Локи – бог огня, хитрости и коварства: рождение, характер, дети, мифы | Мифолог

Все деяния тора

Как бы мне не хотелось, я не буду сейчас подробно рассказывать о всех подвигах и походах громовержца. Ибо этой записью можно было бы опоясать Мидгард. Сейчас я вкратце познакомлю тебя со всеми событиями, в которых бог грома принимал участие. Чтобы ты знал основы:

  1. Сокровища богов — Однажды, Локи украл у жены Тора — Сив, её волосы. Сердитый Тор заставил коварного Локи вернуть их, но Локи не может этого сделать, потому что срезал волосы с корнями. Хитрец просит помощи у мастеров карликов Свартальвхейма. Карлики делают для сив новые золотые волосы и еще пять волшебных предметов:
    1. Молот Тора Мьёльнир
    2. Копьё Одина Гунгнир
    3. Кольцо Одина Драупнир
    4. Корабль Скидбладнир
    5. Золотой вепрь для Фрейра
  2. Стена Асгарда — Безымянный великан притворяется строителем и на спор строит стену вокруг Асгарда. Если великан успевает в срок, то забирает солнце, луну и красавицу Фрею в жены. Но богам это не по нраву и они просят Локи превратиться в кобылу и отвлечь коня строителя. Который помогает таскать камни для стены. Локи так хорошо отвлекает, что после этой истории появляется на свет восьминогий жеребёнок — Слейпнир. Без коня строитель не успевает и проигрывает спор и впадает в ярость, показывая свои истинный великаний облик. Но тут то его и встречает Тор, только что вернувшийся из похода.
  3. Котёл Хюмира — Тор вместе с богом храбрости Тюром, отправляются за огромным котлом к великану Хюмиру и добывает его.
  4. Рыбалка Тора — Вместе с тем же великаном Хюмиром, Тор отправляется на рыбалку. Но вместо рыбы ловит морского змея Ёрмунганда. Начинает сражаться с ним но верёвка обрывается и змей уходит.
  5. Состязания с великанами — Тор вместе со своими спутниками отправляется в большой великаний город Утгард. Правитель города Утгард-Локи устраивает состязания для каждого из спутников и для самого Тора.
  6. Украденный Мьёльнир — Чтобы скрытно попасть в Ётунхейм и вернуть украденный молот. Локи переодевает Тора в невесту Фрейю для великана Трима, а сам превращается в её служанку. Асы обманывают великана и как только Тор получает Мьёльнир как свадебный подарок — убивает всех великанов на свадьбе.
  7. Бой с Гейррёдом — Как то раз, Локи попадает в плен к великану Гейррёду. Чтобы выкупить свободу, хитрец предлагает привести к Гейррёду ничего не подозревающего Тора без пояса силы и молота. Тор попадает в ловушку к великану, но справляется с опасностью и убивает Гейррёда голыми руками.
  8. Бой с Хрунгниром — После большого спора между богами и великанами. Тор выходит на бой с королём великанов Хрунгниром и побеждает его в сражении.

Девять миров

В итоге мироздание оказалось довольно сложно устроено. Человеческий мир находится ровно посредине. На одном с Мидгардом уровне — уже упомянутые Нифльхейм и Муспельхейм, а также Йотунхейм (заселённый выжившими и вновь размножившимися инеистыми великанами — йотунами)

Ниже Мидгарда находится Свартальфахейм — мир тёмных альвов (карликов или, по-современному, гномов), которых асы сотворили из червей, появившихся в трупе Имира. А ещё ниже — холодный, тёмный и туманный мир Хельхейм, обитель мёртвых.

Он окружён рекой Гьёлль, которую нельзя ни переплыть, ни перейти вброд, ни перелететь, а единственный мост через неё охраняют огромный четырёхглазый пёс Гарм и великанша Модгуд. В общем, довольно неприятное место, куда суждено попасть почти всем живущим — кроме особо доблестных воинов (их заберут наверх, в Вальгаллу).

Выше Мидгарда расположен Альфхейм, родина светлых альвов (что «обликом своим прекраснее Cолнца»), а ещё выше — Асгард, небесный город, где живут асы и девы-валькирии. А в нём, в зале павших воинов, Вальхалле, пируют лучшие из воителей-людей, доказавшие свою отвагу в последнем бою.

Очевидно, описывая Вальхаллу, древние скандинавы воплощали своё представление о рае. В гигантском и прекрасном дворце обитают эйнхерии — воины из Мидгарда, что погибли в битве, но не выпустили из рук оружия. Каждое утро они облачаются в доспехи и идут сражаться друг с другом (тренируются, дабы не потерять квалификации, — эйнхериям ещё придётся воевать во время последней битвы, Рагнарёка).

После чего днём собираются все вместе (кому нужно — тот воскресает, приращивает себе отрубленные конечности и заживляет раны) и садятся за пиршественный стол. Едят они изумительно вкусное мясо вепря Сехримнира (которого забивают каждый день, — но воскреснуть ему не труднее, чем воинам), а пьют хмельной мёд, которым доится коза Хейдрун, щиплющая листья с Иггдрасиля. Кому не по нраву мёд — тех красавицы-валькирии угощают отличным пивом.

Всё это разнообразие миров несёт на себе исполинский ясень Иггдрасиль. Стоит он на трёх корнях: один тянется к Асгарду (или, по другим данным, к Мидгарду), второй — в мир Йотунов, третий — к Нифльхейму (или Хельхейму), и у каждого корня бьёт волшебный источник.

Кроме того, на верхушке Иггдрасиля сидит орёл (или ястреб) Ведрфельнир, враждующий с Нидхёггом. Но поскольку один вверху, а другой внизу, и докричаться — учитывая размеры ясеня — дело бесполезное, то в качестве своеобразного посыльного по стволу Иггдрасиля туда-сюда бегает белка Рататоск, перенося ругательства от пернатого к чешуйчатому и обратно. Интересно, от себя она что-нибудь добавляет?

Кратко о торе

Для тех, кто не хочет читать большие и интересные тексты, над которыми я так стараюсь, а просто заглянул за краткой, основной информацией:

  1. Тор — бог грома, сын Одина и богини земли Ёрд. Главный защитник всех богов и людей от великанов и чудищ.
  2. Тор передвигается на колеснице запряженной козлами Тангниостром и Тангрисниром.
  3. Носит Тор волшебный пояс силы — Мегингъёрд и железные рукавицы, которыми держит легендарный молот Мьёльнир.
  4. Во всём своём снаряжении, Тор считается неуязвимым.
  5. Со своей семьёй, бог грома живёт в Асгарде, в чертоге Бильскирнир что означает «Скрежет Молний».
  6. Женщины Тора: Златовласая Сив и великанша Ярнсакса.
  7. Дети Тора: Моди, Магни, Труд и Улль.
  8. Тор участвует во множестве событий скандинавской мифологии. В основном это походы в Ётунхейм — страну великанов.
  9. Во время походов, Тора часто сопровождает Локи, а также мальчик Тьялфи и его сестрёнка Рёсква.
  10. Когда наступит Рагнарёк — конец света, Тор сразиться с морским змеем — Ёрмунгандом и оба они погибнут. Так закончится история Тора — бога грома.

Здоровья тебе, друг. Рад видеть тебя здесь. И это не просто приветствие для галочки. Мне действительно очень приятно, когда читают мои записи. Меня зовут Гаврилов Кирилл. Я увлекаюсь историей мифологией и культурой средневековой Скандинавии. А это мой Северный дневник — Freinheim.

Тор — основной персонаж мифов и легенд древних скандинавов. Рыжебородый, участвует во многих мифах и историях. Как и все записи о главных богах, запись о Торе я откладывал долгое время, потому что боялся писать на такую объемную тему. Ибо записи даются мне тяжело.

Я пишу их долго и часто переделываю. Затем откладываю текст на несколько дней или недель. После возвращаюсь и переделываю снова. Некоторые тексты ждут месяцами — вроде этого. После публикации, я всё равно не успокаиваюсь — постоянно переписываю и дополняю.

Ну хватит отступлений, вот и пришло время для истории о боге грома Торе. Устраивайся поудобнее — будет интересно.

Скандинавская мифология. справочник, часть 1.

С детства люблю и изучаю мифологию. Особенно нравится искать там архетипы для своих рассказов.
Тем не менее, как-то всё это время избегал скандинавской мифологии, информацию о которой черпал разве что из комиксов Marvel и разных других игр. Решил, что хватит это терпеть и попытался прочитать её основные тексты. Как оказалось, в ней всё очень грустно, по сравнению с другими мифологиями. Никакого чёткого связного канона нет, тексты противоречат друг-другу самым кардинальным образом.
В итоге решил запилить для себя небольшой справочник, в который смогу заглядывать когда мне понадобится информация, а то лезть в сеть за каждой мелочью крайне муторно. Получилось довольно обширно, так что решил поделится им здесь.
Немного информации:
1. В интернет-ресурсах в плане этой мифологии полный бардак, особенно в Википедии. Там статьи очень страдают от непонятно откуда взявшейся инфы без указания источника. Различные сайты пестрят пересказанными мифами, в которых действует принцип глухого телефона.
Указанная здесь информация собрана в большинстве своём из основных текстов по мифологии, то есть Поэтической и Прозаической Эдд, некоторые отдельных произведений научного характера, а также совсем немного из исландских саг, которые упоминают скандинавский пантеон. Плюсом к этому было куплено несколько других справочников, которые указывают в своих источниках авторитетные работы.
2. В мифологии, как и в любой другой, есть ну совсем малозначительные персонажи, кроме имени которых особо и сказать то нечего. Они в список не были включены.
3. Я допускаю, что определённые моменты были упущены. Это пока что самая разрозненная из крупных мифологий, которые я изучал, и собрать всё воедино очень тяжело. Тем не менее я перекопал всё, что мог.
4. Это чисто справочник с краткой информацией о мире и действующих лицах, созданная со вполне определённой целью. В эту цель не идёт подробный пересказ самих мифов.

5. Всего будет 2 части, из-за того, что полностью не влезает. Если это хоть кому-то здесь будет интересно в таком виде, то позже я выложу такой же справочник, рассматривающий крупнейшие героические саги, когда сделаю.

Но хватит прелюдий.

—————————-Мифологический справочник. Скандинавская мифология.—————————-

———————————————————–Построение мира. География———————————————————-

Есть 2 вида – горизонтальное и вертикальное. Горизонтальное предполагает расположение всего мира на древе Иггдрасиль, вертикальное – что Иггдрасиль является центром земли.
Скорее всего мировоззрений было больше. Предоставлю объединённую версию этих двух.

Состоит из 9 миров.

На вершине – Асгард – место, где живут боги рода асов.

Чуть ниже расположен небесный город Альвхейм или Льюсальвхейм.

На земле, в центре, расположен Мидгард.

На северо-западе – Нифльхейм.

На юго-западе – Ванхейм (Ванахейм).

На северо-востоке – Йотунхейм.

На северо-западе – Муспельхейм.

В земле – Свартальвхейм.

Под землёй – Хельхейм (Нифльхель).

————————————————————————-Космология————————————————————————–

Есть Живая Бездна, называется Гинунгагап. В ней с начала времён существовали Муспельхейм, мир вечного огня, и Нифльхейм, мир вечного холода.

В Нифльхейме расположен источник Кипящий Котёл (Хвергельмир), из которого потекло 12 рек Эливагара (Свёль, Гуннтра, Фьёрм, Фимбультуль, Слид, Хрид, Сюлг, Ульг, Вид, Лейфт, Гёлль, Вимур). Ядовитые (буквально) воды столкнулись с огнём Муспельхейма, и из получившегося инея родился инеистый великан Имир (Бримир, Ауртельмир).

Он является первым живым существом. Из разных частей его тела во сне вышли инеистые великаны.

Еще про Тора:  Амулет Молот Тора (Мьельнир): значение оберега, тату для мужчин и женщин, советы как носить, зарядить

С ним появилась корова, кормившая великана молоком – Аудумла. Она лизала камни и слизывала с них соль. Через три дня из камня сформировался Бури – первое человеческое существо (но не человек нашего рода).

У него был сын Бор (Бёр).

Его жена – Бестла, дочь Бельтара (великана).

У Бора родились первые асы – Один, Вили и Ве.

Они убили Имира и создали из него Землю.

Плоть стала землёй, кровь – мировым океаном, кости – горами, зубы – валунами и камнями, череп – небесами, мозг – облаками, волосы – растениями, а брови его стали огромной стеною, защищающей Мидгард от чудовищ.

Солнцем и звёздами стали искры Муспельхейма.

Вероятно, они были помещены в Альвхейм. Солнце – Альврёдуль (Светило Альвов).

Радуга – мост между Асгардом и Мидгардом. Называется Биврёст, охвачен огнём, что пожирает всех, кроме асов.

——————————————–Устройство мира, расы и география.——————————————–

1. Асгард. Мир богов рода асы, эйнхериев, валькирий, норн.

Правитель – Один.

Предоставлено 12 богов-асов, тем не менее, их на деле больше, включая жён каждого из них. Делится на множество владений и чертогов, каждое из которых принадлежит определённому асу.

Расы:

Асы – боги основного рода. Произошли от Бора. Выделяют 12 из них – членов Совета Асов. По некоторым данным, все асы могут менять облик по своему желанию, в некоторых же источниках указывается, что конкретный ас обладает способностью превращаться только в определённых существ. Не стареют из-за молодильных яблок, но вполне смертны от физического урона. Если погибнут в бою, тут же воскресятся в Асгарде (вероятно, в Вальхалле), если же их убьют скрытно или противник не оказывает сопротивления, бог-ас отправится в мир мёртвых Хельхейм. В некоторых источниках указывается их количество – 27 известных асов и 22 известных асиньи, но это очень неточная информация.

Дисы или Идизы – божественные девы, духи-хранители, духи судьбы, предсказательницы. К Дисам причисляют Норн, Валькирий, прочих мифических дев. Если завладеть одеждой предсказательниц, то ты берёшь над ними власть.

Норны – богини судьбы. Предсказывают судьбу и определяют её. Аналог мойр из греческо-римской. Чаще всего выделяют 3 основных, но есть и меньшие норны, для каждого человека своя. Вероятно, меньшие норны появились из-за христианизации мифологии и стали аналогами ангелов-хранителей.
Старшие норны – Урд, Верданди и Скульд. Прошлое, настоящее и будущее соответственно. Их обязанности – сохранение Иггдрасиля, которое они поливают водой священного источника.

Валькирии – весьма неоднозначная раса (раса ли?). Девы-воительницы, летают на крылатых конях (или с помощью особых одеяний из перьев птиц) над полем боя и выбирают лучших из павших, чтобы они стали эйнхериями. Крайне сильны, владеют рунами мудрости. Возможно, их сила заключается в их девственности, во всяком случае так было у Брунгильды. Прислуживают Одину на пирах.

Эйнхерии – сильнейшие из павших воинов, избранные валькириями или самим Одином для сражения в будущем Рагнароке. Обитают в Асгарде после смерти, развлекаются пирами и битвами.

География:

Дом богов – Гладсхейм, Чертог радости.

Дом богинь – Вингольв. Чертог блаженства.

Полностью состоят из золота и серебра.

1. Валаскьялв – чертог Одина, огромная башня. Хлидскьялв – его престол.

2. Трудвангар (Трудхейм) – владения Тора. Бильскирнир – его чертог, вмещает 540 лиц.

3. Глитнир – владения Форсети. Судилище богов.

4. Химинбьёрг – владения Хеймдалля, на краю Асгарда. Туда примыкает Биврёст.

5. Брейдаблик – владения Бальдра. Место, где нет порока. Украшен бело-золотыми колоннами.

6. Идаллир – владения Улля. Долина тисов.

7. Ландвиди – владения Видара. Представляет собою тихий лес-сад со множеством цветов.

8. Ноатун – вдадения Ньёрда.

9. Фенсалир – владения Фригг, жены Одина.

10. Сёкквабекк – владения Фригг и Одина. Они там бухают. Возможно, часть Фенсалира.

11. Трюмхейм – владения Скади. Расположена высоко в горах. Самое холодное место в Асгарде.

12. Фолькванг – владения Фрейи, палаты – Сессрумнир. Туда попадает половина эйнхериев по решению Фрейи.

13. Вальгалла (Вальхалла) – обитель эйнхериев, войнов Одина, и валькирий. Закрыт воротами Вальгринд.

14. Гимле – обитель самых достойных умерших людей. Возможно, является аналогом «рая» после христианизации язычества.

15. Радсейярсунд – владения Хильдольва, человека, получившего своё место в Асгарде за свои заслуги.

16. Чертог Судьбы Урд – воды у корня Иггдрасиля, обитель трёх Норн.

2. Альвхейм, Льюсальвхейм. Мир светлых альвов.

Правитель – Вёлунд, альв-кузнец.

Единственный известный представитель.

Сама раса точно не определена. Альв является аналогом слова эльф.

Сама раса представляет собою скорее неких духовных сущностей, нежели типичных фэнтези-эльфов, хотя Вёлунд описывается как типичный ас.

Есть определённые источники, частично раскрывающих светлых альвов, но все они имеют меньший вес и созданы уже после появление Старшей (Поэтической) и Младшей (Прозаической) Эдд, которые сами по себе уже довольно поздние источники, так как эта мифология передавалась в основном устно.

3. Мидгард.

Мир людей, наш мир.

Правитель –тысячи их. В основном действо происходит на территориях Швеции, Дании, Норвегии, Зеландии, Исландии и т. д. В целом, подразумевается наш человеческий земной мир. Родина множества героев, как правило, полубогов (demi-god).

4. Нифльхейм.

Мир Ледяных Великанов, потомков инеистых великанов.

Один из двух миров, существовавших в бездне до начала сотворения мира. Мир льдов, тумана, инея и мрака.

Расы:

Инеистые великаны (хримтурсены) – первые живые существа. Крайне опасные твари, обладают очень высоким уровнем манипуляции льдом и холодом, могут вызывать зимы и т. д. Сама раса вымерла, однако остались отдельные представители.

Ледяные великаны – потомки инеистых великанов.
Несмотря на наличие упоминаний ледяных великанов, практически все великаны, связанные со льдом,  упоминаются только как инеистые, что даёт право предполагать о тождественности этих рас.

География:

Хвергельмир, Кипящий Котёл. Место вечного огня, в котором обитает чёрный дракон Нидхёгг и тысячи змей. Из него текут множество рек и одна из них, Гьёлль, соединяет Нифльхейм с Хельхейм.

5. Ванхейм.

Мир богов рода ваны. Правитель – Ньёрд или Фрейр.

Ваны – боги плодородия и всего, что связано с природой. Принципиально от асов не отличаются, хотя и являются отдельной расой. Могут иметь с ними потомство. Какое-то время воевали с ними, но затем заключили мир.

6. Йотунхейм.

Мир йотунов.

Правитель – вероятно, Утгард-Локи.

Имеет много зон. Есть леса, степи, равнины. Есть и города, среди которых известен только Утгард

Раса:

Йотуны – великаны, потомки инеистых великанов, первопредок – Бергельмир (в некоторых источниках между Имиром и Бергельмиром имелся ещё один – Трудгельмир). Большей частью существа злые, аспектом льда не обладают. В целом, раса йотунов различна. В большинстве своём представляется чудовищной расой великанов, однако часто встречаются мудрые представители (Мимир), искусные маги (Утгард-Локи) и прекрасные видом йотуны (Мани и Соль). Могут вступать в брак с с асам и рожать с ними потомство, более того, иногда йотуны сами являются богами и воплощением какого-либо аспекта мира.

География:

Частично отделен от Мидгарда Железным Лесом. Соединён с Нифльхеймом рекой Вимур.

Железный Лес – тёмный лес, в котором отсутствует свет. Населён оборотнями-волками и вёльвами. В нём обитают злые колдуньи и множество тёмных сил. Родина рода Фенрира.

Утгард – место демонических обитателей с огромной магической силой. Правит этим местом Утгард-Локи, мастер иллюзий и скрытности.

Родник Мимира – место, где обитает мудрейший йотун Мимир, у которого Один выменял мудрость на глаз.

Гора Люфьяберг – обитель йотуна-врачевательницы Менглёд. Любая девушка, добравшаяся до вершины, исцеляется от любой болезни. Сам чертог покрыт золотом и имеет золотые колонны. Её чертог защищают врата Трюмгьёлль и ограда Гастропнир, которые непосильны даже богам, а защищает его Фьёльсвинн, слуга Менглёд, и два волка – Гэри и Гифр.

Каменные горы – место, где обитают горные великаны. Предположительно расположено очень близко к Асгарду.

Вопреки большинству фикшн-произведений, Йотунхейм не является ледяными землями, а сами йотуны не имеют аспект льда. Эти существа гораздо ближе к аспекту земли, в то время как сами земли имеют самые разные зоны. 

7. Муспельхейм. Мир огненных великанов (великанов Муспеля).

Правитель – Сурт (Суртур).

Мир, где не затухает огонь. Соединён с Нифльхеймом мировой осью, которая позже станет Иггдрасилем.

Раса:

Огненные великаны – великаны, владеющие огненной природой. Способны манипулировать огнём. Крайне сильные создания, особенно Суртур.

География:

Мюрквид – тёмный лес, отделяющий Муспельхейм от Мидагарда. Ничего примечательного не имеет.

8. Свартальвхейм – мир тёмных альвов, они же цверги, карлики, нибелунги, дверги. Позже дварфы и гномы. Правитель – Модсогнир, возможно, Хейдмар.

Раса и география:

Раса тёмных альвов имеет много путаниц. Тем не менее, вероятнее всего, фэнтезийные тёмные эльфы не имеют с тёмными альвами мифологии никакой связи.

Цверги были червями в плоти Имира, ставшими карликами по воле асов.

Все являются первоклассными кузнецами, создали множество сокровищ из мифологии.

Фактически, не только «подземное царство», но и «внутриземное», т. е. цверги живут в земле, а не только под ней, как, собственно, черви. Под влиянием солнца превращаются в камень, поэтому могут выходить наружу только ночью.

Их особенности меняются от источника к источнику, например Нибелунги исландских саг не обращались в камень, не были кузнецами, но были очень сильными воинами, хранившими клад

Нидавеллир – место, внутри Свартальвхейма. Им правил Хейдмар, великий маг и воин.

Окольнир – также место внутри Свартальвхейма. Подробности об обеих локациях неизвестна.

9. Хельхейм (Нифльхель) – обитель мёртвых.

Правитель – богиня-великанша Хель.

Туда попадают все, кто умер от болезни или от старости, не попавшие в более высокие планы.

География:

Окружён рекой Гьёлль, идущей от Нифльхельма. Попасть в Хель можно только если пересечь мост Гьялларбу, охраняемый великаншей Модгуд.

Гнипахеллир – пещера, в которой обитает чудовищный пёс Гарм, верный слуга Хель.

Мокрая Морось (Элвиднер) – палаты Хель.

————————————————————————–Персонажи————————————————————————–

—————————————————————————-Боги-Асы—————————————————————————

Несмотря на то, что многих ванов и йотунов приняли в асы, здесь указываются именно боги рода асов, то есть мать или отец указанного аса были связаны с родом Одина.

1. Один – правитель богов. Бог Богов, Бог Поэзии, Бог Мудрости, Бог Повешенных, Бог Воронов, список не полон.

Старик с длинной бородой и одним глазом.

Очень мудр и умён, внешне высок.

В бою надевает доспехи и шлем с орлиными крыльями, на людях скрывается в синем плаще, хлопчатых штанах, босым и в шляпе, надвинутой на лоб.

Еще про Тора:  О куклах в стихах :: Текстильные куклы и другие рукоделки Людмилы Щербины

Может превращаться в зверей. Владеет магией рун, ради чего повесил себя на суку и пронзил сердце копьём.

Владеет восьминогим конём Слейпниром и копьём Гунгниром.

Сидя на троне Хлидскьялв может видеть всё, происходящее в мире.

Женат на Фригг.

Сопровождают два ворона, Хугин (мысль) и Мунин (память). Они летают по миру и рассказывают Одину всё, что видят.

Также держит двух волков, Гери и Фреки, которые пожирают всё, что на его тарелке с едой.

Не подвержен голоду, пьёт только вино.

Владеет 18-ю заклятиями:

1. Истребляет печаль и тревоги.

2. Залечивает любые раны.

3. Тупит клинки врагов, делает оружие бесполезным.

4. Освобождает от любых оков.

5. Отражает стрелы взглядом.

6. Отрицает эффект вражеских рун.

7. Погашает пламя любой силы.

8. Усмиряет любые раздоры.

9. Смиряет ветра и волны.

10. Закрепляет изменение облика навсегда, так проклинает ведьм-оборотней.

11. Защищает соратников пением в свой щит.

12. Воскрешает повешенных.

13. Окропив водой человека, может сделать его неуязвимым.

14. Даёт знание о численности населения альвов и асов.

15. Усиляет свою армию.

16. Покоряет любую деву.

17. Соблазняет любую деву.

18. Заклятие неизвестно.

Имена: Хрофт, Игг,Гагнрад, Сафнир – самые известные.

Будет бороться с Фенриром и умрёт во время Рагнарока.

2. Тор.

Бог Грома, Бури и Молний. Рыжебородый. Сын Одина.

Владеет Мьёлльниром, поясом, удваивающим силу, и железными рукавицами для использования молота.

Самый сильный ас. Постоянно воюет с йотунами, обычно убивает с одного удара.

Имеет бронзовую колесницу, запряжёнными двумя козлами – Тангниостром и Тангрисниром. Они бегают быстрее любых коней (вероятно, кроме особенных). Тор может их зажарить и съесть, после чего воскресить, если бросать кости на их шкуры.

Может тремя глотками уменьшить уровень моря. Способен сопротивляться абстракционным сущностям (буквально выдерживал натиск олицетворения старости). Достаточно силён физически, чтобы поднять Ёрмунгарда.

Вспыльчив, не очень умён, но и не глуп. Может быть призван любым асом, если тот назовёт его имя.

3. Бальдр.

Бог Весны, Невинности и Света. Один из покровителей плодородия. Юноша невероятной красоты, его присутствие делает окружение более «светлым».

Его мать, Фригг, взяла клятву со всего материального на свете, что оно не причинит вред Бальдру, кроме ростка Омелы, в результате чего тот стал практически неуязвим.

Убит Хёдом под влиянием Локи, обитает в Хель. Будет возрождён после Рагнарока.

4. МодииМагни.

Сыновья Тора, которые унаследуют Мьёлльнир после Рагнарока.

Первый – Бог Ярости по некоторым источникам. Покровительствует берсеркерам.

Второй обладает огромной физической силой с рождения и «превзойдёт Тора в каждом аспекте». Будущий носитель молота.

5. Форсети.

Сын Бальдра и Нанны, Бог Правосудия, Закона и Справедливости. Разрешает споры богов в своём судилище.

6. Хёд.

Слепой бог, убивший Бальдра. Обладает огромной физической силой. Обитает в Хель, вернётся вместе с Бальдром после Рагнарока.

7. Тюр.

Сын Одина, Бог Войны и Права. Называется Одноруким Богом, так как одну руку ему откусил Фенрир в процессе заковывания оного в цепи.

Самый храбрый из асов, при этом очень умён. Искусен в тактике и стратегии.

8. Видар.

Сын Одина, Бог Молчания и нерукотворной Природы, по некоторым источникам – ещё и Бог Мести.

Безмолвен и красив. Обладает огромным башмаком, который собирается из всех обрезков кожи, которые оставляют после себя кожевники (материалы для башмака несколько варьируются). Этим башмаком он наступит на пасть Фенрира и разорвёт его пополам.

9 Хермод.

Сын Одина. Фигурировал только как посланник Одина в Хельхейм.

10. Вали.

Сын Одина, бог растений. Убил Хёда в гневе, не слушая его оправдания. После рождения вырос за один день.

11. Вили и Ве.

Братья Одина, помогающие ему создавать мир. По Младшей Эдде – творцы первых людей, но это не точно.

12. Хеймдалль.

Страж Богов, охраняет Биврёст. Видит всё происходящее в мире. Имеет золотые зубы. Рождён от 9 матерей, вероятно, воплощений морских волн.

Имеет рог Гьяллахорн, звук которого слышат все асы, а также сверкающий безымянный меч. Трубит в рог во время Рагнарока (и при прибытии важных гостей, по некоторым источникам (забавно, как каждый раз боги, наверное, накладывают в штаны, когда к ним гости заявляются)). Также имеет коня, по имени Гультоп, на котором он разъезжает по Биврёсту каждый день.

Также называется Ригом.

13. Улль.

Пасынок Тора, Бог Стрельбы из Лука, всегда попадает в цель. По некоторым источникам, Бог Охоты и Бог Зимы. Прекрасен лицом.

14. Браги.

Бог-скальд (поэзии), Бог Поэзии, Бог Таланта. Один из мудрейших и красноречивых асов. Его жена – хранительница молодильных яблок. Его символ – золотая арфа.

15. Андхримнир.

Бог-повар. Постоянно готовит для асов и эйнхериев из вепря Сехримнира.

16. Деллинг.

Сияющий бог, отец дня Дага.

17. Даг, Дагр.

Персонофикация дня, облетает мир на своей колеснице каждые 24 часа.

18. Хёнир.

Бог, живущий у Ванов, как добровольный заложник. Переживёт Рагнарок. По одной из версий, один из создателей человеческого рода.

——————————————————-Богини-асы (асиньи):——————————————————-

1. Фригг, она же Хлин.

Жена Одина, верховная богиня, Богиня Богинь, Богиня Семьи, Брака и Деторождения. Провидица, ей известно будущее, но она никогда его не раскрывает. Вероятно, одно из её имён – Сага.

Бухает с Одином.

Большая часть остальных богинь-асов являются её служанками, по некоторой версии – все они её аспекты, что имеет смысл, если ознакомиться с тем, что они олицетворяют:

Фулла – златовласая сестра Фригг, хранит её драгоценности и даёт советы. Она знает всё, что знает Фригг, но также как и она, ничего не говорит.

Хлин, Глин – Богиня Утешения, именно она слушает мольбы людей и докладывает о них Фригг. Защищает тех, кого Фригг хочет спасти от опасностей.

Гна, Хна – вестница Фригг. Владеет конём Ховварпниром, который может проводить её сквозь огонь, воду, и облака со скоростью ветра.

Лофн, Ловн – Богиня Похвалы, освящает браки и устраняет препятствия между влюблёнными.

Сьёвн, Сьёфн – Богиня Любви, вселяет любовь в сердца людей и разрешает конфликты.

• Сюн, Син – Богиня Охраны. Защищает дома людей от воров и является стражницей палат Фригг, имея право закрыть доступ к ним по своей воле.

• Гевьон – Богиня Девственности. Принимает к себе в служанки девушек, умерших в безбрачии. Когда один конунг пообещал её столько земли, сколько может вспахать 4 быка, она вспахала Зеландию.

Эйр – Богиня Медицины, самая великая врачевательница. Она способна исцелять любые болезни.

• Вар – Богиня Истины и Клятв. Её именем закрепляются клятвы и она наказывает тех, кто их нарушает.

• Вер – Богиня Всезнания. Знает обо всём, что происходит в мире и имеет невероятную интуицию.

• Снотра – Богиня Добродетели и Мудрости. Овладела всеми знаниями в мире

2. Идун.

Богиня Вечной Юности, жена Браги, хранительница молодильных яблок, раздаёт их всем богам, что и даёт им бессмертие. По некоторым данным, дочь цверга Ивальди.

3. Нанна.

Богиня плодородия и цветения, мать Форсети. Жена Бальдра, погибшая от горя из-за его убийства. Обитает в Хельхейме.

4. Сиф, Сив.

Жена Тора, также богиня плодородия. Имеет волшебные волосы из чистого золота, тонкие, как паутина, скованные цвергами.

5. Труд.

Дочь Тора и Сиф. Возможно, стала валькирией.

——————————————————————-Боги и богини – ваны—————————————————————-

1. Фрейя, Ванадис, Гефна, Хёрн, Мардёлл, Сюр, Вальфрейя.

Богиня Плодородия, урожай и жатва – её аспект. Первая богиня в Асгарде после Фригг и самая красивая. Как королева валькирий, имеет право забрать половину эйнхериев в свой чертог. Когда плачет, проливает золотые (по некоторым источникам, янтарные) слёзы.

Владеет прекраснейшим ожерельем Брисингамен, выкованным 4-мя цвергами. Ездит в колеснице, запряжённой двумя котами. Может оборачиваться в сокола благодаря своему одеянию (по некоторым источникам, и без него).

Имеет ездового вепря Хильдисвнини, по некоторым источникам, это её замаскированный любовник Оттар.

Искусный маг.

2. Ньёрд.

Отец Ванов, как и все из его рода, бог плодородия. Также Бог Ветров, Бог Мореплавания и Рыболовства. Муж Скади.

3. Фрейр.

Бог Плодородия, воплощает аспект лета. Добр и прекрасен. Обладает волшебными кораблём Скидбладниром и крайне быстрым ездовым вепрем Гуллинбурсти, созданным цвергами. Женат на собственной сестре, Фрейе, и прародитель многих людей.

Считается, что ему подвластен солнечный свет, которым он управляет своим сияющим мечом, который обещает ему вечную победу и способен иссушать тела врагов, однако он отдал его цвергу Скирниру, чтобы тот завоевал ему деву-йотуншу Герд.

Также имеет летающего коня Блодугхофи, который может проходить сквозь огонь. Умеет говорить на волчьем языке.

——————————————————————Йотуны и йотунши——————————————————————–

1. Локи, Лодур, Лофт.

Сын йотунов, ставший асом. Бог Хитрости и Обмана, а также Огня (можно найти свидетельства, что его аспект огня это ошибочное мнение, но некоторые рассказы, по моему скромному мнению, свидетельствуют об этом крайне открыто).

Трикстер, существо Хаоса. Может помочь, может навредить, мотивы никогда не определены точно, тем не менее, он осознаёт концепции праведности и неправедности.

Двуполый, может обращаться в животных. Породил множество чудовищ и мифических существ:

Слейпнира – от невероятно сильного коня Свадильфари.

Хель, Йормунганда и Фенрира – от великанши Ангрбоды.

• Всех вёльв, съев полусгоревшее сердце злой женщины, которое нашёл на костре.

Огонь не причиняет ему вреда, по очевидной причине.

Привязан к скале кишками собственного сына за убийство Бальдра, сверху змея капает на него ядом, которую собирает в чашу его жена Сигюн. Когда яд попадает на него, он содрогается об землю и вызывает землетрясения.

Связан с Одином, так как они обменялись кровью и стали побратимами.

Выйдет против асов во время Рагнарока, либо с огненными великанами, либо на корабле Нагльфар.

Сразится с Хеймдаллем и убьёт его, но умрёт сам.

2. Мимир.

Мудрейший йотун, охраняющий источник мудрости. Один обменял свой правый глаз, чтобы испить из него и получить всю мудрость мира. По одной из версий, Мимир был обезглавлен и его голова, оставшись живой, подсказывает Одину, когда тот нуждается в совете.

3. Менглёд.

Йотун-врачевательница. Обитает на горе Люфьяберг вместе с 9-ю девами (Хливтраса, Хлива, Тьодварта, Бьёрта, Блид, Блидра, Фрида, Эйр, Аурбода). Её лечение шаманского толка, но его сила равна силе боги-врачеватильнице Эйр, которая приходила к ней для обмена опытом. Судьбой ей предназначено быть супругой Свипдагу.

4. Мани и Соль.

Дети-йотуны, столько прекрасны, что были названы Солнцем и Месяцем их отцом Мундильфари. За гордость их посадили на колесницы и они обязаны каждый день и каждую ночь летать по небу, управляя светом Солнца, Луны и Звёзд.

Еще про Тора:  Скандинавская мифология: Тор - бог грома

Будут съедены волками во время Рагнарока.

5. Ангрбода.

Жена бога-йотуна Локи. Породила от него Йормунганда, Хель и Фернира.

6. Утгард-Локи

Правитель столицы Йотунхейма, Утгарда. Крайне могущественный йотун, владеет невероятно сильной магией иллюзий. Способен воплощать абстракции в материальный мир, такие как мысль или старость. Чтобы его не узнали, называется Скримиром.

По некоторым источникам, является воплощением Локи.

7. Мундильфари

Отец Магни и Соль, чья гордость обрекла их на вечное управление светилами.

8. Трюм.

Йотун, стащивший у Тора молот и потребовавший, чтобы ему выдали в жёны Фрейю, из-за чего асам пришлось надевать на Тора женское платье и попытаться выдать его за неё. Был убит очень злым Тором.

9. Гуттунг.

Йотун, владевший «мёдом поэзии», который получил от цвергов в откуп за убийство его отца. Может превращаться в орла благодаря одеянию с орлиным оперением.

10. Бауги.

Брат Гуттунга. Один проработал у него на поле несколько месяцев, за что тот пробурил своим буром дыру в пещере, где Гуттунг прятал «мёд поэзии».

11. Гуннлед.

Дочь Гуттунга, охранявшая «мёд поэзии». По некоторым источникам, была для этого превращена в монстра и расколдована Одином.

12. Бюлейст и Хелблинди.

Братья Локи, в мифах не участвуют.

13. Биллинг и Ринд.

Вероятно, йотуны, проживающие в Ванахейме. Один склонил дочь Биллинга, Ринд, к любовным утехам с помощью магии и крепкой верёвки, когда Биллинг и его дружина были против такой затеи.

14. Вафтруднир.

Мудрый йотун, вызвавший Одина на поединок в уме и мудрости. Проиграл ему, когда тот задал вопрос, на который только сам Один мог дать ответ. По разным источникам был либо убит в конце, либо спасся бегством, дав Одину нужную ему информацию.

15. Гиллинг.

Отец Гуттунга и Бауги. Был утоплен обманувшими его цвергами, чтобы тот не проболтался о наличии у них «мёда поэзии».

16. Грид.

Йотунша, доброжелательна к асам. Родила Видара от Одина. Сильная волшебница, смогла дать силу трухлявому посоху, тёртой верёвке и драным рукавицам силу Мьёлльнира, пояса силы и стальных рукавиц Тора соответственно. Возможно, относится к Горным Великанам.

17. Фенья и Менья.

Две сестры йотунши, бывшие служанки шведского короля Фьёльнира и датского короля Фроде. Мололи волшебные жернова Гротте, которые могли вымолоть всё, что пожелает работник. Утонули, оставив жернова вечно молоть соль, из-за чего море и стало солёным.

18. Модгуд.

Йотун – страж моста на Гьёлле в Хельхейме, служанка Хель. Охраняет вход в царство, каждый живой, который желает туда войти, должен встретиться с ней.

19. Нарфи.

Йотун, отец Нотты, олицетворения ночи.

20. Нотт.

Йотунша, богиня, олицетворение ночи, мать Дагра и Ёрд. Скачет на инеистом коне Хримфакси по небу вместе со своим сыном. Причисляется к асам, но её род известен лишь тем, что она дочь Нарфи, йотуна.

21. Мёккуркальви.

Йотун – соратник Хрунгнира, слепленный из глины ему на помощь. Очень труслив, погиб от руки Тьялви.

22. Фарбаути и Лаувейя.

Йотуны – родители Локи. После смерти Фарбаути его жена отнесла своего сына к асам, а сама погибла от горя.

23. Хель.

Дочь Локи, правительница Хельхейма. К ней попадают все, кто умер не в бою и не был принят отдельными богами. Она огромного роста, одна её половина синяя, другая мертвенно-бледная и разлагающаяся. Тем не менее, внешность разниться от источника к источнику. Может вернуть мёртвого к жизни по своему желанию. Хозяйка Модгуд и Гарма.

Отправиться с Гармом и армией мёртвых атаковать асов во время Рагнарока.

Олицетворение напастей.

«Голод её блюдо, Истощение её нож, Лежебока слуга, Соня служанка, Напасть падающая на порог решетка, Одр Болезни постель, Злая Кручина полог»

24. Ярнсакса.

Супруга Тора, родила ему Магни.

25. Гейррёд.

Йотун, поймавший Локи, когда тот был в обличие ястреба (или сокола). Потребовал от него привести Тора в его дом безоружным в обмен на свободу. Убит Тором, который швырнул в него раскалённый железный прут.

26. Грейп и Гьялп.

Дочери Гейррёда. Пытались заманить Тора в ловушку, но погибли от неё сами.

Чёртовы полоски здесь, потому что на Пикабу, неожиданно, нет центрирования. Или я его не нашёл. Если кому нужен чистый текст без картинок в .doc файле, выложу в комментариях.

Ну и немного МегаТена вам в ленту:

P. S. Рагнарок меня устраивает больше, чем Рагнарёк. Такой вариант тоже верный.

Сотворение вселенной

В начале, как водится, был полный бардак — то есть первичный хаос и по совместительству мировая бездна, называемые также Гиннунгагап. Долго ли, коротко ли, но там зародился мир льдов и туманов Нифльхейм, а также огненный мир Муспельхейм. Заселили эти миры, соответственно, ледяные и огненные великаны.

Поскольку в ледяном царстве был источник Хвельгемир, чья вода постоянно замерзала, но не переставала течь, то через некоторое время ледяные глыбы приблизились к огню и там начали таять. Так появились инеистый великан Имир и корова Аудумла. Корова лизала покрытые солёным нифльхеймским инеем каменные глыбы и кормила молоком Имира (а потом — и всех порождённых им от самого себя великанов-йотунов).

Дальше асы и великаны некоторое время сосуществовали мирно — известно, например, что сын Бури по имени Бёр взял себе в жёны великаншу Бестлу, и у них родились три сына: Один, Вили и Ве. Проблемы начались, когда мальчики подросли, — неясно, за что и почему, но они убили своего прародителя Имира. Более того: в потоках крови раненого гиганта утонули все инеистые великаны (кроме внука Имира, которого звали Бергельмир, и его семьи, — благодаря этому род инеистых великанов полностью не прервался).

Наш мир был создан из трупа великана убившими его детьми

Впрочем, братья, совершившие первое в мире убийство, сумели частично обратить его во благо: трупом Имира асы заполнили мировую бездну, и павший великан в итоге стал Мидгардом (то есть срединным миром). Между делом, кстати, асы и людей сотворили.

Они взяли Имира, бросили в самую глубь мировой бездны и сделали из него землю, а из крови его — море и все воды. Сама земля была сделана из плоти его, горы же из костей, валуны и камни — из передних и коренных его зубов и осколков костей… Из крови, что вытекла из ран его, сделали они океан и заключили в него землю. И окружил океан всю землю кольцом, и кажется людям, что беспределен тот океан и нельзя его переплыть…

Взяли они и череп его и сделали небосвод. И укрепили его над землёй, загнув кверху её четыре угла… Потом они взяли сверкающие искры, что летали кругом, вырвавшись из Муспелльсхейма, и прикрепили их в середину неба мировой бездны, дабы они освещали небо и землю. Они дали место всякой искорке: одни укрепили на небе, другие же пустили летать в поднебесье, но и этим назначили своё место и уготовили пути.

«Младшая Эдда»

Характер и внешний вид локи. его значение в скандинавской мифологии.

Что касается внешности Локи, то скандинавская мифология описывает его как невысокого юношу с красивым лицом, худощавым телосложением и красивыми огненно-рыжими волосами и бородой. Имя же его, во многие времена воспринимались по-разному. Например, очень часто его называют Хведрунгом, Лофтом или Лодуром.

Характер у бога был, прямо скажем, не очень. Основные его черты мы уже перечислили выше – это хитрость, двуличие, мудрость, коварство, изворотливость и острый ум. Однако превыше всего асгардцы ценили Локи за способность изменять свой внешний облик.

Как мы уже сказали ранее, изначально Локи почитался людьми и богами. Его даже включили в великую триаду демиургов, в которой он изображался равным Одину и Хениру. Но чем дальше – тем больше он настраивал всех против себя. И в поздней версии мифологии, Локи настолько настроил людей против себя, что стал олицетворять собой лишь только плохие качества, а образ его окончательно демонизировался.

Реальная мифология называет Одина братом Локи, а не Тора (как это представляю марвеловские комиксы и фильмы), который лишь изредка сопровождал бога хитрости. Настоящая мифология называет Локи антиподом именно Одина, а не Тора. Однако, связь между характерами Тора и Локи явно прослеживается. И если Тор был богом жизненной энергии и силы, то Локи отвечал за развлечения и веселье.

Некоторые легенды гласят, что Локи по натуре своей был озорником и весельчаком. Но периодически в нем просыпалась темная, ненавистная сторона, и тогда он превращался в злое и коварное божество, которое не единожды насолило другим богам и людям.

Тем не менее, асгардцы терпели Локи, т.к. он был одним из самых умных их представителей. Локи всегда участвовал в советах асгардцев, причем его мнение было чуть ли не решающим. Также Локи называют творцом жизни, наряду с Одином и Хениром, т.к. именно он создал человека таким, каким он есть и сегодня. Это же служит причиной споров, касающихся его происхождение.

В качестве бога огня он выступал в браке с Глут (сияние). Возможно, именно союз с ней позволил скандинавским викингам отдать власть над огнем именно Локи. Хотя существует и другая версия, согласно которой Локи созвучен скандинавскому Локи, что означает огонь.

Существует и другое поверье. Говорят, когда в летний зной воздух, нагретый солнцем, начинает дрожать, то это Локи пробует свою силу, а в древности, когда солнце склонялось к берегам моря, считалось, что это огненный бог опускается на землю, дабы испить воды.

Как бы там не было, Локи считается олицетворением всего дурного на земле. Именно поэтому, в наши дни, практически невозможно найти святилищ и храмов, посвященных этому богу. Однако упоминается он, практически во всех легендах и историях скандинавской мифологии. Более того, если бы не Локи, то и самих этих историй могло бы и не быть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector