Сущность и происхождение
Локи – скандинавский бог огня, обмана и хитрости. Снорри также дал описание внешности божества: он красив, невысокого роста, худощав, а его волосы имеют огненно-рыжий цвет. Его отличительными особенностями являются острый ум, коварство, изворотливость, хитрость и двуличность, а также умение изменять облик. Благодаря этим качествам асы разрешили ётуну жить в Асгаре. У этого бога также есть несколько других имен: Лодур, Лофт и Хведрунг.
Касательно происхождения Локи считается, что его отцом был ётун Фарбаути, а матерью – Лаувей (другое имя – Наль). Хотя, по версии некоторых других исследователей, Локи существовал еще до Одина, потому как его отцом являлся великан Имир, воздух Кари и вода Хлер – братьями, а богиня Ран – сестрой. И лишь позже бог огня и обмана вошел в триаду демиургов вместе с Одином и Хениром.
https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru
Несмотря на то что в современной трактовке скандинавской мифологии в разных источниках указывается, что Тор и Локи – антиподы, у того же Снорри Стурлусона Один является побратимом бога обмана, но при этом его противоположностью. А вот бог-громовержец лишь периодически составлял хитрому божеству компанию в тех или иных ситуациях.
Некоторые исследователи утверждают, что, будучи частью триады демиургов (Один, Хенир и Лодур, или Локи), этот бог изначально принадлежал к поколению богов, существовавших ещё до Одина, и был сыном великана Имира, а его братьями были Кари (воздух) и Хлер (вода), сестрой — Ран, страшная богиня моря. Другие мифологи, однако, считают его сыном великана Фарбаути, которого ассоциировали с Бергельмиром, единственным выжившим после потопа, а также сыном Лаувейи (лиственный остров) или Наль (корабль). В этом случае единственное, что связывает Локи и Одина, — это клятва в побратимстве, которую давали друг другу скандинавы.
Характеристика
Очень разносторонне хитрое божество раскрывает мифология. Бог Локи обладал множеством нужных качеств, за которые асы терпели его выходки и на многое закрывали глаза. Во многих ситуациях он выручал других богов, но в большей части таких случаев они попадали в переделку именно благодаря Локи, который спасал свою шкуру или видел какую-либо выгоду.
Коварный бог помогал то асам, то великанам и долгое время их всех это устраивало, тем более что в начале своего появления в Асгарде Локи был хорошим, насколько это возможно для бога обмана, он помогал богам множество раз. Вместе с Одином он участвовал в сотворении мира, вместе с другими демиургами вдохнул жизнь в деревянные прообразы людей.
Он помогал богам получить или вернуть множество сокровищ. Однако позже, становясь все злее и обретая более демоническую сущность, бог Локи заслужил ненависть асов, которых постоянно ссорил между собой и стал воплощением всех бед, вплоть до Рагнарёка. Это божество стало аналогом Люцифера в скандинавской мифологии.
Биография
Снорри описывает Локи красивым, невысоким человеком. Побратим Одина. До того, как великаны начали войну с Асами, Локи прожил три года в Ётунхейме у великанши Ангрбоды. За это время она родила ему троих детей: дочь — наполовину красную, наполовину синюю Хель (богиня царства мертвых), гигантского змея Ёрмунганда и чудовищного волка Фенрира.

«Наказание Локи». Иллюстрация Луи Уара к The Heroes of Asgard (1900)

Изображение Локи со страниц древнеисландского манускрипта Edda Oblongata (1680)
Черты Локи характерны для трикстеров: двуличность, изворотливость, хитрость, коварство. Утверждение, что понятия о «хорошем» и «плохом» для него просто отсутствуют, не совсем верно. В песне «Перебранка Локи» он беспощадно и не стесняясь в выражениях разоблачает семь богинь и семь богов, собравшихся на пир у морского великана Эгира. Богов он обвиняет прежде всего в трусости, а богинь — в нецеломудрии. На том же пиру Локи признаёт собственную вину в гибели бога Бальдра.
После этого Локи попытался скрыться, и в образе лосося спрятался в водопаде фьорда Франангр. Разгневанные асы поймали и его и двух его детей, Вали и Нарви. Вали превратили в волка, и он разодрал брата на части. Кишками Нарви связали Локи и приковали к скале, к трём камням. Скади, мстя за своего отца, повесила над его головой змею, яд которой непрерывно капает на лицо Локи.
С другой стороны, асы часто прибегали к услугам Локи в тех случаях, когда надо было проявить хитрость. Локи обладал способностью менять свою внешность. Так, он в образе прекрасной кобылы сманил коня по имени Свадильфари у ётуна-каменщика, строившего Асгард, чем избавил асов от необходимости отдавать последнему в жены богиню Фрейю.
Детство
Локи Лафейсон – сын королевы Фарбаути и короля Лафея, главы Ледяных Великанов из Ётунхейма. Он родился маленьким, к стыду своих родителей, и рос отдельно от остальных Великанов.
Усыновление
Магическим образом Локи-из-будущего вернулся в прошлое Ётунхейма, обхитрил Бора и превратил его в снег. Пока Бор таял, он попросил своего сына Одина о помощи, но тот проигнорировал его. Потом Локи в облике призрака Бора досаждал Одину.
Прошли годы, и Локи (как Бор) попросил Одина взять в свою семью сына павшего короля, которого он убьёт; тогда Один больше не будет ему ничего должен. После этого он нашёл нынешнего Локи и объяснил ему, как стать богом, обманув Одина и Лафея.
Локи отправился к Лафею, сообщил, где в грядущем бою будет находиться Один и стал подстрекать короля напасть на него. Когда Локи намекнул Лафею, что тот трус, отец ударил его, но решил убить Всеотца.Один сразил Лафея и оставил его умирать. Локи ринулся на поле боя, изображая горе и гнев, но лишь затем, чтобы Один увидел его силу и согласился усыновить его.
Негодование
Будучи ребёнком, затем подростком, Локи озлобился тем, как по-разному жители Асгарда относятся к нему и к Тору. Асгардцы превыше всего ценили силу, стойкость и храбрость в бою, а значит, предпочитали Тора. Таланты Локи же лежали в иных сферах, главным образом – в колдовстве. Имея естественную склонность повелевать могучими магическими силами, он задумал с их помощью погубить Тора и стать самым могущественным существом в Асгарде.
Бог обмана
Когда Локи повзрослел, его склонность к коварству сложилась в полной мере, и он назвал себя «богом обмана». Однако вместо того, чтобы безобидно подшучивать над другими, он совершал всё более злые дела. Так проявлялась его жажда власти и мести. Со временем он сменил роль игривого озорного трикстера на роль «бога зла».
https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru
На протяжении веков Локи хватался за каждую возможность захватить Асгард и убить Тора.
Эра грома
На Асгард напали Ледяные Великаны. Все боги сражались так, будто скоро Асгарду настанет конец. В конце битвы твёрдо стоял только Тор, своими молниями добывший победу в битве за Асгард. Тор убил могучего великана, и при падении тот разрушил гигантскую стену Асгарда, которая стояла с незапамятных времён.
Все боги преисполнялись мудрости и молодости, когда в каждом их блюде были эти яблоки; все, кроме могучего Тора. Хеймдалль заметил человека, идущего к Асгарду. То был каменщик, который предложил Одину восстановить великую стену, уничтоженную в войне с Ледяными Великанами. Он сказал, что сможет управиться с этим за год, если получит кое-что взамен.
Он не хотел ни богатства, ни власти, только саму Чаровницу. Локи и Один посовещались и решили принять его предложение с одним условием: ему будет отпущено полгода, а не целый год. Все боги согласились, что человеку это никак не под силу. Однако тот строил стену так быстро, что смог бы её закончить даже раньше, чем пройдут шесть месяцев.
Это сильно разгневало Одина, и он велел Локи решить эту проблему, иначе его навеки прикуют к скале. Локи обернулся кобылой, чтобы отвлечь жеребца, принадлежавшего каменщику. Всю ночь Локи отвлекал этого коня, и наутро человек не смог завершить стену. Один сказал ему, что тот не справился, а каменщик знал, что это Локи изводил его жеребца, и виноват в том, что он не справился.
Человек сказал, что убьёт всех богов, и показал свой истинный облик. На самом деле это был Ледяной Великан, способный менять обличие, готовый проклясть обитателей Асгарда. Пока он бился с Локи и Одином, из странствий вернулся Тор и убил Великана, метнув в него Мьёльнир. Затем он приказал Локи прибрать беспорядок, который устроил. Тор шёл по Асгарду, неся головы нескольких Ледяных Великанов.
Позже Локи изгнали из Асгарда за очередную попытку интриги. Он брёл по Асгарду без еды, куда глаза глядят. Казалось, будто он идёт сквозь снег уже тысячи лет. Как-то раз к нему слетел орёл и начал его расспрашивать. Птица предложила Локи сделку: она добудет ему еды, если тот доставит ему желанную Чаровницу.
Локи побеседовал с Чаровницей и обманул её, сказав, что нашёл золотые яблоки, которые она сможет собрать. Они поднялись на вершину заснеженной горы, где их ожидал Ледяной Великан (который и был тем орлом). Он забрал Чаровницу с собой, чтобы она стала его королевой. Жители Асгарда начали голодать, потому что некому было больше собирать с дерева золотые яблоки.
Один выяснил, что в этом виноват Локи, и заставил его отправиться спасать Чаровницу от Ледяного Великана. Локи вернулся к логову Великана, где и нашёл связанную Чаровницу. Ледяной Великан в это время спал. Они прокрались наружу, но Великан проснулся и обнаружил пропажу. Он погнался за асгардцами и пленил их. Но тут прилетел Тор и убил Ледяного Великана. Чаровниц вернулась в Асгард и боги снова смогли пировать.
20 век
В какой-то момент Локи вызвал гнев правителя Олимпа, Зевса, и тот изгнал его в Аид, заменив им Плутона, правившего там. В это время Локи породил ребёнка, которого назвал Сын Сатаны: в этот период сам он иногда называл себя Сатаной.
Через некоторое время Локи воспылал страстью к олимпийской богине любви Афродите, которая в 1949 году действовала на Земле под именем Венеры. Пока Венера находилась на Земле, Локи воспользовался этим, чтобы покинуть изгнание и сеять зло на планете. Он появился на параде Марди Гра, который Венера посетила в связи с тем, что работала в Журнале Красота.
Это было уловкой, чтобы заманить Венеру в Аид, где Локи её взял её в плен. Потом он вселился в тело нанимателя Венеры и её смертного возлюбленного Уитни Хаммонда, чтобы сеять зло во всём мире. Венера смогла бежать, разыскала Локи и пообещала стать его королевой в Аиде, если он покинет Землю. Локи согласился, но прежде, чем он смог связать Венеру клятвой, появился Зевс (тогда носивший имя Юпитер) и наградил Венеру за её жертвенность.
Локи был изгнан обратно в Аид, а Венера смогла вернуться на Землю. Вскоре после этого поражения Локи замыслил вторгнуться на Олимп, где боги были заняты судом над Венерой. Суд затеяла дочь Юпитера, Джоя, которая посчитала, что Венера пренебрегает божественными обязанностями. Когда Локи с армией прибыл на Олимп, Джоя поняла свою ошибку, приняла облик Венеры и пообещала отправиться в Аид вместе с Локи, если он уведёт войско.
В 1950 году Аполлон заключил сделку с демоном Зороба, что позволит тому вселиться в его тело. Демон желал завоевать любовь Венеры на Земле. В теле Аполлона Зороба воспользовался шансом, чтобы вынудить Юпитера позволить Локи вернуться из изгнания и поселиться на Олимпе. Юпитер дал краткую аудиенцию Локи, пока раздумывал над этим, но Венера не дала замыслу совершиться, и Локи и Зороба были изгнаны обратно в Аид.
В 1951 году Локи заколдовал дальневосточное государство Кассаробия, так что никакие боги не могли применять в нём свои силы. Его мотивы, кроме как доставить богам неудобство, неизвестны. Однако вскоре после этого Венера оказалась пленницей султана Кассаробии, который хотел сделать её новой женой. Юпитер сыграл на страсти Локи к Венере и убедил его снять заклятие, когда жизнь Венеры оказалась под угрозой. Вместе со сводным братом Тором Локи сдерживал войско султана, пока Венера и народ Кассаробии не свергли его.
Личная выгода
https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru
В приключении вместе с Одином и Херниром, описанном в «Младшей Эдде», бог Локи ударил Тиацци, обернувшегося орлом и пытавшегося забрать лучшие куски пищи, приготовленной асами, но прилип к великану, который унес его в свое логово. Тиацци пообещал отпустить Локи в обмен на Идунн и ее молодильные яблоки, и тот, благодаря своей хитрости и коварству, привел богиню к великану.
Но асы без яблок начали стареть и заставили Локи вернуть Идунн. Обернувшись соколом, виновник смог вернуть богиню в Асгард, а прилетевшего за ней Тиации-орла убили другие боги. Этот случай как нельзя лучше демонстрирует, что Локи в большинстве своем совершал любые поступки, только исходя из своей выгоды или угрозы его жизни.
Приключения с Тором
Но все же были у коварного бога и такие деяния, которые можно назвать бескорыстными. Только благодаря его уму, изворотливости и хитрости бог-громовержец смог вернуть свой легендарный молот Мьелльнир. Тор и Локи отправились в логово ётуна Трюма, который похитил легендарное оружие, под видом его невесты и ее служанки.
Но были у этих двух богов и такие приключения, в которых Локи подставлял своего спутника. Чтобы спасти свою жизнь, урожденный ётун привел Тора прямо в логово великана Гейррёда, громовержец смог спастись только благодаря доброй Грид.
Семья
Помимо брака с Сигюн, Локи женился на великанше Ангрбоде (сулящая горе), живущей в Железном лесу и родившей ему трёх чудовищ: Хель — богиню смерти, змея Мидгарда Ёрмунганда и волка Фенрира.
Сигюн родила ему двух сыновей, Нарви (Нари) и Вали, причем последний был назван в честь бога, отомстившего за Бальдра. Сигюн всегда хранила верность своему мужу и не предала его даже после того, как его окончательно изгнали из Асгарда и свергли в недра земли.
Конь Слейпнир так же является сыном Локи, которого родил Локи в образе кобылы от коня Свадильфари.
Также Локи ошибочно приписывают брак с Глут (сияние), которая была замужем за Логи и родила тому двух дочерей — Эйзу (уголья) и Энмиру (пепел).
Наследие
Как и у многих божеств самых разных пантеонов, у Локи также своеобразное наследие. Считается, что изначально он не был злым, являясь духом жизни. Вместе с женой Глут (сияние) бог огня Локи считался символом домашнего очага. От первого брака у него родилось двое детей – Энмира и Эйза. Однако чем дальше, тем более Локи озлоблялся и демонизировался.
Второй его женой стала великанша Ангрбода, их тайный брак в Железном лесу Ётунхейма был запрещен Одином, который еще больше обозлился, когда узнал о рождении троих детей-чудовищ: красно-синей Хель, жуткого волка Фенрира и огромного змея Ёрмунганда. Один бросил Хель в Нифльхейм, где она стала богиней смерти, Ёрмунганда отправил на дно морское, где он стал Мировым змеем, а вот Фенрира изначально забрал в Асгард, где пытался посадить на цепь, но ни одна не смогла удержать могучего волка, и в итоге его низвергли в подземное царство.
Бог Локи породил также и легендарного восьминого жеребца Одина Слейпнира. Используя свою способность, он обернулся кобылой, чтобы отвлечь коня Свадильфари, благодаря которому ётун-каменщик обещал асам построить Асгард в рекордные сроки, а боги не хотели ему платить по счетам. Третьей и последней женой Локи была Сигюн, родившая ему двоих сыновей: Вали и Нарви (или Али и Нари).
Этимология
Вопрос об этимологии не разрешён. Самой распространённой является версия происхождения от древнеисландскогоlúka — «закрывать, запирать; заканчивать» (возможное указание на роль Локи в Рагнарёке, как хтонического божества).
https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru
Иногда имя Локи сближают с балтийским обозначением медведялит.Lokys и греческим обозначением волкагреч.Λύκος.
Также существует версия о происхождении имени Локи от слова «логи» — «огонь», что и является основой версии о том, что Локи — бог огня[2].
![]() | …Локи — это огонь, говорили первые приверженцы натуралистического толкования. Локи — вода или ветер, поправляли другие. Последователи Манхардта обрядили его в униформу «духов растительности». В нём видели бога с адскими и хтоническими чертами (…). Одни фольклористы сочли возможным приветствовать в его лице своего рода удачливого старшину в армии гениев, троллей и эльфов, всегда кишащих на скандинавском горизонте. Другие признали в нём одновременно и «культурного героя» из мифологических рассказов некоторых полуцивилизованных народов, и обманщика, который порой его замещает. | ![]() |
Гнев богов
На пиру у Эгира (морского великана) бог Локи нелицеприятно обличил асов в их недостатках и признался в убийстве Бальдра, сына Одина. Для богов это стало последней капелей. Они схватили злодея и обоих его сыновей, обратили Вали в волка, который растерзал своего брата, и кишками Нарви привязали Локи к трем камням, а над его головой подвесили змею, яд которой должен был капать на лицо провинившегося божества и приносить ему адские муки.
Локи в современной культуре
Музыка и театр
- Локи упоминается в песне Sinew[de] “Charging Loki”
- В репертуаре группы Týr есть сокращённая версия скальдской баллады “Lokka Tattur” (“Сказка Локи”)
Литература
- Под влиянием Вагнера написан роман немецкого писателя и антропософа Людвига Якобовского «Локи» (Loki. Roman eines Gottes, 1899), своеобразная «прото-фэнтези», основанная на скандинавской мифологии.
- Стихотворение И. А. Бунина «Бальдер» посвящено мифу германо-скандинавской мифологии, центральным персонажем которого выступает Локи.
- Стихотворение В. Я. Брюсова «Бальдеру Локи» было адресовано Андрею Белому.
- Появляется Локи и в современных фэнтези, как собственной персоной («A.D. 999» Жадриен Белл, 1999, «Мой Рагнарёк» Макса Фрая, «Дипломированный чародей» Лайона Спрэга де Кампа и Флетчера Прэтта, а также в книге Ларса-Хенрика Ольсена «Эрик, сын человека»), так и в реинкарнациях («Американские боги» Нила Геймана и его же комикс «Песочный человек»; «Маска Локи», «Любовь — одно воображение» Роджера Желязны).
- В книге Юрия Никитина «Откровение» Томас и Олег, спустившись в Преисподнюю, видят прикованного Локи (как в мифах), но в следующей книге «Возвращение Томаса» встречают его среди остальных богов Асгарда.
- Локи как скандинавский бог появляется в книгах «Моя жена — ведьма» Андрея Белянина и «Непобедимый Олаф» О. Льгова.
- В книгах Джоанн Харрис «Руны» (англ. Runemarks), «Runelight» и «Евангелие от Локи» (англ. Gospel of Loki) Локи — бог обмана.
- В тетралогии Гарри Гаррисона («Молот и Крест», «Крест и Король», «Король и Император», «Император и Молот») Локи — один из Богов Асгарда, проклятый Одином, но освобожденный благодаря человеку.
- В серии книг Рика Риордана “Магнус Чейз и боги Асгарда” появляется во снах Магнуса и пытается начать Рагнарёк.
- В книге Дианы Уинн Джонс “Огонь и заклятие, или Восемь дней с Люком”, Локи – один из центральных персонажей.
- Популярным произведением, сюжет которого связан с Локи, является голливудский фильм «Маска» с Джимом Керри. Маска бога Локи — главный завуалированный антагонист в этом фильме.
- В фильме «Сын Маски» Локи (в роли Локи — Алан Камминг) — один из главных героев и отрицательный персонаж.

Том Хиддлстон в костюме Локи из фильма «Тор»,
Comic Con
-2013
- В комиксах по вселенной Marvel существует персонаж Локи, основанный на мифологическом, но не идентичный ему (так, по комиксам он брат Тора, а не Одина, и носит чёрные, а не рыжие волосы). Обычно ему отводится роль злодея или неоднозначного антигероя. В экранизациях комиксов его роль исполнил Том Хиддлстон.
- Также Локи является одним из главных персонажей аниме «Matantei Loki Ragnarok».
- В сериале «Сверхъестественное» имя Локи носит один из архангелов — Гавриил, скрывающийся на Земле (в роли Локи — Ричард Спейт-мл.).
- В сериале «Звёздные врата SG-1» — асгард Локи, похитивший генерала О’Нилла и отправивший его клон на Землю.
- Локи как скандинавский бог играет главную роль в аниме «Забавы Богов».
- Также Локи появляется в фильме «Мара и Носитель Огня» (в роли Локи — Кристоф Мария Хербст).
Компьютерные игры
- В 2D-игре «God of Thunder» 1993 года Локи является главным антагонистом[4].
- Локи присутствует в игре Age of Mythology как один из основных богов.
- В игре Rune бог Локи глубоко под землей скован каменной змеёй. Сюжет игры тесно связан с богом Локи.
- В игре Ragnarok Online по сюжету бог Локи создал всех монстров, обитающих в игре.
- В игре Cultures 3 Локи является одним из основных героев, сначала он помогал Бьярни, потом его предал.
- В игре Smite Локи является одним из богов, которым может управлять игрок.
- В игре God of War в финале раскрывается, что один из центральных персонажей — будущий Локи.
Бог перемен
Чтобы понять характер Локи, нужно прежде всего изучить его поступки. Если внимательно присмотреться, они сложатся в закономерную систему. Например, существует группа мифов, в которых Локи вносит разлад и хаос в жизнь различных богинь. В одном из этих мифов он лишает волос Сив, жену Тора. Разгневанный Тор грозит ему ужасными карами, и Локи отправляется в Свартальвхейм — страну темных альвов, где хитростью заставляет карлов-кузнецов выковать для Сив новые волосы из чистого золота, которые затем прирастают к ее голове и продолжают расти, как настоящие.
Здесь надо принять во внимание, что Сив — это одна из ипостасей Матери-Земли, а волосы ее — не что иное, как золотые колосья. Срезая их, Локи уподобляется жнецу, а возвращая ей золотые волосы вместо обычных, предвосхищает новый, еще более обильный урожай. С этой точки зрения, поступок Локи — не просто злая шалость: урожай надо собирать в срок, и зимой поля должны отдыхать.
С этим мифом схожи по общей структуре и два других сюжета этой группы —о похищении Идунн, богини юности (которую Локи отдает великану бури Тьяцци) и о краже ожерелья у Фрейи, богини любви. Во всех этих случаях Локи сначала похищает, а затем возвращает (хотя и не без угроз со стороны богов) нечто, ему не принадлежащее;
Локи как Тень Одина
Авторы, которые пытаются объяснить, каким образом Локи вообще допустили в Асгард, обычно намекают, что бедный старый Один, должно быть, в тот черный день напился до зеленых чертиков или временно тронулся умом. Иначе с чего бы великий Всеотец, бог мудрости и магии, решился пригреть у себя на груди такую змею?
Это был очень серьезный шаг. Фактически, Локи в результате получил такой же статус, какой имел бы, если бы приходился Одину родным братом. Более того, подобная клятва приносилась раз и навсегда; разорвать ее было уже невозможно. Интересно, что одно из многих имен Одина — Хельблинди: точно такое же имя носит один из братьев Локи, персонаж малоизвестный и упоминаемый очень редко.
Один и Локи совершенно определенно схожи между собой: оба они умны и хитры; оба искусны в магии; оба связаны со смертью и зимой; оба таят в себе некую темную силу; оба умеют изменять свой облик и пол; оба много путешествуют. Пожалуй, было бы даже странно, если бы в какой-то момент между ними не возникли узы родства.
https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru
В юнгианской психологии считается, что у каждого есть своя «теневая» сторона, темная часть психики, которую можно либо признать, принять и интегрировать, либо игнорировать и отрицать. В последнем случае она начинает проецироваться вовне, порождая образ темного «другого». В скандинавском мифе Один принимает Локи в свою семью, и этот союз можно символически рассматривать как признание и интеграцию хаотической, первобытной силы (Локи) со стороны сил разума и порядка (асов).
В результате этой интеграции асы получают возможность присматривать за Локи и время от времени делать так, чтобы он исправлял последствия своих поступков. Кроме того, он нередко приносит асам пользу; это можно интерпретировать как символическое указание на то, что теневая сторона обладает богатыми ресурсами, которые можно использовать во благо всей личности в целом.
И, наконец, Локи кладет начало новым циклам развития в сообществе асов, включая и самый последний из них — гибель в день Рагнарёка. Как колесо начинает вращаться, если приложить к нему две противонаправленные силы, так и союз Одина и Локи поддерживает вселенную в динамическом равновесии. В отсутствие какой-либо одной из этих сил вселенная бы разрушилась или, наоборот, погрузилась в стагнацию. Но так, работая сообща, они непрерывно вращают колесо времени.
Владыка тьмы
Под маской озорного плута Локи скрывает другую, более таинственную личность, величественную и ужасную. За всеми его шутками и проделками маячит образ владыки подземного мира, подобного греческому Аиду. Царством мертвых правит богиня Хель, но Локи — ее отец, и он же поведет за собой силы смерти на последнюю битву. Таким образом, вопреки своей шутовской роли Локи обладает огромным могуществом и занимает высокое положение в пантеоне.
Намек на этот поистине королевский статус содержится в мифе о путешествии Тора в страну Утгарда-Локи («Локи внешнего мира») — великана, в совершенстве владеющего магией и искусством наведения иллюзий. Этот великан успешно морочит голову Тору, выставляя его дураком в ряде колдовских испытаний, а затем, открыв своим гостям правду, исчезает в тумане вместе со всем королевством, прежде чем Тор успевает схватиться за молот.
Локи сопровождает Тора в этом путешествии и тоже становится жертвой обмана, так что заподозрить его в сговоре с Утгарда-Локи никому не приходит в голову. Но разве не настораживает тот факт, что двух этих великанов, фактически, зовут одинаково? Оба они не чужды озорству и обману, а находиться в двух местах одновременно для Локи не составило бы труда. К тому же, в отличие от Тора, он совершенно не боится насмешек.
Сюжет о том, как Локи породил троих «чудовищ» от великанши Ангрбоды («Предвещающей горе»), нередко называют «первой ошибкой Локи». Дети Локи и Ангрбоды — богиня смерти Хель, мировой змей Йормунганд и волк Фенрис. То обстоятельство, что Локи произвел на свет таких устрашающих созданий, родственных смерти и тьме, толкуют как свидетельство его собственной злобы и порочности.
полы их усыпаны тростников, скамьи застланы золотом, а котлы пенятся медовой брагой. Таким образом утверждать, что царство Хель полно ужасов и горя, нет никаких оснований. Это не преисподняя, а всего лишь загробный мир, куда после смерти попадают все люди, за исключением тех немногих, кого боги забирают в Вальхаллу или в некоторые другие места.
Смерть, с нашей человеческой точки зрения, некрасива, так что и Хель — не красавица; но в ней нет ни злобы, ни желания нас запугать, — если только мы сами не приписываем ей подобных качеств. Смерть — это естественная часть жизненного цикла, и лично мне Хель с ее мирным и спокойным загробным царством вовсе не кажется воплощением зла.
чешуйчатый гребень его тела служит надежной преградой, защищающей мир людей от внешних опасностей и чудовищ, обитающих в остальных восьми мирах. Кроме того, образ змея, держащего во рту собственный хвост, ассоциируется с огромной дремлющей силой (ср. символику змея в кундалини-йоге). Когда настанет Рагнарёк и Мировой Змей пробудится от сна, эта сила вырвется на свободу, и миру как мы его знаем придет конец.
https://www.youtube.com/watch?v=upload
Последнее из порождений Локи и Ангрбоды по-настоящему опасно. Это волк Фенрис, который оказался настолько свирепым и кровожадным, что боги сковали его волшебной цепью, вставив меч в его раскрытую пасть (и ради этого богу Тюру пришлось пожертвовать рукой). В день Рагнарёка Фенрис вырвется на свободу и убьет Одина;
но Видар, молчаливый сын Одина, отомстит за отца, разорвав волку пасть. Известны старинные гравюры, на которых изображен огромный зверь с разорванным брюхом, из которого снова выходит на свет проглоченный бог. Некоторые предполагают, что в изначальной версии мифа сожранный волком бог возрождался вновь и что в целом этот миф повествовал о своеобразном шаманском путешествии.
Литература

Эта страница в последний раз была отредактирована 10 августа 2019 в 21:45.
Бальдр и Рагнарёк
Самое черное из всех пятен на репутации Локи — его причастность к гибели Бальдра, любимца всех богов и людей. Со смертью Бальдра не только Мидгард лишается тепла и радости: боги и все Девять миров погружаются в небывалую скорбь. Почему же Локи погубил Бальдра?
Миф о смерти Бальдра широко известен, однако степень ответственности Локи за эту смерть не настолько очевидна, как кажется. Согласно мифу, Локи сначала вручает Хёду, слепому брата Бальдра, единственное оружие, от которого тот не заговорен, — дротик из ветви омелы, а позднее, когда боги пытаются вернуть Бальдра из царства Хель, срывает их планы, приняв облик старой великанши, которая единственной из всех не желает оплакать умершего. В итоге Бальдр так и остается в царстве мертвых; только после Рагнарёка он вернется к жизни как наследник Одина в новом мире.
У многих народов имелся миф об умирающем и воскресающем боге, но с Бальдром проблема в том, что, в отличие от других подобных божеств, он не воскресает каждую весну. Поэтому несмотря на то, что Бальдра нередко определяют как бога урожая или солнечного бога, в действительности он не вписывается ни в ту, ни в другую роль:
он не имеет никакого отношения к ежегодному циклу смерти и возрождения. Скорее, сюжет о смерти Бальдра следует рассматривать как миф об инициации, о шамане, который приносит себя в жертву, дабы прозреть духовно и обрести высшее знание (подобно тому как сам Один принес себя в жертву на Мировом древе, чтобы обрести руны).
В древние времена для сына вождя нередко считалось обязательным доказать свою доблесть, пройдя особое испытание, нередко включавшее в себя символическую смерть. Бальдр не теряет своей силы со смертью; напротив, после Рагнарёка он возвращается гораздо более могущественным и величественным, чем прежде, — как новый владыка Асгарда. Так что, быть может, Локи оказал ему услугу, когда помог умереть.
В заключение следует добавить несколько слов о Рагнарёке. Те, кто рассуждает о Рагнарёке как о «конце света», нередко упускают из виду тот факт, что в основе древнескандинавского мировоззрения лежала идея сменяющих друг друга циклов развития. В результате Рагнарёк нередко путают с христианским Армагеддоном — что, конечно, вполне объяснимо, но в корне ошибочно.
В скандинавской космогонии нет понятий абсолютного добра и абсолютного зла (за исключением тех, которые позднее были навязаны христианами), и Локи — не ипостась Сатаны. Скандинавский Рагнарёк — это, скорее, конец эпохи, конец прежнего образа жизни и прежнего образа мышления, на смену которым приходит другая эпоха — с новыми богами и с обновленным миром. Это не значит, что новый порядок по определению лучше старого: просто рано или поздно всегда наступает время перемен.
Рагнарёк — это не какой-то однократный катаклизм, а регулярно повторяющееся событие: боги и люди вечно поднимаются ввысь по эволюционной спирали. Миф о выживших детях асов и ванов подразумевает реинкарнацию всего пантеона: старые силы оживают вновь, но предстают в новых сочетаниях. Бальдр, вернувшийся из царства мертвых, становится новым Всеотцом.
Старый мир Одина уступает место новому миру, новому мировоззрению, новым концепциям и целям. И это следует рассматривать не как катастрофу, а как возможность для роста, развития и перемен. Это такая же часть вселенского цикла, как смерть — часть цикла индивидуальной жизни. И не кто иной, как Локи — бог перемен — полагает начало этому процессу;
остальные боги враждуют с ним, потому что перемены всегда внушают страх и потому что без борьбы высвободить новые силы невозможно. Но Локи все же доводит цикл до его естественного завершения: он проворачивает колесо вселенной, даже несмотря на то, что гибель старого порядка не обойдет стороной и его самого.
https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin
Конфликты, споры, борьба, напряжение сил и страстное стремление к цели — все эти силы, собственно, и вращают колесо мироздания. Без них мы застыли бы, как камни, в полной неподвижности, ничего не желая, никого не любя и ни о чем не заботясь. Локи — это сила, которая нарушает однообразное течение нашей жизни, отрывает нас от уютного очага и ведет на битву. Он может перевернуть вверх дном весь наш мир и вывернуть наизнанку все идеи, которыми мы дорожим, — но зато с ним никогда не бывает скучно.
https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com
Перевод с англ. Анны Блейз