: красавица на ложке. мастер-класс по изготовлению славянской куклы.
Светлана Даваева
Красавица на ложке. Мастер-класс по изготовлению славянской куклы.
Появление посудомоечных, стиральных машин, хлебопечек, микроволновых печей, кухонных комбайнов существенно облегчило нам, современным женщинам, жизнь. Не говоря уже, о появлении электричества, водопровода и газового отопления! Мы успеваем только пальчиком нажимать на кнопочки. И вот, как по мгновению волшебной палочки, столы уже ломятся от изысканных блюд, постиранные вещи лежат стопочкой, грязная посуда помыта. Сказочный прогресс!
Прекрасной половине человечества остается много свободного времени для любимых занятий и увлечений. А как жилось нашим прапрабабушкам? Бедные их руки! Печь натопи, хлеб испеки, белье постирай в корыте или в реке, одежду сшей. Если продолжать, то список будет длинным-предлинным. Вдобавок, отсутствие детских садов… Чем занять детей?
Одним из помощников в этом деле являлась удивительная кукла, которую женщина мастерила на скорую руку. Необходимые материалы – деревянная ложка, небольшие лоскутки ткани, кружев, тесьмы, нитка. И на глазах у детей обыкновенная ложка превращалась в красивую куклу. Кукла на ложке! Волшебство! Чудо!
Выворачиваем рукава с ладошками на лицевую сторону
Привязываем к туловищу руки
Шьем юбку и украшаем ее кружевами
Куколка на ложке готова!
: мастер-класс «кукла на ложке». занимаемся изготовлением старинной куклы вместе со своими детьми
Наталья Плахтеева
Мастер-класс «Кукла на ложке». Занимаемся изготовлением старинной куклы вместе со своими детьми
Это игровая кукла, основой ей служит обычная деревянная ложка. Дети играли с ней ещё в начале прошлого века. И уже с пяти – шестилетнего возраста ребёнок сам мог сделать такую куклу, а для малышей её изготовляла мама. Как возникла эта кукла – малоизвестно, видимо, её история затерялось где-то на страницах истории Руси.
Возможно, как и другие куклы, эта тоже помогала матери занять своего ребёнка, чтобы он не капризничал и не мешал заниматься домашними делами.
После трапезы мать делала из ложки куклу, используя лоскуты тканей, и давала своему малышу. Он играл, а потом спокойно засыпал.
После этого мать брала куклу на ложке, освобождала её от ткани и опять использовала эту ложку в хозяйстве по назначению. Возможно, так и было.
Наступает время отпусков. Некоторые родители предпочитают на это время (зачастую и на всё лето) забирать детей из детского сада, чтобы те хорошо отдохнули в кругу семьи, поехали в гости к бабушкам и дедушкам в станицу. И чтобы разнообразить этот отдых, можно предложить детям не только экскурсии, путешествия, прогулки, а также посильную помощь на огороде, по дому, но и заняться с ними творческой деятельность.
А ещё есть один очень хороший способ развлечь детей – предложить им сделать старинную народную куклу своими руками.
Но перед этим хорошо было бы, если родители (бабушки или дедушки) рассказали детям о народной кукле и прочитали им сказку, в которой главным действующим лицом была бы маленькая тряпичная куколка.
Эти замечательные сказки можно найти и на образовательном портале МааМ. ru.
Предлагаю простой способ изготовления старинной куклы на ложке.
Для этого мне понадобились:
– ложка деревянная;
– синтепон;
– лоскуты тканей;
– тесьма;
– шитьё;
– нитки для обвязывания
Этапы изготовления
Для оформления головы берём ложку и наполняем её кусочком синтепона и обвязываем отрезом тесьмы
Для изготовления рук берём белую ткань прямоугольной формы и складываем края к середине. Фиксируем нитками
Привязываем руки нитками к ручке ложки
Выворотным способом нитками закрепляем юбку на талии
На голову повязываем шёлковый платок
Таким же способом, как мы закрепляли юбку, закрепляем и фартук
Вот куколка и готова!
Однажды мне подарили расписную ложку. Я сделала куколку и на этой ложке
Советы родителям
Важно, чтобы ребёнок помогал вам выбирать материал, придерживал, завязывал, расправлял его и т. д.
Не забывайте благодарить ребёнка за помощь.
Обязательно интересуйтесь, как ребёнок играет с куклой.
Задавайте ему вопросы, хвалите за проявление фантазии, ласковое обращение с народной рукотворной игрушкой.
Разучивайте с ребёнком народные песенки, потешки, загадки, пословицы.
: мастер-класс по изготовлению традиционной архангельской куклы на ложке «кукла-кормилица» и «кукла-пеленашка»
Татьяна Шубенкова
Мастер-класс по изготовлению традиционной архангельской куклы на ложке «Кукла-кормилица» и «Кукла-пеленашка»
Мастер-класс по изготовлению традиционной архангельской куклы на ложке «Кукла-кормилица» и «Кукла-пеленашка»
В быту северной деревни, как и везде, тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. В иных избах их было до сотни! Тряпичные куклы являлись простейшим изображением женской фигуры: кусок свернутой в «скалку» ткани тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо. Чаще всего кукольные костюмы шили из лоскутков покупных тканей –ситца, сатина, кумача и коленкора. Лоскутки тщательно подбирались. Особенно ценились красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и сшитые из нового лоскутка куклы специально делали в подарок к крестинам, ко дню ангела, к празднику. Приглашаю Вас, дорогие коллеги, на мастер-класс по изготовлению двух кукол на деревянной ложке «Кукла-кормилица» и «Кукла-пеленашка».
«Кукла-кормилица» –это кукла в образе женщины-матери. Большая грудь, перевязанная косым крестом – символ плодородия, красный цвет нитки и платка – кровь, положительная энергия.
Для изготовления куклы необходимо: ложка деревянная, ветошь (или вата, лоскут белой ткани, ткань на сарафан, полоска ткани для груди, ткань для платка, ткань для повойника, на фартук, нитки шерстяные, красная крепкая нитка.
Процесс изготовления:
1. В центре квадратного лоскутка ткани положить комок ветоши (или ваты, обвязать узелок веревочкой.
2. В черпающую часть ложки положить узелок – он должен лежать в ней шариком.
3. Лоскутком бязи или льна обтяните черпающую часть ложки вместе с узелком. Перевяжите шею красной шерстяной ниткой.
4. Сарафан – ткань оберните вокруг черпачка и перевяжите нитью.
5. Грудь – в полоску ткани завернуть ветошь (или вату). Наложить эту полоску на сарафан под головой и завязать сзади узла. Грудь перевязать крестом красной нитью.
6. На голову повязать повойничек (головной убор замужней женщины в виде платка, повязанного вокруг головы).
7. Повязать платок. Поверх сарафана повязать фартук. Его поддерживает пояс из скрученных ниток. Кукла- кормилица готова!
«Кукла – пеленашка» играла важное значение в жизни человека. Пеленашка олицетворяла символ материнства. «Пеленашка» активно применялась в играх – начиная от младенческих игр до ролевых игр девочек в «дочки-матери». Процесс изготовления «пеленашки» несложен.
1. Черенок неокрашенной ложки аккуратно обматываем светлой льняной или хлопчатобумажной тканью, перевязываем веревкой.
2. На голову куклы повязываем платок.
3. Завёртываем куклу в пеленку и перетягиваем её шерстяной нитью крест-накрест (является дополнительным оберегом)
4.«Кукла-пеленашка» готова! Осталось только поговорить с малышом и покачать его:
Люли, люли, люленьки,
Где вы, где вы, гуленьки!
Прилетайте на кровать,
Начинайте ворковать!
: мастер-класс с педагогами «кукла на пластиковой ложке для театрализованной деятельности в детском саду»
Ирина Хантимерова
Мастер-класс с педагогами «Кукла на пластиковой ложке для театрализованной деятельности в детском саду»
Мастер-класс «Кукла на пластиковой ложке»
Цель.
Формирование представлений педагогов о разнообразии кукольного театра. Побуждение педагогов к изготовлению куклы из подручного материала своими руками (театр на пластиковых ложках) для театра, с последующим использованием в театрализованной деятельности.
Задачи.
– Дать практические знания по изготовлению простейших театральных кукол из подручного материала;
– Инициировать поиск приёмов работы с разным подручным материалом;
– Способствовать организации самостоятельной деятельности педагогов;
– Привлечь внимание педагогов к театрализованной деятельности.
Оборудование.
Пластиковые ложки, шерстяные нитки зеленого, серого, белого, рыжего, коричневого цвета; клей, ножницы, ленточки, ткань серого, зеленого, белого, рыжего, коричневого цветов; картинки с лицами героев сказки – для изготовления игрушки;
ширма с декорацией – для сказки «Теремок»;
корзина с игрушками – для кукольного спектакля;
фишки красного, синего и желтого цвета – для поощрения участников;
презентация – для сопровождения мастер-класса.
Воспитатель.
Здравствуйте, гости дорогие, желанные!
Много гостей, много и новостей
А чтоб мастер-класс был веселей
Для участия приглашаю друзей.
(Приглашаются педагоги для участия в мастер-классе)
Воспитатель.
В корзину я спрятала игрушки,
Детей любимые подружки.
С ними можно по-разному играть:
Кормить, укачивать, спектакль разыграть.
Вы, конечно, догадались, о каких игрушках идет речь?
Воспитатель.
Тогда, я приглашаю вас на кукольный спектакль «Теремок», который подготовили для вас наши воспитанники. Рассаживайтесь удобнее и аплодисментами встречайте маленьких артистов большого театра. Странно, почему артисты не спешат. Хлопайте дружнее. Уважаемые коллеги, вышло какое-то недоразумение. Такого раньше еще не бывало.
Воспитатель находит объявление и зачитывает его: «Приносим свои извинения, но спектакль не состоится в связи с тем, что театральные куклы находятся на реставрации. Администрация театра»
Воспитатель.
Ну вот, мы пришли на спектакль, а его не будет. Что же делать?
Попробуем сами сыграем спектакль? Только для этого нужны куклы-персонажи сказки «Теремок». Вспомните и назовите героев сказки. (Мышка, лягушка, зайка, лиса, волк, медведь).
Все необходимое для создания кукол для спектакля у нас есть. Это: пластиковые ложки, шерстяные нитки, клей, ножницы, ленточки, ткань, картинка с лицами героев сказки.
Каждый из вас создаст образ одного из героев. Итак, начнем.
Перед каждым участником набор необходимого оборудования для создания игрушки.
1. Наклейте на выпуклую часть ложки образ героя сказки, которого вы будете играть.
2. Нарежьте из шерстяных ниток подобие прически и приклейте на ложку со стороны углубления.
3. Лоскутик ткани закрепите у основания ложки при помощи ленточки, делая из него наряд для персонажа.
Воспитатель.
Персонажи сказки готовы. Теперь каждый из вас сыграет свою роль в соответствии с содержанием. Воспитатель говорит слова автора, а участники мастер-класса играют роли.
Таким образом, очевидно, что театральная деятельность способствует развитию творческой личности, интеллектуальности, инициативности, развивает художественно-эстетический вкус; формирует общительность, коммуникабельность, навыки художественно-изобразительной деятельности; воспитывает доброту, отзывчивость; развивает и раскрывает таланты и способность к импровизации.
А нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Рефлексия.
Теперь, уважаемые коллеги, подарите окружающим свою добрую улыбку, а для себя выберите улыбку из этого подноса. Помните, что обозначает каждый цвет круга:
улыбка на красном круге – все удалось, очень интересно.
улыбка на желтом круге – удалось, но материал часто используемый
улыбка на синем круге – скучно, не интересный материал.