Происхождение и описание тора

Бог чего Тор в мифологии древних скандинавов? В первую очередь это бог-громовник. Некоторые ошибочно полагают, что Тор бог войны. Это не так: Тор воюет только с великанами и с чудовищами. Богом войны у скандинавов является Тюр.

История бога Тора очень богата. Относительно его происхождения до сих пор ведутся споры. По некоторым данным, его матерью является Ёрд, воплощение земли. По другим данным, его матерью является некая Фьергюн, чье имя совпадает с именем отца Фригг. Кстати, это имя объединяет Тора с именами других громовержцев, в том числе и Перуна.
Отец бога Тора по умолчанию Один, однако Снорри Стурлусон в прологе к “Младшей эдде” писал о том, что Тор (там он называется иначе — Трор) был первопредком всех богов. Однако, здесь легко запутаться: Трором также называет себя и Один.
Другие имена Тора:
Асабраг (Ásabragr)
Асатор (Ásaþórr, «Тор асов»)
Атли (Atli)
Бьёрн (Bjǫrn, «медведь»)
Веор (Véorr, «защитник»)
Вингнир (Vingnir)
Вингтор (Vingþórr)
Рюм (Rymr)
Сённунг (Sǫnnungr)
Тор (Þórr)
Хардвеор (Harðvéorr)
Хлорриди (Hlórriði)
Эйндриди (Eindriði)
Эку-Тор (Ǫku-Þórr, «Тор с колесницей»)
Энниланг (Ennilangr)
(По «Спискам имен» Снорри Стурлусона и другим источникам).

В эпоху викингов скандинавский “Олимп” возглавил Один со своей Вальхаллой, хотя культ Тора также был очень популярен. Например, его идол стоял в середине храма в Упсале.
Бог грома и молнии Тор является самым сильным божеством. У него на небесах есть владения, которые именуются Трудвангар, что в переводе с древнескандинавского означает “Поля силы”. У Тора есть свой чертог, который именуется Бильскирнир, что в переводе означает “Сверкающий как молния”. Этот чертог такой же огромный, как и Вальхалла: в Эддах говорится, что там находится пять сотен палат и сорок еще.

Описание бога Тора дано в тех же Эддах. Это очень высокий, статный бог могучего телосложения. У него огненно-рыжие волосы, синие глаза и относительно короткая борода, которая доходит ему до груди.
Само имя Тор (по-германски оно звучит как Донар) означает “Гром”, или “Громовержец”. Рыжая борода божества символизировала небесный огонь — молнии.

Когда-то было много изображений бога Тора. До наших дней дожила интересная исландская статуэтка, которая относится к эпохе “ниспровержения идолов”. Эта статуэтка изображает древнего бога Тора, который держит себя за бороду. Его борода имеет форму знаменитого атрибута бога Тора — молота Мьёлльнира.

Сам бог Тор и его жена Сив обладали чудесными волосами, которые, как гласят миф, изготовили для них чудесные. непревзойденные ювелиры — альвы.
Вообще, волосы в народной традиции воспринимались как символ плодородия: их постоянный рост был символом залога вечной жизни.
В некоторых, очень древних источниках, говорится о том, что Тор — бог земли. Это не совсем так: он является богом плодородия, но в союзе с Сив, которая также является богиней плодородия, он все-таки является “небесным” божеством.

Брак Тора и Сив — священный брак неба и земли. Становится понятным, почему Тор разгневался так сильно, когда Локи похитил волосы Сив: дело было не только в чем-то постыдном и непотребном, но и в посягательстве на залог плодородия.
Символ бога Тора — его великий молот, которым он сокрушает великанов. Также у него есть пояс силы, который вдвое прибавляет божеству силы, и железные рукавицы. Этими рукавицами бог Тора и держит в руках свой Мьельнир.

Великаны чувствуют силу Мьёлльнира уже тогда, когда он только заносится над их головами. По этой причине они постоянно пытаются похитить его.
Тор — бог молнии. Также громовержца называют Эку-Тором, или Тором-Колесничим. Такое имя дано неспроста, поскольку божество ездит на колеснице. Вообще, колесница является обычным атрибутом громовников, и появление грома древние объясняли грохотом ее колес.

Когда Тор скачет на битву с великанами, пылает небо, а горы крошатся. Интересно, что в свою колесницу Тор запрягает не благородных боевых скакунов, а козлов. Одного из них зовут Скрипящий зубами, другого — Скрежещущий зубами. Эти козлы добавляли шума к грохоту колесницы.
Еще одно, не слишком известное имя Тора — Хлориди, что в переводе с древнескандинавского означает “Скачущий в шуме”. Но главная роль этих животных, конечно же, заключалась вовсе не в шуме, который они производили.
В одном из мифов рассказывается о том, как однажды скандинавский бог грома Тор отправился на своей колеснице в страну великанов. С собой он взял Локи. Он, вообще, довольно часто приглашал его с собой, и вдвоем они представляли замечательный тандем физической мощи и интеллекта.
На ночь боги остановились в доме, который принадлежал великану Эгилю. Тор там приготовил ужин: зарезал своих козлов и бросил их мясо вариться в котел.

На ужин Тор пригласил хозяев дома с детьми, и при этом предупредил, чтобы они не разгрызали кости, а бросали их на расстеленные шкуры. Но сын владельцев дома по коварному совету Локи все-таки расколол бедренную кость.
На следующее утро Тор при помощи своего молота воскресил козлов, но один при этом сильно хромал. Пришлось громовнику идти дальше пешком, а непослушный юнец вынужден был стать его слугой.

Козлы Тора — такие же воскресающие звери, как и вепрь в Вальхалле. Одновременно они являются символом плодородия.
Хороший урожая больше всего зависел от воли норвежского бога Тора. Древние скандинавы даже заплетали ему последний сноп “на бородку”. Козлы являются бородатыми животными — они были символом громовержца.
Тор, бог Асгарда, сам был воплощением плодородного дождя. В одном древнеанглийском заговоре Тора называют “Громом благодатным, вечным для народа”.
Тор был воителем-громовержцем. Это было главное божество, которое обеспечивало жизнь людей и богов-асов. Тор был единственным защитником от великанов, которые символизировали собой в частности первобытный холод и мрак, а также зиму, которая отступала под ударами первого грома.
Есть большое количество мифов о боге Торе. Вот некоторые из них.
Альвис

Тора ждало еще одно брачное испытание. В этой легенде жених сам пришел к нему и посватался к его дочери. В роли жениха выступил не великан, а карлик. Его звали Альвис, что в переводе означало “Всеведущий”. Он пришел, когда Тора не было дома, и настойчиво объяснился Труд в любви. Он готов был забрать ее в свой хтонический мир, но в этот момент пришел Тор.
Он увидел, что лик жениха очень бледен — ведь Альвис был жителем преисподней. Тор сразу понял, что Альвис — плохая кандидатура в мужья, однако карлик согласился на брачное испытание, и громовник не мог ему отказать.
Тор пообещал ему любовь своей дочери, если карлик расскажет ему обо всем, что происходит во всех девяти мирах. Альвис с готовностью начал отвечать на вопросы, и Тор удивился тому, что тот, действительно, все знает. И ему удалось перехитрить хтоническое создание: пока Альвис показывал свою мудрость, взошло солнце и он превратился в камень.
Детство тора
Ох как радовался великий Один своему сыну. Не было мальчика сильнее и красивее. Красивее, после Бальдра, разумеется. Но за всё нужно было платить. Тор рос капризным и задиристым, за что ему постоянно доставалось от отца. Любимым развлечением маленького громовержца было — ломать. Ломать всё что плохо лежит. Да и все что хорошо лежит. Да и вообще и лежит и стоит и висит тоже — Тор крушил всё.
Вся Асгардская мебель и домашняя утварь дрожала от страха, когда огневолосый карапуз забегал в дом, дико крича и размахивая дубинкой, которую он сделал из ножки очередной поверженной им скамьи или старого стула. Тор крушил и дубасил всё до чего дотягивался.
Пока громовержец был маленький, его по очереди носили в зубах волки Одина Гери и Фреки. Присматривали они за Тором, оберегали от неприятностей. Если мальчик уползал слишком далеко, приносили обратно в дом.
Но Тор взрослел, становился тяжелее и сильнее, хотя куда еще больше. И даже два крупных волка не могли удержать его здоровенную хулиганскую задницу.
Однажды, Тор украл отцовское копьё — Гунгнир. И пока Один спал, Тор так сильно метнул копьё в дерево, что пробил его насквозь. Тут боги поняли — не будет воина лучше чем этот прямодушный юноша. Тренировать они начали будущего защитника Асгарда.
Тор во всём своём снаряжении. Довольно грозно, правда?
Колесница
Его огромную бронзовую колесницу тащили по небу два козла[6][7], которых звали Тангниостр (др.-сканд.Tanngnjóstr, «скрежещущий зубами»)
и Тангриснир (др.-сканд.Tanngrisnir, «скрипящий зубами»). Согласно Младшей Эдде, если Тор проголодался, он мог зажарить козлов себе на угощение. Чтобы продолжить путь, всё что нужно было сделать Тору так это благословить останки козлов своим молотом Мьёльниром, и они сразу же воскресали в целости и сохранности, при условии, что их кости были не тронуты.
Скальдическая песнь «Хаустлёнг» (др.-сканд.Haustlöng) указывает, что земля обугливалась и горы раскалывались, когда Тор ехал на своей колеснице.
Кратко о торе
Для тех, кто не хочет читать большие и интересные тексты, над которыми я так стараюсь, а просто заглянул за краткой, основной информацией:
- Тор — бог грома, сын Одина и богини земли Ёрд. Главный защитник всех богов и людей от великанов и чудищ.
- Тор передвигается на колеснице запряженной козлами Тангниостром и Тангрисниром.
- Носит Тор волшебный пояс силы — Мегингъёрд и железные рукавицы, которыми держит легендарный молот Мьёльнир.
- Во всём своём снаряжении, Тор считается неуязвимым.
- Со своей семьёй, бог грома живёт в Асгарде, в чертоге Бильскирнир что означает «Скрежет Молний».
- Женщины Тора: Златовласая Сив и великанша Ярнсакса.
- Дети Тора: Моди, Магни, Труд и Улль.
- Тор участвует во множестве событий скандинавской мифологии. В основном это походы в Ётунхейм — страну великанов.
- Во время походов, Тора часто сопровождает Локи, а также мальчик Тьялфи и его сестрёнка Рёсква.
- Когда наступит Рагнарёк — конец света, Тор сразиться с морским змеем — Ёрмунгандом и оба они погибнут. Так закончится история Тора — бога грома.
Здоровья тебе, друг. Рад видеть тебя здесь. И это не просто приветствие для галочки. Мне действительно очень приятно, когда читают мои записи. Меня зовут Гаврилов Кирилл. Я увлекаюсь историей мифологией и культурой средневековой Скандинавии. А это мой Северный дневник — Freinheim.
Тор — основной персонаж мифов и легенд древних скандинавов. Рыжебородый, участвует во многих мифах и историях. Как и все записи о главных богах, запись о Торе я откладывал долгое время, потому что боялся писать на такую объемную тему. Ибо записи даются мне тяжело.
Я пишу их долго и часто переделываю. Затем откладываю текст на несколько дней или недель. После возвращаюсь и переделываю снова. Некоторые тексты ждут месяцами — вроде этого. После публикации, я всё равно не успокаиваюсь — постоянно переписываю и дополняю.
Ну хватит отступлений, вот и пришло время для истории о боге грома Торе. Устраивайся поудобнее — будет интересно.
Культ тора в скандинавии
Давным-давно, в средневековой Скандинавии, Тор, вместе с Одином и Фрейром был одним из трех главных языческих божеств. Бородатые скандинавы, считали Тора богом плодородия и защиты. Поэтому именно символ тора — Мьёльнир и носили язычники у себя на шее. Чтобы защищал от напастей.
Главным божеством, без сомнения был Один, но недолго. Со временем, образ прямодушного и сильного бога громовержца стал более простым и понятным для большинства людей. В отличии от таинственного образа Одина — многоликого и хитрого колдуна и шамана. И Тор постепенно сместил Одина и стал самым популярным богом в скандинавском язычестве.
- Если долго всматриваться в тёмное небо, во время грозы. Можно увидеть, как Тор громовержец, бьёт свои молотом по каменной наковальне.
А на этом у меня все. Большое спасибо за то, что дочитал запись до конца. Надеюсь я смог рассказать тебе что-нибудь новое и интересное — это очень важно для меня. Если понравилось, заглядывай ко мне почаще. Я еще о многом могу рассказать.
Чтобы всегда быть в курсе новых записей и событий, вступай в наше сообщество Freinheim. Только тебя и ждём. А все остальные записи и разделы моего дневника можешь найти в оглавлении.
Запись украшают работы художников:
- Conor Burke — Thor commission
- Alvaro Estrada — The Tempest’s Face
- Alvaro Estrada — Defender of the Mighty wall
- Alvaro Estrada — Fierce attack
- Unknown — Thor
- Alex Alice — Sea Monster
Кстати, о художниках, я очень люблю красивые и качественные арты рисунки и эскизы. Если ты тоже, то в разделе северные арты я познакомлю тебя со многими интересными и талантливыми художниками и их работами на тему средневекового севера и его мифологии.
Мифы о торе
Большинство мифов повествуют о борьбе Тора с великанами-ётунами и его походах в их страну Ётунхейм.
Великан Трим похитил у Тора его молот Мьёльнир, Тор отправился за ним в Ётунхейм в сопровождении Локи. Переодевшись в одежду богини Фрейи, Тор обманывает Трима и убивает его молотом.
В Младшей Эдде рассказывается, как великан Гейррёд потребовал от пойманного им Локи, чтобы тот привёл к нему Тора без молота Мьёльнира и без пояса силы. Тор перебирается через реку Вимур, ухватившись в последний момент за рябиновый куст.
В Старшей Эдде рассказывается, что Тор для пира богов добыл котёл для варки пива у великана Хюмира.
В последний день перед концом мира (Рагнарёк) Тор сражается с мировым змеем Ёрмунгандом, порождением Локи. Громовник снёс уродливую голову чудовища и, отойдя от него всего на девять шагов, утонул в потоке яда, изрыгавшегося из разверстой пасти мёртвой твари. Молот Тора поднял его сын, Магни, который продолжил борьбу за отца.
Оружие и предметы тора
Никто так не любит оружие и доспехи как наш Тор. Как маленькая девочка, выбирает сладости, гуляя по деревенской ярмарке. Так Тор выбирает себе новый меч или шлем. Часто, громовержец пропадает в подземных мастерских Свартальвхейма. Подолгу рассматривая творения местных оружейников и бронников.
Вот тебе небольшое описание Свартальвхейма из моей записи о мирах скандинавской мифологии, чтобы было понятно, насколько там интересно погулять хорошему воину:
Огромные подземные пещеры и катакомбы пропитанные копотью многочисленных кузниц и оружейных мастерских. Темнота отступающая под светом раскаленного железа, масляных фонарей, светящихся кристаллов и бесконечных искр.
Мир тёмных альвов — подземных карликов или цвергов. Низкорослые длиннобородые крепкие воины и мастера. Нет кузнецов и ювелиров искуснее и аккуратнее. Что не дом — то мастерская доспехов, кузница или плавильня.
Бесконечная сеть шахт, рабочая суета и постоянный звон кузнечных молотов и тяжелых кирок — вот вам весь Свартальвхейм.
Много разного оружия и брони было у Тора. Но не сравнятся они с его легендарными волшебными предметами:
- Мьёльнир — основным и любимым оружием Тора является молот Мьёльнир. Который для него выковали братья-карлики Брок и Синдри, во время большого кузнечного спора. Самое мощное оружие в девяти мирах. Про его магические свойства и необычную короткую рукоять я обязательно расскажу тебе в отдельной записи — много интересного таит история молота.
- Мегингъёрд — носит бог грома волшебный пояс силы Мегингёрд. Пояс увеличивает и без того огромную силу Тора в два раза. Есть у меня и отдельная запись об истории пояса, почитай, если интересно.
- Рукавицы хватки — чтобы крепче держать свой молот, носит громовержец волшебные металлические рукавицы. Мертвой хваткой сжимают они оружие в руках носителя.
Почитание тора

На территории современной Германии есть несколько мест, названных в честь бога грома. Есть такое название, как гора Доннера — вероятно, она получила свое название в честь Тора (в южногерманском произношении — Доннера).

В Исландии в 19 столетии вывели особую породу лис, и назвали ее Тор холт. Вероятно, все дело было в красной шерстке животных.
В том же 19 столетии в почве были обнаружены гладкие клиновидные камни, которые назывались Торвиггар, или клинья Тора. Народное поверье гласит, что некогда эти камни бросали в тролля.
Метеориты, по причине их огромного веса, также считались камнями Тора. На шведском острове Готланд обнаружили жука, и назвали его в честь Тора. Предание гласит, что если этого жука найти перевернутым, можно добиться благосклонности этого сурового, но доброго бога.
Согласно древним легендам, Тору суждено погибнуть от яда своего вечного врага, Ёрмунганда. Но это произойдет только в конце времен.
Пока же Тор бдительно охраняет границы Мидгарда и вторгается в Утгард. Так он сдерживает хаос и отдаляет Рагнарёк.
Примечания
- ↑Simek (2007:333).
- ↑The Search Engine that Does at InfoWeb.net (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 марта 2022.Архивировано 27 марта 2009 года.
- ↑Birley (1999:42 and 106—107).
- ↑Birley (1999:107).
- ↑On the red beard and the use of «Redbeard» as an epithet for Thor, see H.R. Ellis Davidson, Gods and Myths of Northern Europe, 1964, repr. Harmondsworth, Middlesex: Penguin, 1990, ISBN 0-14-013627-4, p. 85, citing the Saga of Olaf Tryggvason in Flateyjarbók, Saga of Erik the Red, and Flóamanna saga. The Prologue to the Prose Edda says ambiguously that «His hair is more beautiful than gold.»
- ↑Turville-Petre (1964:99)
- ↑See North (1998:238—241) for þunnorad and tales regarding Thunor, see Encyclopædia Britannica (1910:608) regarding usage of Thunor as an Old English gloss for Jupiter and Tiw employed as a gloss for Mars.
Рыбная ловля тора

В скандинавской мифологии Тор, бог грома, часто представлен, как силач, не наделенный особым интеллектом. Но это было не так.
Однажды он, обратившись в юношу и не взяв с собой спутников, отправился в Утгард. Он остановился в доме великана Хюмира, и когда тот стал собираться на рыбалку, попросился пойти вместе с ним.
Великан не очень-то хотел брать его с собой, но Тор был настойчив, и тот, поворчав, велел ему взять наживку.
Тор вышел на улицу и увидел стадо коров, а среди них — огромного быка, которого звали Вспоровший Небеса. Громовник отрубил быку голову: это и была его наживка.

Рыбаки сели в лодку, и поплыли. Великан сказал, что дальше они не поплывут, потому что там, в глубине, сидел Мировой змей. Но Тор не слушал его и только налегал на весла. Наконец громовник насадил наживку, и ему попался сам Ёрмунганд, позарившийся на бычью голову.

В этот момент из воды поднялась огромная голова Мирового змея, который изрыгал яд. Громовник уже поднял было свой молот, но Хюмир изрядно струсил и перерезал леску.
По некоторым источникам, Тор метнул в змея молот, и даже ранил его. Тот погрузился на дно океана, ожидая своего часа.
По мнению мифологов, этот сюжет является прелюдией к трагедии, которая разыграется в последние времена. Во время Рагнарёк Мировой змей сам выберется на сушу, и будет искать Тора, чтобы сразиться с ним.
Семья
Согласно и Старшей, и Младшей Эдде, Тор был одним из сыновей верховного бога Одина и богини земли, великанши Ёрд или Фьёргюн. Он женат на Сиф, о которой известно лишь то, что у неё были золотые волосы, которые она получила взамен отрезанных богом Локи.
От своей хозяйки, великанши Ярнсаксы (др.-сканд.Járnsaxa) Тор имел сына Магни. От Сиф у него была дочь Труд и сын Моди.
В прологе Младшей Эдды также сказано, что Тор имел сына от Сиф по имени Луриди (др.-сканд.Lóriði). Сын СифУлль был пасынком Тора. Скальдскапармаль упоминает некую Хлору (др.-сканд.Hlóra), приёмную мать Тора, которую можно соотнести с Лорей или Глорей из пролога Снорри Стурлусона.
Словарь
Тор (THorr), нем. Донар (Donar, возможно от древнегерм. THunrа, букв. «громовник», ср. современное нем. Donner, «гром») — в германо-скандинавской мифологии бог грома, бури и плодородия, божественный богатырь, защищающий богов и людей от великанов и страшных чудовищ. Тацит (I в. н. э.)
описывает Донара под римским именем Геркулеса. В области распространения германских языков Донару был посвящён тот же день недели, что в Риме Юпитеру (т. е. четверг; нем. Donnerstag). Однако, если римский Юпитер объединял все основные функции бога неба, то в германской мифологии (так же как в индо-иранской, кельтской и др.) эти функции оказались разделёнными (рядом с Донаром-Тором был Тиу-Тюр, впоследствии сильно потеснённый Одином).
Донара-Тора справедливо сравнивают, с одной стороны, с индоевропейскими богами Индрой, Таранисом, Перкунасом (Перуном), а с другой — с финно-угорскими богами грома и неба (Укко, Таара и т. д.); финно-угорские параллели позволяют предположить, что Тор первоначально мыслился и как бог неба. А.
Ольрик считает, что «громовой старик» в верованиях скандинавских саамов, которому приносят в жертву миниатюрные молоты, непосредственно отражает скандинавский культ Тора эпохи бронзы. О более широком диапазоне функций Тора в прошлом как будто свидетельствуют и наскальные изображения в Южной Скандинавии бога с топором (иногда — с молотом) и колесом (солярный знак), рядом — предполагаемое изображение козла.
У западных германцев имеются следы культа Донара: кроме названия дня недели, упоминание Thunaer рядом с Wodan (Воданом) в саксонской заклинательной формуле, Wigithonar рядом с Wodan в надписи, происходящей из земли франков, топонимика у франков и в Англии, где имя громовника большей частью связано с обозначением поля, что указывает на функцию плодородия.
Весьма обильна топонимика Тора, следы культовых мест, отражение его имени в личных именах и т. п. в Скандинавии, особенно в Норвегии. Имеются явные следы связи Тора с культом дуба, указывающие на первоначальную связь громовника с мировым древом (существуют балтославянские параллели). По-видимому, от мирового древа его постепенно оттеснил Один.
В скандинавской мифологии Тор (выступающий также под прозвищем Веор, Вингнир, Хлорриди и другими именами) — бог из рода асов, второй по значению (после Одина), сын Одина и Ёрд (либо Хлодюн, либо Фьёргюн). Ёрд — буквально «земля», а Фьёргюн этимологически тождественно Перкунасу-Перуну и указывает на генетическую связь Тора с балто-славянским громовником.
Тор — муж Сив, богини с золотыми волосами (что подчёркивает отношение Тора к плодородию), матери бога Улля. У Тора — дочь Труд и сыновья Магни и Моди, причём Магни рождён великаншей Ярнсаксой. По-видимому, имена сыновей (Магни — букв. «сильный», Моди — букв. «смелый») персонифицируют «силу» Тора.
Небесное жилище Тора — Трудхейм. Тор рисуется рыжебородым богатырём, вооружённым боевым молотом Мьёлльниром. Тор ездит в повозке, запряжённой козлами. Молот (Мьёлльнир) — исконное оружие громовника (др.-исл. Mjollnir имеет тот же корень, что и русское слово «молния») — первоначально мыслился каменным, но в «Младшей Эдде» в истории изготовления кузнецами-двергами (карликами) сокровищ асов речь идёт уже о железном молоте.
В мифах — это главным образом боевой топор (возвращающийся к владельцу, как бумеранг), которым Тор побивает ётунов (великанов). Молот — специфическое оружие Тора, как копьё Одина, меч Тюра. Великаны стремятся похитить молот (или добиться того, чтобы Тор прибыл в их страну без молота и пояса силы).
В основе — мотив похищения громового инструмента демонами, известный также финскому и эстонскому фольклору. Имена козлов Тора — Таннгньостр (Tanngnjostr) и Таннгриснир (Tanngrisnir) указывают на скрежетание зубов и явно восходят к самому феномену грозы, но козёл одновременно имеет отношение и к плодородию.
В «Младшей Эдде» козлы выступают не только в роли «коней» Тора, но и служат источником неисчерпаемой пищи (ср. аналогичную ситуацию с вепрем, которым питаются в Вальхалле павшие воины — эйнхерии). Тор, останавливаясь на ночлег, убивает и жарит на ужин козлов (оставляя нетронутыми только кости), а затем возвращает их к жизни.
Когда Тьяльви и его сестра Рёсква, у которых Тор остановился на ночлег, лакомились мясом, Тьяльви нарушил запрет и стал грызть кости, из-за чего один из козлов слегка охромел; в виде выкупа Тьяльви с сестрой вынуждены были стать слугами Тора. Тьяльви часто фигурирует в качестве спутника Тора, иногда вместо Тьяльви в этой роли выступает Локи, а один раз даже Тюр.
В скандинавской мифологии Тор — прежде всего культурный герой или богатырь, защищающий Мидгард (мир людей) и Асгард (небесное селение богов) от великанов (ётунов); он противник мирового змея Ёрмунганда. Тор выполняет, таким образом, и воинскую функцию в защите «своих» от «чужих», людей от великанов и чудовищ, как бы моделируя при этом вооружённый народ, в отличие от Одина — покровителя воинской дружины.
Излюбленная тема т. н. щитовых драп (стихотворений, в которых описываются картины, воспроизведенные на дорогом щите, подаренном конунгом скальду) скальдов — описание т. н. «рыбной ловли» Тора, т. е. его борьба с мировым змеем; «рыбная ловля» Тора упоминается и в эддической поэзии и прозе.
Согласно «Прорицанию вёльвы» («Старшая Эдда»), в последней битве перед концом мира (Рагнарёк) Тор сражается с Ёрмунгандом, убивает его и после этого, успев сделать девять шагов, сам умирает от его ядовитых укусов. Борьба громовника со змеем, драконом — классический сюжет в индоевропейской мифологии. Возможно, что драконоборство Тора — прообраз драконоборства германских эпических героев — Беовульфа, Сигмунда и Сигурда.
Тор – защитник мидгарда
Тор – бог грома и молнии в германо-скандинавской мифологии, легендарный сын Всеотца Одина, великий воин. Также Тор – бог войны и победы (наравне с самим Одином и Тюром). Но если Один считается богом королей, конунгов и ярлов, то бог Тор покровительствовал простым воинам, он воплощал в себе мужество и стойкость скандинавских народов.
Главной задачей Тора всегда была защита мира людей (Мидгарда) и мира богов (Асгарда) от великанов Ётунов, живущих на востоке, и других чудовищ, угрожавших гармонии Мирового Древа. Бог Тор – сын Одина и великанши Ёрд (воплощение земли), но хотя фактически он получается наполовину великаном, в эддических сагах его называют исключительно асом и «триждырожденным» (хотя происхождение этого эпитет неясно).
Что касается этимологии, то насчет происхождения имени скандинавского бога Тора среди современных лингвистов нет единого мнения. Вероятно, древнеисландское «Þorr» могло произойти от прагерманского «thunaraz», что в переводе означает «гром» или «грохот».
По этой версии от «thunaraz» также происходит немецкое слово «donner», датское «donder» и древнеанглийская форма «Þunor». В Средние Века в результате эпентезы любое из этих слов могло привести к появлению традиционного норвежского «torden» и английского «thunder».
Важно отметить, что в античной литературе бога Тора отождествляют вовсе не с Юпитером, хотя их функции схожи, и даже не с Марсом, а с Геркулесом. В частности, об этом упоминает Тацит в своей фундаментальной работе «Германика».
Тор и трюм

Не только асы пытались поживиться чем-нибудь в стране великанов: ётуны также облизывались на сокровища Асгарда.
Однажды Тор, проснувшись поутру, обнаружил, что его великий молот исчез. Земля и небо остались без защиты, и, всерьез рассердившись, Тор отправился к Локи: по его мнению, только такой хитрец, как он, мог помочь найти Мьёлльнир.
Локи одолжил у Фрейи крылатый наряд, облачился с него, и полетел в Ётунхейм. Там он встретился с правителем, Трюмом, и после недолгих обменов любезностями, спросил, не он ли украл молот. Великан признался в воровстве, и тут же добавил, что Локи, несмотря на всю его хитрость и изворотливость, нипочем не достать его: молот лежит очень глубоко под землей.

Трюм отметил, что отдаст молот Тору. Но только взамен на Фрейю: он давно уже мечтал на ней жениться.
Локи полетел назад, и сообщил обо всем Тору. Вдвоем они отправились к Фрейе, прекрасно зная, какой ответ получат. Они не ошиблись: красавица-богиня, услышав это предложение, рассердилась так, что застряслись скалы. Она сказала, что никогда и ни за что не согласится стать женой великана.
Боги собрались на совет, и тут провидец Хеймдалль дал им добрый совет: асам следовало нарядить невестой самого Тора и отправить его в Ётунхейм.

Громовержец с большим трудом принял это решение: в отличие от Локи, который не видел ничего зазорного в том, чтобы превратиться в кобылу и родить, он считал, что переодевание в женщину покроет его позором.
Но делать было нечего: ётуны готовились захватить Асгард. Чтобы подбодрить Тора, Локи сам переоделся в женскую одежду: он готов был представиться служанкой невесты.
так боги отправились в Ётунхейм. Трюм, обрадовавшись, что Фрейя, наконец-то едет к нему, тут же созвал пир на весь мир. И тут “невеста” продемонстрировала недюжинный аппетит, съев целого быка и восемь лососей, и запив все это тремя бочками меда.
Трюм изумился: никогда еще он не видел таких прожорливых дев. На выручку подоспел Локи, сказав, что невеста так долго была в пути, что изголодалась. Тут Трюм решил поцеловать невесту, но, увидев горящие глаза Тора, отшатнулся. Локи поспешил успокоить великана, сказав, что глаза Фрейи горят от страсти к нему.
Неизвестно, чем бы все кончилось, но в какой-то момент Трюм велел принести Мьёлльнир. Оказывается, этот молот освящал брачные узы и скреплял договор. Разумеется, Тор не собирался освящать брачный союз. Молот опустился на голову незадачливого жениха, а потом под его ударами пали и остальные великаны.
Тор у утгарда-локи

Оставшись без своих волшебных козлов, Тор вместе с Локи и слугами переправился через море и углубился в лес. там он и был вынужден сделать очередную остановку.
Путники нашли достаточно большое жилище, но стоило только им разместиться там с возможным комфортом, как началось землетрясение. дом начал содрогаться так сильно, что Тор и его спутники бросились с небольшую пристройку. Взяв в руки свой молот, Тор встал в дверях, готовый защищаться. Но никто на них не нападал.

Забрезжили сумерки, и Тор, выйдя из своего укрытия, обнаружил великана, который лежал неподалеку и храпел во всю мощь.
Тор опоясался своим поясом силы и поднял было Мьелльнир, но тут великан проснулся, сел и заговорил.
Бог Тор в скандинавских мифах — существо решительное, особенно в отношении своих злейших врагов — великанов. Но он почему-то никак не мог решиться нанести удар. Он спросил великана, как его зовут. Тот Назвался Скрюмниром, что означало “Хвастун”. Это было явно ненастоящее имя гиганта.

Скрюмнир прекрасно знал, с кем имеет дело, и спросил Тора, не он ли уволок его рукавицу. Тут Тор понял, что за дом он принял огромную рукавицу, а отдел для пальца — за пристройку.
Скрюмнир вел себя достаточно добродушно и дружелюбно. Он поинтересовался, куда идут путники, и предложил пойти с ними. Всю еду он свалил в свой мешок.
Когда сгустились сумерки, великан отправился спать, и попросил разбудить его к ужину. Тор попробовал развязать мешок великана, но у него ничего не получилось.

Разъярившись, Тор изо всех сил ударил спавшего великана молотом по голове. Тот проснулся и спросил, не листок ли упал с дерева. Тор ничего не сказал, и боги и их слуги вынуждены были лечь спать голодными.
Тор не мог уснуть. Он ворочался с бока на бок и все ломал голову: почему великан не погиб? Наконец, он встал, подхватил свой молот, подкрался к спящему великану, и еще сильнее ударил его по голове. Так сильно, что молот глубоко ушел в великанью голову.

Тот пробудился и поинтересовался, не желудь ли упал с дерева. Посрамленный Тор дождался, когда спутник уснет, и снова хватил его молотом по голове. Тот пробудился и спросил, не сучок ли упал с дерева. Не дожидаясь ответа, он пошел спать в другое место.
Наутро великан предложил своим спутникам продолжить путь, и как бы невзначай сказал, что он еще не настолько огромен. Вот когда они войдут в Утгард, то встретят великанов и повыше.

Он добродушно предупредил их, чтобы вели себя там скромнее, потому что Утгардские великаны не выносят мелюзги. А потом он пошел на север, в горы. Тор мрачно проводил его взглядом. Он точно знал, что ни за что на свете не пожелает встретиться с этим великаном снова.
Громовник продолжил свой путь, и вскоре перед ним вырос город среди поля, окруженный огромными стенами.
Открыть закрытые ворота путники не смогли, зато прошли прямо сквозь решетку. Они увидели людей, которые были воистину гигантского роста — настолько гигантского, что давешний спутник показался им не настолько огромным. Правил этим городом конунг Утгарда-Локи. Это имя интересно тем, что оно совмещает в себе имена всех противников божественного мира.

Путники вежливо поздоровались с конунгом, а тот, ответив на приветствие, тут же предложил им посостязаться.
Тут вышел вперед Локи, и сказал, что в его мире никто не смог бы сравниться с ним в прожорливости. На это конунг вызвал человека по имени Логи, и между двумя противниками поставили огромное корыто, до краев наполненное мясом. Они начали есть, и встретились посередине.

Сконфуженный, Локи предпочел спрятаться за широкую спину Тора, а поучаствовать в состязании вызвался слуга Тора, тот самый мальчик, по воле которого громовник лишился своей повозки с козлами. Юноша сказал, что во всем мире нет такого бегуна, как она.
Трижды пытался слуга Тора обогнать Хуги, но это ему не удалось, хотя сам конунг нехотя признал, что не было еще в Утгарде такого бегуна. Этот проигрыш тоже понятен: Хуги означает “мысль”.

Наступил черед самому Тору показать, на что он способен. Он сказал, что нет на свете никого, кто мог бы потягаться с ним в питье. На это конунг велел принести рог, и сказал, что даже юнец сможет осушить этот рог с одного глотка, а уж зрелый муж — и подавно.
Тор очень сильно хотел пить, и полагал, что справится в полглотка. Но не тут-то было. Только с третьего раза удалось ему отпить заметную часть воды. Тор с досады бросил рог и насупился. Он чувствовал, что во всем этом есть какой-то подвох, но понять, в чем дело, не мог.

Тогда конунг предложил громовнику пустячное состязание: он должен был оторвать от земли кошку. Громовник поднатужился и поднял ее так высоко, как мог, но тут животное выгнулось, и у бога грома получилось оторвать от земли только одну его лапку.
Утгарда-Локи смотрел на громовника с лукавым прищуром, и тот, расправив плечи, сказал, что теперь он готов помериться силами с любым, кто только пожелает. Конунг на это вызвал древнюю старуху Элли, и сказал, что если Тор одолеет ее, то он большой молодец.
Началась борьба, но чем больше сил прилагал Тор, чтобы свалить старуху с ног, тем крепче она стояла на земле. В конце-концов, обессилевший громовник упал на одно колено, и конунг прекратил поединок. В том, что Тор проиграл бой, не было ничего удивительного: настоящее имя старухи было Старость.

Конунг проявил гостеприимство, и предоставил путникам ночлег. Наутро, провожая гостей, он признался в обмане: именно он встретил Тора в лесу. И одного удара легендарного молота скандинавского бога Тора хватило бы, чтобы убить его, но он подсунул вместо себя скалу.
Кошкой, которую он попытался оторвать от земли, был мировой змей, опоясавший землю.
Разъяренный Тор хотел было ударить конунга молотом, то тот вдруг исчез, а вместе с ним исчез и весь город.
Тор отправился к себе, и думы его были невеселыми: Мировой змей, с которым ему еще предстояло встретиться, не мог исчезнуть, как Утгарда-Локи…
Вот, что написано об этом в книге “Прорицание вёльвы”:
“Тут славный приходит
Хлодюн потомок,
со змеем идет
биться сын Одина,
в гневе разит
Мидгарда страж,
все люди должны
с жизнью расстаться, —
на девять шагов
отступает сын Фьёргюн,
змеем сраженный —
достоин он славы.”
А вот так говорится в книге “Речи Гримнира”:
“Кермт и Эрмт
и Керлауг обе
Тор вброд переходит
в те дни, когда асы
вершат правосудье
у ясеня Иггдрасиль;
в ту пору священные
воды кипят,
пламенеет мост асов.”
Этимология
Древнеисландское слово Þorr произошло от прагерманского *thunaraz[2] — «гром». От него же пошли нем. Donner, дат.donder и др.-англ. Þunor, превратившиеся путём эпентезы в англ. thunder. швед.tordön, дат.donder и норв.torden содержат суффикс -dön/-den, означающий «грохот» или «гул».
Оба слова («Тор» и «гром») связаны с кельтским taranis (ирл.tarann) — «гром» и «бог Таранис»[источник не указан 4061 день].
Римские источники отождествляли Донара с Юпитером, но чаще с Геркулесом (например, Тацит в своей «Германии»)[3], вероятно, из-за сходства между молотом Тора и дубинкой Геркулеса[4].