ПЕРУН – что такое в Мифологическом словаре

Смотреть что такое перун в других словарях:

ПЕРУН(др.-рус. Перунъ, общеслав. *Реrunъ из индоевроп. *Per(kw)-un-o-s), в славянской мифологии бог грозы (грома). Общеславянский культ П. восходит к к… смотреть

Перун – бог-громовник, которому в славянском пантеоне принадлежит особое место. Он связывался с военной функцией и соответственно считался покровителем военной дружины и ее предводителя – князя.
Перун – сын Сварога. Он мечет свои стрелы-молнии, мощной палицей разбивает тучи, гром выражает его гнев, по всему небу развеваются его одежда и борода, ветры и бури – его дыхание.
Могучий и деятельный летом, Перун умирает на зиму. Морозы запечатывают его громовые уста, палица-молния выпадает из его ослабевших рук, и бог всю зиму покоится в гробе-туче. Когда же вернутся из теплых стран птицы, Перун разбивает свою темницу и сбрасывает с высоты врагов. Богатырский конь переносит его в мгновение ока в любое место, мощными копытами побивает врагов. Перуну служат быстролетные сокол и орел, остроклювый ворон, петух, возвещающий утро. Земные травы крапива и чертополох напоминают о его стрелах. Могучие дубы, похожие на тучи, считались священными.
Перун посылает дожди, от него зависит урожай, а значит – жизнь. Он покровитель земледелия и кузнечного дела. Как Перун плугом-грозой вспахивает облачное небо, разбрасывает семя дождя, гремит палицей, так и человек на земле возделывает пашню, кует плуги и топоры. Как Перун побеждает темные силы, так и пахарь ведет вечный бой с засухой или холодом. Поэтому в древнерусском языке родственны слова: оратай (пахарь) и рать (войско). А Перун не только бог грома и молнии, но и покровитель воинов.
По традиции Перуна считают верховным божеством древних славян, хотя, по мнению исследователей, он занял главенствующее место относительно поздно, а до него во главе пантеона стояли Род (Сварог) или Дажьбог.
Перун представлялся славянам в образе немолодого длиннобородого мужа, разъезжающего по небу на огненной колеснице в сопровождении грозной свиты – Грома, Молнии, Дождя и Урагана. Перун мечет на землю каменные стрелы и там, где ударит такая стрела, из земли начинает бить гремячий (незамерзающий) ключ.
По свидетельству древнерусского летописца, идол Перуна был деревянный, с серебряной головой (то есть волосами; серебро изображало седину) и золотыми усами. Жрец Перуна поддерживал перед его идолом неугасимый огонь, в котором горели дубовые дрова.
Перуну посвящался центральный летний праздник земледельческого культа. В этот день в жертву Перуну приносили быка или вепря (дикого кабана). Шкура и внутренности жертвенного животного сжигались на священном огне, мясо съедалось во время ритуальной трапезы, а череп вешали на дуб – священное дерево Перуна, росший поблизости от святилища.
Перун почитался также как покровитель княжеской власти, воинов и военных подвигов. При заключении государственных соглашений князья клялись оружием и богом Перуном. В договоре князя Святослава с греками есть такая клятва: «Если же не соблюдем мы чего-либо из сказанного раньше, пусть я и те, кто со мною, будем прокляты от бога, в которого верим, от Перуна и Велеса, и да будем желты, как золото, и пусть посечет нас собственное оружие».
В одной из летописей содержится загадочная фраза о том, что «Перун есть мног». Исследователи толкуют ее по-разному: то ли «перуны» было собирательным названием какого-то разряда божеств, то ли это указание на большое количество святилищ Перуна. Таких святилищ действительно было много. Одно из наиболее значительных находилось в Киеве, другое – близ Новгорода, в местечке, до сих пор носящем название Перынь.
После введения христианства святилища всех языческих богов были уничтожены, идолы повержены. Идол Перуна, стоявший в Киеве на вершине холма, сбросили в Днепр. Летописец рассказывает, что, когда он плыл по течению, киевляне бежали по берегу следом и кричали: «Выплывай, Перуне, выплывай!»
В христианскую эпоху образ Перуна-громовержца слился в народном сознании с образом святого Ильи-пророка, так же, как и Перун, разъезжающего по небу на огненной колеснице. В засуху совершались молебны, посвященные Илье-пророку, а в Ильин день – 20 июля (2 августа по новому стилю) – строго запрещались полевые работы. Если же кто-нибудь нарушал этот запрет, то его лошадь распрягали, а сбрую всей деревней пропивали в кабаке.
Связь образа Ильи-пророка с языческими представлениями ясно выступает и в поверьях о том, что Илья-пророк своими громовыми стрелами преследует нечистую силу, которая в грозу прячется, превращаясь в змей, собак и кошек, укрывается под шляпками грибов-поганок. После Ильина дня запрещалось купаться, потому что в этот день купаются черти и вода становится опасной для человека…. смотреть

ПЕРУ́Н, а, м.1.Главное божество восточных славян — бог грома и молнии (позже отожествлялся с Зевсом и Юпитером).Имѣвшии себѣ огнь за бога, якоже киевля… смотреть

(в славянской мифологии – верховный бог (грома и молнии); Перуне Хл(913); тж в знач. нариц.; см. тж ПЕРУНЕПР) Убийца всех, я в сердце миру нож свой всу… смотреть

Перун Перу́нверховное языческое божество в древней Руси, др.-русск. Перунъ (Пов. врем. лет, в договорах 907 и 945 гг.; см. Срезн. II, 920; Крек, Einl. … смотреть

верховное языческое божество в древней Руси, др.-русск. Перунъ (Пов. врем. лет, в договорах 907 и 945 гг.; см. Срезн. II, 920; Крек, Einl. 384). Вероятно, также в ст.-слав., поскольку встречается в цслав. переводе Жития Григория Чудотворца (Соболевский, “Slavia”, 7, 175), сербохорв. Перун, местн. н. в Боснии, словен. Perunja Ves, Perunji Vrh, в Каринтии (см. И. Иванов, ИОРЯС 8, 4, 140 и сл.), полаб. Peraunedan “четверг” – калька нем. Donnerstag – то же (см. Трубецкой, ZfslPh I, 155; Брюкнер, РF 14, 518; IF Anz. 26, 46), местн. н. Реrоnе – из языка эльбских славян; совр. Pronstorf (округ Зегеберг), Рrоhn в округе Францбург (из *Perunjь) (см. Траутман, ОN. Месkl. 115; ZfslPh 19, 303; Elbsl. ОN. 2, 105), саксонск. Pirna – на месте совр. Зонненштейна (Хай, Slav. Siedl. 40). Не обязательно возводить к имени бога – др.-чеш. имени собств. Perun, болг. имени собств. Перун, которые могли первонач. значить просто “тот, кто бьет”, вопреки Соболевскому (Мат. Иссл. 251), Вайганду (JIRSpr. 26, 140); болг. имя собств., ж., Перуника происходит скорее от названия растения перуника, от Реrunъ; ср. сербохорв. название богиша “ирис”; см. Ягич, AfslPh 37, 501; Мейе, Et. 452 и сл.; иначе Вайганд, там же; Махек, RЕS 23, 55.Во всяком случае, это древнее слав. божество и в этом слове нельзя видеть лишь кальку имени Тора – др.-исл. orr, вопреки Брюкнеру (AfslPh 40, 16), даже если почитание Перуна испытало влияние культа Тора; см. Нидерле, RЕS 3, 116; Корш, Сб. Сумцову 51. Наиболее естественно объяснение имени Перун как первонач. “разящий, гром”; см. предыдущее; см. Лиден, Arm. Stud. 88 и сл.; Й. Иванов, там же, 145 и сл.; Траутман, Арr. Stud. 395 и сл. Родство с греч. “молния”, букв. “кто бьет, разрушает”, “опустошаю, разоряю”, др.-инд. crnati “раздробляет” исключено фонетически, вопреки Микколе (IF 8, 303), Мазингу (Baudouinowi dе Соur tеnау 86 и сл.). Формант -unъ можно сопоставить с греч. – в морфологическом отношении. Нельзя доказать родство Perunъ с лит. Perkunas, др.-прусск. Percunis “гром”, лтш. perkuons – то же, которое – с первонач. знач. “дубовый бог” – сближается с др.-исл. Fjorgynn (м.) – название определенного бога, Fjorgyn – мать Тора, лат. quercus “дуб”, кельт. Неrсуniа, , возм., алб. perendi “бог” (Вальде 632; Уленбек, Aind. Wb. 158; Хольтхаузен, Awn. Wb. 64; Френкель, ZfslPh 20, 59); иначе объясняют Траутман (ВSW 215), Мюленбах–Эндз. (М.–Э. 3, 308 ), Брюкнер (AfslPh 37, 501); см. против этого Ягич, AfslPh 37, 501. Неприемлемо также предположение о заимствовании из иллир. в слав., вопреки Педерсену (ВВ 20, 228 и сл.), Фасмеру (RS 4, 179), Коршу (там же), Микколе (Beruhr. 101); см. Миккола, IF 8, 303; Лиден, там же; Брюкнер, KZ 48, 167; Оштир, AfslPh 36, 445. Стендер-Петерсен (269) неубедительно толкует Perunъ как заимств. из гот. *Fairhuns (ср. гот. fairguni “горы”); против см. Брюкнер, AfslPh 42, 139. Недостоверна и связь с др.-русск. местн. н. Перынь близ Новгорода (см. Якушкин, Этногр. Обозр. 15, 129; Рожнецкий, AfslPh 23, 477).••[В последние годы имя Perunъ неоднократно обсуждалось этимологами. Большинство из них настаивает на связи слав. и балт. слов, разграничение которых, действительно, нецелесообразно; см. Френкель, Lit. Wb., стр. 575; Мошинский, “Zasiag”, 28, 86, 314. Предпринимаются плодотворные попытки расширить базу сравнения, помимо различных топонимов, также путем сближения с хетт. реrunаs “скала” при допущении различных расширителей этой древней основы (Якобсон, “Slavic Word”, 11, No 4, 1955, стр. 615 и сл.; Иванов, ВСЯ, 3, 1958, стр. 101. См. еще Яскевич, “Studi Baltici”, 9, 1952, стр. 92; В. Майд, BNF, 8, 1957, стр. 125 и сл.; Будимир, Грци и пеласти, Београд, 1950, стр. 23. – Т.]… смотреть

Еще про Тора:  17 лучших фильмов Криса Хемсворта - фильмография -

Перун —
1) у слов’янській міфології — бог грози (грому, блискавки, дощу); володар неба, син Білобога, «бог над богами»; пізніше бог-воїн, покровитель війська, визволитель і руйнівник; на кри­латих вогнистих конях їздить по небу у вогненній колісниці (назва бога виникла, очевидно, з назви грому perunъ, пов’язаної з pьrati «бити, ударяти»); на кінець І тися­чоліття прийшов на зміну Сварогові; творча сила, що все оживляє, податель дощу; на зиму залишає небо й засинає, а весною своїм мо­гутнім молотом розбиває зимові пута з землі, і все знову оживає; за повір’ям, як прилетить з вирію зо­зуля, вона будить Перуна від зимо­вого сну; він відмикає небо й пус­кає на землю тепло, тому зозуля вважається віщим птахом; зобра­жався срібночубим, золотовусим, з вогненними стрілами, золотим лу­ком та важким молотом у руках; може наводити на всіх страх, бо б’є своїми вогненними стрілами, цеб­то громом (можливо, він і є Вели­ким Громом Гримучим), спалює блискавкою, може вдарити й злу людину (звідси прокляття — «бо­дай тебе Перун побив (убив, тріс­не)!» або в пісні: «Бодай тебе Пе­рун забив темненької ночі!»); Пе­рунові був присвячений дуб як наймогутніше дерево, в яке часом б’є грім; Густинський літопис по­відомляє, що перед ідолом Перуна весь час палало вогнище з дубово­го дерева; за повір’ям, гроза — це битва Перуна з Дивами та бісами; слов’яни вшановували Перуна в четвер (Перуні́в день); його дерев’я­на статуя стояла в Києві на Перу­новім горбі; після хрещення Русі її скинули в Дніпро, а на її місці по­ставили церкву Святого Василія (Василь — християнське ім’я кня­зя Володимира); див. ще Яри́ло 1; у Володимировому пантеоні Київ­ської Русі вважався вищим божеством, що видно з його місця у літописних списках богів; наприк­лад, у П. Загребельного (роман «Диво»): «Там колись стояли наші боги — Перун, цілий з дерева, привезеного з діброви подніпров­ської, а голова йому срібна, а вус золотий»; народні варіанти ймен­ня — Перу́нь, Перу́м, Перку́н, Пе­ро́м, Паране́я, Пронько́, Бронько́; слов’янські воїни присягали іме­нем Перуна перед боєм; бога вважати також покровителем шлюбу;
2) (з малої літери) перу́н = перу́м — грім (див.), бли́скавка (див.); ужи­вається також як прокляття, на­приклад: «А перун би ті ясний тріс!», «Бодай те ясний перум стрі­лив!», «Перун би ті забив з ясно­го неба!», «Перун би ті тріснув!», «Хай тебе перун трісне!». Затих — і шум дощу, і вітру спів сердитий, і синіх перунів розкотистий удар (М. Драй-Хмара); Перун би тя спалив, що ти мене, молодую, здо­ров’ячка збавив (коломийка).
Жайворонок В. В. Знаки української етнокультури: Словник-довідник. — К.: Довіра, 2006.— С. 444-445…. смотреть

Перун – главное божество восточных славян, бог грома и молнии, отожествляем с Зевсом и Юпитером. Слово П. производят от санскритского корня “par” и сопоставляют с прозванием индийского божества Индры – Parjanya-parganya (молниеносная туча). По воззрению славян, П. в теплые дни весны являлся со своими молниями, оплодотворял землю дождями и выводил из-за рассеянных туч ясное солнце. Его творческой силой пробуждалась природа к жизни, и он как бы вновь созидал мир. Отсюда П. – производитель, творец. В то же время П. – божество грозное и карающее; его явление возбуждает страх и трепет. В Псковской губернии и в Белоруссии еще недавно слышались клятвы: “сбей тебя П.”, “как цябе П. узяв”. П. – божество воинственное, победоносное. В Киеве на Перуновом холме был поставлен изображавший Перуна деревянный истукан, с серебряной головой и золотыми усами (летопись Нестора под 980 год). Подобный истукан П. был и в Новгороде Великом (см. Софийскую летопись под 991 год). Русское предание наделяет П. палицей (“Полное Собрание Российских Летописей”, II, 258), плетью (в обрядовом причитании на Васильев день – 1 января), луком и стрелами (в белорусских преданиях). Ему приносились в жертву животные, дети, пленные; ему был посвящен дуб, из которого, по преданию, добывался живой огонь; его именем произносились торжественные клятвы, например при заключении договоров. После своего крещения Владимир Св., до того времени высоко чтивший П., приказал привязать его идола к хвосту лошади и “влещи с горы по Боричеву на Ручей” в Днепр, приставив “12 мужи бити жезльем”; народ, продолжает летописец, “плакахуся, аще бо не бяху прияти св. крещения”. На Перуновом холме Владимиром была воздвигнута церковь во имя Св. Василия. Древнее поклонение П. перенесено в христианскую эпоху на Илью пророка и Юрия Храброго. – Ср. Афанасьев “Поэтические воззрения славян на природу” (М., 1865); А. Фаминцын “Божества древних славян” (Санкт-Петербург, вып. I, 1884). В. Р-в.{amp}lt;br{amp}gt;{amp}lt;b{amp}gt;Синонимы{amp}lt;/b{amp}gt;: {amp}lt;div class=”tags_list”{amp}gt;
бог, боги войны, верховные боги
{amp}lt;/div{amp}gt;{amp}lt;br{amp}gt;{amp}lt;br{amp}gt;… смотреть

главное божество восточных славян, бог грома и молнии, отождествляемый с Зевсом и Юпитером. Слово П. производят от санскритского корня “par” и сопостав… смотреть

Перун — главное божество восточных славян, бог грома и молнии, отождествляемый с Зевсом и Юпитером. Слово П. производят от санскритского корня “par” и сопоставляют с прозванием индийского божества Индры — Parjanya-parganya (молниеносная туча). По воззрению славян, П. в теплые дни весны являлся со своими молниями, оплодотворял землю дождями и выводил из-за рассеянных туч ясное солнце. Его творческой силой пробуждалась природа к жизни, и он как бы вновь созидал мир. Отсюда П.-производитель, творец. В то же время П. — божество грозное и карающее; его явление возбуждает страх и трепет. В Псковской губернии и в Белоруссии еще недавно слышались клятвы: “сбей тебя П.”, “как цябе П. узяв”. П. — божество воинственное, победоносное. В Киеве на Перуновом холме был поставлен изображавший Перуна деревянный истукан с серебряной головой и золотыми усами (летопись Нестора под 980 г.). Подобный истукан П. был и в Новгороде Великом (см. Софийскую летопись под 991 г.). Русское предание наделяет П. палицей (“Полн. собр. рос. летоп.”, II, 258), плетью (в обрядовом причитании на Васильев день — 1 января), луком и стрелами (в белорусских преданиях). Ему приносились в жертву животные, дети, пленные; ему был посвящен дуб, из которого, по преданию, добывался живой огонь; его именем произносились торжественные клятвы, например при заключении договоров. После своего крещения Владимир святой, до того времени высоко чтивший П., приказал привязать его идола к хвосту лошади и “влещи с горы по Боричеву на Ручей” в Днепр, приставив “12 мужи бити жезлем”; народ, продолжает летописец, “плакахуся, аще бо не бяху прияти св. крещения”. На Перуновом холме Владимиром была воздвигнута церковь во имя св. Василия. Древнее поклонение П. перенесено в христианскую эпоху на Илью пророка и Юрия Храброго. Ср. Афанасьев, “Поэтические воззрения славян на природу” (М., 1865); А. Фаминцын, “Божества древних славян” (СПб., вып. I, 1884). {amp}lt;i{amp}gt; В. Р—в. {amp}lt;/i{amp}gt;{amp}lt;br{amp}gt;{amp}lt;br{amp}gt;{amp}lt;br{amp}gt;… смотреть

(др.рус. Перунъ, обществ. Регипъ)—в славянской мифологии Бог грозы и грома (бог-громовник). Этот славянский культ восходит к древнейшей индоевропейской традиции. В балтийской традиции аналогичным богом выступал Перкунас. Выступал как глава языческого пантеона (Зевс у греков), выполнял функции военного предводителя, покровителя военных дружин и их предводителей. У восточных славян — покровитель княжеской власти.
Образ Перуна идол с серебряной головой и золотыми усами. В индоевропейской традиции главный атрибут Перуна борода, которая давала ему громовую силу. Молнии Перуна имели образ камней, каменных молний или топоров. В поздней традиции Перун превращается в святого Петра или Илью (Георгия) он на коне с копьем-молнией, которой поражает змея темную силу.
Обычно Перун побеждает своего соперника бога темных сил (иногда Белеса бога скота и царства мертвых), после чего освобождаются воды, идет дождь с молнией и громом. Ритуал вызывания дождя очень широко распространен в славянской культуре; это обливание водой женщины, культ связан с дубом, с дубовыми рощами, с возвышенностями, на которых устанавливались идолы.
В балтийской и славянской традиции имеется связь Перуна со сторонами света, в других культурах с ним связывают четырех-, восьмичленную) структуру священного пространства. Бог был соотнесен с календарем, ему был посвящен день « четверг ».
В северной части русской территории отмечалось обилие Перунов. Это обстоятельство исследователи связывают с географической и сезонной множественностью функций и ипостасей божества. Кое-где формы Перуна получали самостоятельное воплощение в подчиненных божествах. В Киеве Перун возглавлял пантеон, идол стоял на берегу Днепра вместе с другими главными персонажами…. смотреть

ПЕРУН(от санскр.). Главное божество восточн. славян, грозное и карающее; бог грома и молнии, вместе с тем он производитель, творец.Словарь иностранных … смотреть

Á сущ; 209 иск см. _Приложение II(с прописной буквы: бог грозы в славянской мифологии; со строчной буквы: трад.-поэт. молния)перу́намн.перу́ныперу́нов… смотреть

Á сущ; 209 иск см. _Приложение II(с прописной буквы: бог грозы в славянской мифологии; со строчной буквы: трад.-поэт. молния)перу́намн.перу́ныперу́нов… смотреть

ПЕРУН
(в славянской мифологии – верховный бог (грома и молнии); Перуне Хл(913); тж в знач. нариц.; см. тж ПЕРУНЕПР) Убийца всех, я в сердце миру нож свой всуну! Божество. Стать божеством. Завидовать Перуну. Я новый смысл вонзаю в “смерьте”. Повелевая облаками, кидать на землю белый гром… Законы природы, зубы вражды ощерьте! РП Хл909,11 (412); ПЕРУНУ Загл. Хл(913) (85); Ты знаешь: путь изменит пря, И станем верны, о, Перуне, Когда желтой и белой силы пря Перед тобой вновь объединит нас в уне. (здесь: устар.; зват.) ib.; О, железные, доколе Безопасный Капитолий Мы хранить осуждены? Или, римские перуны – Гнев народа! – обманув, Отдыхает острый клюв Той ораторской трибуны? ОМ914 (297.1); Целуешь здесь края одежд чумы, А здесь единство Азии куют умы. // Туда, туда, где Изана{amp}amp;amp;LT;м{amp}amp;amp;GT;и Читала “Моногатори” Перуну, Хл919-20-22 (467); Туда, к мировому здоровью, Наполнимте солнцем глаголы, Перуном плывут по Днепровью, Как падшие боги, престолы. Хл920,21 (281); Бог Руси, бог руха, Перун – твой бог, в огромном росте Не знает он преград, рвет, роет, режет, рубит. РП Хл920-22 (477); Ширь вовсю – / не вымчать и перу! / Так / когда-то, / рассиявшись в выморозки, / Киевскую / Русь / оглядывал Перун. М924 (115)… смотреть

Еще про Тора:  Мастер-класс по изготовлению куклы «Северная Берегиня». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

Каб тебя (его и т. п.) перун треснул! Народн. Бран. То же, что перун тебя забей! СРНГ 26, 234.Какой там перун ласкает? Народн. Неодобр. Что за шум, что… смотреть

в древнерусской языческой мифологии высший бог, повелитель грозы и небесных стихий. Особо почитался в княжеской среде. Идолы Перуна были в Киеве и Новг… смотреть

гл. бог балто-славян. языч. пантеона, бог грома и молнии. Как гл. бог неба П. почитался также как покровитель природы и земледелия. С зарождением клас…. смотреть

в древнерусской языческой мифологии высший бог, повелитель грозы и небесных стихий. Особо почитался в княжеской среде. Идолы Перуна были в Киеве и Новгороде, поклонение этому божеству осуществляли возле древних дубов и в дубовых рощах. По древнерусским источникам, Перун имел множество ипостасей – “Перунъ есть многъ” (Перунов много), и, по-видимому, в разных местах поклонялись разным воплощениям этого божества.
Идол Перуна в Киеве был сделан из разных материалов: стан вырезан из дерева; голова вылита из серебра; уши и усы изваяны из золота; ноги выкованы из железа; в руке было закреплено нечто, напоминающее молнию, составленное из драгоценных камней. В 988 этого идола привязали к лошадям и таким образом тащили по городу до реки. По всему пути двенадцать крепких молодых мужиков били его палками, а затем бросили в реку. В Новгороде Перуна сбросили с моста.
О. П…. смотреть

ПЕРУН м. в Великой Руси осталось мало следов этого бога грома и молнии, грозы; в Белоруссии более, там его опнсывают; это высокий, плечистый головач, черноволос, черноглаз, борода золотая, в правой руке лук, в левой колчан со стрелами; он ездит по небу в колеснице, пускает огнеиные стрелы. Ка‘б цебя пярун треснув! брань. Який там перун ляскае! что за шум, стук, грохот. | В смол. в знач. вихря. Иж яго пяруном носиць! | твер.-ржев. бранное в знач. болезни, припадка. Схваци цебя пируном! | Иносказательно молния, громовая стрела. Кругом его, из облаков, гремящие перуны блещут, Ломоносов. Если перун одного корня с прах, перхоть, персть, то означает истре бителя, испрашителя; если от переть, пря, то попирателя или воителя; у Шимкевича, от прать; менее вероятно от перо. {amp}lt;br{amp}gt;{amp}lt;br{amp}gt;{amp}lt;br{amp}gt;… смотреть

(слав.): Бог грозы и грома; связан с военной функцией и соответственно считался покровителем военной дружины и ее предводителя – князя, особенно на Руси. Его представляли в виде Идола с деревянной головой, серебряными волосами и золотыми усами. Главным оружием его были камни и стрелы. Разъезжает на коне или колеснице и поражает своим оружием змеевидного врага. Дерево, посвященное П. было дубом; день – четверг. П. является одной из ипостасей Даждьбога, выдвинувшегося на первое место в условиях военных походов на Балканы У1 в. Р. Х. и в процессе создания государственности Киевской Руси 9-10 вв. как покровитель воинов, оружия, войн. После христианизации уподоблен пророку Илье…. смотреть

1) Орфографическая запись слова: перун2) Ударение в слове: Пер`ун3) Деление слова на слоги (перенос слова): перун4) Фонетическая транскрипция слова пер… смотреть

в индоевропейской и слав.-рус. мифологии бог грозы, глава языческого пантеона. Считалось, что П. оплодотворяет землю своими дождями и молниями. Праздни… смотреть

перун перу́нрод. п. -уна́ “молния” (Ломоносов, Державин, Батюшков), укр. перу́н “гром”, блр. пяру́н, чеш. реrun “гром”, польск. piorun – то же, сюда же… смотреть

громовая стрела. Григ. Наз. 29 об.; имя древнего славянского языческого бога грома и молнии. Мин. мес. сент. 30.Синонимы:
бог, боги войны, верх… смотреть

перун сущ.муж.неод. (1)мн.вин.И ты перуны закалялПр1.

        глава древнеславянского пантеона, бог грома и молнии, аналогичный древнегреческому Зевсу и древнеримскому Юпитеру. В Киеве и Новгороде статуи П… смотреть

Настоящее имя: Невский Вадим НиколаевичПериодические издания:• Спрут, 1905-06Источники:• Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и о… смотреть

род. п. -уна “молния” (Ломоносов, Державин, Батюшков), укр. перун “гром”, блр. пярун, чеш. реrun “гром”, польск. piorun – то же, сюда же сербохорв. перуника “касатик (бот.), ирис”, словен. perunika – то же, далее связано с реro, рьrаti “бить, поражать”; см. переть II и сл…. смотреть

-а, ч. 1) У міфології східних слов’ян – бог дощу, блискавки і грому. 2) перен., заст. Грім.

ПЕРУН, глава др.-славянского пантеона,
бог грома и молнии, аналогичный др,- греч. Зевсу и др.-рим. Юпитеру. В
Киеве и Новгороде статуи П. стояли в по… смотреть

— гл. бог др.-славян. пантеона, бог дождя, молнии и грома. П. соответствовал греч. Зевсу и римск. Юпитеру. Культ П. сохранялся до принятия христианства на Руси. Черты П. были затем перенесены на Илью-пророка и Георгия Победоносца (см. Святых культ)…. смотреть

(гл. бог др.-славян. пантеона, бог дождя, молнии и грома. П. соответствовал греч. Зевсу и римск. Юпитеру. Культ П. сохранялся до принятия христианства на Руси. Черты П. были затем перенесены на Илью-пророка и Георгия Победоносца (см. Святых культ). … смотреть

         одно из гл. божеств у вост. славян дохрист. времени, бог грома и молнии, почитался и как земледельч. бог — податель дождя.Синонимы:
бог, боги… смотреть

бог грома (грозы) в восточнославянском языческом пантеоне, покровитель князя и его дружины. После принятия христианства уступил место схожему с ним образу Ильи-пророка. Считался в Древней Руси верховным божеством…. смотреть

имя собств., сущ. муж. родамед.Перун

главный бог древне славянского пантеона, бог дождя, молнии и грома. Соответствовал греческому Зевсу и римскому Юпитеру. Черты П. в христианстве были перенесены на Илью Пророка и Георгия Победоносца…. смотреть

перун
сущ., кол-во синонимов: 3
• бог (375)
• боги войны (35)
• верховные боги (13)
Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2020.
.
Синонимы:
бог, боги войны, верховные боги… смотреть

власна назва, імен. чол. родуПерун

-а, ч. Бог блискавки й грому в давніх слов’ян-язичників.
Як відпливуть мужі — круглясті чари
благатимуть з простертими руками
Перуна – окропити грішну землю… (ЗД:71)…. смотреть

Ударение в слове: Пер`унУдарение падает на букву: уБезударные гласные в слове: Пер`ун

Пер’ун, -а (мифол.)Синонимы: бог, боги войны, верховные боги

ПЕРУН, бог грозы индоевропейской и славянско-русской мифологии. В 9-10 вв. на Руси – покровитель князя и дружины, глава языческого пантеона.

миф.Péroun, le dieu PérounСинонимы: бог, боги войны, верховные боги

(2 м) (мифол.)Синонимы: бог, боги войны, верховные боги

ПЕРУН, бог грозы в индоевропейской и славяно-русской мифологии. В 9 – 10 вв. на Руси – покровитель князя и дружины, глава языческого пантеона.

ПЕРУН – бог грозы индоевропейской и славянско-русской мифологии. В 9-10 вв. на Руси – покровитель князя и дружины, глава языческого пантеона.

Перун м. 1) Бог грозы и покровитель воинов (в индоевропейской и славяно-русской мифологии). 2) Употр. как поэтический символ грозы.

ПЕРУН , бог грозы индоевропейской и славянско-русской мифологии. В 9-10 вв. на Руси – покровитель князя и дружины, глава языческого пантеона.

ПЕРУН, бог грозы индоевропейской и славянско-русской мифологии. В 9-10 вв. на Руси – покровитель князя и дружины, глава языческого пантеона.

, бог грозы в индоевропейской и славяно-русской мифологии. В 9 – 10 вв. на Руси – покровитель князя и дружины, глава языческого пантеона.

– бог грозы индоевропейской и славянско-русской мифологии. В 9-10вв. на Руси – покровитель князя и дружины, глава языческого пантеона.

Бог грозы у древних славян, хранитель порядка и противник Чернобога. После крещения славян его культ был перенесен на святого Илью.

ПЕРУН м. 1) Бог грозы и покровитель воинов (в индоевропейской и славяно-русской мифологии). 2) Употр. как поэтический символ грозы.

миф. Péroun, le dieu Péroun

-а, ч. 1》 У міфології східних слов’ян – бог дощу, блискавки і грому.2》 перен. , заст. Грім.

– сила, помощь // перемена погоды, дождь; угрожает
– опасность; дарит оружие
– поранишься.

Начальная форма – Перун, неизменяемое, женский род, одушевленное, фамилия

главнейший среди древнеславянских языческих богов. Бог грома и молнии.

Перу́н
іменник чоловічого роду, істота
бог грому і блискавки

миф. Пярун, род. Перуна муж.

поэт. перун, грім (р. грому), громова стріла.

Перун Пер`ун, -а (мифол.)

перу́н
іменник чоловічого роду
грім

Унр Пеун Перун Нуп Нер Урп

грім (перун бы тя скарав)

Спочатку слов’яни вірили в добрих і злих духів природи – берегинь і упирів. І тим і іншим люди приносили жертви, щоб подякувати

Спочатку слов’яни вірили в

добрих і злих духів природи берегинь і упирів. І тим і іншим

люди приносили жертви, щоб

подякувати добрих і

умилостивити злих. Потім

настала епоха великих богів. на

перший план висунувся бог Рід.


Цьому богу надавався характер

глави пантеону, деміурга, творця

всесвіту. Далі культ Рода

розпався на безліч дрібніших

культів, з яких зрештою

найважливішим став культ


Перуна, покровителя князя і

його дружини, бога війни і боїв,

метання блискавки у своїх

хтонических супротивників.

Бог Велес У «Повісті временних літ» літописець Нестор називає Велеса «худобою богом», покровителем домашніх тварин. Велес –

один з найбільших богів

стародавнього світу. Його головним

діянням стало те, що Велес привів

створений Родом і Сварогом світ у

рух. День став змінювати ніч; за

зимою неминуче слідували весна,

літо і осінь; за видихом – вдих, після

печалі – радість. Це було не

одноманітне повторення одних і тих

же циклів, а навчання основам

життя. Люди вчилися долати

труднощі і цінувати щастя.

Даждьбог -Серед

дарів Сварога людям

були і його сини Сварожичи. Перший з

них Дажбог – бог


Сонця, подавач тепла

і світла.

Догода – бог тихого,

приємного вітру і ясної

погоди, повна

протилежність своєму

люто братові, покровителю

вітрів Позвизда. Рум’яний,

русокудрий юнак у


Василькові вінку, в

сріблясто-блакитному

одязі, з самоцвітними

крилами за спиною,


Догода неспішно пролітає

над землею, осіняючи її

своєю усмішкою, ласкавим

поглядом, привітно

помахав вічно квітучої

гілкою розовоцветного

шипшини.

Лель, Лелья, Лельо, Любич, в

міфології древніх слов’ян бог

любовної пристрасті. Про


Леле – цьому веселому,

легковажному бога

пристрасті – досі нагадує

слово «плекати», тобто

нежить, любити. Він син

богині краси і любові Лади, а

краса, природно, народжує

пристрасть. Особливо

яскраво це почуття

спалахувало навесні і в


Купальську ніч. Зображувався

він у вигляді златовласого, як

і мати, крилатого немовляти:

адже любов вільна і

невловима. Лель метал з рук

іскри: адже пристрасть – це

полум’яна, спекотна любов!

Бог Род. Всі народи знають

самого першого бога – це жива,

витворюючи думкою,

нескінченна в часі і просторі

Всесвіт. Цей бог почав

створювати видимий світ. Все,

народжене Родом, досі несе в

собі його ім’я: природа,

батьківщина, батьки, родичі.


Син Всевишнього розділив світ

на три частини: верхній,

середній і нижній. Верхній

знаходиться в небесах. Там

живуть боги, які правлять

людьми. Вони чинять

правильно, і тому жилі небеса

називаються Прав. Нижче

розташований людський світ,

який ми явно бачимо. Він нам

явив богами, і тому його ім’я Яв. Нижній – світ минулого. Туди

йшли предки. Це – нав.

Бог Сварог .Зі священного

мови арійців санскриту,

слово «сварог»

перекладається як «ходить

по небу». У давні часи їм

позначали денний шлях

сонця по небу, потім їм

стали називати небо

взагалі, небесне світло.


Іншими словами, син Рода

бог Сварог – це Отець

Небесний. Іноді його

називали просто Бог.


Сварог навчив людей

готувати (творити) з

молока сир і сир, які колись

вважалися священною

їжею, даром богів.

Святобор – у західних і

східних слов’ян (білорус.) Бог лісів і лісових угідь. Він

зумовлює доля, життя і долю

всіх мешканців лісу,

забезпечуючи гармонію і

злагоду в природі.


Переконання, що природу не

можна наносити – по дурості

чи жадібності – непоправної

шкоди, виникло ще в глибоку

давнину. Наші предки вірили,

що мисливця, що зробили

замах на звіра з дитинчам, або

рибалки, який ловить рибу,

коли вона нереститься,

покарає владика хащ


Святобора. Вірили, що всіх

мисливців, що зводив на

легку, несправедливости

здобич, чекає грізна розплата.

Бог Ярило .Щорічно, квітень у

слов’ян починався весняними

святами відродження життя. У

селищах слов’ян з’являвся

молодий рудоволосий

вершник на білому коні. Він

був одягнений в білу мантію, з

вінком з весняних квітів на

голові, в лівій руці він тримав

житні колоски, босими ногами

підганяв свого коня. Це Ярило. Його ім’я, утворене від

слова «яр», має кілька

значень: 1) пронизливий

весняний світло і тепло; 2)

юна, стрімка і некерована

сила; 3) пристрасть і

родючість.

Перун – слов’янський бог грому і

військової доблесті, молодший

син Лади і Сварога, найбільш

легендарний з братів

Сварожичей. Деякі дослідники

відносять його до богів другого

покоління (тобто до богівсинам), інші вважають, що

розумніше ставити Перуна в

один ряд з богами третього

покоління (боги-внуки). Тим не

менш, бог Перун незалежно від

приналежності до того чи

іншого рівня слов’янського

пантеону Ясуні є

найзнаменитішим персонажем

міфології наших далеких

предків.

Поява на світ Перуна ознаменувалося

потужним землетрусом. У стародавній «Книзі

Коляди» сказано: Загриміли тоді громи на

небі, Заблищали тоді в хмарах блискавки, І

явився на світ, немов блискавка, Син Сварога


Перун Громовержец.Не встиг немовля

підрости, як його викрав Скипер-звір (тобто

напівлюдина-полускорпіон . Чудовисько

прихопило з собою і сестер Перуна – богинь


Живу, Марену і Лелю. Перуна Скипер занурив

у віковічний сон, а богинь перетворив на

волохатих чудовиськ. Лада в горі закликала

своїх старших синів і веліла їм негайно

вирушати на пошуки Перуна і сестер.


Обернулися ті в віщих птахів – Сирина,

Алконоста і Стратіма, полетіли по білому

світу. Все облетіли, не знайшли й сліду

немовляти Перуна. Тільки помітили сидить

біля входу в підземелля Скипер-звіра. Той,

побачивши Сварожичей, відразу втік.


Зрозуміли брати, де їм шукати пропажу, і

опустилися до підземелля. Довго

пробиралися по похмурих проходах і нарешті

побачили сплячого непробудним сном


Перуна. За минулі роки він виріс, став

чоловіком, та ось тільки пробудити його від

мертвого забуття ніяк не вдавалося.

Тоді послали Сварожичи птицю

Гамаюн в Репейскіе гори за святою

сурьей – живою водою. Обмили

нею брата, і той встав живий і

здоровий. Як отямився Перун, так і

сказав, що помститься Скиперзвіру і сестер обов’язково

відшукає. Чимало перешкод він

подолав у темному царстві Нави, з

багатьма жахами зіткнувся, але все

ж знайшов Живу, Марену і Лелю,

перетворених Скіпер в чудовиськ.


Розчаклував Перун сестер і

відправився до палацу Скіпер, що з

людських кісток складний був.


Міцно схопились вони і довго

билися. Нарешті Перун підняв

ворога і кинув його об землю.

Розступилася Мати Сиру Земля і

назавжди поглинула Скіпер.

Після цієї перемоги Перун відправився в небесний світ Прав. Там зустрілася йому прекрасна дочка бога зоряного

неба Дия (греки його називали Зевсом) і богині Місяця Дівіі

– Діва-Додола. Сподобалася вона Перуну, і запропонував він

юної богині вийти за нього заміж. Але нічна діва злякалася


Громовержця, розплакалася і втекла геть. Перун же від

задуманого не відступився і відправився слідом за нею. Так

він прийшов у будинок Дия і посватався до його доньці.

Батько Діви не відразу відповів нареченому, а запросив

його в будинок поговорити і пообідати

І, поки вони розмовляли, сталася біда: з Чорного моря

виповзло чудовисько – триголовий змій. Побачив він Диву і

вирішив її викрасти. Підняв шум, став ревіти і трощити все

навколо. Почули його Дий з Перуном і вийшли з палацу.


Обидва Громовержца метнули в чудовисько свої блискавки і

загнали змія на саме дно моря. Після цієї битви Дий погодився

віддати дочку за Перуна. Незабаром вони і весілля справили.

З тих пір Диву стали називати Перині або Перуниці дружиною Перуна. У них народилася дочка Девана. Силою

вона пішла в батюшку, гордістю непомірною – в матінку. Від

обох батьків засвоїла чарівні вміння: могла в будь-якого звіра

поробитися, в рибу морську і в могутню птицю. Тому й стала

великою мисливицею

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector