Коловрат — символ и оберег

Коловрат, или как родноверы сочиняют новую мифологию-2

0. Наверняка многие слышали замечательную задорновскую «этимологию», согласно которой история = «из Торы я», а это значит, что вся наша история сфальсифицирована вероломными жыдами. Казалось бы, всерьёз обсуждать такую чушь абсолютно бессмысленно, однако практика показывает, что не все понимают, что тут не так, поэтому я решил использовать эту историю как полигон для наглядной демонстрации различий лингвофрического и научного подхода.

Пост делится на две части – разбор задорновской «версии» и подробный научный комментарий.

1. Как несложно заметить, при всём желании историю не получится разделить на «из Торы я». В лучшем случае выйдет «из тори я». Выходит, что куда логичнее истоки истории искать не у евреев. Как вам такие версии:

а) из тори я – историю придумала английская консервативная партия;

б) из Тори я – или же историю изобрели грузины, эстонцы, а может, ирландцы (см. регион Тори, волость Тори и остров Тори)?

Чтобы притянуть к истории евреев, лингвофрикам приходится идти на подлог, заменяя ы на и. Но если при этимологизировании мы произвольно можем менять один звук на другой, то чем тогда хуже следующие «этимологии»:

в) из Тора я – история это орудие в руках скандинавских фальсификаторов, которые стремились уничтожить всё русское;

г) из тора я – история циклична, поэтому её назвали в честь пространственной фигуры-бублика;

д) из тория я – историю назвали в честь тяжёлого металла тория, ведь, как известно, метал-группы обожают песни на историческую тематику (Iron Maiden, Sabaton и другие)?

Итак, не составляет никакого труда выдвинуть пять версий, которые не хуже, а некоторые даже лучше задорновской. Сформулируем, что тут не так.

Принцип 1: этимология не может опираться на созвучия. Звуков в любом языке не так много, и если брать сочетания самых частотных (ра, бер, тор), то их можно усмотреть практически где угодно.

Принцип 2: любая этимология обязана соблюдать законы исторической фонетики. Нельзя произвольно менять один звук на другой для удобства своей версии.

Идём дальше. Где это видано, чтобы слово само рассказывало о своём происхождении, да ещё и целым предложением?

В русском языке существуют способы сделать одно слово из словосочетания. Это словосложение (первоисточник, держиморда, царь-пушка) и сращение (междусобойчик, сногсшибательный, сегодня), но при всём желании нельзя слить предложение «из Торы я» в существительное «история».

Исключениями являются всякие шуточные ктототамы и ихтамнеты, а также заимствования. Например, французская фраза comme il faut «как следует» вошла в русский язык как комильфо. Или польское слово wihajster /вихáйстэр/ «штуковина» от немецкого wie heißt er «как он называется». Ага, выходит, всё таки возможно! Но поводов для радости у лингвофриков всё равно нет. Ведь если бы слово «история» придумывали жыды, а русские наивно не распознали, что же оно на самом деле значит, это название должно было бы быть на иврите или идише.

Если же позволим себе свободно членить слово на псевдопредложения, то можно легко получить следующие ценные для отечественной истории сведения:

е) изделия = из Дели я – наши предки импортировали большинство товаров из Индии;

ж) издания = из Дании я – наши предки научились печатному делу у датчан;

з) избрания = из брани я – традиция ругать народных избранников восходит к незапамятным временам;

и) Испания = из Пана я – испанцы – это не то дети бога Пана, не то потомки поляков;

к) Израиль = из рая ль? – жыды уже даже сами засомневались, из хорошей ли страны они попали в Европу.

Принцип 3: нельзя членить слово произвольно. Все эти приставки, корни и суффиксы – не выдумка учёных, а объективный факт.

Важнейшее отличие лингвофриков от учёных состоит в том, что фрики рассматривают слова изолированно а учёные системно. Для объяснения этимологии любого слова фрику кроме знания русского литературного языка ничего не требуется. Учёный же стремится накопить максимально возможное количество материала. Помимо русского, слово «история» представлено в массе других языков: англ. history, нем. Historie /хистóрье/, фр. histoire /истўар/, ит. storia /стóрья/, пол. historia /хистóрья /, чеш. historie /гисторие/ и так далее. Да даже и в русском XVIII века были формы гистория и гиштория. Причём, хотя все эти языки родственны русскому, здесь и речи нет о регулярных звуковых соответствиях. Значит, мы имеем дело с заимствованием. Конечно, по логике лингвофриков, все всё заимствовали из русского. Зачем им при этом добавлять в начале слова х-, конечно же не объясняется.

Еще про Тора:  Руны по знаку зодиака и дате рождения – рассчитать, узнать предсказания

Принцип 4: всегда нужно привлекать максимум доступного материала, нельзя работать с разрозненными фактами.

2. Перейдём к научной этимологии слова «история». Она исходит из того, что русская «история», а также все перечисленные выше формы прочих языков заимствованы из древнегреческого ἱστορία /хисториа/ «расспрашивание; исследование; сведения; знание, наука; история». Дальше я объясню, почему. А пока давайте разберёмся, как устроено греческое слово.

В греческом был суффикс абстрактных существительных –ια (как русские –ие или —ство), например, ἀνάκτωρ /анактор/ «властелин» {amp}gt; ἀνακτορία /анакториа/ «управление» и διάκτωρ /диактор/ «проводник» {amp}gt; διακτορία /диакториа/ «служба гонца».

Теперь решите пропорцию:

ἀνακτορία : ἀνάκτωρ

ἱστορία  :  Х

Должно получиться ἵστωρ. Проверяем в словаре. Есть такое: ἴστωρ /истор/ или ἵστωρ /хистор/ «знающий, сведущий». В плане формы и в плане значения всё сходится: ἵστωρ «знающий, сведущий» {amp}gt; ἱστορία «сведения; знание».

Какова же этимология самого ἵστωρ? В нём без проблем выделяется суффикс -τωρ, который образовывал названия деятелей. Следует, однако, помнить о том, что в греческом в сочетаниях -ττ-, -δτ- и -θτ- происходила диссимиляция, и все они давали -στ-. Например, δυνατός /дюнатóс/ «сильный» {amp}gt; δυνάστωρ /дюнáстор/ властелин, μῆτις /мэтис/ «мудрость; замысел» {amp}gt; μήστωρ /мэстор/ «советчик, наставник». То же самое, кстати, было в своё время в праславянском языке, поэтому по-русски до сих пор веду вести (а не ведти) и метумести (а не метти). Таким образом, корень в слове ἵστωρ теоретически может восходить к одной из следующих форм: ἱσ-, ἱτ-, ἱδ-, ἱθ-.

Идём дальше. Нужно помнить, что в греческом языке когда-то был звук типа белорусского ў или английского w. Греки обозначали его буквой ϝ (вау или дигамма). В большинстве диалектов он со временем утратился или, если в корне был также -σ-, перешёл в х. В беотийском диалекте, где с ϝ ничего не произошло, ἵστωρ произносилось как ϝίστωρ /ўистор/.

В других индоевропейских языках этому ϝ соответствует w, что хорошо демонстрируют следующие греко-латинские параллели:

ἕσπερος /хэспэрос/ «вечер» – лат. vesper «вечер»;

ἴς /ис/ «сила» – лат. vis «сила»;

οἶνος /ойнос/ «вино» – лат. vinum «вино»;

οἶκος /ойкос/ «жилище» – лат. vicus «деревня»;

οἶς /ойс/ «овца» – лат. ovis «овца».

Выходит, что нам нужен индоевропейский корень вида *wis-, *wit-, *wid- или *widʰ -, означающий «знать». Такой корень нам хорошо известен. Это *wid- / *weid- / *woid- (в зависимости от ступени аблаута), сохранившийся в русском как видеть ({amp}lt;*weid-) и ведать ({amp}lt;*woid-).

Значит, цепочка словообразования в нашем случае выглядит следующим образом: ἱδ- «знать» {amp}gt; ἵστωρ «знающий» {amp}gt; ἱστορία «сведения». Семантически всё также выглядит гладко.

3. Итак, сравним две гипотезы:

а) русское «история» = «из Торы я», а формы прочих языков заимствованы из русского. Причём это совершенно не соответствует законам русского словообразования и никак не объясняет, откуда берётся х— в других языках.

б) слово «история» появилось в древнегреческом, а из него, зачастую через латинское посредство, попало в другие языки, включая русский. При этом:

— на русском материале «история» не этимологизируется, в то время как в греческом у неё совершенно достоверно есть родственники.

— с точки зрения фонетики у греческой этимологии также всё хорошо. Если говорить о том самом х-, то в позднем греческом он исчезал, поэтому вполне ожидаемо ἱστορία в древнерусский попала в виде «история». А гистория и гиштория пришли в русский позже, не напрямую, а через посредство польского или немецкого.

— немаловажно, что семантика ἱστορία куда шире, чем у русской «истории». Довольно типично, когда слово заимствуется только в одном из многих характерных для него в языке-источнике значений. Скажем, в английском killer – это убийца в широком смысле, в то время как в русском киллер – это только наёмный убийца.

В общем, вторая гипотеза всем хороша. Но она нудная, не вызывает ϝ-эффекта. Далеко не всем интересно копаться в аргументации и пытаться понять по каким принципам работает лингвистика:

Коловрат. правда и обман

1.png

Коловрат — солярный восьмилучевой символ представляющий собой две загнутые в одну сторону свастики которые наложенные друг на друга. При этом лучи могут быть загнуты по часовой стрелке так и против её. В классическом варианте все восемь концов скруглены. Символ вызывает неоднозначною реакцию в некоторых кругах нашего общества и порой вокруг его кипят довольно бурные страсти которые доходят до судебных разбирательств. Однако обо всём по порядку.
С развалом Советского Союза, в девяностые годы начинают выходить из тени и расти как грибы многочисленные секты, организации и объединения различной религиозной направленности. Одно из таких движений — Родноверие поставило своей целью возродить славянские дохристианские обряды и верования. Наиболее востребованным символом движения становятся свастика и её разновидности. Неоязычники назвали древний знак на свой лад — коловрат, утверждая, что это древний символ веры наших предков. Считается, что ведущий языческий идеолог волхв Доброслав первым назвал четырёхлучевую свастику коловратом. Чуть позднее это название перешло и на восьмилучевую прямоугольную свастику (в дальнейшем только её и будем называть коловратом) и уверенно закрепилось за ней. Ныне она самая популярная у родноверов и является главным символом многочисленных языческих общин и организаций Восточной Европы

Еще про Тора:  Символ Дерево Жизни: мифология славянского оберега, значение талисмана, амулет в украшениях (кулон, подвеска, браслет) и что дает тату этого знака древа в круге?

Коловрат - символ и оберег

В 2020 году проснулась Русская православная церковь высказав озабоченность усилившимся распространением неоязычества в странах канонической ответственности Московского Патриархата, в том числе в культурной и информационной сфере. Священный Синод обратил внимание на необходимость более активной работы на общецерковном и епархиальном уровнях с целью опровержения неоязыческих заблуждений. Свою неприязнь к коловрату из-за того, что он является разновидностью запрещенной свастики высказали и большинство правозащитных организаций. Как пишет один сайтКоловрат так напоминает свастику, что у людей воспитанных и сознательных вызывает некоторое отторжение. Не пользуется коловрат популярностью и у правоохранительных и судебных органов. Так в Казани сотрудником полиции была задержана студентка Анастасия Коновалова. Причиной задержания послужил пакет с изображением коловрата. Суд посчитал, что символ очень схож с нацисткой свастикой. В итоге девушку признали виновной в пропаганде и публичной демонстрации запрещенной атрибутики. В Словении от предвзятого отношения к солярному знаку пострадал футбольный клуб Олимпия. Его фанатская группировка «Green Dragons» во время одного из матчей чемпионата Словении вывесила флаг с изображением славянской свастики (коловрата). Данное событие не прошло мимо зоркого ока УЕФА, которое посчитало коловрат одним из основных неонацистских и расистских символов и оштрафовала клуб из Любляны на сумму 6 450 евро.

Коловрат - символ и оберег

Со временем в прессе и на просторах интернета начали появляться публикации обвиняющие неоязычников в фальсификации одного из главных символов движения — коловрата. Суть их сводилась к следующему: исторический возраст коловрата не более ста лет и соответственно он был неизвестен славянам, а само название символа выдумано неоязычниками. Вот такой неоднозначный символ, так, что давайте глубже изучим проблему коловрата и разберёмся, что является правдой, а что вымыслом.
Большинство интернет источников дают информацию, что коловрат придумал и впервые нарисовал польский художник, автор нескольких иллюстрированных изданий, профессор Краковской Академии Изящных Искусств Станислав Якубовский. Три его труда посвящены культуре, религии и истории славян: Bogowie Słowian (1919 и 1933), Prasłowiańskie Motywy Architektoniczne (1923) и Kraina Słowiańskich Baśni (1929). Первая публикация «Боги славян» — это своего рода энциклопедия, иллюстрированная двенадцатью гравюрами, на которых изображены главные славянские боги. В ней Якубовский неоднократно ссылается на летописи и хроники 12-14 веков содержащие ценные сведения о славянах: повесть временных лет, 16-томная хроника деяния данов, записи Оттона Бамбергского, хроника польского историка Яна Длугоша и др. В 1923 году в Кракове был издан второй труд Якубовского, небольшая брошюра «Праславянские архитектурные мотивы» содержащая 27 гравюр, с сопровождающими их комментариями на трёх языках. В ней под номером 7 и 8 можно лицезреть два рисунка с изображением нескольких деревянных столбов — надгробий украшенных разными символами.

Коловрат - символ и оберег

Один из этих символов — słoneczka ныне и используют родноверы называя его, как писалось выше на свой манер — коловрат. По мнению критически настроенной стороны до выхода в свет Праславянских архитектурных мотивов данный символ нигде не встречался и не был знаком историкам и этнографам. Попробую не согласится с таким утверждением. Ибо по моему мнению оно лживо и противоречит действительности. Двойная свастика хоть и редкий, но древний символ чаще всего встречающийся на территории Древней Греции. Её изображение можно встретить на различных предметах быта того времени. Смотрите сами.

Коловрат - символ и оберег

Коловрат - символ и оберег

Коловрат - символ и оберег

Коловрат - символ и оберег

Графическое изображение коловрата есть на страницах нескольких книг напечатанных немного ранее брошюры Якубовского. В 1908 году французский исследователь и специалист по археологии бронзового и раннего железного веков Франции начинает публиковать серию своих трудов под общим названием «Руководство по археологии первобытной, кельтской и галло-римской». Во втором томе вышедшем в 1910 году, в таблице солярных символов мы можем лицезреть двойную свастику — коловрат.

Еще про Тора:  Тату обереги для мужчин и девушек - значение самых сильных символов

Коловрат - символ и оберег

Изображение коловрата имеется в книге об истории свастики немецкого археолога Йорга Лехлера. Она вышла в свет в 1921 году. Второе отредактированное издание, в котором добавлена глава об использовании свастики в третьем рейхе было издано в 30-е годы.

Коловрат - символ и оберег

На просторах интернета можно найти еще несколько изображений весьма похожих на коловрат. Самое известное изображение такого символа является элементом мозаики раннехристианской базилики в хорватском городе Пореч

Коловрат - символ и оберег

Очень похожий на коловрат символ присутствует на художественным изделии из Армении

Коловрат - символ и оберег

Всё выше изложенное даёт основание считать, что коловрат не является плодом буйной фантазии Станислава Якубовского. Двойная восьмилучевая прямоугольная вариация свастики очень древний солярный символ и ему не один век. Польский художник скорей всего увидел коловрат во время изучения древних документов или предметов искусства, а затем перенёс его и на свою гравюру.
Теперь одни предположения и никаких утверждений, ибо возможно я ошибаюсь. Давайте попробуем разобраться какой из солнечных символов художник назвал słoneczko. Я не знаю откуда и с каких глубин откопали информацию, что изображенный на одном из деревянных надгробий коловрат и есть słoneczko. Терзают меня смутные сомнения, что данное мнение ошибочно. И вот почему
В предисловии пан Якубоский пишет, что этот небольшой альбом посвящён крестьянской архитектуре, как главной наследнице архитектуры древних славян. Прошу заметить архитектуре, а не символам, орнаменту и разным знакам. И на всех 27 рисунках изображены различные хозяйственные и религиозные строения и декоративные элементы из дерева. А о вырезанных символах и знаках на предметах деревянного зодчества в своих комментариях Якубовский упоминает только вскользь. Тут надо сказать что комментарии в зависимости от языка (польский, английский и французский) по-разному информативны. Самым толковым в плане информации оказался не родной язык пана Станислава, а английский. На этом языке нас интересуют описание гравюр 5 и 7, 8. В первом случаи описываются ворота с резными столбами и украшением на крыше в виде солнечного символа (symbol of the Sun). Сам символ представляет собой деревянный круг с торчащими в разные стороны своеобразными спицами которые символизирую солнечные лучи. Через страницу изображены pazdury и интересующее нас słoneczka. Pazdur в Малой Польше фигурный шпиль на коньке крыши, в описании он указан как символ молнии. Рядом размещен символ солнца (symbol of the Sun) ласково названый Якубовским słoneczko и по моему мнению это вовсе не коловрат. На гравюре 8 изображены три надгробных столба увеченные деревянным кругами как две капли воды похожих на уже известный солнечный символ с гравюры 5. Предполагаю, что именно деревянный круг с торчащими в разные стороны своеобразными спицами которые символизирую солнечные лучи и есть słoneczko, а коловрат, как и несколько других вырезанных солярных знаков являются всего лишь украшением. Очень похожие на słoneczko элементы декора можно увидеть на старых крестьянских избах русского севера.

Коловрат - символ и оберег

Прошерстив огромное количество сайтов и свою довольно немаленькую электронную библиотеку мне удалось найти всего одно изображение коловрата относящееся к Древней Руси. И то скорей всего он больше графически похож на колядник — символ победы добра над злом. В этом плане картинка полностью соответствует значению колядника — человек с копьём, древко которого заканчивается знаком колядника, поражает некое нехорошее существо, то есть добро побеждает зло. В прочем на различных интернет источниках по символике древних славян утверждается, что колядник — это и есть восьмилучевой коловрат.

Коловрат - символ и оберег

Но одно изображение как ни крути не является серьёзным аргументом считать, что двойная свастика — коловрат была распространена на территории проживания славян, а чуть позже и на русских землях. Поэтому с большой долей вероятности можно утверждать, что славяне не знали (графически и лингвистически) коловрат, либо он был очень редким знаком, бывшим в ходу только в определённой местности.
В заключении одно очень интересное наблюдение.

Коловрат - символ и оберег

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector