I сравнение законов
жертвоприношений, установленных торой, и обычаев принесения
жертв у идолопоклонников
Как из самого текста Торы, так и из комментариев, зафиксировавших
в письменной форме традицию, со времен
Моше устно передававшуюся из поколение в поколение, следует, что практика
возникла на заре существования человечества, и первая жертва была принесена Адамом после совершенного им греха.
Исторические данные показывают, что жертвы
приносились всегда и воспринимались людьми как необходимый, естественный акт выражения веры.
В этом смысле ни одна из самых древних религий и ни одно из древнейших верований
не являются исключением.
Ряд ученых занимался вопросом
о происхождении обычая принесения жертв. Видные исследователи
разработали целый ряд теорий
о возникновении этой практики, однако ни одна из них не является убедительной. Независимо от этих теорий
существует два простых объяснения, почему люди начали приносить
жертвы.
Первое из них рассматривает сам акт
жертвоприношения, как выражение признания власти и могущества
Бога или как выражение Ему благодарности за оказанную Им милость и дарованное благо. Для человека естественно выражать уважение и благодарность с помощью подарка, и он избрал
как форму выражения
своих чувств, испытываемых им по отношению к Творцу. Второе из упомянутых выше объяснений рассматривает
как выражение естественного желания
человека найти пути приближения к Творцу, стремление заслужить Его внимание и любовь. Начиная с того момента, когда простую и чистую веру заменили предрассудки, постепенно
превратившиеся в различные формы идолопоклонства, в человеке стало преобладать чувство страха
перед божеством и боязнь вызвать его
гнев неугодным для него поступком.
Чтобы задобрить грозного правителя, который стал ассоциироваться с теми или иными силами природы,
человек приносил ему в дар самое дорогое, что у него есть: это могли быть первенцы
скота, а мог быть и его, человека, первенец.
Практика жертвоприношений с незапамятных времен доказывает, что желание принести жертву
коренится в самой природе человека, в тайнах его подсознания, а следовательно, было заложено в нем Самим Творцом. На заре человечества
принесение жертвы было искренним выражением стремления ко
Всевышнему, но позднее приобрело форму служения жестоким, необузданным силам, которые напоминают разбушевавшуюся природу, способную бессмысленно унести
человеческие жизни. Принесение человеческих жертв и оргии стали
неотъемлемым элементом поклонения идолам. Праотцы еврейского
народа, а позднее и сами сыны Израиля стремились очистить саму идею жертвоприношений и вернуть этому древнему обычаю прежний смысл: выражение
уважения, любви и благодарности
ко Всевышнему. Для этого нужно было
избавиться не только от ужасных ритуалов, но и освободить само понятие
жертвоприношения от примесей
идолопоклонства. Монотеизм
стремился вернуть жертвоприношениям достоинство и святость.
Жертвоприношения племен Кнаана и соседствующих с ними народов, а также принесение жертв в Древнем
Египте отличались особой жестокостью и часто требовали убийства или самоубийства человека.
Во многих языческих культах жертвоприношения сопровождались бесстыдными оргиями. Эти ритуалы
служили для человека оправданием всех его грязных дел, узаконивая убийство и разврат как угодное для божества
дело. Люди не только не боролись со своим дурным началом, но и делали его законным правителем всего общества. Противоречие жестокости той доброте, которая коренится в душах
многих людей и часто проявляется в природе, устранялось мистическими объяснениями,
ссылкой на таинства бытия и рождения человека, рассказами о демонах и необходимости задабривать их. Тора одним ударом отбросила
все жестокое, безнравственное
и бессмысленное, сохранив саму практику жертвоприношений как естественное стремление человека выразить благодарность Творцу и приблизиться к Нему в своих делах и помыслах. Жертва за грех приобрела совершенно иной характер и перестала быть
взяткой и подкупом идолу, чтобы тот не гневался за совершенное злодеяние.
Грехоочистительная жертва
стала выражением сожаления
за невольно совершенное преступление, так как принесение грехоочистительной жертвы в Храме допускалось только в том случае, если нарушение
закона было неумышленным, произошедшим из-за незнания или по неосторожности. Условиями, позволявшими принести жертву, были также
искреннее сожаление о проступке и раскаяние пред лицом Всевышнего. (Только в редких случаях принималась жертва человека, совершившего преступление умышленно. Эти исключения из общего правила приводятся в книге
, 5:1, 20-26.)
Принесение жертвы не предполагалось в тех случаях, для которых Торой определено конкретное наказание.
Жертва не вступает в противоречие с судом, она отступает перед ним.
Современному человеку
подчас трудно осознать то плодотворное
влияние, которое оказывало принесение жертв в Храме как на весь народ Израиля, так и на отдельного человека.
На протяжении столетий жертвоприношение оставалось основным средством выражения религиозных чувств как всей общины, так и каждого
человека в отдельности. Служение в Храме не только укрепляло связь человека с Творцом, но и преображало
отношения между людьми, делая их более искренними и родственными. Храм сам по себе служил центром, вокруг
которого была сосредоточена жизнь народа. Храм был местом собраний, местом заседания Верховного Суда, крепостью, вокруг него развертывалась торговля, но прежде всего,
вне всякого сомнения, это был духовный
центр – дом молитвы всего народа Израиля. Люди любили Храм, его атмосферу и торжественные праздничные
службы, когда принесение жертв сопровождается трублением в серебряные трубы и пением левитов. Благословение первосвященника, произносимое им в полной тишине в тот
момент, когда он выходил из Святая Святых в
, все стоявшие в Храме и следившие за служением слушали с благоговением, оно давало им силы на целый
год. В псалмах отражено настроение
народа, собравшегося в Храме,
его восторг, духовный подъем и трепет
пред лицом Всевышнего:
Сколь возлюбленны жилища Твои, Господь Воинств!
Тоскует и изнывает душа
моя по дворам Господним…
Счастливы пребывающие
в доме Твоем…
Как олень стремится к источниам вод,
так душа моя стремится к Тебе, Бог.
Жаждет душа моя Бога, Бога живого.
Когда приду и явлюсь пред Богом?
Жертвоприношения в традиции.
Поскольку в последнее время я каким-то чудесным образом постоянно оказываюсь втянутой в холивар по теме жертвоприношений, решила здесь складировать все, что попадается мне по этому вопросу и имеет под собой хоть какую-то историческую основу (для создания базы для размышлений). Любые факты,приведенные ниже, будут представлены без положительной или отрицательной окраски, так же предлагаю здесь споров “правильно так делать или нет” не заводить. Только сухая информация. А что и как делать и делать ли вообще, пусть каждый для себя решает сам.
***
И прежде всего, конечно, стоит вспомнить Старшую Эдду и Речи Высокого. Там жертвоприношения упоминаются дважды и каждое упоминание несет в себе сакральное знание.
Хоть совсем не молись,
но не жертвуй без меры,
на дар ждут ответа;
совсем не коли,
чем без меры закалывать.
Это привычный нам перевод Корсуна, но он несколько неточен. Антон Платов предлагает пусть и менее поэтический, но более верный вариант:
Лучше совсем не обращайся [к богам],
Чем без меры жертвовать.
На дар ждут ответа
Лучше совсем не направляй [магию]
Чем слишком многое пресекать.
Второе упоминание мы встречаем в строках о самопожертвовании Одина для обретения рун:
Знаю, висел я
в ветвях на ветру
девять долгих ночей,
пронзенный копьем,
посвященный Одину,
в жертву себе же,
на дереве том,
чьи корни сокрыты
в недрах неведомых.
***
Далее идут выдержки из книги Наталии Будур “Повседневная жизнь викингов IX-XI века”. На сколько можно доверять мнению автора и дословности приводимых им цитат – не знаю, так как я лично нашла в её тексте несколько неточностей.
В 900-х годах в Скандинавии побывал арабский путешественник ат-Тартучи. В описании его путешествия есть следующие строки: «Они празднуют и приносят жертвы. Собравшись за одним столом, возносят хвалу богам, а затем пируют. Убив жертвенное животное, хозяин усадьбы подвешивает на столб у своих ворот принесенную жертву. Это может быть кусок мяса или целый баран, или козел, или свинья. Теперь каждый проходящий мимо знал, что в усадьбе была принесена жертва богам».
Культовые животные Фрейра — конь и вепрь — были и символами плодородия, и жертвенными животными. Лошадиное мясо можно было есть лишь на жертвоприношениях, на конях, посвященных Фрейру, нельзя было ездить. Из-за сакрального смысла церемоний с лошадиным мясом и детородным органом жеребца, как считают исследователи, папа Григорий II (731–741) запретил употреблять христианам в пищу конину, назвав это «грязным и оскверняющим деянием». Употреблять в пищу конину запретили и в Париже в 739 году.
В походы викинги тоже брали с собой изображения богов — идолов. Так, уже упоминавшийся нами арабский путешественник Ахмед Ибн Фадлан описывал, как встреченные им на Волге «русы» (викинги) подносили жертвы длинному, вкопанному в землю бревну, увенчанному подобием человеческого лица. Вокруг главного идола были расположены группы идолов поменьше — семья бога. Если подношение главе божественной семьи не помогало, то жертвы приносились его «семье».
Там же, на алтаре, стоял жертвенный сосуд — большая медная чаша, в которую вливали кровь принесенных в жертву животных. Рядом с чашей всегда находилась кропильница — кисть на длинной палке.
В жертву приносили волов, лошадей и кабанов. Пышно украшенные, они приводились к алтарю, посвящались богам и убивались в присутствии народа. Кровь собирали в чашу, в которую опускали кропильницу и потом кропили седалища богов, наружные и внутренние стены храма и, наконец, народ.
Мясо жертв готовили на большом праздничном пиру, который за тем следовал. Этот пир проходил в передней зале храма. Там, вокруг стен, стояли скамьи для народа и высокие кресла для королей и вождей. Перед скамьями ставили столы. На полу, посредине, горел огонь, на который ставили котел с мясом жертвенных животных. Наполненные медом рога подавались через огонь. Они и все кушанья освящались сначала королем или вождем, главным лицом во время жертвоприношения.
Во время великих жертвоприношений, по рассказам древних письменных источников, в Упсале соблюдался обычай, чтобы непременно девять животных мужского пола принесены были в жертву. Только кровью, думали скандинавы, смываются преступления людей, укрощаются боги и снискивается их милость. Оттого-то при великих жертвоприношениях убивали, или приносили в жертву, также людей для укрощения гневных богов. Обыкновенно выбирали для жертвоприношений рабов и злодеев, но при общем каком-нибудь бедствии приносили в жертву и самого знатного человека.
В «Саге об Олаве сыне Трюггви» рассказывается, что, когда он хотел крестить бондов в Трандхейме (Тронхейме), а те в ответ просили его совершить с ними вместе жертвоприношение, он сказал: «Но если уж я должен совершить с вами жертвоприношение, то я хочу, чтобы это было самое большое жертвоприношение, какое только возможно, и принесу в жертву людей. Я выберу для этого не рабов или злодеев. Я принесу в жертву богам знатнейших людей».
В «Саге об Инглингах» рассказывается о том, что шведы принесли в жертву богам своего вождя Домальди после долгого неурожая за один хлебный год. В другой саге говорится, что во время чрезвычайной дороговизны в области народ сошелся на тинг, где, с совета мудрых людей, постановлено было принести знатного юношу в жертву богам.
Обреченные на жертву вводились в круг, или кольцо, суда. В одной из исландских саг рассказывается, что на тинге в округе Торснес было кольцо суда, в которое вводились назначенные в жертву богам, и что там лежал камень, на котором убивали их. Вероятно, именно на таких кольцах, часто встречаемых возле древних языческих алтарей по всей Скандинавии, приносили жертвы. Они изготавливались из 5, 7 или 9 больших, сложенных в виде круга, камней. В некоторых из них каждый из больших камней лежит на семи маленьких: это священное число.
Жертв или убивали на камне перед капищем или свергали с утеса, или бросали в жертвенный ручей, или вешали в лесу на деревьях. В священной роще близ Упсалы не было ни одного дерева, не освященного жертвой, животного или человека: их вешали там в дар Одину. Вероятно, жертвы повешенные посвящались Одину, убитые на камне или сброшенные с утеса — Тору, а утопленные — Ньёрду и другим божествам вод.
На праздники, отправляемые в «общенародном», а не частном, принадлежащем какому-нибудь хозяину усадьбы, храме, являлись короли, вожди, свободные люди, и все они принимали участие в великих жертвоприношениях богам страны.
О языческом храме в Упсале, где якобы совершались мистерии Одина, писал (около 1070 года) Адам Бременский: «У их (древних скандинавов. —КБ.) богов есть свои жрецы, которые совершают жертвоприношения. В случае чумы или голода они приносят жертву Тору, в случае войны — Одину, а если празднуют свадьбу — то Фрейру. Каждый девятый год они имеют обыкновение собираться в Упсале на общее празднество, где участвуют люди из всех шведских земель. Никому не позволено пропускать это празднество. Конунги и племена, вместе и по отдельности, посылают свои дары в Упсалу, а те, кто принял христианскую веру, обязаны откупиться от участия в праздничных церемониях, и это угнетает больше, чем любое другое наказание. Ритуал жертвоприношения происходит следующим образом: каждого живого существа мужского пола жертвуется по девять, и кровь их должна умилостивить богов. Тела принесенных в жертву подвешиваются в роще близ храма. Эта роща считается у язычников священной, а каждое ее дерево — имеющим божественную силу от жертвенных тел, которые здесь разлагаются. Рядом с человеческими телами висят там и собаки, и лошади; один из крещеных рассказывал мне, что сам видел, как в роще висели сразу семьдесят две жертвы. Участники ритуала поют, как обычно, разные песнопения, которые непристойны, а потому лучше о них не упоминать». [141]
Археологи не смогли найти в Швеции подтверждений столь многочисленным жертвоприношениям. Скорее всего, при описании чудовищных ритуальных убийств христианином Адамом Бременским руководило отвращение к злодеяниям язычников. Однако в других районах Скандинавии такие доказательства были найдены.
***
По поводу того, человеческое ли здесь изображено жертвоприношение или нет – люди спорят. С одной стороны на картинке явственно можно увидеть ноги человека на алтаре, но с другой стороны я слышала мнение, что не факт, что автор “все правильно увидел и записал”. Может, это вообще соломенная кукла)
***
“Также исследователи упоминают, что кости и различные части жертвенных животных, подобно останкам всех германских жертв, рассматривались как могущественные талисманы, и часто клались в полях для удачи с урожаем”
Сигурд годи Скидбладнира, Надежда Топчий “Праздник Урожая”, журнал “Гьялархорн”, №4.
***
Сага о Хаконе Добром. “Круг Земной” Снорри Стурлуссона (теперь понятно, откуда Наталия Будур брала информацию))
Сигурд, хладирский ярл, был ревностным язычником, каким был и Хакон, его отец. Сигурд ярл давал все жертвенные пиры от лица конунга там в Трёндалёге. По древнему обычаю, когда предстоял жертвенный пир, все бонды должны были собраться туда, где стояло капище, и принести припасы, которые нужны во время жертвенного пира. На этот пир все должны были принести также пива. Для пира закалывали всякого рода скот, а также лошадей. Вся кровь от жертв называлась жертвенной кровью, а чаши, в которых она стояла, — жертвенными чашами, а жертвенные веники были наподобие кропил. Ими окропляли все жертвенники, а также стены капища снаружи и внутри. Жертвенной кровью окропляли также людей. А мясо варили и вкушали на пиру. Посредине пиршественной палаты горели костры, а над ними были котлы. Полные кубки передавались над кострами, и тот, кто давал пир и был вождем, должен был освящать полные кубки и жертвенные яства. Первым был кубок Одина — его пили за победу и владычество своего конунга, потом шли кубок Ньёрда и кубок Фрейра — их пили за урожайный год и мир. У многих было в обычае пить после этого Кубок Браги. Пили также кубок за своих родичей, которые уже были погребены. Этот кубок называли поминальным.
§
Друзья!!!
23 декабря 2021 года в Минске преподаватели школы Северной Традиции НордХейм (под руководством Антона Платова) будут проводить День Открытых Дверей школы, в рамках которого пройдет бесплатная презентация курса «СЕВЕРНАЯ ТРАДИЦИЯ И ПРИКЛАДНАЯ МИФОЛОГИЯ». Полный курс, а также, возможно, и другие занятия (в том числе и по руническому искусству) будут проходить в Минске в феврале-марте 2021 года, а пока можно будет познакомиться с преподавателями, задать интересующие вопросы и просто поговорить о Северной Традиции в неформальной обстановке.
А еще на презентации можно будет приобрести новую книгу Антона Платова «Руническое искусство: практика» http://anton-platov.livejournal.com/58389.html, которая не распространяется через в магазины и не предназначена для широкого круга читателей (от себя добавлю, что это ЛУЧШЕЕ, что я когда-либо читала по Теме).
Участие в презентации – бесплатное (от вас – печеньки к чаю), но предварительная запись ОБЯЗАТЕЛЬНА. Также необходимо сообщить заранее о Вашем желании приобрести книгу (стоимость 750 рос.руб., расчет только в российской валюте).
Писать: ginger@tut.by или в контакте http://mytor.ru/id12559464 или в личку в ЖЖ
Звонить: 375-29-741-55-30 Ранхильд (Маша)
Удачи и до встречи на презентации!
§
“Именно во время этого набега произошла весьма интересная история, связанная с разграблением “Рима”, которую нам поведал Дудо из Сен-Кантена. Обнадеженные успехом во Франции, викинги не хотели довольствоваться меньшей добычей, нежели та, которую сулил самый большой город мира. Его богатства побуждали осадить его. Поскольку городские оборонительные укрепления оказались слишком мощными, викинги прибегли к хитрости, чтобы получить доступ в город. Они притворились, что их вождь умер, и они желают похоронить его по христианскому обряду. Как только похоронные носилки благополучно оказались в городе, “мертвый” Хастейн соскочил с них и бросился к епископу. После этой мнимой победы весть о том, что данный город – вовсе не Рим, а маленький портовый городок Луна, сделала вождя безумным”.
Арбман добавляет, что “трудно сказать, насколько правдива история об этом набеге”. И я его, честно говоря, в сомнениях поддерживаю, ибо, во-первых, ну совсем мне с трудом верится, что лучшие мореплаватели смогли бы “случайно” перепутать огромный Рим с маленьким Луной, а, во-вторых, во что мне еще больше с трудом верится, что “добрые” христиане бросились бы оказывать помощь и услужливо открыли бы ворота, даже если бы там не одни похоронные носилки были, а сотня. Но посмешила история меня знатно, ага)))
§
§
После долгих мытарств – выходит, наконец, в свет новая книжка:
Официальная аннотация:
Эту книгу Антона Платова, известного писателя-традиционалиста, можно рассматривать и как своего рода энциклопедию языческих священных символов, и — как основанное на изучении магической графики исследование путей развития сакральной Традиции. Исследование, использующее знания о реальных магических артефактах хорошо известных нам народов — кельтов, скандинавов, славян, — но неизбежно уводящее в древнейшие времена индоевропейского единства.
Книга содержит около 300 иллюстраций, и этот изобразительный материал — во многом уникальный — делает книгу особенно ценной и интересной для самого разного читателя.
Увеличенный формат (200 х 200 мм); 204 страницы.
В Москве – будет в магазинах в конце недели, а можно покупать и у нас в “НордХейме”, у администраторов.
В других городах – основной интернет-магазин, через который книга будет продаваться: http://lodya.ru/
Содержание:
Введение
Пути наших предков
Часть I. Вехи и образы
Истоки Традиции: память давних эпох
Монеты кельтов: окно в Прошлое
Скандинавские брактеаты: последний отблеск Расцвета
Рунические камни: торжество Памяти
И многое другое…
Часть II. Древнейшие и базовые символы
Единица: Полюс и Исток
Пара: Воплощение. Диада
Триада: Синтез и… снова Центр
Четверка: Земля, освещенная Солнцем
Пятеричная символика
Крест Силы
Свастика
Спираль
Узлы Силы
Бесконечность Традиции…
Часть III. Священные принципы
Священное Древо
Два лика Бога
Триглав
Символы Жизни и Смерти
Солнце и Луна
Великий Змей
Часть IV. Реалии символов
Рогатый Бог
Глаз Бога
Магический Котел
Конь
Колесница
Корабль
Persona: Dei et Homini
Божественный Всадник
Священные животные
Кратко по библиографии
Приложение 1
Структура и симметрия сакральных символов:
необходимые пояснения
Приложение 2
«Три концепции» Гвидо фон Листа
и сакральная символика Северо-Запада
§
§
§
Дорогие друзья!!!
Я с огромной радостью хочу сообщить, что в Беларуси начинает свою работу клуб Северной Традиции «Веретено Фригг».
Веретено женщины было оружием, равнозначным мечу мужчины, так как это был инструмент большой силы, с которым мудрая пряха могла дать выход энергии, накопленной во благо или во зло, и Веретено для Фригг такой же символ, как Молот для Тора или копьё для Одина (Rogveles, Трот. Глава 13. часть 1. Фригг).
В планах клуба проведение регулярных и внезапных:) встреч, обмен информациией, совместное празднование «сильных точек» языческого календаря, организация семинаров и наше с Вами бесконечное движение по пути Северной Традиции.
Благопожеланье Вам всем и будьте в добром духе!
Тор да примет Вас!
Один да владеет Вами!
Как религиозные евреи совершают жертвоприношения сегодня?
Уважаемый, Алекс!
Тора сама определяет, когда, как и каким образом следует приносить жертвы.
Были ежедневные жертвы (тамид, кторет), были жертвы, связанные с определёнными датами (песах, хагига, сэир мишталэах), были жертвы, привязанные к определённым случаям или состоянию народа в целом и каждого еврея в отдельности (ола, тода, шломим, ашам, ашам талуй, хатат). В качестве жертв использовались не только животные, но и определённые виды птиц, а также хлебы, маца, мука и специальные благовония. Всё детально разъяснено, разработано в Торе Письменной и Торе Устной. Вид жертвоприношения зависел от важности момента, от тяжести ответственности, от материального состояния приносившего жертвы.
Были жертвы общественные, были жертвы индивидуальные, жертвы очистительные, искупительные, благодарственные, мирные и т.д. То есть, каждое из жертвоприношений имело своё особое неповторимое назначение, смысл и путь принесения. Все их объединяло одно значение, связанное с самим термином корбан (жертва) — от корня куф-рейш-бэт, означающего «приближение» — приближение народа Израиля к своему Создателю. Пока народ Израиля имел возможность приносить жертвы, как это предписано Торой, связь Творца с Его народом была очевидна и открыта всем.
Из сказанного в Торе (Дварим 12, 9) Мудрецы делают вывод, что после воздвижения царём Шломо (Соломоном) Храма в Иерусалиме вступил в силу абсолютный запрет приносить жертвы где-либо, кроме жертвенника в Иерусалимском Храме.
Таким образом, принесение жертв связано с Храмом, или, по крайней мере, с точным знанием места, где располагался жертвенник в Храме. К сожалению, Храма нет, а относительно места расположения жертвенника Мудрецы разошлись во мнениях.
Есть и другие проблемы. Нельзя совершать жертвоприношения в состоянии ритуальной нечистоты, вызванной прикосновением к мёртвому телу, а она снимается водой, настоянной на пепле «красной» коровы. Кроме того, требуется безусловное подтверждение родословной коэнов, то есть потомков Аарона, а это под силу лишь пророку и специальному суду.
Все эти «технические» проблемы, препятствующие принесению жертв в наши дни, выявляют проблему главную: Всевышний пока ещё не решил возвратить нам Своё полное благоволение, знаком которого были жертвоприношения животных в Храме.
Это должно заставить нас задуматься и попытаться исправить то, что ещё можно исправить.
Таким образом, в наши дни евреи не приносят животных в жертву. А как же тогда та роль, что исполняли жертвоприношения? Как быть с искуплением, благодарностью, раскаянием, как быть с работой в Храме, олицетворявшей связь народа Израиля с нашим Небесным Отцом?
Эту роль, согласно решению Мудрецов, с момента разрушения Второго Храма исполняют молитвы. Именно молитва — «приношение» наших мыслей и чувств, нашего раскаяния и благодарности — продолжает поддерживать нашу связь с Творцом.
Именно молитва в наши дни называется работой. Нет, мы не отказались от жертвоприношений, как это предписано Торой. Мы ждём с нетерпением, день за днём, когда вновь удостоимся приносить жертвы в Храме в Йерушалаиме, и мы твёрдо верим, что день этот настанет. Просто мы должны пройти определённый путь, называемый Галутом, чтобы исправить «повреждения», приведшие к разрушению Храма. Чтобы наши жертвоприношения в Храме никогда уже не иссякли.
С уважением, Александр Красильщиков
Читайте:Неужели вы пойдёте воскуривать ягнёнка?