В.Я. Петрухин. «Мифы древней Скандинавии» :: Мифы древней Скандинавии :: Высшие боги :: Молот Тора; громовник Тор — защитник богов и людей

В.я. петрухин. «мифы древней скандинавии» :: мифы древней скандинавии :: высшие боги :: молот тора; громовник тор — защитник богов и людей

Само происхождение бога грома и молнии в скандинавских мифах описывается по-разному: его матерью именуется то Ёрд, воплощение земли, то некая Фьёргюн, чье имя совпадает с именем отца Фригг. Имя Фьёргюн объединяет Тора с именами громовержцев других индоевропейских народов, в том числе славянского Перуна. Отцом Тора считается Один, но Снорри в прологе к «Младшей Эдде» говорит что Тор, или Трор, был первопредком всех богов (впрочем, Трором именует себя и сам Один в знаменитом перечне имен — туле из «Речей Гримнира»). Так или иначе, Тор, как и Тюр оказался потесненным на скандинавском Олимпе: Один со своей Вальхаллой занял там центральное место в эпоху викингов, хотя культ Тора оставался самым популярным — недаром его идол стоял в середине храма в Упсале.

Тор — сильнейший среди богов и людей. И его владения на небесах именуются Трудвангар — «Поля силы». Чертог бога Бильскирнир — «Сверкающий как молния» — также огромен, как Вальхалла — там «пять сотен палат и сорок еще».

Имя и самый облик Тора — рыжебородого богатыря — свидетельствовали о его главной роли: имя Тор (германское Донар) означало «Гром, Громовержец», рыжая борода была символом небесного огня — молнии. Одна исландская статуэтка, относящаяся к эпохе, когда идолов уже ниспровергали христианские правители и молиться можно было лишь «портативным» карманным божкам, изображает Тора, держащего себя за бороду, а борода эта имеет форму молота — знаменитого Мьёлльнира, Молнии, некогда выкованного искусными карлами. Потрясая своими волосами, громовержцы в разных традициях вызывали гром и молнию.

Мы помним, что не только сам Тор, но и его жена Сив обладали чудесными волосами, изготовленными альвами. Волосы в народной традиции были символом плодородия — ведь их постоянный рост воспринимался как залог вечной жизни. И.М. Дьяконов, сравнивая мифы Востока и Запада, предположил, что волосы Сив — это символ колосящихся полей. Само имя Сив, означавшее «род», говорило о том, что она была не просто супругой громовержца, но и богиней плодородия.

Тогда брак сына Земли Тора и богини земного плодородия Сив — это священный брак неба и земли. И недаром Тор так разгневался, когда Локи похитил волосы его жены — дело было не только в женской красоте, но и в этом залоге плодородия.

Еще про Тора:  Скандинавские обереги: амулеты и талисманы викингов

Дети Тора воплощали его богатырские качества: имя его дочери Труд означало «Сила», сыновья носили имена Моди и Магни, что означает «Смелый» и «Мощный».

Кроме молота Мьёлльнира у Тора есть еще два сокровища-талисмана. Это Пояс Силы, вдвое прибавляющий силы богу, и железные рукавицы, без которых невозможно держать в руках молот-молнию. Этим молотом Тор поражает своих врагов великанов, которые чувствуют его силу уже тогда, когда он еще только занесен. Поэтому они пытаются похитить Мьёлльнир, и об этом повествует особый миф.

Громовержец именуется также Эку-Тором — Тором-Колесничим, потому что разъезжает на колеснице; колесница — обычный атрибут громовников, гром — это грохот ее колес. Когда он скачет на битву с великанами, крошатся горы и пылает небо. Но в отличие от прочих богов-колесничих, Тор запрягает в свою повозку не благородных божественных животных — коней, а козлов. Их имена — Скрежещущий зубами и Скрипящий зубами — показывают, что козлы добавляют шума к грохоту колесницы. Недаром одно из имен Тора в «Эдде» — Хлориди — «Скачущий в шуме». Но роль этих животных, конечно, не в производимом ими шуме.

Специальный миф в «Видении Гюльви» рассказывает о том, как Тор отправился на восток, в Страну Великанов, на своей колеснице, взяв с собой Локи. На ночь они остановились в одном доме (он принадлежал великану Эгилю, как свидетельствует «Старшая Эдда»), где Тор сам приготовил ужин: бог зарезал своих козлов и бросил их мясо вариться в котел. На ужин Тор позвал хозяев с дочкой и сыном Тьяльви, велев им не разгрызать кости, а бросать на расстеленные шкуры. Но Тьяльви (по коварному совету Локи) расколол одну бедренную кость. Наутро Тор взял молот и освятил им шкуры: козлы тут же воскресли, но один из них хромал. Громовнику пришлось продолжить путь пешком, а виновник этого приключения Тьяльви и его сестра Рёсква должны были стать его слугами.

Козлы Тора — воскресающие звери, источник неиссякаемой божественной пищи, подобно вепрю Сэхримниру в Вальхалле. Но вместе с тем козлы в фольклорных традициях многих европейских народов — воплощения плодородия вообще, особенно плодородия полей. В восточнославянском фольклоре популярна песенка:

Где коза ходит,

там жито родит,

где коза ногою,

там жито копною.

Урожай более всего зависел от воли громовника — плодородного дождя. Ему даже заплетали последний сноп «на бородку». Козлы — бородатые животные — были символом самого громовержца.

Небесный бог — сын матери-земли и супруг богини плодородия Сив — сам воплощал плодородный дождь. Недаром в одном древнеанглийском заговоре Тор — Донар именуется «Громом благодатным, вечным для народа». Имя Тора было самым распространенным компонентом мужских и женских имен в Скандинавии, а амулеты — молоточки Тора — самыми распространенными оберегами.

В стихотворном проклятии (нид), направленном против своего врага — норвежского конунга Эйрика Кровавая секира, самый знаменитый исландский скальд Эгиль Скаллагримсон (предок Снорри Стурлусона) призывал на его голову гнев Трора (Одина), некоего «Аса земли» (или края), а также Ньёрда и Фрейра: речь шла о верховных богах скандинавского пантеона, и Асом (богом) земли мог именоваться только Тор, сын богини земли Ёрд. Тор был воителем-громовержцем, главным божеством, обеспечивающим жизнь людей (и богов); он сдерживал великанов, бывших не только чудовищами, жаждавшими захватить мир людей, и воплощением первобытного холода и мрака, но и зимы, отступающей под ударами первого грома.

В «Старшей» и «Младшей Эдде» Тор, прежде всего, силач — защитник Мидгарда, недаром одно из его имен — Веор — значит «Защитник». Настойчивый странник Ганглери допытывается у таинственной троицы, правда ли, что Тору не страшна никакая сила и колдовская власть. Высокий нехотя признает, что многое стоило Тору великого труда. Но негоже рассказывать о таком — ведь каждый должен верить, что нет сильнее Тора. Лишь под угрозой того, что вопрошающий объявит их побежденными, Третий решается рассказать Ганглери историю, на которую намекал Один-Харбард, так разгневавший громовника.

Легенда о торе и молоте в языке, музыке и литературе

Воздействие германского эпоса и его элементов, в том числе, образ стального молота (Мьёльнира) с короткой рукояткой, на культуру и язык европейских народов, неоценимо. Этот образ слышен в названиях дней недели. В английском языке «четверг» происходит от Thor’s day, а немецкое Donnerstag читается как день грома.

Еще про Тора:  Молот Сварога: значение оберега со звездой Руси

Изображение Мьёльнира очень любимо в скандинавских странах. Считается, что этот образ может защитить человека от невзгод, даже сохранить жизнь. Амулет, со знаком Мьёльнира, принято носить на шее. В первую брачную ночь молодожёнам подсовывали под кровать фигурку с молотом, чтобы у пары было много здоровых потомков. Похоже, так и было, ведь обычай прошёл сквозь века до наших дней.

Современный вариант амулета молота Тора

Нынешнее юное поколение часто обращается к обычаям ушедших веков, возвращая и оживляя старые традиции.

Мьёльнир

Гномы изготовили для повелителя грома особое оружие в виде молота по имени Мьёльнир (сокрушитель). Но покровитель обмана и хитрости Локи пытался помешать его созданию. В результате молот получилось с очень короткой рукояткой, центр тяжести сместился.

Амулет в виде Мьельнира. Оригинал хранится в Историческом музее Стокгольма

Сила молота столь велика, что от его ударов на земле слышен гром, сверкают молнии. В отличие от нас, германские племена не знали о природе грома, люди приписывали все природные явления действию божественных сил.

Мьельнир – легендарный молот тора

Сегодня Мьельнир является одним из самых узнаваемых предметов древнескандинавской культуры, но насколько этот образ был популярен тогда, в эпоху викингов, более тысячи лет назад? Согласно эддическим мифам Молот Тора был выкован темными альвами (карликами-кузнецами, населявшими Свартальвхейм), но у этого удивительного оружия был один изъян – его рукоять оказалась непропорционально мала в сравнении с навершием.

Однако Тору, который был единственным из асов (и вообще – из всех живых существ), кто сумел подчинить себе силу Мьельнира, не мешала его уникальная конструкция. Напротив, в многочисленных легендах, описывающих поединки Тора (например, с Хрунгниром или Тьяцци) бог грома виртуозно метает свой молот в противника, при этом Молот Тора всегда возвращается, точно бумеранг.

Вероятно, в этом заключается один из ключевых символических аспектов уникального оружия бога Тора. Речь идет о том, что любое действие человека всегда имеет последствия, которые так или иначе возвращаются к нему. Например, победа над Хрунгниром привела к тому, что у Тора в голове застряла часть оружия великана, из-за чего сын Одина часто мучается жуткими головными болями, и от этого сотрясается земля.

Трудно сказать, может ли Тор взять в руки Мьельнир без сторонней помощи. В том смысле, что у бога грома есть Пояс Силы, который удваивает его мощь, но ни в одном мифе мы не встречаем упоминания, поднимает ли Тор свой молот, когда пояс не надет. Однако есть информация о том, что Молот Тора нельзя взять в руки без специальных рукавиц, которые называются Ярнгрипер (дословный перевод со старо-скандинавского – «железные рукавицы»), ибо в бою оружие раскаляется докрасна (по другой версии – добела).

Мьельнир в наши дни

Символ молота по-прежнему любим молодёжью. Юноши, призванные защищать девушек, часто наносят на тело татуировки с таким изображением.

Верный спутник громовержца был не просто предметом. Этот магический молот Тора имела свою собственную самостоятельную жизнь. Молот тора летал, а после возвращался по одному ему известным законам. Не раз Тору приходилось возвращать беглеца себе из плена.

Поэтому так часто в сценариях компьютерных игр используется магический молот громовержца Тора. Образ молота есть на эмблемах многих рок – групп, вдохновляемых этим древним символом.

Мьельнир тора как оберег и его руническое обозначение

Строго говоря, Мьельнир Тора мог быть оберегом, а мог и не быть, ведь до наших дней не дошло ни одного археологического или документального источника, подтверждающего эту версию. Но подвески в форме Мьельнира и обширность их распространения в связи с наличием культа Тора дают косвенные указания на то, что Молот Мьельнир действительно мог носить защитные (обереговые) функции.

В традиционном скандинавском утхарке (без «ф» в начале, именно такое написание является единственно верным) Мьельниру, молоту бога Тора, соответствует руна Турисаз (или Терс). Важно не путать Туризас с руной Тир (или Тюр), которая посвящена богу победы Тюру.

Турисаз, как символическое воплощение Молота Тора, олицетворяет способность к преодолению жизненных трудностей. В самом широком смысле – это оружие (в первую очередь – наши собственные таланты и способности), которое позволяет нам добиваться своей цели, превозмогая сложности, решая проблемы, находя справедливое и верное решение.

Еще про Тора:  Молот Тора в славянской культуре. - Это не журнал, это записная книжка. — LiveJournal

Некоторые исследователи полагают, что Трисаз обозначает великанов турсов, обладая, таким образом, ярко выраженным негативным аспектом. В действительности, такая версия не может быть подтверждена, и, конечно, в этом случае руна не имеет никакого отношения к молоту Мьельниру.

В современном исландском алфавите руна Туризас имеет форму буквы «þ» (название буквы – «торн»), она соответствует английскому звуку «th», и слово «Тор» (Thor) пишется с использование этой буквы как в классическом английском, так и в исландском языках. Именно поэтому связь руны Терс и молота Мьельнира очевидна, хотя изучена не до конца.

Таким образом, Мьельнир, выдающееся оружие бога Тора, до сих пор бередит умы исследователей. Этот символ, который, по всей видимости, все же обладал неким обереговым назначением, весьма популярен в среде реконструкторов и людей, интересующихся раннесредневековой истории Скандинавии и Северной Руси.

Скандинавские мифы о строении мира

В дохристианские времена весь север Европы занимали германские племена, продвинувшиеся к середине первого тысячелетия нашей эры до Дуная и Днепра. Огромный народ создал великую поэтическую культуру из песен, саг, легенд. За пятьсот лет до рождения Христа германцы воспевали творцов земли, неба, загробного царства.

Сокровищами народного творчества по праву считаются исландские саги, которые дошли к нам в виде поэтической «Старшей Эдды», авторство приписывается исландскому священнику Сэмунду Мудрому (1056 – 1133), и прозаической «Младшей Эдды», изложенной исландским скальдом Снорри Стурлусоном (1178- 1241). Эпос древних скандинавов, собранный в этих сборниках, раскрывает нам представления древних германцев о сотворении мира.

Согласно верованиям древних скандинавов, вселенная была создана из темной бездны Гиннунгагап, окружённой царством льда Нифльхейм и царством пламени Муспелльхейм. Пламя смешалось со льдом, породив великанов, а затем было создано верховное божество Один с братьями.

Один сотворил три мира: мир неба, Асгард, царство мёртвых Хельхейм, поместил между ними землю Мидгард.

Из ясеня и ольхи Один сотворил первых людей: мужчину и женщину. Затем вдохнул в них жизнь, а братья дали им разум и кровь.

Европейское искусство традиционно использует сюжеты древних германских мифов. Поэтические образы Беовульфа, валькирий, нибелунгов, гномов и великанов вдохновляли Рихарда Вагнера, братьев Гримм, об их приключениях мы узнаем из книг и кино. Эдды стали источником вдохновения для создателей фэнтези.

Татуировки с молотом

Многие тату – салоны предлагают эскизы с изображением мьёльнира. Как правило, он украшен причудливыми рунами, симметричен. Очень стильное тату. Однако, наносить рисунок на тело нужно с осторожностью. Будучи древним эгрегором, с многовековой историей, мьёльнир обладает мощной силой. Нанесение же без приведения будущего владельца в особое эмоциональное состояние, может иметь последствия.

Для того, чтобы мистический символ «работал», нужно точно определить для себя, с какой целью Вы наносите на своё тело изображение мьёльнира. Изображение метательного оружия с короткой рукояткой с нанесёнными рунами символизирует примерно следующее. Его божественный владелец – существо сильное, властное, мужественное, созданное для защиты земли и людей от всяческих бедствий.

Поэтому символ мьельнира предохраняет от беды и разных неприятностей. Тату молота Тора подходит тем, кто хотел бы придать себе черты рыжебородого громовержца – целеустремлённость, силу духа, умение повелевать, а также чуть-чуть хитрости. Эксперты по татуировкам рекомендуют подобным натурам наносить именно такой узор.

Часто задаваемые вопросы

Небольшое заключение

Людям, выбравшим молот тора властелина молний в виде амулета или татуировки, нужно всегда помнить: этот символ впитал в себя мощь многих поколений древних людей, их веру в божественную природу этого символа. Он не терпит легкомысленного к себе отношения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector