Солярные знаки восточных славян. Их обереговое применение. : sell_off — LiveJournal

Внешний вид амулета

Солнцеворот представляет собой солярный символ коловрат с шестью лучами, загнутыми к концу. Он означает движение дневного светила по небосводу и отсылает к богу Солнца Хорсу.

Хорс повелевает Солнечным Диском или Солнечным колесом во все времена года. Ему также принадлежат эти солнечные знаки: славянская свастика, знак Огнивец и Колард.

Коловрат может быть повернут как посолонь, то есть, по солнцу, так и противосолонь – против солнца.

Повернутый Солнцеворот по движению солнца означает полгода от Коляды до Купала. С каждым днем в этот период день становится длиннее.

Обращенный противосолонь коловрат означает другую половину года, от Купалы до Коляды. В этот период день становится короче.

Грозовик

Этот амулет изображается противосолонь, то есть против часовой стрелки.

Его знак изображали на стенах домов, чтобы защитить дом от природных катаклизмов, нечисти и недоброжелателей. Считалось, что Грозовик обладает такими свойствами:

  • он может открыть новые таланты;
  • открыть дверь к тайным знаниям;
  • защитит от темных сил и злых людей;
  • подарит душевное равновесие и гармонию с окружающим миром;
  • в семью привнесет гармонию и благополучие.

Грозовик прекрасно подойдет людям, задействованным в военной сфере, а также тем, кто находится в тесном общении с природой. Он укрепит дух и разовьет внутренние черты характера.

Громовик

Когда знак Солнцеворота изображался посолонь, его называли Громовиком.

Это название ассоциируется с именами сильных богов Перуна, Индры и Сварога. Все эти боги обладали оружием, способным выдавать мощной громкости звук, который сокрушал нечистую силу и злых людей.

Громовик могли носить те, кто был силен духом и чист помыслом. Он помогал своим владельцам такими свойствами:

  • укреплял силу духа;
  • благословлял на победу;
  • помогал сокрушить врага;
  • улучшал выносливость;
  • укреплял нервы и закалял характер;
  • наделял владельца быстротой ума.

Громовик был частым атрибутом воинов, наделял их хорошей реакцией и помогал сражаться в бою. Знак громовика изображали на доспехах и одежде.

А также, Громовик могли носить только мужчины. Он подходил людям, ратующим за правду и справедливость. Его владелец должен быть верным чести, поступать по законам и ценить традиции предков.

Женские талисманы

являлась мощным защитным символом на Руси. Этот оберег вбирал в себя всю силу солнца и использовался для защиты от темных и вредоносных сил. Данный оберег считался женским, и носить его должна была каждая девушка. Он дарил своей обладательнице спокойствие, гармонию, мудрость и рассудительность. Также он давал силы для воспитания детей и ведения домашнего хозяйства.

Важно, чтобы женщина, носящая такой оберег, почитала свой род, своих предков, землю, на которой родилась, иначе пользы от такого талисмана совсем не будет. Выглядит этот оберег как символическое изображение очага, из которого вырываются языки пламени.

Рекомендуем: Что такое оберег?

Огневица – также один из женских оберегов. Этот талисман вбирает в себя все женские качества: гибкость, мудрость, мягкость, кротость, изменчивость. Данный символ могла использовать лишь замужняя взрослая женщина, так как оберег имеет сильное воздействие и детский организм может просто разрушить. Огневица заключает в себе силу созидания и спокойствия. Ее изображали в виде свастики, с двумя лопастями и двумя точками.

Макошь также можно считать женским символом, в котором сходятся силы природы. Этот символ помогал женщинам на Руси в любом возрасте, но считался главным помощником именно замужних женщин.

Защитные свойства

, или Перунов цвет, – это амулет солнца, олицетворяющий собой животворящую энергию. Этот символ связан с мифом о несчастной, но красивой любви хранителя солнца Семаргла и хранительницы ночи и луны – Купалицы. Они не могли быть вместе, но постоянно стремились друг к другу.

Однажды бог все же оставил свой солнечный пост и отлучился к своей возлюбленной. После их встречи у Купалицы родились дети. В подарок им Семаргл преподнес именно этот цветок, который, по поверьям, можно было увидеть только в свете луны. Данный оберег способен защитить от порчи, сглаза и различных болезней. Выглядит он как восьмиконечная свастика.

Одолень-трава также является солнечным символом древних славян. Этот амулет солнца использовали как защиту от хворей, а так как причиной любой хвори являются злые духи, то одолень-трава защищала именно от них. Этот амулет вбирал в себя всю мощь и силу солнечного диска, при виде которого любая нечисть погибала. Также амулет помогал человеку сохранять здоровье не только физическое, но и душевное.

Рекомендуем: Что такое оберег Коловрат?

Зимний солнцеворот

Зимний
поворотный день приходится на 21-22 число последнего месяца года. У славян этот
день был одним из важнейших в году. В декабре на солнцеворот светило поднимается по небосводу ниже, чем
в остальные дни года. Уже со следующих суток начнется постепенное удлинение
светлого времени суток.

Мистический момент Солнцеворота – период, когда мир замирает
и наслаждается тишиной. Человеку надлежит вспомнить о боге, погрузиться в себя и переосмыслить
жизненный путь, изменить его вектор в лучшую сторону. Славяне знали, что
декабрьский день рождения нового светила – один из главных в году, поэтому с
волнением ожидали первого утра после солнцеворота.

Значение символа солнцеворот

Значение
солярного орнамента с годами несколько изменилось, поскольку частично утеряны сакральные
знания прошлого. Несомненно, знак близок дневному светилу, связан с его
таинственной магической мощью. Громовик,
Грозовик обладает особенной силой и влиянием.

Символизм Солнцеворота связан с первоначальным значением оберега,
отражающего суть народных
праздников, святых славянских дней. Такими были дни, когда светлое и темное
время суток сравнивались, а также солнцестояния. Ученые расходятся в мнениях о
правилах толкования обрядовых узоров.

Не умолкают споры о правильном внешнем облике знака. Известно, что
существовали обереги с 6 лучами. Количество соответствует числу месяцев
разнонаправленного движения светила. При такой трактовке знак Солнца связан с символикой
Перуна. Второй вариант – 8 лучей, каждый из которых шифрует важный для славянина лунный, солнечный
праздник.

История происхождения

Символ
славян Солнцеворот – один из мощнейших, известных предкам. Его считали
проводником живительной солнечной энергии. Знак связывает воедино Ярило,
Даждьбога и Хорса, символизируя их энергию и мощь. В прошлом солнце почиталось
защитником от любого зла.

Оберег
Солнцеворот носили, чтобы уберечься от порчи, сглаза и дурных пожеланий.
Символы, связанные с дневным светилом, изображали на всевозможных амулетах,
стенах дома, личных предметах. Ими украшали одежду, вышивая на рубашках, белье.
Ритуальный солнечный знак использовали при оформлении культовых объектов.

Визуально славянский
образ напоминает Коловрат, Колядник, Ладинец. Это круглый знак с 8 лучами,
внешне сходный со светилом, испускающим живительную энергию. От остальных
солярных символов Грозовик,
Громовик отличается своеобразным оформлением линий.

Как выбрать амулет

Солнцеворот лучше всего изготавливать из материалов, способных передать энергию Солнца. Поэтому для него используют благородные металлы – золото и серебро.

Золото несет в себе солнечную энергию, а серебро обладает мощной способностью защитить человека от воздействий сил зла.

Если вы решили выбрать или изготовить деревянный амулет, то обратите внимание на эти виды дерева:

  • Дуб. Это дерево олицетворяет мужскую силу, твердость духа. Поможет справится со стрессами и укрепит здоровье.
  • Сосна. Притянет деньги, защитит от злых сил, укрепит здоровье и поможет справиться с болезнями.
  • Ясень. Пробудит способность к ясновидению и откроет дверь к тайным знаниям. Он принадлежит к стихии воды, поэтому поможет в морских путешествиях и защитит от утопления.
  • Бук. Подойдет для творческих личностей. Наделит вдохновением, поможет в развитии таланта.

Амулет можно закрепить на металлической цепочке или нити из натуральных материалов. Можно использовать его и на кольцах и браслетах, а женщины могут сделать или купить с ним серьги, подвески.

Популярный вид этого оберега – брошь, которую можно приколоть к самому сердцу.

Также знак Солнцеворота можно вышить на одежде или начертить дома. Для этого используются яркие, солнечные цвета – красный, золотой, желтый.

Коловрат – символ солнца

На Руси крест с изгибами имел русское название – “коловрат”, его  значение трактуется как “Солнце” и “вращение”, или “солнцеворот”. Изображения коловрата в виде орнаментов покрывали алтари древнерусских храмов, ризы, иконостасы, военные стяги, чеканку оружия, отвороты национальных костюмов, кружева, наличники домов, утварь и т.д. Об этом свидетельствуют фрагменты росписей в Киеве, Чернигове, Новгороде, Вологде.

Ни Европа, ни Индия, ни Азия не могут сравниться с Россией или Сибирью в изобилии солярных символов, покрывающих русское оружие, стяги, национальные костюмы, домашнюю утварь, предметы повседневного быта и сельскохозяйственного назначения, а также дома и храмы.

К примеру, купол древнего коломенского храма усекновения головы Иоанна Предтечи украшен мозаичной фигурой вращающегося Солнца с расходящимися от него спирально-изогнутыми лучами и точками планет по периферии небосвода.Завораживает воображение и древняя роспись портика киевского Софийского собора, выполненная ещё при Ярославе Мудром в виде череды лево- и правовращательных свастик-коловратов и прямых крестов.

Она олицетворяет собой Ярило-Солнце, Свет, смену времен года, является великой очищающей и оберегающей силой, вот почему ее так ненавидят темные силы зла. Не случайно Коловрат был начертан на красных щитах славянских воинов, идущих на смертный бой, зачастую против превосходящих сил противника.

Эта решительность коловрата вызывала панический страх у врагов, в конечном итоге принося победу славянам. Так наши великие Предки, на протяжении тысячелетий, сдерживали все опустошающие нашествия: греков, римлян, гуннов, готов, обров, хазар, половцев, печенегов, византийцев, варягов.

Исходя из того, что коловратпредставляет собой вращающийся крест с загнутыми концами, направленными по или против часовой стрелки, сейчас во всём мире все подобные символы называют одним словом — свастика, является неверным. Ведь каждый свастичный символ в глубокой древности имел своё собственное название, предназначение, Обереговую Силу и Образное значение, а совсем не те идеи, которые выдвигал Адольф Гитлер.

Удивительный факт, но сейчас мало кому известно, что матрицы денежной купюры достоинством в 250 рублей, с изображением свастичного символа — коловрата — на фоне двуглавого орла, были изготовлены по специальному заказу и эскизам последнего Российского царя Николая II.

Временное Правительство использовало эти матрицы для выпуска денежных купюр достоинством 250, а после и 1000 рублей. Начиная с 1918 года, большевики вводят в обращение новые купюры достоинством 5000 и 10 000 рублей, на которых изображены три Свастики-Коловрата:

Кому подойдет амулет

Славянский Солнцеворот – универсальный амулет, подходящий людям любого пола, но это символ бога Хорса, а значит, нужно соответствовать его требованиям.

Хорс покровительствует ответственным, трудолюбивым людям, умеющим распределить время между работой и отдыхом. Дела такой человек ведет мудро, составляя четкие планы.

Он умеет руководить и направлять других людей, может мудро обходиться с деньгами, заботится о своих близких, верит в силу рода и почитает ее.

Если человек может обладать Солнцеворотом, то тот проявит для него свои полезные свойства:

  • он обережет от неудач, особенно тех, что могут произойти на работе;
  • защитит от воздействия злых сил жизненных неприятностей;
  • одарит заслуженным успехом за прилежный труд;
  • укрепит дух и одарит жизненной силой.

Кстати! Оберег станет прекрасным защитником для людей с опасными профессиями, например, пожарных и военных, а также людей, занимающимися экстремальным видом спорта.

Летний солнцеворот

Праздник
приходится на середину июля (около 20-х чисел). Раньше его называли Литой. Ночь
короче остальных в году, а день – длиннее. Праздновали Литу обрядами и
весельем. Во многом действия напоминали день Ивана Купалы. И сегодня люди
верят, что этот период – лучший для загадывания желания, потому что энергия
светила максимальна, любая магия становится эффективнее. Солнечные дни – самый
подходящий период продумать планы, настроиться на лучшее.

Еще про Тора:  Языческие боги у славян, художник Андрей Шишкин: svetan_56 — LiveJournal

Энергетика Литы в представлении славян объяснялась единением
всех стихий. Обряды, проводимые в этот день, меняли человеческие судьбы.
Простейшим ритуалом было плетение венка, символизировавшего жизненный цикл и вращение
Солнце. Делая венок, вплетали в судьбу исполнение искренних желаний. Чтобы
изделие обрело особенную силу, цветы для него собирали собственноручно, плели у
живого огня (костра или свечи).

Мужские знаки

– это амулет солнца. Он предназначался только для мужчин, носить его необходимо было с раннего детства. Этот талисман означает, что его обладатель отличается храбростью, смекалкой и прозорливостью.

Данный оберег связывали с богом Колядой, он отвечал за постоянное обновление мира, за его движение вперед к прекрасному и новому. Поэтому данный символ имеет особое значение и содержит в себе глубокий смысл: человек нуждается в постоянном развитии и движении вперед. Выглядел он как восемь лучей, выходящих из одной точки. Визуально он также напоминает свастику.

Ратиборец – самый главный и основной талисман мужчин, помогающий им в бою. Он давал силы только тем, кто сражался за свою Родину и защищал свой народ, тем, кто искренне любил свою отчизну. Его наносили на оружие и одежду, а также он считался отличительным знаком мужчин, имеющих отношение к воинскому делу.

Празднование весеннего солнцеворота

Весенний Солнцеворот еще известен как Масленица. То, что этот яркий праздник, символ окончания зимы, дожил до наших времен, это значит, что он был действительно важен и популярен.

Правда, Масленицу теперь отмечают не в день весеннего равноденствия, как Весенний Солнцеворот, но традиция крепка.

Знаком Весеннего Солнцеворота был Посолонь, движение по часовой стрелке. Во время празднования его можно было увидеть повсюду, плясали хороводы, которые то же символизировали солярное движение.

В день весеннего празднества наготавливали блины, которые, как известно, олицетворяли солнечный круг, поэтому и были основным блюдом этого праздника.

Празднование зимнего солнцеворота

Праздник зимнего Солнцеворота называли Йолью, Колядой или Ночью Чернобога.

Несмотря на свое мрачное название, этот праздник был полон веселья и радости. Встречали его, как только приходила зима и дружеским весельем провожали солнце на покой до теплой весны.

Этот праздник ассоциировался с окончанием летних работ, и теперь славяне могли отдохнуть и питаться всю зиму припасами, наготовленными за лето.

В этот день бог молодого зимнего Солнца Коляда дарил ребятишкам подарки, а повелитель нечистой силы Чернобог пытался продемонстрировать свою мощь.

Лютый Мороз бродил по лесу и выжидал, пока к нему в ледяные лапы не забредет какой-нибудь неудачливый путник. Чтобы не угодить во сне в ловушку злых сил, нужно было гулять до самого утра.

Интересно! Что Противосолонь использовали не только на зимних празднествах. Этот знак был популярен у колдунов и воинов, посвятивших себя Чернобогу. Считалось, что его темная сила защитит от напастей, а все злые намерения отразит в обидчика.

Празднование летнего и осеннего солнцеворотов

Эти праздники не были так широко распространены, но все равно обладали важным значением для древних славян.

Летний Солнцеворот означает Летнее Солнцестояние, когда отмечался самый длинный день и чествовалась сила солнечного света.

Он назывался Купава, а позже стал днем Купалы. Перед праздником люди мылись дочиста, плели венки. В день празднования разжигали костры и прыгали через них, а ночью пытались отыскать Цветок папортника, чтобы обратиться к самому Купале. Символом Летнего солнцестояния был Посолонь.

На Осенний Солнцеворот славяне праздновали богатый урожай, и благодарили за него богиню плодородия Ладу. В осенние дни люди стремились справить свадьбу, чтобы Лада взяла этот брак под свое покровительство. В этот день столы накрывали пирогами с капустой, яблоками и брусникой.

По традиции выпекали огромный пирог в человеческий рост, за которым прятался жрец. Если его не было видно из-за пирога, считалось, что урожай в этом году богатый.

Перед Новым годом славяне тушили старый огонь в печи и зажигали новый, пекли караваи, стены дома украшали рябиной, которая защищала от злых сил. Символом Осеннего солнцестояния был Противосолонь.

Славяне и их символика

Символика у славян занимала немаловажное место в их системе верования и жизневосприятия. На протяжении многих лет славянская символика была забыта, и вот, интерес к ней снова возрос. Людям стали интересоваться Славяно-арийскими оберегами и символикой древних славян.

Огромное значение в Вере Исконной, как любят называть язычество современные последователи древних волхвов, имеет символ, именно он, зачастую, несет в себе основную смысловую нагрузку в магическом и жреческом искусстве. Ведь символ – это не просто значок или украшение на посохе волхва, обрядовой посуде, кумире или иной вещи, а совокупность сакральных смыслов, магических эффектов, многотысячелетних трудов древних гениев, формировавших сей знак.

Символ применяется для воздействий на мир, преобразования его. Многие символы являются оберегами, «отвращающими» темные силы хаоса, способные причинить вред от носителя сего оберега, многие способны стереть грань между мирами, позволяющие, например, шаману, совершить путешествие в темный мир или светлый, некоторые являются прямым обращением к богам, тем или иным силам природы…

 Солярные знаки восточных славян. Их обереговое применение. : sell_off — LiveJournalКОЛАРД – Символ Огненного Обновления и Преображения. Этот символ использовали молодые люди, вступившие в Семейный Союз и ожидающие появления здорового потомства. На свадьбу невесте дарили украшения с Колардом и Солардом.
Солярные знаки восточных славян. Их обереговое применение. : sell_off — LiveJournalРОД – славянский религиозный символ Бога Единого Рода. Резной вязью из этих символов украшают кумиры Рода, обереги, амулеты, ладанки.Солярные знаки восточных славян. Их обереговое применение. : sell_off — LiveJournalСВАДЕБНИК – мощнейший семейный оберег, обозначающий объединение двух Родов, слияние двух Стихиальных Свастичных Систем (тела, Души, Духа и Совести) в новый единый Жизненный Уклад, где Мужское (Огненное) Начало соединяется с Женским (Водным).

Солярная символика – символика солнечной стихии, Солнца, солнечных светлых богов. Среди солярных знаков, пожалуй, нет ни одного, приносящего вред. Наоборот – все знаки связаны с приобретением как материальных, так и духовных благ, преумножении их. Солнце  в Язычестве также и всевидящее око, в солнечное время суток преобладают светлые силы, помогающие человеку и природе.

Славянские символы природы, земли и плодородия

Солярные знаки восточных славян. Их обереговое применение. : sell_off — LiveJournal

Солнце в славянской мифологии

До наших дней сохранилось несколько летописных и народных преданий о том, что солнце было почитаемо славянами.

Солнце — источник жизни на земле. В славянской мифологии оно вместе с месяцем и отдельными планетами персонифицируется, наделяется эпитетами «красное», «ясное», «жаркое» и т. п. Каждые сутки солнце окунается в море или уходит за край земли (под землю), чтобы немного остыть и затем появиться вновь. В определенные дни оно «брачуется» с землей («играет»); его годовому циклу подчинен год славянского земледельца.

Солнце источник жизненной энергии

В летописях встречаются выражения, косвенно указывающие на старинные верования наших предков в участие солнца в делах человеческих: «сего не потерпя солнце лучи скры» — «погибе солнце и бысть яко месяц, его же глаголют невегласи: снедаем солнце».

Солнце было почитаемо с одной стороны, как небесное светило, находящееся в середине света, всё освещающее, и как Бог, как Царь-Солнце. Царство его славяне представляли где-то за морем, в стране вечного лета и вечной жизни, откуда семена жизни залетают и к нам, а чертоги (хоромы, дворец, палата) его находились на высоких, священных горах. Существует предание: когда Солнце готово выйти из своих чертогов, чтобы совершить дневную прогулку по белу свету, вся нечистая сила собирается и выжидает его появления, надеясь захватить божество небесного огня и умертвить его. Но при одном приближении Солнца нечисть разбегается, чувствуя свое бессилие.

Бог солнца у славян имеет 4 лица или ипостаси соответствующих временам года. Каждый сезон солнце олицетворяет отдельный бог.

Каждый имеет свой характер и конкретный образ:

  • зима — Хорс;
  • весна — Ярило;
  • лето — Даждьбог;
  • осень – Сварог.

Древние славяне с уважением относились к заповедям каждого бога солнца и в честь каждого из них был свой день чествования (празднования).

Славянский Бог Хорс создан Родом, Творцом славянского мира

Представление древних славян о Солнце и Земле связаны и неразрывны. Солнце было почитаемо как святой Владыка неба, земли и людей. Верили, что от него зависят звёзды и ветры, урожай и погода; верили, что людям добрым солнце помогает, оступившихся наказывает. Солнце также считали защитником сирот и покровителем семейного покоя и счастья, поэтому каждая семья должна была иметь его образ. И самое интересное, что к Солнцу, как владыке всего, обращались с молитвой не только в беде или болезни, но и постоянно, каждый день.

Самый популярный славянский символ Солнца – это Коловрат. Славяне верили, что этот оберег помогает им, дарит силу и энергию самого Солнца, здоровье тела и крепость духа, защиту от всего плохого, удачу в добрых делах и начинаниях, а также плодородие земель и богатый урожай.

Так как славяне замечали зависимость фазы небесного светила от смены времени года, то за каждый сезон нес ответственность определенный Бог, в общем, их было четыре:

  • Хорс – его время было с зимнего солнцестояния и до весеннего.
  • Ярило – отвечал он за период, начиная с весеннего солнцестояния и до летнего.
  • Даждьбог – входил он во власть, начиная с летнего и до осеннего солнцестояния.
  • Сварог – почитали его, начиная с осеннего солнцестояния и до зимнего. Сварог – Бог огня и неба.

Хотя по некоторым исследованиям, славянский бог солнца – это сын Сварога. Считается, что верховное божество Сварог порождало двоих сыновей: Солнце и Огонь.

В любой древней религии солнце занимало важной место в жизни человека. Оно символизирует будущее и настоящее, с ним связана жизнь и тепло, оно неиссякаемый источник силы и добра.

Древние символы солнца имеют свои особенности

Благодаря наблюдению за солнцем люди научились предсказывать будущее, составили календарь, научились прогнозировать погоду и разгул стихий.

Обереги с символами солнца наделены колоссальной защитной энергией и доступны в ношении каждому.

Изображение солнца присутствует в наскальной живописи, нанесено на орудия труда, оружие, одежду, украшения. Изображения имеют разнообразие в начертании, однако сакральный смысл всегда един.

Символ солнца олицетворяет естественность и непрерывность течения времени во всех культурах мира. Помимо общего смысла каждая культура имеет свое сакральное значение солярных знаков.

Солнце и зори в праславянском и славянском изобразительном искусстве

В славянском фольклоре и в индоарийских Ригведе и Атхарваведе, сохранились образы Солнца и его спутниц – Зорь. Эти образы восходят к древним представлениям – от первоначальных фетишистских (Солнце в виде кольца, колеса) до позднейших антропоморфных. Наряду с фольклорными и литературными источниками, сохранились также славянские и индоарийские изображения Солнца и Зорь. Однако эти изображения, славянские и индоарийские, между собой до сих нор не сравнивались, и не объяснялся смысл некоторых изображений. Настоящая статья является попыткой восполнить до некоторой степени этот пробел. В статье сравниваются индоарийские памятники скульптуры (I в. до н. э.- XI в. н. э.) со славянскими памятниками скульптуры и живописи. Рассматриваемые изображения подчас примитивны в технике исполнения, но высокопоэтичны и представляют значительный научный интерес

Обзор дневного пути Солнца (от восхода до заката). В приводимых рис.1-3 Утренняя Заря выпускает Солнце на небосвод. И конце этого пути Вечерняя Заря приготовилась встретить Солнце на закате

Так, в Новгородской Хлудовской псалтыри конца XIII в. (Исторический музей в Москве) на стр. 278 об. древнерусский художник нарисовал миниатюру на тему: Молящийся всю ночь Исайя (рис. 1). Он изобразил двух женщин. Одна из них – огненно-красная (возле нее надпись: зоря утренняя) – держит и правой руке красное Солнце в виде кольца. В ее левой руке – лежащий на плече факел, оканчивающийся ящичком, от которого идет светло-зеленая полоса, переходящая затем в темнозеленую. Полоса эта заканчивается в правой руке другой женщины зеленого цвета; возле нее надпись – зоря вечерняя. Из складок её левого рукава выглядывает птица. О том, что утренняя заря, по представлению народа, светлее вечерней, сказано в белорусской песне: Вичерния заря – ясна, свитавая (утренняя) – ящо ясьней , и в русской песне: Ложилась я спать в темную вечернюю зорю.., вставала я в красную утреннюю зорю.

Еще про Тора:  Бог Тор: мифология, бог грома, образ, мифы, описание, культура

Восточнославянский фольклор также знает две зари. К ним взывали люди о помощи. Например: Умоюсь я в утреннюю зорю утренней росою и очерчу себя безымянным пальцем и скажу: Гой еси ты Заря утренняя и ты Заря вечерняя, пади ты на мою рожь, дабы она росла, как лес высока, как дуб толста!”» . «Я свою скотину заговариваю, дъвеми зарами – раньняй и вечерняй – застановляю.

О том, что кольцо являлось символом Солнца, свидетельствует старинная игра у русских и чехов: искание золотого кольца – солнца, скрытого…во мраке зимних облаков и туманов. При этом пели: Наше золото пропало, оно порохом запало, призаиндевело. В фольклоре можно найти и другие факты, свидетельствующие, что Солнце называлось кольцом.

Солярные знаки восточных славян. Их обереговое применение. : sell_off — LiveJournalБарельеф, весьма схожий по сюжету с миниатюрой Хлудовской псалтыри XIII в., был высечен в Индии во II-III вв. н.э. в пещерном храме Nasik . Одна женщина факелом зажгла колесо Солнца, начавшее полет по небу (рис. 2). Другая женщина приготовилась встретить Солнце при его закате. И на некоторых других индийских барельефах изображались две женщины – богини зорь, Уша и Пратюша. В древнеиндийской Ригведе, богиня зари Ушас чаще всего показана в образе светозарной красавицы. В образе юной женщины приходит Ушас (I, 48). Сияет, она, женщина, чудесным блеском (I, 113). Приближаешься ты, богиня, смеющаяся, юная (I, 123). В образе юной женщины заблистала она, понуждая все живое к деятельности (VII, 77). Она-прекрасная женщина, дочь Неба (IV, 52).

В древнем индоарийском сборнике Атхарваведе упоминаются две зари Ушас (VIII, 9, 12). О Солнце в обществе Зорь говорится также в другом гимне Атхарваведы (VII, 22, 2). Антропоморфные богини зорь были известны не только у славян и индоарийцев, но и у ираноарийцев (Уша), греков (Эос), римлян (Аврора), латышей (Аушра), армян, хеттов.

В Ригведе находим и древний образ Солнца в виде колеса – I, 130, 9; I, 174, 5; I, 175, 4; IV, 28, 2; V, 62 и др. Подобное представление сохранилось и в славянском фольклоре. В известные годовые праздники у славян и немцев зажигали колесо, которое, по свидетельству средневековых писателей, принималось за священное изображение солнца. Русские поселяне, встречая во время масленицы весеннее солнце, возят сани, посредине которых утвержден столб, а на столбе одето вертящееся колесо. У болгар декабрь назывался коложег, т.е. месяц возжжения солнечного колеса – время, когда нарождается Солнце. В Ишимском уезде говорили про отсталых людей: Жили в лесу, молились колесу. В народных песнях пели: Колесом-колесом сонычко в гору йде, Сонце колесом у гору идзеть. Солнце называлось колесом в Эдде – у англосаксов, шведов, датчан, готов .

На резных и раскрашенных воротах словацкой крестьянской усадьбы (Очова у Зволенской Слатины, начала XX в.) изображен восход и заход Солнца, показанного в виде круга (рис. 3). Па одном столбе ворот вырезана Утренняя Заря в виде человекообразной фигуры с золотистой головой. Над ней сияние, а еще выше – утреннее Солнце, покатившееся по своей дороге-дуге. На другом конце дуги – заходящее Солнце, которого ждет внизу Вечерняя Заря, над ее головой переливается вечернее сияние. Там же, кроме того, изображен ряд потемневших солнц, сошедших с небесной дуги. Возможно, что это умершие солнца, о которых много раз говорится в славянском фольклоре.

Утренняя Заря выносит Солнце. Еще в одном из гимнов Ригведы (V, 80, 1) утверждалось: Богиня Ушас (Заря) приносит Солнце. Без Утренней Зорюшки Солнышко не взойдет,- говорила русская пословица .

В одном из белорусских заговоров сказано: Сегодня а ранку Зара занялася, у неби на порози з Сонцем споткалася; залатые ключи у ручки брала, дубовую дзверку одмыкала, шоуковый полог подымала, соунийко на небо выпущала, добрую дорогу провещала». Индоарийская богиня зари (Ушас) также утром открывала ворота Неба (Ригведа, I, 48, 15; IV, 51). На одной из сторон Збручского идола Х в. (юго-западная Русь) изображена богиня с солнечным кольцом в руке (рис. 4), таким же как у Утренней Зари в Хлудовской псалтыри XIII в.;

Узор на полотенце из Олонецкой губернии (рис. 5) показывает двух зорь, выносящих на руках Солнце . Уходят при восходе Солнца звездные птицы. Из славянского фольклора также известны подобные представления о созвездиях.

Утренний выезд Солнца на колеснице с конями У сербов сохранилось предание о золотой колеснице и белых ретивых конях Солнца. В польской сказке Солнце ездит в алмазной двухколесной повозке на двенадцати сивках-златогривках. Подобные представления известны также у ираноарийцев, греков, римлян и немцев .

На спинке крестьянских саней прошлого века мы видим Солнце в его дворце (рис. 6). Скоро восход. Стоят две зари у выходов из дворца. Резво скачут к Солнцу его кони. Птицы ожидают восхода Солнца.

На крестьянской вышивке Тверской губернии XIX в. (рис. 7) к человекообразному Солнцу подъезжают Зори на его конях. Одна из подъезжающих Зорь, как и в Хлудовской псалтыри XIII в., – красного цвета (Утренняя Заря), Другая Заря – зеленого цвета (Вечерняя Заря). По славянским преданиям, Зори – божественные девы; они прислуживают Солнцу и смотрят за его белыми конями . На рассматриваемой вышивке Солнце, как и Зори, в женской одежде. В славянском фольклоре Солнце также иногда представлялось женщиной,- образ, идущий из далеких времен матриархата. Так, русская пословица говорит: Сонца – родная матушка, месяц – родной батюшка. В русской свадебной песне: Ясен месяц – жених, красное солнце – невеста. Русские загадки про Солнце: Красная девушка по небу ходит; Красная, девушка в окно глядит; Встану я рано, бело да румяно; умоюсь росой, распущу золотые косы. Как взойду на горы в венце золотом, да гляну светлыми очами, и человек и зверь обрадуются.

Ряд примеров о женской природе Солнца приведен также в труде А.Н. Афанасьева – Поэтические воззрения славян на природу (т. I, стр. 70, 71, 74-76, 79, 80), а также у Л. Майкова в его Великорусских заклинаниях, 108.

В некоторых гимнах Ригведы изображена солнечная богиня Surya (I, 167; X, 184, 3; X, 85). Богиня Surya упоминается также в Атхарваведе: VI, 82; XIV, 1; XIV, 2
Известны богини Солнца: латышско-литовская Saule, германские Sol и Sunnа, немецкая Frau Sonne (24).

В индоарийской Ригведе в ряде гимнов говорится о небесных поездках солнечного бога Сурьи на колеснице с запряженными конями (I, 130, 2; I, 50, 8; I, 115, 3; I, 121,13; I, 163, 10; II, 17, 4; IV, 45, 6; V, 45, 10; X, 138, 2, 3 и др.).

Соответствует этим представлениям изображенный на древнеиндийском храмовом барельефе (Bhaja, I в. до и, э.) утренний выезд солнечного бога Сурьи на колеснице, запряженной четверкой лошадей (рис. 8). Здесь Сурья сам правит конями. По обеим его сторонам сидят две богини зорь Уша и Пратюша. Напуганные светозарным поездом, улетают поспешно прочь женообразные демоны тьмы. Здесь нет опасных для Сурьи драконов. Бог солнца Сурья на колеснице, по сторонам которого находятся богини зорь Уша и Пратюша, стреляющие из луков в нападающих демонов, изображены на индийских храмовых барельефах в I-XI вв. н. э. в Бодхгайя, Элюра, Нуггехалли, Бхумаре и Джупагархе

Нападения врагов на дневное Солнце При восходе Солнца его охраняли Зори. Но вот одинокое светило уже движется по небесному пути. И здесь на него иногда нападали зубатые, крылатые змеи (драконы). Затмение Солнца сербы передавали глаголами: изjecти се, ухватит се. В одной старинной записи 1448 г. сказано – помну сунце, и другой – 1433 г, – погибе сунце. Нападают на солнце алы (драконы, змеи). В них стреляют люди или быот в котлы, чтобы отпугнуть чудовищ. Подобные поверья были распространены и среди других славянских народов.

Солярные знаки восточных славян. Их обереговое применение. : sell_off — LiveJournalПод 1065 годом в Повести временных лет (М.-Л., 1950, I) записано: Солнце пременися и не бысть светло, но акы месяц бысть, его же невегласи глаголют: снедаему сущу. Змей, нападающий на Солнце, изображен в русском Псалтыре (рис. 9) XV в. На задке маленьких саней прошлого века, находящихся в Историческом музее в Москве, показано схематически нападение на Солнце двух змеев с широко раскрытыми пастями, со стреловидными концами лап и хвостов. Солнце изображено в виде кольца со стреловидными лучами: оно приготовилось к обороне . Как сообщали русские летописи, летающие змеи иногда наносили Солнцу кровавые раны: явися Солнце, кровавы лучи испущающи – или: погибе Солнце – и потом – обратися в кровь. Индоарийцы верили, что во время солнечного или лунного затмения демон Гагу или чудовищный змей стремится проглотить захваченноеим светило; санскрит обозначает затмение словами нападение, битва Рагу, взятие в плен, пожирание. Подобные названия затмения Солнца есть в языках: персидском, ирландском и литовском .

Сравнение славянских изображений Солнца и Зорь с индоарийскими показывает их значительное сходство даже по отдельным сюжетам, подтверждаемое также древними литературными памятниками и фольклором

Христианское духовенство при деятельной поддержке феодалов вело в славянских странах жестокую борьбу с языческой идеологией, в том числе и с языческим искусством, уничтожая идолов, их храмы и все принадлежности культа. Поработало и время над уничтожением деревянных и других недолговечных предметов народных культов.

Вот почему так ценны для науки и искусства немногие дошедшие до нашего времени славянские языческие изображения, часть из которых рассматривается и в настоящей статье.

В последние пять — семь веков н. э. языческий смысл этих изображений был уже утрачен славянскими народами, а изображения, иногда несколько видоизменившись, перешли в качестве орнамента в народное прикладное искусство. Поэтому их былой смысл уясняется в наше время лишь при сопоставлении с историческими, археологическими и этнографическими памятниками, а также с учетом соответствующих пережитков древних представлений в устном фольклоре славян.

Автор в своей предыдущей статье «Сходные изображения солнца и зорь у индоарийцев и славян» 1 показал древние образы восхода и дневного пути Солнца. Там были приведены также и славянские фольклорные материалы о Солнце и его спутницах — Зорях. В настоящей статье показаны другие изображения этих мифических персонажей: заходящее Солнце и встречающие его Зори, ночной покой Солнца под охраной Зорь, а также рождение Зарей нового Солнца после смерти его предшественника — старого Солнца.

Заходящее Солнце и души умерших людей. У древних славян существовало поверье, что вместе с заходящим Солнцем уходили на тот свет и души умерших людей.

Сербы не советовали засыпать в то время, когда садится Солнце, чтобы оно не увлекло за собой в загробный мир и того, кто спит при его закате. Во многих деревнях Валахии хоронили мертвеца с таким расчетом, чтобы направить душу умершего вместе с отходящим на покой Солнцем, иначе Душа могла заблудиться и стать жертвой вампира.

Еще про Тора:  Что обозначает молот Тора у славян?

В древней Руси еще в XII в. существовало поверье, что «зашедшю солнцю, не достоить мертвеца хоронити, но тако погре[б]сти, яко еще высоко». У чехов выражение «Ze nine since zapada» означало: «уже близится моя смерть» .

Представления о связи Солнца с царством мертвых засвидетельствованы и У ДРУГИХ народов .

Вот почему на некоторых урнах с полей погребения Поморской культуры 700—400 года до н. э., выкопанных на территории современной Польши, изображены заходящее Солнце и встречающая его Заря или две Зари (Вечерняя или Утренняя).

Рисунок человекообразной Зари с широкими покровами мы видим на погребальной урне в Буковце (pow. Obornicki). Заря встречает заходящее Солнце, которое изображено в виде розетки (рис. 1).

На урне из Накеля нарисованы спустившееся с неба заходящее Солнце и две Зари по его сторонам в виде стилизованных человеческих фигур . У Зорь длинные покровы вроде плащей (рис. 2).

Подобные изображения высечены и на сербских надгробных памятниках XIV—XVI вв. Так, Заря с солнечным кольцом в правой руке изображена (рис. 3) на надгробном памятнике в Гровиште.

Схематизированные фигуры двух Зорь изображены на могильном памятнике на Долгом поле (рис. 4). Между Зорями — Солнце в виде розетки. Полумесяц поднимается на небо, как бы сменяя Солнце.

Некоторые надгробные памятники на кладбищах XIX и начала нашего века в Словакии сохранили в виде языческих пережитков весьма древние изображения Зари и спустившегося с неба Солнца.

Так, деревянный надгробный памятник в Vel’ky Lorn pri Lucenci (рис. 5) изображает Зарю, на груди которой находится Солнце в виде круга. Вечернее восьмилучевое Солнце у ног Зари вырезано на деревянном надгробном памятнике кладбища в Детве (рис. 6).
Ночной покой Солнца, о х р а н я е м о г о 3 о р я м и.

Нам известно изображение Солнца на ночном покое, охраняемого двумя Зорями, VII—IV в. до н. э. Это — рисунок на урне времен лужицкой культуры (Gorka, pow. Koscianski) из полей погребений (рис. 7). Потемневшее Солнце находится между Зорь с треугольными лицами, у которых глаза и носы — также в виде треугольников.

Изображения Солнца с двумя Зорями найдены в полях погребений Черняховской культуры конца II—IV в. н. э. на территории Украины. Так, на прорезной пластинке сел. Черняхово б. Киевской губернии изображено Солнце с головой в виде кольца и по сторонам Солнца — нагнувшиеся к нему две Зари с такими же кольцеобразными головами и развевающимися одеждами . Эти одежды покрыты орнаментом из зерни (рис. 8).

Сходное изображение (рис. 9) и на прорезной фибуле, найденной возле сел. Трощин б. Каневского уезда Киевской губ.

«Солнце днем работает, а ночью отдых берет» — говорила русская пословица . На-севернорусской вышивке XIX в. изображено причудливое здание, в котором находятся Утренняя и Вечерняя Зори. Над ними лучистое Солнце, остановившееся для ночного покоя. Снаружи у берега две ладьи, которые привозят и отвозят Солнце и Зори (рис. 10).

На прялке б. Ярославской губернии (прошлого или начала нашего века) изображено (рис. 11) идолообразное Солнце и нагнувшиеся к нему гибкие Зори в покрывалах. Эту композицию напоминают и ранее показанные две резные пластинки Черняховской культуры конца II—IV вв. н. э. с изображениями Солнца и прильнувших к нему Зорь (рис. 8, 9).

Есть два удивительных изображения на чешских вышивках конца XIX в. с весьма древним сюжетом, где подбор цветов передает затухание разноцветного Солнца и Зорь в подземном дворце.

На вышивке женской одежды из Влчнова Солнце показано в виде идола с розеткой вместо лица (рис. 12). Очертания идола уже стали черными , Светлые цвета еще сохранились кое-где на розетке, еще пылают красным светом руки идола, но скоро все потемнеет, так как Солнце прикрыли две черные птицы ночи . По сторонам Солнца две Зари — сильно измененные женские фигуры. Их головы — в красных очертаниях, сияют золотистым блеском. Простерты красные руки, держащие светильники, которые излучают заревую полосу над Солнцем и Зорями. Но черный свет начинает уже преобладать в изображении Зорь. Над подземным дворцом на поверхности земли видны человеческие жилища — полуземлянки, озаренные золотистым вечерним светом на фоне уже потемневшего неба.

Такие же полуземляночные хижины изображены и на другой чешской вышивке из окрестностей Блатнице , изображающей подземный дворец с Солнцем посредине в виде человекообразной фигуры с красной головой, от которой исходят три белых луча, и с туловищем белого, черного и красного цвета (рис. 13). Под Солнцем видны черно-красно-голубые фигурки двух его коней . Касаются Солнца полулежащие по его сторонам две Зари. У них зеленые головы в белых головных уборах, над ними — золотистые полукруги с голубыми лучами на белом фоне. У Зорь — красные руки, разноцветные туловища. Как и в предыдущей вышивке здесь передана борьба светлых дневных тонов с черными красками побеждающей Ночи.

Зимняя смерть Солнца и рождение его преемника—нового Сол н ц а. По распространенному в старину среди славян и других индоевропейских народов поверью, в конце декабря происходит смерть одряхлевшего Солнца и рождение нового Светила .
О ежегодном рождении Солнца говорили также А. Потебня и О. Миллер . Бытовала сербская поговорка: «Спросили волка, когда самый большой мороз будет? А он ответил: „В то время, когда солнце родится”»

У древних римлян справлялся зимний праздник «Natales solis invicti» («Рождение непобедимого Солнца») .

«Возрождение солнца было началом нового времени года, оно обещало приход тепла и света. Естественно, что на этом периоде сосредоточивалось внимание трудового народа; праздник возрожденного Солнца являлся для крестьян одним из самых значительных и сопровождался разнообразными обрядами, песнями, увеселениями».

Сага Олафа Тригвессона рассказывает, что в Х в. при русском князе Владимире Святославовиче, когда он был еще язычником, в первый день праздника Иолы в княжеском дворце собирались люди, а мать князя гадала о будущем . Праздник Иолы — скандинавское название праздника зимнего солнцеворота, праздновавшегося не только у нас и в Скандинавии, но и в целом ряде других стран.

Сюжет ежегодного рождения Солнца отразился и в древнем изобразительном искусстве славян.
Таков рисунок на урне из лужицких полей погребения (700—400 г. до н. э.) из Раковника в Чехословакии . В середине рисунка — ветвистая Заря, рождающая Солнце (рис. 14). Возле головы Солнца мелкие кружки, изображающие сияние.

На киевском серебряном наруче (браслете) XII—XIII в. , хранящемся в Киевском историческом музее, изображены мифологические сцены (рис. 15). На среднем из трех изображений каждой створки наруча выгравирована на черневом фоне Заря. Лицо обнаженной, полногрудой Зари прикрыто покровом, на ее спине — два крыла или развевающиеся покровы. С присущей язычеству откровенностью показаны раздвинутые ноги богини, рождающей Солнце, как и полагается, головой вниз; на одной створке рождающееся Солнце — одноглазое. Рождение Солнца происходит в подземном дворце, где зимой ползают крылатые змейки.

Другие мифические персонажи, изображенные на браслете: танцующая Заря, сестра Роженицы; Белее, чьим внуком назван певец-гусляр Боян в «Слове о полку Игореве»; бог дружинников Перун с мечом и щитом

Парь змеек — большой крылатый Змей прячет морду под крыло от нестерпимо яркого света Солнца, рождающегося от Зари

Известно русское народное поверье, что змеи уходили осенью в землю й находились там до первого весеннего грома. По болгарскому поверью, ценный царь — очень большая змея с крыльями. Сербы также верили, что змеи имеют своего «старейшину»; он зовется «змиjски цар», «змиjска царица», «змиjски кнез». У словаков на Коляду дети ходили с змеею (ha-dem), сделанною из деревянных дощечек; пасть змей — красная, а на голове позолоченная корона. Таким образом сохранились следы почитания змеиного царя на Святках, т. е. примерно в то время, когда рождалось новое Солнце.

На средневековом надгробном памятнике в Do-nje Ваге (Югославия) представлена человекообразная Заря (рис. 16) с прихотливыми изгибами покровов. У ее ног — новорожденное Солнце в виде кольца.
На светце, хранящемся в Историческом музее в Москве, также изображено рождение Солнца Зарей (рис. 17). Рождаемое Солнце имеет вид диска. Это изображение на светце напоминало зимой жителям полутемной и холодной избы, что новорожденное Солнце весной начнет входить в силу, разгоняя зимний мрак и холод.

Рассмотренные сходные языческие изображения отражают донаучные представления древних славян о важнейших явлениях природы, связанных с солнцем, могучим источником жизни. Искусство донесло до нас, опровергая мнение буржуазных ученых об убогости славянского язычества, фантастические образы, рожденные воображением древних славян.

Языческие образы Солнца и его спутниц Зорь бытовали у праславян по крайней мере еще с середины первого тысячелетия до н. э., затем на протяжении около двух с половиной тысячелетий, почти до нашего времени.

Солнцеворот и его значение

В славянской культуре Солнцеворот означал праздник зимнего и летнего солнцестояния. Именно поэтому использовалось два вида оберега – Посолонь и Противосолонь.

Считалось, что солнечный свет может наделить человека собственной силой и защитить его от негативной энергии. Поэтому солнце в любое время года означало для славян свет и всегда встречалось с оптимистичным настроем.

Летнее солнце, когда повсюду можно было встретить Посолонь, означало просыпающуюся природу, согревающуюся солнечным светом. А зимнее солнце укрывало окружающий мир крепким сном до следующего лета.

В зависимости от сезона, символ Солнцеворота был подвластен трем славянским богам: Хорс – повелитель Солнца круглый год, Ярило властвовал весенним и летним солнцем, Дажьбог – замыкал солнце на осень и зиму, чтобы отпустить его в начале весны.

Символ солнца был очень популярен у славян, и поэтому встречался в нескольких разновидностях. Это женский амулет Ладинец, оберегающий женскую природу и усиливающий интуицию, наполненный мужской мощью Колядник и обычный Коловрат.

Солнцеворот от этих знаков отличается тем, что у него шесть лучей, а не восемь, а также он имеет большую округлость. Важно не путать эти символы, ведь они обладают различным значением.

Татуировка с солнцеворотом

Тату со славянским символом всегда означает тесную связь с родом. Однако важно хорошо подумать, прежде чем делать ее.

Если ваши качества не соответствуют тем, которые нужны для взаимодействия с символом, то его сила может обернуться против вас.

Если же вы решили сделать татуировку Солнцеворота, то изучите информацию о свойствах Громовика и Грозовика, а также о других коловратах.

Возможно, вам подойдет Ладинец или Кладовик. Помните, что у Солнцеворота – шесть лучшей, а у других коловратов – восемь.

Солнцеворот – яркий, солнечный символ, связанный с праздниками сезонных равноденствий у славян. Он защищает от сил зла и налаживает душевную гармонию, наделяет знаниями и укрепляет жизненную энергию.

Внимательно подходите к выбору оберега с этим знаком, не ошибитесь, чтобы не обратить его силу против себя.

Если вам понравилась статья о древнем славянском символе солнца, делитесь ссылкой на нее в социальных сетях!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector