Традиционная народная игрушка Алтая в контексте современной художественной культуры – тема научной статьи по искусствоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Алэл – кетская кукла, хранительница домашнего очага. часть 1 – бэйбики

В своей публикации

про колыбели

я обещала рассказать о (теперь уже совсем малочисленном) народе, проживающем в Красноярском крае. Народ этот зовётся – кеты или енисейские остяки, енисейцы. Кет, в переводе — человек. Собственно, я хочу рассказать не столько об этом народе (это было бы слишком много для данной публикации), сколько о куклах-хранительницах рода, которые обязательно живут в каждой кетской семье.

Во всяком случае, жили всегда, — теперь многие представители этой народности ассимилировались, многие утратили свои древние обычаи и обряды, да и самих кетов осталось порядка тысячи человек. Удивительно, но в каждой кетской семье живёт деревянная кукла алэл. Впервые я узнала об этих куклах более десяти лет назад. Так случилось, что в мае 2004 года я слегла с радикулитом и попала на месяц в поселковую больницу. Мобильных телефонов тогда не было, интернета тоже. Это сейчас все лежат с планшетами и ноутбуками, а тогда, начав выздоравливать я, привыкшая всегда много читать, стала брать книги в небольшой больничной библиотеке. Эту библиотеку в начале девяностых годов подарил больнице рабочего посёлка Гусь-Железный один из пациентов. Конечно же, я читала не всё подряд, нашлись в этой библиотеке книги, которые меня ждали. С детства я любила читать об археологических раскопках, об этнографических путешествиях, и выбирала книги по этой теме. В числе других мне попалась очень интересная книга о народных верованиях, культах, шаманах и жрецах, о первобытной магии, тотемах и фетишах. Скажу честно, впечатление тогда на меня произвели лишь те главы, где описывались события, произошедшие с автором во время этнографической экспедиции в Красноярский край. Особенно меня заинтересовали алэлы. Алэл это небольшая вырезанная из кедра антропоморфная кукла, одетая в меховую национальную одежду кетов – сокуй. Когда подошло время выписки, я грешным делом хотела припрятать эту книжку, но воспитание не позволило. Дома конечно дел по горло, семеро детей, младшему только год, так что потихоньку стало всё забываться. Ну а с мужем впечатлениями поделилась. Назвала имя автора, — тогда ещё помнила, свежо было. Он сказал, что такой книги не видел, но автора знает, что-то читал, одна из его книг есть в домашней библиотеке и вообще, не переживай, может, найдём такую книгу. Но я как-то за пять – шесть лет забыла всё, — и автора, и название книги, и народность… помнила лишь алэлов, так они мне в душу запали. И время от времени пыталась вспомнить имя автора понравившейся книги, пытала мужа, — о ком это я спрашивала в таком-то году… у-у-у…!!!
В конечном итоге, когда у меня появился интернет, и я немного разобралась что к чему, а было это в 2009 году, через пять лет после описанных событий, я, конечно же, начала искать в интернете. Но, так как я почти ничего не помнила, я вводила в поисковик слово «алэл» и «алэлы». Но, ни гугл, ни яндекс меня не понимали, выдавая словосочетания типа «маки алели» или «парус алел», или что-то про Аллу, в основном про Пугачёву. Да и скорость интернета в то время у меня была неважная.
Пытаясь вспомнить какой народности принадлежат эти куклы, я перебрала все народы Сибири, поняла и вспомнила, что этот народ — кеты, теперь не забуду! Стала искать людей, которые писали о кетах, но тоже ничего тогда не нашла. Конечно, о кетах информация была, но никаких зацепок, совсем ничего не было того, что меня интересовало. А я очень хотела вновь увидеть и прочитать эту книгу. Но ничего не стоит на месте, интернет постоянно пополняется новыми материалами, поэтому надежду я не теряла.
Сейчас вот, пытаюсь вспомнить, какие народы живут по ту сторону Уральских гор. Их много. Обычно их называют – народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Ненцы, энцы, ханты, манси, чукчи, якуты (саха), эвенки, эвены, нганасаны, долганы, кеты, тувинцы, хакасы, алтайцы (шорцы), нанайцы, буряты, тунгусы, нивхи, алеуты, эскимосы, орочи, — всё, больше вспомнить не могу! Нужно доставать «Атлас народов России». Так, остались: селькупы, юкагиры, коряки, удэгейцы, негидальцы. В общем, всех знала, кроме негидальцев, первый раз слышу. Ещё ительмены-камчадалы, тофалары… и это, скорее всего ещё не всё. Манси раньше называли вогулами, нанайцев гольдами, нивхов гиляками, и многие из этих народов называли самоедами, остяками. А ханты и манси вместе – обскими уграми.
В том же «Атласе народов России» читаю, что по языковой классификации эти народы относятся к уральской, алтайской, чукотско-камчатской, эскимосско-алеутской семьям, и только кеты, нивхи и юкагиры имеют изолированные языки. Причём кетский язык не похож ни на какой другой, это язык-изолят, не входящий ни в одну семью.
Время от времени я возвращалась к поискам и всё-таки после стольких лет они увенчались успехом!!! Я нашла и скачала книгу, так понравившуюся мне десять лет назад. И кроме этого нашла несколько изображений алэлов.
Книга называется «Шёпот земли и молчание неба», издана в 1990 году, автор Рудо́льф Фердина́ндович Итс (1928-1990) советский этнограф, специалист в области этнической истории Восточной Азии, Сибири, Дальнего Востока, по теории этнографии, профессор, доктор исторических наук, организатор и руководитель кафедры этнографии и антропологии исторического факультета ЛГУ, сотрудник, с 1982 года и до своей смерти заместитель директора по Ленинградской части Института этнографии АН СССР, член Союза писателей СССР.
Традиционная народная игрушка Алтая в контексте современной художественной культуры – тема научной статьи по искусствоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
Вот отрывок из главы «Одеяние для деревянного человечка»: «Алэлы непременные, обязательные спутники и, по сути древних представлений, члены каждой кетской семьи.
Не может быть кетской семьи без алэлов. Алэл — женского рода. Из целого куска дерева искусно вырезано широкое лицо, руки, ноги, грудь. Обязательно старушка должна быть одета: и потому, что ей голой будет холодно, и потому, что быть голой неприлично. Как правило, их в семье бывает одна или две, а то и несколько. Эти старухи — помощницы семьи во всех ее делах: они охраняют жизнь и богатства семьи, помогают по дому, следят за детьми и скотиной — оленями, собаками. Алэлы, которых мы видели, все были очень старыми, потемневшими от времени, прокопченными в дыму чумного костра.
Часто украшают одежду алэла вышивкой бисером. Делают на лбу бисерную повязку, пропускают бисерную нить по подолу суконного халата или по голенищам унтов.
Хранятся алэлы в специальном берестяном туеске в укромном месте в чуме или доме, при перекочевках их возят с собой в санках-ящиках с домашним скарбом.
По понятиям кетов, алэлы чувствуют все, как люди. Им доступны жалость, обида, они знают горе и беды, а также и радость. Нередко их кормят, смазывают рот рыбьим жиром, оленьей кровью. Если человек не будет заботиться об алэлах, то семья останется без постоянных безропотных помощников и погибнет».
Единственное изображение алэлов в книге – не очень чёткая чёрно-белая фотография:
Традиционная народная игрушка Алтая в контексте современной художественной культуры – тема научной статьи по искусствоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
Когда я, впервые после долгих поисков, нашла хоть какую-то информацию о кетах и об алэлах, помня, что это деревянная добрая старушка – оберег, помогающая семье по хозяйству и оберегающая от несчастий, я была удивлена, что на некоторых сайтах, где всё-таки нашлась хоть какая-то информация, алэлы были представлены в одном ряду с монстрами, бесами и мифическими существами. Причём на всех этих «сайтах» перепечатана информация о них именно из книги Рудольфа Итса, — везде одна и та же.
Сейчас появилось в сети много информации и о самих кетах и об их куклах-алэлах и о других антропоморфных оберегах.
Есть книга В.И.Анучина «Очерк шаманства у енисейских остяков», изданная в 1914 году, с иллюстрациями. Эта книга упоминается и в рассказе Рудольфа Итса о его экспедиции в 1958 году. Есть статья М.С.Баташева «Изображения семейно-родовых святынь у кетов» (предварительные результаты полевых исследований Красноярского краевого краеведческого музея в 1998-2004 годов) тоже с иллюстрациями. Но в этих изданиях были чёрно-белые рисунки, а я искала фотографии.
Кстати в книге Анучина «алэл» пишется как «алалт», ещё я встречала название «алэв», думаю, что это варианты услышанного, ведь язык кетов необычен. Часто встречается и название «алэл-бам», «бам» по-кетски старушка.
Рисунки алэлов из книги В.И.Анучина:
Традиционная народная игрушка Алтая в контексте современной художественной культуры – тема научной статьи по искусствоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
А это рисунки алэлов из статьи М.С.Баташева:
Традиционная народная игрушка Алтая в контексте современной художественной культуры – тема научной статьи по искусствоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
Сотрудник Байкитского музея А.О.Кузенко в своей публикации рассказывает, что алэлы представлены в коллекциях разных музеев России и других стран: Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской Академии наук (РАН), Красноярский краеведческий музей, Этнографический музей Томского университета, Краеведческий музей города Енисейска, музей в Новосибирске, Музеи народоведения в Гамбурге и Ляйпциге (ФРГ), Музей культур города Хельсинки. В Байкитском филиале Эвенкийского краеведческого музея хранится интересная, возможно, уже последняя коллекция подобных экспонатов подкаменно-тунгусских кетов.
Типичный алэл представляет собой антропоморфную деревянную фигурку, обычно высотой 15-30 см, и представляет собой атрибут культа семейных домашних охранителей. Алэл является для кетов святыней – покровителем очага, семьи. Это женский мифологический персонаж, которому приписывалась способность помогать при родах, в воспитании детей, ведении хозяйства. Кроме того, алэл охраняет семью от злых духов и нехороших людей. Алэл мог также предвидеть будущее — если хозяевам грозила опасность или смерть, он начинал выть, а вслед за ним особым воем выли собаки (В.И.Анучин. «Очерк шаманства у енисейских остяков»).
Алэлов использовали и при гадании. Фигурку брали большим и средним пальцами за голову, за то место, где должны быть уши, раскачивали и подбрасывали таким образом, чтобы он несколько раз перевернулся в воздухе. Если алэл падал лицом вверх, ответ считали благоприятным. Гадать мог только хозяин чума, старшая в семье женщина.
Фигурки вырезались из корня растущего кедра. Они отличались непропорционально большой круглой головой. На выступающем лбу и подбородке могли быть прибиты тонкие медные пластины. Туловище обтягивали шкуркой колонка, белки, медведя, соболя, бурундука. Фигурку обматывали лоскутками новой материи и подпоясывали ремешком с нанизанными бусинами. Бусами окаймляли край меховой обтяжки вокруг лица. В некоторых случаях на грудь алэла подвешивали круглую медную пластину, напоминающую изображение небесных светил в шаманских подвесках. Иногда это была старинная монета.
Хранился алэл в передней, чистой (по семантике) части чума — за очагом, в берестяном туесе или в специальных «нарточках»-косул (деревянном ящике с крышкой). Все обрядовые действия с алэлом (кормление, одевание, украшение), кроме фигур, связанных конкретно с шаманским культом, совершали женщины. Алэл передавался по наследству по мужской линии, обычно младшему сыну. При отсутствии прямых наследников мужского пола фигурку передавали другим родственникам-мужчинам. Если таковых не находилось, считалось, что дух покидает фигурку и она не имеет никакого значения, и её относили в укромное место в лесу.
Сейчас я покажу несколько рисунков из разных источников.
Алэл. Рисунок из книги Е.А.Алексеенко «Кеты»:
Традиционная народная игрушка Алтая в контексте современной художественной культуры – тема научной статьи по искусствоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинкаТрадиционная народная игрушка Алтая в контексте современной художественной культуры – тема научной статьи по искусствоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
Две иллюстрации из книги Е.А.Алексеенко «Домашние покровители у кетов»:
1. Алэл. Камень. Ленинград. Музей антропологии и этнографии.
Традиционная народная игрушка Алтая в контексте современной художественной культуры – тема научной статьи по искусствоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
2. Изображение алэла, украшенного низками бисера и подвесками. Ленинград. Музей антропологии и этнографии:
Традиционная народная игрушка Алтая в контексте современной художественной культуры – тема научной статьи по искусствоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
Алэл из кедра в одежде и без одежды. Ленинград. Музей антропологии и этнографии:
Традиционная народная игрушка Алтая в контексте современной художественной культуры – тема научной статьи по искусствоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
30 января 2020 года в музее Кемеровского государственного университета культуры и искусств состоялось открытие выставки «Культовые предметы народов Сибири» из фондов музея-заповедника «Томская Писаница». На этой фотографии среди других экспонатов в витрине — алэл в одежде из кожи и меха:
Традиционная народная игрушка Алтая в контексте современной художественной культуры – тема научной статьи по искусствоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
В 1970-79 гг. пермский художник Г.Г.Шадрин ежегодно проводил лето среди народов крайнего севера – хантов, манси, тунгусов, кетов, — изучал их быт, религию, эпос, собирал и записывал сказки и предания. За девять лет общения с народностью кето (кеты) Г.Г.Шадрин собрал уникальную коллекцию культовых принадлежностей, украшений, амулетов. Все предметы этой коллекции были подарены художнику людьми, в основном, очень пожилыми, которые очень доверяли ему. Впоследствии вся коллекция была передана художником в фонды Пермского музея.
Алэл «Бабушка» 19 век, Пермский краеведческий музей, передан в музей художником Г.Г.Шадриным:
Традиционная народная игрушка Алтая в контексте современной художественной культуры – тема научной статьи по искусствоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
Следующее фото тоже из Пермского музея. Фигурки духа Алэла, семейного покровителя кетов, XVIII-XIX века:
Традиционная народная игрушка Алтая в контексте современной художественной культуры – тема научной статьи по искусствоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
Это изображение (не помню, откуда взяла), но точно с какого-то сайта о монстрах, даже обидно за добрую старушку алэл:
Алэл - кетская кукла, хранительница домашнего очага
Вот ещё фото алэла, найденное мной в сети, это авторская фотография. Изображено только лицо. Фотограф Загуменнов Виктор. Россия, Эвенкийский АО, 1990 год:
Алэл - кетская кукла, хранительница домашнего очага
А эти фотографии с сайта Пермского музея. Алэл («дух охоты»). Первая половина XIX в. Дерево, кожа, мех,
сукно, стекло, кость. Пермский областной краеведческий музей:
Алэл - кетская кукла, хранительница домашнего очага
Алэл - кетская кукла, хранительница домашнего очага
У этой фигурки алэл голова значительно меньше, чем у традиционной:
Алэл - кетская кукла, хранительница домашнего очага
А на следующих трёх фотографиях ещё один тип алэл, с несколько удлинённым лицом, что нехарактерно для иконографии алэлов, лоб и нос вырезаны в одной выступающей плоскости, что встречается довольно редко:
Алэл - кетская кукла, хранительница домашнего очага
Алэлы из музея «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского государственного университета:
Алэл - кетская кукла, хранительница домашнего очага
Евгения Алексеенко, автор книги «Кеты. Историко-этнографические очерки», принимала участие в той самой экспедиции 1958 года, о которой рассказывает Рудольф Итс. Вот что пишет Итс: «Кеты, их духовная культура, их жизнь, их судьба стали судьбой и жизнью Евгении Алексеевны Алексеенко, самого блестящего и талантливого исследователя этого народа, его прошлого и настоящего».
Книги Е.Алексеенко «Кеты. Историко-этнографические очерки», «Жизнь и смерть в представлениях народов Енисея», «Домашние покровители у кетов» и другие рассказывают о культуре, быте, истории и традициях кетов. В книге «Домашние покровители у кетов» Алексеенко пишет: «Кеты считали их (алэлы), как и огонь, живыми существами женского пола. Им приписывалось вечное существование и непосредственное влияние на судьбы женщин. Алэлы «держали» души живущих женщин и «отпускали» их после смерти (то есть после того как погибала одна из семи присущих человеку душ). Изготовляли алэлы из крени (корня) кедра (само дерево при этом не срубали, иначе считалось, что алэл не был бы живым). Величина их достигала 25-30 см, но встречались и более мелкие (до 15 см). За небольшим исключением они были однотипны по внешнему виду. Фигурки отличались непропорционально большой головой с плоским лицом и узким туловищем».
Из книги Рудольфа Итса «Шёпот земли и молчание неба»: «Мы узнали и поняли, что у кетов три вида деревьев выполняли разные жизненные функции, как будто они были живыми существами. Кедр был деревом мёртвых, ель — живых, берёза — связь с небом и солнцем. Ель или берёзу ставили снаружи чума у переднего места (напротив входа), гроб и крест при могиле делали из кедра. Нельзя было ошибиться, как нельзя перепутать жизнь и смерть, хотя дерево безмолвно и безжизненно. Кеты же считали, что дерево живёт, подобно людям. И в своей жизни выполняет разные функции, даже если оно — дерево смерти».
Надо отметить, что у кетов кроме алэлов существует множество культовых предметов антропоморфного типа.
Из книги Рудольфа Итса «Шёпот земли и молчание неба»: «- А это что такое? — я показал Харлампию на плоского железного человечка со стрелой, привязанного к шесту чума.
— О-о, — протянул Харлампий Петрович, — это моя ульвэй. По-вашему, болезнь, она не должна быть во мне, она не должна болтаться где попало. Её нужно крепко привязывать. А это, — он показал на комочек из ткани, тоже привязанный, но к другому шесту, — ульвэй моей хозяйки. Когда мы умрём, то мою ульвэй нужно выбросить далеко-далеко, а её — распустить или, ещё лучше, сжечь. За ульвэй мы не ухаживаем, только глядим, крепко ли они привязаны к шестам чума».
На этом рисунке оловянная фигурка ульвей:
Традиционная народная игрушка Алтая в контексте современной художественной культуры – тема научной статьи по искусствоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
А эта фотография из книги «Этносы енисейского меридиана». «Это доси, дети холой — хозяйки тайги, озера, дороги, вообще места, местности:
Традиционная народная игрушка Алтая в контексте современной художественной культуры – тема научной статьи по искусствоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
Дось представлял собой тонкий столб, вкопанный в землю, верхушка которого похожа на голову человека. Доси — дети Холой. Холой изображали обычно на самой большой лиственнице. Холой необходимо постоянно подкармливать и одаривать, иначе она рассердится на людей и перекроет пути в тайге и на реках, отпугнет рыбу и дичь от охотников. Культовые предметы напоминающие кетские доси есть и у других народов Сибири.
Следующее фото начала 20 века из фондов красноярского музея. Доси на шаманском мольбище кетов:
Традиционная народная игрушка Алтая в контексте современной художественной культуры – тема научной статьи по искусствоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
Сравните: изображение духов-покровителей «Семь Братьев».
Манси. ХМАО, река Нияю, приток реки Хулга Рисунок с фото В.И. Корниенко, 1975г:
Традиционная народная игрушка Алтая в контексте современной художественной культуры – тема научной статьи по искусствоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
Изображение холой на лиственнице, фото из книги Алексеенко «Кеты». К сожалению, других фотографий холой нет.
Традиционная народная игрушка Алтая в контексте современной художественной культуры – тема научной статьи по искусствоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
Но это ещё не все кетские антропоморфные обереги…
Так как в одном топике вся моя работа не может быть опубликована, я разбила её на две части.

Еще про Тора:  Кукла кубышка травница: значение оберега и мастер класс

Продолжение

Мастер-класс смотреть онлайн: мастерим народную куклу берегиню | журнал ярмарки мастеров

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 1

«Хранительница домашнего очага» — такое выражение нередко можно услышать в современной жизни. А красивое и «тёплое» слово берегиня незаслуженно позабыто. Есть мнение, что так у восточных славян звали богиню, которая являла собой собирательный образ женской силы, направленной на защиту Рода. Издревле люди изготавливали сакральные предметы, связанные с тем или иным божеством. Наши предки считали, что такие талисманы и обереги являются проводником межу человеком и Богом. Тряпичная кукла-закрутка яркое тому подтверждение. Существовала куколка связанная с богиней Берегиня. Одноимённая кукла считалась очень сильным оберегом — защитницей дома и рода от всякого лиха. Изготавливала Берегиню старшая в семье женщина-большуха. Мастерили куклу на основе столбика (закрученной в валик плотной ткани) или бересты. Одежду старались сделать яркой, праздничной. Помещали Берегиню в передний (красный) угол.

Мой мастер-класс поможет вам освоить изготовление такой куколки-столбушки. Главное иметь к тому желание, быть в добром здравии и хорошем расположении духа.

Для куклы ростом 23 см нам потребуется:

1. Плотная ткань для основы 20 х 55 см (у меня двунитка).

2. Льняная или хлопчатобумажная ткань для лица и рук 30 х 30 см.

3. Ткань на нижнюю юбку (ситец, бязь, шитьё, широкое кружево) 14 х 36 см.

4. Ткань цветная на верхнюю юбку 15 х 38 см.

5. Два квадрата из ткани что и для верхней юбки 9 х 9 см.

6. Атласная лента 1, 5 – 2 см шириной и узкое кружево на очельник. Длина 12 см.

7. Две узкие атласные ленточки для лямочек у сарафана 13 см. Можно не делать лямочки.

8. Лоскут ткани для передника 7 х 14 см.

Еще про Тора:  Скачать Куклы Обереги Своими Руками mp3 бесплатно

9. Нитки красные натуральные.

10. Треугольник ткани для косынки, по длинной стороне 23 см, высота 10 см.

11. Вата для объема головы.

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 2

Берём ткань для основы и по короткой стороне закручиваем в плотный валик. Заканчивая закрутку, не забываем край подогнуть внутрь. Перевязываем получившийся столбик нитью в трёх местах.

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 3

На один из концов накручиваем вату, формируя таким образом объём головы.

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 4

Кладём заготовку на квадрат ткани для головы и рук таким образом, чтобы голова была по центру, а другой конец лежал на уголке. И перегибаем ткань по диагонали, накрывая столбик-основу.

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 5

Опускаем свободные концы квадрата вниз и перевязываем чуть ниже головы, попутно расправляя морщинки, убираем их с лица. Если лицо получается плоским, прежде чем перевязать добавьте на лицо ваты.

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 6

Свободные концы ткани выправляем в стороны. Кончики уголков и срезы заправляем внутрь (примерно на 1,5 см).

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 7

Формируем куколке ладони. Отступив от края уголка 1,5-2 см, перевязываем нитью. Руки готовы.

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 8

Перевязываем основу по линии груди (ровно под руками) и по туловищу двумя крестами. Далее будем надевать на куклу нижнюю юбку. Берём ткань (у меня шитьё), кладём лицевой стороной вверх, по центру, лицом вниз кладём куклу. Нижний край ткани на 1, 5 см ниже линии груди.

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 9

Оборачиваем ткань вокруг куклы, приподняв вверх руки. Края ткани накладываем друг на дуга. По линии груди приматываем ткань к туловищу.

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 10

Расправляем юбку вниз.

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 11

Приступаем к изготовлению груди. Берём два квадратика ткани, кладём изнанкой вверх, по центру помещаем плотно скатанные комочки ваты. собираем ткань в щепоть и туго перевязываем нитью. Концы нитей оставляем длиной сантиметров по 5.

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 12

Связываем груди друг с другом. Примотаем лямочки из узкой атласной ленты. по линии талии.

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 13

Привяжем к туловищу грудь. Приматываем по линии груди под руками, на груди и спине крестом. Оденем на куколку сарафанчик таким же способом как и нижнюю юбку.

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 14

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 15

Расправим юбку вниз и привяжем передник. Если желаете пришить к переднику ленточку или кружево, сделайте это заранее, когда ещё не приступили к изготовлению куколки. Кладём лоскут ткани для передника на лицо куклы изнанкой вверх и привязываем передник под грудью. ткань расправляем вниз.

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 16

Наденем Берегинюшке на голову очельник. Вначале расположим по линии лба кружево, сверху ленточку, так, чтобы край кружева выглядывал. Оборачиваем вокруг головы и на затылке завяжем узелком.

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 17

Повяжем голову куклы платочком, узелок завяжем сзади.

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 18

Вот и готова кукла Берегиня — хранительница домашнего очага.

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 19

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 20

Рекомендации:

Если вы изготавливаете не просто предмет интерьера, а оберег, постарайтесь соблюдать определённые правила.

  • Куколку мастерят в уединении и на один раз.
  • Попросите прощения у своих предков за то что считаете себя лучше их (если это так).
  • Поблагодарите свой Род за то, что он у вас есть.
  • Материал для куколки лучше взять не новый. Будет идеально если куколка получит от каждого члена семьи по лоскуту от его одежды. Понятно ткань не должна быть сильно заношенной и чистой.
  • Вместо столбика из ткани для основы можно использовать закрученную бересту. Берёза считалась деревом Берегини.
  • У меня Берегиня получилась ростом 23 см. Будет неплохо если вы изготовите куклу большего размера т.к делали Берегинюшек высокими.

Надеюсь у вас всё получилось!?

Творческих успехов и вдохновения!

Традиционная народная игрушка алтая в контексте современной художественной культуры

Традиционная народная игрушка Алтая…

УДК 745 (571.150) ББК 85.126.7 71.063.131

Традиционная народная игрушка Алтая в контексте современной художественной культуры Л.В. Шокорова

Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

Traditional National Toy of Altai in a Context of Modern Art Culture

L. V. Shokorova

Altai State University (Barnaul, Russia)

Проблема изучения традиционной народной игрушки Алтая как составляющей части регионального народного декоративно-прикладного искусства и ее преемственности в современном декоративно-прикладном искусстве в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Технический прогресс постепенно уводит ручной творческий труд из жизни современного человека, тем самым нарушая преемственность передачи и сохранения традиционных основ ремесла. Это обусловливает новизну исследования.

Основная цель данного исследования состоит в выявлении многообразия качеств и свойств природных материалов, семантики и техники изготовления традиционной народной игрушки Алтая; преемственности культурных традиций в народном декоративно-прикладном искусстве Алтайского края. В исследовании использовался общенаучный системный подход, позволивший применить сравнительно-исторический и искусствоведческий методы анализа.

В статье рассматривается традиционная народная игрушка, бытовавшая на территории Алтайского края в конце XIX — начале XXI в.; проанализированы виды народной игрушки; выявлены устойчивые связи между традициями и современными тенденциями в народном творчестве, которые в настоящее время активно трансформируются.

Ключевые слова: народное искусство, преемственность, традиции, народная игрушка Алтая, художественный образ, технологии изготовления.

БОТ 10.14258Лгуа8и(2020)2.2-41

The problem of studying traditional folk toys Altai as an integral part of regional folk arts and crafts and its continuity in the modern arts and crafts at the moment is extremely important. Technical progress gradually withdraws manual creative work of modern life, thus breaking the continuity of the transmission and preservation of the traditional foundations of the craft. This leads to the novelty of the research. The main objective of the research consists in identification of variety of qualities and properties of natural materials, semantics and equipment of production of a traditional national toy of Altai; continuity of cultural traditions in national arts and crafts of the Altai territory. The research is based on the general scientific systematic approach, which allows applying historical and art criticism methods. The article considers the traditional national toy, used on the territory of the Altai Territory at the end of XIX — the beginnings of the XXI century; analyses the types of the national toy; and reveals steady relations between traditions and current trends in national creativity which are actively transforming now. Key words: folk art, continuity, traditions, national toy of Altai, artistic image, manufacturing techniques.

Традиционная народная игрушка представляет собой часть переселенческой культуры Алтая, сложившейся в результате соединения художественных традиций и эстетического восприятия различных эт-

нографических групп. На Алтае, заселенном кержаками, чалдонами, поморцами, вятскими, казаками, сибиряками, белорусами и другими народностями, бытовали разные виды игрушек, имеющие в своей

основе общую атрибутику древних обрядов, но также и своеобразные отличия, характерные для различных этнографических групп. Традиционная народная игрушка была неотъемлемой частью жизненного уклада населения и создавалась попутно с предметами быта из того материала, который был под рукой, при этом форма игрушек, их конструктивное и декоративное решение всецело зависели от местных условий и уровня развития производства [1].

Игрушки на Алтае изготавливали в основном из природных материалов и кусочков ткани. Тряпичные и вязаные куклы были распространены практически повсеместно и несли в себе таинственную символику древней языческой культуры, являясь одновременно и игрушкой, и оберегом. Схожесть алтайской тряпичной куклы с подобными рукотворными игровыми куклами различных регионов России говорит не только о едином ритуальном и обрядовом происхождении этого вида народного искусства, но и об общих ценностях и преемственности, характерных для мифологического восприятия человека [2].

Наиболее распространена на Алтае была деревянная и глиняная игрушка, имевшая эмоциональное духовное наполнение и притягательность. Глиняная игрушка являлась неотъемлемой частью гончарного промысла и изготавливалась как в артельных производствах, так и кустарями-одиночками. В начале XX в. горшечников и игрушечников на Алтае было до двух-трех человек на деревню. Алтайские мастера лепили в основном дудочки, свистульки, птичек, козликов, петушков и баранчиков. Дудочки были около 7 см длиной, с одним отверстием сверху для пиликанья. В одних деревнях игрушки были нерасписные «красные или черные», иногда покрытые белой глиной; в других были расписаны цветными красками. Иногда игрушки, не расписывая, покрывали поливой. Наиболее интересными были игрушки, украшенные уралосибирской росписью. Исследования, проведенные этнографами С.Д. Галуза, М.В. Дубровской и Л.В. Живовой, показывают, что глиняная игрушка была распространена в Тюменцевском, Заринском, Алейском, Петропавловском, Троицком, Змеиногорском районах.

Из бересты изготавливали погремушки, кораблики, мячи и, конечно, куклы, из лозы плели образ Мирового древа. Из осиновых и березовых чурочек на Алтае изготавливали резных куколок, коников, модели яйца, медведей. Несложными инструментами — топором и ножом — создавались незамысловатой формы, со скупым незатейливым декором скрытых символов уникальные обереги, хранящие теплоту дерева и мастерство создателя. Несмотря на кажущуюся простоту, даже примитивность, резные игрушки несли определенную смысловую нагрузку, зашифрованный этнический код, своеобразный эталон красоты и сакральных ценностей [3].

Белорусские переселенцы привнесли на Алтай традиции изготовления соломенных кукол, схожих по своей форме с локальными вариантами, характерными для других регионов. Часто встречались куклы, плетенные из рогоза. Стилистической особенностью для алтайской плетеной куклы являлась пропорциональность фигуры, что значительно отличало ее от лоскутных большеголовых кукол, далеких от натуры, и вытянутых плетеных кукол Поволжья. В условности и иносказательности образов плетеных рогозовых кукол прослеживаются мощные энергетические силы природного материала, целостная форма и ярко выраженная обереговая функция. Плетеная одежда была проста: цельная плотная юбка, обязательный атрибут — фартук, декорированный простыми плетенками, перевязанная накрест грудь, головной убор.

Следует заметить, что практически во всех игрушках, из какого бы материала они ни были выполнены, прослеживается крестовая столбообразная форма, сформированная традицией, несущая в себе код древнего мироздания, «являвшегося переходным мостиком между материей и духом, жизни и смерти» [1].

Еще про Тора:  Пантеон богов Армении в дохристианские времена. - hayduk — LiveJournal

Существует ли сегодня алтайская народная игрушка и востребована ли она в мире, имеющем тенденцию к саморазрушению, навязанную техническим прогрессом? И для кого она сегодня предназначена — для взрослых в качестве интерьерного украшения или для детей, игры которых в настоящее время имеют универсальный характер? Детский рынок игрушек заполнен сложными, яркими, нарядными, но агрессивно-бездуховными изделиями, с трудом узнаваемыми образами уродливых животных и людей [4]. Ребенка, играющего народной традиционной игрушкой, сегодня встретить крайне сложно. Однако любая рукотворная игрушка в руках ребенка, да и взрослого, оказывает какое-то притягательное воздействие, излучает таинственную мистическую ауру. Возможно, это происходит потому, что в народной игрушке нет персонажей, вызывающих отрицательные эмоции, способных принести вред или зло. Традиционно ведущими образами народной игрушки были образы женщины-матери, коня, птицы, медведя, как символы солнца, добра, продолжения жизни, богатства [5].

И хотя игрушечные изделия, выполненные современными мастерами, часто далеки от традиционных основ, все же вызывают благоговейный трепет энергетикой ручного труда, своей непосредственностью и простотой. Традиционно в народных игрушках не использовались дорогие материалы — применялись только те, что давала природа, обусловливая таким образом экологичность изделия. Современная тенденция к созданию экологически чистой продукции направляет мастеров к изготовлению игрушки из лозы, бересты, глины и т. д. Однако следует отметить, что возрастает тенденция к усложнению игрушки, проявляющаяся как в конструкции форм, так и в декоре изделия.

Традиционная народная игрушка Алтая.

Берестяные игрушки, представленные на художественном рынке Алтая, мало похожи на традиционные берестяные свертыши — это интерьерные куклы, несомненно, имеющие определенный сибирский образ и выполненные с применением сложной технологии. Берестяные куклы по своей форме напоминают собранное воедино множество разных по размеру туесов, скрепленных соединительной оплеткой берестяных фрагментов. Так, тело, ноги, руки куклы представляют собой своеобразные цилиндры-туеса, грудь и плечи покрыты элементами пластовой бересты, а голова в одних случаях бывает выточенной из дерева, в других — также представляет собой цилиндрическую берестяную форму. Все элементы куклы щедро декорированы различными техниками: тиснение, прорезной накладной орнамент, выжигание. В отличие от безликих народных игрушек, у современной берестяной куклы присутствует лицо, на котором обязательным атрибутом является нос и борода, прикрывающая шею. Голову украшает традиционная сибирская шапка-ушанка или кокошник. Берестяные куклы, как правило, достаточно большие — от 30 до 70 см, так как подобных кукол меньших размеров достаточно сложно изготовить. Берестяные куклы покоряют своей теплотой и бархатистостью, от которой невозможно оторваться, яркой индивидуальностью, высоким уровнем мастерства и невероятными декоративными пластическими и образными формами.

Современные глиняные игрушки намного проще и по форме, и по декору. Большинство глиняных кукол выполнено в технике отливки, что значительно снижает ценность ручной работы и приближает изделие к шаблонному образцу. Куклы, изготовленные в технике ручной лепки, встречаются реже и представляют собой образы национальных героев со сложной композиционной схемой. Те и другие варианты глиняных кукол практически не расписываются и имеют природный разнообразный оттенок обожженной глины. Цветовая гамма этого природного материала на Алтае достаточно разнообразна, поэтому изделия из глины, встречающиеся на художественном рынке, имеют множество оттенков. Глиняные игрушки ручной лепки профессионально выполнены, имеют идеальные пропорции и ярко выраженный авторский почерк.

Деревянная игрушка Алтая имеет множество вариаций, образный характер, ярко выраженный психологический портрет. Как и в глиняной игрушке, превалируют образы людей с национальным колоритом, мифических героев, разных животных, а также сюжетные композиции. Весьма разнообразна точеная игрушка. Помимо традиционных матрешек в технике токарного точения изготавливаются герои современных мультфильмов — смешарики, снеговики, пчелки и многие другие персонажи. Точеная игрушка практически всегда расписывается в свободной технике

росписи. Но наибольший интерес вызывает игрушка, выполненная из корней деревьев. Уникальная способность мастеров превращать замысловатые пни, коряги и наросты в определенные образы, создавать необычные пластические ракурсы, в которых движения настолько скоротечны, что зритель не успевает просчитать соотношения определенных частей тела, относит корнепластику к одному из самых интересных видов народного искусства.

Особо следует отметить кукол, плетенных из соломы и рогоза. Это практически единственный вид народного творчества, который не трансформировал наступающий технический прогресс. При изготовлении плетеных кукол традиционно используется только ручной творческий труд без применения каких-либо станочных операций. Остов куклы, формирование юбки, различные плетенки выполняются по традиционной технологии, дошедшей до нас с древнейших времен. И анализируя варианты современных плетеных кукол, мы явственно ощущаем определенную магическую силу, миропонимание, дошедшее до нас от предков. Соломенная или рогозовая кукла по-прежнему имеет остов с характерными пропорциями человека. Юбка и руки куклы традиционно выполняются в технике спирального плетения (витая плетенка), жилет выкладывается из плетенки «рогожка» (плетение из шести лент), фартук — из плетенок «зубатка». Также соответствует народным традициям и безликость куклы.

Необходимо отметить, что куклы, плетенные из рогоза, в отличие от соломенных, приобретают новое формообразование в связи с соединением в одном изделии различных видов природных материалов. Так, взаимодействие рогоза и полыни в одном изделии придает богатое цветовое решение (от бежево-оливковых оттенков рогоза до матово-голубых цветов степной полыни) и гармоничное цветовое и текстурное сочетание: гладкие, прочные матовые листья рогоза, имеющие от комля до края листа разный цвет и плотность, удачно дополняются мелкой зернистой фактурой полыни. Кукла, изготовленная из двух природных материалов, пахнет свежескошенным сеном в сочетании с горьковатым ароматом полыни. Уникальны варианты плетеных кукол, в которых рогозовые плетенки сочетаются с берестяными вставками, как верхнего белого слоя бересты, так и внутреннего желтовато-золотистого. Цветовая гармония природных оттенков придает плетеной кукле уникальный выразительный образ, душевность и теплоту. Образы плетеных кукол — барышни с коромыслами, букетами цветов, чудаковатые мужички, даже несмотря на то, что не имеют черт лица и полного правдоподобия, все же выражают то главное, что присуще одушевленному персонажу. Плетеная кукла привлекает внимание своей простотой, изяществом и незамысловатостью, теплом человеческих рук.

Проанализировав виды традиционной народной игрушки в контексте современной художественной культуры, можно сделать вывод, что народная игрушка неподвластна модным течениям и продолжает жить в разных ипостасях — как музейный экспонат, сувенирная продукция, интерьерное украшение, детская забава [6]. Являясь одной из древнейших форм народного творчества и своего рода культурным объектом, она продолжает служить своеобразным эталоном красоты, эстетического восприятия и гармонии человека с окружающей природой; сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. Народная игрушка не только удовлетворяет наше историческое любопытство, но и может рассказать о нас самих, являясь связующим звеном в цепи поколений, генетическим кодом памяти, позволяющим передать потомкам ценности прошлого и жизненные принципы будущего. В этом главная ценность традиционной народной игрушки.

Современному мастеру необходимо знать традиции прошлого, в которых переплелись утилитарное и худо-

жественное, материальное и духовное. Это позволит художнику и в наши дни создавать изделия, сохраняющие черты народных промыслов и ремесел, что особенно актуально в связи с развитием индустрии туризма и, как следствие, появлением сувенирной продукции, выполненной в стиле народных художественных промыслов, но без соблюдения технологий и традиций.

Таким образом, на основе традиционного народного творчества алтайские мастера создают уникальные произведения современного декоративно-прикладного искусства, совершенствуя изделия по форме, цвету, материалу и содержанию, и связывают их с современными жизненными потребностями и эстетическими представлениями. Эти изделия не подделываются под дорогие сувениры, а обрабатываются и декорируются в соответствии с собственными природными свойствами, в них отражена специфика конкретного региона и, возможно, через некоторое количество лет алтайскую игрушку можно будет узнавать по стилю, цвету и содержанию, так же как искусство Палеха или Хохломы.

Библиографический список

1. Дайн Г. Русская тряпичная кукла. — М., 2008.

2. Дайн Г. Анатомия тряпичной куклы // Искусство: Прил. к газ. «Первое сентября». — 2004. — № 7.

3. Симонова А.А. Символическое значение игрушек // Психолог в детском саду. — 2009. — № 1.

4. Бурыкин А.А. Народные игры и игрушки. — СПб., 2000.

5. Ковычева Е.И. Народная игрушка. — М., 2020.

6. Камилова Х. Использование художественных традиций народной игрушки в эстетическом воспитании школьников // Искусство в школе. — 2008. — № 2.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector