Мастер-класс смотреть онлайн: Мастерим авторскую куклу «Начало» | Журнал Ярмарки Мастеров

Мастер-класс по изготовлению куклы — оберега. мотанка. воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам — маам.ру

Бурыкина Татьяна Николаевна
Мастер-класс по изготовлению куклы — оберега. Мотанка

Мастер-класс по изготовлению куклы — оберега. Мотанка

Цель: Научить детей делать тряпичную куклу-мотанку.

Задачи:

1. Познакомить детей с историей возникновения кукол. Активизировать познавательную деятельность.

2. Вызвать интерес к русской народной кукле. Развивать творческое воображение, фантазию, любознательность, умение использовать в своей продуктивной деятельности нетрадиционную технологию мотание, передавая характерные особенности внешнего вида народной куклы. Развивать мелкую моторику рук.

3. Воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность, настойчивость в достижении цели. Воспитывать уважение к русской народной культуре и её традиций.

Словарная работа: кукла-мотанка, оберег, предки, современная, фабричная, безлика.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций разновидностей кукол-мотанок, коллекций народных кукол. Знакомство с изготовлением современных кукол. Беседа о куклах и народных костюмах.

Куколки сопровождали человека всю жизнь. Первое, что видел ребенок, лежащий в колыбельке, была кукла, созданная любящими материнскими руками. Кукол дарили на праздники, с ними встречали гостей, отводили от дома болезни и горести, приманивали удачу. Были куклы, которых ставили на видное место для охраны дома от сглаза, а других прятали и никому не показывали, чтобы не отпугнуть счастье и удачу.

Куколку-оберег делали из различных материалов. Как правило, в ход шли остатки ниток, лоскутки ткани, различные травы и солома. Искусство создания кукол бережно хранилось в семье и передавалось из поколения в поколение. Куколок любили и передавали по наследству от мамы к дочке. Девушка-невеста, покидая родной дом, всегда забирала с собой свою куклу. В доме мужа куколка становилась подружкой и советчицей молодой жены.

Самая простая в изготовлении — это куколка, сделанная из ниток. С такой работой справиться даже трехлетняя девочка. Создание такой игрушки будет полезно для развития мелкой моторики пальчиков, научит девочку обращаться с пряжей и ножницами, приучит к аккуратному обращению с вещами.

Кукла из ниток для вязания.

Максимально простая в изготовлении куколка — это оберег для здоровья. Такие обереги делали во время болезни. Считалось, что игрушка возьмет на себя недуг и ускорит выздоровление. Материалом для куколки служат шерстяная пряжа, лен или хлопчатобумажные нитки.

Для работы необходимо подготовить :

1. Нитки

2. Пряжу красного цвета

3. Шаблон для намотки

4. Ножницы

В качестве шаблона можно использовать книгу или плотный картон. Размер игрушки зависит от желания мамы или дочки.

1. Намотать нитки на шаблон. Для тела 70 нитей, для рук 40 нитей, для косы 50 нитей.

2. Разрезать нити на шаблоне. Для тела и косы с одной стороны, а для рук с двух сторон.

3. Нитки для кос с одной стороны завязать узлом.

4. В сгиб намотки для тела вставить заготовку для косы, разделённую на две равные части

5. Сформировать голову, отступив 2 см от сгиба и закрепить красной шерстяной ниткой. Нить должна быть длинной, обрезать ее не надо.

6. Перед тем, как заплести кукле косу, сосредоточиться на заболевшем человеке и начать плести,приговаривая: на здоровье, на здоровье. Затем завязать кончик косички отдельной красной ниткой.

Мастер-класс смотреть онлайн: Мастерим авторскую куклу «Начало» | Журнал Ярмарки МастеровМастер-класс смотреть онлайн: Мастерим авторскую куклу «Начало» | Журнал Ярмарки МастеровМастер-класс смотреть онлайн: Мастерим авторскую куклу «Начало» | Журнал Ярмарки Мастеров

Образ медведя в славянской мифологии | журнал ярмарки мастеров

Мировоззрение славянских народов сформировалось на основе верований и представлений многих поколений, живших на территории современных Украины, России, Белоруссии и принадлежавших к разным племенам и археологическим культурам. Именно они, древние собиратели, охотники, рыболовы, скотоводы, земледельцы, ремесленники — славяне оставили отражение своих верований в том многогранном комплексе, который сегодня мы с вами называем нашей традиционной славянской культурой. Большая часть их представлений о жизни выражена в сюжетах мифов, обрядах и устном народном творчестве. Животным в мифологиях многих стран отводится огромная роль и сегодня это объясняется тем, что на ранних стадиях своего развития люди не пытались выделить себя из рядов живых существ, не противопоставляли себя природе. Славяне не были исключением – у них широкого распространения получили магические представления о животных, как о родоначальниках человеческой нации, или о животных, как об особой сущности человека.

Одним из самых могущественных и таинственных животных славянских мифов, безусловно, является медведь, роль которого мы сейчас с вами и рассмотрим.

Образ медведя в славянской мифологии, фото № 1

Известно, что у южных народов царем зверей всегда был лев, в то время, как у наших предков в зверином мире царствовал медведь. Он — славянский хозяин леса, покровитель охоты и рыбалки. Особенность медведей впадать в зимнюю спячку (на Воздвижение) и пробуждаться весной (Масленица или Благовещенье) стало ключевым фактом в представлении о медведе, как об аналоге Дажьбога, который замыкает зиму и отмыкает весну.

Еще про Тора:  Молитва в дорогу: на автомобиле, на самолете, Николаю Чудотворцу, молитва водителя.

Медведь в поверьях славян на разных отрезках времени считался родственником человеку (из-за умения ходить на задних лапах, лазить по деревьям, питаться той же едой, что и человек, а так же схожести лап медведя с человеческими ступнями и пальцами); его прародителем и, наоборот, потомком; духом – защитником и олицетворением бога Велеса ( часто изображался рядом с ним или носил его знак).

Настоящее имя медведя было запрещено: сегодняшнее название «медведь» это своеобразный заменитель его настоящего имени и означает он: медом ведающий, знающий где мед, к меду ведущий, в украинском варианте (добывающий мед). Таких имен — заменителей у медведя было несколько десятков, среди них самые распространенные: «сам», «хозяин», «черный зверь», «мохнатый», «косолапый», «бортник», «старик», «лесной человек», «дедусь»… Истинное же название медведя, постоянно встречающееся на древнеславянских рунах, настенных и бытовых надписях и изображениях звучит как bеr или bar (производное от названия берлоги – логово медведя).

Как до принятия христианства, так и после него на Руси существовала богатая брачная медвежья символика. Тотальное изменением идеологии, произошедшее в 20 веке, привело к утере множества народных традиций праздников, народных игр и примет. Свадебные обряды и гуляния, имевшие древнеславянские корни, были вытеснены новыми традициями — регистрацией брака в ЗАГСе, застолья с одним ведущим, словесных тостов и бытовых подарков гостей. Последнее двадцатилетие наша культура все больше впитывает традиции Запада: мальчишники и девичники полностью утратили свое первоначальное предназначение, появился ритуал прохождение к свадебной арке, бросание букета незамужним подругам и др.
Если же вернуться к истокам, мы увидим, что отношение к свадьбе у славянского народа было ответственным и священным — жениться один раз и на всю жизнь. Поэтому свадебный обряд был не только красив, но и наполнен различными знаками, символами и ритуалами. И медведь, надо заметить, играл здесь одну из ведущих ролей.

На некоторых территориях славянского ареала существовали игровые обряды ряжения в медведя во время сватовства. До наших дней дошли сведения о двух ритуальных играх «Охота на медведя» и «Медвежья песня». Обряд «Охота на медведя » отображал сюжет героизма жениха, завоевание возлюбленной своим смелым подвигом: ряженый в медвежий тулуп, с измазанным сажей лицом молодой мужчина «медведь» изображал ходившего по лесу хищника, желавшего схватить себе в поживу корову (одну из гулявших на поляне девушек). Девушки весело убегали от медведя, приговаривая: «отдай свою силу, лесной хозяин, отдай ее моему суженому». В этот же момент играли трембиты и появлялись «разбуженные» криками охотники – молодые юноши (жених и его друзья), они совершали обрядовый боевой танец и, наконец, один из них, самый сильный и смелый, (жених) убивал медведя. В ритуале «Медвежья песня» центром обряда становился медведь, символизирующий сильного, умного мужчину, который добивается любви избранной девушки. Здесь «Медведь» пытался привлечь и удивить возлюбленную своими несказанными умениями: вырвать дерево с корнем, словить руками рыбу, принести на одном плече бочку с медом… При этом остальные действующие лица обряда подбрасывали ему те или иные задания, с которыми силачу нужно было справиться, задания могли быть комическими – станцевать, повторяя движения настоящего медведя, сыграть на музыкальном инструменте или спеть, настоящими хозяйскими задачами – перевезти груженую телегу, перенести мешки с зерном. Если герой справлялся со всеми трудностями, он превращался в юношу (с него снималась медвежья шкура) и заходил в дом невесты свататься.

Образ медведя в славянской мифологии, фото № 2

Еще одна подготовительная предсвадебная традиция, тесно связанная с медведем – девичник. Девичник всегда считался очень важным элементом приготовления и прощания невесты с родным домом. У невесты собирались подруги: «шитницы» и «девишницы», вместе они шили до поздней ночи, пели прощальные песни, приговаривали причитания. Вечером невесту обязательно навещал жених со своими друзьями, он привозил девушкам сундук с угощениями ( пряниками, орехами, конфетами) и украшениями (румянами, гребнем, мылом, зеркальцем, иногда колечками ). В ответ невеста так же угощала чаем жениха и его друзей и дарила будущему мужу фигурку медведя «Тихона», которую делала сама перед свадьбой. По оберегу судили — чем больше, интересней и детальней была фигурка, тем большее уважения и почитания в душе невесты к суженому.

Во время свадебного обряда образ медведя так же занимал центральное место. Здесь ключевым было народное поверье, согласно которому медведь, как чистое животное, защищает людей от нечисти и зло не может принять его облик. Ряженая в шкуру медведя старшая женщина выполняла защитную функцию, оберегая жениха и невесту от происков зла.

Еще про Тора:  Мастер-класс «Игровая кукла «Зайчик на пальчик» своими руками по теме «Народная кукла». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

Мать встречала новобрачных после венчания в вывернутом мехом наружу медвежьем тулупе (шкуре), что символизировало установку на богатство и плодовитость.

Еще одна малоизвестная древнерусская свадебная традиция времен язычества — дарить молодоженам фигурку медведя с обязательно вырезанным именем “Тихий” ( позже“Тихон”) как мощный оберег счастья и благосостояния в браке. Во времена Киевской Руси медведь считался хранителем домашнего очага, а его изображения, фигурки и изваяния приносили семье благополучие, достаток, спокойствие и удачу.

Образ медведя в славянской мифологии, фото № 3
Позже, когда образ медведя стал шире и приобрел символику плодовитости, его обереги были направлены на усиление одной из главных целей брака — рождение детей. Здесь медведь уже защищал и умножал плодовитость, деторождение, появление на свет здоровых детей мужского пола, помогая семье укреплять род.

Образ медведя в славянской мифологии, фото № 4

В некоторых регионах существовало довольно мощное поверье, что женщина может навсегда излечиться от бесплодия, если ее переступит медведь. Вероятнее всего, оно уходило корнями в легенду о женщине, которая не могла родить ребенка. Женщина уходила в лес, где находилось капище языческих богов, и пела свои печальные песни, прося в них о материнстве. В один из таких дней на поляну вышел медведь, слушал ее, не приближаясь. Так было до тех пор, пока он вдруг не побежал на нее. Женщина легла на землю, желая умереть от своего горя, но медведь лишь с ревом переступил ее и убежал прочь. Сказание, завершается песней о богатой и счастливой матери, благословленной медведем, имеющей девять сыновей: богатыря, теслу, купца, кузнеца, скобаря, скорняка, гончара, корабела и лукодела ( прародители основных славянских ремесел).

Образ медведя встречается не только в любовной, но и в лечебной магии, и в народном соннике. Если девушке приснится медведь – пусть ждет жениха, если во сне кушают медвежатину – к свадьбе, медведь гонится, преследует – к пополнению семейства. В одном из сводов – лечебников, найденном в дальних пещерах Киево – Печерской лавры упоминается о том, что в давние времена куревом медвежьей шерсти лечили от испуга, лихорадки; медвежьим салом натирали при обморожении, радикулите и ломоте в суставах. Так же считалось, что писарь и чтец должен натирать жиром медведя виски и лоб, тогда он будет запоминать все до последнего слова. Практически во всех приговорах от порчи именно медведь на своем хребте относит хворь в « темные леса да топкие болота». Фигурки, когти и лапы медведя использовались как мощный оберег от несчастий, травм, болезней и сглаза.

Еще один источник (древняя рукопись, найденная на раскопках на Харьковщине) открывает перед нами необычную языческую легенду о том, что медведь произошел от человека.

Образ медведя в славянской мифологии, фото № 5

Тут уже прослеживается некая схожесть верований славянских народов с легендами далеких жителей Сибири и североамериканских индейских племен, где практически в точности описывается история про «старика», который делает мужчину медведем, после чего у медведя рождаются медвежата и он уходит в лес, далеко от людей. Изредка возвращается он к людям, чтобы помогать некоторым из них. У разных народов эта история видоизменяется: мужчина, не превращен кем-то в медведя, он — могущественный шаман, который во время обрядов сам может превращаться в дикое животное. Ему так нравилось быть в теле зверя, что, в конце концов, он им и остался и ушел от людей, ставши прародителем медведей. Периодически, покидая свое дикое жилище, он приходил к людям и лечил заболевших, особенно детей, мальчиков. Лечил не всех, только избранных, тех, которым предстояло стать воинами или лекарями. Написано, что многие из излеченных им впоследствии действительно приходили к власти или так же оказывались наделенными магической силой и умели принимать медвежье обличие.

Раскопки одного из славянских могильников ведают нам о представлениях восточных славян про медведей – оборотней. В злых оборотней по своей воле превращаются ведуны, чтобы творить зло. В добрых оборотней превращаются мужчины — жертвы, заколдованные ведьмами или колдунами, в наказание за некий проступок. Всем известны истории о медведях – спасателях, которые внезапно появлялись из леса в момент нападения на стадо или на людей волков. Они отгоняли хищников, спасая скот и пастухов, после чего просто исчезали в лесу. Именно таким медведям – спасителям и приписывались черты «заколдованного человека », который, чаще всего, до конца своей жизни всячески помогал людям и пользовался огромным уважением у скотоводов, считаясь хранителем домашних животных. Таких медведей охотники обязательно «метили». В последствии, когти, лапы и голова меченого медведя служили мощными оберегами, которые цеплялись у входа в стойла, хлев, служа залогом здоровья, безопасности, плодовитости скота, его шерстью обкуривали постройки, где жил домашний скот, считалось, что туда никогда не зайдет лиса или другой хищник. Если мужчина не был охотником или же на его долю не выпадала удача найти такого медведя, он заказывал подобные амулеты у местных мольфаров, которые изготавливали их в определенные ночи из дерева с тканью (обереги — мотанки), реже , из бурой глины или воска. Обереги, изображающие Медведя – охотника (со стрелами) делались только для мужчин, их задачей было покровительство во время охоты, приумножение в мужчине смелости, решительности и отваги. Обереги, где Медведь изображался с хлебом, служили защитой для детей, больше мальчиков, особенно если ребенок был слабый и болезненный.

Еще про Тора:  Толкование рун. РУНА ОДИНА. ЗНАЧЕНИЕ.ТОЛКОВАНИЕ РУНЫ.

Таким образом, медведь для наших предков был магическим животным, чей образ присутствовал в свадебных обрядах, устном творчестве, подарках. Это оберег семейного счастья и благоденствия. Подарок фигурки-оберега медведя жениху, молодоженам, детям был одной из многочисленных добрых традиций, которые оказались забытыми, но сегодня постепенно возрождаются.
От себя добавлю — это так захватывающе, искать утерянные и забытые факты, узнавать новое о наших давних традициях. Новые факты вдохновили меня на создание фигурки Медведя — охотника, по мотивам традиционных народных оберегов.
Спасибо за ваше внимание!

С уважением к Вам, Наталья.

Славянский оберег {amp}quot;медведь{amp}quot; – купить на ярмарке мастеров – c7vn5ru | оберег, омск

Символ медведя у славян олицетворяет плодородие, силу и богатырское здоровье. Медведь животное мудрое, может уберечь человека от недугов и влияния злых сил.
Медвель как древний символ символизирует воскресение (появление весной из своей зимней берлоги с медвежонком), новую жизнь, а значит, инициацию и ритуалы, связанные с переходом. В героических мифах медведь — солярный символ.

В мифологических представлениях и ритуале медведь может выступать как божество (в частности, умирающее и возрождающееся), культурный герой, основатель традиции, предок, родоначальник, тотем, дух-охранитель, дух-целитель, хозяин нижнего мира, священное животное, воплощение души, даритель, звериный двойник человека, помощник шамана, его зооморфная ипостась и душа.
Славянский праздник Комоедица (6 кветеня-27 марта). Праздник пробуждения медведя, олицетворявшего бога Велеса, покровителя домашнего скота, бога богатства и покровителя искусства.Один из древнейших славянских праздников, день почитания Медвежьего бога: принесение жертвы «Великому Медовому Зверю».
Устраивают в этот день «Пробуди» — ходит люд, во главе со жрецом, медведя будить в берлоге. Загодя в «берлогу» забирается молодец, лесным хозяином ряженый, и изображает спящего. Придя на место «пробудщики» начинают водить, посолонь, хоровод громко распевая песни. Но «медведь» не просыпается. Тогда жрец выбирает, для «пробудей» красну девицу; прыгает она в берлогу «беру» на спину – будит его. Увидев что «хозяин» просыпается – девица убегает оторвав от него кусок шкуры. Ряженый вылезает из «берлоги» и начинает сетовать на пропажу, да ругать девицу; затем идет на ее поиски. Поймав обидчицу «медведь» старается «задушить» ее в своих объятиях, на что девица, по обыкновению, откупается поцелуем. После этого все собираются у священного костра и устраивают игрища, сменяющиеся общей стравой. Праздник длится до глубокой ночи.
Оберег выполнен из камня собранного на легендарных Пяти Озерах. Одного из мест с сильной энергетикой. В оберег встроена медь, так как этот металл обладает сильнейшими магическими свойствами и легко подстраивается под носителя оберега.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector