возможных врагов костяными пластинками, торчащими вправо и влево. Головы украшались острыми ушами с кисточками на концах, и выглядели бы забавно, если бы не клыкастая пасть, способная вместить в себя микроавтобус среднего размера. Вместе с пассажирами. – Не удивлюсь, если он еще и огнедышащий… – пробормотал ведун.

Квелые обитатели этого берега держались от зверя подальше, и сейчас на сером костяном поле Олег стоял один. Впрочем, его одиночество было недолгим. Примерно через полчаса из сумрака вышли трое кольчужных ратников в шеломах и с мечами. Одинаковый доспех делал их похожими на братьев-близнецов, и только бороды позволяли отличить одного от другого. У одного – тонкая и длинная, у другого – густая лопатой, у третьего – рыжая.

– Рад видеть, бояре! – кинулся к ним Середин. – Видите, какая зверюга мост охраняет? Может, вместе завалим? – Откель ты такой взялся? – сурово спросил носитель тонкой бородки. – Рази не ведаешь, что Змий миры наши охраняет? Живых на ту сторону не пропускает, мертвых – обратно.

А.Прозоров, Врата Смерти (Ведун-15)

Дополнительная статья:

— Динозавры (ЯЩЕРЫ): бронтозавр и другие

(583) Статья написана специально для сайта

Языческая реформа 980 года-смена культов *змея-ящера-коркодела* и *змееборчества*

     Возвращаясь к вопросу о подлинном содержании языческой реформы 980 года, во время которой был утвержден культ нового общерусского божества Перуна, сменивший культ подводного (рептильного) божества (ящера-коркодела), следует отметить несколько немаловажных обстоятельств, которые могут пролить некоторый свет на возможную причину произошедшего.

Ящер в пермском зверином стиле

     Судя по находкам на селище Володин Камень I, в Пермском зверином стиле образ ящера связывался с подземным миром (хозяин) и, по мнению видного пермского историка и археолога, доктора исторических наук А.М. Белавина, может рассматриваться, в том числе, и как олицетворение духа-покровителя металлургов.

В атласе А. Спицына “Шаманские изображения” (1900) приведено свыше сотни рисунков “чудских образков” с изображением ящеров.Видный российский антрополог, этнограф и археолог, академик Д.Н. Анучин (1890) пишет:”Среди приуральской чуди было широко распространено представление о каком-то мифическом звере с некоторыми признаками гада с удлиненной головой, вооруженной рогом и напоминающей отчасти крокодилью или носорожью, с вытянутым туловищем, покрытым чешуями вдоль спины и оканчивающимся более или менее коротким хвостом.Зверь этот… представлялся живущим на земле”.

     Как правило, ящер служит подножием человекообразных фигур (сульде), с которыми представляет подчас сложную композицию.На поделке, найденной на Каме близ деревни Ныргында, изображен “огромный, весьма типичный ящер, длинный, изогнутый, с коротким пушистым хвостом и короткими лапами; на сильно вывернутой нижней челюсти и на шее волоса, верхняя челюсть иззубрена”.

     В ряде случаев ящеру отводится главное место в композиции. Обратим внимание на изображения, найденные в деревне Подбобыке Ныробского района Пермской области, на левом берегу реки Колвы. Одно из них Ф. Теплоухов * описал следующим образом:

“Животное это представляет собой нечто среднее между зверем и рыбой, в общем же напоминает собою отчасти большую ящерицу или крокодила. Тело этого чудовища, как и форма его головы, делает его похожим на рыбу, но глаза и ноздри похожи скорее на звериные.

Кроме того, нижняя челюсть длиннее верхней и ей придана форма загнутого вверх рога. Другой такой рог помещен на затылке. Ноги короткие, в виде человеческих рук, а хвост подобен рыбьему, поставлен вертикально”.Д. Анучин отмечал в ящере следующую важную “идеологическую деталь”, помогающую понять суть этого ритуального изображения:

“Зверь этот изображался или в виде отдельных фигур, или в подножии антропоморфных и зверовидных фигур – “образков”, как бы заменяя собою Землю… Тем не менее ящер представлялся способным к передвижению на себе других, более или менее антропоморфных* существ”.

Ящер-коркодел – обитатель “нижнего мира” и божество древних славян

     Ящер – существо, заглатывающее людей и обитающее под землей, – хорошо известный сюжет угорских урало-обских сказок. У угро-самодийских народов Сибири ящер известен и как зверь-мамонт, чаще всего обитающий под землей. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector