Боги и Богини скандинавской мифологии I | Fjord

Внешность тора и его атрибуты

Перед описанием, пожалуй, стоит изначально рассказать, что Тор очень любил кушать. И не удивительно, его быстро растущий организм требовал постоянного притока еды. Говорят, что Тор не утруждаясь за 1 присест съедал быка. Да и во взрослой жизни, Тор очень любил «перекусить», чем однажды чуть не выдал себя великану, к которому он прокрался в облике невесты (об этой веселой и интересной истории немного позже).

Что касается внешности Тора, то легенды гласят, будто бы он вырос настолько, что в двери домов он проходил только боком, и то, сильно пригнувшись. Не удивительно, что мифология описывает Тора, как огромного рыжебородого и рыжеволосого богатыря.

Много тренировался Тор, чтобы стать могучим воином. Ибо одной только силы был недостаточно, чтобы победить великанов Йотуна. Тем не менее, впоследствии он не единожды докажет, что старания асгардцев в его воспитании не пропали даром.

Что касается атрибутов Тора, то как истинный воин-богатырь, он очень любил оружие и доспехи. Как и у любого другого бога, у Тора было множество прекрасных вещей, но до нас дошли лишь легенды, связанные с любимыми предметами бога грома. А таковыми были:

  1. Мьелльнир – легендарное оружие Тора, его верный молот, который возвращался к нему в руки после броска, который никогда не промахивался, который способен воскрешать животных и давать плодородие человеческой земле. Кстати, молот Тор получил, благодаря проделкам Локи.
  2. Мегингъерд – знаменитый волшебный пояс, который удваивал силу своего владельца. И без него Тор был самым могучим воином в 9 мирах, а с этим поясом он становился непобедимым.
  3. Волшебные металлические перчатки – т.к. молот Тора был могучим оружием, то даже такой сильный и могучий воин не справился бы с ним без специальных рукавиц. Одна из легенд гласит, что Мьелльнир был всегда раскаленным и видом своим напоминал молнию, поэтому рукавицы нужны были Тору, чтобы держать его в руках и не обжигаться.

Что касается артефактов, то на этом список заканчивается. Тем не менее, до нас дошли легенды, что Тор часами мог прогуливаться в божественных кузнях, чтобы выбрать себе шлем или щит. Конечно, далеко не все защитные доспехи подходили громовержцу, но мастеров, которым удавалось выковать что-нибудь стоящее, Тор щедро одаривал.

Детство тора

Один невероятно сильно радовался появлению на свет сына, тем более такого удачного. Уже в раннем детстве стало ясно, что малыш станет великим воином, а также будет обладать невероятной силой. Более того, малыш Тор был еще и невероятно красивым, и в этом плане уступал он лишь одному Бальдру.

Одна только вещь омрачала око Одина. Рос маленький Тор тем еще задирой, причем задирой капризным и с буйным характером. Не проходило и дня, чтобы маленький Тор чего-нибудь не сломал и не разрушил. Более того, в раннем детстве Тор соорудил себе мощную дубинку из какой-то ножки от скамьи.

При помощи этой дубинки он лупил не только мебель, предметы и деревья, но и животных, и других, более взрослых богов, которые пытались утихомирить маленького сорванца. И это не говоря уже о других малолетних богах, которые постоянно огребали от буйного Тора.

Родители Тора, как бы они не радовались сыну, были слишком заняты, чтобы целиком и полностью посвятить себя сорванцу. Поэтому Один нашел отличный выход. Он приказал своим мощным северным волкам следить за Тором, пока он еще несмышленыш, чтобы он не натворил бед и чтобы сам не попал в серьезную передрягу.

Изначально волки следили за Тором по очереди, а когда Тор немного подрос – то вдвоем, ибо в одиночку сдержать сильного малыша им было не по силам. Но вскоре и сил обоих волков не хватало, дабы сдержать сорванца.

Легенда гласит, что однажды Тор сбежал из-под охраны волков и похитил знаменитое копье Одина, Гунгнир, не знавшее промаха. Более того, он так сильно метнул копье в дерево, что оно проткнуло его насквозь. Тогда-то асы и поняли, что пришла пора тренировать Тора, дабы он защищал Асгард от нападок великанов и других врагов.

В этой истории существует небольшая неувязка, т.к. Один получил свое копье тогда же, когда и Тор – молот. Эти оружия «выторговал» у мастеров-кузнецов Локи, за что чуть не поплатился своей головой. Однако мифологии характерны временные неувязки, поэтому не стоит обращать на это серьезного внимания.

Но даже во время тренировок, маленький Тор впадал в такое боевое бешенство, что был опасен не только для сверстников, но и для других богов. Одна из легенд гласит, что мать Тора не могла с ним справиться и отдала Тора на попеченье Вингнира и Хлоры, олицетворявших молнию.

Ликбез по скандинавской мифологии, боги – часть i

Один

У древних германцев известен под именем Вотан. Бог-воин, бог-чародей. По одной из версий был богом военной аристократии (бондов, ярлов, конунгов) в противовес своему сыну Тору, который почитался как бог-покровитель простых воинов. Асгардские чертоги Одина называются Вальхалла, воинский рай средневековых викингов. Другие имена – Всеотец, Всевеличайший, Высокий, Отец дружин, конунг Асгарда.

Происхождение Одина двояко. Его отец – Бёр, сын первочеловека Бури (некоторые исследователи отождествляют его с Имиром). Его мать – Бёстла, из рода инеистых великанов. Вместе с братья Вили и Вё Один убил первочеловека Имира и из его тела создал мир. С начала времен Один правит Асгардом (мир богов асов) и оберегает Мидгард (мир смертных).

В эддическом эпосе нередко упоминается, что Один постоянно приходит в Мидгард в образе одноглазого странника в синем плаще и широкополой шляпе. Свой глаз Один отдал Мимиру, хранителю источника мудрости у корней Иггдрасиля. Взамен он получил дар провидения.

Один – единственный из асов, кто владеет магическими практиками – сейдом, спа и гальдром. Он научился им у Фрейи, тогда как остальные отказались обучаться у Госпожи Ванов. Это спорный момент, потому что в обществе средневековых скандинавов магия являлась прерогативой женщин. Мужчина, который был уличен в магических практиках, уподоблялся женщине и получал статус эрги – то есть бесправного. Он терял все имущество, его можно было убить без хольмганга (поединка чести).

Широко известен эддический эпизод, где Один сам себя принес в жертву. Он пронзил себя собственным копьем и трое суток провисел вниз головой на стволе Иггдрасиля в поисках некоей трансцендентальной истины. На исходе третьей ночи с Мирового Древа упало несколько ветвей, они образовали замысловатый рисунок, в котором Один увидел 24 рунических символа. Один подарил знание о рунах людям Мидгарда.

Один владел копьем Гунгнир, чей удар невозможно отразить, восьминогим скакуном Слейпниром (сын Локи) и кольцом Драупнир. Это золотое кольцо каждый вечер «давало» семь золотых колец того же веса. Кольцо фигурирует в ряде мифов, включая фундаментальный для скандинавской мифологии эпизод о смерти Бальдра.

В эддических и скальдических текстах у Одина несколько десятков имен и еще столько же хейти и кеннингов (метафорических определений). Известно одно из воплощений Одина – смертный по имени Од, возлюбленный Фрейи.

В Рагнарёк Один будет биться с Фенриром и проиграет, но его сын – Видар, бог мщения – в следующее мгновение сразит чудовищного волка.

Тор

У древних германцев известен под именем Донар. Сын Одина и великанши Ёрд (вероятно – воплощение земли). Технически Тор – один из немногих «чистокровных асов», потому что для большинства других богов Асгард не является Родиной. Тор почитался как воин и громовержец, главный защитник Мидгарда. В Асгарде его чертог зовется Трудхейм.

Культ Тора тесно связан с воинской культурой Скандинавии. В частности, Тор в мифах описывается как высокий, светловолосый и голубоглазый ас. Поэтому викинги, которым «не повезло» родиться блондинами, активно отбеливали волосы составами на основе щелока (что, кстати, убивало всех вшей и прочую живность, могущую жизнь в волосах человека).

Символ Тора – его молот Мьельнир, выкованный темными альвами, на письме он обозначался трех- или четырехлучевой свастикой (поздний вариант – трискеле/трискелион). Молот Тора – самая частая находка среди подвесок в раннесредневековой Скандинавии (также есть несколько находок на территории Руси, например – в Старой Ладоге).

С Тором связано огромное количество эддических мифов. Самые известные – схватка с мировым змеем Йормунгандом, поединок с великаном-големом Хрунгниром и поход в Утгард (мистический мир за пределами мира, хозяину которого, Утгарда-Локи, служит сама смерть). Тор часто путешествует в Йотунхейм, схватки с великанами – основной вид времяпрепровождения для доблестного аса. Он путешествует на колеснице, запряженной двумя бессмертными козлами (один из которых теперь хромает – миф о Тьяльве и Рёскве).

Супруга Тора – прекрасноволосая Сиф (которая впоследствии из-за проделок Локи вместо своих волшебных получает золотые волосы). От Тора у Сиф было двое детей – валькирия Труд и сын Моди. По другому мифу, Моди – сын Тора и великанши Ярнсаксы, которая также родила Тору еще одного сына – Магни. Моди и Магни окажутся одними из немногих асов, которым посчастливится пережить Рагнарёк (при этом Магни наследует молот Мьельнир).

Тор вспыльчив, неуемен в еде и ратном искусстве, фактически –архетип викинга. У Тора в разы меньше эпитетов, чем у Одина, среди них выделяется один – триждырожденный. Вероятно, с ним связан какой-то древний миф, который не дошел до нас (нужно понимать, что Эдды были написаны лишь в XII-XIII веках, тогда как мифология викингов начала формироваться среди древних германцев еще до эпохи переселения народов).

В Рагнарек Тор будет биться с Йормунгандом и победит его, но тут же сам умрет от яда Мирового Змея.

Локи

Самый спорный бог скандинавского пантеона. Не путать с Логи – это совсем другой персонаж, причем с древнескандинавского именно «логи» переводится как «огонь», отсюда путаница, в результате которой Локи ошибочно называют богом огня. Другие имена Локи – Лофт и Лодур.

Происхождение Локи неизвестно (сразу разочарую вас – он точно не инеистый великан). Строго говоря, существует лишь одна версия о происхождении Локи – согласно этой гипотезе, он относится к поколению изначальных богов, первых детей Имира, которые жили еще до Одина и его братьев. Вероятно, его отец – Фарбаути, бог неясного происхождения, возможно – воплощение грозы.

Еще про Тора:  Читать онлайн "Скандинавские мифы и легенды. Жизнеописания богов и героев с иллюстрациями и подробными комментариями [litres]" автора Биркетт Том - RuLit - Страница 1

Первая жена Локи – великанша Ангрбода, родила ему трех детей – великого змея Ермунганда, владычицу мира мертвых Хель и чудовищного волка Фенрира, которого асы хитростью пленили и с освобождения которого начнется Рагнарёк. Вторая жена Локи – Сигюн, архетип женской верности. У Локи и Сигюн было два сына – Вали и Нарви, их постигла жестокая судьба. Когда Локи окончательно достал асов, они обратили Вали в волка и натравили на Нарви, которого волк порвал. Затем кишками Нарви асы привязали Локи к подземной скале, а над его головой поместили королеву змей. Яд с клыков змеи капал на лицо Локи, причиняя ему невыносимые страдания, при этом Локи ворочался в муках и так скандинавы объясняли землетрясения. Сигюн же старалась постоянно держать над мужем чашу, собирая яд, но периодически чаша переполнялась и пока Сигюн относила ее, чтобы вылить, Локи страдает. Его страдания продлятся до самого Рагнарёка.

С Локи связано огромное количество мифов, не меньше, чем с Тором. Самые известные – миф о строительстве нерушимой стены вокруг Асгарда (когда Локи превратился в кобылу и родил Слейпнира от великанского жеребца), миф о золотых волосах Сиф, миф о том, как темные альвы создали величайшие артефакты для асов – копье Гунгнир, молот Мьельнир, корабль Скидбладнир и тд. При этом самый показательный миф описан в песне «Перебранка Локи» из «Старшей Эдды». Там Локи обвиняет каждого из асов во лжи, лицемерии и нарушении законов, которые они же сами проповедуют. Например, Фрейю он обвиняет в распутстве, а Одина в том, что он обучился женской магии, недостойной мужчины. Обвинения Локи столь же жестоки, сколь и справедливы.

Есть версия, что в более ранних мифах, которые не сохранились, Локи не был привязан к скале кишками сына, его просто изгнали и он в итоге стал тем самым Утгарда-Локи, великим мастером иллюзий, силы которого во много раз превосходили возможности любого аса.

В Рагнарёк Локи вместе с Хель и Суртом возглавит войско великанов, мертвецов и чудовищ. Сам он сойдется в поединке с Хеймдаллем и они убьют друг друга.

Тюр

У древних германец известен под именем Зио (или Сио). Однорукий бог победы и воинской доблести. Сын Одина и либо Фригг, либо безымянной великанши, сестры Хюмира. Самый известный миф, связанный с Тюром, это миф о пленении Фенрира.

Изначально Фенрир жил в Асгарде, но когда асы увидели, до каких размеров вырос волк, они стали опасаться его. Один решил сковать волка волшебной цепью, но Фенрир был настолько силен, что сойтись с ним в поединке «постеснялся» даже владыка асов. Асы хитростью пленили волка, опробовав на нем три разные цепи, выкованные темными альвами. Третью цепь волк не захотел надевать, пока Тюр, с которым они были дружны, не положил волку в пасть свою правую руку в знак доверия. Лишь тогда Фенрир позволил надеть на себя цепь и когда раскрыл обман – откусил Тюру руку.

То есть Тюр с одной стороны не задумываясь пошел на жертву ради своего народа. С другой – предал Фенрира, потому что был единственным асом, которому волк доверял. Кстати говоря, не будь этого предательства, вполне вероятно, что волк не сражался бы в Рагнарёк на стороне своего отца.

С Тюром связана руна Тейваз из общегерманского футарка (не путать с руной Турисаз). Это руна победы, мужчины, воина.

Бальдр

Нередко упоминается в варианте – Бальдр Прекрасный. Первый (младший) сын Одина и Фригг. Описывается, как самый красивый ас, при этом его воинские качества зависят от региона – в Исландии он вполне себе обычный бог-воин, тогда как в Дании к войне Бальдр не имел никакого отношения.

С Бальдром связан один и ключевых эпизодов древнескандинавской мифологии. В какой-то момент бог начал видеть сны, пророчившие ему смерть. Он рассказал об этом матери и Фригг взяла клятву со всех существе и вещей в мире, что они не причинят ее сыну вреда. Фригг не взяла клятву только с ростка омелы, который показался ей слишком слабым, чтобы нести опасность.

Так Бальдр обрел абсолютную неуязвимость и асы часто забавлялись, метая в него стрелы, копья, камни и другие предметы. Локи хитростью вызнал у Фригг про омелу, срезал с нее прут и сделал из него стрелу. Затем вручил стрелу слепому богу судьбы Хёду (брат Бальдра), который тоже хотел повеселиться, стреляя в Бальдра, но не мог этого сделать из-за своей слепоты. Локи дал Хёду стрелу и указал направление. Хёд поразил Бальдра и тот умер.

Дальше следует описание похорон Бальдра и путешествие Хермода Храброго (еще один сын Одина) в Хельхейм, чтобы просить Хелль вернуть Бальдра. Хель отказалась (хотя не совсем отказалась, но это отдельный объемный миф). Бальдр вернется в мир живых только после Рагнарёка – он примирится со своим братом Хёдом и они окажутся единственными асами, пережившими гибель богов (плюс Моди и Магни, сыновья Тора).

Хёд и Улль

Хёд – сын Одина и Фригг, почитался как бог судьбы. Кроме мифа о Бальдре Хёд упоминается в нескольких эддических эпизодах. Он слеп, но силой не уступает другим асам. Мастерски владеет луком (правда не совсем ясно – как, потому что если бы он мог хорошо стрелять, используя другие органы чувств, он бы и в Бальдра стрелял без проблем, тогда план Локи не удался бы).

Из-за того, что Хёд – бог-лучник, его часто путают с Уллем. Улль – сын Тора и Сиф, под этим же именем был известен древним германцам (Торсбергский наконечник ножен, II век нашей эры). Хёд несколько раз упоминается в Эддах, в частности – он 10 лет правил Асгардом вместо Одина, пока тот странствовал по Мидгарду. Чертог Улля называется Идалир (Долина Тисов). В «Гренландских речах об Атли» упоминается некое кольцо Улля и нерушимая клятва именем Улля.

Фрейя

Прекраснейшая из богинь Асгарда, вопреки распространенному заблуждению – вовсе не жена Одина (исключая интрижку с его смертным воплощением Одом). У древних германцев (возможно) известна как богиня, которую Тацит в «Германии» назвал Исида Суэби. В Асгарде у нее свой чертог – Сессрумнир, самое прекрасное место в Девяти Мирах.

Также Фрейя правит Фольквангром (вероятно это отдельная область Асгарда, в центре которой расположен Сессрумнир). Фольквангр – это место, куда Фрейя забирает половину павших воинов (вторую половину Один забирает в Вальгаллу). Зачем воины Фрейе – совершенно неясно, на этот счет в эддических текстах нет никаких пояснений. Но есть версия, что мужчины нужны ей для вполне очевидных целей…

Имя Фрейи означает «благородная госпожа», ее другое имя – Ванадис («госпожа ванов»). По происхождению Фрейя – ван, дочь Ньёрда из Ванахейма. После войны между асами и ванами, когда два народа наконец заключили мир, было принято решение обменяться пленными (скажем так, гостями). Так Фрейя со своим братом Фрейром оказалась в Асгарде.

В позднем скандинавском фольклоре ваны известны как ваниры, предположительно это более древний пантеон богов, существовавших до асов. По этой версии, ваны представляли собой более примитивные образы, олицетворяя слепую стихию, тогда как асы куда человечнее (в смысле похожи на людей, а вовсе не гуманны).

Фрейя – покровительница женщин, занимающихся магией (сейдом и спа), также покровительница пророчиц вёльв. Одновременно она командует валькириями, выступая богиней войны (что роднит ее с аккадской Иштар, уже упомянутой Исидой и некоторыми другими богинями). Путешествует Фрейя на колеснице, запряженной двумя рысями. Может обращаться соколом благодаря особому артефакту – плащу из соколиных перьев.

Широко известен миф о Брисингамене – ожерелье, которое отковали темные альвы. По этому мифу Фрейя завидовала красоте Фригг и обратилась к альвам, чтобы они сделали ей самую красивую вещь во всех Девяти Мирах (по другой версии, она просто прогуливалась и случайно встретила альвов, которые как раз закончили работу над ожерельем). Так или иначе, но альвы согласились отдать ожерелье Фрейе только если она проведет ночь с каждым из них (а было их четверо).

На этом миф не заканчивается, но на данный момент его финал не важен. Важно, что этого мифа нет в Эддах и нет ни одного другого эпизода, который подтверждал бы «ветреность» Фрейи. Так как миф о Брисингамене присутствует только в одном списке XV века, есть версия, что это не оригинальный скандинавский сюжет, а более поздняя придумка христианских мессионеров, решивших столь нехитрым способом опорочить образ богини. Тем более, что в самом мифе много нестыковок, например – Один там назван мужем Фрейи, чего на самом деле не было. Закономерен вопрос – почему тогда Локи обвиняет Фрейю в распутстве? Ответ не менее закономерен – обе Эдды записывались христианами и в одной только Стурлуссоновой Эдде его христианская отсебятина видна невооруженным взглядом.

Фригг

Супруга Одина, мудрейшая из асов, почиталась как богиня материнства, любви и семейного очага. Происхождение Фригг точно неизвестно, по одному мифу ее отец – инеистый великан Нат, по другому – Фьоргун, бог-громовик, о котором кроме имени не сохранилось никаких сведений.

В Эддах сказано, что Фригг обладает пророческим даром, ее символ – веретено, архетип человеческой судьбы, которую плетут три норны (Мойры у греков, Парки у римлян). В древнескандинавском слово «прялка» записывается как «Friggerock», дословный перевод – «веретено Фригг».

Самый известный эпизод, связанный с Фригг, это уже упомянутый миф о Бальдре Прекрасном. Также есть спорный поздний миф, в котором Фригг крадет у Одина золотой слиток, чтобы темные альвы (без них никуда) выковали для нее прекрасное ожерелье. Этот миф встречается в частности у Саксона Грамматика в «Деяниях данов» и многие исследователи не считают его оригинальным, полагая, что Грамматик выдумал эту историю, опять же – с целью очернения образа скандинавской «языческой» богини.

Еще про Тора:  Дары и Испытания Славянских Богов • Руны Славянских Богов

Другие исследователи полагают, что изначально Фригг и Фрейя были одной и той же богиней, и это объясняет многие сюжетные нестыковки в Эддах.

Фрейр

Брат Фрейи, соответственно тоже сын Ньёрда и по происхождению ван. Так как Ньёрд после «обмена заложниками» с ванами стал приемным сыном Одина, то Фрейр технически – внук Всеотца. Фрейр – единственный, кому Один позволял сидеть на троне Хлидскъяльв, с которого можно обозревать все миры.

Фрейр почитался как бог плодородия, лета и солнечного света, красотой не уступал Бальдру. Ему принадлежит вепрь Гуллинбурсти (был столь же быстр как Слейпнир Одина) и волшебный корабль Скидбладнир, который мог перевозить целое войско, но по необходимости складывался и помещался в карман.

С Фрейром связан один интересный миф. Однажды, сидя на Хлидскъяльве, он увидел красавицу Герд, дочь великана Гюмира, и полюбил ее. Однако Фрейр не мог покинуть Асгард (Один, как это часто бывало, отсутствовал, а кому-то нужно было приглядывать за хозяйством), поэтому за Герд он послал своего слугу Скирнира, дав ему с собой яблоки вечной молодости из садов Идунн, кольцо Драупнир и свой солнечный меч (увы, но названия этого клинка фольклор почему-то не сохранил). Скирнир пережил массу приключений и в итоге привез Герд в Асгард. Она стала Фрейру отличной женой и в благодарность щедрый бог подарил Скирниру тот самый меч.

Так любовь сгубила прекрасного бога, потому что в Рагнарёк он выйдет биться с огненным великаном Суртом, владыкой Муспелльхейма, и проиграет ему, ведь у него не будет волшебного меча.

Хеймдалль

В эддических текстах Хеймдалль имеет массу эпитетов, самые частые – «защитник богов» и «светлейший из асов». Иногда его называют сыном Одина, но в «Старшей Эдде» и в ныне утерянном тексте «Заклинание Хеймдалля» говорится, что он – сын девяти сестер-девственниц. У Ньёрда, бога морей, как раз было девять дочерей (аля славянский Морской царь), так что Хеймдалль вполне может быть его сыном, тогда по происхождению он тоже ван.

Хеймдалль видит на огромные расстояния и у него чуткий слух (в «Старшей Эдде» сказано, что «белый ас» слышит, как растет трава и шерсть на овцах). Его главная задача в Асгарде – оберегать Биврест, радужный мост. Живет он в чертогах Химинбьерг (Небесные Горы). Хеймдаллю принадлежит уникальный артефакт – золотой рог Гьяллархорн, зов которого слышен во всех Девяти Мирах. Когда Хеймдалль увидит, что войска Хель, Локи и Сурта приближаются к Асгарду, он затрубит в Гьяллархорн и асы со своими союзниками соберутся на равнине Вигрид для последней битвы.

Любопытно, что в «Старшей Эдде» Хеймдалль также пьет из Гьяллархорна мед поэзии, но в «Младшей Эдде» из него пьет Мимир. С Мимиром связан и другой интересный эпизод – в эддических текстах сказано, что у источника мудрости, который он хранит, рядом с глазом Одина лежит «слух Хеймдалля». Тем не менее, не сохранилось мифов, разъясняющих эти эпизоды.

Другое имя Хеймдалля – Риг. Согласно «Песне о Риге», которую часто включают в корпус текстов «Старшей Эдды», именно Риг/Хеймдалль создал первых людей, а не божественная триада – Один, Вили и Вё. Этот факт подтверждается в «Прорицании Вёльвы», где Хеймдалль назван прародителем человеческой расы.

Проект “РУНАРИУМ”

Канал на Ютубе

Канал на Твиче

Группа в ВК

Один и мёд поэзии

Поведаю тебе одну из самых интересных легенд скандинавской мифологии. О том как был создан напиток скальдов и как Один ходил за ним.

Когда миры были совсем молодыми, а война между асами и ванами только закончилась, в знак примирения древние смешали свою слюну. А чтобы такая ценная субстанция не пропадала зря, сотворили из неё мудрое человекоподобное существо и назвали его Квасиром.

Квасир впитал в себя всю мудрость и знания асов и ванов и пошёл странствовать по всем девяти мирам, чтобы донести эти знания для всех желающих. Во время странствия Квасира по Свартальвхейму — миру подземных карликов, два брата карлика Фьялар и Галар, заманили мудреца к себе в дом. Захотели братья оставить всю мудрость божественную себе.

Зарезали они Квасира а кровь его смешали с мёдом в большом котле. Так появился на свет легендарный напиток, который зовётся Мёдом Поэзии. Тот кто выпивал хотя-бы кружку, становился мудрым учёным или талантливым скальдом.

Послал Высокий гонцов своих к карликам, да только обманули они гонцов, сказав что умер сам Квасир от знаний непомерных. Напившись крови мудреца и получив хитрость небывалую, решили братья ограбить великана Гиллинга, который жил с ними по соседству.

Происхождение фрейи

Чтобы понять историю Фрейи, нужно перенестись на много веков назад. Дело в том, что в скандинавской мифологии упоминаются 2 клана враждующих богов – асы и ваны. И историю нужно начать с того, как ваны послали к асам женщину Гулльвейг (дословно переводится, как «сила золота»), живое воплощение алчности.

Однако, ни одна война не бесконечна, тем более – божественная. Асам и ванам надоело воевать, и они решили скрепить мирный договор обмен представителями своих народов. Так, например, асы отправили жить к ванам Хенира и Мимира, а в ним переехали ваны – Ньорд и его дети, Фрейа и Фрейр – близнецы.

Впоследствии эти персонажи сыграют важную роль в истории обоих народов, но об этом мы расскажем в статьях, посвященных им, а потому, вернемся сначала к Фрейре. Изначально она жила в Ванахайме. Благодаря этому она получила отличное магическое образование и владела навыками, недоступным даже ванам.

Но, как бы там не было, судьба вынудила ее покинуть родину и отправиться в стан бывшего врага, дабы наладить отношения, между двумя народами.

Рождение тора

Родословная Тора, пожалуй, одна из самых впечатляющих. Дело в том, что он был сыном верховного бога асов, и их предводителя – Одина. Матерью его была Йорд (Хлодюн или Фьергун). Очень часто Тора называют «триждырожденным», ибо Йорд почиталась викингами, как мать-священная земля, а Хлодюн и Фьергун считались великаншами. Кроме того, матерью Тора часто называют и Фригг, богиню богинь.

О рождении Тора, древние скандинавы сложили целую легенду. Она гласит, что в день рождения Тора разыгралась ужасная буря, настолько сильная, что бушующий ураган с корнями вырывал деревья, в Мидгарде он сносил дома и ограждения. Не пощадил ураган и многовековые деревья Йотунхейма.

Кстати, очень похож Тор на славянского Перуна и Сварога, а также на греческого Зевса. Более того, исследование скандинавской мифологии позволило ученым выдвинуть гипотезу, будто бы славяне и скандинавы – это один и тот же народ, впоследствии расселившийся по Европе.

Для скандинавов непогода – не новость, но события, происходившие в ту ночь, были ужасающими. Ужас испытывали не только люди, но даже и животные. Более того, даже великаны Йотунхейма испытывали благоговейный ужас, перед подобной грозой, да и сами боги-асы настороженно отнеслись к подобным событиям.

А объяснялось все просто – гром и молнии радовались рождению Тора. Возможно, именно поэтому малыша назвали именно Тором, ибо имя его в прямом смысле означает гром, которому всегда сопутствует молния.

Руны одина

Чтобы добыть древние руны и разгадать их тайну, Один принёс себя в жертву самому себе. Девять дней провисел Всеотец повешенный и пронзённый своим же копьём на мировом дереве Иггдрасиль. Затем, владыка Асгарда открыл эти знания богам, людям и альвам.

А на этом у меня все. Большое спасибо за то, что дочитал запись до конца. Надеюсь я смог рассказать тебе что-нибудь новое и интересное, это важно для меня. Если понравилось, заглядывай ко мне и в мастерскую к моим друзьям

Чтобы быть в курсе новых записей и событий, вступай в наше скромное сообщество Freinheim. Все остальные записи и разделы моего дневника в оглавлении.

Эту запись украшают работы художников:

  1. Adam Węsierski — Odin The Allfather
  2. Qistina Khalidah — Thought and Memory
  3. Brenoch Adams — Berzerker
  4. Alvaro Estrada — Defender of the Mighty wall
  5. Anna Podedworna — Ragh Nar Roog — Gwent Card
  6. Irina Nordsol Kuzmina— New guy in Valhalla
  7. Clint Cearley — Odin vs Fenrir
  8. Fistbump Creation — Odin
  9. Erwan Seure Le Bihan — cover Odin, Odin 1

Я люблю красивые и качественные арты и рисунки. В разделе северные арты я знакомлю своих читателей с талантливыми художниками и их работами.

Вся скандинавская мифология в одной записи

Символы одина

  1. Вороны Хугин и Мунин — древние птицы каждый день облетают девять миров, а затем рассказывают новости Одину.
  2. Волки Гери и Фреки — сильные северные волки, постоянные спутники владыки в странствиях. Символы верности всего живого верховному правителю.
  3. Конь Слейпнир — восьминогий скакун на котором Вотан путешествует между мирами, сын Локи и великаньего коня Свадильфари.
  4. Копьё Гунгнир — волшебное копьё которое бьёт без промаху, а после броска возвращается обратно в руки.
  5. Воины Берсерки — полулегендарные воители Одина, покрытые огромным количеством современных домыслов и фантазий.

Полная история Локи Лаувейсона

Тор и хрунгир

Однажды Один испытывал своего нового коня Слейпнира, подаренного ему Локи. Увидел он лучшего воина великанов, Хрунгира. Решили они посостязаться, чей конь быстрее. Спор выиграл Один, однако закончился забег с Асгарде, где шли празднества. Пригласили асы Хрунгнира за стол. Посадили его на место Тора, дали ему его чаши и продолжили пир.

Но захмелевший великан, видя, как его здесь почитают, стал бахвалиться и грубо ухаживать за Фрейей. Тогда асы воззвали к Тору, который увидел подобное непотребство, и чуть было на месте не убил Хрунгира. Но тот взмолился и выпросил у бога грома честного поединка.

До этого момента ни одно живое существо, в здравом уме, не отваживалось бросать Тору вызов. Именно поэтому он согласился и отпустил великана на родину.

Еще про Тора:  В скандинавской мифологии тор бог грома

Великим было то сражение. Тор, как всегда, был вооружен Мьелльниром, тогда как Хрунгнир был вооружен огромным точилом. Тора сопровождал Тьяльви, который обхитрил великана и заставил его положить щит на землю. Тор же атаковал сверху. Бросил он молот, а великан бросил точило.

И никто не в силах был сдвинуть эту ногу с места, пока Магни (сын Тора от Ярнсаксы) не пришел и не помог отцу. За это Тор подарил ему коня Хрунгира. Коня звали «Золотая Грива» и лишь только коню Одина он уступал в силе и скорости. А точило до конца жизни Тора находилось в его голове.

Тор на рыбалке

Существует и другая версия легенды. Исходя из нее, Хюмир пригласил гостей на рыбалку, прежде чем начать их испытания. Однако и сама рыбалка была, своего рода, испытанием. Хюмир надеялся, что гость поленится и не сможет поймать достаточного количества добычи.

Однако Тор, не моргнув глазом, согласился. Вышел он на улицу, отрубил голову быка и поплыл, вместе с Хюмиром, на середину океана. Уже в дороге струсил Хюмир, ибо в океане обитал мировой змей Йормунганд (сын Локи от великанши). Однако Тор не испугался. Надел он бычью голову на крючок, больше напоминающий якорь, и отправил его в воды океана.

Не удивительно, что на крючок попался именно великий змей, ибо давно он не пробовал подобных лакомств. Практически вывалил он с лодки Тора, однако азартный воин удержался, пробил лодку ногами, встал на морское дно и потащил змея к себе.

Легенда гласит, что Хюмир в очередной раз струсил. Едва змей показался над водой, как он тут же перерезал канат. Тор метнул молот вдогонку змею, скрывшемуся в водах. Говорят, что Мьелльнир, не знающий промаха, пробил змею голову, но убить его не смог.

Тор проигрывает испытания великанов

Однажды Тор, Тьяльви и Локи отправились в замок Утгарда-Локи. Там они долгое время пировали, после чего Локи решил утереть нос Утгарду-Локи и сказал, что таких едоков как он мир еще не видел. Улыбнулся Йотун-Локи и предложил асгардцу посоревноваться с Логи.

Решил посоревноваться и Тьяльви. Ему предстояло состязание с Хуги. Но и тут асгардцы потерпели поражение.

Тогда посостязаться решил и сам Тор. Сначала ему предложили развязать котомку, но Тор не сумел этого сделать, даже когда рассердился и ударил по узлу своим молотом. Тогда ему предложили соревнования по питью из рога. Дали ему рог в руки, Тор испил из него, однако воды в нем едва поубавилось. Дважды еще пробовал пить Тор. Количество воды в роге поубавилось, однако рог был даже не на треть пустым.

Тогда Йотуны предложили Тору поднять кошку, сказав, что это детская забава великанов. Как ни старался Тор, а кошка оторвала лишь только одну лапу от земли. Тогда Йотун-Локи предложил тору сразиться с его нянькой Элли. Вышла старая бабка и начал с ней бороться Тор. Однако не смог он ей ничего противопоставить, а старуха пошла в атаку и повалила бога грома на одно колено.

Расстроенные асы покидали замок Утгард, когда его правитель Локи открыл им всю правду. Оказывается, Локи соревновался с Логи-огнем, который не только сжег всю еду, но и даже чан для нее. Тьяльви соревновался в бегу с Хуги-мыслью, и нет ничего быстрее на свете, чем мысль.

Тор же несколько раз подвергся обману. Котомка, которую он не смог развязать, была опутана волшебными железными веревками, а под удары молота йотуны подставляли скалы, на которых остались огромные вмятины. Рог был соединен с морем, поэтому Тор не смог опустошить его.

Но море все равно обмелело (так появились отливы). Кошка – это великий змей Йормунгард, которого Тор чуть до неба не поднял и пополам не порвал. Что касается бабки – то это Элли-старость, которая всех клала на лопатки, а Тор лишь на одно колено встал.

И признался тогда йотун, что если бы он знал настоящую силу Тора, то никогда бы не впустил его в свой город. Разозлился бог грома обернулся, а и города не было никакого. И тут его обманули коварные йотуны.

Тор, тюр и котел для пива

Эта легенда начинается на пиру Эгира, того самого, у которого впоследствии Локи признается в своих преступлениях против асов. Много пиров проводил Эгир, но однажды, во время пира, закончилось пиво. Тогда Тюр (бог храбрости) предложил отправиться к его дяде, ледяному великану Хюмиру, ибо есть у него котел невиданной величины, в котором можно сварить сколько хочешь пива и оно никогда не закончится.

Отправились Тор и Тюр в страну Йотунов, в дом Хюмира, но самого его дома не было. Зато они встретили там жену и мать великана, с которыми они подружились и которые научили их, как нужно себя вести, когда Хюмир вернется. Вскоре появился и сам великан.

  1. Первым было состязание в еде. Асы должны были съесть больше, чем Хюмир. Однако не на тех едоков великан нарвался. Пока великан доедал одного быка, Тор уже съел двух и запросил еще двух для Тюра.
  2. Тогда великан вручил асам кубок и сказал, что они должны его разбить. Метнул Тор кубок в скалу. Скала – в дребезги, а кубку ничего. Но ему подсказала жена Хюмира (показала на лоб великана). Тогда взмахнул Тор кубком и бросил его в лоб великана. Кубок разлетелся на части, а великану хоть бы что.
  3. Тогда Хюмир высказал третье испытание. Тор и Тюр должны были на плечах унести котел, но только тогда, когда сам великан вернется. Женщины подсказали асам, чтобы они брали котел и бежали, т.к. Хюмир отправился за другими великанами, чтобы убить асов. Погрузили асгардцы огромный котел на колесницу Тора, однако котел был тяжелым, поэтому козлы двигались медленно. Великан и его войско настигли беглецов и стали бросать в них куски скал. В ответ Тор начал метать свой Мьелльнир, и после каждого броска замертво падал один из великанов, пока из них никого не осталось в живых.

Фрейа в асгарде

Надо сказать, Фрейа действительно была прекрасна, причем настолько, что от ее красоты асы сразу обомлели. Тем не менее, никому из них Фрейа не отдавала предпочтения. Также, пообщавшись с ней, асы сразу же начали воспевать не только ее красоту, но и ее доброе и чуткое сердце. Считалось, что Фрейа способна сопереживать любому живому существу на земле.

Собственно говоря – не удивительно, что представительница ванов сразу же стала значимым объектом вожделений асгардцев. Они сразу же обязали ее множеством задач и назначили богиней. Так, например, известно, что Фрейа была ответственна за плодородие, жатву и урожай. Более того, воины, погибающие на войнах, делились поровну, между Одином и Фрейей, но к этому мы еще вернемся.

А вот предпочтение Фрейа отдала ни кому-то из великих богов Асгарда, а простому смертному, по имени Од. Правда считалось, что Од является земным воплощением Одина, так что по сути – она была женой Одина. Некоторые легенды гласят, что Од был богом солнца, что отчасти подтверждает версию о воплощении Одина. Тем не менее, только Один знал правду о множестве своих личин.

Считалось, что как богиня любви, Фрейа очень привязана к мужу и всегда рыдала золотыми слезами, едва тот отправлялся в путешествие. От Ода Фрейа родила дочерей Хнос и Герсими, имена которых означают «драгоценный камень» и «сокровище», соответственно.

Хеймдалль

В эддических текстах Хеймдалль имеет массу эпитетов, самые частые – «защитник богов» и «светлейший из асов». Иногда его называют сыном Одина, но в «Старшей Эдде» и в ныне утерянном тексте «Заклинание Хеймдалля» говорится, что он – сын девяти сестер-девственниц.

Хеймдалль видит на огромные расстояния и у него чуткий слух (в «Старшей Эдде» сказано, что «белый ас» слышит, как растет трава и шерсть на овцах). Его главная задача в Асгарде – оберегать Биврест, радужный мост. Живет он в чертогах Химинбьерг (Небесные Горы).

Хеймдаллю принадлежит уникальный артефакт – золотой рог Гьяллархорн, зов которого слышен во всех Девяти Мирах. Когда Хеймдалль увидит, что войска Хель, Локи и Сурта приближаются к Асгарду, он затрубит в Гьяллархорн и асы со своими союзниками соберутся на равнине Вигрид для последней битвы.

Любопытно, что в «Старшей Эдде» Хеймдалль также пьет из Гьяллархорна мед поэзии, но в «Младшей Эдде» из него пьет Мимир. С Мимиром связан и другой интересный эпизод – в эддических текстах сказано, что у источника мудрости, который он хранит, рядом с глазом Одина лежит «слух Хеймдалля». Тем не менее, не сохранилось мифов, разъясняющих эти эпизоды.

Другое имя Хеймдалля – Риг. Согласно «Песне о Риге», которую часто включают в корпус текстов «Старшей Эдды», именно Риг/Хеймдалль создал первых людей, а не божественная триада – Один, Вили и Вё. Этот факт подтверждается в «Прорицании Вёльвы», где Хеймдалль назван прародителем человеческой расы.

Символы Хеймдалля:

Громкий рог Гьяллархорн

Золотой меч

Конь с золотой гривой

Скандинавские боги предстают перед нами, не только как мудрые и всесильные вершители человеческих судеб, но и как обычные люди. Часто они совершают вполне человеческие ошибки, прибегают к обману, поступают подло и несправедливо, любят жестокость и смеются над чужими бедами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector