«Никаких цмоков в мифологии белорусов не было — предки верили в Цуда-Юда, пришедшее с монголо-татарами»

Древняя мифология белорусов

Алесь Шамак, Юлия Шамак

Ярила, Девоя и Перелет-трава


О мифологии белорусов рядовой читатель почти ничего не знает. В научных и популярных изданиях, особенно российских, отдельные персонажи белорусских мифов подаются как общеславянские, не оговаривается их принадлежность к белорусской культуре.
Да, белорусская мифология сохраняет некоторые общеславянские корни и отдельных персонажей, таких, как Перун, Ярила, Велес. Но мифы белорусов значительно богаче мифологий наших соседей-славян — русских, украинцев, поляков. В них больше персонажей; много таких, которых вообще нет в мифологиях названных народов: Зюзя, Баламутень, Зазовка… Об этом еще в XIX веке говорили белорусские ученые З.Даленга-Ходоковский и А.Киркор, которые провели сравнительный анализ белорусской мифологии с мифологиями народов-соседей.
Образами богов, духов, героев белорусы наполнили всю окружающую их среду: от земных недр до высокого неба. Мифологическими персонажами населены леса, поля, реки, болота. Им находится место в дамах, банях, сараях и других постройках. Одних любили, других ненавидели, над третьими посмеивались. Солнце, звезды, деревья, реки, животные, растения были для наших предков одушевленными существами. Многое в нашей мифологии утеряно, но и то, что сохранилось, — бесценное сокровище, которое необходимо сберечь и передать потомкам.

Происхождение и строение мира

Огонь для наших предков — мужская основа мира. Он может быть разным: небесным, подземным, живым, земным. Вода — женская основа. Она также бывает нескольких видов: небесной, земной, подземной, живой и мертвой. Из этих двух первоэлементов была создана Земля. А произошло это так.
Когда-то весь мир состоял из света и мертвой воды, посреди которой находился камень. Однажды бог Перун разгневался и давай метать стрелы в камень. Одна стрела попала в цель и высекла три искры: белую, желтую и красную. Искры упали в воду и взбаламутили ее. Свет посерел, как будто небо затянулось тучами. Через некоторое время стало видно, что среди воды появилась земля. Затем возникла жизнь: леса, трава, звери, рыбы и — человек.
Создателями мира были Белбог — старший бог неба, олицетворение добра, светлого начала, и Чернобог — бог тьмы, зла. Весь мир древние белорусы делили на три части: верхнюю, среднюю, нижнюю. Верхняя — Небо — место нахождения главных богов — богов света, добра. Средняя часть — Земля, здесь живут земные боги, множество добрых и злых духов, люди, животные, растут дивные растения. Нижняя часть — Подземный мир — место обитания подземных богов и духов, в большинстве своем недобрых, олицетворяющих тьму, зло, холод.
Все три мира соединены между собой мировым древом. У белорусов это Дуб. Корни Дуба уходят в Подземный мир, ствол находится в среднем, а крона достигает Неба. Место, где растет Дуб, является центром мира. Находится этот центр где-то далеко, но дорога к нему хорошо известна. Из хаты во двор, со двора в поле. Через поле, реку, через лес и горы, к синему морю. Средь синего моря — остров. На нем камень. На том камне растет Дуб. Вот здесь и находится центр мира.
Мировое древо не только скрепляет и поддерживает три части мира, по его стволу и ветвям герои могут попасть на Небо, а через дупло спуститься в Подземный мир.
Обитает в центре мира Князь змей, внешним видом похожий на большую змею. Змеиный князь имеет жену, детей и много змей-слуг. Белорусы считали, что сам Князь змей добрый и хорошо относится к людям. Но его подчиненные — злые и несут вред как людям, так и домашним животным. Люди через заговоры обращались к Князю с просьбами: помочь больным животным или человеку, успокоить своих змей, чтобы не жалили людей и скот. Если это не помогало, угрожали усмирить змей-слуг и даже его самого с помощью богов. Грозились сжечь его дом, послать на него молнию, гром небесный.
Где-то там, за морем, недалеко от центра мира есть Вырай — пространство, куда отлетают души умерших людей. Но не каждая душа попадает в Вырай, а только та, которую отметят боги Неба. Там души людские продолжают жить, не ведая страданий и горя. Вырай — страна вечного света и тепла, прекрасных садов и животных. Люди при жизни туда проникнуть не могут. В этой жизни Вырай доступен только птицам и змеям. Пернатые улетают туда на зиму, а летом снова возвращаются в края, где живут люди.
Белорус живет на своей земле. Все, что за границами его земли — чужой мир: незнакомый, непонятный, даже враждебный, а главное — труднодоступный. Чужой мир находится за лесами, горами, морями, отгорожен огненной рекой; преодолеть все эти преграды могут только герои, да и то с помощью богов или их помощников — священных зверей.
Путешествия в чужие края небезопасны. Где-то там живут дикие люди. Они не имеют одежды, обросли шерстью, у них длинные хвосты и большие уши, как у вола, один глаз на лбу. Они не говорят, только пищат. Дикие люди ничем не занимаются, лежат себе возле дорог, убивают людей и съедают их.
Откуда-то оттуда, из чужого мира, появляется чудовище Цмок. Цмок — самый страшный зверь на свете, который прыгает по земле и летает по воздуху. Он несет людям горе и разрушение. Поэтому белорусы добавляют к его имени эпитеты «проклятый», «поганый». Величиной он с хату. Может иметь три, шесть, девять, двенадцать голов больших, как кадки. Из ноздрей бьет пламя. У него есть крылья, руки и ноги, на которых когти, как мечи. Свое появление сопровождает разными звуками: шипит по-змеиному, ревет по-звериному. Цмок все крушит на своем пути.
Каждая часть мирового пространства обязательно имеет своего хозяина, владыку — главного бога. Ему подчиняются менее значимые боги, а им в свою очередь духи, священные животные.
Смысл существования богов, духов — человек. За человека и владение Землей идет борьба между богами света и тьмы, добра и зла. Боги света и добра способны уничтожить темные силы, но не делают этого, чтобы у людей сохранялся страх, иначе они и богов бы забыли.

Верхний мир

Небо
Небо имеет семь слоев. Это огромный купол, сделанный из стекла. Человек видит только первое небо, на котором располагаются звезды. Первое небо также удерживает воду, которую на небо поднимает радуга, опустив один конец в море или реку. Вода попадает в тучи и разносится по всему свету, просеивается через облака, как через сито, и дождем падает на землю. Когда облака сильно прорвутся, дождь льет как из ведра. Боги живут на седьмом небе.
Солнце раненько поднимается из-за земли и катится по небу на запад. Каждый вечер оно купается. Ночью заходит под землю и там отдыхает, а с приходом нового дня опять поднимается. Солнце — это тот огонь, который греет небо. Нет на свете сильней огня, чем солнечный.
На первом небе люди могут также наблюдать красивейшие звезды и созвездия: Ситка, Зарница, Вечерница, Воз и другие, каждое из которых играет определенную роль в жизни людей. Зарница — большая звезда, которая светит до раннего утра. Она будит людей и зовет их на работу. Вечерница — вечерняя звезда. Бог посылает ее осмотреть землю, прежде чем наступит темнота Ночи. На севере всегда стоит Воз, в который запряжены медведи.
Звезд на Небе столько, сколько на свете людей. Когда рождается человек. Бог зажигает на небе звезду, а когда человек умирает, его звезда падает с неба.
Млечный Путь Бог сотворил, чтобы птицы знали, как лететь в Вырай. Поэтому его в народе называют Гусиным шляхом, или Птичьей дорогой.
Когда Месяц состарится, Бог крошит его на звезды. Один кусочек месяца кладет в дежку, на закваску, поднимается опара, тесто подходит и переливается через край. Так рождается молодой Месяц.
Появление на небе Метлы (кометы) — предупреждение людям о большом несчастье, которое их ожидает: война, голод, мор на людей или скотину.

Боги неба
Боги живут на седьмом небе в большом дворце. Повелитель неба — Сварог. Он владеет Небесным огнем, мастерством кузнечества, которому научил людей. Сварог — отец Дажбога.
Дажбог — бог Солнца. Его воображали красивым, сильным юношей. Он защитник и учитель земледельцев. Белорусы — Дажбоговы внуки. Он дает им физическую силу, здоровье, мастерство. Дажбог хранит земные ключи: он замыкает землю на зиму и отдает ключи птицам, которые несут их в Вырай. Весной птицы возвращают ключи, и Дажбог отмыкает землю.
Макошь — богиня времени и судьбы людей. Покровительница женщин и женских ремесел: ткачества, прядения, вышивания, которыми и сама богиня владеет в совершенстве.
Стрибог — бог ветров.
Ярила — молодой красивый юноша, разъезжает на белом коне и в белом плаще; на голове у него венок, в руках колосья, ноги босые. Ярила — бог весенней плодовитости и любви. По приказу матери он открывает ворота неба и на белом коне приезжает на землю, а с его приходом начинается настоящая весна. В этот день выпускают скотину в поле. А в последующие дни, до конца апреля, белорусы водят хороводы, поют песни. Ярила покровитель чувственной любви. Поэтому не считалось злодеянием под его прикрытием и согрешить. Собирались в хороводы все жители селении, у всех участников — венки из свежих цветов. На праздник почитания Ярилы происходили эротические действа и кража жен.
Перун — бог неба, сын Белбога. Статный, красивый, черноволосый мужчина, с длинной золотой бородой. Ему подчиняются небесные боги и духи добра. Он ездит по небу на громовых жерновах, которые несут Гарцуки — духи, подвластные Перуну. Разъезжает Перун с огненным луком — Вясёлкай, из которого пускает стрелы-молнии. Перун всегда сражается со слугами Чернобога, настигая их в небе и на земле. Чернобог нагоняет тучи, чтобы заслонить Солнце, собрать в них напиток жизни — воду. Если стрела Перуна попадает в землю, то застревает в ней. Тому, кто найдет Перунову стрелу и принесет в дом, нечего бояться гнева бога: в этот дом молния никогда не ударит. Перун — властитель небесного огня. Он был справедливым судьей для людей. К нему они обращались с просьбой наказать обидчика: «Чтоб тебя Перун убил». В то же время Перун может гневаться и на людей, если они творят недобрые дела. Тогда он бьет в скалы, разбивает их и выпускает на землю огонь. Душа человека, убитого Перуном, сразу попадает в Вырай. Время господства Перуна от весны до осени, зимой он засыпает. Перун любит людей, охраняет их от злых духов.
Участником битв белорусов с недругами был Кара — бог войны и безжалостного уничтожения врагов.
Жена Перуна — Тётя — богиня лета, попечительница урожайности крестьянских полей, олицетворяла благополучие и щедрость. Тётя — дородная женщина зрелого возраста. Белорусы могли ее увидеть на поле, убранной спелыми колосьями, со зрелыми плодами в руках.
Лада — божество, которое поддерживает лад, порядок в семье. Богиня любви, красоты и плодородия. У нее есть дочка Ляля (Леля) — богиня весны, белорусы представляют ее молоденькой, красивой, стройной девушкой, одетой в длинные белые одежды. Весной Ляля приходит на землю, ее встречают девушки, перевязывают ей шею, руки и стан зелеными ветвями, на голову надевают венок из разных весенних цветов. Лялю сажают на земляную лавку, на которой с одной стороны поставлен кувшин с молоком, лежат сыр, масло, яйца, сметана и творог, а с другой — хлеб; возле ног кладут венки соответственно количеству девушек, участвующих в хороводе. Взявшись за руки, они танцуют вокруг Ляли и поют в ее честь песню. Ляля раздает всем девушкам по очереди молоко, масло, сыр и остальное, пока, наконец, ничего не останется. После этого девушки снова начинают танцевать вокруг Ляли. Та берет венки и бросает их по одному танцующим, пока все девушки не поймают по венку. «Красива, как Ляля», — так отмечали красоту земной девушки.
Знич — бог священного погребального огня, превращал тела и вещи покойника в пепел. Он же гасил зничку — звезду, зажженную в час рождения человека богом Родом.
Девоя — богиня невинности. У белорусов есть обычай при выходе девушки замуж праздновать последний день ее девичества. С потерей девичьей золотой вольницы каждая девушка теряет опеку Девои. Богиня известна практически по всей Беларуси, только под разными именами (например, Калая, Гожня, Сева и др.).
Люмбел — бог брака, который появляется перед молодоженами в день бракосочетания. Это красивый мальчик лет 10-12, одетый в белую рубаху с красным поясом, в красных сапогах, на голове венок из красных цветов.
Коляда — бог достатка и урожая, которого белорусы чествовали зимой на празднике его имени. Летние обряды находились под покровительством Кляскуна — бога луны. Это был красивый, веселый и умный юноша. А в полной мере отдавались белорусы утехам с Переплутом — богом веселья, песен, игр, шуток.
Боги не только знают обо всем, что творится на земле, но и активно вмешиваются в происходящее. Иногда они делают это сами, но чаще через посредников, которые передают их волю людям. Среди них Денница — богиня утреннего света, вестница солнца, которая ранним утром облетает землю оповещая о начале дня, и дает людям силы для работы. Как правило, посредниками между богами и людьми бывают духи.
Это мифологические существа, подчиненные богам, обычно связанные с жизненной средой человека или природой. Они постоянно находятся во взаимодействии с человеком. Духи по приказу богов помогают или вредят человеку. У них своя иерархия, есть главные, которым подчиняются остальные.
На службе у Перуна — Гарцуки — духи, подвластные только ему. Они живут где-то в больших горах. Во время восхода и захода солнца гуляют по горам; в полдень стрелою носятся на конях по полям и лесам, а ночью в виде разнообразных хищных птиц летают по поручениям Перуна. Гарцуков великое множество, они создают бури, вихри и другие разрушительные явления.
Посланниками богов могут быть и птицы. Вещими птицами являются орел, ворон, сорока, кукушка, сова. Все они могут предсказывать судьбы, однако надо понимать их язык. Чародеи — понимают, поэтому умеют предсказывать будущее. Наиболее сильным чародеям эти птицы служат, выполняя их поручения.

Еще про Тора:  Вепсская кукла. Оберег своими руками

Нижний мир

Нижний мир размещается под землей. В нем есть реки, озера. Там живут маленькие люди. Они очень слабые, потому что здесь никогда не бывает солнца. Здесь же находится Навье — место, в котором живут самые злые, смертельные духи, крадущие души умерших с целью прервать вечную жизнь человека.

Боги подземного мира
Властелином нижнего мира является — Чернобог — бог тьмы, зла и смерти. Вместе с Белбогом он создавал свет, природу, человека.
Велес — бог подземного мира, хранитель богатства и домашних животных. Его представляли могучим великаном с длинными волосами и бородой. Он дает людям талант, высокий рост, хороший голос, тонкий слух. Велес породнил человека с животными, научил использовать их в хозяйстве. Он был покровителем вещунов и певцов. Земледельцы в дар богу всегда оставляли на поле «бороду» — клочок несжатых колосьев.
Жиж — бог огня. Живет он под землей, занят тем, что расхаживает и выпускает из себя огонь. Если ходит медленно, то земля согревается, а если быстро, разогревается слишком сильно, из-за чего возникают пожары, которые уничтожают леса, сенокосы, сушат огороды, поля становятся бесплодными. Когда говорят: «Жиж повадился» — значит, стали частыми засуха или пожары; «Прилипчивый, как Жиж»; «Жижка села» — это о высыпаниях или лишаях на теле.
Ох — маленький, бородатый божок, который живет под землей. Любит людей и всегда готов прийти им на помощь. Если кто-то, горюя, вздохнет: «Ох!», он выйдет из-под земли и спросит: «Чего требуешь?» И если человек не испугается и скажет, чего хочет, Ох выполнит его просьбу.
Кладник — подземный бог, который охраняет сокровища, клады. Это старик небольшого роста. Живет в подземных дворцах, украшенных драгоценными камнями и металлами. Одевается в серебряные одежды, носит золотые сапоги и золотую коническую шапку, опирается на посох из чистого серебра. Не любит тех, кто хочет завладеть его богатствами, и губит их. Он превращает поля в болота, чтобы помешать людям искать клады. Кто переступает границы болота — гибнет, так и не найдя сокровища.
Людям помогает бог осени — Житень, которого белорусы представляют не очень грозным и всегда чем-то недовольным. Житень — пожилой, небольшого роста мужчина, худой, костлявый, с растрепанными волосами, с тремя глазами (третий глаз на затылке); ходит очень тихо, согнувшись. Бродит он по полям и осматривает, хорошо ли убраны, и если найдет на жнивье колосья, то собирает их, связывает в сноп и переносит на чисто убранное поле. На следующий год там, где Житень нашел брошенные колосья, будет неурожай, и, наоборот, большой урожай будет на том поле, где он оставил сноп.
Временами Житень является белорусам в виде нищего с суровым лицом и грозит пальцем каждому встречному. Этим он предупреждает, что скоро будет всеобщий голод или неурожай, надо запасаться хлебом.
Зюзя — бог зимы. От глагола «зюзеть» — мерзнуть, околевать от мороза. Белорусы представляют Зюзю так: старый, с белыми, как снег, волосами и такой же длинной бородой, низенький, толстый, в белой теплой одежде, однако ноги его босые и голова ничем не покрыта. В руке носит железную булаву. Зюзя большую часть зимы проводит в лесу. Иногда заходит в деревню по разным причинам: чтобы предупредить крестьян о суровой зиме в будущем году, помочь кому-нибудь — например, спасти от холода бедную семью или просто поесть кутьи. Белорусы уважают Зюзю. Чтобы задобрить его, люди в канун Нового года откладывают немного кутьи в отдельную миску и оставляют на ночь на столе, приговаривая: «Зюзя на дворе — кутья на столе».
Зюзя, рассердившись на людей, так стучит своей булавой о какой-нибудь пень, что и дома трескаются. Если кто-то в это время находится в лесу и спросит: «Кто это там стучит?» — услышит ответ: «Сам Зюзя стучит, людей стыдит!»
Помощник бога зимы — Мороз (Дед Мороз, Ледяной Дед). Это старик с синим или красным носом. Он весь белый, потому что одет в снег, лед и иней, только губы у него красные. Вместо усов и бороды сосульки чуть ли не до земли. Иней — это пыль, что сыплется с Мороза.
Мороз любит бороться с солнцем, но не может его победить. Солнце любит пошутить с Морозом, а он злится и зовет на подмогу ветер. Зюзя посылает Мороза на помощь людям: настелить мосты через реки, озера, болота, принести здоровый воздух. Мороз крепчает — лед толстеет. Но и толстый лед стонет, когда он идет по нему. Это слышат все, кто живет вблизи реки, озера или пруда, на заре или когда восходит солнце. Треск и стуки в хате зимой приписывают Морозу, который имеет привычку присесть передохнуть на крестьянский дом. Чтобы задобрить Деда Мороза, на Коляды белорусы приглашают его в дом поесть кутьи. Хозяин открывает окно и, высунувшись из него, зовет «Мороз! Мороз! Иди кутью кушать. Летом не бывай, по межам не ходи, яровые не губи».
Летом Мороз прячется под колодой. Если же он является поздней весной или ранней осенью, а уж тем более летом, значит, его послали злые духи.

Еще про Тора:  Рунические талисманы: изготовление амулетов, а также их значение и толкование в качестве защитного оберега, и как активировать?

Навье
В мире Навье всем заправляет богиня смерти — Паляндра. Паляндра находится во вражде с людьми и поэтому бывает рада, когда они умирают: она появляется в виде чудовищной женщины в домах умирающих и забирает их души. Души эти она передает Бабе Юге, с которой они очень дружны и даже вместе разъезжают в одной железной ступе. Проклиная кого-либо, белорусы восклицают: «Чтоб тебя Паляндра забрала».
Морена — смерть, которая вместе с морозами хозяйничает всю зиму на земле. С приходом богини весны Ляли заканчивается ее господство.
Трасца — название череды духов, которые наводят на людей разные болезни. Они выходят из земли и бродят по свету весной и осенью. Это двенадцать сестер разного возраста. …
Как и боги неба, боги нижнего мира активно участвуют в жизни людей. Они также могут явиться перед человеком сами, но чаще действуют через своих помощников духов.
Вестником Велеса является волк. В давние времена волков считали посланниками бога. Приносили им жертвы, обычно в декабре. Крестьяне брали козу, вели ее в лес и привязывали на перекрестке лесных дорог. Утром шли посмотреть, не отказались ли от их подарка лесные хозяева. Волки от подобного подарка никогда не отказывались.
При встрече с волком в лесу белорусы приветствовали его: «Здорово, браток!» Считали, что если поприветствовать его первыми, то он никогда не нападет, а перебежит дорогу — это к добру, удаче. Если волк пробежит возле села или через него перед закатом солнца, то ночь будет доброю для всех сельчан.
За службу Велесу волкам полагалась в награду убийство домашних животных. Обычно волк тащит из стада тех животных, на которых получил разрешение от своего хозяина. Но случается всякое. Жила-была одна вдова. Была у нее черная с лысиной корова. На нее и пал выбор Велеса. Узнала про это вдова. Соседи посоветовали ей замазать лысину у коровы чем-нибудь черным. Вдова так и сделала. Пришел в стадо волк, искал-искал черную корову с лысинкой и не нашел.
Пошел он к Велесу и стал жаловаться, что не нашел такой коровы. Бог знал, что за шутку сыграли с волком, и посоветовал ему съесть черную корову. Пошел волк снова в стадо искать уже черную корову. А вдова тем временем вымыла у коровы лысинку. И в этот раз не нашел волк своей коровы. Долго так ходил он, искал корову то с лысинкой, то черную — а вдова все обманывала его — и умер волк от голода.

Средний мир

Земля стоит посреди мира, а Солнце и Луна ходят кругом и светят. Край земли где-то далеко за морем, где земля сходится с небом, но никто туда не доходил.
За обладание Землей и человеком борются боги как неба, так и нижнего мира. Поэтому Земля — место действия большей части богов и духов того и другого мира. Кроме них на земле живут и действуют боги и духи Земли.
На священных празднествах в честь богов белорус подымал чашу и пил как за богов света, так и тьмы. Ожидая поддержки от добрых богов, белорус понапрасну не гневил злых.

Земля
Земля — мать белорусов. Бог сотворил человека из земли, он — земля и в землю пойдет. Земля поит, кормит, носит человека, оберегает и наказывает его, как мать. Самым страшным наказанием для белоруса было провалиться сквозь землю, когда гибло не только тело, но и душа. Это наказание белоруса ждало за черные дела против людей, за непослушание взрослых перед Богами, детей перед родителями. На местах провала сквозь землю образуются озера или болота, которые никогда не замерзают. Глубину таких озер или болот невозможно измерить. Если же люди из любопытства пытались, их всегда предупреждал голос: «Не меряй веревкой, а то померяешь головой».
Проклятия родителей всегда поддерживались богами и матерью-землей. Одна юная девушка полюбила простого пастуха. Она убегала к любимому, и они вместе катались на лодке. Отец же хотел отдать ее замуж за богатого. Ночью, когда бушевала буря и волновалось озеро, отец проклял дочь, которая в это время была в лодке с пастухом. Озеро провалилось сквозь землю вместе с ними.
Однажды Бог под видом старика пришел в село и попросился переночевать, но его никто не пустил. Тогда Бог проклял всех жителей села, и оно вместе с жителями провалилось сквозь землю, а на его месте возникло озеро.
Чтобы убедить людей в своей правоте, белорусы говорили: «Чтоб я сквозь землю провалился», «Провалиться мне на этом месте». Используется эта формула и в проклятьях. Желая своим обидчикам или врагам гибели, белорус говорит: «Чтоб ты сквозь землю провалился», «Пусть тебя земля съест».

Земные боги
Когда-то давно боги жили на земле вместе с людьми и только позднее, когда люди стали ставить себя вровень с богами, они ушли на небо, но не пустили туда людей. И только несколько богов остались на земле.
Среди древних преданий белорусов сохранилась память и про главного, доброго бога земли, которого звали Белун. Это старик с длинной белой бородой, в белой одежде и с посохом в руках. Он милостив и творит одно добро. Белун показывается только днем, при солнечном свете, и если встретит в дремучем лесу заблудившегося человека, выведет его на большую дорогу. Поэтому и существует поговорка: «Без Белуна темно в лесу». Во время жнива он любит появляться на нивах и даже помогает жнеям. Любит Белун и пошутить. Иногда он появляется в пшенице с большим мешком на носу. Выследив хорошего работника или работницу, он подзывает к себе рукой и просит, чтобы ему вытерли нос. Как только человек дотронется до носа, из мешка вдруг посыплется золото, и Белун исчезнет. Про счастливчиков белорусы говорят: «Наверное, подружился с Белуном».
Чур — родовое божество, предок, который и после смерти заботится о своем роде, оберегает его от злых духов. Основная его задача — охранять земельные владения рода. Жизненное пространство этого божества — земля, земельный надел, жилье его рода. Каждый человек может надеяться на помощь семейного Чура в любое время и в любом месте. «Чур меня!» — скажет девушка, и никакой нахал не пристанет. «Чур меня!» — позовет хозяин, и Бог поможет сберечь имущество. Забыть Чура, отказаться от него — значит забыть свой род, выйти из-под опеки, защиты Чура и рода.
Щедрец — бог веселья, беседы, опекает праздники, игры молодежи. Это мужественный юноша высокого роста. Одет в широкий плащ яркого цвета, увешанный яркими колокольчиками, цветными обрезками и длинными тесемками; на голове у него корона, на лице — чудовищная маска с красными щеками и носом; из-под короны выбиваются длинные волосы из конского хвоста; в руках толстый жезл. С ним подобная же свита. Щедреца сажают на специально сделанный для этого случая возок, увешанный разноцветными тряпочками и колокольчиками. Возком этим правит так называемый Щедранец, ему помогают и другие переодетые — Щедрованцы. Этот пестрый хоровод под музыку и с песнями ходит по улицам, останавливаясь возле каждого дома. Праздники в честь Щедреца начинают праздновать в канун Нового года и продолжают до пятого января.
Ветер — чудовищного вида пузатый человек с длинными, похожими на гусиный клюв губами. Если его губы широко раскрыты — дует теплый ветер, если сжаты, — веет холодом. Ветер бывает: свистун, ледовик, снеговик, хухач.

Человек

Волоты
Первыми людьми на нашей земле были волоты — существа огромного роста. Проходя через лес, они брали за верхушку огромную сосну, вырывали с корнем и опирались на нее, как на посох. Нынешние люди им бы только до колена доставали. Силы они были невероятной, не знали, куда ее приложить. Это они прокопали реки, насыпали горы, разбросали по всему свету большие камни. Как начнут биться да рвать дубье, так аж земля стонет! Не было на земле никого, кто бы мог померяться с ними силой. Много они погубили на земле животных и растений. Кичась своей силой, даже богам стали угрожать, хотели с ними побороться и кидали камни в небо. За это боги их наказали: часть погубили, а остальных превратили в малых и обычных людей.

Асилки
Давным-давно, когда еще люди жили в лесах дремучих, пришли на нашу землю асилки. В лесах было много зверья: медведей, волков, лосей, кабанов. В реках и озерах жили выдры, множество рыбы.
Асилки были люди здоровые, высокого роста, широкие в плечах. Голос у них колоколом гудел. Они могли с корнем вырывать деревья, забрасывать за облака тяжелую дубину. Хозяйства они не вели, питались тем, что ловили в лесах зверей да в реках рыбу. Одежду шили из шкур зверей. Асилки строили городища, перебрасывая топоры из одного на другое, чтобы не тратить времени на хождение.
Давным-давно, под большим камнем, где била криничка, родился асилок. Назвали его Неманом. Жил он среди лесов дремучих, лугов широких. Красивый, работящий. Природе и людям и всему живому добром платил. По соседству жила Лоша. Красивая девчина, но ленивая, лежала в тени, собой любовалась. Никому от нее не было радости. Лоша часто заглядывала к своему соседу.
Приглянулась Неману красавица. Была свадьба. Гуляла на ней вся родня жениха: и Сула, и Уса, и Уздянка, и Щара. Кого тут только не было! Пили, танцевали, молодым счастья и доброй доли желали.
Кончилась свадьба, начались будни. Снова Неман не знал ни дня ни ночи. Поил, кормил, жалел всех, кто к нему тянулся: и человека, и зверя, и птицу, и рыбу, и живность всякую. Радовал зеркалом вод прибрежные леса, поля, луга. На своей сильной груди носил лодки, гонял плоты.
Не раз приглашал на широкий простор и свою красавицу ненаглядную. Только та оставалась безразличной, холодной, не хотела делить со своим богатырем невзгоды и радости.
Однажды темной ночью Неман пошел прочь от своей жены. Проснулась Лоша, а Немана нет. Начала догонять беглеца, да не в ту сторону кинулась. По долинам и низинам бежала, сил не хватало, не знала, куда лучше податься. Звала на помощь, но никто не пришел: ни Птичь, ни Березина, ни Свислочь. Только Выня посочувствовала горю подруги. Выбежали они вдвоем к песчаной гряде и увидели, как Неман через долы и леса дорогу себе прокладывает. Волнами горьких слез кинулась Лоша в объятия своего богатыря: почувствовала — жить, как раньше, нельзя. Начала помогать Неману.
Асилки были защитниками земли и людей. Подвиги асилков связаны с их борьбой против темных сил. У этих богатырей всегда были друзья — такие же богатыри. Только проявляли они свою силу и необычайные возможности в какой-то одной области. Например, Ломай-камень легко разбрасывал горы и разбивал валуны, выравнивая пути-дороги. Вернидуб быстро выкорчевывал лес.
Только белорусские богатыри были способны справиться с Цмоком, который прилетал из чужих краев. Смело бились они с чудовищем на своей земле. Не боялись отправиться на поиски чудовища в чужие края, если оно, похитив девушек-красавиц, успевало скрыться. Находили и там вызывали на бой. Цмок всегда выходил на бой с богатырями в своем настоящем обличье, никогда не превращаясь в других существ.
У Цмока есть жена-змея, сестры, братья, отец, бабка — Юга. За уничтожение своего мужа, брата, племянника они всегда стремятся отомстить богатырям. Когда те возвращались домой, родственники Цмока преследовали их, превращаясь то в кровать, то в яблоню, а то и в криницу. Приляжет утомленный богатырь на кровать, съест яблочко или попьет воды из криницы — умрет в одночасье. За добро и смелость асилка, за его готовность помочь и людям и зверям, всегда найдутся ему чудесные помощники — щука, медведь, волк, седой Дед, которые дадут совет, помогут делом, предупредят о коварстве врагов. Даже боги, ценя добрые дела асилков, поддерживали их.

Еще про Тора:  история ариев и славян

http://www.knihi.com/artykuly/jaryla-ras.html

Литература

  • Белорусская мифология. Энциклопедический словарь — Минск: Беларусь, 2004.
    • Белорусская мифология: Энциклопедический словарь / С. Санько, И. Климкович. — Минск: Беларусь, 2006. — 599 с.
    • Мифология белорусов: энцыкладпедычны словарь / состав. И. Климкович, В. Автушко; наук. ред. Т. Володина, С. Санько. — Мн.: Беларусь, 2020. — 607 с.: ил.
  • Весенние песни / Сост. Г. А. Барташевич, Л. М. Соловей, В. И. Ялатаў. Мн., 1979.
  • Василевич В. Земная дорога в теплые края. Белорусские народные приметы и поверья. — Минск : Беларусь, 2020.- 717 с. : ил.
  • Вуглік, И. Р. Мифология белорусов : учебно-методическое пособие / И. Р. Вуглік. — Минск : Современные знания, 2005. — 151 с.
  • Казакова, И. В. Белорусский фольклор: учебное пособие/ И. В. Казакова. — Минск: выдав. Центр БГУ, 2007. — С. 10-25
  • Кацар М. С. Белорусский орнамент. Ткачество, вышыука / пер. с рус. языка, лит. апрац. и наук. ред. Я. М. Сахута. — 2-е изд. — Минск: Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки, 2009. — 223 с.: ил.
  • Крюк Я. Символика белорусской народной культуры. Минск : Беларусь, 2020. — 430 с.: ил.
  • Малашук И. М. Солнце в эпических жанрах устного творчества / И. М. Малашук // Исторический альманах. — 2002. — № 8
  • Малашук, И. М. Архетип солнца в белорусском фольклоре / И. М. Малашук — Минск: Институт искусствоведения, этнографии и фольклора имени К. Крапивы НАН Беларуси, 2003, — С. 10-14
  • Мифы Отечества: Литературно-художественное издание / Составитель: Владимир Василевич. — Мн: БелЭн, 1994. ISBN 5-85700-162-5.
  • Новак В. С. Мифологические представления белорусов / под редакцией В. С. Новак — Мн.: «Право и экономика», 2020
  • Пашков, Г. П. Белорусский фольклор: Энциклопедия. Т. 2 /Г. П. Пашков. — Минск: БелЭн, 2006. — 832 с.
  • Стоит земля посреди мира… Белорусские народные приметы и поверья. Кн.1. Составитель В.Василевич. Мн., 1996.

Спорные божества, предлагаемые исследователями

Многие языческие боги, описанные фольклористами и другими учеными, упоминаются в единичных источниках и часто являются результатом волюнтаристского отношения к фольклорному, летописному и археологическому материалу. До настоящего времени идут споры, существовали ли такие божества на самом деле, или их ошибочно выделили исследователи.

  • Белбог (Белун) — предложенное фольклористом Адамом Киркором белорусское божество. Якобы почитался всеми белорусскими племенами и, возможно, некоторыми соседними. Упоминается как «Бог богов», «Белун», «Дед» или просто «Небо». Из мифов о нём известно только то, что он дал волшебный молот своему сыну Перуну. По Киркору, Белун — якобы главное божество древних белорусов, старик с белой бородой, в белой одежде, с посохом в руках. Охраняет крестьянские нивы, одаривает людей золотом. В более позднем народном фольклоре представал духом урожая и земледелия. В древних языческих верованиях мог быть одним из создателей мира. Неринг сомневается в существовании Белбога в белорусской мифологии, замечая, что впервые это божество упоминается только в XVII в. в немецкой хронике. Польский ученый Ал. Брукнер утверждает, что «Белбога из пальца себе только потом немцы высосали» (Brückner Al. Mitołogia słowiańska. Krakow 1918. S. 1). Но эти авторы не используют белорусских источников, не приводят никаких белорусских этнографических материалов. Л. Горошко, анализируя их работы, склоняется в сторону достоверности сведений А. Киркора. Но Максим Знак считает, что А. Киркор был склонен к собственному мифотворчеству, особенно в случае с реставрацией мифов о Белуне. Не как божество, а как фольклорный персонаж Белун упоминается у И. И. Носовича. По Носовичу, Белун — седой дед, который живёт во ржи у дороги. Просит людей утереть ему грязный нос. Если человек соглашается, то Белун дарит ему золото из сумки. Скорее всего, «бог» Белун является ошибкой фольклористов, безосновательным смешением черт полевика и скарбника.
  • Ржаная Баба — возможно, древнейшая богиня урожая (академик Н. Никольский)[9]. Её «идол» делали из снопа. Позже стала персонажем многочисленных вышивок народной одежды и полотенец. По И. Вуглику, могла быть одним из первых богов, от которых родились все остальные божества. Изначально персонаж предложен П. Шпилевским, который имеет репутацию не досконально профессионального исследователя. Кроме этого исследователя, никто больше не упоминает о таком «божестве». По Шпилевскому, Ржаная Баба — женская пара божка Житеня.
  • Житень — предложенный П. Шпилевским бог полевой работы, бог осени и урожая. Имел вид невысокого старика, с тремя глазами и спутанными волосами. Считали, что он живёт в кустах около поля, отсюда и народная пословица: «Поклонись кусту, даст тебе ломоть хлеба». По И. Вуглику и М. С. Кацару, сын Ржаной Бобы, по П. Шпилевскому — её муж. Скорее всего, такое божество никогда не существовало и является ошибочной интерпретацией образа полевика или какого-то другого полевого духа.
  • Толока — предложенное П. Шпилевским женское божество, покровительница жатвы и плодородия. Празднества в её честь были очень торжественные и радостные.
  • Посвист — предложенный П. Шпилевским божок. Возможно, вызвал плохую погоду и тучи.
  • Дзявоя — предложенная П. Шпилевским богиня невинности. Когда девушка выходила замуж, она теряла опекунство Дзявои. В честь богини перед свадьбой праздновался последний день девичьей вольности[15]. Дзявоя почиталась почти по всей Белоруссии, в том числе под именами Калая, Гожня, Сева и т. д.
  • Зюзя (Мороз)— восточнославянский бог холода и стужи. Седой бородатый дед, босой, в белом тулупе, с железной булавой в руке. Когда сердится, бьет булавой об пень, и мороз трещит. Как бог зимы упоминается в П.Шпилевского. Как фольклорный персонаж, дух, упоминается под именами Мороз, Ледяной Дед у М. Федоровского, А. Сержпутовского.
  • Жижаль — предложенный П. Шпилевским подземный бог огня, который мог вызвать пожары. Якобы один из врагов Перуна. Скорее всего является ошибочным объяснением детской названия огня — «жиж» — и народных пословиц по типу «Жыж унадзіўся» (это значит, началась засуха).
  • Чернобог — впервые упоминается у Гермольда в XII в. Н. А. Янчук считал его «кабинетным» богом, который «появился» из-за ошибки и никогда не существовал в реальном белорусском язычестве. Алье Нидэрле замечает, что многие места имеют этимологическую связь с именем Чернобога (Чёрного бога), и приходит к выводу, что такое божество существовало. Но ни одного сюжета о его действиях не сохранилось. Все попытки охарактеризовать Чернобога как «бога зла» носят отпечаток христианского мировоззрения о дуализме Бога и Сатаны. (В язычестве этического деления вселенной на добро и зло не существовало).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector