«Открытое море» Анника Тор: рецензии на книгу

«открытое море» анника тор: рецензии на книгу

В связи с тем, что все четыре романа тетралогии Анники Тор прочитаны, мне кажется, будет честно, если в данном отзыве я расскажу не только о своих мыслях по поводу последней части, но и поделюсь впечатлениями о произведении в целом.

О ЧЕТВЁРТОЙ ЧАСТИ ТЕТРАЛОГИИ

На мой читательский вкус, последний роман тетралогии написан гораздо сильнее остальных. То ли Тор набралась опыта, то ли ей подсказали грамотные редакторы, то ли взяла вверх писательская интуиция, но читать о сёстрах-беженках, наконец, стало действительно интересно.

Самая страшная война в истории человечества закончилась. Однако точки над «i», конечно, не расставлены. Старшая сестра Стефания продолжает искать своего пропавшего без вести в концентрационных лагерях отца, встречая на своём пути новые трудности. Сам процесс поиска, описание хлопот, связанных с ним, у Тор получилось показать очень достоверно и психологически интересно.

Про любовную линию четвёртой части тетралогии ничего говорить не буду, поскольку упоминаю об этом далее в следующей части отзыва. Однако добавлю, что считаю данную тему излишней. Эти бы усилия направить на завершение истории о Юдит!.. Отрытый финал тоже интересен в своём роде, но моё читательское любопытство в данном случае оказалось неудовлетворённым.

О ТЕТРАЛОГИИ В ЦЕЛОМ

Когда Джоан Роулинг создавала серию романов о юном волшебнике Гарри Поттере (к слову, она это делала с 1997 по 2007 гг.), писательница поступила вполне логично. Я, к примеру, взрослела одновременно с главным героем, поэтому каждая новая часть естественно продолжала предыдущую. Если читатель ещё мал, а потому только начинает знакомиться с удивительным миром волшебников и маглов, то серьёзного когнитивного диссонанса последние романы о Гарри Поттере вызвать также не должны.

Что получилось у Анники Тор? Посмотрим на годы создания тетралогии. Если Википедия не врёт, писательница творила с 1996 по 1999 гг. Получается, Тор писала в год по книжке. Напомню, что читатель знакомится с главными героинями в тот момент, когда старшей сестре 12-13 лет, а младшей – 8. В четвёртой части тетралогии старшей сестре 17-18 лет, младшей – 13. В принципе, данный факт не смущает. Смущает другое. Первые две части написаны для детей 12 лет, а третья и четвёртая адресованы аудитории от 16 лет и старше. Получается следующая картина: ребёнок читает первые две повести, которые, к слову сказать, имеют открытый финал, а потом он должен ждать (!) четыре года (как минимум), пока не повзрослеет до момента, когда сможет адекватно воспринимать постельные сцены Стефании и Свена (и сможет ли он это сделать даже в 16 лет?).

Я думаю, Тор надо было сразу определиться, какой читательской аудитории она адресует своё творение. Ежели детям, то любовные сцены можно было легко опустить. Ежели взрослым, то и писать изначально нужно было более серьёзно.

ОБ ИЗДАНИИ

Напомню, тетралогию Тор я читала в бумажном варианте, поэтому имеет смысл сказать пару слов об издании романов. Хотя я писала на каждую часть по отдельному отзыву, по факту четыре романа собраны в двух томах (итого – в каждом томе по две части).

Еще про Тора:  Славянские обереги для женщин: как их правильно выбрать

Издание 2020 года имеет картонную цветную обложку, что заметно уменьшает вес книг. Кроме того, хочу отметить плотную и приятную на ощупь бумагу, а также отличную (яркую) печать текста. Атмосферу книги создают милые акварельные иллюстрации Екатерины Андреевой, открывающие каждую новую главу. Перевод со шведского, на мой взгляд, тоже хороший. Благодарю Марину Конобееву. Текст без ошибок. Для современных книг это большая редкость, к сожалению. Поэтому большое спасибо корректору Надежде Болотиной. Мой грамматический нацист спал спокойно.

В целом, если вы желаете приобрести бумажную версию тетралогии, трата денег, на мой взгляд, себя оправдает.

Дополнительно: отзыв на первую часть тетралогии А. Тор «Остров в море», отзыв на вторую часть тетралогии А. Тор «Пруд белых лилий», отзыв на третью часть тетралогии А. Тор «Глубина моря».

Книга «остров в море»

МАРИНА ПОТАПОВА: “ОСТРОВ В МОРЕ” АННИКИ ТОРhttp://vpereplete.org/2020/09/potapova-tor/
«Для ребенка война – это всегда катастрофа»http://www.papmambook.ru/articles/2186/
Анника Тор: “Замалчивание только усугубляет тревогу” НАСТЯ ДМИТРИЕВА | 30 МАЯ 2020 Г.http://www.pravmir.ru/annika-tor-myi-molchalivoe-bolshinstvo-ne-reshalis-vozrazit/
СЕВЕРНАЯ САГА АННИКИ ТОР (первые повести тетралогии “Остров в море” и “Пруд белых лилий”) http://www.maxlib.ru/page.php?article=37
Читаем на каникулах: 10 главных детских книг лета по версии журнала “Forbes”http://www.forbes.ru/forbes-woman-photogallery/lichnoe-vremya/321677-chitaem-na-kanikulakh-10-glavnykh-detskikh-knig-leta/photo/1
Открытое море жизниhttp://kulturmultur.com/project/78/Otkrytoe_more_zhizni_19_07_2020/
ДЕВОЧКИ НЕ ИДУТ НА ВОЙНУhttp://vpereplete.org/2020/06/girl-doesnt-like-war/
В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ “САМОКАТ” ВЫШЛО ПЕРЕИЗДАНИЕ ТЕТРАЛОГИИ АННИКИ ТОРhttp://vpereplete.org/2020/05/tetra-tor/
ГИД ПО ЧТЕНИЮ КНИГИ «ОСТРОВ В МОРЕ» АННИКИ ТОРhttp://vpereplete.org/2020/05/guide-tor/
Три имени, три книгиhttp://www.papmambook.ru/articles/292/
Аника Тор. Остров в мореhttp://bibliogid.ru/podrobno/1690-tor-a-ostrov-v-more?highlight=WyJcdTA0NDFcdTA0MzBcdTA0M2NcdTA0M2VcdTA0M2FcdTA0MzBcdTA0NDIiXQ==

“Дети в чистилище” Кирилл Решетников “Газета” №106 от 22.06.2006г
Восьмируких человечков хочется уничтожить всех до единого, а потом еще долго плеваться, с нежностью вспоминая таких концептуальных героев отечественной мультипликации, как голубой щенок или кудрявый ежик. Ежей и щенков было ровно столько, сколько нужно, а чувство меры в наглядном обучении, в том числе и в обучении терпимости, – это непременное условие успеха, по крайней мере эстетического.
Шведская писательница Анника Тор, чья повесть, несомненно, вписывается в программу воспитания терпимости, – один из тех авторов, которые не склонны приумножать популяцию восьмируких, предпочитая реальные, простые и ненадуманные истории. Соотечественница Астрид Линдгрен рассказывает о том, как две девочки из семьи австрийских евреев, вынужденные покинуть Вену после прихода нацистов, нашли приют в Швеции. Ситуация незамысловатая, а вот материал для детской литературы относительно новый. Штеффи и Нелли должны привыкнуть к незнакомому окружению, выучить язык северной страны, психологически выстоять среди сверстников-иноземцев и органично войти в роль чужаков, с тем чтобы постепенно перестать ими быть. Беженкам необходимы как умение постоять за себя, так и уважение к спасшему их народу. Педагогическое действие этой книги двунаправлено: ненавязчивая проповедь терпимости обращена здесь и к представителю большинства, и к тому, кто оказывается пришлым и не таким, как все.
Анника Тор успешно решает одну из главных задач писателя: она заставляет нас прочувствовать описываемую реальность до мелочей. Казалось бы, опасность для беженок миновала, а любовь приемных родителей – залог благополучия. В действительности же все не так просто. И дело не только в том, что какой-то шведский мальчишка обзывает Штеффи еврейским отродьем, а перспективы спасения оставшихся в Австрии отца и матери весьма зыбки. Сама ткань бытия, сама повседневность ставит ребенка-переселенца перед необходимостью постоянного преодоления больших и малых проблем. Вырвавшись из ада, дети попали не в рай, а скорее в чистилище, и Аннике Тор прекрасно удается это изобразить.
“Как остров” Мария Порядина, ПИТЕРBOOК
Она рассказывает о детях. Об одиноком и страдающем ребенке. В новой стране сестер разделяют: малышке Нелли достается добрая тетя Альма — мастерица печь булочки; а Стефании — суровая и замкнутая тетя Марта, которая считает греховной всю музыку, кроме псалмов, все картины, кроме изображений Иисуса, и все книги, кроме Библии.
У тети Альмы яркие цветы в саду, и фисгармония в гостиной, и двое ребятишек, которые охотно принимают новую сестренку.
А дом тети Марты стоит на краю земли. Вокруг дома — только камни, в доме — голые стены и запах моющих средств.
И вот результат: не проходит и двух месяцев, как Нелли уже бойко болтает по-шведски, повсюду ей рады, одноклассницы соперничают за право дружить с ней. А Штеффи по-прежнему одна. Не как все.
Дети повсюду одинаковы: чужой, непохожий непременно становится объектом травли, причем подростки этого почти не осознают. Не специально, не по злобе, а равнодушно, мимоходом они могут унизить, оскорбить — и жить спокойно, пребывая в чистосердечной уверенности, что не сделали ничего дурного и не желали ничего плохого.
Причина детям не нужна, а повод найдется всегда. Штеффи почти не говорит по-шведски, ее волосы жестки и черны, она не умеет ездить на велосипеде… Больно терпеть унижение; но пожаловаться учительнице или рассказать обо всем тете Марте — это еще унизительнее.
Все книги, взятые из дома, перечитаны, слушать радио — “грех”, поговорить не с кем… Даже в письмах маме и папе Штеффи не упоминает о своих бедах: родителям сейчас трудно, их нельзя огорчать, они должны думать, что девочкам хорошо. А тетя Марта даже не подозревает о том, что ее строгость и сдержанность кажутся девочке неоправданной, незаслуженной жестокостью.
В сущности, эта книжка не о том, как “тяжело живется бедному еврею”, а о том, как плохо быть чужим — все равно где. И о том, как взрослые обрекают ребенка на тоску и одиночество просто потому, что не понимают — не дают себе труда понять — что ребенку, кроме еды и крыши над головой, нужно что-то еще. Благие намерения и добрые побуждения — этим можно тешить собственную совесть, а девочке двенадцати лет нужны внешние проявления доброты и заботы: горячие булочки с малиновым соком, и песенки, и фарфоровые собачки, и белое платье для участия в праздничном шествии.
Иначе ребенок останется один — как остров, сам по себе, — и, возможно, он не увидит спасения, когда штормовые волны отчаяния захлестнут его с головой.
Ника Кудрявцева, “Книжное обозрение”
Потому что на самом деле Холокост – не главная тема “Острова в море“. Писательница отнюдь не призывает ужасаться деяниям фашистов, которые еще даже не распробовали как следует вкуса крови (действие происходит в сороковом году). В центре повествования переживания девочки, которая оказывается в новой стране, новой семье, в новой культурной среде и в новом коллективе. Вот где драма-то. На двенадцатилетнюю Штеффи Штайнер ложится почти непосильный груз: она должна не только решать собственные проблемы, но и нести ответственность за младшую сестренку, с которой при том оказывается в разных семьях. Дочек доктора и оперной певицы из блестящей Вены привозят на маленький остров, затерянный в море. Все население острова – рыбаки и их набожные жены. Приемные родители, искренне желая добра маленьким еврейкам, относятся к ним, как Робинзон к Пятнице. То есть это к Штеффи так относится ее приемная мать Марта, строгая, молчаливая, сухая. Маленькой Нелли повезло больше: она попала в семью улыбчивой и добродушной Альмы, у которой есть двое собственных детей. Нелли осваивается быстро, Штеффи же приходится много труднее, особенно когда она приходит в школу, в класс, где уже сложились свои отношения и традиции, где новенькую невзлюбила самая красивая и популярная девочка, зато полюбил туповатый второгодник, что тоже дает недоброжелателям повод для насмешек. Подростковый коллектив много жестче детского. При этом Штеффи очень замкнута и сдержанна, заморожена даже. Такая же сдержанная и замороженная ее неласковая приемная мать Марта. И рассказ о годе, проведенном девочкой на острове, тоже очень сдержанный, приглушенный.
В “Острове” Анника Тор не дает никаких оценок, не оценивает словами происходящее и ее героиня. Простой, почти безэмоциональный рассказ о событии бывает зачастую много действеннее трижды пережеванной каши объяснений. Вот Анника Тор и описывает события: романтически настроенный недоумок дарит Штеффи самодельный портрет Гитлера как напоминание о родине; американские, а затем и шведские власти отказывают во въездной визе родителям героини… Спустя шесть с лишним десятков лет мы понимаем, чем это должно было закончиться.
Девочка, которая больше никогда не увидит своих родителей, должна взрослеть в чужой и, кажется, не особенно дружелюбной стране. Не слишком ли много для маленькой девочки, на плечах которой лежит неподъемный груз пережитого страха, ответственности и загнанного в самую глубину души несчастья? Ей понадобится немалое мужество, чтобы вынести эту тяжесть. Но помощь и поддержка придут к Штеффи с самой неожиданной стороны: Марта, которая облачилась в набожность и суровость, как в медицинский корсет, не позволяющий сломаться от снедающего ее многие годы горя, однажды скажет: “Не позволю обижать мою девочку!”

Еще про Тора:  Книга Правда или последствия - Автор Тор Анника - читать онлайн

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector