Значение слова БЛАГОРОДСТВО. Что такое БЛАГОРОДСТВО?

. Шуликуны

Шуликуны — существа, популярные в преданиях Русского Севера. По легендам, это совсем крохотные, размером с ладонь, существа, которые носят остроконечные железные шапки и ловко управляются с различными инструментами. Эти демоны происходят из мертворождённых или зачатых в период Святок детей. В это же время на поверхность из прорубей и водоёмов вылезают Шуликуны.

Мелкие вредители по-всякому пытаются испортить жизнь деревенским, то вынося ценности и еду из избы, то заманивают пьяных в сугробы, то пугают детей. Однако излюбленным занятием Шуликунов, по легенде, стали попытки затащить взрослого человека к себе в обитель.

. Они

Это могущественные краснокожие демоны, которые в японской мифологии пытают грешников в местном аду. Они сильны, выносливы, ростом крупнее и физически сильнее обычного человека. Обычно ими становились те, кто грешил куда больше остальных. Они были вынуждены служить Владыке ада Эмме и истязать человеческие души в наказание за их проступки.

Однако Они можно было стать и при жизни: им становился человек, который совершил нечто настолько ужасное, что это нельзя было искупить никакими молитвами. Именно таких демонов японцы боялись больше всего: великое множество легенд и историй было связано с тем, как хитрецы, самураи или благородные девы встречались с Они и пытались остаться в живых.

. Каппа

Каппа — японский водяной, который умеет ходить по суше благодаря ямочке на голове, в которой всегда должна находиться вода. Они не могут похвастаться крепким телосложением, но умом и хитростью — вполне. Выглядят они как помесь лягушки, человека и черепахи: относительно человеческая форма тела, перепонки на руках и ногах, и черепаший панцирь на спине.

Род деятельности Каппы не ограничивается простыми пакостями по типу: спугнуть рыбаков, порвать сети, перевернуть лодку. Они не брезгуют предаться плотским утехам с женщинами против их воли или сожрать путника, заманив его в воду.

Каппу можно лишить силы, если поклониться ему на суше, тогда демон отвесит ответный поклон, вода выльется из ямочки на голове, и он потеряет силу. Кстати, если изловить Каппу, то он пообещает больше не вредить людям и исполнит любое желание.

. Ярамайхаху

Маленькое, не больше метра ростом, покрытое красной шерстью создание, по австралийским легендам, обитает на востоке острова. Ярамайхаху обладают неестественно большим и беззубым ртом, а на кончиках пальцев рук и ног у них присоски. Они живут в тёмных местах, например, пещерах или расщелинах, однако чаще всего их можно встретить в густых кронах фиговых деревьев. Эти чудовища даже не охотятся, они просто ждут, пока невезучий путник присядет отдохнуть от солнца под их деревом.

Тогда Ярамайхаху спрыгивает и присасывается всем телом к жертве, открывая обильное кровотечение. Когда человек уже практически теряет сознание от потери крови, монстр начинает ходить кругами и шипеть, как ящерица. В конце концов Ярамайхаху проглатывает истощённую жертву целиком, а после — танцует, чтобы утрамбовать пищу в желудке.

5 наших любимых монстров из фильмов

Гаки

Мы ненадолго ушли из Японии, чтобы снова к ней вернуться, и будь уверен, вернёмся ещё не раз. Вечно изнывающие от голода демоны-бесы Гаки являются перевоплощением чревоугодников или тех, кто выбрасывал нормальную еду. Они похожи на младенцев-переростков, около метра в высоту: их животы вечно раздуты, а рот и горло чрезвычайно маленькие, чтобы неудобно было есть и глотать.

Гаки страдают по-разному, в зависимости от своих прегрешений. Некоторые могут есть всё, что захотят, но никогда не наедаются. Одни питаются только трупами и навозом, в то время как у других любая еда сгорает около рта, а есть они могут только благословенную миром живых еду.

Иногда Гаки выходят из преисподней в человеческий мир и ведут себя, конечно, крайне недружелюбно, а если точнее — становятся людоедами. Поэтому, по некоторым буддистским традициям, на праздник в середине августа монахи кладут на алтари, которые не видит Будда, рис и воду, чтобы Гаки могли поесть. Говорят, молитва облегчает их страдания…

Дзикининки

Скажем сразу, Дзикининки недалеко ушли от Гаки в своих вкусовых предпочтениях. Зато они выросли, кое-где подгнили, сгорбились, в общем, на славу постарались придать себе максимально отвратительный вид.

В японской мифологии Дзикининки представляют собой определённую разновидность гулей: выглядят примерно также, предпочитают есть трупы на кладбищах, но, говорят, если взглянуть им в глаза, то можно остолбенеть навеки.

По ночам эти монстры оскверняют могилы, а днём принимают облик обычных людей и живут себе как ни в чём не бывало. Хотя не совсем: вообще-то, Дзикининки — это духи проклятых за алчность и эгоизм людей. Поэтому многие из них сознают, что им приходится делать каждую ночь, но изменить этого никак не могут.

Караконджул

Караконджулы — мелкие бесы в средиземноморской мифологии. Они могут выглядеть как им вздумается, однако чаще всего их описывают как лохматых бесов с козлиными ногами, рогами и хвостом. Они вредят преимущественно женщинам: царапают, кусают, пьют кровь и иногда едят. При этом Караконджула очень легко спугнуть: достаточно достать любой железный предмет.

Согласно греческой легенде, Караконджулы живут под землёй и неустанно пилят Мировое дерево, чтобы погубить всё человечество. Однако на Рождество они могут выйти наружу, тогда они бросают свою работу и отправляются пакостить людям. 6 января они возвращаются под землю и узнают, что дерево зажило, и придётся пилить его заново. Так происходит из года в год.

9 атмосферных фильмов ужасов, действие которых происходит в Новый год и Рождество

Мананангал

Мананангал — это филиппинский высший вампир, который перемещается крайне необычным образом. Ночью ноги вампира остаются на земле, в то время как вторая половина туловища отрывается от тела и на крыльях отправляется искать свою жертву.

Мананангал проникает в дома к спящим филиппинцам в поиске беременных женщин, тогда вампир достаёт свой длинный тонкий язык и высасывает кровь и сердце младенца, оставляя у девушки в животе лишь кости. Более того, эти вампиры могут сожрать и бодрствующего человека, но проще всегда нападать на спящих.

Победить Мананангала непросто: сначала надо прийти в себя от ужаса, который ты можешь испытать, если увидишь, как посреди ночи в твоей комнате парит разорванный наполовину вампир. Потом надо прикинуть, где у него могли бы быть ноги, и посыпать это место солью, хотя ты, я думаю, для верности посыпал бы солью вообще всё вокруг при виде такого монстра.

Буньип

Злой дух, родившийся в качестве объяснения всему непонятному и страшному у австралийских аборигенов. А мы то знаем, что в Австралии как раз этого непонятного и страшного просто пруд пруди. Буньип — это некая мешанина из перьев, чешуи, ласт, шерсти и прочих немыслимых сочетаний частей тела животных.

Он обитает в австралийских водоёмах и сидит в засаде по ночам, поджидая невнимательного путника. Несмотря на свой странный вид, Буньип обладает многими мистическими способностями, которые существенно различаются в зависимости от регионов Австралии.

Как ни странно, легенда о нём сохранилась до наших дней, и многие австралийцы иногда видят странные, полупрозрачные фигуры в воде, напоминающие им тюленей. Ещё одна причина трижды подумать, прежде чем отправиться на самый безумный материк.

Благородство | понятия и категории

БЛАГОРОДСТВО – моральное качество, характеризующее поступки людей с точки зрения возвышенных мотивов, которыми они продиктованы. Оно включает целый ряд более частных положительных качеств (самоотверженность, верность высоким идеалам, мужество, великодушие и др.). В разные исторические эпохи в понятие «благородство» вкладывалось различное содержание. Передовые мыслители прошлого вкладывали в это понятие общечеловеческое содержание – гуманность, готовность к самопожертвованию, честность, неподкупность и т.д. Именно эту традицию наследует прогрессивная нравственность, согласно которой под благородством, прежде всего, понимается сознательное, ставшее привычкой и склонностью служения людям.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, 37.

Благородство и верность

Верность схожа с благородством по многим признакам. Это разные качества, но идут они всегда, держась друг за друга. Под верностью принято понимать неизменность в своем выборе и чувствах.

  • Это может быть верность Богу. Тогда человек должен соблюдать законы, прописанные в Библии;
  • Вера в другого человека проявляется в соблюдении чистоты и постоянстве отношений.

У благородства и веры единая основа. Они построены на принципах честности, уверенности и твердости духа. Если человек не соблюдает верность, его нельзя назвать благородным. При этом важно не изменять и самому себе, своим внутренним установкам.

При верности человек совершает поступки в адрес того, кому остается верным. При благородстве он в принципе делает добро (адресат уже не так важен).

Где скрывается благородство?

В нашу эру прагматизма не так часто можно встретить слова о величии духа, о благородстве, о нравственности. И все-таки это те вопросы, которые помогают нам оставаться людьми, а не превращаться в биологическую субстанцию, озабоченную лишь жаждой наживы.

Скверный случай произошел, правда,  не знаю, как сказать лучше, со мной или с другим человеком? Наверное,  все же с ним…

На просторах интернета я совершенно случайно увидела оценочную реакцию, с сожалением замечу, “коллеги”, на одну из моих статей. Тон, фривольность, обесценивание самой статьи, а также на потеху публики (или кто там его читает, скорее, “троллей”?) были обнародованы какие-то фантазии о моей личной и интимной (!!!) жизни…

Коллега этот мне совершенно незнакомый и скорее напомнил мне Марка Крысобоя из великого романа М.А.Булгакова…Конечно, я не буду “обнародовать” его имя, так как этические законы для меня превыше, а склоки не для меня…

Так вот,  почему Марк Крысобой пришел на ум?

Где скрывается благородство

Человек, лишенный любви, вызывает жалость.

Помните,  как сказал Иешуа о нем: 

он, правда, несчастливый человек. С тех пор как добрые люди изуродовали его, он стал жесток и черств..

А человек-бездельник (а кем можно считать сплетника, промывающего кости да еще и публично, другим людям?), вызывает отвращение?

Значение слова БЛАГОРОДСТВО. Что такое БЛАГОРОДСТВО?

Пресловутая вторичная выгода лишает человека многих возможностей. В том числе и сохранять благородство и чувство собственного достоинства. Можно быть несогласным со статьями или доводами автора, но переходить на личности, смакуя особенности интимной жизни или же высмеивая внешность другого, это низко и подло,  а еще и уголовно наказуемо…

Окруженный себе подобными троллями, этот недооцененный человек, чувствует себя “королем”

Единственное в чем такие люди люди уверены – это в абсолютной безнаказанности за свои действия. Но как и подобает “человеку застревающему”, он останавливается где-то в пути, не замечает изменений, которые происходят в интернет-жизни. И любое оскорбление, клевета и прочая порочащая информация о личности является преступлением. Ведь ответственности-то этот “добрый человек” не чувствует.

Еще про Тора:  Тор один локи боги

А сколько таких “добрых людей”, исковерканных жизнью сидит за мониторами в надежде выплеснуть свое раненое эго на того, кто в чем-то преуспел…?

И этический вопрос тот же – а вот такой психолог, смачно оскорбляющий другого психолога, компетентен ли в своей профессии?

Так вот, к теме – где же скрывается благородство у такого человека?

Не хочется верить, что все безнадежно. Может быть,  собственные проекции не дают покоя, может, какие-то страхи и комплексы вытесняют путем такого “мифотворчества”, Бог весть, как говорится…

Подобной заметкой этот “коллега” оскорбил не меня, а самого себя.   И эта же заметка констатирует отсутствие у него  благородства: нет малейших признаков чести и достоинства этого человека, подло оскверняющего другого, вторгающегося и нарушающего личностные границы и этические правила.

Опускаем вопрос до неприличия бестактный, имеющий гендерную подоплеку – имеет ли право незнакомый мужчина столь мерзко вести себя по отношению к женщине?  Зависть? Проблема воспитания? Обида на всех женщин и такая посттравматическая реакция? Не берусь судить и гадать… Чувство собственной неудовлетворенности препятствует саморазвитию. А ведь речь идет о психологе. 

Удивительно, что человек так неразумно расходует свою энергию, транслируя чужие мысли и не забывая осуждать, живя в своем иллюзорном мире, зачем-то следя за коллегами и беспрепятственно нарушая профессиональную этику….

Значение слова БЛАГОРОДСТВО. Что такое БЛАГОРОДСТВО?

Благородство аккумулирует в себе нравственные, духовные качества, это высшее проявление достоинства человека, его внутренний стержень, не позволяющий ему опускаться до такого низкого уровня…Одним словом, величие Личности…

Гете, “Фауст”:

Дух благородный зла избег,
Сподобился спасенья;
Кто жил, трудясь, стремясь весь век, –
Достоин искупленья.

Значение слова БЛАГОРОДСТВО. Что такое БЛАГОРОДСТВО?

Древние боги славян: кто они?

Если вы хотите получить информацию о славянских божествах, то вам наверняка будет интересно узнать, из какого первоисточника они происходят. Таким первым началом и истоком всего насущного на нашей планете выступил Род Всевышний. Именно он дарует жизнь на 3 планах: Мире Прави, Яви и Нави (смотрите расшифровку дальше).

  • Правь – выступает высшей реальностью, местом обитания Божеств.
  • Явь – известна как срединный мир человеческих существ.
  • Навь – это нижний мир, где обитают тёмные сущности, а также души тех, кто отяготил себя неблаговидными делами и не в состоянии подняться на более высокие планы. Из-за чего они вынуждены ожидать в мире Нави, когда им будет даровано следующее физическое воплощение для своего совершенствования.

Род Всевышний представляет бога всех божеств. В его ипостасях он создаёт Сваргу (Вселенная). Существует две первоначальных ипостаси бога Рода – это Белобог и Чернобог (противоположны друг дружке, как день с ночью, правда с ложью). Именно в процессе их непрекращающегося противодействия и возникает жизнь.

Род Всевышний показывает свою сущность, создавая прочих божеств, вкладывая частички своей энергии в детей – Сварога, Ладу с их детьми. Род отличается единостью и многопроявностью, при помощи своих ипостасей он демонстрирует собственную сущность на различных планах бытия. Исходя из этого, можно говорить о таких уровнях:

  • нижнем – Роде земном (это человеческий мир);
  • среднем – Роде небесном (или божественном мире).

Род Всевышний объединяет собой оба плана, они пребывают в нём по аналогии с яйцом-писанкой. Его характеризует безграничность, всеобъемлющесть, он способен соединить абсолютно всё, поэтому можно говорить о его бесчисленных ликах.

Родившись человеческим существом, просто не представляется возможным постичь все из его проявлений. Людям известны имена только тех богов славян, которые больше всего нужны им. Их мы детально и рассмотрим.

Как стать благородным?

Чтобы обнаружить в себе благородство, вовсе не обязательно принадлежать к знатному роду или быть верующим человеком. Благородные качества в себе воспитываются с помощью простых правил.

  • Работать над совершенствованием психики и тела;
  • Относиться ко всем доброжелательно, сдерживать ненужные эмоции;
  • Закалять характер;
  • Избавиться от эгоизма, злобы и высокомерия;
  • Совершать бескорыстные поступки.

Фундамент характера закладывает ближайшее окружение. Родители должны уделять повышенное внимание воспитанию: со временем оно перерастет в благородство. Важно с малых лет приучать ребенка к труду и дисциплине, объяснять, что помощь другим — это нормальный поступок, а не какой-то подвиг.

Необходимо, чтобы мама и папа не только рассказывали, но и показывали проявление благородства на собственном примере.

Во все времена благородство рассматривалось как важный компонент во взаимоотношениях с людьми. Благородные живут по законам порядочности, сострадания и великодушия. Можно сказать, что они обладают настоящим даром.

Определение благородства в различных источниках

Дословно с греческого языка благородство переводится как «благополучие». Когда говорят о благородстве, подразумевают великодушие, честность, высокую нравственность.

В первоначальном значении благородство — это совокупность личных качеств человека из знатного рода (аристократа или дворянина). Термин берет свое начало со времен рабовладельческого строя, когда еще существовало четкое разделение между богатыми и бедными.

Древнегреческий философ Демокрит благородство людей видел «в хорошем направлении их характера». Оно идет не извне, а изнутри личности. Человек поступает благородно потому, что уже не может жить иначе. Некая внутренняя пружина не позволяет сойти с выбранного пути.

В какое-то время благородство рассматривали исключительно в религиозном аспекте. У христиан источником высшего блага может быть только Бог. Принципы нравственности должны быть едины для всех стран.

Они не зависят от политической и экономической ситуации, а также принадлежности к определенному классу.

Благородство — это нравственное величие человеческой личности. Благородным может быть любой человек, способный честно выполнять свой долг и жить по высоким нравственным меркам.

Благородство формируется в процессе воспитания. Человек не ставит себя выше других. А чтобы принять какое-то решение, он должен разобраться для себя с основными составляющими добра и зла. Лишь потом действовать.

Признаки благородства

Несмотря на широту понятия, можно выделить основные черты благородного человека. Благородство тесно связано с красотой, духовностью и самоценностью.

  • Такие люди не делают окружающим замечаний по поводу их ошибок. Они промолчат, если услышат неправильно поставленное ударение в слове или заметят стрелку на колготках;
  • Стараются жить по законам справедливости: не заберут себе самый жирный кусок, а разделят его на всех;
  • Благородные легко прощают других и практически не прощают себя. У них максимальная строгость оценивания к собственным поступкам и действиям;
  • Готовы сделать первый шаг навстречу со словами «прости» и «прощаю». Кто на самом деле виноват, уже не так важно;
  • Совершать добрые дела давно вошло у них в привычку: для этих целей благородный человек найдет и время, и деньги;
  • Благородные сильны духовно и интеллектуально. Однако никогда не станут использовать свои знания, чтобы подчинить себе других или как-то их унизить;
  • Духовную силу благородного невозможно чем-либо поколебать;
  • Человек, считающий себя благородным, никогда не откажется от своего слова и не изменит условий договоренностей, принятых ранее;
  • Благородство проявляется в отсутствии высокомерия. Чем проще человек, тем он добрее и искреннее;
  • Благородный — это в какой-то степени философ. Любые невзгоды он воспринимает как вызов судьбы, как очередной урок, из которого нужно сделать определенные выводы.

Как рассматривали благородство в Древнем Китае

Светлые божества

Белобог – олицетворяет собой мощь, ум и познания, которыми обладают все светлые божественные силы. Выступает светлой ипостасью Рода Всевышнего. Не персонифицируется. Род Всевышний совместно со Сварогом и Ладой образуют Великий триглав божественных сущностей.

Сварог – является самым значимым божеством, творцом нашего мира, а также мужской ипостасью Рода. Воплощает собой божественную творческую природу. В явном мире зримый образ Сварога – небеса. Приходится отцом всем светлым божествам. К области покровительства Сварожьего относятся брачные союзы, гармонизация физической реальности и создание новых небесных тел (планеты, звёзды).

Лада – богиня, ответственная за лад, гармоничность, любовь и проявление нежности. Является женской, светлой ипостасью Рода, приходится супругой Сварогу. Именно Ладе отведена роль матери светлых божеств и всего насущного. Лада воплощает собой божественную любовь.

Ладобог – ипостась Сварога, воплощает собой неразрушимые лад с упорядоченностью. Вызывает у мужчины нежность к своей женщине и желание создавать лад в физической реальности. Бог любви у славян.

Матерь Сва Слава – является ипостасью божественной Лады, а также опекуншей и покровительницей воинов. Воплощает в себе несгибаемость, честь и чувство достоинства. Сва Слава уносит на своих крыльях тех, кто погиб в бою, на луга Сварога, чтобы они могли войти в полк Перуна. А когда происходит битва, богиня летает над полем, обеспечивая защиту своим потомкам.

Числобог – бог, который отвечает за прошедшее, теперешнее и грядущее. Контролирует, чтобы изменялись промежутки Сварожьего дня. Кроме того, Числобог выступает великим учителем, помогающим людям в усвоении точных учений.

Замунь – божественная мать, ипостась Лады, приходится матерью любому приплоду и богатству, материальному благополучию славян. Ею был создан Млечный путь (речка, текущая из Вырия). В явной реальности проявляется в виде плодородной земли и коровы.

Велес – выступает богом мудрости и материальных благ, светлым проявлением Рода Всевышнего в реальности Нави, царём и защитником иных миров, оберегающим Навь и Явь от злых существ. Велес позволяет развитым людям постигать мудрость, а ещё обучил наших пращуров получать урожай с земли. Бог плодородия у славян.

Макоша – женское божество, защищающее рожающих, контролирует стоячую (беременную, спокойную) воду. Она помогает женщинам благополучно разрешаться от бремени, а витязям – даёт законы чистой крови. Приходится матерью Доле и Недоле, защищает нашу планету.

Дажбог – славянский бог Солнца, выступает родоначальником и защитником славян. Дажбог с помощью своего божественного света создал жизнь в водной стихии на планете Земля. Покровительствует земной реальности, удерживаемой им в бездне Вселенной. Творит божественные законы Прави, предназначенные для людей, подаёт всякие жизненные блага.

Дана – женское божество земной воды. Олицетворяет собой текучесть водной стихии. Дана – воплощение потенциальной плодовитости, разных богатств, приходится супругой Дажбогу.

Световит (также называется Святовитом, Свентовидом) – воплощает в себе четыре лика Дажбога (Божич, Ярило, Семиярило, Сивый Яр). Западные славяне чтят Световита как воина света, покровительствующего воинскому искусству.

Жива – является богиней жизни, дарующей людям духовное и физическое здоровье. Также это богиня плодородия у славян и божество весны. В ней собрана жизненная сила и способность исцелять, а также сила оплодотворять.

Еще про Тора:  Тату Ом - символика и значения татуировки Ом, где разместить (84 фото)

Хорс – это мужское божество ночного света Солнца (который отражается в Луне). Хорс олицетворяет собой верность, хранит Ведогнь, отвечает за поддержание света Рода, когда наступают тёмные времена.

Веста – женское божество вечерней зари, отвечает за просветление, девичью мудрость и непорочность, а также за любовь и умение прощать. Приходится дочерью Дажбогу и супругой Хорсу.

Стрибог – становится божеством ветров и земного пространства, воздушной мощи. Олицетворяет собой переменчивость и движение.

Доля – божество, несущее ответственность за особенности человеческого бытия. Доля разукрашивает человеческие жизни поочерёдно то светлыми, то тёмными нитками. Олицетворяет божественное провидение, дочерь Макоши.

Ярило – выступает весенней ипостасью Дажбога, божеством юношеских побед, ярения. Также Ярило – славянский бог плодородия и изобилия.

Леля – представляет собой весеннюю ипостась Лады, приходясь ей дочерью и невестой Яриле. Леля оказывает свою помощь и покровительство возлюбленным, молодым и старым парам, выступает источником любви.

Купайло-Семиярило – летняя ипостась Дажбога. Обеспечивает душевное и физическое очищение, гармонизирует влюблённые пары, ему присуща сила оплодотворять и помогать достигать поставленных целей.

Сивый Яр – осенняя ипостась Дажбога, бог, ассоциирующийся с семейным достатком, хлебами и домашней скотиной. Олицетворяет хозяйственность и получение опыта.

Рожаница – богиня, помогающая при родах, хранит славянские семьи и поддержание домашнего огня в них.

Перун – славянский бог войны, грома и молний. Воплощает собой справедливый суд, истину и честное сражение. Перуну в славянском пантеоне отведена роль божественного покровителя воинов, воеводы полка Перунова – небесного воинства (образуется душами умерших русичей, защищавших божественный мир от зла).

Додола – женское божество, отвечающее за небесные воды, постоянно рождающее воителей для полка Перунова. Она имеет вид беременной женщины с длинными кудрями, бродящей по природным местам и благословляющей на лёгкие роды.

Божич – зимняя ипостась Дажбога, выступает божеством новых начинаний, несущим весь спектр позитивных эмоций. Приходится сыном Ладе. Олицетворяет собой начало движения и мощь новизны.

Семаргл – бог огня у славян, которому отведена роль божественного гонца, приносящего жертвы для Сварога. Воплощает собой стадию перехода из физического в духовное.

Ушас –  божество утренней зари. Ушас помогает девочкам, символизирует непорочность, божественную благосклонность, даёт начало всему положительному и счастливому. Данное божество выполняет особый возрастной ритуал для малышек, кому исполнилось 3 года, благословляет развитие в них женского начала, обучает славянской магии.

https://www.youtube.com/watch?v=Xc0edTZONko

Огнь (именуется также Агни, Сварожичем) – выступает светлым богом родового огнища, ипостасью Сварога в жилище всех православных родноверов. Олицетворяет собой спокойствие, счастье, комфорт.

Связанные понятия (продолжение)

Нравственность

— моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе. Термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики. Нравственность является предметом этики как учебной дисциплины, тем, что изучается этикой. В ряде философских систем понятие нравственности обособляется от морали, хотя такая концептуализация носит авторский характер и не всегда соответствует обыденному словоупотреблению. В таком, более узком, смысле…

‘Индивидуа́льность

‘ (от лат. individuum — неделимое, особь) — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психика и личности индивида, неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в одежде (внешнем виде), в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Предпосылкой формирования…

Упоминания в литературе

Третьим критерием личности патриота является такое качество, как «

благородство

». Трактовка этого понятия Радищевым сразу же обнаруживает последовательный демократизм его политического мировоззрения. Нет и малейшего признака толкования благородства как сословного качества привилегированных слоев. Между тем этимологически термин «благородство» имеет своей первоосновой «благое рождение», т.е. рождение в знатной семье. Отсутствует также указание на более позднюю трактовку этого понятия в Новое время, когда под «благородством» стали пониматься не прирожденные моральные качества высших классов, а индивидуальные свойства личности, возвышающие её над «толпой» простолюдинов. Для Радищева «благородство» личности патриота заключается в высоких мотивах его деятельности на благо отечества. Мерилом истинного служения отечеству являются далеко не все действия и поступки, связанные с интересами отечества. Он вводит понятие «добродетели», которое позволяет ему отличить подлинный патриотизм от мнимого. Понятие «добродетели» как антипода порока и положительной характеристики моральных качеств личности патриота дает возможность Радищеву избежать противопоставления служения отечеству и человечеству. «Истинное благородство, – утверждает Радищев, – есть добродетельные поступки, ожитворяемые истиною честию, которая не инде находится, как в беспрерывном благотворении роду человеческому, а преимущественно своим соотечественникам, воздавая каждому по достоинству и по предписуемым законам естества и народоправления»130.

Рассматривая нравственные и воспитательные вопросы на основе монотеистического мировоззрения, в области этики имам ‘Али указывает на необходимость накопления знаний, опирающихся на практику; на пренебрежение мирскими благами, на

благородство

натуры и борьбу против угнетения и на внимательное отношение к своим обязанностям. А в области социальной морали он призывает к добронравию и гуманизму, а также справедливому отношению к людям[44]. Культовые и духовные вопросы, такие как образ бодрствующих праведников, различные стимулы при богослужении, духовные состояния и степени молящихся, роль богослужения для прощения грехов, – также стали в Нахдж ал-балага объектом пристального внимания[45]. Подход ‘Али во всех его высказываниях основан на справедливости. По его же словам: «Справедливость – это сущность жизни»[46].

Можно сказать, что стиль этики в философии бытия, или у св. Фомы, – это рациональный космический стиль; у Бергсона же это иррациональный космический стиль. Для Бергсона все исходит из творческого порыва, беспрестанно движущего всеобщую жизнь; и нравственное

благородство

, божественная свобода подвижника нравственной жизни, есть лишь кульминация всеобщего жизненного порыва, к которой восходят ступень за ступенью, невзирая на неудачи и поражения. В конечном итоге не существует частного порядка, составляющего порядок собственно морали. Для св. Фомы порядок моральной жизни, т. е. практического разума, направляющего действия человеческого существа к его подлинной цели, составляет частный порядок внутри всеобщего метафизического порядка и основывается на этом порядке. Бог, зиждитель и начало всеобщего порядка и всеобщей жизни, в качестве такового не имеющий ничего противоположного себе и ниоткуда не встречающий сопротивления, есть также начало бытия, зиждитель и начало морального, частного, порядка и моральной, частной, жизни – сферы, где человек может воспротивиться божественной воле; и если разум – правило человеческих поступков, то лишь постольку, поскольку он сопричастен вечному закону, который есть сама творческая мудрость.

Упоминания в литературе (продолжение)

Не бывает великой и завершенной культуры без некоторого элементы аскезы, ибо аскетизм означает самоотрицание и победу над собой, которую человек одерживает, подавляя в себе низменное во имя возвышенных свойств своей натуры. Индийский аскетизм – не постоянное напоминание о скорбях и не мучительное умерщвление плоти в мрачном покаянии, но благородное стремление к возвышенной радости и к полному овладению духом. Великая радость победы над собой, светлая радость внутреннего покоя и пылкая радость выхода за пределы своего «я» составляют суть этого переживания. Только ум, поглощенный заботами плоти, без памяти влюбленный во внешние проявления жизни, увлеченный ее суетой и несовершенными радостями, способен отрицать

благородство

или идеалистическую возвышенность такого аскетизма. Но в этом мире все идеалы в той или иной степени подвергаются искажению. И чем труднее достижим для человека идеал, тем большим искажениям он подвержен; аскетизм может превращаться в фанатичное самоистязание, в примитивное подавление природного, в усталый побег от существования или в ленивый уход от сложностей жизни и исполненное слабости уклонение от обязанностей, налагаемых на мужчину. Когда к аскезе прибегают не избранные единицы, когда ее экстремальные формы пропагандируются для всех и принимаются тысячами неспособных на это усилие людей, тогда ее суть может быть извращена, от нее остается лишь пустая форма, а жизненная сила общества может утратить свою гибкость и целеустремленность. Напрасно было бы делать вид, будто такие вещи не происходили в Индии. Я не принимаю аскетический идеал в качестве окончательного решения проблемы человеческого существования, но даже за его крайними формами скрывается дух, более благородный, чем за крайними формами витализма, являющегося противоположным нашему недостатком западной культуры.

Неблагородны и некрасивы самые духовные основы вашего социально-революционного мироощущения и миросозерцания, темен самый подпольный его источник. В основе этого мироощущения и миросозерцания лежит психология обиды, психология пасынков Божиих, психология рабов. Сыны Божии, свободные в духе своем, не могут иметь такого чувства жизни. Свободные сыны Божии, сознающие своё высокое происхождение, не могут испытывать чувство рабьей обиды, не могут сознавать себя духовными пролетариями, поднимающими восстание, потому что им нечего терять и нечем дорожить. Поистине, существует не только социальная, но и духовная категория пролетария, особый духовный тип. Этот духовный тип пролетария делает все внешние революции, оторванные от глубины жизни, от мирового целого. Обида, озлобление, зависть – вот душевная стихия, вот подпольная психология духовного типа пролетария. На таком душевном основании нельзя построить прекрасного и свободного человеческого общества. Свободные сыны Божии чувствуют не обиду, а вину. Сознание вины соответствует царственному достоинству человека, оно является печатью его богосыновства. И пролетарии по своему социальному положению могут иметь это царственное, богосыновское сознание, могут раскрыть в себе свободу духа.

Благородство

духа человеческого не зависит от внешнего социального положения. Но когда обида, зависть и месть отравили сердце человеческое, дух перестает быть свободным, он в рабстве, он не сознает своего сыновства Богу. И потому истинные освободители человека должны призывать его к сознанию вины, а не обиды, должны пробуждать в нём сознание свободы сынов Божиих, а не рабства сынов праха, сынов необходимости. Вот почему свободный в духе своем не может исповедовать пролетарско-революционного миросозерцания.

Так замыкается этика любви к дальнему с удивительно сильною и смелою последовательностью. Верховною моральною инстанцией объявляется нечто «дальнее» в самом резком смысле этого слова, нечто бесконечно удаленное от всех субъективных интересов каких-либо «ближних» – именно осуществление культурного типа, воплощающего в себе объективную моральную красоту. Как это хорошо разъяснил Зиммель в своем этюде о Ницше, отличительным моральным свойством «сверхчеловека», едва ли не исчерпывающим все содержание этого образа, служит нравственный характер «

благородства

». Но благородство есть, как это показал сам Зиммель[100], та находящаяся на рубеже между областями этической и эстетической оценки черта, которая характеризуется именно полным отсутствием в ней всего утилитарного, полною своею удаленностью и изолированностью от всего обыденного, практически полезного и ординарного. Таким образом, благородство натуры в широком смысле означает едва ли что иное, как прирожденную высокую, т. е. превышающую обычный уровень, ступень духовного развития человека, на которой все его инстинктивные, личные, субъективные вкусы и влечения проникнуты и одухотворены глубокими природными моральными свойствами. Благородство есть синоним возвышенности, а эта возвышенность, высота над средним уровнем духовного развития и исчерпывают собою сущность сверхчеловека.

Еще про Тора:  Литовская мифология - Lithuanian mythology - abcdef.wiki

Из приведенных выше неоспоримых фактов становится ясно, что философия возникла из религиозных мистерий Античности и не была отделена от религии до тех пор, пока не угасли мистерии. Поэтому тот, кто хочет проникнуть в глубины философской мысли, должен ознакомиться с учениями тех инициированных жрецов, которые были первыми хранителями божественного откровения. Мистерии были хранителями трансцендентального знания, непостижимого для всех, кроме наиболее возвышенных интеллектов, столь глубокого и столь мощного, что открывать его можно было только тем, чьи личные амбиции были мертвы и кто посвятил свою жизнь бескорыстному служению человечеству.

Благородство

этих священных институтов и обоснованность их утверждений об обладании универсальной мудростью присущи наиболее прославленным философам Античности, которые сами были посвящены в глубины тайных учений и были свидетелями их действенности.

По мнению Платона, должна быть лишь одна идея, которая упорядочивает реальность, – это Идея Добра. Платон считал: причина нашей способности познать внешний мир в том, что те простота и порядок, которые нравятся нам в наших мыслях, существуют и в объективном мире. Добро как высочайшая ценность, включающая в себя порядок и простоту как частные виды, присутствует и в мысли, и в мире фактов. Человеческая добродетель тоже представляет собой правильный порядок «частей» человеческого «я»: в хорошей человеческой жизни разум, честолюбие, влечения расположены в правильном порядке подчиненности друг другу, и каждому из них определено в ней правильное место. Потеря ценности, или несправедливость, возникает тогда, когда часть уничтожила целое или целое уничтожило любую одну из частей. Этот принцип гармонии исходит от формы добра, которая является источником всего хорошего: того хорошего, что мы находим в красоте, или

благородстве

, или уме. Платон показал, что принцип гармонии указывает направление выбору и изменению.

Святой – больше, чем человек, поклоняющийся же святому, ищущий в нем заступничества, – меньше, чем человек. Где же человек? Всякий человеческий идеал совершенства,

благородства

, чести, честности, чистоты, света представляется русскому человеку малоценным, слишком мирским, средне-культурным. И колеблется русский человек между началом звериным и ангельским, мимо начала человеческого. Для русского человека так характерно это качание между святостью и свинством. Русскому человеку часто представляется, что если нельзя быть святым и подняться до сверхчеловеческой высоты, то лучше уж оставаться в свинском состоянии, то не так уже важно, быть ли мошенником или честным. А так как сверхчеловеческое состояние святости доступно лишь очень немногим, то очень многие не достигают и человеческого состояния, остаются в состоянии свинском. Активное человеческое совершенствование и творчество парализованы. В России все еще недостаточно раскрыто человеческое начало, оно все еще в потенциях, великих потенциях, но лишь потенциях.

Оценивая глубинный смысл новой механистической философии Гоббса, один английский философ двадцатого века рассматривает Кедворта как предвосхищающего ницшеанский взгляд на ценности. «Здесь имеет место удивительное предчувствие позиции Ницше (действительным предшественником Ницше в этот период или немногим после был Мандевиль); но он [Кедворт] видел, что если человек собирается быть “аморалистом”, тогда он, конечно, должен быть создан таким образом, чтобы подходить для “войны всех против всех”, которая, как полагал Гоббс, должна быть состоянием людей без государственного управления»[120]. А. Н. Прайор цитирует «ницшеанца» Кедворта, который осуждает гоббсовский совет склониться перед предполагаемыми «законами природы»: «[Гоббсовские] законы природы [есть единственно] законы их собственного робкого и малодушного характера, ибо те, кто имеет в себе мужество и

благородство

… никогда не подчинятся таким раболепным понятиям равенства и подчинения, но отваживаются на господство; и решаются либо выиграть седло, либо потерять лошадь»[121]. В понимании Кедворта, гоббсовская стратегия сдерживания эгоизма заражена малодушным страхом.

Уяснение, что потеря духовности тождественна безнравственности и бесчувственности жизни, утрате в отношениях между людьми добра и красоты снимает налет консервативного сентиментализма с оценки складывающейся ситуации. Ведь многие как бы готовы жить без духа и без культуры, считая их архаикой – «в цивилизации», но не отдают отчета, что это жизнь без совести и любви. К ней они «не готовы». Стремящиеся к окончательной победе цивилизации – экономики, науки и техники забывают, что в таком обществе нельзя апеллировать к чести, долгу, совести,

благородству

, другим лучшим качествам личности, а когда это делают /не выразив в долларах как моральный ущерб/, то в силу инерции, предрассудков и что жить бездуховно, значит жить утилитарно, безыдейно. Суть катящихся по миру либеральных революций состоит в отказе от духовности и культуры, их полной замене финансово-экономическими отношениями, на плечах которых восседает, вкатывается социотехнический тоталитаризм. Собственно это и есть глобализм, «конец истории», принимать который они тоже пока не хотели бы.

Когда историки искусства применяют термин «сакральное искусство» ко всякому произведению, посвященному религиозной тематике, они забывают о том, что искусство по существу формально. Искусство в собственном смысле слова не может называться «сакральным» только на том основании, что его темы порождаются духовной истиной; его формальный язык также должен свидетельствовать о подобном источнике. К примеру, совсем не является сакральным религиозное искусство периодов ренессанса барокко, которое в плане стиля ничем не отличается от принципиально светского искусства своей эпохи; ни темы, которые оно заимствует из религии сугубо внешним и как бы литературным образом, ни благочестивые чувства, которыми оно проникнуто в соответствующих случаях, ни даже

благородство

души, которое иногда находит в нем свое выражение, не способны придать этому искусству сакральный характер. Никакое искусство не заслуживает этого эпитета, если его формы как таковые не отражают духовного ви́дения, характерного для определенной религии.

О. Валенсин в своем рассуждении доходит до предела: если (допуская невозможное) станет очевидно, что Бога нет, “я бы подумал, что доставлю себе честь, веруя в Него. Если вселенная – это что-то идиотическое и ничтожное, то тем хуже для Него; это не я неправ, думая, что Бог есть, но Бог неправ, что не существует”. На такой степени

благородства

для человека отсутствие Бога бесконечно важнее присутствия мира, т. е. подобное отсутствие просто немыслимо. И это отнюдь не пустой звук, не способ избавиться от страха, не пари Паскаля, это очевидность для всякого адекватного рассуждения. Зло заставило споткнуться еврейское богословие: Христос не упразднил зла, значит, Он не настоящий Мессия. У атеизма тот же самый аргумент: Христос не установил Царства Божия на земле. Н о Евангелие никогда и не обещало никакого земного материального блага. Оно глубоко пессимистично в том, что касается истории, ибо свобода, если она реальна, также служит ко злу. Освобождение, о котором говорит Евангелие, вовсе не механическое разрушение зла – это исцеление, и Христос “смертью смерть попрал”. До тех пор, пока последнее человеческое существо не примет добровольного участия в этой победе, зло будет продолжать определять историю. Бог может встать на наше место, чтобы пострадать и умереть, но Он не может сделать за нас наших дел свободы, выбора, любви. Свобода освобождает только того, кто этого хочет. Поэтому тот, кто жаждет небытия, получит его по-своему, хотя бы на краткий миг. Никакая человеческая жажда не сравнится с Божьей жаждой свободы для человека, она создает ад Бога, прежде чем создаст ад человека, и потому Бог в него сходит.

Теологическая концепция продержалась до эпохи Возрождения, когда политика была наконец-то отделена от догматов Церкви. Отход от теологической интерпретации связан, прежде всего, с работами и взглядами итальянского теоретика политики Никколо Макиавелли (1469–1527), который создал принцип реалистического видения политики. Он доказывает, что в этой сфере люди руководствуются специфическими, отличными от других сфер жизни мотивами поведения, и успех предопределяется не религиозным рвением и не

благородством

замыслов, но верным расчетом, умением предвидеть последствия тех или иных действий и событий.

Несмотря на то что философы XIX столетия Шеллинг, Гегель, Гете, Крейцер, Бахофен и их продолжатели в ХХ веке, Андрей Белый, Кассирер, Юнг, разработали очень глубокую теорию символического,[95] а Эрнст Кассирер (1874–1945) даже называл человека «животным символическим»,[96] в обыденном сознании мы употребляем слово символ в смысле знакового изображения. Мы можем сказать, что красный цвет советского знамени символизировал собой кровь, пролитую в борьбе за свободу пролетариата, а трехцветное национальное русское знамя – три части России – Белую, Малую и Великую Русь, или три чаемых добродетели – чистоту,

благородство

и мужество. Слово «символизирует» мы легко можем заменить на слово «изображает». Красное большевицкое знамя изображало кровь, но на самом деле крови на знамени нет, как нет и трех Россий на бело-сине-красном национальном флаге. Так и актер, играющий роль царя, скажем, в «Хованщине», на самом деле никакой не царь, и если он, забывшись, начнет отдавать повеления зрителям, то все решат, что актер заболел, слишком войдя в роль. Ни грана царственности в актере нет, он только символизирует собой царя на подмостках сцены.

Статья об евреях, помещенная в N 19 «Дня», произвела, как и следовало ожидать, истинный взрыв негодования во многих, преимущественно петербургских журналах, служащих по прогрессивной и либеральной части. Впрочем, кроме одной статьи, принадлежащей московской газете и на которую мы не замедлим отвечать, остальные, именно петербургские журналы, не представили никакого серьезного возражения: большая часть из них, имея во главе или в хвосте «Северную почту», только провозгласила хором отсталость и «косность» редакции «Дня» и дала публике новое свидетельство своего

благородства

, своего либерализма, своего великодушия, своего сочувствия к меньшей братии вообще, и к угнетенным в особенности.

Так, к позитивно воспринимаемым качествам личности были отнесены: нежность, милосердие, доброта, справедливость, бескорыстие, честность, мудрость, благожелательность,

благородство

, вежливость, верность, духовность, скромность, совесть, честь. К негативно воспринимаемым (порочным) качествам отнесены: жестокость, жадность, грубость, наглость, корысть, подлость, скупость, вредность, глупость, подхалимство, безразличие, эгоизм, злословие, коварство, нетерпимость, самодурство, сарказм, упрямство, черствость.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector