Тор | Скандинавские боги

Как Локи превратился в кобылицу и родил жеребёнка

Локи в облике кобылы соблазняет Свадильфари. Картина Дороти Харди, 1909 год. Изображение: Wikimedia Commons

Давным‑давно, ещё на заре мира, боги (их северяне называли асами) построили жилище для себя любимых. Это был Асгард, великолепный город.

Но после завершения строительства возникла проблема. Как защитить свой дом от недружелюбных инеистых великанов? Они точили на богов зуб за убийство своего папы Имира.

Как обычно, вопросами безопасности озаботились только после финальной отделки проекта.

Внезапно перед озадаченными богами появился суровый мужчина великанской наружности. Сам он предпочёл не представляться, но назвал асам имя своего коня — Свадильфари. А ещё заявил, что с его помощью в сжатые сроки (два лета и одна зима) окружит Асгард мощными крепостными стенами, которые никакое живое (или не совсем живое) создание преодолеть не сможет.

В качестве платы за свои услуги каменщик запросил сущую малость — солнце и луну, чтобы согреть и украсить Йотунхейм, свою родину. И Фрейю — самую красивую богиню из асов.

Асы засомневались, а Фрейя и вовсе выступила против этой затеи. Замужество, конечно, ещё куда ни шло, но солнце и луна — это уже ни в какие ворота не лезет.

Но бог коварства и обмана Локи пообещал уладить вопрос с великаном. Он взял с пришельца клятву, что тот будет работать только со своим конём и успеет возвести стену за одну зиму. И если в ней будет недоставать хотя бы одного камешка, награды ему не видать.

Асам Локи заявил, что всё под контролем. Много этот умник там в одиночку построит, что ли?

Когда подрядчик не уложится в сроки, продолжал бог обмана, платы он не получит. А недоделанную стену потом и самим закончить можно.

Однако великолепный план затрещал по швам, когда выяснилось, что строитель в буквальном смысле неутомим, а его конь за один заход таскает глыбы размером с Эверест. Зима подходила к концу, стена росла буквально на глазах. И стало ясно, что каменщик легко закончит её к лету, да ещё и в отпуск съездить время останется.

Наблюдая за тем, как быстро и качественно возводятся укрепления, Фрейя плакала. Ей совсем не хотелось выходить замуж. Боги тоже были расстроены, но их больше беспокоила возможная потеря солнца и луны. Они заявили, что Локи их в эту аферу втянул, ему же с ней и разбираться. Иначе его убьют, чтобы неповадно было.

Один на восьминогом Слейпнире. Иллюстрация У. Г. Коллингвуда, 1908 год. Изображение: Wikimedia Commons

Локи решил проблему весьма нестандартным образом. Он превратился в красивую кобылицу и соблазнил Свадильфари. Конь решил, что, если он немного отдохнёт и займётся устройством личной жизни, хуже никому не будет. Пока жеребец отсутствовал, строителю пришлось носить материалы в одиночку, и он не успел положить на стену один камень.

Боги поспешили обрадовать строителя известием о том, что платить они не будут. Тот вспылил и сказал, что сейчас асам не поздоровится. Боги позвали на помощь Тора, сына Одина.

Тор спросил у каменщика, не великан ли тот часом, и разбил ему голову молотом Мьёльниром, просто на всякий случай.

Осмотрели тело и поняли — да, йотун. Просто замаскировался хорошо и усы поддельные наклеил.

Локи же, отделавшись от Свадильфари, вернулся в Асгард и благополучно родил жеребёнка. На вопросы асов он предпочитал не отвечать, на насмешки не реагировал и вообще был довольно молчалив.

Жеребёнка назвали Слейпниром и отдали Одину. Тот вымахал в огромного восьминогого коня, быстрого как ветер. Бог был им очень доволен.

Мораль: ради того, чтобы не платить подрядчику, некоторые готовы пойти на самые неожиданные вещи.

Как асы смешили великаншу Скади

Великанша Скади и бог моря Ньорд. Иллюстрация Фридриха Вильгельма Гейне, 1882 год. Изображение: Wikimedia Commons

Однажды боги Асгарда поссорились с йотуном Тьяцци — ничего особенного, просто он у них молодильные яблочки украл. Они убили его, а потом превратили его глаза в звёзды. Но у Тьяцци имелась дочь, великанша Скади, любительница лыж и зимней охоты. И она решила отомстить.

Скади была очень сильна и опасна, асы ничего не могли ей сделать. И они предложили выкуп за убитого отца. Великанша согласилась, но назначила свои условия. Во‑первых, ей в мужья должны были отдать самого красивого бога. Во‑вторых, асы должны были её рассмешить. Иначе она всех убьёт.

А поскольку Скади была весьма суровой девушкой, рассмешить её никому никогда не удавалось.

Но боги умудрились добавить одно странное условие. Они позволяли Скади выйти замуж за любого из них, однако она должна была выбрать мужа, глядя только на его ноги.

Великанша, видимо, планировала стать женой красивейшего из асов, Бальдра. Но лодыжки у него были посредственные, и Скади ошиблась, выбрав вместо него Ньорда — морского бога с крепкими ногами. Их немедленно поженили, но супруг ей не понравился. В его жилище рядом с морем сильно кричали чайки, Скади не могла спать и вскоре бросила Ньорда, решив, что не очень‑то и хотелось.

Вторым пунктом сделки было развеселить Скади. Боги сутки рассказывали анекдоты, придумывали смешные истории — в общем, старались как могли. Великанша, однако, чувства юмора не имела и смотрела на кривляющихся асов как на идиотов. Боги отчаялись и позвали на помощь Локи. Тот вздохнул, но откликнулся на зов.

Локи привязал бороду козла к своей мошонке и стал играть с ним в «перетяни канат». Это не шутка.

Увидев это безобразие, Скади расхохоталась. А потом на радостях вышла замуж за верховного аса Одина и родила ему много сыновей. Боги вздохнули спокойно. В общем, все были счастливы. Кроме Локи.

Мораль: когда выбираете себе спутника (или спутницу) жизни, смотрите не только на ноги. И будьте осторожнее с козлиными бородами.

Как Фригг изменяла своему мужу, Одину

Фригг плетёт облака. Картина Джона Доуллмана, 1909 год. Изображение: Wikimedia Commons

Скади не единственная и уж точно не самая известная жена Одина. Другой, более упоминаемой его спутницей была Фригг — богиня, которая покровительствовала браку, домашнему очагу, миру и порядку.

Вообще она по большей части была вполне верной супругой, но иногда случались различные казусы. Например, однажды Один отправился по делам в дальние края. Его путешествие затянулось, и боги решили, что он, видимо, пропал с концами.

Узнав, что её муж мёртв, Фригг погоревала немного, а потом пошла к двум братьям Одина, Вилле и Ве, и изменила ему… с ними обоими. Кроме того, она отдала Вилле и Ве всё имущество Одина, нажитое непосильным трудом и разбоем.

Немного позже Один таки вернулся и, как говорится в легенде, «‎снова овладел своей женой».‎ Никаких претензий супруге он не высказывал, да и братьям тоже. Вот и вся сказка.

Правда, тут есть одна нестыковка.

Фригг, по представлениям северян, — величайшая в мире провидица, которая досконально знает будущее вплоть до конца света, а возможно, и дальше.

Так что она не могла не предвидеть, что её муж жив и скоро вернётся к ней.

Мораль: если вы скандинавский мореход и уходите в плавание на несколько месяцев, не задавайте своей жене лишних вопросов.

Как Локи наговорил лишнего и поплатился за это

Локи оскорбляет Браги. Иллюстрация У. Г. Коллингвуда, 1908 год. Изображение: Wikimedia Commons

Однажды йотун Эгир решил прекратить войну с асами. Он наварил пива и пригласил богов на грандиозную вечеринку. Естественно, те сразу же позабыли прошлые разногласия и начали пить и веселиться.

У Эгира было двое слуг — Эльдир и Фимафенг. И так они хорошо обслуживали асов, разнося прохладительные напитки, что все их очень хвалили. Кроме Локи.

Локи страшно не любил, когда кто‑то восхищается не им, и поэтому психанул и убил Фимафенга.

Асы возмутились, накричали на Локи и выгнали его в лес, а сами продолжили веселиться.

Локи посидел в лесу, протрезвел и разозлился ещё сильнее. Он вернулся и напомнил Одину, как однажды они побратались. Тогда же они поклялись на крови, что Один не будет пить, если не угощают Локи.

Один, скрепя сердце, позволил богу коварства снова сесть за стол. Локи выпил для храбрости и начал поносить всех присутствующих.

Асов он называл трусами, беспомощными в бою, рогоносцами и «мужами женовидными», а асиний — распутницами, которые изменяли супругам (чаще всего с самим Локи). Оскорбления длились очень долго и закончились пожеланием великану Эгиру, гостеприимному хозяину вечеринки, сгореть вместе со всем своим имуществом в пожаре.

Затем Локи ушёл и спрятался во фьорде Франангр, превратившись в лосося. Глубоко уязвлённые услышанными гадостями боги поймали его сетью и привязали к скале. А его сына Нарви превратили в ядовитую змею и повесили над Локи, так что яд капал тому на голову.

Наказание Локи. Картина Луи Юарда, 1900 год. Wikimedia Commons

Верная жена Локи, Сигюн, стараясь облегчить страдания мужа, встала над ним и подставила под яд чашу. Так она, как верили скандинавы, и будет стоять над обречённым Локи вплоть до конца мира. Но периодически Сигюн приходится отходить, чтобы опорожнить чашу, и тогда яд капает на Локи. Тот бьётся в конвульсиях, и от этого якобы происходят землетрясения.

Когда наступит Рагнарёк, день гибели богов, Локи вырвется и отомстит.

Мораль: пьянство и сквернословие чреваты неприятными последствиями.

Если вы знаете другие интересные мифы за авторством северян, поделитесь ими в комментариях.

Атрибуты и символы одина

Вороны — Хугинн («мысль») и Мунинн («мудрость») летающие по миру, в поисках новостей, а по возвращению, садясь на плечо хозяина, шептали ему в ухо.

Кольцо Драупнир — магическая золотая  «капельница», которая формирует восемь таких же новых колец каждые девять ночей, а пояс из них дарит неуязвимость хозяину. 

Слейпнир — серая волшебная восьминогая лошадь и самая красивая из всех лошадей. Она символизирует ветер и может так же легко галопировать по воздуху, как и на суше. 

Джерри и Фреки — это жадные и голодные волки Одина. Хозяин всегда отдавал им еду с своего стола, потому что сам нуждался только в вине. Когда Один ходил по улицам Асгарда, Джерри и Фреки всегда следовали за ним.

Волк символизирует не только духовную часть Одина, но и его заклятого врага Фенрира — второго сына Локи. Самого чудовищного огромного волка-злодея. Поскольку Фенрир убил Одина в Рагнароке (гибель богов) образ волка часто с ним связан.

У Одина есть волшебное копье Гунгнир, которое являлось одним из его главных атрибутов. Оно всегда било без промаха, попадая точно в цель. Сделанное из Священного пепла Ягдрасилов, и помеченное тайными рунами, оно никогда не упускало цели и всегда быстро возвращалось в руки хозяина. 

В начале сражения Один бросал его в сторону врагов. Постепенно это стало традиционной практикой викингов.

Кто такой Один
«Среда» названа в честь Одина и происходит от немецкого слова Вотан («Один»), 9 — его цифра.

Из-за своей сложности и таинственности Один мог получить множество символов.

Бог войны — один всемогущий

Один — вечно жаждущий, блуждающий Бог. Импульсивный, эмоциональный, яростный, воплощающий этот экстаз, во многих областях жизни.

В современной народной культуре Один часто изображается почетным правителем и предводителем — военным богом. Но на самом деле это звание Бога чести и войны — Тюра, и к Одину это не относилось. В отличие от более благородных военных богов, таких как Тир или Тор, Один подстрекал людей к вражде, поддерживал тесные связи с берсерками и другими «воинами-шаманами». 

Боевые приемы и связанные с ними духовные практики были в объединении с некоторыми яростными тотемными животными, обычно волками или медведями. Один ездил с множеством бешеных Валькирий — сверхъестественными женщинами-воинами, которые приносили тела самых храбрых бойцов в Вальхаллу, формируя ряды одинской армии — Эйнхерджара. 

Таким образом, как бог войны, Один в основном заботился не о причинах, лежащих в основе какого-либо конфликта и не о его исходе, а о холодном бесчувственном бешенстве.

Несмотря на это, он никогда не был изображён как воин (это, скорее, был Тор), но был всегда призван, когда готовилась война. Сам Один не часто принимал участие в битвах, поэтому не так много военных мифов о нем. Его функция в боях — обеспечить силы воинов для уничтожения врагов. Он решал, будут сражения победоносными или закончатся неудачей.

Одинские приближенные состояли из элиты: богов, королей и поэтов. Роль Одина-советника представляла большой интерес для правителей эпохи викингов. Зачастую желание Одина и его поддержка напрямую определяли исход земных сражений.

Кто такой Один
Жертва Одина — путь к познанию, стремление к мудрости

Девять миров

В итоге мироздание оказалось довольно сложно устроено. Человеческий мир находится ровно посредине. На одном с Мидгардом уровне — уже упомянутые Нифльхейм и Муспельхейм, а также Йотунхейм (заселённый выжившими и вновь размножившимися инеистыми великанами — йотунами)

Ниже Мидгарда находится Свартальфахейм — мир тёмных альвов (карликов или, по-современному, гномов), которых асы сотворили из червей, появившихся в трупе Имира. А ещё ниже — холодный, тёмный и туманный мир Хельхейм, обитель мёртвых.

Он окружён рекой Гьёлль, которую нельзя ни переплыть, ни перейти вброд, ни перелететь, а единственный мост через неё охраняют огромный четырёхглазый пёс Гарм и великанша Модгуд. В общем, довольно неприятное место, куда суждено попасть почти всем живущим — кроме особо доблестных воинов (их заберут наверх, в Вальгаллу).

Выше Мидгарда расположен Альфхейм, родина светлых альвов (что «обликом своим прекраснее Cолнца»), а ещё выше — Асгард, небесный город, где живут асы и девы-валькирии. А в нём, в зале павших воинов, Вальхалле, пируют лучшие из воителей-людей, доказавшие свою отвагу в последнем бою.

Очевидно, описывая Вальхаллу, древние скандинавы воплощали своё представление о рае. В гигантском и прекрасном дворце обитают эйнхерии — воины из Мидгарда, что погибли в битве, но не выпустили из рук оружия. Каждое утро они облачаются в доспехи и идут сражаться друг с другом (тренируются, дабы не потерять квалификации, — эйнхериям ещё придётся воевать во время последней битвы, Рагнарёка).

После чего днём собираются все вместе (кому нужно — тот воскресает, приращивает себе отрубленные конечности и заживляет раны) и садятся за пиршественный стол. Едят они изумительно вкусное мясо вепря Сехримнира (которого забивают каждый день, — но воскреснуть ему не труднее, чем воинам), а пьют хмельной мёд, которым доится коза Хейдрун, щиплющая листья с Иггдрасиля. Кому не по нраву мёд — тех красавицы-валькирии угощают отличным пивом.

Всё это разнообразие миров несёт на себе исполинский ясень Иггдрасиль. Стоит он на трёх корнях: один тянется к Асгарду (или, по другим данным, к Мидгарду), второй — в мир Йотунов, третий — к Нифльхейму (или Хельхейму), и у каждого корня бьёт волшебный источник.

Кроме того, на верхушке Иггдрасиля сидит орёл (или ястреб) Ведрфельнир, враждующий с Нидхёггом. Но поскольку один вверху, а другой внизу, и докричаться — учитывая размеры ясеня — дело бесполезное, то в качестве своеобразного посыльного по стволу Иггдрасиля туда-сюда бегает белка Рататоск, перенося ругательства от пернатого к чешуйчатому и обратно. Интересно, от себя она что-нибудь добавляет?

Загадки гестумблинди

Конунг Хейдрек был хитрым и скорым в решениях, но делал зла не меньше, чем добра. У него был враг по имени Гестумблинди, и правитель вызвал его ко двору.

Гестумблинди боялся, что тот причинит ему вред, и испытал облегчение, когда к нему в дом пришел загадочный человек и вызвался пойти к королю вместо него.

Фальшивый Гестумблинди устроил с Хейдреком турнир загадок и одержал верх убийственным вопросом: «Что прошептал Один на ухо Бальдру, лежавшему на погребальном костре?» Тут Хейдрек понял, что перед ним сам бог.

Тор | Скандинавские боги
Одноглазый Один с вóронами и своим знаменитым копьем Гунгнир. Миниатюра из исландской рукописи XVIII века

Загадки фальшивого Гестумблинди весьма разнообразны. Некоторые можно назвать традиционными: «Что я пил вчера, если это не вода, не вино, не пиво и не прочая еда?» (ответ: утренняя роса) или: «Что за существо на восьми ногах с четырьмя глазами, у которого колени выше живота?» (ответ: паук). Другие довольно туманные.

Толкин вдохновлялся этим текстом, когда писал сцену поединка на загадках между Бильбо и Горлумом в «Хоббите», хотя победоносный вопрос Бильбо «Что у меня в кармане?» заметно отличается от загадки Одина про Бальдра, завершающей состязание в саге.

Зима близко

Сегодня огромной популярностью пользуется сериал «Игра престолов», где постоянно присутствует угроза наступления зимы. И здесь тоже прослеживается влияние скандинавских мифов и легенд.

Согласно им, в конце времен наступает Великая Зима, Фимбульветр. Три зимы подряд следуют одна за другой, не перемежаясь летом; снега повсюду, дуют свирепые ветра, стоят морозы. Это ведет к разрушению связей между людьми.

Мир устремляется к хаосу. Прежде чем человечество падет в гражданской войне, проявятся и другие признаки конца времен, названные пророчицей.

Глубоко в Лесу повешенных прокричит петух с красным оперением. Другой пропоет в Железном лесу, где троллиха вскармливает потомство Фенрира — волков, преследующих луну и солнце.

Тор | Скандинавские боги
Боги готовятся к Рагнарёку (гибели мира). Рисунок У. Дж. Коллингвуда в стиле скульптуры эпохи викингов (1908)

В нестройные звуки конца времен вольется и вой огромного пса Гарма (возможно, он двойник Фенрира или самостоятельное чудовище, «адский пес» или «адская гончая»).

Наступает ужасный момент, когда небесные светила будут поглощены жадными пастями зверей и мир погрузится во мрак.

По материалам книги «Скандинавские мифы»Иллюстрации из книги.

Космический волк

Вдохновение в скандинавских мифах и легендах черпал не только Толкин. Помните, например, оборотня по имени Фенрир Сивый из «Гарри Поттера»?

В германо-скандинавской мифологии Фенрир — космический волк, сын бога Локи и великанши Ангрбоды.

Ему было позволено остаться в Асгарде (мире богов), но вскоре он стал есть слишком много, и боги решили сковать его. Они не могли найти достаточно крепкую цепь и после двух неудачных попыток, которые позабавили Фенрира, заключили договор с карликами, и те создали магическую цепь.

Ее сковали из шести невозможных вещей: звука кошачьих шагов, женской бороды, корней горы, дыхания рыбы, медвежьих жил и птичьей слюны. Цепь вышла мягкой, легкой и гладкой.

Фенрира опутали новой цепью, и она затвердела, как железо; зверь не смог с ней справиться. Его заточили в пещере и воткнули меч ему в пасть, чтобы он не мог свести челюсти.

Тор | Скандинавские боги
Связанный Фенрир. Миниатюра из исландской рукописи XVIII века

Так он ждет конца времен. В последние дни мира ему предначертано разорвать путы, напасть на богов и проглотить Одина.

Кто такой легендарный один

Один — это самый могущественный бог и правитель Асгарда и вождь основных богов — асов из нормандской мифологии. 

Имя Одина можно перевести как «мастер экстаза». Один, а точнее Орин образовано из двух частей: «Ор» — «экстаз», «ин»—»мастер». Некоторые историки переводят его имя как «бешенный». И в этом весь Один.

Один проживает в Асгарде — крепость богов в доме под названием Валаскиалф, в высокой башне, где в его верхней части стоит трон — Хлодскиалф. Оттуда он может видеть все происходящее в девяти мирах, населенные разными существами, из которых большинство невидимы для человека из Мидгарда — области людей.

Бог Один — внук Бури, сын полубога Бора и Бестлы , женат на прекрасной Фригг (покровительнице браков), у них есть сыновья Бальдр и Ход, Хермонд, но у Одина есть и другие дети. Некоторые гигантессы, живущие в Йотунхайме, настолько красивы, что даже Один не мог им противостоять.

Поэтому он много раз ездил в земли гигантов, навещать прекрасных богинь. Как, например Йорд, родившей ему сына Тора — бога грома; от гифки Грид сын по имени Видар, богиня Ринд — сын Вали. От «девяти матерей» у Одина родился  Хеймдаляь — страж богов, а от великанши, сёстры Гимира — Тюр.

Младшая эдда: учебник для поэтов

С «Младшей Эддой» (изначально она называлась просто «Эддой») всё просто. Написал её в 1222–1225 годах (некоторые источники уточняют: в 1223 году) исландский поэт, прозаик, историограф, юрист и политик Снорри Стурлусон, представитель знатного и влиятельного рода Стурлунгов.

Будучи христианином и при этом человеком рационалистически настроенным, Стурлусон предлагает совершенно нерелигиозную версию того, как возник древнескандинавский пантеон. По мнению Снорри, изначально асы, ваны и прочие божества были людьми, которые при жизни чем-то прославились.

Позднее народная память трансформировала их реальные заслуги и приписала несуществующие, люди начали поговаривать: «Эх, если бы нас возглавил тот покойный полководец, можно было бы не сомневаться в исходе войны» или «Сюда бы мудрейшего вождя прошлых времён, он бы рассудил верно»… и вот уже готов конунг Один, потомок троянцев!

Скандинавские мифы мы знаем в пересказе христианина, считавшего, что боги из легенд — потомки гомеровских троянцев.

«Эдда», в которой автор учит читателей, как получать удовольствие от утончённости аллитерационных стихов, распутывать причудливые кеннинги (описательные обозначения) и улавливать скрытый за плетением словес смысл, пользовалась популярностью. В самом деле, чтобы ориентироваться в скандинавской поэзии древности, да и современного Стурлусону Средневековья, требовались особые навыки.

Какие есть кеннинги Тора? Его называют «сыном Одина и Земли», «отцом Магни, Моди и Труд», «мужем Сив», «отчимом Улля», а также «повелителем и владетелем молота Мьёльнир, Пояса Силы и Бильскирнира», «защитником Асгарда и Мидгарда», «недругом и истребителем великанов и великанш», «убийцей Хрунгнира, Гейррёда и Тривальди», «господином Тьяльви и Ресквы», «недругом Мирового Змея», «воспитателем Вингнира и Хлоры».

С прочими богами, великанами, людьми — даже повседневными предметами от меча до прялки — было ничуть не проще. И всё это скальдам и их слушателям было необходимо знать! Неудивительно, что «Эдда» пользовалась популярностью, — до наших времён сохранилось минимум семь рукописей, созданных в XIV — XVII веках.

А вот история «Старшей Эдды» сложилась более таинственно.

Один — могущественный и таинственный бог: мифы и реальность

Викинги, жившие в истории, взяли на себя мифологическую репутацию, из за того, что мы просто мало знаем о «людях Севера». Существует мало подробных сведений об этом северогерманском народе 700-1100 гг. н.э., а современные знания о викингах ограничиваются только их боевыми отличиями.

В то время как Тор, Локи и Один, появляются в поп-культуре («Марвел», «Властелин колец»), старые мифы с этими персонажами намного интереснее и более значимы. Викингам эти боги обеспечивали само дыхание жизни и служили примером мужественности.

Рассматривая конкретно Одина — главного бога в нормандской мифологии, можно столкнуться с совершенно захватывающей историей вокруг него. Среди многих божеств викингов, населяющих Асгард — крепость богов, он не являлся первым Творцом или Богом который появился. 

В то время когда была одна только гнусная пропасть — Гиннунгагап с огнём по одну сторону и льдом по другую. Однажды они столкнулись и их капли образовали Мир, где Буря стал первым богом. Его сын Бор и гигантесса Бестла родили Одина, Вили и Ве, уничтожившие позже первое живое существо — Эмира.

Они построили Мир: из его крови — моря и озёра, плоти — земли, а кости стали горами. После чего сыновья Бора создали мужчину — Аска и женщину — Эмблу. Один вселял в них жизнь и душу, Вили и Ве давали силу движения и способность к пониманию, а также бытовые предметы и названия. Исходя из этого мифа Один — Даритель жизни.

Величие Одина-воина и мага было таким, что он возвысился до статуса Бога, узурпировав однорукого Бога чести и войны — Тира. 

Вымысел это или реальность трудно сказать но то что его мифологический статус был закреплен— это факт. 

Кто такой Один
Он был опустошающий штормовым ветром, бьющим по границам всех миров .

Один — это яркий персонаж в нормандской культуре

Найти Одина просто по всему миру: в истории Европы и Скандинавии, в германской и нормандской мифологии, и эпохе викингов, в Старой Нормандской литературе XIII века и в языческой мифологии.

С одной стороны сложный и ужасающий, с другой достойный восхищения и уважения. Порочная природа старых верований не делает нормандских богов полностью «хорошими», как христианский Иисус или исламский Аллах. Они имели определенные желательные характеристики, но в своих недостатках и странностях отражали поведение людей.

Один не был исключением. Ему было дано много эпитетов, и для каждого он разный. Один был примером для поклоняющимся ему в нормандской культуре. В мифах, показывая как мужчины должны «истекать кровью», чтобы достичь своих целей и стать настоящими воинами. Один демонстрирует те черты, которые викинги считали важными и достойным подражания.

Он может быть примером и сегодня пронесший сквозь века свою мудрость. Показав как вкладывая страсть и силу, в действия и работу любой человек закладывает основы того, кто он есть. Следуя примеру Одина жертвуя временем, энергией, деньгами человек в итоге получает ответный результат.

Все люди, независимо от их религии, могут учиться на мифах норманнов, точно так же, как и на мифах Рима и Греции

Один: кто это — бог поэзии и мудрости

Через постоянные странствия Одина к силе познания и прежде всего мудрости, он был Богом поэтов, благодаря своему познанию рун. Один часто выступал в стихах, и полагали, что он преподнес человеку подарок — поэзию. Потому что он выкрал и испил Миад Поэзии — напиток наделяющий не только поэтическими вдохновлением, но и разумом, умением убеждать.

По легенде в нормандском пантеоне было разделение богов на Аэсир и Ванир. Аэсир боги были первичными, Ванир — второстепенные, о которых сложено немного мифов. Они не всегда ладили друг с другом, но во время одного из раздоров решили заключить мир, плюнув в вату.

Из плевка затем образовалось сверхъестественное мудрое существо по имени Квасир, которое стало блуждать по земле, раздавая советы нуждающимся. Гномы — Фьялар и Галар убили чудище, а из его крови приготовили медовый эликсир. Каждый кто выпьет его был способен перенять способности Квасира. 

Кто такой Один
Природа Одина — его уникальность и неповторимость

Скандинавские мифы о строении мира

В дохристианские времена весь север Европы занимали германские племена, продвинувшиеся к середине первого тысячелетия нашей эры до Дуная и Днепра. Огромный народ создал великую поэтическую культуру из песен, саг, легенд. За пятьсот лет до рождения Христа германцы воспевали творцов земли, неба, загробного царства.

Сокровищами народного творчества по праву считаются исландские саги, которые дошли к нам в виде поэтической «Старшей Эдды», авторство приписывается исландскому священнику Сэмунду Мудрому (1056 – 1133), и прозаической «Младшей Эдды», изложенной исландским скальдом Снорри Стурлусоном (1178- 1241). Эпос древних скандинавов, собранный в этих сборниках, раскрывает нам представления древних германцев о сотворении мира.

Согласно верованиям древних скандинавов, вселенная была создана из темной бездны Гиннунгагап, окружённой царством льда Нифльхейм и царством пламени Муспелльхейм. Пламя смешалось со льдом, породив великанов, а затем было создано верховное божество Один с братьями.

Один сотворил три мира: мир неба, Асгард, царство мёртвых Хельхейм, поместил между ними землю Мидгард.

Из ясеня и ольхи Один сотворил первых людей: мужчину и женщину. Затем вдохнул в них жизнь, а братья дали им разум и кровь.

Европейское искусство традиционно использует сюжеты древних германских мифов. Поэтические образы Беовульфа, валькирий, нибелунгов, гномов и великанов вдохновляли Рихарда Вагнера, братьев Гримм, об их приключениях мы узнаем из книг и кино. Эдды стали источником вдохновения для создателей фэнтези.

Слейпнир и компания

Верные спутники Одина — вороны Хугинн («мысль») и Мунинн («память»), волки Гери («жадный») и Фреки («прожорливый»), а также лучший из коней — восьминогий серый жеребец Слейпнир («скользящий»). Родословная Слейпнира необычна даже по меркам Асгарда — при всей склонности асов к самым разнообразным сексуальным партнёрам. Матерью Слейпнира стал Локи, а отцом — жеребец Свадильфари, чей хозяин, инеистый великан, строил стены Асгарда.

Впрочем, тут дело было не в том, что богу-трикстеру захотелось «клубнички», а в том, что прочие божественные асгардцы были ужасно прижимисты и категорически не хотели платить строителю за честно выполненную работу. Конечно, тот и запросил немало — Фрейю в жёны и власть над Солнцем и месяцем, — но ведь был же «договор, скреплённый множеством клятв»!

«Тотчас явился Тор, и в тот же миг взвился в воздух молот Мьёльнир. Заплатил Тор мастеру за работу, да не Солнцем и звёздами, жить в Стране Великанов — и в том было отказано мастеру. Первый же удар вдребезги разбил ему череп, и отправился он в глубины Нифльхейма».

Ну а Свадильфари, судя по всему, хорошо умел не только камни таскать, — так что через некоторое время Локи родил чудо-жеребёнка.

Создание карликов (гномов)

Когда мир был едва создан, День и Ночь только оформились и впервые двинулись небесными путями, у богов еще оставалось много работы. Они начали делать разные предметы, в частности множество вещей из металлов. Рождалась цивилизация.

Тор | Скандинавские боги
Скандинавские мифы

Именно на этом этапе боги решают создать карликов. Поскольку карлики (гномы) были существами подземными, они обладали особым даром находить, обрабатывать и хранить золото, и за их изделия боги готовы были щедро платить.

Карликов создали быстро; Снорри Стурлусон, исландский ученый, политик, поэт и военачальник XIII века, рассказывает, что они зародились в земле, как черви размножаются в плоти (чудовищный образ).

Карлики жили либо под землей, либо в горах, занимались ковкой металла и изготовлением прекрасных вещей.

Многие из самых ценных сокровищ богов были созданы карликами: складной корабль Фрейра Скидбладнир; золотые локоны Сив, которые заменили натуральные волосы, украденные Локи; копье Одина Гунгнир; молот Тора Мьёлльнир.

Тор | Скандинавские боги
Тор одобрительно наблюдает за работой карликов. Элмер Бойд Смит (1902)

Толкин взял имена гномов в «Хоббите» из «Прорицания вёльвы». Двалин, Ойн и Глойн, Фили и Кили, Дори, Нори и Ори, Бифур, Бофур и Бомбур — персонажи скандинавских преданий, и их тезки становятся гостями Бильбо.

Их вожак Торин Дубощит может похвалиться двумя «двойниками» из мифов: Дурин и Трейн — тоже традиционные скандинавские имена подземных жителей, одних из прародителей карликов.

Имя Гэндальф также встречается среди имен карликов в скандинавской поэзии. Оно означает «альв посоха», но Толкин решил улучшить его, дополнив эпитетом на принятый у волшебников манер: Гэндальф Серый.

Сотворение вселенной

В начале, как водится, был полный бардак — то есть первичный хаос и по совместительству мировая бездна, называемые также Гиннунгагап. Долго ли, коротко ли, но там зародился мир льдов и туманов Нифльхейм, а также огненный мир Муспельхейм. Заселили эти миры, соответственно, ледяные и огненные великаны.

Поскольку в ледяном царстве был источник Хвельгемир, чья вода постоянно замерзала, но не переставала течь, то через некоторое время ледяные глыбы приблизились к огню и там начали таять. Так появились инеистый великан Имир и корова Аудумла. Корова лизала покрытые солёным нифльхеймским инеем каменные глыбы и кормила молоком Имира (а потом — и всех порождённых им от самого себя великанов-йотунов).

Дальше асы и великаны некоторое время сосуществовали мирно — известно, например, что сын Бури по имени Бёр взял себе в жёны великаншу Бестлу, и у них родились три сына: Один, Вили и Ве. Проблемы начались, когда мальчики подросли, — неясно, за что и почему, но они убили своего прародителя Имира. Более того: в потоках крови раненого гиганта утонули все инеистые великаны (кроме внука Имира, которого звали Бергельмир, и его семьи, — благодаря этому род инеистых великанов полностью не прервался).

Наш мир был создан из трупа великана убившими его детьми

Впрочем, братья, совершившие первое в мире убийство, сумели частично обратить его во благо: трупом Имира асы заполнили мировую бездну, и павший великан в итоге стал Мидгардом (то есть срединным миром). Между делом, кстати, асы и людей сотворили.

Они взяли Имира, бросили в самую глубь мировой бездны и сделали из него землю, а из крови его — море и все воды. Сама земля была сделана из плоти его, горы же из костей, валуны и камни — из передних и коренных его зубов и осколков костей… Из крови, что вытекла из ран его, сделали они океан и заключили в него землю. И окружил океан всю землю кольцом, и кажется людям, что беспределен тот океан и нельзя его переплыть…

Взяли они и череп его и сделали небосвод. И укрепили его над землёй, загнув кверху её четыре угла… Потом они взяли сверкающие искры, что летали кругом, вырвавшись из Муспелльсхейма, и прикрепили их в середину неба мировой бездны, дабы они освещали небо и землю. Они дали место всякой искорке: одни укрепили на небе, другие же пустили летать в поднебесье, но и этим назначили своё место и уготовили пути.

«Младшая Эдда»

Старшая эдда: шедевр неизвестного автора

Снорри то и дело цитирует песни какого-то более раннего автора. Напрашивается вывод, что эти тексты должны быть где-то зафиксированы. Однако большую часть скальдической поэзии никто не записывал — её передавали только из уст в уста. Пока эта традиция была сильна, легенды сохранялись (а если часть из них терялась, об этом всё равно никто не мог узнать).

Так в течение нескольких последующих веков и считалось, что остались от того же «Прорицания вёльвы» только цитаты Стурлусона. Аж до середины XVII века — пока в 1643 году Бриньольфур Свейнссон, епископ Скаулхольта (небольшого города и по совместительству крупного религиозного и культурного центра Исландии) не порылся у себя на чердаке.

Или не у себя, или не на чердаке, а в церковных архивах… об этом история умалчивает. Так или иначе, Свейнссон наткнулся на древний манускрипт (как выяснилось позже, написанный примерно в 1270-х годах, — хотя, возможно, это копия ещё более старого текста).

https://www.youtube.com/watch?v=kVICF-2-R4k

Анализируя драгоценную рукопись, Бриньольфур предположил, что она принадлежит перу Сэмунда Мудрого, исландского священника, писателя и учёного, жившего в XII веке. Это убеждение держалось в учёных кругах довольно долго, но на данный момент эту версию ничто не подтверждает.

Тор | скандинавские боги

Назад к разделу

Тор | Скандинавская мифология

Тор — в германо-скандинавской мифологии один из асов, бог грома и бури, защищающий богов и людей от великанов и чудовищ. «Триждырожденный» старший сын Одина и богини земли Ёрд (либо Хлодюн, либо Фьёргюн). В области распространения германских языков Тору посвящен день недели — четверг (англ. thursday, нем. Donnerstag). Возможно, с именем Тора также связано имя Нуми-Торума — бога неба обских угров.

В скандинавской мифологии бог грома, дождя, бурь и плодородия, второй по значению после Одина. Рыжебородый богатырь обладал могучей силой, которой он любил мериться со всеми, и невероятным аппетитом — за один присест съедал быка. Тор защитник людей (живут в Мидгарде) и богов (живут в Асгарде) от великанов-ётунов и чудовищ.

Согласно и Старшей, и Младшей Эдде, Тор был одним из сыновей верховного бога Одина и богини земли, великанши Ёрд или Фьёргюн. Он женат на Сиф, о которой известно лишь то, что у неё были золотые волосы, которые отрезал Локи.

От своей хозяйки, великанши Ярнсаксы (др.-нор. Járnsaxa) Тор имел двух сыновей Магни и Моди. От Сиф у него была дочь Труд.

В прологе Младшей Эдды так же сказано, что Тор имел сына от Сиф по имени Луриди (др.-нор. Lóriði). Сын Сиф Улль был пасынком Тора. Скальдскапармаль упоминает некую Хлору (др.-нор. Hlóra), приёмную мать Тора, которую можно соотнести с Лорей или Глорей из пролога Снорри Стурлусона.

Снаряжение Тора:
В волшебное снаряжение Тора входили: молот Мьёлльнир, железные рукавицы, без которых нельзя было удержать рукоять раскаленного докрасна орудия, и пояс, удваивающий силу. С раскаленным молотом и поясом силы Тор был практически непобедим. Правда, в мифах он не в силах предотвратить Рагнарёк, день гибели богов, но сможет избавить мир от мирового змея Ёрмунганда ценой своей жизни.

Колесница Тора:
Его огромную бронзовую колесницу тащили по небу два козла, которых звали Тангниостр («скрежещущий зубами») и Тангриснир («скрипящий зубами»). Согласно Младшей Эдде, если Тор проголодался, он мог зажарить козлов себе на угощение. Чтобы продолжить путь, все что нужно было сделать Тору так это благословить останки козлов своим молотом Мьёльниром, и они сразу же воскресали в целости и сохранности, при условии, что их кости были не тронуты. Когда Тор остался на ночлег у Тьяльфи и его сестры Рёсквы, те нарушили запрет и вместе с мясом стали грызть кости, после чего один из козлов охромел. В виде выкупа Тьяльфи и Рёсква стали слугами Тора.

Скальдическая песнь «Хаустлёнг» (др.-нор. Haustlöng) указывает, что земля обугливалась и горы раскалывались, когда Тор ехал на своей колеснице.

Название боевого молота Тора, Мьёлльнир, могло некогда означать слово «молния». Железный молот Мьёлльнир, выкованный для бога братьями-карликами — цвергами, символ созидательных и разрушительных сил, источник плодородия и удачи, имел массивный боёк, короткую ручку и всегда попадал в цель, при этом возвращался к владельцу, как бумеранг.

Мьёлльнир служил богам и людям защитой от великанов и обладал многими волшебными свойствами: влиял на плодородие и смерть, мог возвращать к жизни животных, благословлял браки. Все мифы с участием Тора свидетельствуют о неограниченных разрушительных возможностях его молота; подобно индийскому богу грома и молнии Индре, или же славянскому Перуну, Тор был сокрушителем зла, которое в скандинавской мифологии олицетворяли великаны-ётуны. Они стремились похитить молот либо добиться того, чтобы Тор прибыл в их страну без него и без пояса силы.

Путники Тора:
Тора часто сопровождал самый хитрый из АсовЛоки, который обычно держался за пояс громовника. Вместе они испытали множество приключений, причем Тор не мог отрицать, что в некоторых случаях изворотливость и ловкость Локи заставляли великанов быть настороже. Иногда к ним присоединялись слуга и посланник Тора Тьяльфи и его сестра Рёсква.

Мифы о Торе:
Большинство мифов повествуют о борьбе Тора с великанами-ётунами и его походах в их страну Ётунхейм.

Великан Трим похитил у Тора его молот Мьёлльнир, Тор отправился за ним в Ётунхейм в сопровождении Локи. Переодевшись в одежду богини Фрейи, Тор обманывает Трима и убивает его молотом.

В Младшей Эдде рассказывается, как великан Гейррёд потребовал от пойманного им Локи, чтобы тот привел к нему Тора без молота Мьёлльнира и без пояса силы. Тор перебирается через реку Вимур, ухватившись в последний момент за рябиновый куст. С помощью волшебного посоха он удерживается на чудесной скамье и давит ей дочерей великана. После чего он железными рукавицами ловит брошенный в него раскаленный брусок железа и убивает Гейррёда.

В Старшей Эдде рассказывается, что Тор для пира богов добыл котел для варки пива у великана Хюмира.

В последний день перед концом мира (Рагнарёк) Тор сражается с мировым змеем Ёрмундандом, порождением Локи. Громовник снес уродливую голову чудовища и, отойдя от него всего на девять шагов, утонул в потоке яда, изрыгавшегося из разверстой пасти мертвой твари. Молот Тора поднял его сын, Магни, который продолжил борьбу за отца.

Назад к разделу

Еще про Тора:  Актёры - Тор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *