Святибор | Древнерусский словарик

Боги-покровители. святобор – истории земли

Святобор – бог леса. Внешне он выглядит как состарившийся богатырь, представляя собой старика крепкого телосложения, имеющего густую бороду и одетого в звериные шкуры.

Святобор яростно охраняет леса и нещадно наказывает тех, кто им вредит, в некоторых случаях наказанием может стать даже смерть или вечное заключение в лесу в облике зверя или дерева.

Женат Святобор на богине охоты Деване.

Капища в честь Святобора не устраивались, их роль выполняли рощи, боры и леса, которые признавали священными и в которых не велась ни вырубка леса, ни охота.

Святобор способен полностью менять облик леса и делать это он очень быстро. Бог может заставить траву и деревья расти быстрее, обладает безграничной властью над лесными животными. Так же он способен менять свой облик, превращаясь в зверей и растения.

Влияние Святобора распространяется на все леса, он определяет судьбу всех лесных жителей, оберегает их и наказывает. При этом во власти Святобора находятся не только леса Яви, но и Прави, и лишь в Нави бог не обладает властью.

источник

Святибор | Древнерусский словарик

32

Даждьбог

Бог Солнца, податель тепла и света, бог плодородия и живительной силы. Символом Даждьбога исконно считался солнечный диск. Его цвет – золото, говорящее о благородстве этого бога и его непоколебимой силе. Вообще у наших предков было три основных солярных божества – Хорс, Ярила и Даждьбог.

Но Хорс являлся солнцем зимним, Ярило – весенним, а Даждьбог – летним. Безусловно, особого почтения заслуживал именно Даждьбог, так как от летнего положения солнца на небесном своде для древних славян, народа землепашцев, зависело очень многое. При этом Даждьбог никогда не отличался крутым нравом, и если внезапно нападала засуха, то этого бога наши предки никогда не винили.

Девана

Для чего нужно знать славянские символы

Славянская символика удивительно богата. Посмотрите на вышивку, украшающую традиционную одежду. Всё в ней неслучайно, каждый поворот узора, знак, вписанный в общий рисунок вышивки – всё имеет свое значение. Однако, для непосвященного человека вышивка остается просто устаревшим способом украсить наряд, тайна славянских символов остается сокрытой.

Славянскую символику стоит изучить вот для чего:

  • для понимания славянских мифов и легенд, их зрительного восприятия;
  • для понимания мировоззрения наших предков;
  • чтобы уметь читать славянские символы на одежде, предметах быта, украшениях жилища, определять назначение ритуальных предметов;
  • чтобы уметь выбрать оберег для себя и близких.

Доля и недоля

Доля — добрая богиня, помощница Макоши, ткет счастливую судьбу. Представляется в облике милого юноши или красной девицы с кудрями золотыми и улыбкой веселой. На месте устоять не может, ходит по свету — преград нет: болото, река, лес, горы — Доля вмиг одолеет.

Не любит ленивых да нерадивых, выпивох и всяких плохих людей. Хотя поначалу дружбу заводит с каждым — потом разберется и от плохого, злого человека уйдет.НЕДОЛЯ (Нужа, Нужда)— богиня, помощница Макоши, ткет несчастливую судьбу. Доля и Недоля — не просто олицетворения отвлеченных понятий, не имеющие объективного бытия, а напротив — живые лица, тождественные девам судьбы.

Они действуют по собственным расчетам, независимо от воли и намерений человека: счастливый вовсе не работает и живет в довольстве, потому что за него трудится Доля. Наоборот, деятельность Недоли постоянно направлена во вред человеку. Пока она бодрствует — беда следует за бедою, и только тогда становится легче несчастному, когда засыпает его Недоля: «Коли спит Лихо, не буди ж его».

Значение славянских рез рода. реза рода святобор | славяне

Знак Резы Святобор на плашке и соляном изделии

Реза Рода Святобор, Реза Святобор

Познакомиться с гадательным набором «Славянские Резы Рода. Предсказание» и магическим набором «Славянские Резы Рода. Исполнение чаяния» вы можете в разделе «Славянские Резы и Черты».

Бог Святобор присматривает за всеми рощами, лесами и борами. Этот Бог милосерден — приход его Резы для человека означает добрые предзнаменования. Все неприятности уходят, воцаряется добрый мир.

Значение: в жизнь Спрашивающего приходит мир, который всеобъемлющ, будет касаться всех сфер его жизни. В пору сейчас сказать: «Мир всему миру!»

Причина появления Резы в раскладе: Реза Святобора пришла потому, что человек слишком вовлечён в неприятную для себя ситуацию.

Вызов (что нужно сделать и какое качество проявить): рассудительный подход, неторопливость, обстоятельность помогут успокоиться и решить дело с любовью и радостью.

Предостережение (чего не надо и нельзя делать): если сейчас сделать резкий выпад, опрометчиво поступить, то это может привести к нежелательным разрушительным последствиям.

Указание (обязательное): главное — сохранять спокойствие, найти в себе силы и умение быть мудрым. Умение посмотреть на вещи со стороны всегда помогает.

Совет (желательно): сейчас благотворнее всего побыть на природе, насладиться её красотой и силой.

Утешение (какое обстоятельство следует иметь в виду): счастье зависит от твоих ощущений, а не от внешних обстоятельств.

Полный текст в книге-толковнике О.Бояновой «Магия славянских Рез Рода»

Подробнее — на странице «Магические обряды славян»

Подробнее о Резах Рода — в разделе «Славянские Резы Рода»

Больше о Боге Святоборе в статье Славянский Бог Святобор

Источники знаний о славянской символике

Возникают споры об истоках славянских символов. Одни источники приписывают нашим узорам древние корни, видят в них сложные схемы, описывающие устройство мира. Другие, наоборот, с недоверием относятся к славянским символам, даже таким известным, как Коловрат или Звезда Руси, называя их новоделом.

Где истина? Достаточно посмотреть на сохранившиеся в северных домах старинные наряды ручной работы, богато украшенные славянской символикой, чтобы убедиться в том, что она возникла много веков назад. Однако, бабушки и дедушки, ещё умеющие вышивать и вырезать традиционные узоры, вовсе не связывают их значение с космосом, со сложными исчислениями, не объясняют происхождение узоров запутанными теориями.

Истинными мы считаем все славянские символы, которые встречаем в убранстве домов, народной вышивке, оберегах, найденных на раскопках старинных городов. А объяснение ищем простое, близкое к природе, связанное с нашими мифами. Но простое не значит примитивное.

Коляда

Коляда — солнце-младенец, в славянской мифологии — воплощение новогоднего цикла, а также персонаж праздников, сходный с Авсенем. Коляда праздновался в зимние святки с 25 декабря (поворот солнца на весну) по 6 января. «Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого.

Коляда была божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в ее честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года.

Купало

Купало (Купайла) — плодотворящее божество лета, летняя ипостась бога Солнца. «Купало, яко же мню, бяше бог обилия, яко же у еллинь Цересъ, ему же безумный за обилие благодарение приношаху въ то время, егда имяше настати жатва». Его праздник посвящен дню летнего солнцестояния, самому долгому дню в году.

Священной была и ночь, накануне этого дня – Ночь накануне Купало. Всю эту ночь продолжались пирования, игрища и массовые купания в водоемах. Ему жертвовали перед сбором хлеба, 23 июня, в день св. Агриппины, которая и была прозвана в народе Купальницей.

Молодые люди украшались венками, раскладывали огонь, плясали вокруг него и воспевали Купалу. Игрища продолжались всю ночь. Кое-где 23 июня топили бани, настилали в них траву купальницу (лютик) и после купались в реке. В самое Рождество Иоанна Предтечи, сплетая венки, вешали их на кровли домов и на хлевах, чтобы удалить злых духов от жилища.

Литературные дневники / стихи.ру

ЛЕСНЫЕ ДУХИ — мифические (и мистические) обитатели наших лесов.

В первую очередь это Боги: Тара, Святобор и Древобог.

БОГИНЯ ТАРА — богиня-покровительница живой природы и, в частности, лесов.

СВЯТОБОР (БОР) – бог леса, главная фигура лесного пантеона. Святобор — олицетворение вечно живой природы.

Древобог, Рис.В.Королькова
Древобог, Рис.В.Королькова

ДРЕВОБОГ — Бог всех деревьев

-лесные духи-2СЛАВЯНСКИЕ ВЕДИЧЕСКИЕ ДУХИ леса — это, конечно, не боги; но тем не менее, это существа, наделенные магическими свойствами. Считалось, что в каждом лесу есть либо Леший, либо Лесовик, а иногда и они оба вместе.

Еще про Тора:  Празднование Пасхи у славян

ЛЕШИЙ — хозяин леса, покровитель лесных зверей и птиц. Другие имена Лешего: лесовик, лешак, гаркун, лесной дядя, лесни;к, лесу;н, лису;н полису;н), лесной дедушка, лесной дядя, лесной житель, лесной хозяин, боровик, бор, албастый, лобастый, лопастый. В Польше леший известен под именем боровой, боровик, борута, гаевой, а также — Лесное Лихо. Этимология “лиха” аналогична этимологии “лешего”. Леших во многих местах считают и называют «дикинькими мужичками» (диковатыми) и «щекотунами».

ЛЕСОВИК — добрый дух Леса

лесные-ЧОМОР — один из хранителей леса

МЛАДШИЕ ЛЕСНЫЕ ДУХИ условно делились по ярусам: Духи деревьев, духи кустарников и прочие лесные духи.

ДУХИ ДЕРЕВЬЕВ:

ДЕРЕВЯННИК — дух, отвечающий за крепость ствола

ДРИАДЫ — покровительницы деревьев.

2-лесные-ДУБЫНЯ — лесной великан,

ДУПЛИЧ — дух, что отвечал за дупла в деревьях. Его помощником явно был дятел.

ЗЫБОЧНИК — дух, качающийся на ветвях.

КЛЕНИЧ — осенний славянский бог, дух клена.

ЗЕЛЕНИЦА — дух почек, следящий за деревьями — чтоб не забыли проснуться после зимы и начали зеленеть.

ЛИСТВИЧ (ЛИСТИН) — дух листвы

ПНЕВЫЙ ДЕД — ответственный за лесные пни.

-lesnyie-duhi-hДУХИ КУСТАРНИКОВ:

КУЩАНИКИ (КУСТИНЫ) — духи растущих кустарников.

ПОДКУСТОВНИКИ — духи растущих кустарников.

ПРОЧИЕ ЛЕСНЫЕ ДУХИ:

-lesnyie-duhi-3АУКА– дух лесного эха.

ГАЕВКА — внучка Лешего, покровительница зверей и птиц

ГРИБИЧ — отвечает за хороший рост грибов.

ЗАЗОВКА — лесная красавица, что заминивала путников в самую чащу.

ЛЕСАВКИ — лесные духи, ближние родственники Лешего.

1-лесные девыЛЕСНЫЕ ДЕВЫ — приемные дочки Лешего.

МАНИЛА — дух-хитрован, что манит-заманивает в лес

Моховой — крошечный лесной бог Мха.

ПОЛУВЕРИЦА — дух, охраняющий клады

ПТИЧИЧ — дух, что заботиться о птицах.

Лесной дух в Геленджике, фото Наты
Лесной дух в Геленджике, фото Наты

ПУЩЕВИК — дух чащоб и буреломов

СВИДА — лесной дух, что в любого зверя или человека обратиться может

СТУКАЧ — лесной дух, что по деревьям точь в точь, как дровосек стучит

ТУРОСИК -лесной дух, который в тура или в оленя оборотиться может

ХУХА — дух лесной тайны

ЦВЕТИЧ — цветочное божество, отвечает за красивые цветы.

ШЕПТУН — дух, что своим шепотом способен заглушать доводы разума и заманивать в чащу

ЩЕКОТУН — дух, охраняющий клады

ЯГОДНИЧ — Божество, отвечающее за вызревание ягод.

2-лесной-цернунн КЕРНУНН
Цернунн

ДУХИ ЛЕСА У ДРУГИХ НАРОДОВ. У разных народов — самые разные лесные духи: с рогами и без оных, в звериных шкурах или в мягких накидках, с оружием или грозные настолько, что страшны и без оружия.

ВОРСА — коми-зырянский Леший

КЕРНУНН (Цернунн) — кельтский дух леса. Получеловек — полузверь. Он очень похож на человека, только голову его ветвистые рога украшают. (А рога — это символ плодородия). Но говорят, что и действия его, и поступки, да и энергия его внутренняя — все это больше звериное, чем человеческое. Он — покровитель Дикой Охоты, где Старое умирает, освобождая дорогу Новому.

САТИРЫ — древнегреческие лесные божества, составляли свиту бога виноделия Диониса. Были склонны к пьянству, разврату и ленности. Считались демонами плодородия. Имели очень своеобразный вид — ноги их оканчивались копытами, на теле густо росла шерсть, а на голове были маленькие симпатичные рожки. И еще был хвост. Обратите внимание: до этого момента описание точь в точь похоже на обычного черта. Но у сатиров были обычные лица с обычным носом, в отличие от свиного пяточка у черта.

в честь сатиров была названа бабочка — сатир боровой.
Иногда приходится заночевать в лесу. Чтоб не страшно было, обратитесь за помощью к духам леса.

Иванов-Изгнание или Вторгшийся во владения
Изгнание или Вторгшийся во владения, худ.В.Иванов

В ЛИТЕРАТУРЕ. Олег отрезал ломтик сала, добавил к нему немного сушеного мяса, отнес к кустам, положил с поклоном:

— Не серчайте, жители малые, что покой ваш нарушил. Делюсь, чем могу. Примите мои подарки, поделитесь своим местом. Сон мой защитите, слово злое, взгляд черный от меня отведите.

Разумеется, добродушная лесная нежить больше всего ценила то, чем сама разжиться не могла: хлебушек мягкий, молоко свежее. Но этого угощения Середин и сам давно уже во рту не держал. Трава возле кустарника зашевелилась. Небалованные подарками здешние обитатели обрадовались и тому, что есть. Значит, и сон охранят, можно даже защитного круга не рисовать. Так уж на стоянках издавна заведено — добром за добро платить. А.Прозоров, Тень воина (Ведун-7).

2-лесныеЛИТЕРАТУРА. Ведун вернулся к сумке, достал краюху хлеба, обломил краешек, добавил немного пшена, прихватил миску для воды. — Жалко, молока нет. Лесные жители молоко любят.

Не видя поблизости кустов, он выставил угощение в густую траву — там, где горькая полынь захватила себе несколько саженей светлого места, — поклонился: — Сытости вам и радости, жители лесные, берегини и травники, лешие и лесавки и всякая душа, что возле нашего шалаша. Примите наше угощение, не сердитесь за вторжение. Вместе повечеряем, вместе переночуем, а поутру друзьями расстанемся. А.Прозоров, Креститель (Ведун-6)

-чудо лесное-домовята
Чудо лесное из игры «Домовята»

ОТПУГИВАНИЕ ДУХОВ ЛЕСА — палка всегда о двух концах: отпугивая кого-то, ты одновременно освобождаешь место для кого-то другого.

навязал на ветви близстоящей березы тканые ленты со звездами и свастиками для отпугивания духов леса. А.Калганов, Шаман всея Руси
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Осенние лесные Боги и Богини. Кто это? — Кленич, Грибич и Ягоднич — по времени — явно ближе к осенним Божествам. Четко «осенних» Богинь назвать сложно, но свою часть осенней работы честно исполняют Дриады и сама Тара.
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ.

1-лес-хранитель леса -новые землиВ игре «Новые Земли» собирается коллекция хранителя леса.

Статья из ПАНТЕОНА СЛАВЯНСКИХ БОГОВ, духов и героев

——————

дух леса дух лесаНет, это леший света. У нас свой имеется. Больше на корягу похожий, или как он сам себя позиционирует «древний энт«. Передвигается он правда с большим скрипом, но при этом почему?то всегда оказывается там, где ну вообще не нужен! Всюду суёт свою любопытную сучковатую голову и запрещает, запрещает, запрещает! Того не делай, сюда не ходи, здесь вообще заповедная роща, не смей тут ёжиками в боулинг играть! Е.Старухин, Лесник
Вот далеко не полный список богов стихии ЗЕМЛИ:

ДУХИ ЛЕСОВ

ДУХИ ПОЛЕЙ — ПОЛЕВИК и прочие полевые духи (полевой, житный дед) — духи, охраняющий хлебные поля.

ПОКРОВИТЕЛИ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ

из сборника Боги-покровители по профессиям и увлечениям

МАТЬ СЫРА ЗЕМЛЯ — богиня всей земли

АПИ — скифская богиня—мать, напрямую связана с землёй и водой.

ВЕЛЕС — один из самых старших богов славянского мира.

ЦВЕТИЧ — покровитель цветов и цветоводов

ПЛОДИЧ — покровитель плодов и садоводов

В ДРУГИХ СТРАНАХ. К иностранным Богам-покровителям земледелия можно отнести:

ПЕРСЕФОНА (Прозерпина) — древне-греческая (римская) богиня плодородия, жена Аида

ДЕМЕТРА — богиня земли

ДИОНИС (БАХУС) — древнегреческий (римский) бог виноградарей и виноделов. Под его присмотром виноград набирал особую силу.

ИАСИОН — божество Земледелия

АМАТЭРАСУ — японская богиня дневного света, она научила японцев выращивать рис;

Худ.С.Беловодова
Худ.С.Беловодова

2. Боги и божества Подземного царства
ВИЙ (он же — Ний) — Воевода Чернобога, царь подземного мира

ОЗЕМ и СУМЕРЛА — бог и богиня подземного царства.

А еще к стихии Земли относится Хозяйка Медной Горы.

Иногда к Подземным Божествам относят Богов Запредельного царства — повелителей тьмы и смерти. Многие из них относятся к стихии Земли — например, КОЩЕЙ.

3. Прочие боги и божества Наземного царства
ВОЛОТЫ– малочисленная раса могучих великанов

ДУБЫНЯ — лесной великан.

ЗИБОГ — Бог земли

ЛЮДИ-КАМНИ — первые люди, созданные Сварогом и Ладой.

ПАРАСКЕЯ — змея-Пераскея, жена бога Индры,

Муж и жена — Подаги — бог звероловства и божество Земли

Святогор — богатырь,

СКИПЕР-ЗВЕРЬ — Царь надземного Пекла.

ТРАВИЧ – славянский дух травы,

ТАРА — богиня-покровительница живой природы и, в частности, ЛЕСОВ.

ЧЕРНЫЙ ЗМЕЙ — как один из первых держателей Матери — сырой Земли

Очень многие животные относятся к стихии Земли, и это понятно. Но к этой же стихии относятся и некоторые птицы, например — Ногай-птица.

***********

Навьи (пекельные, подземные) боги: Мара, Чернобог, Велес, Вила, Волхов, Ящер, Мор, Мора, Вий, Кощей, Дый, Кривда, Лихо, Лют, Обида, Мста, Карна, Угомон, Сон, Дрёма, Лень, Припекало, Переруг, Пек-Пекол, Злебог, Худич, Бедай, Злодий, Кривая, Нелегкая.

ВИНОГРАДАРИ в лихую годину могут просить о заступничестве епископа Тихона Амафунтского, с которым произошел удивительный случай. Как-то садовник выбросил на улицу обрезанные сухие ветви винограда. Святой Тихон посадил их в своем саду и попросил Господа, чтобы они принялись и дали целебные для здоровья людей плоды. Господь сделал все так, как просил юноша. Ветви принялись, плоды их имели особый, очень приятный вкус и шли при жизни святого и после его кончины на изготовление вина для совершения церковных таинств.

Еще про Тора:  Духи и существа в чувашской мифологии » Фэнтези, фантастика и игры

ЦВЕТОВОДАМ И САДОВНИКАМ стоит просить о заступничестве мученицу Дорофею. Когда святую вели на казнь, некий человек по имени Феофил с насмешкой сказал ей: «Невеста Христова, пошли мне из сада жениха твоего розовых цветов и яблок». Перед смертью святая попросила дать ей время помолиться. Когда она окончила молитву, ей явился ангел и подал три яблока и три розовых цветка. Дорофея передала дары Феофилу, после чего недавний гонитель христиан сам уверовал в Спасителя.

Льноводство — равноапостольная царица Елена — в день празднования памяти св. Елены наши предки сеяли

Макошь

Одна из главных богинь восточных славян, жена громовержца Перуна. Имя ее составлено из двух частей: «ма» — мать и «кошь» — кошелка, корзина, кошара. Макошь — мать наполненных кошей, мать хорошего урожая. Это не богиня плодородия, а богиня итогов хозяйственного года, богиня урожая, подательница благ.

Урожай каждый год определяет жребий, судьба, поэтому ее еще почитали как богиню судьбы. Обязательный атрибут при ее изображении — рог изобилия. Эта богиня связывала отвлеченное понятие судьбы с конкретным понятием изобилия, покровительствовала домашнему хозяйству, стригла овец, пряла, наказывала нерадивых.

Конкретное понятие «пряха» связывалось с метафорическим: «прядение судьбы». Макошь покровительствовала браку и семейному счастью. Представлялась как женщина с большой головой и длинными руками, прядущая по ночам в избе: поверья запрещают оставлять кудель, «а то Макоша опрядет».

Морена

Немного о мироустройстве славян

Перун

Бог-громовержец, божество победоносное, карающее, явление которого возбуждает страх и трепет. Перун, в славянской мифологии самый знаменитый из братьев Сварожичей. Он бог грозовых туч, грома и молнии.Его представляют статным, высокого роста, с черными волосами и длинной золотой бородою.

Восседая на пламенной колеснице, он разъезжает по небу, вооруженный луком и стрелами, и разит нечестивых. По свидетельству же Нестора, деревянный идол Перуна, поставленный в Киеве, имел на серебряной голове золотые усы.Со временем Перун стал покровителем князя и его дружины.

Капища в честь Перуна всегда устраивались на возвышенностях, причем выбиралось самое высокое место в округе. Идолы изготавливались преимущественно из дуба — это могучее дерево было символом Перуна. Иногда встречались места поклонения Перуну, устроенные вокруг растущего на холме дуба, считалось, что так Перун сам обозначает наилучшее место. В подобных местах не ставилось дополнительных идолов, а дуб, расположенный на возвышенности, почитался как идол.

Радегаст

Радегаст (Редигость, Радигаст) — молниеносный бог, убийца и пожиратель туч, и вместе с тем светозарный гость, являющийся с возвратом весны. Земной огонь, признавался сыном Неба, низведенным долу, в дар смертным, быстролетною молниею, и потому с ним также соединялась идея почетного божественного гостя, пришельца с небес на землю.

Русские поселяне чествовали его именем гостя. Вместе с этим он получил характер бога-сберегателя всякого иноплеменника (гостя), явившегося в чужой дом и отдавшегося под защиту местных пенатов (т.е. очага), бога-покровителя приехавших из дальних стран купцов и вообще торговли. Славянский Радигость изображался с головою буйвола на груди.

Сварог

Святибор | древнерусский словарик

Святибор — бог лесов, который служит Велесу как покровителю не только домашнего скота, но и зверя лесного. Непосредственно Святибору подчинено все воинство духов лесных. С помощью этого воинства он охраняет и леса, и вое зверье лесное. Посвященные ему наиболее примечательные лесные угодья получали название святого бора.

святибор

Святибор — Бог лесов, боров, господин леших. Святобор — у западных и восточных славян (белорус.) — бог лесов и лесных угодий. Он предопределяет участь, жизнь и судьбу всех обитателей леса, обеспечивая гармонию и согласие в природе. Убеждение, что природе нельзя наносить — по глупости или жадности — невосполнимый урон, возникло еще в глубокой древности. Наши предки верили, что охотника, посягнувшего на зверя с детенышем, или рыбака, который ловит рыбу, когда она нерестится, покарает владыка чащоб Святобор. Верили, что всех охотников, прельщающихся на легкую, неправедную добычу, ждет грозная расплата.

Еще про Тора:  Бусина Дзи Зуб (клык) Тигра защищает от неожиданных неудач и нападений, помогает в достижении цели.

Святибор
Святобор — олицетворение вечно живой природы. Не зря на древнем поэтическом языке травы, цветы, кустарники и деревья называли волосами Матери-сырой земли, широкие просторы суши сравнивали с исполинским телом, в твердых скалах и камнях видели ее кости, в водах — кровь, в древесных корнях — жилы. Помощники Святобора, кроме леших, также мелкие божки по имени Туросик, Стукач, Свида и Пахма — существа довольно опасные и коварные. Скажем, зловредный Туросик принимал вида тура или оленя с золотыми рогами и заводил охотника, погнавшегося за ним, в болото. Точно так же заманивал в болото людей и Стукач, изображая стук топора дровосека. Заблудившиеся люди радостно бежали на этот стук и гибли. Женою Святобора была Зевана (Девана, Дзевана), славянская богиня охоты.

Как уже говорилось, помощниками Святибора являются Туросик, Стукач, Свида и Пахма. Все эти существа не так добры к человеку, как их повелитель. Мало того, они считаются очень опасными и коварными существами, с которыми лучше не встречаться в лесу.

  • Туросик — это тур или олень с золотыми рогами (или представлявшийся им дух), который повстречавшись в бору человеку, покорял его своим видом. Человек, влекомый диковинным животным, шёл вслед за Туросиком и оказывался в непроходимом болоте, из которого назад пути нет.
  • Стукач — изображает стук топора в лесу. Люди (в основном заблудившиеся), услышав этот стук, шли на него, надеясь найти помощь, и также оказывались в непроходимых болотах и трясинах.

В лесу Святобор хозяин и полновластный правитель. Тот, кто покушается на лес с нечистыми помыслами, неуважительно относится к деревьям, траве и плодам лесным, наносит большой или невосполнимый урон в силу своей жадности или глупости, обязательно узнает на себе гнев этого Бога. В его задачи, так сказать, на вверенном ему участке леса, входит поддержание жизни, обеспечение гармонии и согласия между всеми его обитателями.

svyatiborСвятобор следит за спокойствием в лесу и требует определённого поведения от людей. Охотник не вправе посягать на жизнь зверя с детёнышем, или животное, которое ждёт приплод. То же относится и к рыбе, которая идёт на нерест. Ни в коем случае нельзя делать вырубку и калечить деревья в священных местах, куда славяне ходили просить Богов о помощи, где славили пращуров, где ставили кумиры или возводили капища или в тех местах, которые считались местами силы, где жили духи и божества. Такие места являются местом обиталища Святобора и его помощников.

Святобор в понимании славян — само олицетворение природы. Не какое-нибудь злое и лохматое существо, а сама природа, её лик. Природа всегда жива и является главной кормилицей человека. Обижая бога Святобора, мы обижаем природу, а следовательно саму жизнь. Издревле люди на славянской земле называли: траву, кустарники и деревья — волосами Матери-Сырой Земли, горы и камни — костями Земли, воду — кровью Земли, росу — потом, корни растений — жилами и сухожилиями и т.д. Следуя этим понятиям, всё вокруг — единое тело Матери Земли, за которой и призван ухаживать Святобор, защищать её от посягательств и нерадивого использования.

Семаргл

Одним из Сварожичей был бог огня — Семаргл, которого иногда по ошибке считают только небесным псом, охранителем семян для посева. Этим (хранением семян) постоянно занималось гораздо мелкое божество — Переплут.В древних книгах славян повествуется о том, как Семаргл появился на свет.

Сварог ударил магическим молотом о камень Алатырь, высек из него божественные искры, которые разгорелись, и в их пламени стал виден огненный бог Семаргл. Он восседал на златогривом коне серебряной масти. Густой дым стал его знаменем. Где проезжал Семаргл, оставался выжженный след.

Таков он был в силе, но чаще выглядел тихим и мирным.Семаргл, Бог огня и Луны, огненных жертвоприношений, дома и очага, хранит семена и посевы. Может оборачиваться священным крылатым псом.Доподлинно неизвестно имя бога Огня, скорее всего, его имя настолько свято.

Еще бы, ведь этот Бог обитает не где-нибудь на седьмом небе, а непосредственно среди людей! Имя его стараются реже произносить вслух, заменяя иносказаниями. С Огнем славяне связывают возникновение людей. По некоторым сказаниям, Боги сотворили Мужчину и Женщину из двух палочек, между которыми разгорелся Огонь — самое первое пламя любви.

Семаргл не пускает в мир зло. Ночью он стоит на страже с огненным мечом и лишь один день в году Семаргл сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы, которая зовет его на любовные игры в день Осеннего равноденствия. А в день Летнего Солнцестояния, через 9 месяцев, у Семаргла и Купальницы рождаются дети — Кострома и Купало.

Чернобог

Энциклопедия славянских символов

Славянские символы – это узоры традиционной вышивки и украшения домов, а так же предметы, связанные со славянскими Богами. Славянские символы стоит знать для верного выбора оберега. Понимание символики волшебных предметов помогает понять славянскую мифологию, в обычаи и приметы.

Ярило

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector