Так бы выглядел,император-бородач, Николай II без бороды. | Пикабу

«нельзя же быть безобразным»

Отец Валерий говорил о проблемах миграции старообрядческой молодежи из сельской местности и утраты старообрядцами навыков сельскохозяйственной деятельности, рассуждая, что есть приходы «бедные» на молодежь, а есть те, в которых и клиросы полны, и рядовые прихожане — люди молодые, активные и трудолюбивые.

Слово предоставили всем желающим рассказать о своем опыте ношения бороды — и тем, кто в старообрядчестве совсем недавно, и умудренным опытом, и убеленным сединами. Все сходились в том, что борода — это важная часть традиционного православного мужского образа.

«Нельзя же быть безобразным», — шутили участники.После обеда верующие переместились в храм, где началась воскресная служба — несмотря на то, что народу в храме было не так много, как бы того хотелось, торжественность чувствовалась и в возгласах архиерея, и в молитвах клирошан. Последние, кстати, заблаговременно готовились к вечеру духовных песнопений…

Так бы выглядел,император-бородач, Николай II без бороды. | Пикабу
Великолепный вечер песнопений. Выступает хор села

«папаша! огоньку не найдется?»: забавная история бородача из «бриллиантовой руки»

Этот актер появился в комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» всего на 20 секунд. Он даже не попал в титры, но его запомнили все. А вот кто этот колоритный бородач и как он попал в культовый советский фильм, не знает почти никто. Открываем секрет этого актера и его героя.
Так бы выглядел,император-бородач, Николай II без бороды. | Пикабу

Фраза брутального бородатого мужика с черепом на шее «Папаша, огоньку не найдется?» стала крылатой. А произнес ее Леонид Петрович Плешаков, журналист и человек, тогда еще далекий от кинематографа. Он с детства мечтал о карьере журналиста и хотел специализироваться именно на интервью. И журналистская работа абсолютно случайно привела его в кино. Звездой Плешаков не стал, но сыграл несколько запоминающихся ролей.

Так бы выглядел,император-бородач, Николай II без бороды. | Пикабу

Леонид Плешаков выделялся среди коллег по журналистскому цеху своей внешностью. Рост 190 см, косая сажень в плечах и густая борода неизменно выделяли журналиста из толпы. Сам Плешаков утверждал, что его комплекция очень помогала ему в работе. То ли в шутку, то ли всерьез он говорил:

«Часто замечаю, что при встрече с человеком, которого предстоит интервьюировать, мои габариты (рост 190, вес 120) не остаются без внимания. И я пришел к такому выводу: все мы из детства, из компаний сверстников, где обычно верховодил мальчишка чуть крупнее остальных или сильнее физически. Ему подчинялись, его побаивались и уважали. Не потому, что он давал подзатыльники приятелям и силой утверждал свой авторитет. Нет. Но осознание того, что он может это сделать, держало остальных в уважительном отношении и к его силе, и к тому, что он ею не пользуется».

Так бы выглядел,император-бородач, Николай II без бороды. | Пикабу

Проще говоря, отмахнуться от такого журналиста и отказать ему в интервью психологически трудно и решится на это не каждый. Поэтому Плешакову часто доставались сложные, даже безнадежные задания. Сам Леонид Петрович был хорошим журналистом и главное — принципиальным. У него всегда была своя точка зрения и он умел ее отстоять.

Как журналист получил роль у Гайдая

С Плешаковым любили работать самые передовые издания 60-70-х годов: «Комсомолка», «Смена», «Огонек». А еще он был настоящим эрудитом, и коллеги называли его «ходячей энциклопедией». А позднее его узнали еще и как прекрасного актера короткого эпизода.

Так бы выглядел,император-бородач, Николай II без бороды. | Пикабу

О том, как удалось получить роль в «Бриллиантовой руке» Леонид Петрович рассказывал так:

«Как-то в коридоре „Комсомольской правды“ я столкнулся с Игорем Кио и Юрием Никулиным, которые зашли в редакцию по каким-то делам. С Игорем я был знаком и даже писал о нем, Никулина же видел до того только в кино. Познакомились, поднялись в буфет выпить кофейку. За столом Юрий Владимирович неожиданно спросил: — У вас на груди волосы есть? — Есть, — отвечаю. — Покажите… Я расстегнул ворот рубашки и на всякий случай приготовился, что со мною выкинут какой-нибудь цирковой фортель. — Вполне достаточно, — удовлетворенно сказал Никулин. — Для чего достаточно? — не понял я».

Никулин тут же объяснил, что Леонид Гайдай снимает новый фильм. Там его герой Горбунков, опасающийся слежки, неожиданно сталкивается в подземном переходе с огромным подозрительным человеком с кулоном в виде черепа на волосатой груди. Прохожий задает Горбункову невинный вопрос, но тот пугается черепа и отвечает невпопад.

Леонид Гайдай справедливо рассудил, что массивный череп на шнурке будет колоритнее смотреться на широкой и непременно волосатой груди. Плешаков тут же согласился попробовать себя в небольшой роли. Но взамен попросил организовать интервью с режиссером фильма. «Договорились», — сказал Никулин и они с Кио отправились по своим делам.

Так бы выглядел,император-бородач, Николай II без бороды. | Пикабу

Журналист почти забыл от этой беседе, но через несколько дней ему позвонили с «Мосфильма» и пригласили на примерку костюма. Плешаков подошел на роль подозрительного мужика идеально и Гайдай его утвердил. Сам эпизод продолжительностью 20 секунд снимали вовсе не в подземном переходе. Это был подземный туалет, расположенный у входа в ЦПКиО им. Горького, со стороны Ленинского проспекта.

Так бы выглядел,император-бородач, Николай II без бороды. | Пикабу

Короткий эпизод пришлось снимать целых четыре часа. Гайдай постоянно цеплялся к каким-то мелочам и добивался идеальных кадров. Обещание Никулина он сдержал и дал Плешакову интервью. После выхода «Бриллиантовой руки» журналист стал популярен. Его узнавали на улице и кричали вдогонку «Папаша, огоньку не найдется?». Впрочем, Леониду Петровичу это даже нравилось.

Так бы выглядел,император-бородач, Николай II без бороды. | Пикабу

Это было только начало кинокарьеры журналиста. После комедии Гайдая его начали приглашать в кино на эпизодические роли. Их Леонид Плешаков сыграл еще 11. Свои новые знакомства в кино он использовал в «личных целях» — после каждых съемок брал интервью у режиссеров и актеров. Леонид Плешаков ушел из жизни в 2004 году. Его могила находится на Останкинском кладбище в Москве.

источник

Атмосфера старины далекой

После ужина все гости собрались на земляничной поляне у стен храма. Местные умельцы подготовились заранее, обустроив сцену для выступления хоров. Со своими юными клирошанами из соседнего села Сепыч приехал отец Никола Параманов — сепычане стали одними из ярких участников этого вечера.

Еще про Тора:  Сирены: происхождение, виды, внешний виды, мифы | Мифолог

Тихо, неспешно догорал субботний вечер, а над Бородулино повисла атмосфера старины далекой — ее-то и сохраняют сегодня старообрядцы в молитвах, в быту, в одежде и даже в досуге — понятно, что за праздничными столами звучат не только и не столько молитвы, сколько духовные стихи. Они-то и звучали со сцены — то медленно и негромко, то звонко, то нараспев.

Так бы выглядел,император-бородач, Николай II без бороды. | Пикабу
На сцене фольклорист Георгий Нестеров

Колорита этому вечеру придал директор Центра казачьей культуры и руководитель ансамбля «Багренье», прихожанин и клирошанин екатеринбургского храма во имя Рожества Христова Георгий Нестеров со своим сыном Прохором. Как давний фольклорист, объехавший уральскую глубинку и изучивший особенности местных песенных и стихотворных традиций, он знал, чем удивить и без того искушенную старинным наследием публику.

Так бы выглядел,император-бородач, Николай II без бороды. | Пикабу
Главным у старообрядцев было-и есть богослужение

Борода – символ независимости.

Но уже с 19 века борода считается признаком вольнодумства. Только бороды, которые носили купцы, старообрядцы и священники всё так же не вызывали никаких нареканий. В ранний период Советов, борода была отличительным признаком богатого крестьянина, академика или священника, а позже и поклонников неформального Высоцкого или чудака Хемингуэя.

Известные бородачи

Популярны бороды и сегодня. Яркий пример – движение хипстеров, возникшее в США в конце 40-х – начале 50-х годов. И если еще недавно популярностью у женщин пользовались гладко выбритые мужчины, то сегодня на гребне мужской привлекательности – бородачи, особенно, если борода такого индивида имеет уникальную укладку и эксклюзивный стиль.

На фоне «гладких» представителей мужского население, бородатые хипстеры выглядят мужественнее, да и просто брутальнее. Однако, этот вовсе не исключает того, что борода хипстера должна быть хорошо ухожена. Современные хипстеры считают себя двигателем современного искусства.

Бородатые хипстеры – самые брутальные бородачи современности.

Во все времена борода считалась признаком зрелости человека и его мужественности. Безбородых даже не пускали на поле битвы, не давая им Божьего благословения. В наше время, размытие чёткой линии гендерной границы, делает наличие бороды ещё одним признаком маскулинности, а для многих творческих личностей борода стала арт-объектом, как, например, для Исаия Уэбб, который представил на суд общественности свой бородатый креатив.

Борода для гармонии в мирской жизни.

Борода для русского человека была своеобразным балансиром в непростом мире. Например, поглаживание бороды позволяло скрыть волнение, взять паузу в разговоре или привлечь внимание собеседника. Утрата бороды или её части считалась плохим знаком. К выпавшим волосам или случайно вырванным клокам было весьма серьёзное отношение: «облысевшему» мужу приходилось идти на исповедь и держать пост, причём, довольно строгий.

Борода для демонстрации силы.

В те далёкие времена на Руси любого мужчину встречали по бороде, по её окладистости и густоте. Считалось, что чем гуще растительность у мужчины на лице, тем лучше «порода» этого человека и больше его мужская сила. Те, у кого на лице была редкая “растительность” считались вырожденцами. А вовсе безбородые практически всегда были холосты.

Для сохранения своего достоинства. Считалось, что честь русича – это его борода. Поэтому нанесённый бороде ущерб, автоматически признавался тяжелейшим преступлением против этого человека. Штраф за вырванные из бороды волосы был установлен ещё в период царствования Ярослава Мудрого.

Виновник этого за один вырванный клок уплачивал в пользу государственной казны 12 гривен. Во времена Иоанна Грозного практиковались гражданские казни провинившихся бояр – ему выщипывали бороду. Чтобы смыть этот позор, необходимо было либо совершить подвиг, либо уйти в монастырь.

Русский старовер

Борода как дар божий.

Борода на Руси приравнивалась к дару Божьему. И в этом смысле русский народ был достаточно одаренным. Другими словами, борода стала национальным богатством, которое оберегалось даже негласным запретом на браки с инородцами. В частности, это касалось тех, кого природа обделила густыми волосами.

Очень легко было узнать и тех, кто согрешил с «неверными» – по их потомкам, а точнее – по их редким «козлиным» бородкам. Таких людей прозывали «ублюдками» (производное от «блуд»). А снять этот статус и быть полноценным членом окружающего общества возможности не было.

Борода, как пропуск в рай.

В последние десятилетия 17 века Патриарх Адриан написал: «Человека Бог создал с бородой, и лишь псы с котами безбородые». Всех кто «скоблился» отлучали от церкви. Всё это делалось потому, что согласно Святому Писанию человек, исповедующий веру Христа, по своей внешности должен походить на образ Христа. И именно потому считалось, что гладковыбритых мужчин не допустят в Царствие Небесное.

Патриарх Адриан

И для пожилых, и для молодых

Это были насыщенные выходные. Архиерейское богослужение, конференция, вечер духовных песнопений, а в воскресенье днем сразу несколько мероприятий в рамках ставшего популярным и известным ужа далеко за пределами Урала форума «Бородачи в Бородулино». Мероприятие было организовано местной общиной храма во имя святителя Николы и лично настоятелем, отцом Вадимом Матяшом.

Его важность и значимость подчеркнул и епископ Казанско-Вятский и Уральский Евфимий (Дубинов), который, несмотря на то, что еще довольно слаб после перенесенных весной болезни и инфаркта, приехал сюда. Он неоднократно говорил, как важно объединять старообрядцев не только на службе в храме, но и за его пределами, на подобных встречах, которые проводятся и для пожилых, и для молодых.

И симпатичны, и трудолюбивы…

А в воскресенье состоялась Архиерейская литургия. Она стала первой на Урале после мартовской болезни владыки Евфимия. Ему и настоятелю сослужили отец Артемий Казымов, приехавший из Лысьвы, и отец Антонин Яблонский из села Кузьма Кезского района Удмуртии.

Так бы выглядел,император-бородач, Николай II без бороды. | Пикабу
Хор бородачей на богослужении

После богослужения и трапезы форум продолжился — на этот раз бородачи не были главными действующими лицами. Во всяком случае, не единственными. Ведущую роль, по общему решению уральских христиан, решено было в рамках мероприятия отвести прекрасной части старообрядческого сообщества. Специально для них организован конкурс «А ну-ка, девушки!»

Еще про Тора:  Обои ультраширокий монитор для рабочего стола 2048x1152, скачать картинки на рабочий стол бесплатно
Так бы выглядел,император-бородач, Николай II без бороды. | Пикабу
У девушек на Бородачах свои конкурсы и номинации

— Наверняка каждый неженатый старовер мечтает найти такую помощницу ко спасению, которая была бы и симпатична, и смекалиста, и трудолюбива, — говорит отец Вадим Матяш, объясняя, зачем «Бородачам» девушки. — И для того, чтобы найти такую, теперь можно ездить не только в Москву на Рогожское, но и в уральский поселок Бородулино, где проводится наш праздник бородачей.Девушки демонстрировали свои способности — пели стихи, пришивали пуговицы, чистили картошку, пеленали кукол, быстро, красиво и оригинально завязывали на голове платок…Подобно бисеру, которым украшены оклады икон, девушки органично дополнили мужскую программу, стали яркой, душевной и милой ее частью.

Так бы выглядел,император-бородач, Николай II без бороды. | Пикабу
Владыка Евфимий-с удовольствием оседлал лошадь

Епископ оседлал лошадь

Еще одна активность, которая не оставила равнодушным даже епископа. Катание на чистокровных орловских рысаках Ликере и Вьюге. Владыка Евфимий с природной ловкостью оседлал лошадку и долго гарцевал на ней — было видно, как ему понравилась эта забава. Оседлать красавицу-лошадь также смогли все желающие.

Так бы выглядел,император-бородач, Николай II без бороды. | Пикабу
Одна из активностей подними пудовую  гирю

…А еще — забивали гвозди, сражались в рыцарских доспехах, бились подушками, стоя на бревне, поднимали пудовые гири. Это был настоящий старорусский праздник в современных условиях — кажется, на время все даже забыли об эпидемии коронавируса, которая бушует в стране, и внесла свои коррективы и в уральских «Бородачей».

Нет сомнений, что здесь собралось бы куда больше гостей, но и хозяева, и те, кто очень хотел, но в последний момент решил не приезжать, понимали, что придет время, и этот форум удастся провести на еще более высоком уровне. И вот тогда-то здесь соберутся сотни старообрядцев, которые достойно представят каждый свою общину, свой храм, свой приход.

Максим ГУСЕВ,

фоторепортаж Марины СОЛДАТИКОВОЙ

и Александра ШЕСТАКОВА

О чем говорили бородачи?

Гости стали прибывать в Бородулино еще в пятницу вечером, а в субботу с утра — основная их часть. На конференцию «Бородачи — на страже традиционных ценностей» приехал благочинный приходов Пермского края, протоиерей Валерий Шабашов. Вместе с владыкой Евфимием они заслушали доклады, подготовленные участниками.

Речь шла о проблеме сохранения традиционных ценностей в современном обществе в условиях глобализации, о традициях ношения бороды с религиозной и культурной позиций, о роли отца в воспитании детей, о народных традициях в воспитании детей и методах их сохранения в современных условиях, об опыте сохранения традиционного народного костюма в современном мире, о воинских традициях древлеправославных защитников Отечества и о других важных вопросах современности.

Ода бороде

Так бы выглядел,император-бородач, Николай II без бороды. | Пикабу

Спокон веков на Руси мужчин встречали не столько по одёжке, сколько по бороде, её густоте и окладитости. Бородатость считалась одним из важнейших внешних признаков хорошей породы человека, его мужской силы. Люди с плохо растущей бородой воспринимались чуть ли не как вырожденцы. А безбородые, зачастую, так и оставались в бобылях.

Даже честь у русского человека находилась в бороде. Ущерб, нанесённый растительности на подбородке, являлся тягчайшим преступлением против личности.

Ещё Ярослав Мудрый установил довольно высокий штраф за умышленное повреждение чужой бороды – 12 гривен. Борода считалась даром божьим и была, своего рода, национальным символом, который трепетно оберегался, в том числе, негласным «общественным договором» – не вступать в браки с иноземцами, которых природа обделила густой растительностью на лице.

Согрешивших с басурманами опознавали по их потомству, а точнее – по его «козлиным», редким бородёнкам. Несчастных «награждали» статусом «ублюдок» (от слова «блуд»), и им приходилось приложить немало усилий, чтобы добиться права стать полноправными членами традиционного общества.

Побрившийся взрослый мужчина мог быть запросто отлучён от церкви. Связано это было с тем, что, согласно православным канонам, человек должен был по наружности благообразно соответствовать образу Христа. Бритым мужчинам вход в Царствие Небесное официально был заказан церковными соборами.

Так бы выглядел,император-бородач, Николай II без бороды. | Пикабу

В древности борода для русского человека была не только честью и совестью, но и балансиром в жизни. Например, поглаживание бороды позволяло скрыть волнение, взять паузу в разговоре или привлечь внимание собеседника. Утрата волос из неё непременно сказывалась на судьбе человека. Случайно вырванные или выпавшие из подбородка волосы представляли собой серьёзную проблему: мужчина, как правило, шёл на исповедь, а затем соблюдал строгий пост. Люди же, добровольно избавившиеся от бороды, считались одержимыми. Их сторонились, чтобы не заразиться бесами.

Страшным было для русского человека, когда «скоблился» царь. Это воспринималось в народе и духовенстве как национальная катастрофа. Достаточно вспомнить, к какому скандалу привела сбритая Великим князем московским и всея Руси Василием III по просьбе его невесты Елены Глинской борода (папа и мама будущего царя Ивана IV Грозного).

Так бы выглядел,император-бородач, Николай II без бороды. | Пикабу

Кстати, когда Иван Грозный подрос и утвердился на престоле, опальные бояре при нём порой подвергались позорной гражданской казни: у них выщипывали волосы из бороды. Смыть такой позор можно было только замолив его в монастыре или совершив ратный подвиг на войне.

Патриарх Адриан ещё в конце XVII века написал: «Бог создал человека бородатым: только коты и псы не имеют её». Тем не менее, Святейший Андриан не смог или не смог противостоять реформам царя Петра I «Антихриста», который, как известно, бороды боярства беспощадно и цинично истреблял.

Так бы выглядел,император-бородач, Николай II без бороды. | Пикабу

В 1698 году Пётр I даже обложил бородачей специальной пошлиной. В 1705-ом она была разделена на четыре разряда. Каждый разряд соответствовал тому или иному сословию:

– 600 рублей в год платили дворяне и госчиновники;
– 100 рублей в год отдавали в казну купцы 1-й статьи;
– 60 рублей в год взималось с купцов мелкой и средней статей. Столько же платили рядовые горожане;
– 30 рублей в год взимались со слуг, извозчиков и ямщиков, а так же с церковных причётников.

Еще про Тора:  Кем были волхвы на Руси и почему их боялись и уважали? » - Источник Хорошего Настроения

В 1715 году по царскому указу эта пошлина стала единой для всех сословий и составила 50 рублей в год.

Были избавлены от этой подати только лишь крестьяне и то не полностью: каждый раз при въезде в город они были обязаны уплатить в пользу государственной казны за одну бороду 1 копейку.

И лишь в 1772-м году налогообложение за ношение бороды в Российской империи было полностью отменено. Однако со следующего, XIX века борода стала считаться признаком вольнодумства и неблагонадёжности. Самое забавное – что если до Петра I борода была признаком посконной русскости и отличием русских от разных аглицких басурман, то в XIX веке борода в обиход русских разночинцев пришла из самой Западной Европы. Русские молодые «новые люди» отращивали себе бороду, чтобы походить на западноевропейских бунтарей и революционеров.

Так бы выглядел,император-бородач, Николай II без бороды. | Пикабу

Нечего удивляться, что русское самодержавие неодобрительно смотрело на бородатую молодёжь. При императоре Николае I внешний вид всех российских сословий (костюм, причёска и пр.) был подробнейшим и строжайшим образом регламентирован. Так, усы было дозволено иметь исключительно военным чинам (причём – только строевым). А привилегией носить бороды обладали лишь купцы, крестьяне и духовенство.

Когда Николай I скончался, к его наследнику Александру II прибыла специальная делегация от дворянства, с покорнейшим прошением – разрешить этому привилегированному сословию отращивать собственные бороды. Когда изумлённый такой просьбой новый самодержец Российский ответил дворянам, что это сугубо их личное дело, до тех, наконец, дошло, что «либеральные реформы» в стране начались на полном серьёзе.

Впрочем, убийство народовольцами Царя-освободителя, который посмел освободит крестьян без всякой революции, частично вернуло России утраченные было «традиционные ценности». Чтобы почувствовать это, достаточно взглянуть на портреты Александра II и его приемника Александра III.

Государь Император Александр II (бороды нет)
Так бы выглядел,император-бородач, Николай II без бороды. | Пикабу

Государь Император Александр III (борода есть)
Так бы выглядел,император-бородач, Николай II без бороды. | Пикабу

Впрочем, в первом в мире государстве рабочих и крестьян – СССР, борода попала в ещё более глубокий андеграунд, став уделом почти сплошь одних лишь академиков (и, естественно, церковнослужителей). Впрочем, в 60-х годах в СССР в среде интеллигенции борода снова вошла в моду. И снова эта мода пришла из «разлагающегося Запада». Дело в том, что в 60-х страшно популярными стали писатель-бородач Эрнест Хэмингуэй, чей знаменитый «портрет в свитере» висел во многих домах советской интеллигенции

Так бы выглядел,император-бородач, Николай II без бороды. | Пикабу

Это увлечение было усилено также тем, что лидеры победившей на Кубе революции также сплошь носили бороды.

Так бы выглядел,император-бородач, Николай II без бороды. | Пикабу

Кроме того, в СССР 60-х большим уважением пользовались такие профессии, а геологи и работники разных арктических станцией. А представители этих профессий почти всегда носили бороду, поскольку брить лицо каждый день в тайге или на Юном полюсе крайне неудобно, да кроме того, борода представляла собой дополнительное естественное «устройство» для обогрева лица на морозе. Кстати, именно этим фактором и объясняется бородатость русских и прочих северных народов (финны, скандинавы).

Таким образом, борода для советских интеллигентов стала не символом какой-то там древней русскости, а, наоборот, этаким символом романтического стремления в революционному преобразованию будущего в духе заветов западноевропейских философов. Можно даже сказать, что наличие бороды стало в какой-то степени свидетельством некой нонконформности и даже, иногда, революционного настроя.

Таким образом получился странный круг. Борода, которая во времена Ивана Грозного была отличительной особенностью русского человека и являла собой символ лояльности поданного своему государю, через пару веков исчезла у образованного сословия, а потом вновь вернулась в Россию уже с Запада и стала уже неким символом оппозиционности властям, или, во всяком случае, демонстрацией приверженности идеям романтизма.

Но история не стоит на месте. И в наше время появились группы экзальтированных не совсем адекватных людей (одним из самых известных представителей которых является Александр Дугин), пытаются на полном серьёзе убеждать всех, что только тот, кто носит бороду, является настоящим русским человеком. А те, кто бороду не носит – является разновидностью обезьяны и уж точно, не русским человеком. Парадокс заключается в том, что представители этих групп, ненавидя Запад, мишенью для своих словесных атак часто избирают т.н. хипстеров-западников. Но фишка в том, что для хипстеров борода является одним из главных атрибутов.

Так бы выглядел,император-бородач, Николай II без бороды. | Пикабу

Что лишний раз говорит о том, что у таких пропагандистов «русской бороды», как Александр Дугин или бывший миллионер Александр Стерлигов в голове такая каша, что из человеческого сострадания их давно надо отправить на излечение в самую лучшую психиатрическую клинику. Ведь люди они в сущности неплохие и по своему даже любят нашу Родину.

И ещё один момент. Поскольку в наши дни наметился слабый ручеёк переезда на ПМЖ с Запада в Россию иностранных артистов, то некоторые из них, видимо для того, чтобы Дугин и Ко приняли их за 100-процентно русских, начали потихоньку отращивать бороду.

Так бы выглядел,император-бородач, Николай II без бороды. | Пикабу

Правда до полноценной окладистой «лопаты» ещё далеко. Но, как говорится – Москва не сразу строилась.

Если же говорить серьёзно, то сегодня борода является делом сугубо личного вкуса. Большинство людей симпатичнее выглядят без бороды, а есть те, кому очень идёт борода. И сегодня носить или не носить бороду – дело личного вкуса. Никакого отношения к национальной идентификации борода уже давно не имеет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector