Бог перун это верховный главный бог или бог громовержец?
Википедия исходит из того, что в древней Руси было язычество. Соответственно древнерусский бог Перун один из языческого пантеона. Он подобен древнегреческому богу громовержцу Зевсу. Но если Зевс в мифологии прямо называется ведающим всем миром, то о Перуне такого не говорится.
Отсюда путаница в его иерархическом статусе. Перун не являлся верховным в старом русском пантеоне. Одновременно Википедия уточняет, что за главного языческого бога Перуна всё же почитался князем Владимиром в «Повести временных лет».
Глава языческого пантеона на руси; бог грома и молнии у славян, 5 букв, 5-я буква н, сканворд
глава языческого пантеона на Руси; бог грома и молнии у славян
Альтернативные описания
• бог грозы в славянской мифологии
• бог княжеской дружины
• верховное божество у восточных славян
• эквивалент Зевса на Руси
• главный бог на Руси
• атрибутами этого бога на Руси считались гром, молния и дубовое полено
• имя этого бога языческого пантеона означало «Тот, кто больно бьет», но некоторые ученые усматривают в нем связь со словами «первый», «правый»
• главный бог Киевской Руси
• славянский бог грозы
• бог грозы у славян
• громовержец русичей
• бог грозы древнего русича
• русский бог грозы
• зевс на Руси
• Бог грозы в славянской мифологии
• Верховное божество у восточных славян
• Глава языческого пантеона на Руси
• В славянской мифологии бог грома и молнии
• бог грозы у русичей
• имя этого бога языческого пантеона означало “Тот, кто больно бьет”, но некоторые ученые усматривают в нем связь со словами “первый”, “правый”
• м. в Великой Руси осталось мало следов этого бога грома и молнии, грозы; в Белоруссии более, там его опнсывают; это высокий, плечистый головач, черноволос, черноглаз, борода золотая, в правой руке лук, в левой колчан со стрелами; он ездит по небу в колеснице, пускает огнеиные стрелы. Ка’б цебя пярун треснув! брань. Який там перун ляскае! что за шум, стук, грохот. смол. в знач. вихря. Иж яго пяруном носиць! твер.-ржев. бранное в знач. болезни, припадка. Схваци цебя пируном! Иносказательно молния, громовая стрела. Кругом его, из облаков, гремящие перуны блещут, Ломоносов. Если перун одного корня с прах, перхоть, персть, то означает истре бителя, испрашителя; если от переть, пря, то попирателя или воителя; у Шимкевича, от прать; менее вероятно от перо
• славянский аналог бога войны марса
История возникновения
Самые первые упоминания про бога-громовержца у славян встречаются ещё в 6 столетии. Их сделал историк из Византии Прокопий Кесарийский. Перуна задабривали, принося ему в жертву быков. По данному факту его ассоциируют с пророком Ильёй, которого наделили функциями повелителя молний в христианской религии. В Ильин день организовывался званый пир, на котором также убивали быка.
Другие сведения о божестве содержит «Беседа трёх святителей», выступающая памятником письменности древних русичей. Она написана в формате вопрос-ответ, на них отвечают православные святые. И Перуна в «Беседе» называют очень громко – «ангел грома».
Ещё больше подробной информации о воинственном боге нам предлагает знаменитая «Повесть временных лет». В ней рассказывается о клятвах, даваемых древнерусскими воинами, которые делали их во имя Перуна и Велеса – ещё одного славянского божества, защищающего животный мир и покровительствующего творчеству.
Клятва выполнялась следующим образом: воины складывали всё своё обмундирование, мечи, щиты, другое орудие и золотые изделия на земле, на них давали обет выполнения определённых условий и договорённостей.
Встречаем упоминания о деревянных кумирах, установленных правителем Древней Руси Владимиром Святославовичем. Статуи изображали шестёрку богов и располагались на Киевских холмах. Примечательно, что Перуну досталось первое место в данном списке. Также были кумиры Даждьбога (подателя всяких благ), Хорса (солнечного божества), Стрибога (покровителя ветра и других явлений природы), Макоши (Земли-Матушки) и Семаргла (божественного гонца).
Конечно, на сегодняшний день нельзя сказать наверняка, как именно выглядел идол Перуна. Но по письменным описаниям его голова покрывалась серебром, а усы – делались позолоченными.
Когда же на Руси официально ввели христианство, князь Владимир распорядился, чтобы кумир бога был изрублен на куски, проволочен на верёвках по земле и сброшен в речку Волхов. Затем тексты древнерусских книжников постепенно меняют образ Перуна с божества на демоническую сущность. Якобы, его власть прекратилась с крещением Руси.
Какой бог перун в википедии
Википедия так объясняет бог Перун это кто такой:
https://www.youtube.com/watch?v=36ZzOwBbRfQ
«Перун (др. -рус. Перунъ, укр. Перун, белор. Пярун; польск. piorun «гром») — это бог-громовержец в славянской мифологии, покровитель князя и дружины в древнерусском языческом пантеоне. Имя Перуна возглавляет список богов пантеона князя Владимира в «Повести временных лет».
Славянская этимология имени Перун (праслав. Perunъ) разделяется большинством исследователей. Считается, что оно происходит от глагола perti, pьrǫ «ударять, бить» (ср. рус. переть, болг. пера, перем «бью, колочу») и суффикса деятеля -unъ (ср. бегун, прыгун и так далее). Таким образом, имя Перун имеет значение «бьющий, ударяющий, разящий (громом и молнией)».
Перун — славянский бог грозы, бог грома и молнии
Перун — славянский Бог Грозы, Бог грома и молнии. Его представляли себе немолодым разгневанным мужем с рыжей клубящейся бородой. Сразу отметим, что рыжая борода — непременная черта Бога Грозы у самых разных народов. В частности, рыжебородым считали своего Громовержца (Тооа) скандинавы, соседи и родственники славян по индоевропейской семье народов. Надо ли говорить, что огненно-золотой цвет бороды Бога Грозы отнюдь не случаен!
Волосы же Бога Грозы уподоблялись грозовой туче. Скандинавские сказания отмечают, что разгневанный Тор «потрясал волосами». Какого цвета были волосы у Тора, определённо не сказано, а вот у славянского Перуна они действительно как грозовая туча — чёрно-серебряные. Недаром изваяние Перуна, стоявшее некогда в Киеве, описано в летописи так: «Голова серебряна, ус злат».
Славяне видели своего Бога мчащимся среди туч верхом на коне либо в колеснице запряжённой крылатыми жеребцами, белыми и вороными. Между прочим, сорока была одной из птиц, посвящённых Перуну, именно из-за своей чёрно-белой окраски.
Имя Перуна очень древнее. В переводе на современный язык оно означает «Тот, кто сильно бьет», «Разящий». Некоторые учёные усматривают связь имени Бога Грозы с такими словами, как «первый» и «правый». Что касается «первого», то Перун действительно был главнейшим Богом в языческом пантеоне Киевской Руси и, вероятно, старшим сыном Сварога. Не лишено смысла и сближение его имени с «правым». Перуна считали наши предки учредителем нравственного закона и самым первым защитником Правды
Отчаянно гремит по неровностям туч несущаяся Перунова колесница — вот откуда гром, вот почему он «прокатывается» по небесам. Впрочем, на сей счёт бытовали разные мнения. Еще говорили, что гром и молния — эхо и отблеск ударов, которыми Перун награждает небесного Змея, стремящегося снова ограбить Богов и людей — похитить Солнце, скот, земные и небесные воды. А в отдалённой древности полагали, что на самом деле гром — это «клич любви» на празднике свадьбы Неба с Землёй: известно же, как хорошо все растёт после грозы…
Согласно некоторым источникам, молнии у Перуна были двоякого рода: лилово-синие, «мертвые», разящие насмерть, и золотые, «живые», созидающие, пробуждающие земное плодородие и новую жизнь.
Давно замечено, как чист воздух и как легко дышится, когда отгремела гроза. Славяне-язычники и этому нашли объяснение. Всё дело в том, говорили они, что нечистая сила в страхе разбегается перед гневом Перуна, прячется в норы и долго ещё не смеет высунуться наружу!
Перун, в большой степени «ответственный» за плодородие, имеет особое отношение к хлебу. Сохранилась легенда о том, как некая неразумная женщина отправилась в поле работать в праздник Перуна (20 июля), чеиз по обычаю девать было нельзя. Рассердившийся Перун сдержал поначалу свой гнев. Но когда ребёнок, оставленный на меже, обмарал пелёнки и мать вытерла его пучком хлебных колосьев (по другой версии, осквернению подвергся кусок печёного хлеба) — беда разразилась: поднялся вихрь и унёс в тучу весь урожай. Часть его всё-таки удалось отмолить обратно, но «стоколосым» (по сотне колосьев на каждом стебле) хлеб никогда уже больше не родился…
С громом небесным связана и легенда о происхождении жемчуга. Славяне считали, что он зарождается из отражения молнии, запечатлённой в глазах моллюска-жемчужницы в момент, когда тот испуганно захлопывает створки раковины при виде грозы…
Оружием Перуна первоначально были камни, в дальнейшем — каменные топоры и наконец — золотая секира: Боги «прогрессировали» вместе с людьми. Топору — оружию Громовержца — с глубокой древности приписывалась чудесная сила. Топором ударяли по лавке, на которой кто-нибудь умер: полагали, что тем самым будет «подсечена» и изгнана смерть. Топор крест-накрест перебрасывали через скотину, чтобы она не болела и хорошо плодилась. Топором чертили над больным Солнечный Крест, призывая на помощь сразу двоих братьев-Богов. А на лезвиях топоров часто выбивали символические изображения Солнца и Грома. Подобный топор, всаженный в дверной косяк, был неодолимым препятствием для злой
нечисти, стремящейся проникнуть в человеческое жильё. Поистине не перечесть обычаев и поверий, связанных с топором. Даже всем известный «куриный бог», камешек с отверстием посередине, который заботливые хозяева посейчас стараются повесить в курятнике, — не что иное, как воспоминание о древнем каменном топоре, одном из символов языческого Бога Грозы…
Другой символ Перуна — так называемый громовый знак, похожий на колесо с шестью спицами. Учёные полагают, что древние люди использовали здесь форму снежинки, ведь святилища Перуна устраивались как можно ближе к тучам и Небу — на вершинах гор (во всяком случае, на самых возвышенных местах), где раньше всего появляется снег. Этот знак до сих пор можно видеть на избах старой постройки — его резали и для красоты, и из чисто «практических» соображений — в качестве громоотвода…
Когда у славян появились князья и боевые дружины, Перуна стали считать покровителем воинов. Поэтому некоторые исследователи теперь пишут, будто Перун — исключительно «дружинно-княжеский» Бог, вовсе не популярный среди простого народа. Вряд ли это было действительно так! Ведь гроза — не только небесная битва, она необходима и пахарю, ждущему урожая. А главный подвиг Перуна как раз и состоял в том, что он вернул Земле плодородие, вернул Солнце и дождь.
Перуну было посвящено животное — дикий тур, огромный, могучий лесной бык. Есть у Перуна свое дерево — дуб, есть и любимый цветок, который в Болгарии до сих пор зовут «перуникой». У него шесть лилово-голубых лепестков (громовый знак!), поросших золотистыми волосками (молния!). Он расцветает весной, когда гремят первые грозы. Цветок этот очень красив, и называется ирисом— по-гречески «радужным», потому что различные сорта ирисов бывают самого разного цвета. Научное, латинское название перуники — Iris Germanica.
Святилища Перуна устраивались под открытым небом. Они имели форму цветка, в тех святилищах, что раскопаны археологами, «лепестков» обычно восемь, но в древнейшие времена, по мнению учёных, их было шесть. «Лепестки» представляли собой ямы, в которых горели неугасимые священные костры. Посередине ставилось скульптурное изображение Бога. Теперь слово «идол» имеет в нашей речи несколько презрительный оттенок (вспомнить хотя бы «идолище поганое»), приходится иногда даже слышать, будто древние славяне «верили в идолов». Но это всё равно что утверждать, будто христиане «верят в иконы».
Перед изображением Бога помещался алтарь, обычно в виде каменного кольца Туда складывали приношения, проливали жертвенную кровь: чаще всего — животную, а если народу грозило серьёзное несчастье — то и человеческую. Жизнь во все времена считалась священным даром Богов человеческое жертвоприношение было чрезвычайным, исключительным актом. И надо ещё учитывать, что, по утверждению учёных, человек, назначенный в жертву, вовсе не обязательно заливался горькими слезами и пробовал убежать. Жертвы бывали и добровольными: человек уходил к Богам, чтобы поведать им о нуждах своего народа, попросить помощи, отвести беду.
Православная церковь запретила молиться прежним Богам, и святилища были разрушены с той же ненужной жестокостью, с какой спустя почти тысячу лет воинствующими атеистами были разрушены церкви. И мы знаем мифы древней Греции намного лучше чем свои…
Упоминание в источниках
О культе бога грома у славян упоминает Прокопий Кесарийский в VI веке в своем труде “Война с готами”. Первое сообщение о Перуне с упоминанием его имени содержится в “Повести временных лет” в рассказах о событиях 907, 945 и 971 годов. Все они связаны с войнами Руси и Византии.
Описание ритуала с жертвоприношением у дуба на острове Хортица есть в трудах византийского императора Константина VII Багрянородного середины X века.
В летописи “Повесть временных лет” есть упоминание о своеобразной “языческой реформе” князя Владимира в начале правления в Киеве, то есть около 980 года. Идол Перуна имел золотые усы и серебряную голову. Он был первым из шести основных богов.
Рис. 3. Славянский Перун.
Что мы узнали?
Для понимания язычества восточных славян следует знать, богом чего был Перун. Его культ продержался несколько столетий и даже спустя 300 лет после крещения Руси, о чем свидетельствует упоминание священных дубов в документах начала XIV века.