Бог Грома и Молнии Тор. | Пикабу

Бог грома и молнии тор.

Один – верховный бог скандинавской мифологии, великий провидец и непобедимый воин, отец богов и людей, создатель всего сущего. В германской традиции известен как Вотан, помимо прочего выполнял функции бога войны и наряду с Тюром почитался как бог победы. Многие исследователи полагают, что в раннесредневековой Скандинавии Один был покровителем военной аристократии, тогда как, например, Тор выступал богом простых воинов, в частности – наемников тингаманов.

В скальдических сагах Одина называют Отец богов, конунг Асгарда, волхв Асгарда, Отец дружин, Всеотец, Всевеличайший, Высокий. Кеннинги и хейти (художественные метафорические приемы, широко применяемые в скандинавской поэзии) Одина разнообразны и зачастую их этимология не совсем ясна. Тем не менее, очевидно, что Один безусловно был самым почитаемым богом древнескандинавского пантеона. При этом согласно «Старшей Эдде», он часто принимал облик странника в широкополой шляпе и темно-синем плаще, и путешествовал по мирам Иггдрасиля, включая Мидгард, мир смертных.

Один – сын Бёра (первого аса, который в свою очередь был сыном первочеловека по имени Бури) и Бёстлы (женщины из рода инеистых великанов, которую называют матерью асов). У Бёра и Бёстлы были и другие сыновья – Вили и Вё. Вместе с Одином они убили Имира, который был первым живым существом во Вселенной. Из тела Имира Один, Вили и Вё сотворили обозримый мир.

Один – владыка Асгарда Скандинавия, Мифология, Скандинавская мифология, История, Бог, Один, Длиннопост, Яндекс Дзен

Один имел немало легендарных потомков, самый знаменитый из которых – Тор, защитник Мидгарда, бог грома и бури. Тор был рожден от Одина и Йорд (женщина-ётун, образ матери-земли у древних скандинавов). У «восточной принцессы» по имени Ринд от Одина родился сын Вали (покровитель растительного мира), а у великанши Грид – Видар (безмолвный бог мщения). Легендарный страж Асгарда, Хеймдаль (другое его имя – Риг) также является сыном Одина «и девяти матерей».

Еще один знаменитый потомок Одина – Тюр (однорукий бог храбрости и воинской доблести), рожденный от великанши (имя ее неизвестно), которая приходилась сестрой Гюмиру, инеистому великану из Нифльхейма, который часто путешествует вместе с асами в эддических сагах. При этом «официально» супругой Одина является Фригг (богиня домашнего очага). У этой пары было три сына – Бальдр Прекрасный (любимый сын Одина), Хёд (слепой бог судьбы) и Хермод («посланец богов», вроде греческого Гермеса или римского Меркурия).

Имена Одина – генезис и семантика

Согласно песням «Старшей Эдды», у Одина было множество имен, которые он неоднократно называет при самых разных обстоятельствах. Важно отметить, что это отголосок древнегерманской традиции, согласно которой первое имя давалось человеку при рождении, но впоследствии он мог неоднократно менять его. В частности, некоторые имена давались за воинские подвиги, другие – за достижения в ремеслах. Также в разных регионах человек мог называться разными именами, и в таком случае он использовал «не оригинальное» имя, как оберег. Германцы и скандинавы верили, что, зная имя человека, можно навести на него ворожбу или недуг. Поэтому если человек, впервые прибыв на новое место, назывался новым именем, он, таким образом, защищал себя.

Один – владыка Асгарда Скандинавия, Мифология, Скандинавская мифология, История, Бог, Один, Длиннопост, Яндекс Дзен

Кроме того, многочисленные имена Одина являются следствием уже упомянутых поэтических приемов, хейти и кеннингов, при которых объект называется не собственным именем, а иносказательно, косвенно. Наиболее известны следующие имена Одина: Гримнир, Хрофт, Ганглери, Харбард, Трор и Од. Од занимает здесь особое место, потому что фактически это не имя Одина, так именовалось его смертное воплощение, которое полюбила Фрейя.

В «Старшей Эдде» Один говорит о том, что в разных местах его знают как Эгира (также зовут одного из морских скандинавских богов), Херьяна, Хьяльмбери, Текки, Триди, Туда, Хара, Уда, Хельблинди, Свидрира, Ялька, Фьёльнира и так далее. Всего в «Старшей Эдде» насчитывается 54 имени Одина. Каждое из этих имен имеет свою собственную этимологию, иногда – достаточно запутанную, но зачастую – вполне очевидную. Большинство имен указывает на характерные особенности и выдающиеся черты аса, многие имеют дословный перевод вроде «воинственность», «мудрость», «коварство», «один глаз», «надвинутая шляпа», «седая борода» (более подробно – см. «Старшую Эдду» в переводе А.И. Корсуна с комментариями М.И. Стеблин-Каменского). К примеру, имя Гримнир дословно означает «скрывающийся под маской», Альфрёдр значит «Всеотец», Игг можно перевести как «пугающий», а Фьёльнир означает «меняющий облик». Все эти определения идеально описывают Одина.

Один – владыка Асгарда Скандинавия, Мифология, Скандинавская мифология, История, Бог, Один, Длиннопост, Яндекс Дзен

Что касается происхождения основного имени Одина (Вотана), то данный вопрос до сих пор сохраняет свой дискуссионный статус. Впервые форма Водан (Wodan) появляется на Нордендорфской фибуле (VI-VII века). Вероятно, слово Wodan может быть соотнесено с верхненемецким Wuotan, старо-шведским Othin и старо-исландским Odhin. Наиболее популярная версия гласит, что все эти формы произошли от прагерманских слов Wodanaz и Wodinaz, что дословно можно перевести как «в ярости». При этом существуют две версии толкования оборота, либо «ярость» в данном случае подразумевает «гнев», либо указывает на сексуальное возбуждение, необузданное желание (см. работы Рено-Кранца).

Еще про Тора:  Славянская мифология: существа и боги, Светлые и Тёмные Божества

Ж. Дюмезиль полагает, что имя Одина происходит от древнескандинавской формы ôdhn, которая соответствует готскому слову wôds («неистовый») и немецкому wut («ярость»). Однако Дюмезиль в своих работах также упоминает англо-саксонскую форму wôth, что в переводе означает «песнь», хотя в данном случае значение образа может быть многоплановым (например, песнь как боевой азарт). Многие сходные формы в других индоевропейских языках также обозначают вдохновение, ярость, неистовство, сильное любовное чувство, страсть, поэзию.

Символы и атрибуты Одина

Строго говоря, у Одина нет каких-то особых символов, которые могли бы однозначно идентифицировать его. Разве что Валькнут (дословный перевод со старо-норвежского «узел павших»), он же – Сердце Хрунгнира, символ воинов, погибших в бою и отправившихся в Асгард, чтобы встать плечом к плечу со Всеотцом. Также зачастую в Сети встречается информация о том, что символом Одина является Трискеле. Это ложное утверждение (см. статью о Трискеле на Рунариуме). Тем не менее, у Всеотца есть немало характерных атрибутов, в частности, это особые магические вещи, артефакты, которыми владел только сам Один.

Один – владыка Асгарда Скандинавия, Мифология, Скандинавская мифология, История, Бог, Один, Длиннопост, Яндекс Дзен

Первый такой артефакт – Гунгнир, копье, не знающее промаха, которое для Гримнира выковали темные альвы. Другой знаменитый атрибут Одина – восьминогий конь Слейпнир, что движется быстрее ветра, сын Локи и жеребца Свадильфари. Также Одину принадлежит магическое кольцо Драупнир (некоторое время было у его сына Бальдра). Зачастую ему приписывают обладание легендарным кораблем Скидбладниром (который вмещает все воинство Асгарда, а сам может складываться до размеров ладони), но согласно «Младшей Эдде» этим кораблем обладает Фрейр.

Одину служат два чудовищных волка – Гери («жадный») и Фреки («прожорливый»), и два бессмертных ворона – Мунин («память») и Хугин («мысль»). Всеотец – владыка Асгарда, высшего мира асов, его личные палаты – Вальхалла, в них пируют бессмертные воины, эйнхерии (в поздней традиции – асгардрейден). Они выступят с Одином в день Рагнарёк, чтобы сразиться с Хель и ее армиями мертвецов. В этот день Один падет в битве с Фенриром, но его сын Видар отомстит за отца, сразив адского волка.

Мифологемы Одина: источник мудрости, бог повешенных, даритель рун

Широко известен миф («Старшая Эдда», песнь «Речи Высокого») о том, как Один пронзил себя собственным копьем и провисел так вниз головой 9 ночей (именно ночей, а не суток) на Мировом Древе. Этот великий акт самопожертвования позволил Одину открыть мудрость рун. Но также в этой части «Речей Высокого» Один говорит о восемнадцати «песнях силы» (заклинаниях), которые долгое время ассоциировали именно с рунами. В частности, Гвидо фон Лист полагал, что речь здесь может идти о 18-рунном датском футарке.

Один – владыка Асгарда Скандинавия, Мифология, Скандинавская мифология, История, Бог, Один, Длиннопост, Яндекс Дзен

К. Медоуз упоминает интересный миф о том, как именно Один обрел знание о рунах. Согласно этому мифу, с Иггдрасиля упали девять веток, образовав замысловатый рубленый узор. Всмотревшись в этот узор, Один увидел в нем скрытые закономерности и вычленил 24 символа, которые дали начало всей группе рунических алфавитов европейского севера. Один подарил руны людям, чтобы они могли узнавать волю богов, суть происходящего вокруг и грядущее. Сегодня этот футарк принято называть общегерманским, так как впервые он встречается на археологических артефактах ранних германских племен с датировкой в диапазоне I-IV века нашей эры.

Другой знаменитый миф из «Младшей Эдды» Снорри Стурлусона рассказывает о том, как Один отдал свой правый глаз великану Мимиру, хранителю источника мудрости у корней Мирового Древа, чтобы получить дар провидца. Именно поэтому очень часто в эддических песнях Одина называют одноглазым. Также в «Саге об Олафе Святом» упоминается уникальная особенность Одина – он никогда не ест, лишь вкушает «мед поэзии» в Вальхалле.

Один – владыка Асгарда Скандинавия, Мифология, Скандинавская мифология, История, Бог, Один, Длиннопост, Яндекс Дзен

Кстати, «мед поэзии», источник творческой силы людей и асов, также добыл Один. Согласно эддической легенде, когда асы и ваны заключили мир после «первой войны», они смешали свою слюну и так появился карлик Квасир. Но вскоре Квасир был убит другими карликами, которые перемешали его кровь с медом и тем самым получили знаменитый «мед поэзии», каковой позже достался великанам в качестве выкупа (так карлики защитили свой народ от турсов). Один проник в дом великана Суттунга, хранившего мед, просверлив отверстие в стене и пробравшись через него в обличье змеи. Затем Гримнир соблазнил великаншу (дочь Суттунга), охранявшую мед и в облике орла понес его в Асгард. Но в пути он расплескал часть «меда поэзии» (он нес его в клюве), и те из людей, которым удалось отведать меда, стали скальдами. Также Один и сам проглотил немного напитка и то, чем он впоследствии опорожнился, по легенде досталось в дар бесталанным поэтам.

Еще про Тора:  Тор | Скандинавские боги

Известны более поздние легенды о том, как Один на Слейпнире в окружении эйнхериев проносится над полем битвы, даруя победу наиболее достойным. В Средние Века этот поэтический образ преобразился в знаменитую «Дикую Охоту», воинственную армаду мертвецов, что появляется над землей (чаще – в бурю или метель), как предзнаменование великой войны.

Один – владыка Асгарда Скандинавия, Мифология, Скандинавская мифология, История, Бог, Один, Длиннопост, Яндекс Дзен

Один реальный и мифологический, «Мистер Среда»

Согласно работам Снорри Стурлусона, Один был вполне реальным историческим персонажем, который правил обширными территориями к востоку от Дон, имел владения «в стране турок и к югу от Уральских гор». Затем Один переселился в Данию, оставив править Асгардом братьев Вили и Вё. «Страну саксов» он разделил между своими сыновьями: Вегдег получил восточные земли, Бальдр стал править Вестфалией, а Сиги стал конунгом в землях франков. Потом Один дошел до Ютландии (которую Снорри называет Рейдготланд), оставив там править своего сына Скьёльда. Затем он достиг Швеции, где основал легендарный город Сигтун.

Также Один правил Норвегией, а затем оставил там править своего сына Сэминга. Конунгом Швеции он назначил другого своего сына – Ингви (родоначальника знаменитого рода Инглингов). При этом полумифический образ Ингви тесно связан с богом Фрейром (см. статью о Фрейре на Рунариуме). Позже Данией стал править внук Одина – Фроди.

Любопытно упомянуть теорию Тура Хейердала, который полагал будто Асгард Одина – это античный город Танаис в Приазовье. По мнению Хейердала Один был вынужден увести свой народ на север из-за давления римлян в первые века нашей эры. В контексте этой теории также стоит вспомнить утверждение Г.В. Вернадского о том, что слово «асы», по всей вероятности, происходит от названия ираноязычных племен асов-аланов, как раз обитавших в Приазовье.

Один – владыка Асгарда Скандинавия, Мифология, Скандинавская мифология, История, Бог, Один, Длиннопост, Яндекс Дзен

Лотте Хедеагер полагает, что исторически Одина не существовало, но его эддический образ навеян скандинавским скальдам великим завоевателем гуннов Атиллой. По мнению Хедеагера у реального Атиллы и мифологического Одина много общего, хотя большинство исследователей не согласны с этой версией, видя образ Атиллы в другом персонаже древнескандинавского эпоса (Атли из легенды о Сигурде и Брюнхильде). Также существует теория о том, что после христианизации Скандинавского полуострова в попытке сохранить Одина местное население воплотило древнего бога в образе старика Клауса (имя означает «победитель народов»), который позже был сращен в народном сознании с Николаем Чудотворцем и стал всемирно известным Санта-Клаусом.

В заключении стоит упомянуть о том, что древние скандинавы называли среду «днем Одина». Согласно М. Элиаде они переняли у римлян семидневную неделю и стали называть дни недели именами богов. Так Одину досталась среда: Wuotanestac на древневерхненемецком, Woensdag на нидерландском, Wednesday на староанглийском и Odinnsdagr на древнескандинавском. Сегодня широко известен оригинальный образ «Мистера Среды» из работ Нила Геймана.

Проект “РУНАРИУМ”

Канал на Ютубе

Группа в ВК
Дзен-блог

Вар — скандинавская мифология

Вар — Скандинавская мифология

Источник:

Об образе этой богини не известно практически ничего, да и имя её крайне редко упоминается в скандинавских мифах. А интересна она прежде всего своей, скажем так, специализацией. Вар подслушивала и записывала клятвы и обещания людей, а потом мстила тем, кто их нарушал. Кроме обычных клятв она также была богиней любовных клятв и брачных союзов.

Гром – словарь библейских образов, райкен л., уилхойт д., лонгман т.

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т.

Гром – яркий библейский образ, встречающийся в Библии более двадцати раз. Значение образа связано с физическими свойствами грома, который устрашает людей и сопровождается молнией и другими особенностями бури.

В воображении древних людей гром был связан с присутствием, силой и гневом божества. Соответственно, в Библии в большинстве случаев гром представлен как проявление Бога. В рамках этого представления присутствуют четыре мотива.

Иногда гром – это просто одна из сил природы, контролируемых Богом. Так, Бог «назначал устав дождю и путь для молнии громоносной» (Иов. 28:26; см. также Иов. 38:25). Выдающийся пример – Пс. 28, песнь о грозе, где метафорический голос Бога гремит в надвигающейся буре. Иногда Божий контроль над громом перерастает в отождествление бури с Богом, где не столько описывается буквально гроза, сколько силы природы используются символически, для изображения могущества Бога. Так, в псалме сказано: «Глас грома Твоего в круге небесном; молнии освещали вселенную; земля содрогалась и тряслась» (Пс. 76:19).

Еще про Тора:  Персонажи God of War. В игре и в мифологии

Другая группа образов связана с громом как символом трансцендентной силы Бога. В день, когда Бог говорил с горы Синай, «были громы, и молнии» (Исх. 19:16). Иов спрашивает: «А гром могущества Его кто может уразуметь?» (Иов. 26:14). Голос из бури задает Иову вопрос: «Можешь ли возгреметь голосом, как Он?» (Иов. 40:4). В краткой истории сотворения в Пс. 103 именно Божий гром обращает в бегство персонифицированные воды (Пс. 103:7). В Книге Откровение гром также приравнивается к сверхъестественной силе (Откр. 6:1, 10:4, 14:2).

Тему могущества Бога продолжает тема грома как одного из видов Божьего оружия против врагов (см. НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ). Например, гром и град – особенности седьмой казни (Исх. 9:13–35). В ситуации с казнями способность Моисея повлиять на гром своими молитвами делает его в глазах окружающих святым человеком, а его Бога – могущественным Богом. «Простру руки мои к Господу; громы перестанут, и града более не будет» (Исх. 9:29). В хвалебной песни Анны говорится: «Господь сотрет препирающихся с Ним; с небес возгремит на них» (1Цар. 2:10). Когда Бог «возгремел… сильным громом над Филистимлянами», они испугались и были разгромлены израильтянами (1Цар. 7:10). Исаия предсказывает врагам Израиля такую долю: «Господь Саваоф посетит тебя громом и землетрясением, и сильным гласом, бурею и вихрем, и пламенем всепожирающего огня» (Ис. 29:6).

Еще одна категория ссылок, развивающих тему Божьего могущества, – это конкретное направление Божьего гнева и суда на грешников. Например, в середине прощальной речи Самуила, пророка Израиля, Бог посылает гром и дождь в сезон сбора урожая, чтобы люди видели, как велик их грех, заключающийся в том, что они просили себе царя (1Цар. 12:17–18). В одном из видений Откровения вспышки молний и раскаты грома, сопровождаемые Землетрясением, являются признаком последнего суда (Откр. 16:18).

Образ грома в Библии парадоксален: это сила природы, в которой постоянно проявляется нечто, не принадлежащее миру природы, а именно, присутствие, могущество и суд Божества, вызывающие трепет и ужас.

См. также: БУРЯ, ГОЛОС, МОЛНИЯ, НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ, ПОГОДА, ПРИРОДА.

Инанна — шумерская мифология

Инанна — Шумерская мифология

Источник:

Главная богиня шумеро-аккадской мифологии. Первоначально Инанна считалась покровительницей продовольствия и символом обильных урожаев, но позже, вытеснив в Уруке культ бога Ану, Инанна одновременно выполняла функции и богини победы, и богини урожая, и богини правосудия, являлась покровительницей семейной жизни и многое другое.

Тласолтеотль — ацтекская мифология

Тласолтеотль — Ацтекская мифология

Источник:

Дословно — «пожирательница грязи (экскрементов)». Одна из важнейших мезоамериканских богинь-матерей, связанных с землёй, плодородием, сексуальными наслаждениями, плодовитостью и родами. Для ацтеков Тласолтеотль была олицетворением грехов, особенно сексуальных. «Женщинами Тласольтеотль» называли проституток.

Цуку чен — китайская мифология

Цуку Чен — Китайская мифология

Источник:

Цуку Чен необычна хотя бы тем, что считалась богиней… отхожих мест. Согласно легенде, во времена правления императрицы Ву Ху одна образованная дама по имени Мей Ли Чин стала любовницей высокопоставленного государственного чиновника. Но тот был человеком женатым, и однажды его супруга в приступе дикой ревности, застав наложницу в уборной, убила её.

Чиннамаста — индуизм, буддизм

Чиннамаста — Индуизм, Буддизм

Источник:

Чиннамаста не очень известное божество и сам культ её не сильно распространён. Тем не менее, её история, а особенно образ, крайне интересны. Классическое изображение Чиннамасты таково: в левой руке она держит собственную отрубленную голову с раскрытым ртом; волосы ее растрепаны, и она пьет кровь, струей бьющую из ее собственной шеи.

Она стоит или восседает на паре, занимающейся любовью. Справа и слева от нее две спутницы, которые радостно пьют кровь, струящуюся из шеи богини. Существует легенда, согласно которой Чиннамаста и её спутницы однажды гуляли у береги реки. В полдень проголодавшиеся спутницы попросили богиню «Дай нам немного еды, мы голодны».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector