: русские художники — иллюстраторы детских сказок
Любовь Кланова
Русские художники — иллюстраторы детских сказок
Г. Ярославль
Кланова Любовь Владимировна,
воспитатель первой категории, МДОУ дс № 18
Презентация «Русские художники – иллюстраторы детских книг»
/дополнительный текстовый материал/
Первые книжки, первые сказки. Ещё совсем несмышленый малыш привыкает слушать и слышать. Вначале незатейливые песенки-потешки, потом настоящие сказки «жили-были…». Когда ребенок становится чуть старше, с удовольствием рассматривает яркие картинки в книжке.
Двухлетний ребенок читает наизусть любимые стихи, причем держит книжку открытой именно на «нужной странице». Кажется, что ребенок уже читает самостоятельно. На самом деле это картинки «подсказывают» и «говорят» вместе с малышом. В детской книге они важны не менее, чем текст.
Сказки… Никто из нас в детстве не пропустил счастливых моментов побыть, пожить и поучаствовать с героями сказок во всех событиях. Ведь через сказку ребенок начинает понимать окружающую действительность. Язык сказок прост и поэтому понятен и интересен детям. А если в книге присутствуют иллюстрации, это ещё больше привлекает внимание ребенка.
Об истории детской книжной иллюстрации и поговорим.
Иллюстрация – в переводе с латинского означает – «освещать, проливать свет и объяснять». История детской книжной иллюстрации насчитывает около трех столетий.
Иллюстрацию надо рассматривать не просто как добавление к тексту, а как художественное произведение своего времени. Она – воплощение фантазии, оживляет воспоминания, помогает участвовать в приключениях, развивает ум, сердце и душу ребенка.
Иллюстрацияможет быть выделена как самостоятельный жанр изобразительного искусства благодаря одному обязательному признаку: она определяется не свободным выбором художника, а литературным произведением. Её назначение – «осветить», «сделать наглядным» то, о чем рассказывается в книге.
Для детской иллюстрированной книги работали известные писатели, выдающиеся живописцы и графики. В конце ХIХ века к иллюстрированию книг для детей обратились выдающиеся живописцы. Они создавали яркие, выразительные, запоминающиеся рисунки для детских книг.
Именно с этой поры детская книга окончательно отделилась от взрослой, приобрела свой индивидуальный облик. Особенностями книг для детей стало обилие иллюстраций, которые подробно раскрывали события произведения, и обилие цвета, ставшего одним из основных выразительных средств. Иллюстрации могли даже преобладать над текстом. Сюжет можно было проследить только по одним иллюстрациям.
Первой иллюстрированной детской книгой в России был «Букварь» Кариона Истомина, в рукописном варианте вышедший в Москве в 1692 году, затем в 1694 г.в печатном: целиком вместе с текстом гравированный на меди Леонтием Буниным. В нем имелись прекрасные рисунки, которые сопровождали текст.
Каждой букве отводилась отдельная страница, вверху которой помещалось изображение буквы в виде людей, стоящих в разных позах (отсюда и название «Лицевой букварь»).
Листы букваря были украшены изображениями людей, животных, растений, построек, предметов быта.
Занимательные и высокохудожественные рисунки должны были заинтересовать учащихся, привлечь их к изучению азбуки. Текст и рисунок были органично слиты, иллюстрации несли познавательную нагрузку.
Иван Яковлевич Билибин (1876-1942) был иллюстратором русской сказки.
Он получил известность как один из самых своеобразных и оригинальных
мастеров графики, создатель особого типа иллюстрированной книги.
Это большого формата тонкая книга – тетрадь, снабженная крупными цветными рисунками. Художник здесь является не только автором рисунков, но и всех декоративных элементов книги – обложки, инициалов, особого вида шрифта и орнаментальных украшений. В 1901-1903 годах Билибин создает иллюстрации к сказкам «Царевна-Лягушка», «Василиса – Прекрасная», «Марья Моревна», «Белая уточка» и др. Известны его работы к сказкам А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке». Одна из особенностей иллюстраций Билибина – это юмор и та беспощадная и острая ирония, которая характерна для русских народных сказок.
Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) – один из первых русских художников,
который раздвинул рамки привычных жанров и показал сказочный мир, озаренный
поэтической фантазией народа.
Васнецов один из первых русских художников обратился к воссозданию образов народных сказок и былин в живописи. Его судьба сложилась так, как будто ему заранее предназначалось быть певцом русской сказки. Словоохотливая стряпуха, рассказывающая детям сказки, по признаниям самого художника, «заставила на всю жизнь полюбить прошлое и настоящее моего народа, что во многом определило мой путь». Уже в начале своего творчества он создал ряд иллюстраций к «Коньку-Горбунку» и «Жар-Птице». Кроме сказок, у него есть произведения,посвященные героическим образам былин: «Витязь на распутье», «Три богатыря». Знаменитое полотно «Иван Царевич на сером волке» написано на сюжет одной из самых известных и распространенных сказок.
Юрий Алексеевич Васнецов (1900-1973) – иллюстрировал и оформлял
русские народные сказки, песенки,потешки, а также книги известных
детских авторов: В. Бианки, К. Чуковского, С. Маршака.
Его по праву называют художником русской сказки. «Три медведя», «Конек-Горбунок», «Теремок» и многие другие. Фантастические, сказочные пейзажи основаны на впечатлениях от настоящей русской природы. Птицы и звери у художника обретают повадки, подмеченные им в реальной действительности.
Владимир Васильевич Лебедев (1891 – 1967) – рано стал профессионалом.
Уже с 1911г., в возрасте 20 лет он публиковал рисунки в журналах, продолжая при этом доучиваться в различных частных студиях Петербурга. Главной школой для него всегда оставалась собственная творческая практика, подгоняемая ненасытным стремлением к совершенству, и учился он на протяжении почти всей жизни. Наиболее сильно искания Лебедева сказались на его книжной графике. Живописные эксперименты помогли ему, начиная с рисунков к «Слоненку» Р. Киплинга (1921г., открыть новую эру в иллюстрировании детских книг. Найденное было развито в книжках С. Маршака, постоянного соавтора Лебедева, – «Вчера и сегодня», «Мороженое», «О глупом мышонке»(все 1925 г.) и др. Лебедев возглавлял в 1924-1933 гг. художественную редакцию отдела детской и юношеской литературы Госиздательства, превратив его в центр создания высокохудожественных книг для детей.
Александр Васильевич Лебедев – наш современник, член Московского Союза
Художников, член Международной Федерации художников. Издано несколько
десятков книг с его иллюстрациями.
Евгений Иванович Чарушин (1901 – 1965) – родился в Вятке, в семье
главного губернского архитектора.
С детства рисовал, обучаемый отцом. С 1927 года начал работу в Детском отделе Госиздата, художественным редактором которого был Владимир Лебедев. Лебедев принял Чарушина и помог ему сформировать его личный стиль, связанный с изображением животных. Первой книгой, иллюстрированной Чарушиным, был рассказ В. Бианки «Мурзук». В 1930 году, при участии и помощи С. Я. Маршака, начал писать небольшие рассказы для детей о жизни животных. Иллюстрировал собственные книги: «Волчишко и другие» (1931 г., «Никита и его друзья»(главный герой-сын автора) (1938 г., «Про Томку»(1957). В его творчестве познавательные цели органически сочетаются с задачами воспитания этического сознания и любви к природе (этими же чертами отмечена и проза самого Чарушина). В течение многих лет иллюстрировал книги Чуковского, Маршака, Пришвина, Бианки и др. детских писателей. Писатель и художник Е. И. Чарушин опубликовал много иллюстрированных книжек для детей младшего школьного возраста о зверях, птицах, об охоте, о детях. Его иллюстрации, эстампы, фарфоровая скульптура, книги экспонировались на многих международных выставках в Софии, Лондоне, Париже.
Владимир Михайлович Конашевич (1888- 1963) – родился в семье инженера.
Как и другие мальчики, он мечтал быть моряком, создавать корабли. Позднее заинтересовался астрономией, музыкой и более того серьезно помышлял стать скрипачом. «Затем я захотел сделаться художником и отдался рисованию с тем же пылом, с которым принимался за все раньше». Иллюстрировать детские книги Конашевич начал вовсе невзначай. Это было в 1918 году. Его дочери было три года, она жила с матерью на Урале. Владимир Михайлович в Петрограде рисовал для нее картинки на каждую букву алфавита и посылал в письмах. Один из знакомых увидел эти рисунки. Они ему понравились и была напечатана «Азбука в картинках» – первая книжка В. М. Конашевича. С тех пор художник стал иллюстратором детских книг. С 1930-х гг. Конашевич без малого на все сто отдался иллюстрированию детских книг. Его работы отличались склонностью к шутливой гротескности и затейливо- декоративной манере. Больше всего его увлекали произведения К. Чуковского, которые художник иллюстрировал по многу раз и в разных вариантах. Такого бурного потока разноцветных фантазий никакой иной иллюстратор детской литературе, пожалуй, не подарил.
Евгений Михайлович Рачев (1906 – 1997) – заслуженный деятель искусств РСФСР,
советский художник –анималист.
Детство свое он провел в деревне у бабушки, в сибирском селе.Его всегда привлекало искусство: писал стихи, рисовал. С 1930 года начал сотрудничать с различными детскими издательствами в качестве художника-иллюстратора. Своей специализацией он избрал русские народные сказки, русскую прозу и басни. В 1936 году рисунки Рачева увидели в «Детгизе» и пригласили в Москву. В Великую Отечественную войну он ушел на фронт. После войны Евгений Михайлович продолжил работу в «Детгизе», кроме того, он сотрудничал и со многими другими издательствами. А, начиная с 1960 года стал главным художником в издательстве «Малыш» и оставался им около двадцати лет. Художник всегда помнил о своем маленьком зрителе и старался, чтобы его рисунки были понятны ребенку.
Над значительной частью своих книг Евгений Михайлович работал вместе со своей женой Лидией Ивановной Рачевой (1923-2021, которая собирала материал для его будущих книг, делала зарисовки орнаментов и народных костюмов в музеях, переводила и пересказывала сказки разных народов, была составителем сборников сказок.
Владимир Григорьевич Сутеев (1903- 1993) – родился в Москве, в семье врача.
Отец был одаренным человеком, его увлечение искусством передалось и сыну.
С 14 лет подрабатывал: рисовал диаграммы для выставок здравоохранения, дипломы для победителей спортивных соревнований. Поступил на художественный факультет Государственного Техникума Кинематографии. Еще во время учебы примкнул к экспериментально-производственной группе мультипликаторов. С 1936 года- на киностудии «Союзмультфильм». Воевал, прошел всю войну. С 1947 года работал в «Детгизе». Иллюстрировал множество детских сказок советских писателей: Чуковского, Маршака, Михалкова. Впервые с иллюстрациями художника на русском языке вышли книги: Д. Родари «Приключения Чипполино» (сутеевские персонажи этой сказки стали образцом для детских игрушек, норвежского писателя А. Прейсена «Веселый новый год», английской писательницы Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду». А в 1952 году вышла первая книжка за авторством Сутеева «Две сказки про карандаш и краски». Владимир Сутеев написал множество сказок, которые отличаются живостью, остроумием, простотой и доступностью для самых маленьких читателей. Почти каждая сопровождалась яркими иллюстрациями,в которые Сутеев много привнес из мультипликации: его динамичные рисунки похожи на кадры мультфильмов; персонажи имеют графическую индивидуальность, выраженную в облике, движениях, мимике. В его книгах всегда много юмора, помогающего без морализации объяснить детям простые истины.
Иллюстрации Владимира Григорьевича Сутеева часто используются для оформления детских садов, детских лечебных учреждений, столовых, магазинов, детских уголков и т. д. Печатаются на полотенцах, носовых платках и других товарах для детей.
Интересные факты: Владимир Сутеев был амбидекстером, т. е. одинаково владел правой и левой рукой, причем одновременно одной мог писать, а другой- рисовать.
«в гостях у сказки»: сказочные персонажи на полотнах художников васнецова и билибина | журнал ярмарки мастеров
Вспоминая свое детство, проходившее без компьютеров, не могу не вспомнить старые добрые сказки. Мы любили смотреть мультфильмы и фильмы-сказки по телевизору. Была такая передача «В гостях у сказки», показ которой многие детки ждали с нетерпением.
Огромно было воспитательное значение сказок. Ведь в мире сказок жив особенный, необыкновенный мир, дышащий мечтами и фантазиями. Что такое сказка? Не обычная ли реальность была основой создания сказки? Корнями сказка уходит в историю жизни нашего народа.
Одним из средств проявления художественной формы литературного произведения являются иллюстрации. Наиболее яркие представители этого жанра — художники-сказочники Виктор Михайлович Васнецов и Иван Яковлевич Билибин. Полотна этих художников помогают передать внутренний мир героев сказок, погружают в то время и атмосферу, в которой жили сказочные персонажи. Благодаря творчеству этих художников мы можем не только читать сказку, но и видеть ее.
Виктор Васнецов, Ковер-самолет, 1880
Виктор Васнецов, Алёнушка, 1881
Виктор Васнецов, Витязь на распутье, 1882
Виктор Васнецов, Три царицы подземного царства, 1884
Виктор Васнецов, Иван Царевич на Сером Волке, 1889
Виктор Васнецов, Богатыри, 1881-1898
Васнецов, Снегурочка, 1899
Васнецов, Царевна Несмеяна, 1916-1926
Виктор Васнецов, Кащей Бессмертный, 1917-1926
Виктор Васнецов, Царевна-лягушка, 1918
Виктор Васнецов, Спящая царевна, 1900-1926
Иван Билибин, Иван-царевич и Жар-птица, 1899
Иван Билибин, Иван-царевич, 1899
Иван Билибин, Василиса Прекрасная покидает избу Бабы Яги, 1900 год
Иван Билибин, Баба Яга, 1900 год
Иван Билибин, Василиса Прекрасная и белый всадник, 1900 год
Иван Билибин, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
Иван Билибин, Сказка о золотом петушке
Иван Билибин, Княгина на теремной башне, 1902
Иван Билибин, Вольга с дружиной, 1902
Иван Билибин, Сказка о царе Салтане, 1905
Иван Билибин, Бояре
Иван Билибин, Иллюстрация к сказке Василиса прекрасная, 1900
Старинные иллюстрации классических сказок

Предлагаю подборку иллюстраций из ранних изданий любимых сказок. Кто-то заметит, как под влиянием моды по-разному изображались сказочные герои, кто-то просто полюбуется на красивые работы талантливых художников.
1. ЗолушкаГюстав Доре, 1867 г.
1875 г., сборник Wonder World: Fairy Tales Old and New
Обри Бердсли, 1894 г.
Эдмунд Дюлак, 1910 г.
Элеонор Эбботт, 1920 г.
Гарри Кларк, 1922 г.
2. Принцесса на горошинеЭдмунд Дюлак, 1910 г.
Хит Робинсон, 1913 г.
Маргарет Таррант, 1915 г.3. Русалочка
Вильгельм Педерсон, 1873 г.
Говард Пайл, 1909 г. (строго говоря, это самостоятельная картина, но написанная по сюжету сказки)
Маргарет Таррант, 1910 г.
Эдмунд Дюлак, 1911 г.
Хит Робинсон, 1913 г.
Иван Билибин, 1937 г.4. Красная шапочка
Гюстав Доре, 1867 г.
Уолтер Крейн, 1875 г.
Ланселот Спид, 1890 г.
Артур Рэкхем, 1909 г.
Джесси Уилкокс Смит, 1911 г.
Джон Б. Груэлл, 1914 г.
Маргарет Эванс Прайс, 1921 г.5. Синяя борода
Гюстав Доре, 1867 г.
Уолтер Крейн, 1875 г.
Эдмунд Дюлак, 1910 г.
Артур Рэкхем, 1933 г.
6. Белоснежка и семь гномовРоланд Риссе, вторая половина 19-го века
1875 г., сборник Wonder World: Fairy Tales Old and New
Артур Рэкхем, 1909 г.
Джесси Уиллкокс Смит, 1911г.
Маргарет Таррант, 1915 г.
Дженни Харбор, 1921 г.7. Снежная королева
Элеанор Вер Бойл, 1872 г.
Катарина Камерон, 1909 г.
Эдмунд Дюлак, 1911 г.
Эдмунд Дюлак, 1911 г.
Майло Уинтер, 1916 г.
Гарри Кларк, 1916 г.
Артур Рэкхем, 1932 г.8. Иван-Царевич, Жар-птица и серый волк
Иван Билибин, 1899 г.
Иван Билибин, 1899 г.
Эдмунд Дюлак, начало 20-го века