Скандинавская мифология: Тор — бог грома

Молот Тора: амулет народов Северной Европы

Культуру Норвегии, Исландии и Германии просто невозможно представить сейчас без мифологии, которая была основным религиозным верованием этих народов. Согласно языческому культу, практически каждое природное явление имело своего бога или богиню, но географическое расположение северных стран существенно повлияло на характер богов скандинавского пантеона.

Долгие холодные зимы и суровое лето не располагали к появлению добрых и милых божеств, поэтому последние, как правило, суровые воины, каждую секунду своего существования сражающиеся за добро и мир в небе и на земле. Большинство из этих божеств были благосклонно настроены к людям и помогали им избежать неприятностей, но слабых и трусливых боги жестоко карали. Ведь в условиях сурового климата нет места слабостям и сожалениям.

Неудивительно, что самые непонятные и страшные природные явления легко объясняла скандинавам мифология. Тор, к примеру, был тем богом, который мог вызывать гром и молнии, но применял он их только против великанов, защищая от них мир людей и крепость Асгард. Именно поэтому Тор пользовался всеобщей любовью и благоговением, о его подвигах сложена масса забавных и поучительных историй, по которым можно представить, какими невероятными качествами наделяли строптивого аса люди.

Стоит отметить, что простые люди с огромным благоговением относились к волшебному молоту громовержца и часто использовали его образ в качестве оберега. Археологи находили на древних капищах множество подвесок в виде молота, покрытого узорами и рунами. Чаще всего амулеты изготавливали из железа, которое считалось металлом Тора, и серебра, напоминающего блеск молний в ночном небе.

Скандинавская мифология: Тор - бог грома

Младенцам всегда вешали на шею небольшой молоточек на вощеном шнуре, часто это делалось одновременно с наречением новорожденного. Молот использовали во время бракосочетания, а также клали его на погребальный костер воина.

При строительстве домов крестьяне вбивали молот в ограничительные столбы и освящали им порог своего жилища для того, чтобы никакое зло и темные силы не смогли проникнуть в жизнь человека.

Бог грома был настолько почитаем, что многие обряды и традиции европейских народов тесно связаны с поклонением Тору. В его честь названо большое количество фьордов и бухт в Норвегии, а многие английские графства имеют в своем названии имя громовержца. К тому же в английском прочтении четверг дословно переводится как «день, посвященный богу Тору».

Во многих североевропейских культурах существовал специальный зимний праздник, во время которого было принято сжигать большое бревно и призывать Тора, способного принести с собой весну и тепло.

Особое отношение в Северной Европе было к красному цвету. Тор, пышущий жаром и мечущий искры, ассоциировался с красным цветом. Поэтому, чтобы добиться благословение бога-громовержца, девушки на свадьбу надевали красные платья. А в обручальные кольца, вплоть до распространения на территории Северной Европы христианства, должен был быть обязательно вставлен красный камень.

Скандинавская мифология: Тор - бог грома

Бог-громовержец в скандинавской мифологии занимал и продолжает занимать особое место, ведь даже современные жители Северной Европы на всякий случай носят под одеждой маленький молоточек, надеясь снискать расположение грозного Тора.

Тор – защитник Мидгарда

Как описывает германо-скандинавская мифология, Тор был могучим воином с рыжими волосами и бородой. Он защищал асов от чудовищ и великанов. При этом громовник сам походил на последних. Огромный и тяжелый он никогда не передвигался верхом. Ни один конь не смог бы выдержать бога. До цели Тор добирался пешком либо на колеснице, окованной железом.

Большую часть времени Тор проводил в борьбе с великанами-етунами. Однако для того чтобы позвать громовника на помощь, богам в Асгарде нужно было только произнести его имя и бог грома сражу же появлялся.

Покровительствовал Тор и людям. Считалось, что он охраняет дома и поля хлебопашцев от великанов и других напастей. Тор благоволил низшим сословиям. В его жилище даже было 40 комнат, где души умерших рабов чувствовали себя не хуже, чем воины в Вальхалле.

Тор – бог грома и молнии в германо-скандинавской мифологии, легендарный сын Всеотца Одина, великий воин. Также Тор – бог войны и победы (наравне с самим Одином и Тюром). Но если Один считается богом королей, конунгов и ярлов, то бог Тор покровительствовал простым воинам, он воплощал в себе мужество и стойкость скандинавских народов.

Главной задачей Тора всегда была защита мира людей (Мидгарда) и мира богов (Асгарда) от великанов Ётунов, живущих на востоке, и других чудовищ, угрожавших гармонии Мирового Древа. Бог Тор – сын Одина и великанши Ёрд (воплощение земли), но хотя фактически он получается наполовину великаном, в эддических сагах его называют исключительно асом и «триждырожденным» (хотя происхождение этого эпитет неясно).

Что касается этимологии, то насчет происхождения имени скандинавского бога Тора среди современных лингвистов нет единого мнения. Вероятно, древнеисландское «Þorr» могло произойти от прагерманского «thunaraz», что в переводе означает «гром» или «грохот». По этой версии от «thunaraz» также происходит немецкое слово «donner», датское «donder» и древнеанглийская форма «Þunor».

В Средние Века в результате эпентезы любое из этих слов могло привести к появлению традиционного норвежского «torden» и английского «thunder». Также существует версия, согласно которой древнеисландское «Þorr» восходит к ирландскому «tarann» и кельтскому «taranis», что в переводе также означает «гром».

Еще про Тора:  Что случилось с заместительным искуплением Торы? – Евреи за Иисуса

Важно отметить, что в античной литературе бога Тора отождествляют вовсе не с Юпитером, хотя их функции схожи, и даже не с Марсом, а с Геркулесом. В частности, об этом упоминает Тацит в своей фундаментальной работе «Германика».

Семья бога грома

Тор считался сыном верховного аса Одина. В матери ему прочили богиню Ерд, но, по некоторым источникам, родила этого богатыря другая жена Одина — Фригг. Еще младенцем Тор сумел показать всем богам в Асгарде свой вздорных характер и силу. Он с легкостью метал камни и медвежьи шкуры в момент гнева, хотя во все остальное время был милым и добродушным ребенком.

Если верить тому, о чем повествует скандинавская мифология, Тор был взят в семью Вингнира и Хлоры, олицетворяющих молнии и пожар. Только им удалось обуздать невероятный темперамент бога грома и привить ему некоторое терпение и миролюбие. После совершеннолетия Тор был отправлен к отцу и матери, чтобы занять свое почетное место в пиршественном зале Асгарда.

На борьбу с великанами Тор никогда не отправлялся без своего пояса — Мегингъерда. Он выглядел как широкий кусок железа, украшенный заклепками и коваными деталями. Этот пояс в несколько раз увеличивал силу бога и делал его несокрушимым.

Несколько раз хитрые великаны пытались лишить Тора волшебных предметов, чтобы одержать над ним верх в решающем сражении, но, к радости асов, громовержец не допускал потери своих незаменимых аксессуаров.

Как свидетельствует скандинавская мифология, Тор был женат и имел несколько детей. Его первой женой была великанша, имя которой в переводе обозначает «железный камень». Она родила громовержцу двух сильных и смелых сыновей, которые должны были занять главное место в возрожденном после Рагнарека мире.

user uploaded image

Вторая жена бога Тора — прекрасная златоволосая богиня Сиф — являлась полной противоположностью своего мужа. Она отличалась мудростью и спокойным нравом, в скандинавской мифологии она отвечала за плодородие и всегда приходила на помощь своему мужу в трудных ситуациях. В браке Сиф родила Тору сына и дочь, которая отличалась невероятной силой, унаследованной от своего отца.

О волосах Сиф, славящейся невероятной красотой, существует одна легенда. Бог хитрости Локи однажды подкрался к Сиф и остриг ее ради шутки. Увидев наутро свою жену, Тор пришел в бешенство и пообещал уничтожить Локи. В качестве извинения тот отправился к гномам, выковавшим для Сиф роскошные волосы из золота. Волшебные локоны моментально приросли к голове богини и стали ее главным украшением.

Согласно текстам Старшей и Младший Эдды, Тор был сыном Одина. В качестве его матери чаще всего называется Ерд, богиня земли, однако в некоторых источниках громовник зовется сыном Фригг. Тор с самого детства отличался огромной силой и неспокойным нравом. Подобно внезапной летней грозе с ураганным ветром и раскатами грома, периодически молодого бога накрывали приступы ярости.

Как указывает мифология, Тор имел двух жен. Великанша Ярнсакса родила ему сыновей Магни и Моди (сила и смелость). От богини Сиф Тор имел сына Луриди и дочь Труд. По другим источникам матерью Моди также являлась Сиф. Вместе с братом Магни он должен был пережить Тора и других богов и стать правителем возрожденного поле Рагнарека мира.

С богиней Сиф и детьми громовник жил в покоях Билширнир, которые располагались в Асгарде. Дом Тора состоял из 540 комнат.

Мифология Тор

Как повествует мифология, Тор погибнет вместе с другими богами в день конца мира. Громовник сразит молотом змея Ермунганда, сына Локи, но и сам погибнет, утонув в яде, излившимся из пасти чудовища.

Персонажи, похожие на скандинавского рыжебородого победителя великанов, есть практически во всех культурах. Это и индийский Индра, и славянский Перун, и греческий Зевс, и римский Юпитер. Объединяет их не только связь с грозой, громом и молнией, но и борьба с силами зла, постоянно стремящимися подчинить себе мир богов и людей.

Образ защитника, наделенного могуществом, красотой и умом, привлекателен во все времена. Неудивительно поэтому, что образ Тора активно используется в современной медийной культуре, попутно обрастая новыми характеристиками, которые, по мнению человека нынешнего столетия, прекрасно подходят герою-защитнику.

Тор: характерные черты, семейное положение, наследие

Скандинавский бог Тор, будучи сыном Одина, по всей вероятности, был вторым по значимости в древнескандинавском пантеоне. При этом в отдельных регионах его почитали как бога плодородия. В эддических сагах бог Тор описан как рыжебородый (либо – светловолосый) богатырь с буйным нравом и чудовищной силой. Тор вспыльчив, неуемен в еде и ратном искусстве, фактически – традиционный архетип воина викингов.

Еще про Тора:  Тор один локи боги

Супругой бога Тора была прекрасная Сиф, богиня плодородия и процветания, которая впоследствии получила золотые волосы взамен тех, что по наущению Фрейи ей отрезал Локи (см. соответствующий миф из «Младшей Эдды»). У Сиф и бога грома Тора было двое детей – прекрасная Труд (или Фруд, вероятно – валькирия) и Моди (покровитель битвы, после Рагнарёка окажется одним из выживших асов).

Однако согласно «Младшей Эдде» Стурлусона Моди родила вовсе не Сиф, а великанша Ярнсакса, которая также родила Тору и другого сына – Магни, могучего воина, который спас отца в битве с Хрунгниром, а после гибели Тора сумел взять в руки Мьёльнир и пережил Рагнарёк. Также в «Младшей Эдде» Снорри Стурлусон упоминает некую дочь бога викингов Тора и богини Сиф по имени Луриди, о которой ничего не известно.

Мифология Тор бог

Но бог грома Тор знаменит не только своими великими потомками, которые в итоге окажутся одними из немногих асов, сумевших пережить «гибель богов», чтобы строить мир заново вместе с людьми. Тор и его жена Сиф правят королевством Трудхейм («дом силы» в переводе с древнескандинавского) или Трудванг («поле силы»), хотя неясно, одно ли место подразумевают эти названия, которые встречаются в разных источниках.

В «Речах Гримнира» (песнь «Старшей Эдды») говорится о том, что бог грома Тор жил в Билширнире (дословно «скрежет молний» с древнескандинавского), это самый красивый дом во всем Асгарде, он насчитывает 540 комнат, в каждой из которых живут боги.

Как выглядел Тор?

Тор — скандинавский бог-громовержец — просто не мог выглядеть хилым и заурядным, поэтому скандинавы наградили его невероятной внешностью и силой. По преданиям, он превосходил всех асов по росту и весу, имел могучую фигуру и рыжую бороду. Когда он восседал на своем законном месте за столом с другими богами, то никак не мог насытиться и успевал опустошить стол за несколько секунд.

По мнению скандинавов, от тела Тора постоянно исходил жар, поэтому Один запретил ему пересекать Радужный мост пешком или на колеснице после первой попытки, окончившийся обрушением опор и перил моста. Поэтому, когда Тор возвращался из своих военных походов, он мог попасть в Асгад только пересекая реку, разделяющую мир богов и людей, вброд.

Волшебный молот Тора

Мифология снабдила громовержца амуницией, без которой он не смог бы победить своих врагов. Самым главным оружием Тора был огромный раскаленный молот — Мьелльнир. Сам молот символизирует удар грома и подвластен только самому богу. После каждого броска он всегда возвращается обратно, но даже Тор не мог удержать раскаленное оружие в голых руках. Поэтому громовержца всегда изображали в огромных железных рукавицах, позволяющих метать молот и ловить его, не причиняя себе вреда.

Помимо легендарного Мьёльнира, неотразимого молота, выкованного темными альвами, бог викингов Тор также владел волшебными железными рукавицами, благодаря которым он мог удержать рукоять молота (в бою Мьёльнир раскалялся докрасна). Также у Тора есть необычный пояс, который называется Мегингъёрд, он удваивает силу владельца.

У скандинавского бога Тора есть бронзовая колесница, о которой в песне «Хаустлёнг» говорится следующее (примерный перевод с древнескандинавского без сохранения оригинального слога): «когда скачет Тор в колеснице своей, колются горы и пылает земля». В колесницу Тор запрягает двух козлов – Тангриснира («скрипящий зубами» в переводе с древнескандинавского) и Тангниостра («скрежещущий зубами»).

Особенность этих волшебных козлов заключается в том, что по необходимости бог Тор может зажарить их и съесть. Затем он благословляет кости козлов Мьёльниром и они оживают. Единственное ограничение – есть можно только мясо, не трогая кости. В мифе о путешествии Тора в Утгард есть эпизод, в котором смертные Тьяльви и Рёсква, у которых останавливается Тор, пренебрегают этим указанием и разгрызая маленькую косточку. Так один из козлов Тора стал хромым. В качестве извинений Тьяльви и Рёсква стали служить могучему богу викингов.

Кому покровительствовал Тор?

Молот Тора мифология

Несмотря на всю свою воинственность и неуравновешенность, о чем свидетельствует скандинаво-германская мифология, Тор был очень добрым и оказывал свое покровительство униженным и угнетенным. Он часто помогал крестьянам, а рабы могли рассчитывать на то, что попадут в его дом Бильскирнир, где для них было выделено сорок помещений.

Многие северные народы признавали громовержца своим заступником и однозначно считали, что первое место в Асгарде должен занимать именно Тор. Скандинавская мифология наделила его массой волшебных способностей. К примеру, он мог влиять на плодородие, а также воскрешать мертвых людей и животных. Неравнодушным был грозный бог к детям и влюбленным парам, поэтому мог благословлять браки и служил защитником от детских ночных кошмаров.

Еще про Тора:  Скандинавская мифология: Тор - бог грома

Некоторые легенды свидетельствуют о том, что Тор снисходительно относился к морякам и всем, кто часто выходит в море. Поэтому во время шторма моряки никогда не пугались грома, они считали, что это Тор выполняет свои обязанности, защищая их от злобных великанов.

Приключения Тора и его спутников

Чаще всего сын Одина, бог грома Тор, путешествовал вместе с хитроумным Локи и своими смертными оруженосцами – Тьяльви и Рёсквой. Популярен миф о том, как Тор, Локи и Тьяльви попали в сказочный Утгард к Утгарда-Локи, который испытывал их. Так Локи соперничал с огнем в скорости поедания пищи, Тьяльви соревновался с мыслью в скорости бега, а сам Тор пытался осушить Мировой Океан, поднять Ёрмунганда и уложить на лопатки старость.

Другой миф повествует о путешествии Тора и Локи в Ётунхейм к великану Триму, который сумел украсть Мьёльнир. По сюжету мифа Тор переодевается Фрейей, проникает в дом Трима, хватает молот и убивает великана. Также в «Младшей Эдде» упоминается и другой миф о путешествии Тора в Ётунхейм. Великан Гейррёд ловит Локи и под страхом смерти заставляет его привести Тора без его легендарного оружия.

Тор переплывает реку Вимур, чудом спасаясь от бурных вод (в последнее мгновение богу грома удалось ухватиться за рябиновую ветку). Затем в странном состязании Тор давит волшебной скамьей дочерей Гейррёда и убивает его раскаленным куском железа, который рассвирепевший великан метнул в аса (Тору помогают его железные рукавицы).

Другой известный миф часто называют «Рыбалка Тора». В этой саге из «Младшей Эдды» рассказывается о том, как бог Тор и ётун Гимир отправились порыбачить и Тор чуть не вытащил из Мирового Океана самого Ёрмунганда, чем изрядно напугал великана. Еще одно деяние Тора, за которое его особенно уважали в Асгарде, заключалось в том, что он сумел украсть у ётуна Хюмира огромный котел для варки. Котел был настолько огромен, что мог прокормить всех жителей Асгарда, собравшихся на большой пир.

Тор скандинавский бог

Последний подвиг великого аса – битва с Ёрмунгандом во время Рагнарёка. Тор одолеет змея, разбив Мьёльниром голову чудовища, но сам падет замертво от его жесткого яда. Как уже упоминалось, впоследствии молот Тора возьмет его сын Магни.

Битва Тора с Хрунгниром

Особое место в мифологических сюжетах, связанных с богом войны Тором, занимает его схватка с великаном Хрунгниром, владыкой Ётунхейма, который, вероятно, был сильнейшим ётуном своего поколения. Хрунгнир славился ратным мастерством, в бою использовал огромный щит, который мог отразить любой удар (потенциально – даже удар Мьёльнира), а в качестве оружия у него выступало огромное точило (относительно этого образа скандинавоведы спорят по сей день).

В «Младшей Эдде» говорится о том, что Хрунгнир пришел в Асгард, преследуя Одина, который сказал, что нет коня быстрее Слейпнира. Конь Хрунгнира Гульфакси (с древнескандинавского «золотая грива») действительно не догнал Слейпнира, но ас и великан даже не заметили, как оказались в Асгарде. Там Хрунгниру предложили выпить пива, владыка ётунов откровенно налакался и стал похваляться своей силой.

Но когда Тор предложил расколоть ему череп за такие слова, Хрунгнир резонно отметил, что нет чести в победе над безоружным. Он предложил богу грома биться на границе Асгарда и Ётунхейма, у неких «Каменных Дворов». Для битвы подчиненные Хрунгнира создали глиняного голема Мёккуркальви, вложив в его грудь сердце кобылы. Но Мёккуркальви не особенно помог своему королю, он обмочился при виде Тора и даже не вступил с ним в бой.

Тьяльви, который служил Тору, бежал впереди него и когда увидел Хрунгнира, закричал ему, что Тор намерен атаковать его из под земли. Великан бросил щит на землю, встал на него и взял точило в обе руки. Внезапно появившийся бог войны Тор метнул в Хрунгнира молот, но великан тоже успел среагировать, бросив в приближающегося врага свое оружие.

Тор бог грома

Точило в полете ударилось о Мьёльнир и разлетелось надвое: одна часть рассыпалась по земле, образовав кремниевые горы, другая угодила в голову Тору, так что тот рухнул наземь. Молот расколол каменный череп великана и тот упал замертво, придавив шею Тора ногой. Одновременно с этим Тьяльви набросился на глиняного голема и разорвал его на части.

Тор попытался сбросить со своей шеи ногу Хрунгнира, но не смог. И так он лежал до тех пор, пока не подоспел его сын Магни, которому на тот момент было «три ночи от роду». Магни с легкостью сбросил ногу великана с шеи Тора, освободив отца, и сказал, что если б явился раньше, смог бы без труда одолеть Хрунгнира одним ударом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector