Гром – Словарь библейских образов, Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т.

Гром – словарь библейских образов, райкен л., уилхойт д., лонгман т.

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т.

Гром – яркий библейский образ, встречающийся в Библии более двадцати раз. Значение образа связано с физическими свойствами грома, который устрашает людей и сопровождается молнией и другими особенностями бури.

В воображении древних людей гром был связан с присутствием, силой и гневом божества. Соответственно, в Библии в большинстве случаев гром представлен как проявление Бога. В рамках этого представления присутствуют четыре мотива.

Иногда гром – это просто одна из сил природы, контролируемых Богом. Так, Бог «назначал устав дождю и путь для молнии громоносной» (Иов. 28:26; см. также Иов. 38:25). Выдающийся пример – Пс. 28, песнь о грозе, где метафорический голос Бога гремит в надвигающейся буре. Иногда Божий контроль над громом перерастает в отождествление бури с Богом, где не столько описывается буквально гроза, сколько силы природы используются символически, для изображения могущества Бога. Так, в псалме сказано: «Глас грома Твоего в круге небесном; молнии освещали вселенную; земля содрогалась и тряслась» (Пс. 76:19).

Другая группа образов связана с громом как символом трансцендентной силы Бога. В день, когда Бог говорил с горы Синай, «были громы, и молнии» (Исх. 19:16). Иов спрашивает: «А гром могущества Его кто может уразуметь?» (Иов. 26:14). Голос из бури задает Иову вопрос: «Можешь ли возгреметь голосом, как Он?» (Иов. 40:4). В краткой истории сотворения в Пс. 103 именно Божий гром обращает в бегство персонифицированные воды (Пс. 103:7). В Книге Откровение гром также приравнивается к сверхъестественной силе (Откр. 6:1, 10:4, 14:2).

Тему могущества Бога продолжает тема грома как одного из видов Божьего оружия против врагов (см. НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ). Например, гром и град – особенности седьмой казни (Исх. 9:13–35). В ситуации с казнями способность Моисея повлиять на гром своими молитвами делает его в глазах окружающих святым человеком, а его Бога – могущественным Богом. «Простру руки мои к Господу; громы перестанут, и града более не будет» (Исх. 9:29). В хвалебной песни Анны говорится: «Господь сотрет препирающихся с Ним; с небес возгремит на них» (1Цар. 2:10). Когда Бог «возгремел… сильным громом над Филистимлянами», они испугались и были разгромлены израильтянами (1Цар. 7:10). Исаия предсказывает врагам Израиля такую долю: «Господь Саваоф посетит тебя громом и землетрясением, и сильным гласом, бурею и вихрем, и пламенем всепожирающего огня» (Ис. 29:6).

Еще одна категория ссылок, развивающих тему Божьего могущества, – это конкретное направление Божьего гнева и суда на грешников. Например, в середине прощальной речи Самуила, пророка Израиля, Бог посылает гром и дождь в сезон сбора урожая, чтобы люди видели, как велик их грех, заключающийся в том, что они просили себе царя (1Цар. 12:17–18). В одном из видений Откровения вспышки молний и раскаты грома, сопровождаемые Землетрясением, являются признаком последнего суда (Откр. 16:18).

Образ грома в Библии парадоксален: это сила природы, в которой постоянно проявляется нечто, не принадлежащее миру природы, а именно, присутствие, могущество и суд Божества, вызывающие трепет и ужас.

См. также: БУРЯ, ГОЛОС, МОЛНИЯ, НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ, ПОГОДА, ПРИРОДА.

Храм ареса — сравнения богов войны в разных культурахмифологиях

Сравнения богов войны в разных культурахмифологиях

Примечание: для всех народов древности (примитивных народов), для которых победа в войне почиталась главным проявлением милости небес, бог войны неизменно занимал главенствующее положение в их пантеоне.

Выбирая богов, мы выбираем свою судьбу.

Война (Полемос) — отец всех, царь всех:
одних она объявляет богами, других —
людьми, одних творит рабами, других —
свободными.

МифологияИмя богаФункциии богаПримечания (это интересно)
  Мирные (повседневные)Утилитарные 
Аксумская (Эфиопия)МахремБог грома. Покровитель и предок аксумского царя.Бог войны.Отождествлялся с греческим Ареем (Аресом).
АрмянскаяАрСимволизирует могущество солнца, соединял в себе черты силы природы, весны.Позже становится богом войны.Днем Ара считалось 21 марта — день весеннего равноденствия (можно провести аналогию с Аресом и Марсом).
ВаагнБог охоты, огня и молнии.Бог войны.В эллинистическую эпоху, Ваагн отождествлялся с Гераклом.
Нанэ, НанеБогиня материнства и мудрости.Богиня войны выглядящая как молодая женщина в одежде воина (подобно Афине), с копьём и щитом в руках. 
АцтекиКамаштли (Camaxtli)Творец огня, бог охоты и судьбы. Один из 4 6богов, создавших мир. Бог звёзд, полярной звезды и туч.Бог войны. 
УицилопочтлиБог неба, солнца.Покровитель воинов и непосредственно бог войны. 
БалтийскаяПеркунасБог грома, молнии, дождя.Позже становится богом войны. 
Яровит, Ярило, ЯрБог весенних гроз, любовной страсти и плодородия.Бог войны. 
Вавилонская (наследник древнего Шумера)НинуртаНинурта почитался как покровитель земледелия и скотоводства (в шумерских гимнах его называют «земледелец Энлиля»), существует «Поучение Нинурте», написанное от имени Энлиля, в котором он учит своего сына разнообразной хозяйственной деятельности.Бог удачной войны, витязь богов.Отождествлялся с планетой Сатурн.
НергалБог болезней и смертей (владыка подземного царства).Бог войны.Отождествлялся с планетой Марс.
ВенгерскаяХадур или Ходер («Господь войны» или «Армия Господа»)Бог кузнецов.Бог войны.Он носил доспехи и оружие из чистой меди, что являлось священным металлом и было сказано, что он сделал Меч Бога (Isten kardja), который был обнаружен у Аттилы и обеспечивавший его правление. До начала битвы мадьяры приносили в жертву Хадуру белого жеребца.
ГалльскаяКамул, его имя означает «небеса». Бог войны у древних галлов и кельтов.Отождествлялся с римским Марсом. Заимствован у римлян.
ГреческаяАрес, его имя означает «воин». Это кровожадный, ненасытный,
бесчестный и яростный бог войны, совершенно непопулярный
по сравнению с другими олимпийскими богами. Его сестру зовут
Эрида, что означает «раздор». Он считается сыном Зевса и Геры.
Кроме создания военных конфликтов, у Ареса были вполне мирные обязанности: он воплощал производительные силы природы и поэтому также считался богом весны (название марта происходит от его римского имени).Бог войны у древних греков.Спутницы Ареса – богини войны Энио и Эрида.
В отличии от Афины Паллады – богини честной войны, вел, чаще всего, несправедливую и кровопролитную войну.
Мало кто знает, но среди олимпийцев именно он, а не Апполон, как думают многие, считался эталоном мужской красоты.
ЕгипетскаяСетБог пустыни и грозы.Олицетворял злое начало, бог разрушения, хаоса, войны и смерти. 
Сехмет, Сохмет, СахметБогиня палящего солнца, целительница, покровительствовала врачам.Богиня войны. 
Маахес, его имя означает «тот, кто правдив рядом с ней». Бог войны.Маахес был пожирателем виновного и защитником невинного. Маахес редко упоминался по имени и вместо этого упоминался как «бог резни». Это неудачное упоминание, потому что вводит в заблуждение. Так как подобный этому упоминанию бог был принят во время персидских и более поздних римских периодов, когда иностранные завоеватели встретились с жестоким сопротивлением от жрицов Маахеса и их сторонников.
Монту Египетский бог войны, олицетворение мужества и победы.Он был древним главным божеством, прежде чем эта роль перешла к Амону. Храм, построенный в Медамуде (город к северо-востоку от Фив) при Сенусерте III (ок. 1878-1841 гг. до н.э.), продолжал существование еще в греко-римский период.
ЗападносемисткаяРешеф (Финикия). Его имя означает «пламя».Считался хранителем договоров. Моряки всегда брали в плавание его статуэтки.Бог войны, мог насылать эпидемии и избавлять от них.Греки отождествили его со своим Аполлоном.
Индуистская (ведийская)ИндраБог грома и молнии.Бог — воитель.Вот пример текста, характеризующих Индру как воителя в гимнах Ригведы. В одном из гимнов сам Индра говорит о себе: «Ко мне взывают люди, владельцы коней, в тяжкой боевой нужде. Я — тот могучий, который подстрекает к ратному делу и вихрем вздымает пыль в своей всесокрушающей силе».
Сканда, он же Кумара. Предводитель войска богов, бог войны в индуизме.Считается также, что Сканда покровительствует не только воинам, но и ворам.
Касситская
(древние племена, обитавшие в горных местностях Западного Ирана)
Гидар (Gidar). Гидар был воинственным божеством, покровительствующим воинам. Бог войны.Есть мнение, что он был близок к образу бога-героя, который сражается с демонами, чудовищами или другими врагами.
Соответствует баскскому gudu“война”, gudari«воин», шумерскому gud«воин» и, возможно, грузинскому čidi«поединок».
КиммерийцыО верованиях киммерийцев мало что известно. Центральное место (как и у скифов) занимал бог войны, они поклонялись мечу.   
КитайскаяГуаньди, Гуань Юй, Гуань Юньчан.Бог богатства, а также покровитель чиновников.Бог войны.Предполагается, что у Гуаньди имелся реальный прототип — военачальник Гуань Юй или Гуань Ё, живший в III в. н.э. в смутные времена на закате правления Ханьской династии. Он прославился неистовой силой, военной доблестью и верностью своему правителю Лю Бэю. Во время войны он попал в плен и был казнен, так как отказался предать государя. Позднее героя канонизировали за множество заслуг и официально признали богом в XVI в.
Кельтская Нуада (прозвище – Аргетламх, что означает «муж с серебряной рукой»).Он выполнял роль гэльского Зевса или Юпитера.Бог войны у кельтов.Этот бог обладал непобедимым мечом. Его культ сопровождался человеческими жертвоприношениями, которыми бог щедро делился со своими спутницами. К числу его спутниц относились пять богинь: Бадб, Немайн, Фи, Маха, Морриган.
Тевтат (Teutates)Этимология его имени (от галльского слова teuto и ирландского tuath, «племя») позволяет считать Тевтата богом кельтской общины, то есть племенного коллектива, а также его мирной деятельности.Покровитель военной деятельности у кельтов.В кельтской мифологии один из самых древних богов. О нем также повествует в своей поэме «Фарсалия» римский поэт Лукан. Цитирую: «не знающий жалости Тевтат».
Хесус Бог войны у кельтов.Интересно, что является тезкой Сына Божьего.
О нем также повествует в своей поэме «Фарсалия» римский поэт Лукан. Цитирую: «Ужасный Хесус».
Критяне Ах — ду Жестокий бог, бог войны, смерти, разрушения.Есть теория, что критяне – не греки, поэтому вынесла отдельной строкой.
Лезгинская Албес, буквально «Красный бес». Покровитель воинов. 
Арас (лезг. арас «война, насилие»; лезгинское название реки Аракс) Бог войны, покровитель воинов.Соответствует др.греч. Аресу.
Майя Эк-Чувах (Ek Chuwah)Он родом из долины Мехико, где был известен как покровитель торговцев «Бог Л».Позже становится богом войны.Изображался с черными волосами и длинным носом.
КавильЭто божество грозы и повелитель стихий.Бог Войны, майя считали Кавиля покровителем и защитником больших городов.У меня возникла ассоциация с библейским братоубийцей Каином.
Мексиканская Болон — ЙоктеСначала считался божеством молний и дождей. Вскоре были расширены обязанности: он стал отвечать за загробный мир — и- как это ни забавно — за торговлю.Бог войны.Именно этот бог отменил конец света, который нам пророчили майя в 2020 год, тк у Болона – Йокте оказался свой, не менее правдивый, календарь.
Нубийская АледемакБог плодородия и царской власти.Бог войны.{amp}amp;npsp;
Римская Марс, Маворс, Маурс, Мамерс, Мармар, МартБольшинство исследователей полагает, что в ранних мифах Мамерс был покровителем произрастания и плодовитости, а также
защитником территории каждого из племён.
Впоследствии стал почти исключительно богом войны. По мнению Ж. Дюмезиля, Мамерс (Марс) был всегда богом войны.Судя по Игувинским таблицам, Март — земледельческое божество, не имеющее никакого отношения к войне. В календарях сабинов, пелигнов, эквикулов, латинов ему посвящён определённый месяц, он упоминается в древнейших сакральных гимнах; в различных италийских городах существовали коллегии жрецов Мамерса (Марса). С его культом был связан обычай ver sacrum («священной весны»), засвидетельствованный у пиценов, френтанов, сидицинов, апулов, вестинов, пелигнов, марруцинов, марсов, умбров, вольсков, эквов и герников.
Была спутница – богиня войны Белонна.
Сирийская (финикияне, карфагеняне, аммонитяне, израильтяне)МолохБог солнца и огня.Бог войны. 
Скандинавская Тир, Тюр, Тиу.В генезисе Тир — индоевропейский бог, этимологически соответствующий греческому Зевсу — Диаусу. Это свидетельствует о том, что Тюр был первоначально богом неба.Тацит описывает Тюра под именем Марса, что указывает на его военные функции. Снорри Стурлусон в «Младшей Эдде» говорит, что Тюр мудрый и самый смелый, его призывают в бою и поединках; один из кеннингов (поэтических иносказаний) Тюр — «бог битвы».Он был более популярен среди германцев и англо-
саксов; в скандинавских мифах фигурирует не очень часто.
Скифская Сведения о пантеоне скифов основываются главным образом на следующем сообщении Геродота: «Из божеств чтут скифы только следующих:…Ареса».
Скифы воздвигали святилища из всех божеств только одному — именно Аресу… Изображением бога войны считался акинак — короткий меч… Человеческие жертвоприношения скифы совершали только Аресу.
См.Греческую мифологию.См.Греческую мифологию.Проведённые Геродотом параллели с греческой мифологической системой позволяют судить о функциях скифских божеств, однако полного типологического сходства между скифскими и греческими богами, естественно, быть не может. Данные Геродота о самой структуре пантеона следует считать весьма надёжными.
СлавянскаяИлья — Муромец В русских песнях, сказках преданиях часто встречается имя Ильи Муромца, якобы совершающего различные богатырские подвиги.И хотя Илья Муромец известен как лицо историческое (он жил около 1188 г.) тем не менее в народном эпосе ему приписывают черты более древние, принадлежащие к области мифологических представлений о боге – громовике Перуне.
ПерунБог грозы.Бог войны и оружия.Перун был в большей степени богом-воином, чем воплощением оплодотворяющих землю весенних гроз. Он представлялся славянам вооруженным воином, мчащимся на золотой колеснице, запряженной крылатыми жеребцами, белыми и черными.
Урарты ТейшебаУрартское божество бури.Урартское божество войны. 
ФилистимлянеДагонБог изобилия, покровитель земледелия, податель пищи, сын неба и земли.Верховное божество, бог войны. 
Шумеро — аккадскаяАшшур (Ассур) — главное божество древних ассирийцев, вошедшее затем в пантеон шумеро-аккадских богов. Его имя означает «сохрани в живых».Вершитель судеб и божество мудрости.Военное божество. 
Ирра или в ином произношении Эрра Бог войны и чумы. 
ИштарБогиня плодородия, плотской любви.Богиня войны и распри. 
Забаба Являлся богом счастливой войны, витязем богов. 
НергалБог жгучего солнца.Бог ужаса и истребления — мора, засухи и особенно войны. 
ТишпакБог бури.Бог — воитель. 
ЭнлильОдно из божеств плодородия и
жизненных сил.
В мифах Энлиль часто выступает как воитель, жестокий и себялюбивый бог.Когда боги делили между собой Вселенную, то Энлилю досталась Земля. От имени Энлиля в шумерском языке образовалось слово, означающее «власть», «господство».
ХеттыИннара Богиня войны. Стерегла ворота хеттской столицы – Хаттусы. 
Сауска – исключительная по своему влиянию богиня у хеттов.Богиня любви.Богиня разрушений и войны. 
ЭтрусскаяЛефам Военное божество. 
МарисПокровитель растительности. У этрусков Марис в первую очередь покровитель наступающего года, он — календарное божество, следовательно, связан с цикличностью природных явлений.Бог войны.Возможно, италийского происхождения, соответствующий римскому Марсу.
Еще про Тора:  Забытые боги древних славян | Тайны мира и человека

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector