Коми народная мотанка – кукла оберег

Научно-исследовательский проект “куклы из бабушкиного сундука” (коми обрядовые куклы) – культурология – детские исследовательские проекты – обучение и развитие – почемучка – сайт для детей и их родителей

Кто в детстве в куклы не играл – тот счастья не видал.

Однажды мне бабушка рассказала сказку про девочку Василису. Жили-были мама, папа и дочь Василиса. Однажды мать сильно заболела и перед смертью дочке подарила самодельную тряпичную куклу и сказала, что, когда тебе будет плохо бери куклу, корми и рассказывай своё горе. Когда мама умерла – отец женился во второй раз. У этой женщины тоже были дети. Мачеха невзлюбила падчерицу. Своих детей баловала, а падчерицу заставляла всю грязную работу выполнять. Василиса вечерами вытаскивала куколку, кормила и плакалась, рассказывала о своей тяжёлой судьбе. Через какое-то время мачеха стала хворать, недомогать и совсем исчезла из жизни девочки. Так кукла помогла девочке. Мне стало интересно, какие тайны хранят куклы. Мне очень захотелось узнать о них побольше. Так началось моё исследование.
Актуальность темы
В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории коми народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. Люди подсознательно тянутся к размеренной жизни предков, их житейской мудрости, опыту и спокойствию. Бесценным источником знаний о коми культуре является народное творчество. Одним из интереснейших фольклорных направлений, безусловно, является народная обрядовая кукла. 
Тему «Коми обрядовая кукла» считаю актуальной, т.к. изучению истории родного края, возрождению народных традиций, ремесел сегодня уделяется большое внимание. Какая она – коми обрядовая кукла и каково ее значение в жизни коми народа?

Гипотеза:
Древнее искусство создания традиционных народных обрядовых кукол актуально и востребовано в современном обществе.

Еще про Тора:  Амулет Змеевик: значение оберега у славян, сила и мощь знака Змеиный щит, очистка и активация талисмана на защиту

Цель:
Изучить традиции коми народа на основе изучения особенностей куклы, научиться самой изготовлять простейшие куклы из ткани.
Задачи:

  • Изучить историю возникновения обрядовых кукол народа коми.
  • Определить актуальность обрядовых кукол среди одноклассников
  • Исследовать на практике традиционные технологии изготовления коми обрядовых кукол
  • Привлечь внимание одноклассников к старинному искусству создания кукол

 Методы исследования:

  1. Теоретическое исследование:
    1. Выборка и анализ информации из печатных и медийных источников;
    2. Интервью (работник библиотечной системы Шпак Т.А.);
    3. Определение технологии изготовления кукол;
  2. Исследовательский:
    1. Анкетирование учащихся 2-х классов МАОУ «Гимназия №1» г. Сыктывкара;
    2. Изготовление обрядовой куклы Покосница своими руками.

 Объект исследования: рукотворные обрядовые куклы.

  1. История обрядовых кукол

 Из словаря В.И. Даля я нашла определение понятия «КУ́КЛА».

  • сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и прочего; подобие человека, а иногда и животного.
Кукла – это отражение человека в культуре. Это выражение знаний человека о мире и миропорядке, о месте его в этом мире.
С незапамятных времен существуют куклы, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Игрушки рождались в трудовой деятельности человека: и простой крестьянин, и признанный мастер учились у одного великого творца – природы.
Как и везде в мире, девочки в деревнях играли в куклы – берестяные, тряпичные, соломенные, глиняные. При этом взрослые приучали детей к некоторым правилам обращения с куклами.
В некоторых местах Коми у детей было столько кукол, сколько в доме членов семьи. Однако куклам запрещалось давать такие же имена, какие носят живущие здесь люди. И одежда для куклы шилась из обрывков новой ткани, а не из ношенной кем-либо одежды. Эти правила устанавливались, чтобы избежать магического отождествления куклы и живого человека. Считалось, что через куклу нетрудно наслать на человека беду.
В старину было принято к каждому празднику делать кукол, а затем ими меняться. Считалось, когда ребёнок делает куклу, он как бы перенимает всё родительское умение. И так будет продолжаться из поколения в поколение. Эти куклы, завернутые в платки, годами лежали в сундуках.

Еще про Тора:  Молитва оберег от ведьм

Обрядовые куклы народа коми

Богата коми земля обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол.
В древности коми тряпичные куклы изготавливали женщины. Объяснялось это тем, что с древнейших времён женщина хранила и передавала знания и навыки из поколения в поколение. Делала такие куколки женщина не бездумно, а эмоционально настроившись, истово веря в силу “сделанного”. Ведь от качества её работы зависела судьба семьи, рода.
Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, поэтому тряпочки и ниточки для изделия не резали, а рвали.
Безликость – очень распространенная особенность традиционной матерчатой куклы. У коми народа существовало поверье: если у куклы будут глаза, рот, нос, в нее может вселиться душа, более того – в нее «перетечет» душа ребенка, играющего с такой куклой. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость.
Изготавливались обрядовые куклы по особому случаю. Им приписывались различные волшебные свойства, они могли защитить человека от злых сил, принять на себя несчастья, помочь хорошему урожаю. Были куклы, помогающие женщине в хозяйстве, или куклы, научающие ребенка благодарности, а были и такие, которые болезнь отогнать могли.
В традиционной коми культуре кукла находилась в центре многих календарных и семейных обрядов, выполняя роль посредника в отношениях человека с миром природы и миром предков.
Для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу зерновушку или крупеничку.
Обрядовая кукла Покосница изображала женщину во время сенокоса. Покосница – одна из самых простых по технике изготовления кукол. Общие тона используемой ткани – разные, светлые, ведь первый покос издавна считался в деревнях праздником.
Для свадебных обрядов делали куклу традиционно из бересты. Куклу давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Обрядовую куклу нельзя считать детской игрушкой.

Коми народная мотанка - кукла оберегКоми народная мотанка - кукла оберег

Выставка коми народной игрушки. воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам – маам.ру

Александра Мальцева
Выставка коми народной игрушки.

В рамках мероприятий, посвященных 95 – летию Республики Коми в нашем детском саду прошла выставка коми народной игрушки. На выставке педагогами во взаимодействии с родителями были представлены куклы и другие игрушки. Выставка получилась яркая, интересная, познавательная для воспитанников и педагогов, а также гостей детского сада. Куклы получились красивые, дети и гости с удовольствием любовались куклами, их нарядами и украшениями.

Из истории.

Кукла у коми народа – существо безликое (чтобы не сглазило дитя). В старину кукла и для девочек, и для мальчиков была маленьким знаком рода, символом материнства. По поверьям многих народов Севера кукла охраняла детский сон, была «берегиней» для ребенка. Делали ее из бересты и ткани. Бересту скатывали в трубочку, внутренним слоем наружу, внутрь вставляли лист бумаги, на котором была написана молитва матери. Одежду для такой куклы шили из лоскутов одежды старого человека и обязательно доброго. Шили кофту с длинными рукавами, двухъярусную юбку и фартук, который отделывали тесьмой.

Выставка коми народной игрушки.Коми народная мотанка - кукла оберегКоми народная мотанка - кукла оберегКоми народная мотанка - кукла оберег

Кукла “Северяночка”

Коми народная мотанка - кукла оберегКоми народная мотанка - кукла оберегКоми народная мотанка - кукла оберегКоми народная мотанка - кукла оберегКоми народная мотанка - кукла оберегКоми народная мотанка - кукла оберегКоми народная мотанка - кукла оберегКоми народная мотанка - кукла оберегКоми народная мотанка - кукла оберегКоми народная мотанка - кукла оберегКоми народная мотанка - кукла оберегКоми народная мотанка - кукла оберегКоми народная мотанка - кукла оберег

Коллеги, надеемся, что наша выставка понравится и Вам.

Публикации по теме:

Формирование представлений об эстетике народной игрушки у детей старшего дошкольного возраста
Народная игрушка является культурным, национальным достоянием подобно родному языку, сказки. Она служит не только для забавы и развлечения,.

Фотоотчет «Выставка народной тряпичной куклы. Совместное творчество детей и родителей»Фотоотчет «Выставка народной тряпичной куклы. Совместное творчество детей и родителей»
Фотоотчет «Выставка детских работ выполненных совместно с родителями по изготовлению народной тряпичной куклы». Изготовление кукол- оберегов.

Мой Коми край (фотоотчет)Мой Коми край (фотоотчет)
«Лучший уголок Коми края» В МБДОУ «Детский сад №2» с 01 по 15 февраля проходил смотр-конкурс «Лучший уголок Коми края». Целью конкурса являлись:.

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами народной игрушки
Игрушка, как средство формирования эмоционального состояния у детейИгрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально.

Конспект по приобщению детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой «Матрешка»
Цель проекта: Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой. Воспитывать у детей чувство любви к русским.

Спортивное развлечение «Коми вермасьем»
Цель: удовлетворить потребность детей в движении, спортивные навыки; развивать глазомер, быстроту реакции, выносливость, смелость; воспитывать.

Вводное занятие в студии народной глиняной игрушки. «Цветик-семицветик». Занятие по ФГОС (1 класс)
Дом детского творчества “Радуга”, с. Краснохолмский, Башкортостан. Педагог дополнительного образования Данилова Людмила Александровна. Вводное.

Выставка детской игрушки в Этнографическом Музее. ФоторепортажВыставка детской игрушки в Этнографическом Музее. Фоторепортаж
Сегодня, 25 сентября, в РЭМ (Российском Этнографическом Музее) был день открытых дверей. Мы с внучками поехали в музей с желанием попасть.

Выставка «Игрушки наших пап»Выставка «Игрушки наших пап»
Уважаемые коллеги! С удовольствием представляю вам нашу новую выставку в мини-музее. Тема выставки «Игрушки наших пап». Как вы уже догадались,.

Выставка народной куклы в изостудииВыставка народной куклы в изостудии
Сейчас в магазинах огромное разнообразие игрушек на любой вкус и возраст. Но сколько же народной мудрости хранят игрушки наших бабушек.

Проект (старшая группа): {amp}amp;quot;народная кукла коми{amp}amp;quot; | социальная сеть работников образования

Вид проекта игровой, познавательный, творческий.  

Название проекта: «Народная кукла»

Подготовили: Козлова Любовь Владимировна, Торлопова Инна Алексеевна.

МАДОУ “Детский сад № 51 общеразвивающего вида” г. Сыктывкар.

Введение

1. Актуальность

«Из всех существующих в мире загадок

тайна куклы – самая загадочная;

без понимания сущности куклы

невозможно понять и человека».

М. Е. Салтыков-Щедрин

Приобщение детей к коми народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы почувствовать себя частью своего народа, ощутить гордость за свою страну. Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой состоит в том, что в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память

        Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла – первая среди игрушек, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная народная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые вдохновленные творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

        Занятия с детьми народной куклой помогут просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, о его истории, научат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе этих занятий сформируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, разовьется мелкая моторика – все эти качества и навыки окажут неоценимую помощь ребенку для успешной учебы в школе.

Традиции использования народных игрушек, кукол помогут сохранить ценности человеческих отношений и этнокультуры в семье, обществе и передавать молодому поколению социальный опыт народа. Особое значение эта работа приобретает в современном дошкольном образование. Процесс модернизации дошкольного образования, введение ФГТ к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования предполагает развитие ребенка, приобщение его к народным истокам через игровую деятельность.

        Но в современном мире игрушки наших детей стилизованы под героев американских мультфильмов и ребенок не владеет информацией о традиционной коми народной кукле. Да и многие родители не знают, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. Порой поток информации поступает большой и очень сложный. Дети, окунувшись в него, плывут, как взрослые, по течению. Теряется интерес к нашим народным сказкам, традиционным играм, национальным игрушкам. Им на смену приходят иностранные мультфильмы и компьютерные игры. В семье, да и в детском саду – изобилие игрушек, которые покупают постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребёнка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче выбросить, чем отремонтировать вместе с ребёнком, привить любовь и доброе отношение к труду человека. Взрослые и сегодня не интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения. Перед нами, педагогами стоит задача – помочь дошколятам найти пути возвращения традиций и обычаев этнокультурного коми народа.

Однако здесь мы сталкиваемся с рядом.
проблем:

 нет достаточного методического и игрового материала по коми народной кукле;

 низкий уровень заинтересованности родителей в работе с детьми и педагогами по данной теме;

 недостаточно сформировано творческое взаимодействие между родителями воспитанников и детским садом.

 в дошкольной педагогике нет разработанной современной модели работы с народными куклами.

2. Цель проекта: Разработка эффективной системы работы по развитию интереса детей коми  народной культуре и народной кукле.

3. Задачи

Для детей:

– Расширять знания детей о культуре народа (традиции, праздники, приметы, загадки, поговорки, потешки)

 познакомить детей с историей возникновения народной куклы (виды кукол, технология изготовления)

 учить изготовлять народных кукол.

– Развивать навыки игрового взаимодействия, творческое воображение.

 развивать речь детей, расширять словарный запас

 воспитывать бережное отношение к своему и чужому труду.

 учить игре с куклой, выполнению игровых действий;

– учить простейшим формам речевого этикета;

– обогащать представления детей о своем прошлом и настоящем.

Для родителей:

– способствовать осознанию родителями роли игры с куклой в нравственном становлении личности детей;

 создавать условия для участия родителей в жизни группы, используя их творческий потенциал;

– способствовать развитию родительско-детских отношений.

4. Методы и формы работы

 – беседы;

– рассматривание современных и народных кукол;

– игровые занятия;

– сюжетно-ролевые, настольно-печатные игры;

– продуктивная деятельность (конструирование, лепка, рисование, ручной труд);

– презентации о народной кукле;

– лепбук;

– знакомство с выставкой коми народной куклой национальной культуры.

5. Ожидаемые результаты

Для детей:

– обогащение впечатлений, создание положительного эмоционального настроения в процессе игры с куклами;

– сформированность (адекватная возрасту детей) представлений о многообразии кукол;

– приобретенные начальные умения игры с куклой, навыки работы с пластическими материалами, развитие воображения;

– приобретенные начальные навыки социального (нравственного) поведения во взаимоотношении детей со сверстниками и взрослыми, коммуникативные умения.

 Для родителей:

– сближение родителей и детей в процессе игры с куклами или создания кукол;

– приобретение знаний об игрушках, способствующих развитию детей-дошкольников;

 осознание родителями важности данного периода дошкольного детства для развития отношений ребенка со сверстниками и взрослыми.

Информационная характеристика проекта:

6.Участники проекта: для детей средней группы, педагогов, родителей, в целях приобщения детей коми народным традициям.

7. Продолжительность проекта: 1.10.2020 – 30.12.2020г. (краткосрочный).

8. Новизна проекта и практическое значение:

 Реализация этого проекта будет способствовать формированию социальных отношений у детей, формированию нравственных начал личности ребенка, а также приобщать дошкольников к народной культуре. Проект может быть полезен педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

9.Обеспечение проекта(необходимые условия):

– наличие предметно-развивающей среды.

– создание уголка ряженья, уголка «Сказочная мастерская»

-создание мини-музея « Куклы наших бабушек»

I. План-график мероприятий

Срок (дата)

Действия детей

Действия педагогов

(в том числе по совершенствованию

РППС)

Действие родителей

(в том числе по совершенствованию

РППС)

1 этап – Организационный (Предварительный) этап.

Октябрь

1.Выявление проблемы на основе наблюдения за игрой детей с (коми и современными) куклами.

2. Изучение теоретической и методической литературы по данной проблеме.

3. Поиск материала по созданию народной куклы.

1. Изучение уровня компетентности родителей (анкетирование       «С какими куклами играют наши дети?»).

2. Проведение родительского собрания «Народная кукла в играх современных детей»

3. Работа с родителями с целью вовлечения родителей в изготовление альбомов, схем, чертежей по изготовлению народной куклы.

2 этап – Основной этап

Октябрь

Беседа

Чтение худ. литературы

Кукла младенец-полено

Д/и «Кто ты куколка моя?» Закрепить знание детей о кукле Младенец – полено.

Разработка проекта

Вовлечение родителей к изготовлению народных кукол (Кувадка, , Коми кукла акань, Младенец – полено, Столбушка).

Ноябрь

Знакомство с Коми куклой акань.

Беседа. Рассматривание куклы Коми акань.

Рисование « Кукла в национальном костюме»

Дидактические игры «Наши куклы». Настольно-печатная игра «Подбери одежду для кукол: мальчика и девочки».

Знакомство с куклами: девочка и мальчик, выявление  сходства и различий в женской и мужской  одежды,

Рассматривание альбома «Коми куклы».

Рассказ воспитателя «Моя народная кукла».

Сюжетно-ролевая игра «Мама и дочка (сыночек)».

Консультация «Роль игры с народной куклой в воспитании дошкольников»

Информационный стенд «Как играть с куклой»

 Шитье коми народной одежды для куклы Настук.

Декабрь

 Экскурсия в музей (презентация)

 «Коми керка» Познакомить детей со старинными предметами утвари, развивать у детей интерес к родному краю.

Занятие. Конструирование из строительных деталей «Домик для куклы». «Мебель для кукол».

Рисование « Моя любимая куколка»- выставка работ.

Познакомить детей с народной куклой, технологией изготовления.

Совместная творческая деятельность педагога и детей по изготовлению куклы. Образцы куклы, подбор кусочков ткани для изготовления кукол вата, квадратный лоскуток, красные нитки.

Папка-раскладушка «Веселые потешки для игры с куклой»

Выставка “Коми народных кукол” «Народные коми куклы» (попросить помочь организовать выставку, принести кукол).

Знакомство с народной куклой Кувадка..

Беседа, рассматривание куклы Кукла Кувадка

Обучение игровым действиям с куклами, народными играми Хороводная игра

 «У бабушки Маланьи»

Соотносить слово и выразительное движение рук, пальцев, мимики. Запомнить слова для игры

Изготовление народной куклы Кувадка.

Занятие. Лепка «Кукла-кувадка».

Совместная деятельность взрослых и детей.

Познакомить детей с историей создания куклы и ее предназначением Презентация «Народные куклы».

Сюжетно-ролевая игра «День рождения куклы».

Совместная творческая деятельность педагога и детей в процессе изготовления куклы Кукла Кувадка, схемы изготовления куклы, прямоугольная и квадратная ткань, нитки.

Родительское собрание «Учите детей говорить правильно» (в том числе и через игру с куклами)

Мастер-класс «Технология изготовления кукол»

Приглашение родителей к участию в конкурсе «Куклы, которые мы придумали» (тряпичные, вязанные, бумажные, деревянные, глиняные).

Знакомство с народной куклой Столбушка

Беседа

Рассматривание куклы, игры с куклой Кукла Столбушка

Разучивание колыбельной песенки, слушание музыки Свиридов «Колыбельная» Игрушечная кроватка, куклы

Русская народная подвижная игра « Платок»

Изготовление народной куклы «Столбушка».

Организация мини-музея кукол, сделанных родителями и детьми.

Научить детей изготовлять куколку, развивать творчество.

Совместная творческая деятельность родителей и детей.

Опрос «Чем полезен для вас данный проект?».

Отзывы родителей о проекте в «Книге отзывов»

Декабрь

Д/и «Узнай по описанию» Закрепить знания детей о изученных куклах. Игровая деятельность Народные куклы: Младенец-полено, Кувадка. Веснянка, Столбушка.

Мероприятия.

Материал

д/и «Узнай по описанию» Закрепить названия изученных кукол, воспитывать внимание, наблюдательность

Игровая деятельность Народные куклы: Кувадка, Веснянка, Младенец – полено,народная кукла, кукла Ангел.

Рассказ воспитателя на тему: Ушинского «Как рубашка в поле выросла» Знакомство детей с рассказом, слушать внимательно и отвечать на вопросы по содержанию.

Иллюстрации к рассказу.

Опрос «Чем полезен для вас данный проект?».

Отзывы родителей о проекте в «Книге отзывов»

3 этап – Заключительный подведение итогов работы по проекту.

(на этом этапе планируются итоговые мероприятия: НОД, развлечения, викторины, конкурсы и т.д.)

1. Анализ проведенной работы.

2. Обобщение результатов работы (отчет, презентация).

Творческий отчет о проделанной работе

– Показ сказки « Бабушкины куклы»

-Участие детей в исследовательской конференции «Я – исследователь»

-Создание мини – музея « Куклы наших бабушек»

Результаты работы над проектом: «Народная кукла в играх современных детей»

Анализ выполнения задач проекта на каждом этапе.

Средняя группа (октябрь) проведение диагностики в начале учебного года с целью определения достижений поставленных целей и задач проекта.

Апрель – май (средняя группа) – итоговая диагностика уровня сформированности интереса детей к народной кукле; анализ эффективности работы по данному проекту на заключительном этапе.(Приложение №1)

В процессе работы над проектом сформировались дружеское творческое взаимодействие с семьями воспитанников, в работе над проектом были задействованы 70% родителей и детей группы, значительно повысился уровень знаний родителей и педагогов по проблеме, пополнилась и обновилась предметно развивающей среда группы.

Дальнейшее развитие проекта:

-использование рукотворной куклы в игровой деятельности детей:

-участие в конкурсах, выставках, акциях;

-публикации.

Этапы проекта

1 этап подготовительный

        На первом этапе изучена и проанализирована литература по теме, определены объемы материала, сроки, направление по проекту. Совершенствование необходимой материально – технической базы и развивающей предметной среды (альбомы, материалы, дидактические игры, подборка художественной литературы, конспекты занятий), с целью накопления представлений о народной культуре, быте, народных традициях.

Проведение родительского собрания «Народная кукла в играх современных детей»

Цель: Наладить взаимодействие с родителями в организации исследовательской деятельности по теме «Создание народной коми куклы».

Цель: поиск материала по созданию народной куклы.

Экскурсия в музей. Дома детского творчества.

Цель: поиск материала по созданию народной куклы, познакомить со старинными предметами быта нашей местности.

-Работа с родителями с целью вовлечения родителей в изготовление альбомов, схем, чертежей по изготовлению народной куклы.

Октябрь –  работа с родителями.

Вовлечение родителей к изготовлению народных кукол (Кувадка, Берегиня дома, Коми кукла акань, Младенец – полено, Столбушка)

        Таким образом, на первом этапе мы стараемся сформировать у детей устойчивый интерес к ознакомлению с историей своего народа, развивать эмоциональную отзывчивость, желание знакомиться с народными куклами и их изготовлением.

2 этап основной

Длительный (октябрь – декабрь) – средняя группа.

Цель: изучение педагогической литературы; разработка, проверка действенности и эффективности мероприятий, направленных на развитие интереса детей к народной кукле.

Мероприятия направленные на развитие интереса детей к народной кукле реализуются в соответствии с тематикой и сроками разработанными в перспективно – тематическом планировании.

Октябрь

Знакомство с куклой Младенец – полено.

Цель: Познакомить детей с образом народной куклы, историей создания куклы и ее предназначением.

Беседа

Чтение художественной лтературы: «Терешечка» Кукла младенец-полено

Д/и «Кто ты куколка моя?»

Цель: Закрепить знание детей о кукле Младенец – полено.

Изготовление народной куклы Младенец – полено.

Цель:  Научить детей изготавливать куклу, развивать интерес к народной кукле.

Способствовать развитию творческой деятельности в процессе создания куклы. Совместная творческая деятельность педагога и детей в процессе изготовления куклы. Поленце (30 см), ткань, узкая лента, образцы изготовления куклы.

Ноябрь

Знакомство с Коми куклой акань.

Цель:  Познакомить детей с куклой, ее назначением, технологией изготовления. Беседа. Рассматривание куклы. Кукла Коми акань.

Рисование « Кукла в национальном костюме» Познакомить детей с народным костюмом и орнаментом коми, развивать творчество. Рассматривание куклы в коми национальном костюме, рассматривание коми орнаментов. Альбом, гуашь, кисти, баночки с водой, образец для рисования.

Декабрь

        Экскурсия в музей «Коми керка» Познакомить детей со старинными предметами утвари, развивать у детей интерес к родному краю.

Рассматривание предметов обихода коми избы, объяснить детям как их использовали. Старинные предметы утвари, мебели

        Беседа с детьми о празднике Рождество. Познакомить детей с праздником, его значением и обычаями.

Беседа.

Рисование « Моя любимая куколка»- выставка работ.

Цель: Учить детей рисовать понравившуюся куклу, развивать творчество Рассматривание кукол, художественное творчество. Народные куклы, краски. Кисти, альбомные листы.

Февраль

        Знакомство с народной куклой Кувадка.

Познакомить детей с историей создания куклы и ее предназначением.

Беседа, рассматривание куклы Кукла Кувадка

Обучение игровым действиям с куклами, народными играми.

 Хороводная игра «У бабушки Маланьи».

Соотносить слово и выразительное движение рук, пальцев, мимики.

Запомнить слова для игры.

Изготовление народной куклы Кувадка.

Цель: Научить детей изготавливать куклу Кувадка способом скрутки, развивать интерес к народной кукле, способствовать развитию творческой деятельности в процессе создания куклы. Совместная творческая деятельность педагога и детей в процессе изготовления куклы Кукла Кувадка, схемы изготовления куклы, прямоугольная и квадратная ткань, нитки.

        Знакомство с народной куклой Столбушка. 

Цель: Познакомить детей с народной игровой куклой с Столбушка, развивать у детей интерес к кукле.

Беседа

Рассматривание куклы, игры с куклой Кукла Столбушка.

Знакомство детей с народными традициями, народным фольклором, посредством колыбельных песен.

Познакомить детей с колыбельными песенками, их предназначением, обучение игровым действиям с куклами.

Разучивание колыбельной песенки, слушание музыки Свиридов «Колыбельная» Игрушечная кроватка, куклы

Русская народная подвижная игра « Платок» Знакомить детей с народными играми. Подвижная игра с бегом Платок.

Изготовление народной куклы «Столбушка». Научить детей изготовлять куколку, развивать творчество.

Совместная творческая деятельность родителей и детей

Плотная ткань (20х20),светлая ткань( 20х20),комочек ваты, нитка.

Декабрь

 Д/и «Узнай по описанию» Закрепить знания детей о изученных куклах. Воспитывать наблюдательность, внимание, умение различать кукол по признакам.

Игровая деятельность Народные куклы: “Младенец-полено”, “Народная кукла” “Кувадка”, ” Столбушка”.

Материал: д/и «Узнай по описанию»

Цель Закрепить названия изученных кукол, воспитывать внимание, наблюдательность.

Игровая деятельность Народные куклы: Кувадка, Веснянка, Младенец – полено.

Рассказ Ушинского «Как рубашка в поле выросла».

 Знакомство детей с рассказом, слушать внимательно и отвечать на вопросы по содержанию. Чтение художественной литературы. Иллюстрации к рассказу.

3 этап аналитический

Анализ выполнения задач проекта на каждом этапе.

Средняя группа (октябрь) проведение диагностики в начале учебного года с целью определения достижений поставленных целей и задач проекта.

интереса детей к народной кукле; анализ эффективности работы по данному Декабрь (средняя группа) – итоговая диагностика уровня сформированности проекту на заключительном этапе.

Творческий отчет о проделанной работе

– Показ сказки « Бабушкины куклы»

-Участие детей в исследовательской конференции «Я – исследователь»

-Создание мини – музея « Куклы наших бабушек»

Результаты работы над проектом:

        По результатам работы проекта «Народная кукла в играх современных детей»стало понятно, что знакомство с историей народной куклы и технологией её изготовления, возможно, начинать с детского сада. Эта работа предоставляет возможности для творческого самовыражения детей, формирования навыков работы с различными материалами – природными и бытовыми. Народная кукла наиболее близка детям и в тоже время связана со многими аспектами национальной культуры. Изготовление с детьми народной игрушки имеет большие воспитательные возможности. У детей развивается чувство цвета, ритма и пропорций, глазомер, эстетический вкус. Одним из важных моментов в изготовлении игрушки является то, что её можно изготовить без иглы и ножниц. Дети мастерили кукол из различных материалов. Тем самым они приобрели необходимые трудовые навыки, у них начал формироваться хороший вкус.

Занятия, которые мы проводили, позволили познакомить детей с миром народной куклы, с русскими народными песнями, обрядами и тем самым приобщить детей к народной традиционной культуре России и Коми.

        В процессе работы над проектом сформировались дружеское творческое взаимодействие с семьями воспитанников, в работе над проектом были задействованы 70% родителей и детей группы, значительно повысился уровень знаний родителей и педагогов по проблеме, пополнилась и обновилась предметно развивающей среда группы. Завершающим этапом проекта стало создание мини-музея, посвященного народной кукле, изготовленным не только из ткани, а так же из других материалов«Куклы наших бабушек»

Дальнейшее развитие проекта:

-использование рукотворной куклы в игровой деятельности детей:

-участие в конкурсах, выставках, акциях;

-публикации

II. Оценка результатов и отчетность

– Повысится интерес детей к народной кукле и народным традициям;

 Расширятся знания детей о народной кукле;

-Сформируется интерес к изготовлению простых кукол;

-Создастся апробированная система мероприятий по формированию интереса у детей к народной кукле;

-Улучшится творческое взаимодействие с семьями воспитанников в ходе реализации проекта.

– Сформируются у детей навыки бережного отношения к результатам своего и чужого труда.

   Важнейшие показатели, позволяющие оценить ход реализации проекта.

– Высокий уровень развития у детей интереса к народной кукле и народным традициям;

– Возрастет доля участия детей в экспериментально исследовательской деятельности;

– Возрастет качество образовательного процесса;

– Возрастет процесс социализации детей в новой среде.

Условия реализации проекта.

Нормативно-правовое обеспечение

– наличие локальных актов (утверждение ООП и плана-графика ФГТ), регламентирующих деятельность и образовательный процесс в рамках ФГТ

– наличие банка данных нормативно-правовых документов разного уровня

Кадровое обеспечение

– педагоги заинтересованы во внедрении инновационных технологий

– владение педагога современными образовательными технологиями

Научно-методическое обеспечение

– определена модель учебного процесса в соответствии с ФГТ

– разработаны комплексно-тематическое планирование и система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения детьми ООП.

Информационное обеспечение

– организовано взаимодействие сотрудников ДОУ с родителями воспитанников, с социумом.

III. Список используемой литературы.

1. Алешина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа / Н. В. Алешина. – М. : ЦГЛ, 2004. – 112 с.

2. Аскарова, А. Народная кукла как средство приобщения к родной культуре / А. Аскарова // Дошкольное воспитание. – 2020. – № 7. – С. 117-125.

3. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду : кн. для воспит. дет. сада / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1990. – 160 с.

        4. Гришина, А. Традиции народного искусства в дошкольном воспитании / А. Гришина // Дошкольное воспитание. – 2020. – № 4. – С. 59-62.

Дайн Г. Д. « Русская народная игрушка»-М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.-192с.,ил.

5. Елена Берстнева, Наталья Догаева « Кукольный сундучок»,издательство         «ООО Белый город», Москва.

6. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа: пособие / И. А. Лыкова. – М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. – 144 с.

7. Миназова, Г. В умелых руках «ожившая» кукла – это маленькое чудо / Г. Миназова // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 12. – С. 120-121.

8. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / Т. И, Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьева. – 2-е изд. – М. : просвещение, 2020. – 111 с.

9. Цыгвинцева, О. А. Мастерская народных кукол. Теоретические и практические основы изготовления / О. А. Цыгвинцева. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020. – 80 с., цв. ил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *