Фригг

Фригг восседает на Хлидскьялве
Фригг (Берта, Фригга, Хольда, Нертус, Вод): одна из важнейших богинь Асгарда; одна из трех жен Одина и мать Бальдра и Хёда. Она была главной богиней плодородия. У нее было так много общего с Фрейей, что в германской мифологии они считались единым божеством. Нертус (Хлодин): жена Ньёрда; богиня, часто отождествляемая с Фригг. Спутники и посланники Фригг:
Фригг и ее спутники
Вара: отвечала за хранение клятв, наказание нарушивших клятву и награждение тех, кто оставался верен данному слову, несмотря ни на что.
- Вер: ее имя в переводе означает «вера», и она знала всё, чему суждено случиться в будущем.
- Вьофн: обязанности Вьофн по отношению к миру смертных сосредоточивались на примирении: она стремилась сохранять мир, смягчала самые жестокие сердца, вселяя в них любовь.
- Ловн: прекрасная девушка добивалась у богов позволения соединиться мужчине и женщине, хотя раньше им это не позволялось.
- Гна (Лиод): спутница Фригг, которая являлась посланницей великих богов. Возможно, самым известным ее поручением было принести яблоко вечной молодости смертному Рериру.
- Фулла: богиня, которая выступала как спутница и посланница Фригг. Сама же она являлась богиней плодородия.
- Хлин: богиня из свиты Фригг. Богиня-утешительница, она была невероятно прекрасна. Она осушала слезы страдающих лишь поцелуем, смягчала горе и внимала мольбам смертных, сопровождая их к великой богине Фригг с сочувственными рекомендациями, после которых та давала им положительный ответ.
- Эйра: одна из спутниц Фригг, а также богиня медицины.
- Снотра: одна из спутниц Фригг, а также всеведущая богиня целомудрия и добродетели
- Сюн: богиня, охраняющая дверь во дворец Фригг от нежеланных гостей. Если однажды она решала отказать кому-либо войти, то ничто не могло заставить ее изменить решение, и тщетно было взывать к высшим богам. Также она насылала все испытания и бедствия, выпадающие на долю смертных.
Откуда они пришли в наш мир?
Боги скандинавской мифологии, список которых содержит в себе имена персонажей, менее известных, чем их древнеегипетские и греческие собратья, являются частью культуры древнегерманских племён. Сведения о них дошли до наших дней главным образом в текстах двух памятников средневековой литературы. Это «Старшая Эдда» – поэтический сборник, содержащий в себе древнеисландские песни, а также «Младшая Эдда» – творение исландского писателя XII века Снорри Стурлусона.
Кроме того, ряд мифов стал известен из произведения средневекового датского хрониста Саксона Грамматика, названного им «Деяния датчан». Любопытно, что один из его сюжетов лёг в основу шекспировского «Гамлета», написанного четырьмя столетиями позже.
Обращаясь к сюжетам любых мифов, независимо от того, родились они в Скандинавии, Греции или Египте, следует учесть, что на протяжении веков они неоднократно редактировались, что сегодня неизбежно приводит ко множеству закравшихся в них разночтений и противоречий. Поэтому не следует удивляться, когда одни и те же события, да и сами боги Скандинавии описываются в разных источниках по-разному.
Гевион

Гевион запрягает быков в гигантский плуг
Гевьон (Гевион): богиня, одна из спутниц Фригг. Гюльфи, король Швеции, за ночь, проведенную с ним, даровал ей столько земли в своих владениях, сколько она сможет вспахать за 24 часа. Она запрягла четырех огромных волов, которые были ее сыновьями, рожденными от великана, и принялась пахать. Плуг так глубоко врезался в землю, что за отпущенное ей время она вспахала огромный участок шведской земли, который ее сыновья оттащили в море. Этот остров назвали Зеландией. А там, где земля была прежде, возникло озеро Маларен.
Скандинавский вариант возникновения мира
Необычайным своеобразием скандинавской мифологии окрашена, представленная в ней, картина рождения мира. Согласно древнему эпосу, всё началось с огромной чёрной бездны, по одну сторону которой находилось царство льда – Нифльхейм, а по другую огня – Муспелльхейм.
Из царства льда брали своё начало 12 потоков, которые тут же замерзали, но поскольку били они непрестанно, то глыбы льда постепенно приближались к царству огня. Когда эти две стихии совсем сблизились, то из снопов искр, смешавшихся с ледяной крошкой, появился на свет великан Имир и такого же размера корова по имени Аудумла.
Далее описываются совершенно невероятные события. Согласно «Старшей Эдды», однажды великан Имир изрядно вспотел, что и не удивительно, ведь рядом находилось царство огня, и из его пота появились два великана – мужчина и женщина. Это бы ещё куда ни шло, но вот далее говорится, что одна его нога зачала от другой и родила сына. Поскольку это трудно представить, примем на веру, не вдаваясь в подробности.
Что же касается коровы Аудумлы, то и ей в скандинавских мифах отводится весьма важная роль. Во-первых, она кормила своим молоком Имира и тех, кто произошёл от него столь чудесным образом. Сама же она питалась тем, что слизывала соль с камней. Во-вторых, от тепла её языка родился ещё один великан, получивший имя Бури. Так появились на земле её первые обитатели, от которых затем были рождены боги Скандинавии, а ещё позже и люди.
Бальдр

Хёд по наущению Локи убивает брата
Говоря о божественных обитателях Асгарда, нельзя не вспомнить и светлого Бальдра, сына Одина и Фригг, бога весны и света. Получивший прозвище «Добрый», он жил в красивейшем дворце Асгарда Брейдаблике вместе со своей женой Нанной — и «на этой земле злодейств никаких не бывало от века» (редчайший случай в мире асов).
Однако богу вдруг начали сниться плохие сны. По этому поводу собрался совет асов — практически все любили Бальдра и хотели оградить его от опасностей. Его мать Фригг решила взять клятву со всего, что существует на белом свете, чтобы ничто не причинило Бальдру вреда, — обошла этим только побег омелы, решив, что росток слишком мал, чтобы повредить её сыну.
Этим упущением не замедлил воспользоваться Локи — подговоривший слепого брата Бальдра, которого звали Хёд, метнуть побег омелы. Неожиданно для всех омела пронзила Бальдра, и он упал замертво. Даже из царства мёртвых пытались вызволить Бальдра боги, — но помешал всё тот же злокозненный Локи. Нанна не пережила гибели своего супруга — она бросилась в его погребальный костёр.

Бальдр и Нанна
Бальдр: прекрасный и благородный бог, непредумышленно убитый своим братом Хёдом в результате неудачной шутки Локи.
- Хед: брат-близнец Бальдра. В результате проделок Локи Хёд непреднамеренно убил Бальдра и за это был приговорен к смерти. Бог был убит Вали, который был специально послан для выполнения этого задания.
Новые времена – новые персонажи
Известно, что все скандинавские боги и богини подразделялись на несколько групп, основной среди которых были асы, возглавляемые их предводителем по имени Один. Жизнь у них была отнюдь не лёгкая и не безоблачная, поскольку постоянно приходилось вступать в конфликты с другими представителями древнескандинавского пантеона.
Больше всего неприятностей им доставляли ваны – группа богов плодородия, претендовавшая на владение миром, но доставалось и от великанов-ётунов, а также от карликов-цвергов. И уж совсем нещадно портили асам кровь женские божества – дисы, норны и валькирии.
Одним из главных сюжетов скандинавской мифологии является война между асами и ванами. Началась она с того, что ваны, обиженные тем, что люди в своих песнях прославляли не их, а асов, послали к ним в мир (он назывался Мидгард) злую колдунью Гульвейг. Поскольку сделана она была из золота, то, по расчётам ванов, своим появлением должна была испортить нравы людей, посеяв в их душах алчность и корыстолюбие.
С распространением в странах Скандинавии христианства все прежние мифические божества претерпели определённую трансформацию, приняв облик святых, или, вообще, исчезнув. Изменился до неузнаваемости и Велунд, превратившись из божественного персонажа в демонический. Связано это, прежде всего, с его профессией. Известно, что в древности к кузнецам относились с определённой долей подозрительности, приписывая им связь с нечистой силой.
Неудивительно после этого, что Гёте, несколько изменив это имя, наделил им своего героя Мефистофеля в одной из сцен трагедии «Фауст», представившегося как Воланд. У гениального немца находку позаимствовал Михаил Афанасьевич Булгаков, увековечив её в «Мастере и Маргарите», и дав прежнему Велунду новую жизнь в образе профессора чёрной магии Воланда.
Небольшой список богов Скандинавии, которые не вошли в наш обзор:
- Браги – сын Одина.
- Видар – божество войны.
- Хенир – брат Одина.
- Форсети – сын Бальдра.
- Фулла – богиня изобилия.
- Эйр – богиня врачевания.
- Ловн – богиня милосердия.
- Вер – богиня знания.
- Йорд – богиня земли.
- Скади – покровительница охоты.
- Улль – бог охоты.
Браги

Браги с арфой
Браги: бог музыки, поэзии и гармонии, сын Одина и великанши Гуннлод, соблазненной Одином. Браги женился на Идунн. Один вырезал на его языке руны и предложил сочинять песни, прославлявшие богов и павших воинов, пребывающих в Вальхалле.
Верховный бог асов
Предводителем, и отцом асов являлся верховный бог Один. В скандинавской мифологии ему соответствует целый ряд характеристик. Он представлен как царь-жрец, шаман-знаток рун, князь-волхв и, кроме того, скандинавский бог войны и победы. Бог Один почитался как покровитель военной аристократии и покоритель валькирий (о них речь пойдёт ниже). В его ведении находится Вальхалла – небесный чертог, где в райском блаженстве коротали вечность павшие герои-воины.
Изображался Один в виде одноглазого, но полного жизненной энергии старца. Свой недостающий глаз он отдал когда-то великану Мимиру за то, чтобы тот позволил ему испить воды из охраняемого им источника мудрости. Похвальная тяга к знаниям, вообще, была свойственна Одину. Например, как-то раз, для того чтобы постичь силу, заключённую в старинных рунах, – древнегерманских письменах, он согласился принести себя в жертву, и провисеть 9 дней, прибитым к дереву собственным копьём.
Среди прочих качеств Одина, в мифах особо подчёркивается способность к перевоплощению. Обычно он бродит по земле в облике старца, облачённого в синий плащ и войлочную шляпу. Его постоянными спутниками бывают два волка или ворона. Но иногда Один может обернуться и бедным странником или уродливым карликом. В любом случае горе тому, кто, поправ законы гостеприимства, закроет перед ним двери своего дома.
Вали

Вали ищет убийцу Бальдра
Вали: сын Одина и Ринд. Считается, что именно этот бог обдуманно мстил за смерть Бальдра. (Не надо путать его с другим Вали, сыном Локи и Сигюн).
Бог, измученный дурными снами
Надо заметить, что бог весны Бальдр Прекрасный – так его все называли за необычайную красоту, был также сыном Одина, которого ему родила верховная богиня асов Фригг. Легенда рассказывает, что однажды он поделился с матерью тем, что стал часто видеть дурные сны. Чтобы обезопасить сына, Фригг взяла клятву с воды, огня, бранных металлов, деревьев, камней, ядов, болезней, зверей и птиц, что они не причинят ему никакого вреда. В результате бог весны стал неуязвим.
Зная об этом, прочие боги ради потехи метали в него камни, копья и стрелы, чем весьма досаждали Бальдру. И вот однажды их злые шутки окончились весьма плачевно. Бог хитрости Локи обманом выведал у Фригг, что она в своё время не взяла клятву с омелы – кустарника, на тот момент едва появившегося из земли.
Воспользовавшись её промашкой, коварный Локи сорвал ветку этого растения, и, вложив её в руку слепого от природы бога судьбы Хёда, заставил метнуть в проходившего рядом Бальдра. Острый прут пронзил прекрасного юношу и тот скончался, став добычей царства мёртвых и его страшной правительницы колдуньи Хель.
Рядом с верховным богом асов часто изображается ещё один популярный мифический персонаж – Хермод Храбрый. Он являлся посланником Одина в страну мёртвых, где должен был выкупить у её правительницы его сына – бога весны Бальдра. Это доброе намерение принесло Хермоду известность, несмотря на то что сама миссия провалилась в результате очередных происков всё того же бога хитрости и обмана Локи.
Ве и Вили

Один, Ве и Вили создают мир
Bе: один из трех сыновей Бьорра и внуков великана Имира. (Двое других были Один и Вили). Втроем они убили своего деда и из его тела создали Мидгард, страну смертных. По некоторым легендам, Один так долго находился вне Асгарда, путешествуя по миру смертных, что Be и Вили захватили трон и сместили Фригг (очевидно, без каких-либо возражений с ее стороны).
Состязания в замке Утгард
Следует отметить, что проделки этого плута и обманщика часто порочат имя его тёзки – вполне добропорядочного и уважаемого аса Утгарда Локи, прославившегося тем, что в его родовом замке Утгард как-то раз были организованы весьма необычные соревнования. О них повествует «Младшая Эдда». В ней рассказывается, в частности, как один из его гостей – бог грома и бури Тор, в пылу спортивного азарта боролся со злобной старухой Элли, воплощавшей собой старость, а его приятель Локи – тот самый бог-обманщик, состязался в прожорливости с самим огнём.
Кульминацией же всего стала попытка местного крестьянина Тьяльфи опередить скоростью бега мысль самого хозяина замка. И хотя ни бог грома, ни его приятели успеха не достигли, праздник удался на славу. О нём было сложено потом много песен. Не испортило впечатление даже то, что и огонь, и старуха Элли, да и сам хозяин Утгарда Локи изрядно жульничали, благодаря чему и одержали победы.
Видар

Видар сражается с Фенриром
Видар: сын Одина и великанши Грид. Он убьет Фенрира, переживет Рагнарёк и отомстит за смерть Одина.
Васуд: отец Виндсала и дед Зимы. По всеобщему мнению, Васуд был весьма недоброжелательным богом.
Зима: злейший враг бога Лето; сын Виндсала и внук Васуда.
Скандинавский вариант возникновения мира
Серверные мифы могут похвастаться многочисленными персонажами: богами, богинями, духами, демонами, великанами, гномами, эйнхериями, мифическими животными и чудищами. Среди них есть и люди – герои, волшебники и разные мифические личности.
- Один — третий повелитель асов; бог мудрости, поэзии, магии и смерти.
- Тор — бог грозы и храбрости.
- Локи — бог лжи и хитрости, не является асом официально.
- Мимир — страж Колодца Мудрости, не всегда считается асом официально.
- Фригг — богиня брака, семьи, домашнего очага и дождя.
- Сиф — богиня изобилия и зерновых культур.
- Идунн — хранительница Яблок Вечной Молодости.
- Бальдр — бог молодости и света (мертв).
- Хеймдалль — сторож богов, страж моста Биврёста.
- Тюр — хранитель закона и справедливости.
- Хёнир — бог нерешительности, уклонения и мистики.
- Браги — бог музыки.
- Улль — бог славы, охоты и катания на лыжах.
- Нанна — богиня радости и мира.
- Фрейя — богиня красоты, любви, золота, смерти и магии.
- Фрейр — бог лета, процветания, мира и счастья.
- Ньорд — бог морей, богатства, ветров и рыбалки.
- Нерта — богиня плодородия, урожая и мести.
- Гулльвейг — трижды перерожденная, богиня алхимии и чародейства.
- Од — муж Фрейи.
В скандинавской мифологии в отличии от славянского представления о мироустройстве говорится о девяти мирах, населённых различными существами, людьми, богами:
- Мидгард;
- Асгард;
- Ванахейм;
- Утгард;
- Йотунхейм;
- Льесальвхейм;
- Муспельхейм;
- Свартальвхейм;
- Нифльхейм;
- Хельхейм.
Каждый мир существует самостоятельно, но имеет связь с остальными восемью. Объединяет все девять миров огромное мифическое дерево под названием Иггдрасиль.
В скандинавской мифологии существует чёткая классификация богов и божественных существ. Основными расами скандинавского пантеона являются:
- асы;
- ваны;
- турсы;
- альвы;
- норны;
- валькирии.
В мифологии скандинавского народа существует множество необыкновенных существ. Они могут напоминать обычных животных или выглядеть как самые настоящие чудища. Мифические существа скандинавов могут играть в легендах как положительную, так и отрицательную роли.
Самое непосредственное отношение к Одину имеют валькирии, повелителем которых (а по некоторым источникам – отцом) он являлся. Согласно скандинавским мифам, эти девы-воительницы, восседая на летучих конях, незримо реяли над полями битв. Посланные Одином, они подбирали с земли убитых воинов, и относили затем в небесный чертог Вальхаллу.
Кроме валькирий, женскую часть пантеона представляли также норны – три волшебницы, наделённые даром ясновидения. Они были способны без труда предсказывать судьбы не только людей и богов, но и всего мира в целом. Жили эти кудесницы в стране Мидгард, населённой людьми. Их главной обязанностью было поливать мировое дерево Иггдрасиль, от благополучия которого зависело долголетие человечества.
Ещё одну группу сверхъестественных обитательниц древнего мира составляли дисы. Повинуясь переменчивости женской натуры, они являлись то хранителями людей, то враждебными по отношению к ним силами. Среди памятников древнегерманской культуры, частью которой, как указывалось выше, является скандинавская мифология, сохранились тексты заклинаний, в которых дисам приписывается сила сдерживать натиск неприятельских войск и решать исход сражений.
Идунн

Идунн и Браги
Идунн: богиня весны и вечной молодости. Она была дочерью карлика Ивальда и женой бога Браги.
Златовласая богиня
Кроме представительниц женской части пантеона, о которых шла речь выше, заслуживает внимания и богиня Сиф, являвшаяся женой бога бурь и грома Тора. Будучи покровительницей плодородия, эта дама, уступавшая красотой лишь богине любви Фрейе, приобрела известность своими необычайными золотыми волосами, история которых заслуживает особого внимания.
Однажды красота Сиф заставила бога обмана Локи преисполниться завистью к её мужу Тору. Улучив момент, когда того не было дома, Локи прокрался в опочивальню к его спящей жене и…, нет-нет, не подумайте ничего – он её всего лишь остриг наголо. Тем не менее, отчаянию бедняжки не было конца, и разъярённый супруг готов был убить негодника, но тот поклялся исправить положение.
С этой целью Локи отправился к кузнецам-гномам, жившим в сказочной стране, и поведал им о случившемся. Те с радостью вызвались помочь, продемонстрировав своё искусство. Гномы выковали для Сиф волосы из чистого золота, сделав их необыкновенно длинными, тонкими и пушистыми, обладавшими свойством тут же прирастать к голове и выглядеть как настоящие. Так богиня Сиф стала обладательницей золотых волос.
Кари

Иллюстрация
Кари: по некоторым версиям мифа о сотворении мира, сыновьями великана Имира были Хлер (море), Кари (воздух) и Локи или Лодур (огонь). Эти боги, в свою очередь, породили великанов или чудовищ по имени Бели, Фенрир, Грендель, Гюмир, Хель, Мимир, Тиасси и Трюм.
Боги – повелители морей
Ещё одним ярким представителем скандинавского пантеона является владыка морей Эгир. Принято считать, что Эгир олицетворяет собой, прежде всего, спокойное и безмятежное море, о чём свидетельствует его характер. Он гостеприимный хозяин, охотно принимающий у себя гостей, и затем посещающий их дома. Владыка морей всегда миролюбив, и никогда не участвует в спорах, а тем более в войнах.
Следует отметить, что ряд источников в качестве повелителя морей называет другого скандинавского бога – Ньерда, и ему приписывает тихий и дружелюбный нрав, в то время как Эгир изображается возмутителем морских просторов и создателем бурь, смирять которые, и спасать терпящие бедствие корабли приходится Ньерду. Не следует удивляться, так как это всего лишь один из примеров разночтений, возникших в скандинавском эпосе за прошедшие века.
Квасир

Смерть Квасира
Квасир: весьма загадочная фигура, поскольку неизвестно, был ли он богом или сверхъестественным существом. Если он был богом, то, возможно, являлся одним из ванов, в котором текла кровь и асов. Он появился на свет в самом конце войны между асами и ванами; в знак примирения все боги плевали в ритуальный сосуд, и из их слюны появился Квасир.
Он стал известен своей мудростью и добродетельностью и поэтому был убит во сне двумя карликами Фиаларом и Галаром, жаждавшими завладеть его мудростью для пользы всех карликов. Наполнив его кровью три сосуда (котел под названием Одрёрир и два кубка — Боден и Сон), они смешали ее с медом, получился медовый напиток, превращающий всякого, кто ни выпьет, в скальда или ученого.
Кузнец, сделавший крылья
В скандинавском пантеоне имелся и свой бог-кузнец по имени Велунд. Этот работяга является персонажем эпоса почти всех германских народов. Его судьба была трудна и по-своему драматична. Будучи одним из трёх сыновей финского конунга (верховного повелителя), он, тем не менее, жил трудом своих рук. В семейной жизни парню явно не везло.
Но на этом его злоключения не кончились. Однажды во время сна бог-кузнец был пленён шведским конунгом Нидудом. Злодей не только лишил мастера свободы, но и искалечил, оставив на всю жизнь хромым. Заточив Велунда в подземелье, конунг заставил его трудиться дни и ночи, выковывая для себя оружие, а для жены и дочери драгоценные украшения. Лишь благодаря случаю и собственному коварству пленнику удалось вновь обрести свободу.
Легенда повествует, что однажды в подземелье к Велунду пришли сыновья Нидуда, желавшие, как и отец, иметь мечи его изготовления. Воспользовавшись моментом, кузнец убил их, сделав затем из черепов кубки, которые отослал их отцу, и из глаз драгоценности для королевы, а из зубов броши для принцессы. В довершение всего он заманил к себе ничего не подозревавшую девицу, изнасиловал её. Отомстив таким образом, весьма довольный собой, бог-кузнец улетел прочь на крыльях собственного изготовления.
Лодур

Один, Лодур и Хьонир создают Аска и Эмблу
Лодур: по одной из версий о сотворении мира, братьями Одина были Хенир и Лодур; втроем они дали жизнь человечеству. Лодур подарил людям кровь и крепкое тело. Лодура часто сравнивают с Локи.
Локи

Локи на средневековой гравюре
Локи: «коварный лжец» и, без сомнения, один из наиболее примечательных богов в Асгарде. Локи был родственником Одина, но отношения между ними были испорчены. Он пришел в Асгард по праву, поскольку Один был его кровным братом. Затем этот бог был изгнан из Асгарда и поклялся отомстить. Саэтер: бог сельского хозяйства, возможно, одно из воплощений Локи.

Локи из исландской рукописи XVIII века
Ну и конечно, никак не обойти вниманием уже неоднократно упомянутый источник почти всех неприятностей в Асгарде и окрестностях — Локи. Локи, конечно, бог (хитрости и обмана, а также огня), но отнюдь не ас. По отцу Фарбаути он родом из йотунов, что же касается матери Лаувейи, то кто она — из асов или из великанов, — неясно.
Многие проблемы для Асгарда создавали (и ещё создадут) и дети Локи. Было их у него не так мало. Помимо уже упомянутых, от великанши Ангрбоды родились грозная повелительница мира мёртвых богиня Хель и чудовищных размеров змей Йормунгандр: он вырос настолько, что опоясал собой всю землю и закусил собственный хвост.
Локи любил превращаться в разных животных. Он даже занимался сексом и рожал в чужом облике.
Несмотря на то, что асы регулярно получали благодаря Локи те или иные преимущества (так, с его помощью Тор обрёл молот Мьёльнир, Один — копьё Гунгнир и кольцо Драупнир, позволяющее стать неуязвимым), настал момент, когда терпение жителей Асгарда иссякло. Поводом же для этого стало отнюдь не убийство светлого Бальдра, а всего лишь пьяная перебранка.

Сигюн, Локи и змея — долго им быть вместе… (художник Мартен Эскиль Винге)
После пира, куда Локи заявился незваным и оскорбил всех асов, положение «шутника и любимца богов» трикстера уже не спасло. Хоть он и попытался скрыться в водопаде, обернувшись лососем, его поймали. Заодно схватили и его сыновей Вали и Нарви, пытавшихся вступиться за отца: Вали превратили в волка, и он разорвал брата на куски.
После чего асы связали Локи кишками сына («ибо это те путы, что отец не сможет порвать»), а богиня Скади, мстя за своего отца Тьяци — Тор убил его благодаря хитрости, подсказанной Локи, — подвесила над головой у бога змею, чей яд непрерывно капает пленнику на лицо. Точнее, капал бы — если бы не верная жена Сигюн, которая не испугалась гнева богов и не оставила супруга в беде.
Мимир

Один направляется к колоду Мимира
Мимир: мудрейший изо всех богов; он, или, по крайней мере, его голова, охраняла источник (Колодец Мимира), берущий начало у корней Иггдрасиля. Существуют разные версии о том, как он лишился головы, но, как оказывается, он и Хёнир были посланы асами к ванам в качестве заложников, чтобы скрепить мир, установленный между двумя семьями богов.
Ваны не любили Хёнира, поэтому они умертвили Мимира. Вполне возможно, что он создал меч Миминг. Один взял в привычку советоваться с головой Мимира, когда ему была нужна помощь. Согласно некоторым версиям Один лишился глаза, ибо ему пришлось отдать его голове Мимира в качестве платы за мудрые советы.
Норны

Норны Скульд, Урд и Верданди
Норны: три богини судьбы — Скульд («жизнь — существование»), Урд («судьба — предназначение») и Верданди («необходимость»). Очевидно, что их образы напрямую связаны с мойрами — богинями судьбы из греческой мифологии. Каждый день они поливали Иггдрасиль святой водой, чтобы дерево продолжало расти.
Также они страстные ткачихи, создающие огромное полотно. Две сестры, Урд (которая очень стара) и Верданди (которая молода и прекрасна) были очень дружны со смертными, но Скульд была чересчур обидчива; она обижалась по любому пустяку или из-за равнодушного к ней отношения. Скульд имела ужасную привычку разрезать полотно, сотканное тремя сестрами, как раз тогда, когда работа была уже почти закончена. Вюрд: мать Норнов.
Нотт

Картина «Ночь на Хримфакси» Арбо
Нотт: богиня ночи; дочь великана Норви. У нее было трое любовников-мужей: Нагльфари, от которого она родила сына Ауда; Аннар, который дал ей дочь Эрду; и Деллингер, чей сын был назван Днем.
- Деллингер (Деллинг): бог рассвета и третий муж Ночи, Нотт. Их сыном был Даг (День).
Ньерд

Бог Ньерд и его жена Скади
Ньерд: отец Фрейра и Фрейи; один из ванов моря, постепенно вытеснивший культ бога моря асов Эгира и перенявший его функции. Одновременно был мужем великанши Скади и богини Нертус.
Сигюн

Закованный Локи, за которым ухаживает его верная жена Сигюн
https://www.youtube.com/watch?v=eWaXnAMiy9g
Сигюн: третья жена Локи, которая была ему безгранично предана. Она воспитывала его смертных сыновей Нарве и Вали. Даже после того, как Локи был изгнан из Асгарда за свои преступления, Сигюн осталась верна ему.