Место женщины в истории Грузии | Николай Лачин

История становления основной религии в грузии

В 337 году (по другим данным — в 326-м) Грузия приняла христианство и до сих пор является христианским государством. Первые задатки христианства в Грузию принес с собой странник-апостол Андрей Первозванный, он в последствии стал почитаться основателем и небесным покровителем Константинопольской православной церкви.

В основании христианской веры на территории Грузии также участвовали апостолы Симон и Матфей. В Батуми на территории Гонио-Апсаросской крепости расположена могила апостола Матфея.

Одной из важнейших личностей для христианской Грузии является Святая Нино. Она была рабыней из Каппадоки и проповедовала христианство. Ярким примером ее деятельности является исцеление больного младенца с помощью молитвы.

Это невероятное чудо вскоре стало известно грузинской царице Нане, которая тоже была больна. Святая Нино исцелила и ее, после чего царица стала христианкой.

В VI веке в грузинских городах и районах Картли, Кахетии, Зедазени, Самтависи, Алаверди и Некреси были построены несколько монастырей, которые образовали святые отцы из Антиохии. Это стало зерном, которое прочно закрепило и распространило христианство по всей Грузии.

Другие официальные религии в грузии

Несмотря на то, что основной религией Грузии является христианство, по всей ее территории разбросано множество святых достопримечательностей, принадлежащих другим религиозным течениям. К ним относятся мусульманские мечети и общины, еврейские синагоги и католические церкви.

Официальной религией Грузии является христианство, однако Парламент страны принял поправки к кодексу, позволяющие полноправно существовать любым религиозным течениям и организациям, которые имеют официальный статус.

В Тбилиси есть площадь Мейдан, которую еще называют площадь пяти церквей — на одном пятачке расположен православных храм, армянская церковь, католический собор, синагога и мечеть.

К другим религиям грузины относятся с уважением. Тут достаточно много мусульман. Часть абхазов, а также грузин южных и юго-западных районов (Аджария и др.) исповедуют ислам суннитского толка. Азербайджанцы тоже мусульмане. Армяне, греки и русские имеют собственные церкви.

После этого состав верующих людей в Грузии распределился следующим образом:

  1. Православие – 65% от общей численности населения.
  2. Католицизм – 2%.
  3. Ислам – 10%.
  4. Иудаизм, атеизм и другие течения занимает оставшуюся часть.

Одним из вариантов времяпровождения во время туристического путешествия в Грузию может стать экскурсия по святым местам. Ведь религиозная история Грузии полна интересных и удивительных событий, которые заслуживают внимания и будут интересны не только представителям христианского течения, но и людям, проповедующим другие религии.

Интересные факты и религиозные праздники христианской грузии

Одной из религиозных достопримечательностей Грузии является церковь Светицховели, что означает «Животворящий столп», она расположена в городе Мцхета.

Крещение грузии

Крещению Грузии предшествовало много чудес, в том числе Святая исцелила царицу Нану, а затем и царя Мириана.

По легенде, во время охоты вдруг тьма снизошла на царя Мириана. Царь взмолился к своим богам, но мрак не рассеялся. Когда, в отчаянии он обратился с мольбой к Богу Нино, свет озарил все небо, и государь уверовал в Господа.

Место женщины в истории грузии | николай лачин

Почему-то в российских СМИ принято утверждать, что место всех кавказских женщин на кухне. Вынужден огорчить тех, кто на самом деле так думает.

На Кавказе женщины всегда занимали активную позицию. Что же касается высказывания, что место кавказской женщины на кухне, это, скорее всего возникло после того, как большая часть Кавказа омусульманилась.

Говоря о Грузии, тут испокон веков поклонялись женщине-матери.

Восприятие женщины в Грузии, как и ее положение, уникально и неоднозначно. С одной стороны, здесь существует культ женщины – возвышенный и овеяный ореолом романтики. Поклонение матери нашло свое отражение в символе страны – Матери-Грузии.

Легенды, образцы устного творчества, грузинские и иностранные исторические источники передают, что в Грузии женщина имела особую функцию, занимала особое место, особым было и уважение к женщине. Мудрая и милосердная женщина роднила, сдружала и примиряла враждующих людей, а иногда и государства. Она является символом любви, единства и дружбы.

Еще про Тора:  Оберег для ребенка приобрести в Самаре, качество и низкая цена, напрямую от производителя, Мастер Рун.

Женский мандили (головное покрытие) имел громадное значение. Если женщина успевала бросить мандили между противниками, они прекращали ссору.

О грузинских женщинах с восхищением писали Эсхилл, Ксенофонт, Страбон, Виктор Гюго, Александр Дюма, Александр Пушкин…

Велик был интеллектуальный потенциал женщины. Известный итальянский миссионер Арханджело Ламберти при описании бывшей под турецким игом Грузии говорил: «Грузинская письменность была бы полностью уничтожена, если бы её не сохранили женщины. Если кто-либо хочет изучить грамоту, лучше обратиться для этого к женщине. Там, где благодаря насилию завоевателей и исламскому влиянию среди юношей искоренялось знание грузинского и испепелялось всё грузинское, национальное самосознание, наряду с грузинским языком и знанием книги, хранили женщины».

Святая Нино

Неслучайно, что самое главное событие для Грузии – введение христианства тоже связано с женщиной, а именно со святой Нино.

Однажды узнала Нино как попала Риза Господня в далёкую страну язычников – Грузию и с того дня стала горячо молить Пресвятую Богородицу удостоить её поклониться Ризе Господней, связанной любимому сыну руками самой Божией Матери.

Пресвятая Богородица вняла мольбам Нино и, явившись ей во сне, сказала: «Ступай в удельную мне Грузию и проповедуй там Евангелие Господа Иисуса Христа, да снизойдёт на тебя благодать Его и буду Я тебе покровительствовать». Вскоре она так прославилась, что многие язычники стали обращаться к ней за помощью и, получив её, уверовали в Христа. По Воле Божьей случилось так, что святая Нино излечила смертельно больную царицу Нану и та уверовала в Христа. Все это не особенно нравилось верному языческим традициям царю Мириану, но, однажды, во время царской охоты на Тхотской горе, после которой он намеревался привести в исполнение свое жестокое решение, внезапно его окутала густая мгла. Оставшись один, Мириан тщетно взывал о помощи к божествам своих предков, но, потеряв всякую надежду, воззвал к Христу. Тут же мгла расступилась и солнце засияло вовсю. Вернувшись в столицу царь нашёл Нино и оповестил её о своём решении принять христианство.

Благодаря заслугам святой равноапостольной Нино, в Грузии возродилось и укрепилось христианство.

Первая женщина на грузинском троне

_

Этот период в истории Грузии справедливо называют «золотым веком» и он связан с именем знаменитой грузинской царицей Тамар (1166-1209/1213), которая царствовала в1184—1209/1213 годах.

Она происходила из династии Багратионов и была дочерью Георгия III и царицы Бурдухан, дочери осетинского царя Худана. Воспитала её высокообразованная тетка Русудан. Тамар называли не царицей, а царём, сосудом мудрости, солнцем улыбающимся, тростником стройным, лицом лучезарным, прославляли её кротость, трудолюбие, послушание, религиозность, чарующую красоту.

Тамар была коронована в Уплисцихе в качестве соправительницы своего отца Георгия III в 1178 году. После смерти царя Тамар была повторно коронована в Гелатском монастыре (1184).

Зарождение конституционной монархии

Спустя некоторое время мечурчлетухуцес (казначей) Кутлу-Арслан предъявил составленный им план реорганизации государственного управления и ограничения царской власти: в Исани рядом с царским дворцом должен быть основан т. н. «карави» – собор, на котором должны были решаться основные вопросы управления государством, а царице лишь докладывали бы о принятом решении и она должна была «исполнить» это решение. Осуществление подобного плана подразумевало резкое ограничение царской власти и, естественно, царица Тамар не могла принять его.

Из истории известно, что когда часть грузинской знати поднялась против царицы Тамар, намереваясь сбросить ее с трона, именно две женщины Хвашак Цокали и Краваи Джакели взяли на себя миссию послов- посредников и погасили готовый бунт…

Переговоры дали свои плоды: идея создания «карави» провалилась, однако права Дарбази – царского совета были расширены. Отныне все важные решения царица принимала «в единстве и с согласия Дарбази».

Еще про Тора:  Древние славянские языческие боги: список с описанием

Тут нужно отметить одну очень важную деталь. Впервые в мировой истории царицей Тамар была отменена смертная казнь.

Внешняя политика

Следует подчеркнуть, что, Тамар была признана царицей от Понта до Гургана (Каспия) и от Спер (линия от Трапезунда к Карсу) до Дербента, Хазаретии и Скифии. Девизом своего правления она провозгласила милость и правду: «Я отец сирых и судья вдов», – говорила Тамар.

Усиление Грузии не давало покоя правителям мусульманских государств. Среди них был Румский султан Рукн-ад-дин, давно собиравшийся в поход на Грузию. Грузинское войско под командованием Давида Сослана двинулось против врага. Царица сама проводила войско до Вардзии, осталась там и все время молилась.

В 1202 году в битве при Басиани грузины одержали блестящую победу над многочисленным врагом. Грузинам досталась большая добыча и множество пленных. Попавший в плен брат Рукн-ад-дина был продан царицей за лошадиную подкову.

Поражение Рукн-ад-дина дало возможность царице Тамар проводить активную политику на юго-западе. В 1204 году грузинское войско захватило значительный стратегический город-крепость Карс.

Основание Трапизонской империи

Ослабление Византийской империи открыло Грузии путь к юго-восточным берегам Черного моря. Эта территория в основном была населена племенами грузинского происхождения. Грузинское войско заняло приморские города: Трапезунд, Лимнию, Самсун, Синоп, Керасунт, Котиору, Гераклею. Образовалась Трапизонская империя, во главе которой стоял воспитанный в Грузии представитель дома Комненов (свергнутый с императорского престола в Византии) Алексий Комнен. Трапизонская империя оказалась в сфере влияния Грузии.

В 1206 году скончался Давид Сослан. В том же году царица Тамар посадила на трон соправителем своего сына Георгия-Лашу.

В 1210 году Закариа Мхаргрдзели предложил царице совершить поход в Иран. Поход оказался особенно успешным: грузины взяли много городов и проникли вглубь Ирана. Нагруженное большой добычей войско не могло продвигаться дальше вперед и повернуло назад.

Этот поход еще раз продемонстрировал военную мощь Грузии.

В 1213 году царица Тамар скончалась (существуют версии, что она скончалась в 1207 или в 1210 годах). По сведению летописца эпохи Тамар, она похоронена в Гелати. Существует также мнение, что впоследствии прах ее был перевезен в Иерусалимский Крестовый монастырь.

Грузинская церковь причислила её к святым. (Празднуется 14 мая) Грузины-горцы считают Тамар святой-целительницей всех недугов. В Сванетии Тамар из воинственной жены стала предметом религиозного почитания и вместе с тем идеалом волшебной красоты.

Внутренняя политика

Обеспечив Грузии политическое господство во всей Малой Азии, смирив внутренних и внешних врагов, расширив пределы царства, Тамар позаботилась и о духовном развитии Грузии.

При её дворе собирается плеяда славных писателей, которые развили и усовершенствовали грузинский язык.

При ней создаётся светская романическая словесность в прозе, представителями которой являются Хонели, автор «Амиран Дареджаниани», и Саргис Тмогвели, переводчик персидской повести о Висе и Рамине. Наконец, в её царствование была написана поэма Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» . Легендарная история, приписывающая Тамар все замечательные храмы и крепости Грузии, недалека от истины: множество памятников искусства создано именно ею. Среди них – роскошный дворец Вардзиа, высеченный в скалах неподалеку от Ахалцихе, вмещающий в себе до 360 покоев. Христианство и гражданственность среди кавказских горцев распространялись благодаря энергии и заботам Тамар. Её имя с одинаковым благоговением передаётся в поэтических сказаниях различных народностей Кавказа.

Царица Русудан

Дочь царицы Тамар и Давида Сослана.Русуда́н (ок. 1194—1245) царствовала в Грузии в1223—1245 гг. Её правление знаменует окончание «золотого века» истории Грузии. Русудан была слишком слаба, чтобы сохранить независимость и целостность государства перед лицом монгольской угрозы.

Взошла на престол 18 января 1223 года после смерти своего брата Георгия IV, получившего тяжёлое ранение в битве с монголами.

К 1240 году вся страна была занята монголами, а Русудан находилась в Кутаиси. В 1242 году она подписала с монголами мир, по которому признала Грузию вассалом хана и обязалась платить ему дань.

Еще про Тора:  Молитва оберег — самая сильная защита от зла

Гурджи ханум

Несмотря на то, что в мусульманском мире женщины были лишены тех прав, что могли позволить себе православные, Тамар – дочь царицы Русудан и внучка царицы Тамар, известная по имени Гурджи-хатун, всё-равно смогла прославиться. Она была супругой Иконийского султана Гийяс ад-Дина Кай-Хусрау II. В иранском историческом сочинении Афлаки «Манакиб ал-Арифин» (XIV в.) рассказывается, как царица Гурджи-хатун поручает художнику по имени Айн ал-Даула сделать изображение знаменитого поэта и «святейшего наставника нашего» суфийского шейха Джалаладдина Руми.

След Гурджи-хатун также нашли в Каппадокии, вроде-как она пребывала там. Турки ее и по сей день вспоминают добрым словом.

Святая Кетеван

Жизнь и деятельность царицы Кетеван пришлись на самый трагический период истории Грузии, когда её народ героически боролся против иранских поработителей, жестокость которых не имела границ. Будучи пленницей коварного и вероломного шаха Ирана Аббаса I, имя которого стало нарицательным и до сих пор отождествляется в Грузии с жестокостью, царица Кетеван проявила истинный героизм и неуклонно защищала свою веру. Несмотря на страшные пытки, она не отказалась от христианства; ее стойкость, самоотверженность и исключительная преданность Богу и Родине позволили ей совершить героический подвиг, который произвел огромное впечатление на грузинский народ, вдохнув в него новые силы для борьбы с врагами, а имя ее получило широкую известность во всей Европе.

Перед казнью Кетеван попросила министров шаха дать несколько минут свободы. Уединившись в молельне, она горячо просила Бога дать ей силы мужественно перенести пытки. На место казни собрали приближенных царицы, здесь же были монахи-августинцы и другие иностранцы. Падре Амброзио подробно описал ужасную казнь. Сначала на голову царицы Кетеван поставили раскаленную медную посудину, потом раскаленными клещами вырвали мясо щек; оголив до пояса, вырвали раскаленными клещами обе груди у мученицы и продолжили пытать ее каленым железом. Не проронив ни слова, обессиленная, она упала на землю, на белое, как снег, тело палачи высыпали две полные жаровни раскаленных углей. Но царица была еще жива. Тогда палачи стали душить ее руками… Падре Амброзио так заканчивает описание казни: «Руки палачей ускорили смерть славной царицы. Отняли жизнь, чтобы надеть заслуженный венец великомученицы». Это случилось 22 сентября 1624 года. Католикос-Патриарх Восточной Грузии Закария Джорджадзе причислил царицу Кетеван к лику святых.

Религия грузии. история становления христианства

Что удивительно и очень редко, так это то, что все различные религиозные группы живут вместе мирно и без конфликтов. В этом вопросе Грузия является образцом и должна служить примером для многих других стран мира. С самого начала Грузия была страной, которая приветствует много разных сообществ. Поэтому, если вы бродите по столице Тбилиси, в том же районе, а иногда даже на той же улице, вы увидите мечеть рядом с синагогой, недалеко от католической или православной церкви. В стране никогда не было проблем или религиозных конфликтов, и западные и православные христиане, евреи, мусульмане и другие религиозные общины ладят между собой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector