Шмини Ацерет и Симхат Тора — читать онлайн | Рав Элияу Ки-Тов | Иудаизм и евреи на Толдот.ру

«четыре локтя “галахи”»

В течение семи дней праздника Сукот евреи радовались его многочисленным заповедям — суке, лулаву и этрогу, возлиянию вод и араве. Но когда наступает Шмини Ацерет, они обращаются к Вс-вышнему со словами: «Со всеми этими заповедями нам пришлось расстаться. С нами осталась только Тора, в ней вся наша радость».

Эта радость превосходит любую другую. Она остается навсегда и никогда не исчезает. Даже когда враги разрушили Храм и священный город Иерусалим и изгнали Израиль из его страны, радость Торы осталась с ним и нисколько не уменьшилась. Вот что сказали об этом наши мудрецы (Брахот, 8):

«С тех пор, как разрушен Храм, нет у Вс-вышнего в этом мире ничего, кроме “четырех локтей Галахи” — еврейского закона, основанного на Торе». Но разве можно предположить, что кто-то отнял у Него принадлежащий Ему мир? Разумеется, нет. Однако после разрушения Храма Его Шхина пребывает только там, где царит подлинная радость.

Поэтому Шхина навсегда осталась в мире Торы, поэтому Вс-вышний вместе с народом Израиля радуется празднику Торы — Симхат Тора.

Кто и когда ввел празднование симхат тора?

Над временем

Праздник Сукот вмещает в себя события целого года. Вообще, слово «год» появляется в Торе рядом с названием только одного праздника — Сукот, как сказано (Шмот, 34): «Праздник урожая — на повороте года».

Это далеко не случайно. Тора учит нас, что в году, как в празднике Сукот, как бы всего семь дней, и вообще — само понятие времени в этом мире в принципе сводится к семи дням — ведь мир был создан за это время. Когда эти семь дней — неделя — проходят, мир обновляется, начинается с начала.

Неделя праздника Сукот вмещает в себя все недели, прошедшие с начала года, и питает весь мир.

Что же такое тогда Шмини Ацерет — день, который Тора называет «восьмым»? Он находится вне рамок «семи дней», то есть вообще вне времени, как бы над ним. Что же поставило его над временем? Разумеется, Тора, которая тоже стоит над временем.

В этот день Израиль, стоящий над временем, приходит к Торе, которая тоже стоит над временем, и радуется ей. Для этой встречи Вс-вышний отвел день, который находится вне времени, — «восьмой день», Шмини Ацерет.

Симхат тора и традиция недельного чтения торы

Симхат Тора и традиция недельного чтения Торы

Симхат Тора – один из самых веселых еврейских праздников. Его название так и переводится – «Радость Торы». И хотя он был установлен только в эпоху раннего средневековья, он имеет огромное значение для нас с вами.

Дело в том, что этим праздником заканчивается годичный цикл чтения Торы, а в ближайшую после него субботу начинается новый цикл. Таким образом, еврейский народ поддерживает потрясающую традицию – постоянно пребывать в Слове Божьем.

Тора состоит из пяти книг, и в этом она полностью совпадает с Пятикнижием, которое мы находим в Библии. Но, в отличие от Библии, Тора делится не на главы, проставленные только в средние века, а на недельные главы. Прочитывая каждую субботу во время молитвы в синагоге по одной главе (на иврите такая глава называется паршат-шавуа), евреи в течение года завершают чтение всей Торы с тем, чтобы в новом году начать его снова.

Еще про Тора:  Что такое Пятикнижие Моисея — Хумаш, Тора? | Энциклопедия иудаизма онлайн на Толдот.ру

Всего в Торе 54 глав – по одной главе на каждую неделю високосного года. В не високосные годы соединяют несколько коротких глав и прочитывают всю Тору за 50 недель. Кроме того, особые главы прочитываются на такие праздники, как Песах и Суккот.

Кроме чтения определенной главы Торы, в каждую субботу прочитывается и хафтара – определенные отрывки из книг пророков (Невиим). По традиции, чтение хафтары началось примерно с 200 года до н.э., когда Антиох Эпифан запретил чтение Библии, и еврейские лидеры стали вместо Торы читать людям отрывки из пророков, подходящие по смыслу и содержанию к конкретной недельной главе Торы. Это соответствие сохранилось до сих пор, поэтому в синагогах хафтара всегда следует за чтением паршат-шавуа.

Между прочим, о чтении недельных глав и хафтары свидетельствует и Новый Завет. Например, в Книге Деяний 13:15 говорится: «После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите». Значит, к первому веку нашей эры традиция читать Тору (закон) и пророков (хафтару) уже давно прижилась.

Чтения, как правило, сопровождались публичными проповедями мудрецов, так называемая драша. Проповеди интерпретировали стихи пророков в духе актуальных событий того времени и из пророческих видений извлекали элемент утешения.

И это тоже мы можем проследить в Новом Завете. Например, в Луки 4:16–21 говорится:

«И пришел [Иисус] в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное». И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им…»

Слушать проповедь – короткий разбор Слова с применением – было, по всей видимости, обычным делом в синагогах первого века.

Автор – Сюзан Перлман / cis.jewsforjesus.org

Последнее: 1.08 (Украина). Спасибо!

Подписывайтесь: TelegramFacebookВКОКTwitterInstagramYoutube

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector