Боги и богини Армении: мифология

Основные черты древнеармянской мифологии

Можно выделить ряд характерных особенностей древнеармянской мифологии[1][3][5][6]:

  1. Большая часть древнеармянских мифов со временем подверглась историзации и трансформировалась в мифо-историческую эпику. Вследствие данного процесса образы древних богов и героев легли в основу образов этнархов (первопредков) армян, царей, князей и основателей княжеских родов: Хайк, Арам, Ара Прекрасный, Тигран, Деметр и Гисане, Ваагн и другие. Все мифические события были включены в конкретную географическую среду.
  2. Противостояние между силами хаоса и порядка трансформировалось в военно-политическую и этно-социальную борьбу армянского народа с чужими этническими вождями и правителями иноземных вражеских государств: например, с вавилонским титанидом Бэлом, ассирийской царицей Шамирам-Семирамидой, мидийским царём-вишапом (драконом) Аждахаком и т. д. Таким образом, в древнеармянской мифологий прослеживается устойчивая бинарная оппозиция «своих» (то есть армян) и «чужих» . Армяне со времён прародителя Хайка стабильно предстают созидателями и борцами на своей родной земле, в то время как враги («чужие») непостоянны и на протяжении истории сменяют друг друга (вавилоняне, ассирийцы, мидяне, сирийцы и другие).
  3. В результате историзации и эпизации древнеармянской мифологии между различными героями возникла генеалогическая связь (см. династия Хайказуни). Из-за разной тематики некоторых сюжетов часть мифов не сформировала эпической целостности (например, о Хайке, Араме, Аре Прекрасном, Торке Ангехе), в то время как некоторые мифы объединились в эпический цикл (например, «Випасанк»).
  4. Армянская мифология — это единая мифо-историческая система, в которой отображены важные исторические события армянского народа. Армяне традиционно определяли хронологию своего этногенеза (формирования народа) доурартскими временами и окончание данного процесса — периодом образования царства Урарту. Последняя фаза этногонической традиции представлена преданием об Аре Прекрасном и Шамирам, которым заканчивается мифическое время и начинается реальное (профаническое), то есть настоящая история[7].

Выделяют 5 основным мифологем и мотивов в армянской мифологии[1][2][5]:

  1. миф об астральном герое — божественном лучнике-охотнике, который борется против демона тьмы (например, миф о Хайке и Бэле);
  2. миф об умирающем и воскрешающем божестве (например, миф об Аре Прекрасном и Шамирам);
  3. миф о вишапе (драконе) и космическая борьба (например, мифы о Тигране и Аждахаке, Ваагне-Вишапоборце, об Артавазде и вишапидах или драконидах);
  4. миф о герое, заключённом в пещеру (например, об Артавазде, Шидаре, Ерванде и др.);
  5. миф о культурных героях-близнецах (например, о Санасаре и Багдасаре, Мамике и Конаке, Деметре и Гисане, Ерванде и Ервазе и т. д.)

После принятия в Армении христианства как государственной религии (301 г.) древние мифы верования подверглись трансформации. Христианские персонажи переняли функции архаических богов: например, св. Карапет (Иоанн Креститель) впитал некоторые черты громовержца Ваагна и бога Тира[3][5].

Армянская мифология — энциклопедия знаков и символов

Комплекс мифологических представлений армян. Истоки уходят к мифологиям и верованиям племен, населявших Армянское нагорье, участвовавших в этногенезе армянского народа (урумейцы, мушки, вторгшиеся в 12 в. до н. э. в пределы ассирийской провинции Шуприа, хуррито-урартские племена и др.).

Мотив ожесточенной борьбы между урумейцами и Ассирией, а с 9 в. — между Урарту и Ассирией в модифицированном виде лег в основу многих древнеармянских мифов. Они складывалась под значительным влиянием иранской культуры (многие божества армянского пантеона — иранского происхождения: Арамазд, Анахит, Вахагн и др.), семитских мифологических представлений (см. Астхик, Баршамин, Нанэ). В эллинистическую эпоху (3-1 вв. до н. э.) древнеармянские божества отождествлялись с античными богами:

Арамазд — с Зевсом,

Анахит — с Артемидой,

Вахагн — с Гераклом,

Астхик — с Афродитой,

Нанэ — с Афиной,

Михр — с Гефестом,

Тир — с Аполлоном или Гермесом.

После официального принятия в Армении христианства (301) появляются новые мифологические образы и сюжеты, древние мифы и верования подвергаются трансформации. Библейские персонажи перенимают функции архаических богов, духов, напр.

Иоанн Креститель (армянский Карапет) — Вахагна, Тира,

архангел Гавриил (Габриел Хрештак) — Вахагна, духа смерти Гроха.

В позднем средневековье частичное воздействие оказали мифологические представления соседних мусульманских народов.

Основные сведения об Армянской мифологии сохранились в произведениях древнегреческих, византийских (Платон, Геродот, Ксенофонт, Страбон, Прокопий Кесарийский), средневековых армянских [5 в. — Мовсес Хоренаци, Агатангехос (Агафангел), Езник Кохбаци, 7 в. — Себеос, Анания Ширакаци] авторов, а также в поздней народной традиции.

Для древних мифов, переданных в письменной традиции, характерна историзация содержания. Архаические боги и герои преобразовались в них в эпонимов армян, основателей страны и государственности (Хайк, Арам, Ара Гехецик, Вахагн и др.). Мифические события были включены в конкретногеографическую среду. Злые космические или хтонические духи и демоны стали фигурировать как «чужие» этнические вожди, цари или царицы вражеских государств (Аждахак, противник Хайка — Бэл из Вавилона, Баршамин и др.). Борьба между хаосом и космосом трансформировалась в военно-политическую борьбу между армянским и «чужими» народами и государствами — Ассирией, Мидией и др. (война армянского царя Тиграна против мидийского царя Аждахака и др.). Центральный сюжет в древне-армянской мифологии — сопротивление протоармян или армян иноземному порабощению.

При демифологизации и историзации архаических мифов и складывании эпоса между различными мифологическими персонажами возникает определенная генеалогическая связь:

Арам, один из эпонимов армян, — потомок первопредка Хайка,

Ара Гехецик — сын Арама,

Анушаван Сосанвер — внук Ара Гехецика.

Эпические цари (Тигран, Арташес, Артавазд) считались также потомками Хайка.

В древних мифах прослеживаются элементы тотемизма. По одному мифу, имя княжеского рода Арцрунидов происходит от наименования птицы — орла (арцив), который раскрытыми крыльями заслонил от солнца и дождя спящего юношу — предка этого рода. В «Випасанке» царь маров (мидян) вишап Аждахак выступает их тотемом (согласно народной этимологии, мар — «змея», «вишап»). Тотемические представления проявляются в мифах о Ерванде и Ервазе, родившихся от связи женщины с быком; отец-бык выступает тотемом их рода.

В большинстве мифов животные, растения первоначально имели антропоморфный облик. Священными животными выступают бык, олень, медведь, кошка, собака, рыба, священными птицами — аист, ворона, журавль, ласточка, петух. В эпосе «Сасна Црер» («Давид Сасунский») вестник, посланник богов — ворона (аграв). Вещей птицей, глашатаем утреннего света выступает петух (акахах), воскрешающий людей от временной смерти — сна, отгоняющий духов болезни. В христианизированном мифе он назначается игуменом монастыря св. Георгия, без его клича никакой караван, остановившийся в монастыре, не отправляется в путь. Аист (арагил) фигурирует в мифах как вестник Ара Гехецика, как защитник полей. Согласно древним мифологическим представлениям, два аиста олицетворяют солнце. По некоторым мифам, аисты в своей стране — люди, земледельцы. Когда приходит время, они надевают перья и прилетают в Армению. Перед отлетом убивают одного из своих птенцов и приносят его в жертву богу. Многие мифы посвящены змеям, культ которых издревле был распространен среди народа (особенно почитался уж — лорту, которого считали другом армян и даже называли «армянином»). Считалось, что священные змеи живут в пещерах в своих дворцах, у царей змей на голове — драгоценный камень или золотые рога. У каждого из царей — войско. Священные растения — платан (соси), можжевельник, бригония (лоштак).

Горы в мифах обычно персонифицированы. Согласно одному варианту, горы некогда были людьми исполинских размеров. Будучи братьями, каждое утро, после пробуждения, они затягивали свои пояса, затем приветствовали друг друга. Но, постарев, они не смогли больше рано вставать и здоровались, не затягивая ремней. Бог за нарушение старого обычая наказал братьев, превратив их самих в горы, их пояса — в зеленые долины, их слезы — в родники. В других мифах Масис (Арарат) и Арагац были сестрами, Загрос и Тавр — рогатыми вищапами, борющимися между собой. В версиях, распространенных после принятия христианства, горы Арарат, Сипан, Артос и Арное связываются со всемирным потопом.

В армянских мифах огонь и вода также персонифицированы, выступают как сестра и брат. Сестра-огонь поссорилась с братом-водой, поэтому между ними — вечная вражда; вода всегда гасит огонь. По одному варианту, огонь был создан сатаной, ударившим железом по кремню. Этим огнем и стали пользоваться люди. Тогда разгневанный бог создал молнию (огонь божий), которой он карает людей за пользование сатанинским огнем. С огнем связаны культовые церемонии во время свадеб и крестин. В феврале, в праздник терындез, разжигали ритуальные костры.

Значительное место занимают астральные сюжеты. В древности официальная религия армян включала культ солнца и луны; их статуи находились в храме в Армавире. Секты солнцепоклонников сохранялись в Армении еще и в 12 в. (мифы о солнце и Ауне см. в статьях Арэв и Лусин). Со звездами был тесно связан культ предков. Так, Хайк — астральный лучник, отождествляющийся с созвездием Орион. Согласно народным поверьям, каждый человек имеет в небесах свою звезду, которая меркнет, когда ему угрожает опасность. Существуют мифы о Млечном пути (согласно одному из них, у убитой женщины-оборотня из груди разбрызгалось на небосклоне молоко), о созвездии Большой Медведицы (семь кумушек, превращенных разгневанным богом в семь звезд).

Из явлений природы выделяется грозовая буря. Гроза с багряными тучами уподобляется рождению в муках, гром — крику женщины при родах, происходящих между небом и землей. Персонификация грозовой бури и смерча — вишапы, против которых воюет бог грозы и молнии Вахагн. По другим мифам, распространившимся после принятия армянами христианства, персонификация грома и молнии — пророк Илия (Егиа). Отражения в мифах нашли зарница (блеск брюха большой рыбы на земле, когда она переворачивается на спину), роса (слезы луны или пророка Илии). Ветер или буран связываются со святым Саркисом. Ночную тьму олицетворяют гишерамайрер. Противопоставлением злой ночной тьме является «добрый свет» дня, особенно утренняя заря, уничтожающая ночных злых духов. Персонифицирует утреннюю зарю в народных поверьях «непорочная дева», или «розовая дева» (после распространения христианства — богоматерь).

Небо представляет собой город с медными воротами и каменными стенами. У бездонного моря, разделяющего небо и землю, находится рай. У райских ворот течет огненная река, через которую переброшен мост волосинка (мазэ камурч). Под землей находится ад. Измученные в аду души грешников покидают ад, поднимаются по мосту, но он рвется под тяжестью их грехов и души падают в огненную реку. Согласно другому мифу, мост протянут над адом; когда наступит конец света и воскреснут все усопшие, каждый из них должен будет пройти по этому мосту; грешники упадут с него в ад, а праведники перейдут в рай (ср. с мостом чинват в иранской мифологии). Земля, согласно одной версии, находится на рогах быка. Когда он трясет головой, происходит землетрясение. По другой версии, земля окружена телом огромной рыбы (Лекеон или Левиатан), плавающей в мировом океане. Рыба стремится поймать свой хвост, но не может. От ее движений происходят землетрясения. Если удастся рыбе поймать свой хвост, разрушится мир.

В эпосе нашли отражение мифы о героях-богоборцах, некоторые из них в наказание заковываются в цепи (Артавазд, Мгер Младший и др.). Терпит поражение и эпический герой Аслан ага, вступивший в борьбу с Габриелем Хрештаком.

Получили развитие этногонические мифы (об эпонимах армян Хайке и Араме), мифы о близнецах и культурных героях (Ерванд и Ерваз, Деметр и Гисанэ, Санасар и Багдасар и др.), мифологический мотив о борьбе хаоса с космосом (см. в статьях Вишапы., Вахагн). В эсхатологических мифах прослеживается влияние митраизма и христианства. В «Сасна Црер» бог Михр (восходит к Митре) в образе Мгера Младшего входит в скалу, из которой он выйдет лишь тогда, когда грешный мир разрушится и возродится новый мир (по иному варианту — когда Христос придет на последний суд). По другому мифу, люди постепенно будут уменьшаться и в конце концов превратятся в ачучпачуч, тогда и настанет конец света.

Формирование пантеона богов, по всей вероятности, произошло в процессе этногенеза армян, когда создавались первые протоармянские племенные союзы. Возможно, что два мифических предка армян Хайк и Арам были этническими божествами двух мощных племенных союзов (хайасов и арменов), игравших в процессе этногенеза армян решающую роль. К раннеармянскому пантеону богов относятся также Ара Гехецик, Шамирам и др. С созданием первых армянских государственных образований на основе культов древних божеств и под влиянием иранских и семитских представлений формируется новый пантеон богов, возглавленный отцом всех богов Арамаздом. В пантеон вошли: Анахит, Вахагн, Астхик, Нанэ, Михр, Тир, Аманор и Ванатур, Баршамин. В культовых центрах древней Армении этим богам были посвящены особые храмы.

Еще про Тора:  Коллекция авторских товаров Куклы-обереги,вольты,магические куклы - Шаманский оберег (shamanobereg) - Ярмарка Мастеров

Значительное место занимают мифы и верования о демонах и злых духах. В архаических мифах и в эпосе «Випасанк» выступают демоны: вишапы, дэвы и каджи. В заговорах, заклинаниях, народных поверьях упоминаются чарки и другие злые духи.

Образы и сюжеты армянской мифологии нашли отражение в искусстве и литературе. До нас дошли древнейшие огромные каменные изваяния, имеющие форму рыб, названные в народе «вишапы». Они находились у родников, искусственных водоемов. Начиная с эпохи бронзы встречаются многочисленные изображения, статуи, барельефы мифического оленя, связанного с культом богини-матери, позднее — с христианской богоматерью. При раскопках древнего Арташата обнаружены многочисленные античные терракотовые культовые статуэтки (1-2 вв. н. э.), многие из которых изображают Анахит. В Британском музее находится бронзовая статуя Анахит, найденная в Садахе (на территории современной Турции). Каменный жертвенник бога Михра из городища Двин хранится в Двинском археологическом музее. На средневековых армянских миниатюрах изображены разные мифологические сцены и персонажи (алы, Тьшха, древо жизни, хуш-капарики, мифические животные и др.).

Билиография

Моисей Хоренский, История Армении, М., 1893;

История епископа Себеоса, Ер., 1939;

Анания Ширакаци, Космография, пер. с древнеарм., Ер., 1962;

Давид Сасунский, М.-Л., 1939;

Эмин Н. О., Исследования и статьи, М.,1896;

Абегян М., История древнеармянской литературы, пер. с арм., Ер., 1975;

Топоров В. Н., Об отражении одного индоевропейского мифа в древнеармянской традиции, «Историко-филологический журнал», 1977, № 3;

Сасна Црер (арм. нар. эпос), под ред. М. Абегяна и К. Мелик-Оганджаняна, т. 1-2, Ер., 1936, 1944, 1951 (на арм. яз.);

Алишан Г., Древние верования или языческая религия армян, Венеция, 1895 (на арм. яз.);

Агатангехос, История Армении, Тифлис, 1909 (на арм. яз.);

Езник Кохбаци, Опровержение персидской ереси, Тифлис, 1913 (на арм. яз.);

Адонц Н., Мировоззрение древних армян, в его кн.: Исторические исследования, Париж, 1948 (на арм. яз.);

Ганаланян А., Армянские предания, Ер., 1969 (на арм. яз.);

Gelzer H., Zur armenischen Gotterlehre, Lpz., 1896;

Abeghian М., Der armenische Volksglaube, Lpz., 1899;

Ananikian М., Armenian [Mythology], в сб.: Mythology of all races, v. 7, N. Y., 1964;

Ishkol-Kerovpian K., Mythologie der vorchristlichen Armenier, в кн.: Worterbuch der Mythologie, Bd 4, Lfg. 11, Stuttg., [1973]. ”

С. Б. Арутюнян

Шамирам
Вахагн
Анахит
Чарки
Цовинар
Хазаран Блбул
Хайк, первопредок
Уруаканы
Тир
Торк Ангех
Спандарамет
Спандармат
Саркис
Аждахак
Алы
Аманор и Ванатур
Анушаван Сосанвер
Арагац
Ара Гехецик
Аралезы
Арам
Арамазд
Арэв
Арэваманук
Астхик
Ачуч-Пачуч
Баршамин
Бахт
Вешапи
Вишапы
Габриел Хрештак
Гишерамайрер
Грох
Деметр и Гисанэ
Дэвы
Ерванд и Ерваз
Жук у Жуманак
Каджи, армянская мифология
Карапет
Лусин
Мардагайл
Масис
Михр
Нанэ
Немрут
Пахапан хрештак
Куркик Джалали

Источники

  1. 1234Саргис Арутюнян.Основные черты древнеармянской мифологии // Պատմա-բանասիրական հանդես. — 2006-12-09. — С. 57–66. — ISSN0135-0536. Архивировано 5 декабря 2022 года.
  2. 123456Петросян А.Е.Армянский эпос и мифология: Истоки. Миф и история. (рус.). Ереван : НАН РА (2002). Дата обращения: 14 июня 2020.Архивировано 15 июня 2020 года.
  3. 12345Арутюнян С.А.Армянская мифология // Мифы народов мира: Энциклопедия. / Гл. ред. С.А. Токарев. — Электронное издание. — Москва: (Советская Энциклопедия, 1980), 2008. — С. 87—88.
  4. Георг Гоян.2000 ЛЕТ АРМЯНСКОГО ТЕАТРА. Том первый: Театр древней Армении. — Москва: Государственное издательство «Искусство», 1952.Архивная копия от 30 сентября 2007 на Wayback Machine
  5. 1234Арутюнова-Фиданян Виада Артуровна.Божество грома в Тароне // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 3: Филология. — 2008. — Вып. 14. — ISSN1991-6485. Архивировано 19 июня 2020 года.
  6. 123Вардумян Г.Д., Арутюнян С.Б.“Дохристианский пантеон”, “Мифология” // Армяне (Народы и культуры) / отв. ред. Л.М. Варданян, Г.Г. Саркисян, А.Е. Тер-Саркисянц. — Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Ин-т археологии и этнографии HAH РА. — Москва: Наука, 2022. — С. 364—377. — 648 с. — ISBN 978-5-02-037563-5.
  7. 123Петросян А.Этногоническое предание как источник по предыстории Армении (неопр.). ЭТНОГРАФИЯ / ETNOGRAFIA. 2022. № 3 (5). Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. doi:10.31250/2618-8600-2022-3(5)-57-85. Дата обращения: 18 июня 2020.Архивировано 21 июня 2020 года.
  8. Агатангелос.История Армении. Житие и история Святого Григора. — Перевод с древнеарм. К.С. Тер-Давтяна и С.С. Аревшатяна.
  9. 1234Petrosyan A. Y. (2007) State Pantheon of Greater Armenia: Earliest Sources.Архивная копия от 28 июня 2020 на Wayback Machine Aramazd: Armenian Journal of Near Eastern Studies II: 174—201.
  10. 123Russell J. R.ARMENIA AND IRAN. iii. Armenian Religion (англ.).Encyclopaedia Iranica (December 15, 1986 (Last Updated: August 12, 2022)).Дата обращения: 27 июня 2020.Архивировано 4 октября 2022 года.
  11. Hrach Martirosyan.Etymological Dictionary of the Armenian Inherited Lexicon. — Brill, 2009-12-15. — ISBN 978-90-474-2683-7.Архивная копия от 24 июля 2020 на Wayback Machine
  12. 12Арутюнян С. Б. Арамазд // Мифы народов мира: Энциклопедия. / Гл. ред. С. А. Токарев. — Электронное издание. — Москва: (Советская Энциклопедия, 1980), 2008. — С. 81.
  13. 12Петросян А. Е. (2022) Армянский Армавир и грузинский Армази: вопросы ранней этнической истории Армении и ГрузииАрхивная копия от 19 июня 2020 на Wayback Machine // Acta Linguistica Petropolitana. Труды института лингвистических исследований. № 1. (на англ. яз.: Petrosyan A. Y. (2022) First Capitals of Armenia and Georgia: Armawir and Armazi (Problems of Early Ethnic Associations). Journal of Indo-European Studies 40: 265—288.)
  14. 12Petrosyan A. Y. (2006) Aramazd: Image, Cult, PrototypesАрхивная копия от 17 ноября 2021 на Wayback Machine (in Armenian). Yerevan.
  15. Асмик Маркарян.Бронзовая голова Афродиты из Саталы // Պատմա-բանասիրական հանդես. — 2003-11-24. — Вып. 3. — С. 235–246. — ISSN0135-0536. Архивировано 22 апреля 2021 года.
  16. Арутюнян С. А. Анаит // Мифы народов мира: Энциклопедия. / Гл. ред. С. А. Токарев. — Электронное издание. — Москва: (Советская Энциклопедия, 1980), 2008. — С. 62.
  17. Tiratsyan N.Տեղեկություններ Ուրարտուի հարևան և ծայրամասային տարածքների աստվածների վերաբերյալ // Biainili-Urartu. Gods, temples, cults (арм.) / Y.Grekyan, M.Badalyan, N.Tiratsyan, A.Petrosyan. — National Academy of Sciences of the Republic of Armenia.. — Yerevan: Institute of Archeology and Ethnography Press, 2022. — С. 152–158. — 204 с.
  18. Мелик-Пашаян К.В.Культ Богини Анаит. — Институт археологии и этнографии АН Армянской ССР. — Ереван: АН Армянской ССР, 1963. — 163 с.Архивная копия от 4 апреля 2022 на Wayback Machine
  19. 12345678910111213Исалабдулаев М. А. Мифология народов КавказаАрхивная копия от 11 апреля 2022 на Wayback Machine. — Махачкала: Кавказский светский институт, 2006
  20. 12Петросян А. Е.Армянские духи Каджи: образ и название (рус.яз.) // Вопросы ономастики. — 2022. — Т. 15, № 1. — С. 51–64. — doi:10.15826/vopr_onom.2022.15.1.003. Архивировано 6 июля 2020 года.
  21. Петросян А.Е.Армянский Мхер, западный Митра и урартский Халди (рус.яз.) // Армянский эпос и всемирное эпическое наследие. Вып. 4. Ереван : Гитутюн. — 2004. — С. 42–60. Архивировано 15 июня 2020 года.
  22. Арутюнян, 1987.
  23. Петросян А.Е.Ciacan «радуга» в армянском // Indo-European linguistics and classical philology. — 2022-06-26. — Т. XXII. — С. 1013–1020. — doi:10.30842/ielcp230690152273. Архивировано 30 июня 2020 года.
  24. 12Одабашян А.А.Новогодний праздник в армянском народном календаре // Армянская этнография и фольклор. Материалы и исследования. — Институт археологии и этнографии. — Ереван: АН Армянской ССР, 1978. — С. 70—72. — 173 с.
  25. Арутюнян С. Б.Аманор и Ванатур // Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 39. — 672 с. — ISBN 5-85270-032-0.
  26. Нина Степанян.Мотив граната в раннесредневековом изобразительном искусстве Армении // Պատմա-բանասիրական հանդես. — 2008-09-24. — С. 210–229. — ISSN0135-0536. Архивировано 24 сентября 2022 года.
  27. Масис / Арутюнян С. Б. // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1988. — Т. 2 : К—Я. — С. 122.
  28. Лисицян С.Д.Армяне Нагорного Карабаха. Этнографический очерк / Л.М. Варданян, Д.С. Вардумян. — Ереван: АН Армении, 1992. — С. 167—170. — 239 с.Архивная копия от 29 июня 2020 на Wayback Machine
  29. С.А. Токарев.Мифы народов мира: Энциклопедия. Электронное издание. (рус.)  (неопр.) ?.
  30. О.Дубровская / Мифология. АрамАрхивная копия от 4 апреля 2022 на Wayback Machine Издатель Olma Media Group, 2002 ISBN 5-94849-107-2, 9785948491073. стр. 21
  31. Петросян А.Е.К реконструкции имени и образа одного великого бога в древнейшей армянской традиции (рус.яз.) // Вопросы ономастики. — 2022. — Т. 16, № 1. — С. 7–18. Архивировано 6 июля 2020 года.
  32. 12
  33. Линецкий А.В., Двуреченских В.А., Гаспарян М.Ю., Родина Е.Ю., Делба В.В., Акимов П.А., Давыдов А.В., Жосану П.А., Еропкина Е.Г., Непочатой Д.А. Оценка историко-культурного наследия Армении. — Москва: Тровант, 2022. — С. 22. — 744 с.
  34. 12С. А. Гуллакян.О персонажах армянских волшебных сказок. (неопр.). Дата обращения: 6 февраля 2021.Архивировано 4 апреля 2022 года.
  35. С.А. Токарев. М.Мифы народов мира: Энциклопедия. Электронное издание / Гл. ред.. — 2008. — С. 196.
  36. Пиотровский Б.Б.Вишапы. Каменные статуи в горах Армении (неопр.). Ленинград: Армянский филиал АН СССР. (1939). Дата обращения: 14 июля 2021.Архивировано 14 июля 2021 года.
  37. Арутюнян С. Б.Грох // Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 162. — 672 с. — ISBN 5-85270-032-0.
  38. 12Саенко А.В. О концептуальных персонажах Ж.-П. Сартра // Философская мысль. — 2022-02. — Т. 2, вып. 2. — С. 15–23. — ISSN2409-8728. — doi:10.25136/2409-8728.2022.2.22242.
  39. С.А. Токарев.М. Мифы народов мира: Энциклопедия.. — 2008. — С. 497.
  40. 2022. Т. 15. №1 | ВОПРОСЫ ОНОМАСТИКИ | PROBLEMS OF ONOMASTICS (рус.). onomastics.ru. Дата обращения: 11 февраля 2021.Архивировано 27 февраля 2021 года.
  41. Петросян А.Е.Армянские этнонимы, древнеармянская модель мира и вопрос локализации древнейших армянских племён (рус.яз.) // Вестник Ереванского университета. — 1991. — С. 102—115. Архивировано 3 декабря 2022 года.
  42. Ф. И. Тер-Мартиросов.Терракоты из Арташата // Լրաբեր Հասարակական Գիտությունների. — 1973-04-14. — Т. 4. — С. 82–91. Архивировано 22 июня 2020 года.
  43. Б. Н. Аракелян.Основные результаты раскопок древнего Арташата в 1970—1973 годах // Պատմա-բանասիրական հանդես. — 1974-12-23. — Т. № 4. — С. 44–60. Архивировано 10 ноября 2022 года.
  44. Б.Н. Аракелян.Арташат I. Основные результаты раскопок, 1970-1977 гг. / Отв. ред. Г.А.Тирацян. — АН АрмССР, Ин-т археологии и этнографии. — Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1982.Архивная копия от 25 мая 2020 на Wayback Machine
  45. Գ Գ Քոչարյան.Դվինը անտիկ դարաշրջանում // Պատմա-բանասիրական հանդես. — 1979-06-15. — Т. № 2. — С. 272–277. Архивировано 13 ноября 2022 года.
  46. Михр / Арутюнян С. Б. // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1988. — Т. 2 : К—Я. — С. 160.

  47. T. A. Измайлова.Образ богини в армянских миниатюрах XI векаАрхивная копия от 30 января 2022 на Wayback Machine (рус.). — Москва: Наука, 1967. — С. 206—228.
  48. Петросян Э. Х.Некоторые театральные образы в средневековых армянских миниатюрах // Պատմա-բանասիրական հանդես. — 1966-11-09. — Т. № 4. — С. 263–272. Архивировано 18 июня 2020 года.
  49. А. Е. Тер-Саркисянц // Армяне: история и этнокультурные традиции.//
    стр. 188(394) Восточная литература 1998 г. ISBN 5-02-018002-5, 9785020220024
  50. В. Белый // Армения: Энциклопедия путешественника//
    Изд-во Армянской Советской энциклопедии; 1990 г. ISBN 5-89700-002-6, 9785897000029

Пантеон армянских богов

Автор: Слак Какосян

…Тяжела шапка Мономаха, но она
пылинка по сравнению с моей ношей,
ибо на моих плечах судьба
Арменов и всего Человечества…
1.
О БОГИ, – Предтечи всего Мирозданья
Низвергли Вы в Хаос Огонь Созиданья
Подвластны Вам Время, Пространство и Вечность
Бытья моего же удел – скоротечность.
2.
Но смертный, прошу я “второго рожденья”
Души в моем теле желаю прозренья
Безжалостно бремя вопросов тяжелых
А Истина – право лишь Дважды рожденных.
3.
Так будте же БОГИ ко мне благосклонны
Не дерзость, а жажда познаний законны
И душу и разум вопросы терзают
От Вас, лишь О БОГИ, ответ ожидаю.
4.
Всему ТЫ Начало – ТВОРЕЦ ПРАРОДИТЕЛЬ
Всесильных БОГОВ и людей ПРЕДВОДИТЕЛЬ
Кто мы – Хай Армены, кем были, кем будем?
Рабами ли станем, иль Счастье добудем?
5.
И если Деяньем великим мы были
То где нашу Славу и Честь позабыли?
А если ничтожны, достойные рабства
Зачем вижу Трон я Вселенского Царства?
6.
Я знаю: достигло Небес Древо Рода
Но видно смеется над нами Природа
Все ветви в мутации монстрами стали
Свернулись как змеи, и Корень зажали.
7.
А Корню не справиться с долей такою
Бороться с чужими и с плотью родною
Что в страшном безумстве Законы забыла
Уродов, манкуртов и зло породило.
8.
Один благородный- десятки злодеев
Один исполин – рядом сотня пигмеев.
Зачем опусились, так низко мы пали?
Ведь некогда Солнца Сынами нас звали.
9.
Смотрите, надменные БОГИ, как рубят
И Корень, и Род свой! Все лучшее губят
Зачем же вампирам и лживым уродам
ВЫ власть подарили над Солнечным Родом?
10.
А если со Свету изжить нас хотите
То смерть благородую нам подарите
Пусть молния грянет, Масис пусть проснется
И в огненной лаве пусть Род захлебнется.
11.
Но только не эти мучения Ада
И жизнь по законам Смердящего Гада
А путы подонков на шее все туже
Рабами рабов быть -нет участи хуже

12.
Лжецы ядовитый язык распустили
Святыни ругают, БОГОВ очернили
Не строят, а рушат, глумятся, пируют
Свой трон украшают лишь тем, что воруют.
13.
И многие в этом хаосе свихнулись
В болото коварства и лжи окунулись
И жаждут отведать объедков от пира
В котором бесятся Губители Мира.
14.
Другие в слепую блуждают безвольно
Бредут спотыкаясь, и падают больно
Не знают, что ищут в пути беспросветном
Для них нету “Берега” в “Море” безбрежном.
15.
А умники голос свой ловко настроя
Кричат: одобряем мы благо разбоя!
Визжат: мол-развитие это-прогресс
Лишь путь воровства вознесет до Небес!
16.
“Мыслителей” тоже немало сыскалось
Не мудростью-чином то званье давалось
Законов не зная, глаголят и судят
А Истину эти во век не увидят.
17.
А люди в сутанах, что Рыбе молись
Как были чужими, такими остались
Не нашим Святыням они присягают
Не наших БОГОВ и Страну восхваляют.
18.
Противней всего же отступников племя
Бессовестных, мезких предателей семя
Как стаи шакалов кружатся здесь рыща
Кровь Рода для них лишь желанная пища…
19.
Стал идолом грязный пигмей – извраженец
Тупой, бессердечный людской отщепенец
Блудници, подонки, изгои, уроды
И всякая мерзость из той же породы.
20.
Низвергнуты БОГИ, Герои и Род
И корчится в муках несчастный Народ
К столу уж подано тело Армена
Ликует кровавое демонов племя.

21.
Мой разум скуднеет и воля слабеет
Сомнений мучительных бремя давлеет
Весь мир перевернут, Законы забыты
Над правдою – Ложь…и Устои разбиты.
22.
И темная Ночь вместо Дня ныне правит
Правдивым считается тот, кто лукавит
Предатель-“прагматик” укравший -“счастливый”…
Так где же, о БОГИ, Закон Справедливый?

23.
Быть может лишь в Небе ВЫ правите, БОГИ?
И зря обиваем мы храмов пороги
Иль Время Благое давно уж прошло
И ныне не Правое в чести, а Зло?
24.
А если химерой Добро оказалось
Зачем же у очень немногих остались
Мораль, Благородство, Достоинство, Честь
Чтоб жизнь усложнить им, а может то месть?
25.
Танталовы муки, Сизифов ли труд
За верность Законам то Бремя несут
Арийцы, которые Род не предали
И Душу свою сберегли, не продали.
26.
Где наш Одисей, в каком Океане
Блуждают, не зная, что в собственном стане
Злодеи и Землю, и Дом захватили
О стрелах твоих, Одисей, позабыли.
27.
Скажите, о БОГИ, сомненья развейте
И сердце, и душу ответом согрейте!
К Сильнейшему из БОГОВ я взываю
ВААГН! К ТЕБЕ я свой глас устремляю:
О, ДРАКОНОБОРЕЦ !
28.
Ты из тысячи СОЛНЦ Сотворен
Ты пламенем СОЛНЦ всех вскормлен
Ты жаром всех СОЛНЦ наделен
Б ТЕБЕ Дух Огня воплощен.
29.
ТЫ яркое Пламя Арменам Даешь
ТЫ Свет лучезарный Арменам несешь
ТЫ Сила десницы Арменов и Мощь
ТЫ к Чести и Славе Арменов Ведешь.
30.
ТЫ Согреваешь Арийцев сердца
ТЫ Охраняешь Арийцев дома
Мощь ТЫ Даруещь Арийским полкам
Славу Несешь ТЫ Арийским родам.
31.
ТЫ Ослепляешь очи врага
ТЫ Пожираешь Воинство зла
ТЫ Низвергаешь идолов Тьмы
ТЫ Сокрушаешь демонов Мглы.
32.
Ответь же ВААГН, я жаждаю Правды
Не всей- ведь и малой крупице мы рады
Скажи мне: ничтожны Душа наше, тело
Иль славную Карму несем мы на Челе?

33.
И в ясной лазури вдруг Грохот раздался
И грянула Молния, Свет показался
И вспыхнуло Небо, Земля задражала
И в Пламени Лико ВААГНА Предстало.

34.
И Облик ВОИТЕЛЯ-БОГА надменный
В том Огненном Вихре Сверкнул Несравненный
Зарделась Вселенная Светом Лучей
И хлынуло молнией Пламя Очей.
35.
И Грома раскаты по небу раздались
Так грозно, как буря Слова те сорвались
Что БОГА Уста мне Послали в ответ
Услышал я с НЕБА желанный Навет:
– “Армен!
36.
Услышал тебя Я, познал твои боли
Хоть гнева Я полон на вас и печали
Отвечу. Чтоб знал ты, и Хайям поведал
Все то, что Скажу Я, все то, что изведал…
37.
Я знаю: живется вам очень не сладко
Падение ваше безмерно и гадко!
Но знай же, что в этом лишь ваша вина!
Причина всех бед и несчастий одна.
38.
Безумцы! Закон вы ТВОРЦА преступили
Тем Душу и Тело свое погубили…
Начну Я с Начала, услышать ты должен
Кто ты… Кто ОТЕЦ, ЧЕЙ ЗАКОН Непреложен..

39.
Ариец! Свой взор оторви от земли
Не бойся ослепнуть, на Солнце взгляни
Смотри, как Источник сей жизни сверкает
ОН Суть Созидающей Силы Являет!
40.
Все Звезды Вселенной – ТВОРЦА отраженье
А в Мире телесном – ЕГО Воплощенья
И тот, чья душа достигает прозренья
Увидит предтечу сего Воплощенья.
41.
И чтоб вашу Землю, и Мир вам Создать
Какой, кроме СОЛНЦА мог облик принять?
ВСЕВЫШНИЙ! КТО вечно творит Созидает!
Кто Холод Вселенский и Мглу Побеждает.
42.
Отбростье дурман, и на СОЛНЦЕ взгляните
Протрите глаза, коль прозреть вы хотите
Есть Жизни Источник для вас Первородней
Значимей, Сильней, Добрей, Благородней?
43.
Для вас сотворил ОН моря и долины
И реки, и горы, леса и равнины
И в СОЛНЦЕ ОН СУЩНОСТЬ СВОЮ Воплотил
И Жизни усладу ОН вам Подарил.
44.
И СОЛНЦА Лучами АРА – ПРАРОДИТЕЛЬ
Ласкает, вас Дети, и вашу Обитель
Смотри, как прекрасна, цветуща Планета!
Ведь Солнца Любовью и Жаром согрета.
45.
А если уйдет Он, умрет все живое
Но разве допустит ОТЕЦ ваш такое?
Всегда ОН над вами, Всегда опекает
Ведь СОЛНЦЕ и ночью тепло посылает.

46.
Так что же вы ищите в сумраке храмов
Иль в красках икон, иль в речах шарлатанов?
Взгляните наверх, и вопрос прояснится
В какой Ипостаси ТВОРЕЦ к вам явился!
47.
В Великом ищите Величия Символ!
Когда есть Живое, к чему мертвый идол?
Попробуйте Солнце убить иль распять
Восход Лучезарный на миг задержать.
48.
“Плюю я на Солнце” – один из людей
воскликнул. О глупый, ничтожный пигмей!
Ответил мудрец ему, лучше не скажешь:
“Так плюй же безумец, коль СОЛНЦА достанешь”.
49.
Не Храмов роскошных и почестей льстивых
Плаксивых молитв, добродетелей лживых
ТВОРЕЦ ПРАРОДИТЕЛЬ от вас от вас ожидает
Подобие СВОЕ в вас узнать ОН Желает.
50.
Кого кроме лживых и жадных попов
Вы видели в стенах молильных домов?…
А может хотите молитвой одной
Стать ближе к БОГАМ и любимы Судьбой?
…. И что за бога вам прислали
на осле верхом послали….
51.
… Мечети, церкви, синагоги
Пестрят повсюду те чертоги
Подобно силкам для БОГОВ…
Богат Небесный ваш улов?

52.
Не могут в наперсток вместиться моря
Не может в дворце поселиться заря…
Есть только один Храм, он построен ТВОРЦОМ
Планета Земля- вот Божественный Дом!
53.
Прекрасный Храм Солнца ТВОРЕЦ Сотворил
И Сводом Небесным его Окружил
И каждое утро Приходит ОН к вам
Зарей Освещая СВОЙ Солнечный Храм…
54.
И в страстном порыве, как вздыбленный конь
Взметнувшийся к небу застывший Агонь
Алтарь в Храме Солнца из магмы рожден
Страна Арарат- вот Великий НАШ Трон!
55.
Приподнята к Небу Святая Страна
Двуглавой Короной сверкает она
Здесь Светлые Духи обитель нашли
В союзе здесь Силы Агня и Земли.

56.
Четыре реки в голубой свой наряд
Одели Страну, превратив ее в сад
Прекрасный Аракс, чудный Тигр, Ефрат
В обнимку с Курой стерегут Арарат.
57.
В гармонии дивной Страны той краса
Божественны горы, поля и леса
Здесь воды хрустальны, прекрасен рассвет
Здесь золотом стелится Солнечный Свет…
58.
Все БОГИ причастны к рожденью Земли
Частицу СВОЮ МЫ вТворенье Внесли
Любима Планета как “Сын или брат
Однако милее всего Арарат!”…

59.
Умолк тут ВААГН, Очами Сверкнул
И Молнии Взгляд ЕГО Грозный Метнул
Вздохнул… бурей вырвалось Пламя Дыханья
И Слово с Небес вновь достигло сознанья.
60.
“Кто есть Хай Армены?- ты НАС вопрошаешь
Всмотрись в свою Сущность и все ты узнаешь
Кого в Арарате Родить мог ТВОРЕЦ?
Кому свое имя дарует отец?
61.
Случайных явлений Природа не знает
И Высший Небесный Закон все решает!
Ведь Солнца Сынами ваш Род наречен
Так кто же есть Сын? В ком ОТЕЦ воплощен?
62.
Является Кодом ТВОРЦА корень АР
И Кровь в ваших жилах Божественный Дар
А в Сущности вашей- Стихия Агня
Не знает подобного Рода Земля.
63.
Души Озарение, Разума Свет
Агонь Созидания, Долга Обет
И Правды Священной незыблимый Трон
Вот ваше Начало и Рода Закон!
64.
Так что же в пустынях, у чуждых порогов
Вы ищите Правду, БОГОВ и Пророков?
В безумном дурмане уже позабыли
Что Землю вы Светом своим озарили?
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
65.
Сегодня вы внешне на Предков похожи
Умом и Талантами так же пригожи
И в венах течет Непорочная Кровь…
Но преданы Вера, Законы, Любовь.
66.
И чтобы ты цену знал вашей измены
Тебе раскажу Я, кем были Армены
В то Славное Время, за тысячи лет
Когда возгорался Арийский Рассвет.

67.
От СОЛНЦА вы Сущность свою получили
Законам и Правде вас БОГИ Учили
Дар Веры с НЕБЕС был Сниспослан ТВОРЦОМ
Крестили вас БОГИ Священным Агнем!
68.
И Сущность увидев свою и Призванье
А так же Законы познав Мирозданья
Вы к Истине Высшей Дорогу нашли
Вы Славу и Силу Богов обрели.
69.
Подвластны Закону лишь Долга и Чести
Творили вы Жизнь, не боялись вы Смерти
И Царство Великое – Солнечный Дом
Воздвигли в Божественном Крае своем.
70.
Не ведали зависти, лжи и коварства
Пороков лишенные жители Царства
Не знали Арийцы воров, нечестивцев
Изгоев, уродов, лжецов, проходимцев.
71.
Не знали корысти, измены, злорадства
Не зарились там на чужие богатства
В словах и поступках не двойственны были
По Высшим Законам Морали вы жили.
72.
Покрыла Арийцев великая Слава
За их справедливость, за честность их нрава…
Держались дома тех мужей долговечных
Великим потомством от жен безупречных.
73.
Цари Мудрецов как БОГОВ почитали
Перечить их слову позором считали
А властью своею они не кичились
К Короне как к Долгу Цари относились.
74.
Правители, Воины праведны были
Царям, Мудрецам и Народу служили
Умельцы, Крестьяне Воителей чтили
А Воины мир и покой им дарили.

75.
В то время, как люди во Мраке блуждали
Арийцы БОГОВ и Законы познали
И Факел, заженый Небесным Агнем
Вы подняли вместе с Железным Мечом.
76.
Забыл как с вершин Поднебесной Страны
Спустились отваги и знаний полны
Могучие Предки- арийская Рать
Чтоб дикую Землю взнуздать и вспахать?!
77.
ВЕСНА на планете Земля зарождалась
Эпоха Великих Свершений ковалась!…
Добро отделялось от Зла, Ложь от Правды…
Те подвиги были не ради награды.

78.
Законы ТВОРЦА словно Солнца Восход
Дарил Человечеству Славный ваш Род
И с гор Арарата Божественный Свет
Простерся над Миром, рождая Рассвет.
79.
По ВОЛЕ ТВОРЦА все что было Свершалось
И войско Арийцев в Поход устремлялось
На Юг и на Север, на Запад, Восток
Сметая преграды, как бурный поток!
80.
И с грохотом грозным неслись колесницы
То были предвестники Божьей Десницы
Ведь МНОЮ Ведомы те Воины были
И Воинством СОЛНЦА МЫ их Окрестили.
81.
Прекрасен был облик воинственных Кланов
Встававших бесстрашно меж вражеских станов
Стальные клинки и доспехи сверкали
А алые гребни Агнем полыхали.
82.
Отвагой и волей их лица светились
Большие глаза грозным духом искрились
В Военном Искусстве им не было равных
Эх!… Видел бы ты тех Воителей Славных.
83.
Их лучники в цель попадали по звуку
Без промаха били, коль меч брали в руку
Копье, диск и палицу дивно метали
И взглядом одним лишь врагов усмиряли.
84.
Один против тысячи в битву бросались
И недруги в панике бегством спасались
И всяк был бессилен пред вашим мечом…
Как может Солома бороться с Агнем.
85.
Тем Воинам львы покорившись, служили
Орлы восхищённо над Войском кружили
И реяли гордо Победные Стяги
Как Символы Доблести, Чести, Отваги!
86.
Не только отвагой Арийцы гордились
Ведь мудрости Старцев их БОГИ Дивились
Что Разумом были Преславного Рода
Духовным отцом и Царей и Народа.
87.
Умельцы в талантах предела не знали
И дивные вещи они Созидали
Был равен Царям Крестьянин и Рабочий
Таким был твой Род – Богоравный, Могучий.

88.
Извечно Процессы в Природе цикличны
А в том, что случилось, причины первичны
В Основе Явлений их Суть пребывает
Ведь дыма нигде без Агня не бывает.
89.
Зачем же Армены из Рая спускались
И сталью одевшись в Поход устремлялись?
Какая Звезда Солнцеликих манила,
Какие Секреты Судьба их хранила?
90.
Богатств и Наград в дальных странах искали?
Иль в буйном безумстве их кони скакали?
Быть может убийством они наслаждались
В горах, и встепях и в пустынях сражаясь?
91.
Сейчас, когда влавствуют в Мире Уроды
Под Игом Преступников гибнут Народы
Как трудно понять вам,что Сила и Власть
Способны не зло, а Добро излучать!
92.
Поверь МНЕ, Армены ни в чём не нуждались,
Не Корысти ради Герои сражались
То были не войны простые, а роды
Из диких племён вы творили Народы…
93.
За Сталью шла Мудрость, за Мудростью-Плуг
Спираль Созиданья чертила свой Круг!
Великая Миссия вам предстояла:
Дать Импульс к развитью Людского Начала.
94.
Весна на планете Земля зарождалась
Эпоха Великих Свершений ковалась
Агонь Арарата, Заженный ТВОРЦОМ
Воспрянул над Мглою Лучистым Венцом…
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
95.
Народы пустынь и заснеженный стран
И люди земель, где шумит океан
Великое знамье Хай Рода узрели
И Подвиги ваши в легендах воспели

96.
Завесу дурмана и Лжи, что веками
Сгущали над Прошлым Великим пред вами
Слегка Приоткрыл Я, узрел ты Истоки.
Познай же ведущие в Пропасть Дороги.
97.
МЫ, БОГИ, всем Людям Даруем Призванье,
Любой получает свой Дар Созиданья.
Один от рожденья Мудрец, другой- Воин,
А третий- Умелец, четвертый—Крестьянин.
98.
Не Знает случайных деяний ТВОРЕЦ !
Закону и Правде служитель Мудрец.
Ему дано первое Слово и Право,
Лишь ведает он, где “Конец и Начало”.
99.
Царем ли, Правителем, Ратником храбрым
Быть может рожденный лишь Воином славным…
Чьи руки Божественным Даром владеют,
Те Множат и Строят, те Сеят и Пашут…
100.
Вот Высший Закон—смысл Долга и Права,
Вот Корень всех Благ! Вот Счастье и Слава!
Кто Сущности личной- Призванию служит,
Тот Блага свои и других приумножит.

101.
А если Закон сей забудут нарушат
На тех злую Кару и Гнев СВОЙ обрушит
ТВОРЕЦ, Что БОГАМИ и Миром всем Правит,
И тяжкая участь немедленно грянет.
102.
Вам голову Сила и Слава вскружили,
И черную службу они сослужили.
Вы выше Закона себя возомнили
ОТЦОВСКИЙ Навет преступив- согрешили.
103.
Умельцы правителем стать возжелали,
Цари Мудрецов понимать перестали,
Средь Воинов так же изгои сыскались
За блага бесправные те передрались.
104.
И треснуло ваше Единство и Сила…
Вы сами себя поразили! Так было!..
Мораль погибала, а с ней- Созиданье,
И падали Вниз вы, теряя Призванье.
105.
Все больше и больше плодились изгои,
И рушили все Родовые Устои…
Теряли вы Веру, а с ней вашу Волю,
И связь обрывалась с БОГАМИ, с Землею!
106.
Забыли вы Корни, и Долг, и Призванье
Забыли Всесильный Закон Созиданья,
Забыли вы Силу Единства и Чести
Сменили вы СОЛНЦЕ религией Смерти.
107.
Теряли вы Силу, теряли вы земли
Теряли вы Право, и все, что имели…
Но главная ваша утрата, чтоб знали,
Есть то, что вы сами себя потеряли..

108.
“Кем были Армены?”- ты НАС вопрошаешь
Ответил Я.- Правду теперь уже знаешь!
“Рабами ли станут, аль Счастье добудут”-
– зависит от вас… И БОГИ помогут.
109.
Тогда лишь, когда попытаетесь сами
Подняться на ноги своими руками!
Вновь Солнца Сынами себя окрестите
И взор свой потухший к ТВОРЦУ устремите!
110.
Когда свою Сущность вы вновь обретете
Что значит быть Хайем вы снова поймете
И память подскажет, что потерянный Край
Священный Алтарь и подаренный Рай.
111.
Тогда Мы придем, Наше ПЛАМЯ метнем
Мы Небо Разбудим и Землю Встряхнем
И Вместе Весну Мы Планете Подарим,
И Солнца Сынов Мы вовеки Прославим…
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –

112.
Проснитесь, и сбросьте проклятие Ада!
Пусть вновь воцарится Законность и Правда!
Гоните Уродов из Жизни и Власти
Давите Лжецов, разрывая им пасти!
113.
Пусть правит лишь тот, кто по Крови Властитель
Кто стоек во славе, и Долга блюститель
Кто мудрых всегда над собой возвышает
А льстивых глупцов и воров прогоняет!
114.
Пусть Мудрый как прежде Закон Сотворяет
А Воин пусть правит и Дом охраняет!
Не должен торговлей кормиться Мудрец
Не должен Законами ведать Боец!
115.
Кто право давал вам губить Созиданье
Рабочих, крестьян отлучать от призванья?!
Все те, кто глумится сегодня, крадут
Те ядом своим в свой колодец плюют…
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – — –

116.
И каждый пусть делает то, что умеет
Ведь всякий от БОГА Призванье имеет!
Лишь этим Путем вы себя возрадите
И СВЕТОМ ТВОРЦА вы свой Путь озарите.
117.
Так вспомни ты Царство, Истоки и Край!
И арием стань! Ведь ты Нация – Хай
Ты Духом могуч, а сомненья развей
И сталью Ты Сердце и Волю налей!
118.
Армены, которые Род не предали
Не ради забавы Уродов страдали
Знай! – Скоро сшибутся вновь Зло и Добро,
Калили Земное МЫ Войско Свое…
119.
Не бойтесь Арийцы, дерзайте Мы с вами!
Вы сделайте шаг, а четыре за НАМИ!
Заждалась Планета прихода Весны!
И нынче нет равных вам, Солнца Сыны!
120.
Арийский Престол Вселенского Царства
Закованный в Цепи проклятого рабства
В Стране Араратской Царей своих ждет
Ваш час уж настал Хай Армены – Вперед!”
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – —
– – – – – – – – – – – – – — – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
И пусть Вселенная услышит ВААГНА Слово:
Я – раб и господин Арийского Закона!
И в Пламени моем – частица ЕГО АГНА
Я – Хай, Я – сын ВААГНА!
СЛАВА СОЛНЦА СЫНАМ –КРОВИ СВЯЩЕННОЙ, НЕБЕСНЫМ КОРНЯМ!
ВЕЧНАЯ СЛАВА ВААГНА ОГНЮ! ВЕЧНАЯ, ВЕЧНАЯ СЛАВА ТВОРЦУ!

Этногонический миф

Этногонический миф включает в себя предание о прародителе Хайке и первых семи поколениях армянских патриархов[Комм 3] (Хайкидах), с которыми связано создание Армении, «армянской вселенной» (космогония).

Образы патриархов восходят к образам древних богов Армянского нагорья.[7] Как отмечает В. А. Арутюнова-Фиданян, «родословная первых этногонических патриархов — эпическая версия древней армянской теогонии»[Комм 4][5].

Хайк (арм. Հայկ, груз.Гаос) или Гайк, Айк — легендарный прародитель армянского народа. Упоминается также как потомок библейского послепотопного патриарха Торгома (Фогармы).

Поднял восстание против тирана Бэла, правившего в Вавилоне, увёл свой клан в «страну Араратскую», положив тем самым начало армянскому царству. Именем Хайка в Армении называлось созвездие Ориона.[7]

Араманеак или Арменак — старший сын Хайка, переселился из Харка (домен Хайка) в Айрарат; согласно Себеосу, его имя стало основой для этнонима armen.

Арамаис

Амасия – эпоним горы Масис.

Гегам

Гарма

Хор — один из сыновей Хайка, легендарный основателем древнеармянского рода Хорхоруни; эпоним хурритов.[2]

Манаваз — один из сыновей Хайка, эпоним урартов. Имя Манаваз является иранизированной формой урарт. Менуа. С именем данного этнарха связано название города Маназкерт/Манавазкерт (или Манцикерт).

Арам — герой, предок — один из эпонимов армян.[30] По его имени, согласно древним преданиям, стала называться другими народами страна армян (греками — Армен, иранцами и сирийцами — Армени(к)).

Ара Гехецик (арм. Արա Գեղեցիկ) или АраПрекрасный — легендарный армянский царь, эпоним области Айрарат.[2]↵Покорённая его красотой Шамирам (Семирамида) предлагала Аре «себя и свою страну», но получив отказ, возненавидела его и объявила войну с единственной целью — захватить царя в плен. Однако тот погиб в бою, и Семирамиде достался только его труп, который она безуспешно пыталась оживить.[19]

Шамирам (арм. Շամիրամ, греч.Σεμίραμις или Семирамида) — легендарная царица Ассирии, супруга легендарного царя Нина, хитростью убившая его и завладевшая властью.

Об этой царице в древности существовало множество мифов и легенд, часть которых дошла до нас в трудах греческих авторов Ктесия, Диодора и др. Эти работы, по-видимому, оказали существенное влияние на соответствующий рассказ у Мовсеса Хоренаци.

Однако последнему присущи и элементы сказаний о Шамирам, сложившихся в самой Армении и связывающих её деятельность с сооружением города Ван, канала, подводящего к нему питьевую воду и, главное, с армянским вождём Ара Прекрасным.

Анушаван Сосанвер (saws — «платан» и nuer — «дар, посвящение») — внук Ара Прекрасного. Воплощение платана или священной рощи платанов близ Армавира (столицы и религиозного центра Араратского царства). К нему как к духу священного платана обращались за предсказанием будущего (в роще гадали по шелесту листьев деревьев).

Торк Ангех (арм. Տորք Անգեղ), также Турк Ангех, Турк Ангехеа, Торг Ангех — правнук Хайка, сын Ангеха. Изображался как высокий, уродливый человек, обладающий огромной силой.[31][32]

Торк Ангех является неуклюжим пахлеваном (исполином) безобразной наружности: имеет грубые черты лица, сплюснутый нос, ввалившиеся голубые глаза, дикий взгляд. Торк Ангех — каменотёс-ваятель. Может руками откалывать гранитные скалы, ногтями обтёсывает их, создавая гладкие плиты, на которых ногтями же рисует изображения орлов и др. Разъярившись, он отрывает огромные скалы и швыряет их в недругов.

Возможно, культ Торк Ангеха сложился в результате слияния представлений о богах Тарку и Ангехе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector