Где мой мьёльнир?!! или каков он, тор, сын одина?
Vart du heilur, наши дорогие читатели! Что дословно означает: “Оставайся целым!”. Это старинное викингское приветствие наглядно демонстрирует, ЧТО представляло ценность для суровых морских разбойников.
С чего я вздумала приветствовать Вас по-викингски, Вы уже, наверное, догадались. Да, совершенно верно. Сегодня хочу поговорить об их, викингов, мифологии. Вообще-то, скандинавская мифология довольно известна. И не последнюю роль в этом сыграли фильмы о боге грома Торе компании Марвел. Вот я и решила сравнить несравнимое, а именно, мифические образы миров и богов из Старшей и Младшей Эдд и их марвеловскую версию. Идея кажется мне забавной.
Краткая сноска на всякий случай: “Старшая Эдда” – это поэтический сборник песен о богах и героях скандинавской мифологии. “Младшая Эдда” – детище исландца Снорри Стурлусона, своего рода учебник скальдической поэзии, основанный на той же скандинавской мифологии.
Надо сказать, мифология викингов – под стать самим викингам: суровая, жестокая, без соплей. Один конец света РАГНАРЁК чего стоит! Кроме того, это – единственная известная мне мифология, где боги – смертны. И умирают, кстати, почём зря. Но не будем забегать вперёд, а начнём с начала, т.е. с космоса.
По скандинавским представлениям, он состоит из девяти миров:
МИДГАРДА
АСГАРДА
МУСПЕЛЬХЕЙМА
ЙОТУНХЕЙМА (или Утгарда)
АЛЬФХЕЙМА
НИФЛЬХЕЙМА
ВАНАХЕЙМА
СВАРТАЛАЛЬФАХЕЙМА
ХЕЛЬХЕЙМА
И всё это разнообразие несёт на себе исполинский ясень ИГГДРАССИЛЬ, он же – ось скандинавской вселенной. На верхушке ясеня угнездился орёл (по некоторым трактовкам ястреб) ВЕДРФЕЛЬНИР, корни могучего дерева старательно подтачивает змей (или дракон) НИДХЁГГ – младший родственник мирового змея ЁРМУНГАНДА, архи-недруга Тора. Орлу-ястребу это “пожирательство” активно не нравится, и он, не переставая, посылает оголодавшего змея к его змеиным предкам. Змей не остаётся в долгу и тоже посылает пернатого в сад. Но поскольку Иггрдассиль – дерево немаленькое, их взаимные пожелания оставались бы неуслышанными, если бы не белочка Рататёск, которая взяла на себя труд быть своего рода “посыльным”. Так вот, белочка бегает по стволу туда-сюда, передавая эти “пожелания” от змея к птице и обратно.
Чтобы не делать эту статью бесконечно длинной, я разделю её на три части. В первой рассмотрю (и сравню с марвеловскими) три мира – МИДГАРД, АСГАРД, МУСПЕЛЬХЕЙМ – и их обитателей, в следующих, соответственно, ещё по три.
О человеческом мире МИДГАРДЕ можно особенно не распространяться – мы, люди, знаем его как никто другой. Хрупкое, находящееся под постоянной угрозой от других миров обиталище не менее хрупких существ, которое, говорят, создаёт самые красивые листья на Игграсиле. Ну что ж, хоть чем-то отметились!
А вот остальные миры рассмотрим подробнее.
Венчает всё чудный АСГАРД, обитель скандинавских богов. “Венчает”, потому что находится он на горе в середине вселенной, высоко над миром людей и над всеми остальными мирами. Светящиеся залы богов кружатся в небе подобно звездам. А сами боги пируют и веселятся, не заботясь ни о чём, кроме Рагнарёка.
И вот тут-то начнём сравнение с Марвелом. “Их” Асгард лично мне скорее напоминает город будущего из “Пятого элемента”.
Но как бы то ни было именно в Асгарде зависает Тор Одинсон, бог грома, дождя, бурь, плодородия и по совместительству защитник людей и богов от великанов-йотунов и чудовищ. Пока плюс-минус соответствует красавчику-Тору, созданному киноиндустрией. Но, пожалуй, на этом сходство заканчивается.
Согласно Старшей и Младшей Эддам, Тор был первенцем (но одним из многих!) сыновей верховного бога Одина и богини земли, великанши Ёрд (Фьёргюн) – НЕ ФРИГГ!
Это рыжебородый богатырь, обладатель большой силищи, которой он мерится со всеми кому не лень (в этом, в принципе тоже похож на героя Криса Хемсворта), а также невероятного аппетита – мог в один присест сожрать быка и не поморщиться.
Причём, в Эддах Тор экипирован не только молотом Мьёльниром, но и железными рукавицами, без которых не смог бы удержать рукоять раскалённого орудия, и поясом Мегингъёрд, удваивающим силу. Вооружённый всем этим, Тор – практически непобедим. Интересно, справился бы он со своим марвеловским тёзкой? Но и это снаряжение не спасает Тора во время Рагнарёка, когда он сходится в жестокой схватке с предназначенным ему судьбой Ёрмунгандом. Правда, мирового змея он-таки одолел – хотя и ценой собственной жизни…
Выход Тора в свет – то ещё зрелище! Его бронзовую колесницу таскают по небу два козла:Тангниостр (“скрежещущий зубами”) и Тангриснир (“скрипящий зубами”). По-моему, разница небольшая, но Тору виднее, как называть своих козлов. Мифический Тор, проголодавшись, мог запросто зажарить козлов, если поблизости не было ничего другого. А потом всего-то благословить останки съеденных животных Мьёльниром, и они сразу же воскресали и послушно становились в упряжку. Главное, чтобы кости оставались нетронутыми. Однажды Тор остался на ночлег у некоего Тьяльфи и его сестры Рёсквы, те нарушили запрет и, слупив мясо, принялись за кости – видимо, очень уж проголодались. После это один из оживлённых козлов охромел, а Тьяльфи и Рёскве пришлось в качестве компенсации стать слугами Тора – “двенадцать лет рабства” в скандинавской обработке.
Женат эддовский Тор на Сиф (НЕ НА НАТАЛИ ПОРТМАН!), которая прославилась на все девять миров своими золотыми волосами. Кстати, на языке скальдов (сканд. поэтов) драгоценный металл поэтически именуют “волосы Сиф”. Надо сказать, Сиф присутствует и в марвеловском мире Тора. Правда, не как жена и НЕ золотоволосая…
От Сиф у Тора была дочь Труд и сын Моди. Но женой любвеобильный рыжебородик не ограничился. Например, от своей домработницы, великанши Ярнсаксы заимел сына Магни. Наверняка у него были и другие внебрачные детишки, о которых Эдды скромно умалчивают.
Как видите, “оригинальный” Тор далёк от созданного Марвелом, и я бы страшно возмущалась, поскольку не люблю, когда подобным образом издеваются над мифологией, но… как можно устоять перед ТАКИМ ВОТ Тором?
Говоря об Асгарде и Торе, нельзя не упомянуть славного папашку последнего. ÓДИН, он же Альфёдр – “всеотец”, Игг – “страшный”, Хар – “высокий” и т.д. и т.п. – верховное божество скандинавской мифологии, и довольно любвеобильное, надо сказать. У патриарха было как минимум шесть сыновей от четырёх женщин, включая жену. Так что, по сравнению с ним Энтони Хопкинс – просто развалина. Единственный сын, явно бракованная дочь и приёмыш… Н-да, Энтони…
Супружница Одина – ФРИГГ, покровительница любви, брака, домашнего очага и деторождения, а также провидица, которая в курсе судьбы любого человека. Правда, тайнами этими она ни с кем не делится – а ну как не сбудется? А имидж, как говорится, всё!
У эддовского Одина отсутствует глаз (как и у марвеловского) – но виной тому вовсе не бандитская пуля. Глаз он отдал, можно сказать, добровольно за глоток мёда из источника знания и мудрости. Видимо, комплексы у пацана всё же были, и очень хотелось переплюнуть жену-провидицу. Но и это ещё не всё. Чтобы постичь таинство рун, “Высокий” проткнул себя собственным копьём Гунгнир (разящим без промаха и пробивающим любые доспехи), и повесился на мировом древе. Провисел он так девять дней и девять ночей, после чего познал, что хотел, а мировой ясень получил известное нам имя – “Иггдрасиль”, т. е. “скакун Одина” (Игг – “Грозный” – одно из прозвищ “Всеотца”). Короче, непонятно, отнести ли “Высокого” к экстремалам, к заучкам или к мазохистам.
Конечно, у Одина есть и настоящий скакун – Слейпнир (“скользящий”). Животина эта – не простая, у неё – восемь ног.
В общем, повторюсь, марвеловский Один, на мой взгляд, с “оригинальным” и рядом не валялся – во всех смыслах. Даже сынок-красавчик впечатления о нём не улучшает…
Кстати, погибает “настоящий” Один не где-то там в Норвегии, в одному доктору Стренджу известном месте, а в бою, как настоящий викинг! В “сумерки богов” его противником становится не кто-то, а волк Фенрир, и в смертельной схватке Один и Фенрир убивают друг друга.
Ну а теперь перейдём к последнему на сегодня миру – МУСПЕЛЬХЕЙМУ, царству жара, хаоса и разрушения. Невероятная жара Муспельхейма должна сжечь мир и превратить его в прах. За главного в этом царстве – огненный великан СУРТ. В день (или вечер или ночь) Рагнарёка он с другими огненными великанами пойдёт на Асгард и своим огненным мечом спалит его, а заодно и весь мир в придачу. Одним словом, не великан, а маньяк-пироман.
У марвеловского Тора с пироманом случается потасовка в фильме “Тор: Рагнарёк”. Правда, в фильме великана зовут не Сурт, а Суртур, и у него несколько другая роль: он не только сжигает Асгард, но и параллельно спасает Тора и Локи от их обезумевшей сестрицы Хель.
Ну вот, на сегодня всё. В следующий раз, кроме всего прочего, поговорим об ушлом братце марвеловского Тора и сравним его с эддовским “оригиналом”. Знаю, что этот вертихвост у многих – любимчик поболее Тора, поэтому – не пропустите! Ну а пока – Vart du heilur!
Использованная литература
- Арнольд, Мартин (2021). Тор: Миф к Marvel . Континуум. ISBN 978-1-4411-3715-9.
- Астос, Рейдар (1993). “Óláfr, St.”. В Pulsiano, Филипп (ред.). Средневековая Скандинавия, энциклопедия . Нью-Йорк и Лондон: Гарленд. ISBN 0-8240-4787-7.
- Сильфоны, Генри Адамс (1923). Поэтическая Эдда . Американский скандинавский фонд.
- Бирли, Энтони Р. (Пер.) (1999). Агрикола и Германия . Оксфордская мировая классика. ISBN 978-0-19-283300-6.
- Chrisholm, Хью (редактор) (1910) Encyclopdia Britannica , vol. 9 . Британская энциклопедия Co.
- Эллис Дэвидсон, HR (1965). «Молот Тора». Фольклор . Тейлор и Фрэнсис. 76 (1): 1–15. DOI : 10.1080 / 0015587X.1965.9716982 . JSTOR 1258087 .
- Эллис Дэвидсон, HR (1975). Скандинавская мифология . Пол Хэмлин . ISBN 0-600-03637-5.
- де Фрис, Ян (1962). Altnordisches Etymologisches Worterbuch (изд. 1977 г.). Брилл. ISBN 978-90-04-05436-3.
- Деламар, Ксавье (2003). Словник голуазского языка: Une Approche linguistique du vieux-celtique continental . Заблуждение. ISBN 9782877723695.
- Дюмезиль, Жорж (1973). Боги древних северян . Калифорнийский университет Press . ISBN 0-520-02044-8.
- Грег, Роберт Филипс (1884). О значении и происхождении филфот и свастики . Вестминстер: Николс и сыновья.
- Холландер, Ли Милтон (2007). Heimskringla: История королей Норвегии . Техасский университет Press . ISBN 978-0-292-73061-8.
- Гримм, Джейкоб (1882). Тевтонская Мифология: В переводе с четвертым издания с примечаниями и добавления Джеймса Stallybrass тома I . Перевод Джеймса Стивена Сталлибрасса. Лондон: Джордж Белл и сыновья.
- Джонстон, Ричард (24 июля 2021 г.). «У Землеройки есть хребет благочестивой силы». Природа . DOI : 10.1038 / nature.2021.13440 . S2CID 87150582 .
- Ларрингтон, Кэролайн (1999). Поэтическая Эдда: новый перевод . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-283946-2.
- Линдаль, Карл; Макнамара, Джон; Линдоу, Джон, ред. (2002). «Олаф, святой». Средневековый фольклор: Путеводитель по мифам, легендам, сказкам, верованиям и обычаям . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195147711.
- Линдоу, Джон (1978). Шведские сказки и легенды . Калифорнийский университет Press . ISBN 0-520-03520-8.
- Линдквист, Суне (1933). «Готландс билдстенар» . Риг (на шведском языке). 16 (3). ISSN 0035-5267 .
- Маклауд, Минди; Мис, Бернард (2006). Рунические амулеты и магические предметы . Бойделл Пресс . ISBN 1-84383-205-4.
- Матасович, Ранко (2009). Этимологический словарь протокельтского языка . Брилл. ISBN 9789004173361.
- Маккиннелл, Джон; Симек, Рудольф; Дювель, Клаус (2004). Руны, магия и религия: Справочник (PDF) . Studia Medievalia Septentrionalia. 10 . Вена: Фассбендер. ISBN 978-3-900538-81-1.
- Меуленграхт Соренсен, Пребен (1986). «Рыболовная экспедиция Тора». В Steinsland, Gro (ред.). Слова и предметы: к диалогу между археологией и историей религии . Осло: издательство Норвежского университета. ISBN 82-00-07751-9.
- Моррис, Кристофер Г. (1992). Академический словарь науки и техники . Издательство Gulf Professional Publishing . ISBN 978-0-12-200400-1.
- Орчард, Энди (1997). Словарь норвежских мифов и легенд . Кассел . ISBN 0-304-34520-2.
- Орел, Владимир (2003). Справочник по германской этимологии . Брилл . ISBN 9004128751.
- Рейнольдс, Ричард (1994). Супергерои: современная мифология . Университетское издательство Миссисипи . ISBN 0-87805-694-7.
- Робинсон, Джордж У. (Пер.) (1916). Житие святого Бонифация Виллибальда . Издательство Гарвардского университета .
жизнь Бонифация.
- Сойер, Биргит (2003). Рунические камни эпохи викингов: обычай и память в раннесредневековой Скандинавии . Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-820643-7.
- Симек, Рудольф (2007). Словарь северной мифологии . Перевод Анжелы Холл. Д. С. Брюэр . ISBN 978-0-85991-513-7.
- Торп, Бенджамин (1851). Северная мифология, компромисс с основными традициями и суевериями Скандинавии, Северной Германии и Нидерландов: составлено из оригинальных и других источников: Том II: скандинавские народные традиции и суеверия . Ламли.
- Торп, Бенджамин (1907). Старшая Эдда Сэмунда Сигфуссона . Общество Норрин .
Бенджамин Торп Старшая Эдда Сэмунда Сигфуссона.
- Турвиль-Петре, EOG (1964). Миф и религия Севера: религия Древней Скандинавии . Лондон: Вайденфельд и Николсон. OCLC 460550410 .
- Де Фриз, Ян (1957). Altgermanische Religionsgeschichte Том 2. 2-е изд. (копия 1970). Grundriß der germanischen Philologie, Том 12 / II. Де Грюйтер. (на немецком)
- Worsaae, JJA (1882). Промышленное искусство Дании . Чепмен и Холл.
свастика тор.
Кулоны с молотками, монеты с молотками и статуя эйрарланда
Около 1000 подвесок отличительной формы, представляющих молот Тора, были обнаружены в странах Северной Европы, Англии, Северной Германии, странах Балтии и России. У большинства из них очень простой дизайн из железа или серебра. Около 100 имеют более продвинутый дизайн с орнаментом.
Eyrarland Статуя , фигура медного сплава находится рядом Акюрейри , Исландия , датируемой около 11 – го века, может изображать Тор сидит и сжимая свой молот.
Чертеж позолоченного серебряного молота Тора, найденного в Скании , Швеция.
Нанесение 4,6 см позолоченного серебра Mjolnir кулон найдено в Bredsätra на Эланд , Швеция
Чертеж серебряного амулета с молотом Тора, найденного в Фитьяре , Хордаланн , Норвегия.
Рисунок амулета в виде молота Тора из Мандемарка , Мён , Дания
Бронзовая статуя сидящей фигуры примерно 1000 г. н.э., найденная на ферме Эйрарланд в районе Акюрейри , Исландия.
Легенды
Как известно, все мифы и легенды Скандинавии ведут к Рагнареку. Легенда о боге грома, тоже не исключение. Одна из самых известных легенд о молоте Тора. Зачастую бог грома путешествовал с богом огня и обмана Локи. Их приключения нашли отражение во многих сказаниях.
Однажды великан Трюм похитил молот бога грома. Выкупом служила рука Фрейи. Локи уговорил Тора переодеться в платье Фрейи и вместо неё пойти к Трюму. Обманом Тор и Локи обратно получили Мьёлльнир. Бог грома избил великана за его дерзость.

Тор ездил на козах, которых съедал каждый вечер, а после воскрешал. Ещё одно приключение связано с козами и Локи. На земле, Мидгарде, Тор нанял слуг -Тьяльви и Рёскву. Это были брат и сестра. Вечером было велено приготовить козлов, но только не трогать кости.
Сын хозяина, Тьяльви, не послушал бога и, решил добраться до костного мозга, разломив одну из костей. По утру Тор волшебным молотом воскрешает козлов к жизни, но замечает, что один из них охромел. Так, в качестве наказания, Тьяльви и Рёсква навечно стали его слугами. Не доходя до Ётунхейма, Тор, Локи, Тьяльви и Рёсква заночевали в огромном пустом доме.
Пустынный дом оказался перчаткой одного великана. Проснувшись, великан понял, в чём дело и вступил в бой с Тором. В итоге бог грома победил.

Спустя время герои добрались до стен Утгарда, и были изумлены величиной крепости. Обитателями являлись великаны, которые устроили несколько состязаний, в которых Локи, Тор и Тьяльви не сумели победить. Сначала бог огня пал в состязании — кто быстрее ест; затем мидгардец Тьяльви остался далеко позади в соревнованиях по бегу;
Бог грома не смог осушить рог, наполненный хмельной влагой, поднять кошку и даже не сумел побороть Элли, «старую-престарую женщину». Покидая величественную крепость, Тор признал, что проиграл, но предводитель великанов поведал ему, что все это — магия.
Выяснилось, что Локи соревновался с пламенем, Тьяльви — с собственными мыслями, а Тор пытался выпить океан, поднять в воздух мирового змея Ёрмунганда и побороть старость. Тут Утгард внезапно исчез. Только тогда Тор понял, что Скрюмир и Утгард были иллюзиями, магией, к которому прибегли устрашённые великаны.
Мифы и другие деяния локи
Большая часть скандинавских мифов связана с Локи. Бог коварства часто нарушает спокойствие и баланс между светом и тьмой. Локи устраивает неприятности другим богам, но сам же помогает их исправить. Кратко об основных историях:
- Первые люди — под именем Лодур, вместе с Одином и Хёниром, Локи сотворил первых людей Аска и Эмблу из прибитых к берегу деревьев.
- Великий строитель — безымянный великан, под видом каменщика, на спор строит стену для асов. Чтобы великан строитель не успел в срок и проиграл спор, Локи превращается в красивую кобылу и отвлекает великаньего коня по имени Свадильфари, который помогал таскать камни для стены. Строитель не успевает в срок и боги торжествуют, потому что им не нужно отдавать солнце и луну. А после этого, Локи рожает восьминогого жеребца Слейпнира будущего скакуна для своего побратима Одина.
- Сокровища богов — Локи крадет у жены Тора Сив, её великолепные волосы. Тор заставляет Локи вернуть их обратно, но это невозможно, ведь он украл их вместе с корнями. Поэтому Локи просит у подземных карликов сделать новые золотые волосы для Сив и затевает для этого большой спор между карликами-кузнецами. Спорят братья Синдри и Брокк против сыновей мастера Ивальди, за право называться лучшими мастерами во всех девяти мирах. В результате соревнования мастеров появляются такие известные сокровища богов как: Молот Тора Мьёльнир, Копьё Одина Гунгнир, Кольцо Одина Драупнир, Корабль Скидбладнир, Золотые волосы Сив и Золотой вепрь для Фрейра.
- Яблоки молодости — однажды, Локи попадает в плен к великану Тьяци. А в обмен за своё освобождение, заманивает для великана богиню Идунн хранительницу золотых яблок молодости в ловушку. Затем, сам же спасает её из великаньей пещеры. Великан Тьяци превращается в огромного орла и преследует Локи и Идунн. Но долетая до Асгарда сгорает в ловушке, которую подготовили для него предупреждённые боги.
- Рассмешить Скади — мстить за своего отца Тьяци, в Асгард приходит его дочь Скади. Чтобы избежать мести, она просит в мужья одного из богов, а затем просит её рассмешить. Чтобы рассмешить Скади, Локи привязывает козла к своей мошонке и играет с ним в перетягивание верёвки, дико крича и охая, а затем вообще падает Скади на колени. От этого она разражается громовым смехом и прощает убийство своего отца.
- Золото Андвари — Локи случайно убивает сына колдуна Хрейдмара, который прогуливался в облике выдры. Чтобы рассчитаться за убийство, скорбящий отец просит столько золота, чтобы можно было покрыть выдриную шкурку. Гору золотых сокровищ Локи находит у карлика Андвари. И отбирает их, чтобы расплатиться с Хрейдмаром. Еще этот миф называют проклятым золотом, и с ним связаны еще многие события скандинавской мифологии.
- Украшение Фрейи — превратившись в блоху, Локи крадёт ожерелье Фрейи Брисингамен. Хеймдалль бросается вдогонку. А после, Хеймдалль и Локи сражаются друг с другом в обличье тюленей, возле памятного камня Сингастейн.
- Свадьба Фрейи — Чтобы попасть в Ётунхейм и вернуть украденный молот у короля великанов Гейррёда, Локи переодевает Тора в невесту для Гейррёда, а сам превращается в её служанку.
Локи крадёт волосы Сив
Постримская эпоха

Бонифаций
несет свое распятие после рубки дуба Тора в
Бонифациусе
(1905)
Эмиля Доплера.
Первый зарегистрированный случай имени бога появляется на фибулах Нордендорфа , ювелирном изделии, созданном в период миграции и найденном в Баварии . На изделии изображен Старший Футарк с надписью onar (то есть Донар ), южно-германской формой имени Тора.
Примерно во второй половине VIII века в древнеанглийских текстах упоминается Тунор ( unor ), что, вероятно, относится к саксонской версии бога. В связи с этим, Thunor иногда используется в древнеанглийских текстах, чтобы дать толкование Юпитеру , бог может быть упомянут в стихотворении « Соломон и Сатурн» , где гром поражает дьявола «огненным топором», а также в древнеанглийском выражении unnorad («громовая езда»). “) может относиться к грозной колеснице бога, ведомой козлом.
В кодексе 9-го века нашей эры из Майнца , Германия, известном как Старосаксонский обет крещения , записаны имена трех старосаксонских богов, Уодена (древнесаксонский « Водан »), Сакснота и Тунаэра , в результате их отречения от демонов в формула, которую должны повторить германские язычники, формально принявшие христианство .
Согласно почти современному описанию, христианский миссионер Святой Бонифаций срубил дуб, посвященный «Юпитеру», в 8 веке на Донарском дубе в районе Гессена , Германия .
Kentish королевской легенда , вероятно , 11-го века, содержит рассказ о злодейском Риве из Ecgberht Кента под названием Thunor, который поглощен землей в месте с тех пор известен как þunores hlæwe (Старого Английского «Thunor кургана»).

Изображение норвежских богов XVI века из «
Описания северных народов» Олауса Магнуса
; слева направо,
Фригг , Тор и Один
Поэтическая эдда
В поэтической Эдде , составленный в 13 веке из традиционного исходного материала , достигающий в период языческого, появляется Тор (или упоминается) в стихотворениях Völuspá , Grimnismal , Skírnismál , Hárbarðsljóð , Hymiskviða , Lokasenna , Þrymskviða , Alvíssmál и Hyndluljóð .

Предсказанная смерть Тора, изображенная
Лоренцем Фрёлихом
(1895 г.)

Тор и змей Мидгард
(
Эмиль Доплер
, 1905)
Примечания
- ↑Simek (2007:333).
- ↑The Search Engine that Does at InfoWeb.net (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 марта 2021.Архивировано 27 марта 2009 года.
- ↑Birley (1999:42 and 106—107).
- ↑Birley (1999:107).
- ↑On the red beard and the use of «Redbeard» as an epithet for Thor, see H.R. Ellis Davidson, Gods and Myths of Northern Europe, 1964, repr. Harmondsworth, Middlesex: Penguin, 1990, ISBN 0-14-013627-4, p. 85, citing the Saga of Olaf Tryggvason in Flateyjarbók, Saga of Erik the Red, and Flóamanna saga. The Prologue to the Prose Edda says ambiguously that «His hair is more beautiful than gold.»
- ↑Turville-Petre (1964:99)
- ↑See North (1998:238—241) for þunnorad and tales regarding Thunor, see Encyclopædia Britannica (1910:608) regarding usage of Thunor as an Old English gloss for Jupiter and Tiw employed as a gloss for Mars.
Прозаическая эдда , хеймскрингла и саги
В прологе к « Эдде» в прозе Тор восхваляется как князь Трои , а сын Менона – от Троаны, дочери Приама .
Говорят , что Тор, также известный как Трор , женился на пророчице Сивилле (отождествляемой с Сиф ). Далее здесь говорится, что Тор был воспитан во Фракии вождем по имени Лорикус , которого он позже убил, чтобы принять титул «короля Фракии», так как у него были волосы «светлее золота» и он был достаточно сильным, чтобы приподняться. десять медвежьих шкур.
Имя асов объясняется как «люди из Азии », а Асгард – «азиатский город» (то есть Троя). В качестве альтернативы, Троя находится в Тиркланде (Турция, то есть в Малой Азии), а Азиаленд – в Скифии , где Тор основал новый город под названием Асгард.
В Прозаической Эдде Тор упоминается во всех четырех книгах; Пролог , Gylfaginning , Skáldskaparmál и Háttatal .
В Heimskringla , состоят в 13 – м века Снорри Стурлусон , Тор или статуя Торы упоминается в Инглингах саге , Hákonar саги goða , Olafs саги Tryggvasonar и Olafs саги Helga .
В 5-й главе саги об Инглинге приводится сильно эвгемеризованный рассказ о богах, где Тор описывается как готи – языческий жрец, которого дал Один (который, как утверждается , сам был чрезвычайно сильным магом, владеющим магией). вождь с востока) жилище в мифическом месте Урувангр , на территории современной Швеции.
Происхождение, теории и интерпретации
Тор очень похож на других индоевропейских божеств, связанных с громом: кельтские Тарани , эстонские Таара (или Тарапита), балтийские Перкуны , славянские Перуны и, в частности, ведические Индры , чьи рыжие волосы и грозовое оружие – ваджра – очевидные параллели. отметил уже Макс Мюллер .
Ученые сравнили убийство Индрой Вритры с битвой Тора с Йормунгандом . Хотя в прошлом предполагалось, что Тор был коренным богом неба или импортированным из эпохи викингов в Скандинавию, эти индоевропейские параллели делают его общепризнанным сегодня как производное от протоиндоевропейского божества .
В Дюмезиле «s трифункционального гипотезы индоевропейской религии, Thor представляет собой вторую функцию, что силы. Дюмезиль отмечает, что в результате перемещений он не руководит армиями; большинство функций Индры фактически взял на себя Один.
Многие ученые отмечали ассоциацию Тора с плодородием, особенно в более позднем фольклоре и в его отражении, представленном Sami Hora galles («Хороший Тор»). Для Дюмезиля это сохранение крестьянами только побочного эффекта атмосферных битв бога: удобряющего дождя.
Культ Тора был связан с мужским жилищем и имуществом, а также с благополучием семьи и общества. Это включало плодородие полей, и Тор, хотя в мифах изображался в первую очередь как бог бури , также заботился о плодородии и сохранении сезонного раунда. В наше время маленькие каменные топоры из далекого прошлого использовались как символы плодородия и помещались фермерами в отверстия, сделанные сеялкой, чтобы получить первое весеннее семя. Брак Тора с Сиф, обладательницей золотых волос, о котором мы мало слышим в мифах, кажется, является воспоминанием о древнем символе божественного брака между богом неба и богиней земли , когда он приходит на землю во время грозы, и буря приносит с собой дождь, который делает поля плодородными. Таким образом, Тор, как и Один, можно рассматривать как продолжающие культ бога неба, который был известен в бронзовом веке .
Римская эпоха

Тевтобургский лес
на северо – западе Германии
Самые ранние записи о германских народах были записаны римлянами, и в этих произведениях Тор часто упоминается – посредством процесса, известного как интерпретация романа (где характеристики, которые римляне воспринимают как похожие, приводят к идентификации неримского бога как Римское божество) – как римский бог Юпитер (также известный как Юпитер ) или греко-римский бог Геракл .
Первый наглядный пример этого встречается в работе римского историка Тацита « Германия » в конце первого века , где, говоря о религии свевов (конфедерации германских народов ), он комментирует, что «среди богов Меркурий – тот, кого они в основном поклоняются.
Они считают своим религиозным долгом приносить ему в определенные дни человеческие, а также другие жертвенные жертвы. Геракла и Марса они умилостивляют разрешенными подношениями животных “и добавляет, что часть свевов также почитает « Исида ».
В этом случае Тацит называет бога Одина « Меркурием », Тора – «Геркулесом», а бога Тира – « Марсом », а идентичность Исиды свебов обсуждалась.
В случае с Тором отождествление с богом Гераклом вероятно, по крайней мере частично, из-за сходства между молотом Тора и дубиной Геракла. В своих « Анналах» Тацит снова ссылается на почитание «Геракла» германскими народами; он пишет, что лес за рекой Везер (на территории современной северо-западной Германии ) посвящен ему.
В германских областях, оккупированных Римской империей , были обнаружены монеты и вотивные предметы, датируемые 2-м и 3-м веками нашей эры, с латинскими надписями, относящимися к «Гераклу», и поэтому на самом деле с разной степенью вероятности упоминается Тор как интерпретация романа .
Свастики

Деталь свастики на
Снолделевском камне IX века
Символ свастики был идентифицирован как представляющий молот или молнию Тора. Ученый Хильда Эллис Дэвидсон (1965) комментирует использование свастики как символа Тора:
Защитный знак молотка носили женщины, о чем мы знаем из того факта, что он был найден в женских могилах. Похоже, что воин также использовал его в форме свастики. … В первую очередь, кажется, что оно было связано со светом и огнем, а также с солнечным колесом. Возможно, из-за связи Тора с молнией этот знак использовался в качестве альтернативы молоту, поскольку он находится на мемориальных камнях в Скандинавии помимо надписей Тору. Когда мы находим его на рукояти меча воина и на его поясе с мечом, предполагается, что воин находился под защитой Бога Грома.
Свастики появляются на различных германских объектах , простирающихся от периода миграции в эпоху викингов, такие как 3 – го век Værløse Фибуле (DR EM85; 123) из Зеландии , Дания;
Gothic острие атаки из Брест-Литовске , Беларусь; многочисленные брактеаты периода миграции ; урны для кремации из ранней англосаксонской Англии ; меч Sæbø 8-го века из Согна , Норвегия; и камень Снолделев 9-го века (DR 248) из Рамсё , Дания.
Современное влияние

Тор бьет змея Мидгарда
(1790)
Генри Фузели

Датский
значок на голову
велосипедиста начала ХХ века с изображением Тора.
В наше время Тор по-прежнему упоминается в художественной и художественной литературе. Начиная с оды Ф. Дж. Клопштока 1776 году Тору, Виру и Си , Тор был предметом стихов на нескольких языках, в том числе эпической поэмы Адама Готтлоба Оленшлегера 1807 года « Торс въезжает в Йотунхейм» и еще трех стихотворений того же автора ( Hammeren hentes , Thors fiskeri и Thor besøger Hymir ), собранные в его Nordens Guder 1819 года ;
«Багажник Торса» (1859 г.) Вильгельма Герца ; сатирическая поэма 1820 г. « Mythologierne eller Gudatvisten » Дж. М.
Штиернстолпа ; Nordens Mythologie eller Sinnbilled-Sprog (1832) Н. Ф. С. Грундтвига ; стихотворение « Хармен » Тора Торильда ;
“Der Mythus von Thor” (1836) Людвига Уланда ; Der Hammer Thors (1915 г.) В. Шульте против Брюля ; « Herr Dunnar und die Bauern» Ганса Фридриха Бланка (опубликовано в Märchen und Sagen , 1937); и Die Heimholung des Hammers (1977) Х.С.
Артманна . На английском языке он фигурирует, например, в «Вызове Тора» Генри Уодсворта Лонгфелло (1863) и в двух работах Редьярда Киплинга : Путевые письма:
1892–1913 и «Холодное железо» в « Наградах и фее» . Де Камп «s Дипломированный чародей встретился с Тором, как и с другими норвежскими богами, в первую из многих сказочных приключений Шей.
Художники также изображали Тора в живописи и скульптуре, в том числе в картине Генри Фузели 1780 года « Тор бьет змея Мидгарда» ; Статуя Его Превосходительства Фрейнда 1821–1822 гг.
Тор ; Мраморная статуя Тор 1844 г. Б.Е. Фогельберга ; Картина Мартена Эскила Винге «Битва Тора с гигантами » 1872 года ; Рисунок К. Эренберга 1883 г. Одина, Тора и Магни ; несколько иллюстраций Е.
Doepler , опубликованных в Вильгельме Ranisch «с 1901 годом Walhall ( Тор ; Thor унда умереть Midgardschlange ; Тор дена Хрунгнира bekämpfend ;
Тор Bei дем Riesen Трит ALS Braut verkleidet ; Тор Bei гимир ; Тор Bei Skrymir ; Тор ден FLUSS Wimur durchwatend ) ; Рисунки Дж. К. Доллмана 1909 года « Тор и гора» и « Сиф и Тор» ; Картина Г.
Поппе « Тор» ; Е. Pottner «ы 1914 рисунок THORS Schatten ; Мраморная статуя Х. Наттера Тор ; и иллюстрации У. Бремера 1977 г. к « Die Heimholung des Hammers » Х. К. Артмана .
В области науки и техники шведский химик Йенс Якоб Берцелиус (1779–1848) открыл химический элемент , названный им в честь Тора – торий . Thor также является тезкой ракеты PGM-17 Thor .
В 1962 году американский художник комиксов Джек Кирби , редактор Marvel Comics Стэн Ли и его брат Ларри Либер создали особенность в серии комиксов « Путешествие в тайну», в которой Тор был супергероем .
Эта версия Тора изображается как длинноволосая блондинка, а не рыжеволосая. Вскоре в журнал был добавлен дополнительный материал «Сказки Асгарда», в котором Кирби иллюстрировал истории из скандинавской мифологии; в конце концов журнал был переименован в Тор .
Ли и Кирби включили Тора в число основателей своей супергеройской команды Мстителей . Тор был изображен в кинематографической вселенной Marvel австралийским актером Крисом Хемсвортом , появляющимся в фильмах Тор , Мстители , Тор:
Темный мир , Мстители: Эра Альтрона , Доктор Стрэндж , Команда Тор , Тор: Рагнарок , Мстители: Война бесконечности и Мстители:
Финал . Тор также фигурировал в комиксах других издателей. В комиксах « Дикий дракон» Тор изображается как злодей. В комиксе Нила Геймана « Песочный человек» Тор изображен как шут, который владеет крохотным молоточком из ириски.
Впервые описанная в 2021 году землеройка Тора ( Scutisorex thori ) – это вид землероек, произрастающий в Демократической Республике Конго . Он и его родственные виды , землеройка-герой ( Scutisorex somereni ), являются единственными известными видами млекопитающих, у которых есть взаимосвязанные позвонки . Команда назвала землеройку в честь Тора из-за связи бога с силой.
С 2021 по 2021 год, беллетризованной версия Тор был характером поддержки в Magnus Чейза и Боги Асгарда , трилогия из фантастических романов , написанных американским автором Рик Риордан и опубликованных Диснея – Гиперион , набор в той же вымышленной вселенной , как лагерь Серия Half-Blood Chronicles и The Kane Chronicles того же автора.
В январе 2020 года стриминговый сервис Netflix произвел Ragnarok . В сериале старшеклассница Магне Зайер получает силы и способности Тора сражаться с гигантами, которые загрязняют Норвегию и убивают людей. Netflix выпустил второй сезон 27 мая 2021 года. Тор / Магне изображает Дэвид Стэкстон .
Тор также фигурирует в ряде видеоигр. В игре Age of Mythology от Ensemble Studios 2002 года Тор – один из трех основных богов, которым могут поклоняться скандинавские игроки. В видеоигре God of War от студии Santa Monica Studio 2021 года Тор упоминается повсюду, а его сыновья Магни и Моди – второстепенные антагонисты.
Тор появляется в конце основной сюжетной линии, если игрок соблюдает определенные условия сложности. Он снова появится в сиквеле игры 2022 года God of War Рагнарок как антагонист, озвученный Райаном Херстом .
Тор также упоминается в игре Ubisoft Assassin’s Creed Valhalla 2021 года , где его предметы, такие как Мьёльнир, могут быть найдены и использованы игроком в бою. Тор также является одним из играбельных богов в многопользовательской онлайн- игре Smite на боевой арене от третьего лица .
Способности тора
Один, Всеотец Асгарда, сказал Йорд (Гее, Матери-Земле Мидгарда): «Мне нужен наследник, чья сила превзойдёт асгардскую».
Тор один из сильнейших героев Вселенной Марвел. Он обладает громадной физической силой, способен выдержать выстрел Целестиала, а ещё может управлять энергией ничуть не хуже Серебряного Сёрфера. Тор вооружён Мьёльниром, мистическим боевым молотом, способным открывать проходы сквозь время и пространство, блокировать всевозможные энергетические импульсы и подчинять стихии воле своего хозяина.
Известно, что Тор может ударить Мьёльниром со скоростью вдвое больше световой. Тор бог-воин Асгарда, обученный и искушённый в искусстве войны, и он занимался им многие века. Хотя Тор обычно полагается только на свои боевые навыки, сверхсилу и почти полную неуязвимость, у него в запасе есть ещё множество приёмов на случай, если дело повернётся не в его пользу.
Он может полностью контролировать погоду, может открывать пропасти в земле, а в самой тяжёлой ситуации может испускать ужасающий Божественный импульс: эта атака столь мощна, что однажды Мьёльнир раскололся от объёма энергии, которую пропустил через него Тор.
Гибрид асгардцев и Древних богов: биологически Тор наполовину асгардец (по отцу), наполовину Древний бог (по матери). Тор имеет сверхчеловеческие черты, свойственных асгардцам и другим богам. Из-за уникальных обстоятельств его рождения некоторые развиты гораздо сильнее, чем у большинства представителей его расы.
Кожа, мышцы и кости Тора в несколько раз плотнее, чем у людей, поэтому весит он соответственно. Он неуязвим для мощных импульсов энергии, ударов, падения с большой высоты, взрывов и многих других неприятностей. Даже без божественной силы физически Тор самый сильный и живучий из всех обитателей Асгарда.
Жизненная сила: также – Божественная Сила; божественные энергии, питающие все способности Тора. Жизненная сила бессмертного Тора сильнее мистических свойств Мьёльнира. В отличие от многих других божеств, уникальная жизненная сила Тора позволяет ему пользоваться всеми способностями, в каком бы царстве он не находился.
Физическая сила богов: Тор не только Бог Грома, но и асгардский Бог Физической Силы, и потому он сильнейший из всех асгардских богов. Так, он смог разрушить арку, весившую около миллиона тонн, растереть Уру в пыль, поднять Змея Мидгарда (а он был достаточно велик, чтобы несколько раз обвиться вокруг Земли и сокрушить её своими кольцами) и толкнуть Мировой Двигатель, обративший Иггдрасиль.
Тор мощным ударом чуть не убил Ангрир (он становился сильнее, поглощая энергию), победившего Красного Халка начального уровня. Бой Тора с Горром расколол на части целые миры. Он без труда швырнул кусок ядра звезды в богобомбу. Ещё Тор физически удерживал трещины сильно повреждённой луны и заварил их молнией.
Он запросто разрывал кабели из адамантиевого сплава, просто потянувшись. Он пальцем опрокинул падающую Пизанскую башню. Когда его удар встретился с ударом той же силы, вся округа оказалась в руинах; таким ударом он закрывал трещины измерений. Он отбуксировал остров-базу в гавань Нью-Йорка.
Эпонимия и топонимия


Многочисленные топонимы в Скандинавии содержат древнескандинавское название órr . Идентификация этих топонимов как указывающих на религиозное значение осложняется вышеупомянутым обычным использованием órr в качестве элемента личного имени.
Культовое значение может быть обеспечено только в географических названиях, содержащих элементы -vé (обозначающие местонахождение vé , разновидность языческого германского святилища), -hóf (сооружение, используемое для религиозных целей, см.
Языческие hofs ) и -lundr (a святая роща ). Название места órslundr записывается с особой частотой в Дании (и имеет прямые родственники в норвежских поселениях в Ирландии , таких как Coill Tomair ), тогда как órshof особенно часто встречается в южной Норвегии . Торсё ( Остров Тора ) появляется на западном побережье Швеции. Тор также появляется во многих топонимах Уппланда .
В английских топонимах древнеанглийский Thunor (в отличие от древнескандинавской формы имени, позже введенной в Danelaw ) оставил сравнительно мало следов. Примеры включают Thundersley , от * Thunores hlæw и Thurstable (древнеанглийский « Столп Тунора »). Ф. М.
На территории современной Германии места, названные в честь Тора, редко упоминаются, но ряд мест, называемых Доннерсберг (нем. «Гора Доннера»), возможно, получил свое название от божества Доннера , южногерманской формы имени бога.
Еще в 19 веке в Исландии особая порода лисиц была известна как holtaþórr («Тор Холт »), вероятно, из-за красной шерсти породы. В Швеции в 19 веке гладкие клиновидные камни, найденные в земле, назывались Торвиггар («клинья Тора»), согласно народному поверью, что когда-то их швырял в тролля бог Тор.
(Сравните громовые камни .) Точно так же метеориты могут считаться памятниками Тору в народных традициях из-за их огромного веса. На шведском острове Готланд в честь бога был назван вид жука ( Scarabæus stercorarius );
Thorbagge . Когда жука находят перевернутым и перевернутым, можно добиться благосклонности Тора. В других регионах Швеции имя жука, по-видимому, было демонизировано с христианизацией, когда насекомое стало известно как Тордедьефвул или Тордифвел (оба означают «Тор-дьявол»).
На северо-западе Испании в муниципалитете Карменес ( Леон ) протекает река Торио, названная в честь бога Тора.
Эпоха викингов
В 11 – м веке, летописец Адам из Бремена записей в его Деяния архиепископов гамбургской церкви , что статуя Thor, который Адам описывает как «могущественная», сидит в храме в Уппсале в центре тройного трона ( по бокам Одина и «Fricco “), расположенный в Гамла Уппсала , Швеция .
Адам подробно описывает, что «Тор, как они считают, правит небом; он управляет громом и молниями, ветрами и штормами, хорошей погодой и плодородием» и что «Тор со своей булавой похож на Юпитера». Адам подробно описывает, что жители Упсалы назначили священников каждому из богов и что священники должны были приносить жертвы .
В случае с Тором, продолжает он, эти жертвы приносились, когда угрожала чума или голод. Ранее в том же произведении Адам сообщает, что в 1030 году собравшиеся германские язычники линчевали английского проповедника Вульфреда за «осквернение» изображения Тора.
Два объекта с руническими надписями Тора датируются XI веком, один из Англии, а другой из Швеции. Первое, Кентерберийское заклинание из Кентербери , Англия , призывает Тора залечить рану, изгнав турса . Второй, амулет Квиннеби , вызывает защиту Тора и его молота.
На четырех (или, возможно, пяти) рунических камнях появляется обращение к Тору с надписью «Да здравствует Тор (эти руны / этот памятник)!» Призыв появляется трижды в Дании ( DR 110 , DR 209 и DR 220 ) и один раз в Вестергётланде ( VG 150 ), Швеция.
Иллюстрированные изображения молота Тора встречаются в общей сложности на пяти рунических камнях, найденных в Дании ( DR 26 и DR 48 ) и в шведских графствах Вестергётланд ( VG 113 ) и Сёдерманланд ( Sö 86 и Sö 111 ).
Считается, что этот рисунок является языческим ответом на христианские рунические камни, у которых часто есть крест в центре. Один из камней, Sö 86 , показывает лицо или маску над молотком. Андерс Хултгард утверждал, что это лицо Тора.
По крайней мере три камня изображает Thor промысла змеи ёрмунганд : в Hørdum камень в Твоем , Дании, Altuna Runestone в Altuna , Швеции и Госфорт Кресте в Госфорте , Англия.
Суне Линдквист утверждала в 1930-х годах, что на камне с изображением Ардре VIII на Готланде изображены две сцены из истории: Тор, раздирающий голову быку Хаймира, и Тор и Хаймир в лодке, но это оспаривается.
Этимология
Древнеисландское слово Þorr произошло от прагерманского *thunaraz[2] — «гром». От него же пошли нем. Donner, дат.donder и др.-англ. Þunor, превратившиеся путём эпентезы в англ. thunder. швед.tordön, дат.donder и норв.torden содержат суффикс -dön/-den, означающий «грохот» или «гул».
Оба слова («Тор» и «гром») связаны с кельтским taranis (ирл.tarann) — «гром» и «бог Таранис»[источник не указан 3852 дня].
https://www.youtube.com/watch?v=kVICF-2-R4k
Римские источники отождествляли Донара с Юпитером, но чаще с Геркулесом (например, Тацит в своей «Германии»)[3], вероятно, из-за сходства между молотом Тора и дубинкой Геркулеса[4].