Мастер-класс смотреть онлайн: Шьем куколку в мордовском национальном костюме | Журнал Ярмарки Мастеров — Мой Тор

Виды кукол в русском стиле

Народные куклы были в каждом доме, семейные обереги передавались в наследство из поколения в поколение. Считались очень ценным подарком, но принимать их следовало только от тех людей, которым доверяли.

  • День-ночь. Древняя кукла по лучила широкое распространение на территории Поволжья, в Тамбовской, Пензенской губернии. Две одинаковые куколки отличались между собой цветом. Одну делали белой – день, вторую черной – ночь. Эти обереги защищали дом от нечистой силы, злых людей, врагов, недоброжелателей. Куколки соединялись между собой нитью, представляли собой единое целое. Но днем вперед выдвигали белую ляльку, ночью черную.
  • Неразлучники. Парные обереги в виде мужчины, женщины. Соединялись между собой ниткой либо руки делались слитно. Олицетворяли влюбленную пару. Дарили на свадьбу для счастливой семейной жизни.
  • Московка или Беременная. Делала женщина, если не получалось обзавестись ребеночком. Тряпичная кукла с большим животом была оберегом для женщины, помогала осуществить желание. Прятали оберег от посторонних глаз до самых родов. Потом тайно сжигали.
  • Пеленашка. Одна из разновидностей мотанок. Заворачивали ткань в форме младенца, укладывали в кроватку незадолго до родов либо непосредственно после рождения малыша. Оберег защищал младенца от посторонних глаз, дурных мыслей, магического воздействия, болезней.
  • Кубышка. Русские мощные обереги не обходилось без использования целебного зелья. Кубышка сидела на мешочке с целебными травами. Они охраняла жителей дома от болезней. Если недуг заходил в дом, с оберегом несколько раз обходили все комнаты, потирали зелье.
  • Крупеничка. Эта кукла создавалась для поклонения матушке земле, чтобы получить хороший урожай. Внутри ляльки находилась разная крупа. Усаживали на почетном месте, благодарили за плодородие.
  • Желанница. Делали, чтобы исполнилось заветное желание. В процессе работы мысленно программировали талисман на достижение поставленной цели. В завершение дарили подарочек – бусы, цветочек, любое красивое украшение. Прятали от посторонних глаз.
  • Десятиручка. Оберег помогал хозяйке справиться с большим количеством работ. Делали обычную тряпичную ляльку, но было у нее 10 рук. Для усиления эффекта читали специальный заговор.
  • Банщица. Народная кукла банщица оберегала комнаты, где проводились банные процедуры. Ее одевали в халат, заворачивали голову в полотенце. В современном мире эту куклу используют для украшения интерьера. В древние времена сильный оберег защищал обнаженного человека от темной силы, черной магии, негативного воздействия.
  • Удмуртская. Делалась удмуртская кукла из разных материалов – соломы, глины, дерева, ткани. Выполняла разные функции – защищала дом, помогала женщинам в быту, исполняла желания, обогащала, исцеляла, придавала уверенности в своих силах.

Делали кукол мотанок для исцеления человека от страшной болезни. Мысленно перебрасывали недуг на амулет, читали заговор, бросали в огонь.

Еще про Тора:  Кукла-оберег: Помощница - 50 см – купить на Ярмарке Мастеров – LI79CRU | Кукла-оберег, Санкт-Петербург

Коллекция кукол мордовского края

Обложка книги. Народная кукла. Коллекция кукол Мордовского края.

Книга Валентины Семёновой о мордовской кукле, смотрите статью-заметку об этой книге с адресом Валентины (для заказа книги).

В книге собрано более 40 кукол, с фотографиями и схемами изготовления, описаниями (а также фотографиями мастериц, кто передал кукол, рассказал о них). Большая часть этих кукол — удивительны, они оказываются открытиями даже для тех, кто давно занимается народными куклами.

Ниже на фото — несколько страничек книги, для примера.

Прекрасный сборник, огромное спасибо автору, художнику, и всем тем, кто рассказал о куклах. Они душевные, замечательные. Очень хочется надеяться, что такие сборники выйдут и в других регионах России, тогда со временем наконец-то можно будет составить более-менее цельное представление о народных куклах нашей страны.

Автор книги — Валентина Семёнова.

СОДЕРЖАНИЕКуклы из природных материаловКуклы из соломы, травы, мочалаКуклы из подорожникаКуклы из растений семейства зонтичныхКуклы из цветов одуванчикаКуклы из веточекКуклы из палочекКуклы из чурбачковЗольные куклыТекстильные куклыКуклы бесшитьевыеКуклы шитыеКуклы из других материалов

Куклы из веточек. Мордовская свадьба.

СаранскИздатель Константин ШапкаринДом народных ремесел

Книга прекрасно издана: обложка мягкая, но плотная, и странички внутри — плотные, иллюстрации — цветные фото и рисованные схемы, с понятными описаниями, как делать куклу.

Куклы из чурбачков. Зольные куклы.

Куклы из села Поводимова.

В последнее время заметно возрос интерес к народной кукле. И если о русских куклах собрано достаточно много информации, изданы книги, то куклы народов, проживающих на территории Мордовии, практически не изучены. Но ведь они были. Девочки, как и положено, играли рукотворными куклами. Так какими же куклами играли девочки народов, населявших Мордовию? Как они выглядели и как их мастерили?

Познакомившись с книгой, Вы узнаете об основных конструкциях кукол, а используя представленные схемы, сможете легко смастерить их своими руками.

Книга адресована людям, увлеченным народным творчеством, и читателям, впервые соприкоснувшимся с миром народной куклы. И тем и другим она поможет окунуться в мир детства, даст возможность попробовать самим смастерить кукол и навсегда полюбить их.

Куклы-обереги мордвы представили в городском пресс-центре саранска

В городском пресс-центре Саранска представили самодельные куклы-обереги народности мордва. Мастерица из Рузаевки, второго по величине города в Республике Мордовия после Саранска, Светлана Сараева продемонстрировала, каким образом национальный орнамент можно использовать в современном быту.

Самыми используемыми изделиями из шерсти в быту, конечно, являются носки. Светлана практикует двухцветное мокшанское вязание, рисунок для которого она взяла со старинных национальных наколенников. Мастерица рассказала, что каждая фигура в рисунке представляет собой элемент старинной письменности. Конечно, сейчас можно только угадывать, что они означали. По словам Светланы, там изображены ростки пшеницы, которые в ряд образуют засеянное поле, а зигзаг был символом воды и молнии.

Еще про Тора:  Народная кукла Десятиручка. Мастер-класс

«Жизнь не стоит на месте, идёт вперёд, поэтому нужны вещи, которыми можно пользоваться. Но в то же время, чтобы был национальный колорит, орнамент, чтобы его не забывали», — подчеркнула мастерица.

Светлана представила журналистам всё многообразие кукол-оберегов мордвы — возникло такое ощущение, что ими были заполнены все дома в Мордовии. Одни из них, травницы, как показалось журналистам, были наиболее способны исцелять — пышные куклы набивались лечебными травами, и когда ребёнок в них играл, он вдыхал этот запах и не болел. А куклы-мешочки, набитые мятой или мелиссой, действовали ещё и успокаивающе.

Были и денежные куклы — внутри каждой лежала монетка. В старину их дарили с пожеланиями семейного благосостояния и хранили дома или носили с собой в мешочке с деньгами.

По старинным мордовским поверьям в каждом доме жил домовой, звали его Куд-атя — это сочетание слов «дом» и «мужчина», или «старик». Мастерица выполнила эти куклы в виде старичков с белыми бородами, а внутри заполнила их мятой. По её словам, считалось, что если такому домовому как-то не угодить, то он мог и навредить хозяевам. Поэтому хозяева старались его ублажать: ставили блюдце с молоком и клали кусочек хлеба, чтобы не проказничал.

Ещё одним оберегом у мордвы служили куколки-скруточки. Они изображали девушек в национальных костюмах в кокошнике или с косой, а внутри был вставлен столбик из скрученной ткани, коры дерева или кусок полена. Форму такая кукла имела в виде креста, которую им придавали ручки-палочки. Лица у куклы не было, чтобы она не приобрела душу и не навредила хозяевам.

Наверное, самая простая кукла, в которую играли без какой-либо таинственной подоплёки, была сделана из лыка. Это мог быть и человечек, а могла быть и коза, которая считалась символом озорства и веселья. Вообще, как рассказала мастерица, кукол делали из того, что было в доме. Лыко, например, оставалось после плетения лаптей, и из него ещё делали мочала и кисти.

Возвращаясь к национальному орнаменту на современных вещах, Светлана продемонстрировала подушку-игольницу. Орнамент она взяла со старинных рубах, но обыграла его в других цветах, чтобы смотрелось более современно. Если раньше преобладал только кирпично-красный цвет с вкраплениями зелёного, жёлтого и синего, то сейчас можно добавить и фиолетовый, и бежевый.

Мордовский летний костюм

Куклы в народных костюмах 59. Мордовский летний костюм, кукла в упаковке.

Куклы в народных костюмах №59 — в России номер выходит 17.04.2020 — Мордовский летний костюм.

Кукла в Мордовском летнем костюме.

В составе мордовского народа выделяют два субэтноса — мордвы-мокши и мордвы-эрзи. Их национальные костюмы различались , но были в костюмах и общие черты: белый холст рубахи, туникообразный покрой рубах, отделка вышивкой, украшения из монет, раковин и бисера.

Основной частью женской одежды являлась рубаха-панар туникообразного покроя без воротника.

Куклы в народных костюмах №59 — Мордовский летний костюм. Панго — высокий головной убор, конусообразный. Височные украшения в виде пуховых шариков.

Еще про Тора:  Молитвы в бедности или потере имущества, денег - читать, скачать онлайн - Молитвослов

Вид куклы сбоку. Куклы в народных костюмах №59, Мордовский костюм. Туникообразная рубаха — панар.

Куклы в народных костюмах №59, вид сзади — коса куклы. Мордовский летний костюм. Набедренное украшение из плотной ткани — пулай.

Такая рубаха требовала множества дополнительных деталей, которые помогали женщине придать необходимый силуэт одежде — это пояс и комплекс набедренных украшений, нагрудная фибула-сюлгам в ансамбле с ожерельями, гайтанами, нагрудниками. (Источник).

Ворот рубахи — конусообразный вырез.

Рубахи-панар эрзянского населения Симбирской и Пензенской губерний характеризовались общими принципами оформления ворота, рукавов, подола: два полотнища холста, перегнутые поперек и сшитые между собой, составляли стан рубахи с четырьмя швами (посередине груди и спины и два – по бокам).

Вдоль переднего шва рубахи холст подгибался внутрь на 5–7 см с обеих сторон от шва, поэтому задняя часть рубахи получалась несколько шире, чем передняя.

Спереди сверху оставляли незашитым разрез примерно в 30 см, подгибая к плечам на глубину 5–6 см таким образом, что образовывался конусообразный вырез.

На подоле рубахи спереди оставляли незашитым разрез 15–20 см, потому что длинная и узкая одежда иначе была бы неудобной при ходьбе.

Рукава эрзянской рубашки шили прямыми, без клиньев; длина их равнялась ширине холста (около 29–32 см). Они были сравнительно короткими – до локтя или чуть ниже, это было удобно для физической работы дома и в поле. Прямой рукав без проймы пришивался к краю холста в области плеча, по нижней границе соединения его со станом вшивали квадратные ластовицы для облегчения движений руки.

У мокшан рубаха была короче, поэтому дополнялась штанами покст.

Поверх рубахи женщины надевали подобие платья — кафтонь-крда, сарафан. Другим элементом костюма была верхняя распашная одежда из холста.

Куклы в народных костюмах №58 — Праздничный костюм Нижегородской губернии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector